Похожие работы
|
Программа «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития» - страница №1/7
![]() педагогическом совете Директор МБОУ СОШ №158 протокол № 3 _______________________ от « 29» февраля 2012 г. Е.П.Истомина «06» июня 2012 г.
г.Новосибирск-2012 Программа «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития » Комплексно-целевая программа «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития» В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить… Шалва Амонашвили Актуальность проблемы Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, её направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества. В то же время с недавних пор российское образование пытается соответствовать единым государственным стандартам, вследствие чего школа ориентирована на формирование усредненных знаний, рассчитанных на среднего ученика .Но очевидно, что уровень физического, психического, интеллектуального развития детей различен. Поэтому ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей. Трудности с обучением в школе детей, отстающих в своем развитии от возрастных норм, проявились в школьной неуспеваемости и заставили общество принять неотложные меры. К сожалению, пока что значительно меньше сделано в отношении детей, превосходящих возрастную норму в различных отношениях. Между тем именно высокоодаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, поэтому транжирить таланты -непозволительная ошибка для любого государства. В педагогике в последнее время довольно часто по отношению к этим детям употребляется термин «одарённые». Это очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников этого риска являются трудности контактов со сверстниками, свойственные в особенности исключительно одаренным детям. Дело в том, что ребенок с высокими интеллектуальными способностями очень далеко отрывается от сверстников (на 3 — 4 года умственного развития и более), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам и гонениям. Дополнительной проблемой является так называемая «диссинхрония развития», свойственная многим одаренным детям. Она заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих ровесников или даже иногда уступают им. В результате этого некоторые интеллектуально одаренные дети оказываются слабо успевающими, а их особые возможности и потребности — невостребованными. У них теряется учебная мотивация и может развиться стойкое отвращение к школе. Весьма серьёзна проблема, связанная с так называемой «скрытой одаренностью». «Скрытой» называется такая одаренность, которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных достижениях ребенка или подростка и не является очевидной для тех, кто ребенка окружает, — семьи, учителей, сверстников. Более того, дети, обладающие такого рода одаренностью, часто бывают просто неуспевающими. Потеря мотивации к учебе в школе одаренными детьми может вести к опасным последствиям еще в одном отношении. Одаренные люди, не нашедшие себе полезного применения в обществе, образуют костяк сил, направленных на разрушение общества. Способные дети, не нашедшие себя в школе и не продолжившие образования в вузе, все равно будут искать применение своим большим возможностям, что и приводит к риску асоциального поведения. Всё это говорит о том, что такие дети требуют индивидуального подхода, более сложной работы с ними. В силу своих особенностей они очень уязвимы, их слабости подчас кроются в их преимуществах. Поэтому важно не «закопать» талант, а максимально способствовать развитию интеллекта и чувств одарённых детей как потенциала развития нации, создавая вокруг них атмосферу заинтересованности и доброжелательного отношения. Всё это явилось весомым основанием для создания в России федеральной целевой программы "Дети России", включающей в себя три подпрограммы, одной из которых является проект «Одарённые дети». Целью его является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности через - создание государственной системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей; - оказание консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми. Мы посчитали необходимым создание в нашем образовательном учреждении комплексно-целевой программы развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей. Для этого в МОУ СОШ № 158, на наш взгляд, есть всё необходимое. В школе накопился богатый опыт работы со способными учащимися. Опыт весьма интересный и самое главное успешный. Это говорит о том, что в нашей школе много талантливых, способных детей. Учащиеся нашей школы – постоянные участники городских и общероссийских («Русский медвежонок», «Кенгуру») олимпиад,. В течение последних трёх лет в школе активизировалась учебная исследовательская деятельность, результаты которой нас очень радуют. Исследовательские работы наших детей успешно представлены на конференции «Шаг в будущее» (среди учащихся школы – победители и призёры в секциях «Литературоведение», «Физика»), а также на общероссийском уровне (конкурсы исследовательских работ «Юность. Наука. Культура»). Результаты есть. Может быть, кому-то они покажутся недостаточно значительными, но мы убеждены, что в условиях общеобразовательной школы, которая принимает в своих стенах всех детей, без какого-либо отбора и ранжирования, - это успех, который является итогом упорного, напряжённого труда учащихся и их наставников. Для работы с детьми «с признаками одарённости» нужны подготовленные и заинтересованные педагоги, которые вместе с родителями, социально-психологической службой школы способны выявлять, обучать и развивать способности школьников. Такие учителя в нашей школе есть, среди них – учителя высшей и учителей первой категории, владеющих современными образовательными методиками, наиболее успешно применяемыми при работе с одарёнными детьми. «Чтение и письмо для развития критического мышления», «Дебаты», «Метод проектов» - данные технология очень активно внедряются учителями школы в образовательный процесс, на их основе строится и внеурочная деятельность по предметам. Давно сложившаяся система взаимодействия нашей школы с учреждениями дополнительного образования (« ДК Пичугина», « Содружество», библиотеками города), на наш взгляд, будет способствовать успешной реализации программы работы школы с одарёнными детьми Рабочая концепция одарённости Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренные дети – дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению. Таким образом, термин «одаренность» чаще всего несет в себе оттенок исключительности и предполагает выделение особой группы детей, качественно отличающихся от своих сверстников. Нельзя отрицать наличие детей с выдающимися способностями, имеющих настолько яркие проявления одаренности, что их обучение в массовой школе весьма затруднительно. Обучение и воспитание юных вундеркиндов – крайне важная педагогическая задача. Однако мы исходим из понимания одаренности с позиций личностно ориентированного подхода. Новая методология образования, аксиология, рассматривает понятие «одаренность» как однокоренное от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития, то есть признает наличие определенных талантов у каждого ребенка. С этой точки зрения любой «педагог должен не только овладеть необычными учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность», опираясь на знание характерных признаков детской одарённости: - быстрое освоение различных видов деятельности и высокая успешность её выполнения; - изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; - выдвижение новых идей и способность реализовать их в практической деятельности; - сформированность индивидуального стиля деятельности; - высокий уровень способности к самообучению; - повышенная познавательная потребность; - высокая требовательность к результатам своего труда; - неприятие стандартных, типичных заданий и готовых вариантов решения учебной задачи; - поразительное упорство и трудолюбие; - особый тип организации знаний (способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей). В настоящее время в отечественной и зарубежной педагогике существуют различные концепции детской одаренности. В своей деятельности мы руководствуемся идеями, изложенными в концепции одаренности, где выделяются два структурных компонента: мотивационный («хочу») и инструментальный «могу»). Мотивационный компонент содержит следующие характеристики: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные задачи, стремление к совершенству. Инструментальный компонент включает в себя все, что связано со способностями школьника, его знаниями, умениями и навыками. Психологи отмечают, что в основе развития способностей лежат задатки – анатомо-физиологические особенности человека. Выдающийся отечественный психолог к.к. Платонов утверждал, что «одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». Поэтому детская одаренность реально предстает перед нами как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия генотипических и средовых факторов. Один человек отличается от другого степенью развития способностей, обеспечивающих успешность деятельности. Каждый ребенок обладает ими, но далеко не каждый может достичь высоких результатов в учении. Как разрешить противоречие между наличием способностей у каждого ученика и невозможностью всеми достичь высоких результатов в учении? Вся проблема заключается в том, что каждый ребенок потенциально талантлив, но в определенной сфере. Творчество определяется в психологии как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных образовательных продуктов. Признаком творческого мышления является умение отойти от привычного, стандартного, в свободе самовыражения. Следовательно, ребенок может проявить свои творческие способности в разных видах деятельности. Теоретическое (интеллектуальное) творчество означает открытие учеником нового для него правила, закона, теоремы. К сожалению, часто образовательный процесс направлен на усвоение учеником готовых алгоритмов действий и тормозит развитие интеллектуального творчества. Для решения проблем интеллектуального характера необходим достаточно большой объем знаний. Однако творчество может быть основано и на художественном отображении действительности посредством живописи, музыки, театра, литературного сочинительства. Практическое творчество означает поиск практического решения проблемы через изменение известного способа в новой ситуации. Это конструирование, изобретение, авторское решение практических учебных задач. Моторное творчество означает создание нового в театральной деятельности, танце, спорте. Кроме того, талант человека проявляется в умениях строить отношения с окружающими людьми, организовывать свою деятельность, возглавлять какое-либо дело – это социальное творчество. Таким образом, с точки зрения дидактики, идея развития творческих способностей каждого ученика означает обеспечение разнообразных видов деятельности: интеллектуальной, художественной, практической, моторной, социальной – в образовательном процессе. Творческие способности формируются не от случая к случаю, а только в результате целенаправленной систематической работы. В этом случае у учащихся формируется новое качество личности – креативность, то есть определенный уровень творческой одаренности, способности к творчеству. Однако такие школьники имеют особенности формирования познавательной деятельности, психосоциального и эмоционального развития, а потому требуют и пристального изучения, и особого педагогического подхода. Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой: мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность Такое понимание одаренности позволяет нам высказать собственные идеи, которые легли в основу разработки теории и практической педагогической работы по развитию детской одаренности: 1. Способность к мышлению и творчеству (конечно, в разной степени) дается природой каждому человеку, а потому педагогическая проблема заключается в создании в массовой школе условий, позволяющих реализовать личностный потенциал всех учащихся, то есть детскую одаренность. Подобно тому, как у дерева, и кроны в целом, каждая из многочисленных ветвей в отдельности вырастает и питается из единого, общего основания – корня, в человеческой психике все частные способности произрастают и в дальнейшем питаются из единого, общего основания, именуемого одаренностью. Поэтому эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск способных детей в процессе их индивидуализированного образования. Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одарённого ребёнка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения является ли ребёнок одарённым или нет. 2. Поскольку одаренность является не константной, а динамической, постоянно изменяющейся характеристикой личности, то проблема заключается в поиске адекватных данному этапу развития одаренности методов обучения и воспитания. 3. Исходя из методологии личностно ориентированного образования, акцент в деятельности педагога должен быть сделан в первую очередь на мотивацию учения, а лишь затем на приемы в методы обучения. Как показывает практика, люди, целенаправленно решающие личностно значимые задачи, даже являясь менее способным, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарен, но менее заинтересован. Именно поэтому в современных условиях усилия педагогов должны быть направлены на развитие тех способностей, которые требуются самому человеку для успешного продвижения к поставленным целям. 4. Одарённость детей разных возрастных групп - явление весьма специфичное. Поэтому при создании системы работы со способными детьми одним из ведущих принципов должен стать принцип учёта возрастных психологических особенностей. Одарённость детей проходит несколько этапов. Первый, начальный этап, приходится на младшие возрастные группы (6-10 лет). Наблюдательность детей в этом возрасте, их эмоциональная восприимчивость создают предпосылки для творческого самовыражения. Второй этап охватывает подростковый возраст (11-15 лет). Это период взросления личности и пробы сил. Сфера проявления одарённости связана с четырьмя потребностями — в общении, самовыражении, самоутверждении и самопознании. Третий этап (16-17 лет) охватывает старший школьный возраст. Это период первоначального профессионального творчества и время приобретения опыта коллективного творчества. 5. Существование в современной науке различных классификаций видов одарённости, безусловно, требует применения дифференцированного подхода к решению проблемы развития одарённых детей. В связи с этим следует отметить, что предлагаемая программа направлена как на развитие общей (проявляющейсяпо отношению к различным видам деятельности), так и специальной (обнаруживающей себя в конкретных видах деятельности: познавательной, практической, художественно-эстетической, коммуникативной) одарённости. Цель программы Технологическая проработка вопросов организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения в школе с целью создания эффективной системы работы с одаренными учащимися для выявления и максимальной реализации и развития их способностей. Научная идея, лежащая в основе программы Раннее выявление и развитие способностей учащихся способствует повышению качества образования и является основой развития благосостояния страны. Задачи программы 1.Научная задача: • создание системы поиска и диагностики одаренных детей; • создание технологии организации работы с одаренными детьми в школе.
• психологическое просвещение учителей по проблеме реализации личностно-ориентированного подхода в образовании с целью развития способностей ребенка; • организация функционального объединения существующих специалистов в школе (педагогов, социально-психологической службы) по реализации технологий работы с одаренными детьми; • создание, разработка и внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, реализация программ профильного обучения; • поиск и систематизация методов диагностикии форм работы с одаренными детьми до уровня четко структурированной деятельности по развитию творческих и интеллектуальных способностей; • создание и обеспечение процесса функционирования механизма мотивации учеников на научно-исследовательскую деятельность; • разработка алгоритма написания и использования индивидуальных программ для работы с одаренными детьми; • разработка рекомендаций по созданию атмосферы одобрения, понимания и поддержки в семье одаренного ребенка; • положительная динамика изменения процентного соотношения состава учителей, имеющих первую и высшую квалификационные категории.
• психологическое просвещение всех участников учебно-воспитательного процесса по заявленной проблематике; • повышение качества знаний учеников школы; • создание системы психологического сопровождения одарённых детей; • перенос акцентов с внешней на внутреннюю мотивацию в процессе развития интеллекта и чувств одаренных детей; • замена стрессовой педагогической тактики подходами гуманистической педагогики и психологии; • формирование у детей жизненных установок на максимальную реализацию своих способностей; • профориентация молодежи на наукоемкие профессии; · раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности; · развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска; · обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников. Описание путей достижения поставленных целей Для формирования у детей и педагогов жизненных установок на максимальное развитие и реализацию своих способностей необходима работа в трех направлениях: 1.Мониторинг индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся, организация самовоспитания и саморазвития учащихся. 2.Повышение профессионального уровня педагогов, овладение ими технологиями работы с одаренными детьми при организации учебно-воспитательного процесса; организации внеклассной работы по учебным предметам; организации дополнительного образования. 3.Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования. Ресурсноеобеспечение программы
Основные этапы реализации программы 1этап — диагностико - организационный (2012-13) Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе. Задачи: · Изучение нормативной базы, подзаконных актов по данной проблеме. · Разработка программы работы с одаренными учащимися. · Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей. · Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы. Планируемые мероприятия: 1.Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей учащихся на всех ступенях образовательного процесса. 2. Изучение педагогами стратегий и технологий работы с одарёнными детьми. 3. Создание творческой лаборатории учителей по работе с одаренными детьми. 4. Социально-психологическая и методическая подготовка педагогов школы, ознакомление с передовым опытом в области работы с одаренными детьми. 2этап — реализационный (2013-2014) Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися. Задачи: · Диагностика склонностей учащихся. · Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения предметных декад, школьных олимпиад, классных часов, викторин, праздников. · Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися. · Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов, направленных на углублённого изучения учебного материала.. · Повышение квалификации педагогов. Планируемые мероприятия: 1.Организация деятельности школьной социально-психологической службы по работе с одаренными детьми. 2. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности в урочной и внеурочной деятельности. 3. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми. 4. Создание авторских или компилятивных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов, ориентированных на работу с одарёнными детьми. 3этап — аналитический (2010 – 2011) Цель: Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования. Задачи: · Анализ итогов реализации программы. · Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах обучения в школе. · Коррекция затруднений педагогов в реализации программы. · Обобщение и презентация результатов работы школы. Планируемые мероприятия: 1.Обобщение результатов предыдущего этапа реализации. 2. Коррекция проекта и уточнение программы. 3. Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект. 4. Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
следующая страница >> |
ещё >> |