Программа объединения «Музыкальная капель» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа занятий объединения дополнительного образования «Спортивное... 1 150.18kb.
Конкурсе детской песни «Музыкальная капель 2013» 1 32.14kb.
Электростатика Страница 1 из 4 1 143.92kb.
Программа детского объединения «Алые паруса» 2 468.52kb.
Моделирование испарения капель при факельном горении газа 1 13.53kb.
Положение о вокальной группе "Солнечная капель" I. Общие положения 1 20.96kb.
М. А. Шолохова история программа 4 475.32kb.
Программа «Музыкальная семья» 1 151.99kb.
«Музыкальная мозаика» -из чего складывается музыкальная мо­заика? 1 15.54kb.
Литературно-музыкальная 1 113.87kb.
Программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» 2 467.2kb.
Выполнение работы 1 44.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа объединения «Музыкальная капель» - страница №1/1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр внешкольной работы»

« Утверждаю»:

Директор МБОУ «Центр внешкольной работы»

____________ Ф. Ш .Гилязетдинова

«31» августа 2012 год



Программа объединения
«Музыкальная капель»

(одногодичная программа обучения)

Возраст учащихся – 1997-2004г.р.
Руководитель объединения :

Вагизова Гулина Галимзяновна



Черемшанский муниципальный район

2012 -2013 учебный год

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа по вокальному творчеству реализуется в художественно-эстетической направленности.

Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.

Целью программы является приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.

В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.



Обучающие:

сформировать навыки певческой установки обучающихся;

научить использовать при пении мягкую атаку;

сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;

сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно;

обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;

сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.

Развивающие:

развить гармонический и мелодический слух;

совершенствовать речевой аппарат;

развить вокальный слух;

развить певческое дыхание;

развить преодоление мышечных зажимов;

развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;

развить гибкость и подвижность мягкого нёба;

расширить диапазон голоса;

развить умение держаться на сцене.



Воспитательные:

воспитать эстетический вкус учащихся;

воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;

воспитать чувство коллективизма;

способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;

воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;

воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 7-18 лет. В объединение дети принимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением.

Занимаясь в вокальном объединении, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом.

Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Предполагаемые результаты обучения

Предполагается, что в конце 1 года обучения обучающиеся должны:

- чисто интонировать, петь на дыхании;

- петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;

-должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.

Предполагается, что в конце 2 года обучения обучающиеся должны:

- петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;

— петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;

— понимать дирижёрские жесты и следовать им;

— знать средства музыкальной выразительности.

— петь под фонограмму в группе и соло;

— уметь преодолевать мышечные зажимы;

— уметь вести себя в коллективе.

В объединение принимаются все желающие. Дети приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми образовательной программы различный. Единицы обладают терпением и выдержкой при изучении музыкальной грамоты, освоении основ вокального творчества, поэтому начальный этап освоения нашей программы называется «Чудеса в решете»: как сквозь сито просеиваются более мелкие частицы, а крупные, весомые остаются внутри, так и из объединения отсеиваются дети, чей интерес к вокальному творчеству был невесомым, а увлечение им – поверхностным.

Основной этап обучения продолжают более способные воспитанники. У детей уже сформированы начальные навыки исполнительского мастерства, они чисто интонируют, поют на дыхании; поют чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; у них развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. Ребята пробуют себя в различных вокальных конкурсах. Это новая ступень в освоении мастерства вокалиста, новая свежая волна, которая несёт обучающихся в океан музыкальной культуры и вокального творчества. Состав заключительного этапа программы поистине звёздный – воспитанники объединения выступают на концертных площадках различного масштаба, одерживают победы в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня. На вокальном небосклоне зажигаются новые созвездия.

Основные принципы оценивания

В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:

доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;

положительное отношение к усилиям воспитанника;

конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;

конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оцено



Учебно – тематический план объединения «Музыкальная капель»

(вокальная группа)





Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем


Общее

кол-во


часов

Теорет.

учебные занятия



Практич. учебные занятия


1.

Вводное занятие

4

2 2

2

2.

Вокально-хоровые работы

10


4

6

2.1

Пение произведений:

30










классика

10

2

8




народная песня

10

2

8



современная песня

10

4

6

2.2

Пение учебно-тренировочного материала

20

10

10

2.3

Пение импровизаций

12

4

8

3.

Слушание музыки

4

2

2

4.

Музыкальная грамота

4

2

2

5.

Организационно-массовая деятельность

28

10

18



ИТОГО:

112

42

70

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков.

Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения.


Раскрытие особенностей работы вокального объединения «Музыкальная капель»

2. Вокально-хоровые работы

2.1 Пение произведения



Народная песня – раскрытие исторического значения, содержания, анализ её текста, разъяснение непонятных (забытых слов).

Классика – беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор – классик, анализ произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона.

Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения.

Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам.

Работа над чистотой интонирования по интервалам.

Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям.

2.2 Пение учебно-тренировочного материала:

Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения.

Вокальные упражнения для правильного формирования звука.

2.3 Пение импровизаций:

Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах.

3. Слушание музыки:

Расширение кругозора учащихся, формирование слушательской культуры.

Знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных, современных композиторов. Объяснение понятия «выразительные средства музыки». Понятие «настроение» и «характер» музыки. Сравнение разных настроений музыки. Понимать, чувствовать характер музыки. Использование иллюстраций.

4. Музыкальная грамота:

Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр.


.

Методические рекомендации

Основным направлением художественного творчества является всемерное содействие возрождению русской культуры, духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию детей. Формирование духовного мира детей, развитие творческих способностей и профессиональной ориентации возможны при глубоком усвоении и знании вокальной культуры. В свете вышесказанного, воспитание самостоятельной активной личности ребёнка приобретает особую актуальность. Отсюда и необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения.

Для эффективности развития эмоциональности детей важно научить видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков.

При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие воспитанники участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.

При нормальном развитии ребёнка в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребёнка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий.

Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани и т.д. Поэтому решающим мотивационным фактором в приобщении воспитанников к вокальному искусству является постепенное формирование эталона певческого звука.

Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения здесь только кажущаяся.

Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности.

Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь.

Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально-певческого развития каждого участника ансамбля.

Начало формирования всех основных вокально-хоровых навыков с самого начала занятия. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному вдоху.

Формирование у всех воспитанников основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания.

Обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных. Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приёмов, последовательность которых и связи устанавливаются в зависимости от особенностей состава группы.

Обучение петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со своей партией или группой усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедляя его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, группой произносить согласные, начинать и завершать произведение.

Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений.

Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе обучение осмысленному, выразительному, художественному ансамблевому исполнительству.

При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие учащиеся участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.

Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а так же практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально-хоровой работы.

Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства.

Важными методами изучения и освоения представленной программы являются:

метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;
метод общения;

метод импровизации;

метод драматизации.

Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей.

Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.

Дидактический принцип построения материала «от простого к сложному» может быть реализован, например, в вокально-хоровой работе. Пение учебного материала начинается с упражнений, маленьких попевок, песен, и с постепенным усвоением материала песенный репертуар усложняется. По этому же принципу происходит и использование метода «забегания» вперед и «возвращения» назад. Педагог давая материал годового курса «забегает» вперед, приоткрывая завесу знаний будущих лет, в последствие повторяя пройденный материал.

Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим процессом осуществляется через создание условий.

Реализацию творческого потенциала ребёнка, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений.

При подготовке к праздникам, привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому необходима дополнительная, индивидуальная работа.

В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение.

Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.

Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.

В начальной стадии работы над произведением педагог использует: словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа.

От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта детей.



Универсальный план работы с вокалистами

1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:

знакомство с мелодией и словами песни;

переписывание текста;

ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;

регулирование вдоха и выдоха.

2. Работа над образованием звука:

проверка усвоения текста песни;

работа по закреплению мелодической основы песни;

постановка корпуса, головы;

рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);

атака звука;

закрепление материала в изучаемой песне.

3. Работа над чистотой интонирования:

проверка усвоения песни и мелодии в целом;

слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;

исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.

4. Работа над дикцией:

музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;

выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;.

5. Работа с фонограммой:

повторение ранее усвоенного материала;

определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;

определение темпа, динамических и агогических оттенков;

исполнение песни с учетом усвоенного материала.

6. Работа над музыкальной памятью:

музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;

запоминание ритмической основы аккомпанемента;

запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;

запоминание тембров аккомпанемента.

7. Работа над сценическим имиджем:

закрепление ранее усвоенного материала;

воссоздание сценического образа исполнителя песни;

практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.

8. Умение работать с микрофоном:

технические параметры;

восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;

сценический мониторинг;

малые технические навыки звуковой обработки;

взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.




Список литературы, рекомендованной для педагогов.

1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.

2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.

3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.

4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004

5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997

6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.

7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.

8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.

9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.

10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000.

11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.



Список литературы, рекомендованной для детей.

1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998

2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.

3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.

4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.

5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.

6. Старинные и современные романсы.- М., 2003.


Примерный репертуарный план

объединения «Музыкальная капель»»

(вокальная группа)

«Колечко» народная песня

«Тонкая рябина» народная песня

«У церкви стояла карета» народная песня

«Ах, мамочка» муз. А. Флярковский, сл. Л. Дербенёв

«А напоследок я скажу» муз. А. Петров, сл. Б. Ахмадулина

«Чёрное и белое» муз. Э. Колмановский, сл. М. Танич

«Как прекрасен этот мир» муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонов

«Нам нужен мир» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной

«Праздник детства» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной

«Надо верить молодым» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной

«Топ по паркету» муз. А Варламова, сл. Р. Паниной

«Время», муз. А. Варламова, сл. Е Сырцовой

«Мечта» муз. А Варламова, сл. О. Сазоновой

«Мы станичный запомним вечера» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной

«Мотылёк» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

«Васильковая страна» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник

«Лети, лето» муз. и сл. Н. Осошник

«Мы желаем счастья вам» муз. и сл. С. Намина

«Вместе песню запоём»

«Подари улыбку миру» муз. А. Варламова, О. Сазоновой

«Вальс Победы» муз. А. Варламова, Р. Паниной

«Праздник детства» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

«Лягушачий джаз» муз. А. Варламова, сл. В. Кузьминой

«Звёзды молчат» муз. и сл. Д. Никольский

«Планета детства» муз. и сл. В. Цветков

«Добрые дела» муз. М. Разумов, сл. А. Фоломьева

«Вороны» муз. муз. и сл. И. Орехов

«Снова вместе» муз. и сл. В. Цветков



«Письма» муз. и сл. К. Попов

«Господа офицеры» муз. и сл. О. Газманов




Над чем бы ни работал ученый, в результате всегда получается оружие.
ещё >>