Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» для направления 080100. 62 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа научного семинара «Актуальные проблемы экономики невозобновляемых... 4 392.38kb.
27ноября 2013 г г. Тамбов Конференция проводится в целях развития... 1 34.24kb.
Программа дисциплины Венчурный капиталл для направления/ специальности... 6 400.73kb.
Программа дисциплины Социальная демография  для направления 080100. 1 205.72kb.
Беседа 2 Основные положения научного направления 1 45.8kb.
Программа дисциплины «Международная система экономического регулирования»... 4 447.94kb.
Программа дисциплины «Международная система экономического регулирования»... 4 469.32kb.
Программа дисциплины Финансирование проектов частно-государственного... 1 338.52kb.
Программа дисциплины Альтернативная микроэкономика для направления... 1 179.72kb.
Рабочая программа для студентов направления 080100. 62 «Экономика»... 2 512.68kb.
Программа дисциплины политическая история зарубежных стран для направления... 3 746.03kb.
Программа дисциплины «Национальное и многостороннее регулирование... 5 644.93kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра









Область применения и нормативные ссылки


Программа учебной дисциплины «Основные тенденции развития региональной интеграции» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студентов и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 2 курса направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра, специализирующихся на изучении региональной интеграции.

Программа разработана в соответствии с:

Стандартом НИУ ВШЭ;

Образовательной программой 080100.62 «Экономика»;

Рабочим учебным планом университета по направлению 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012г.


Цели освоения дисциплины


Развитие у студентов навыков научно - исследовательской и аналитической работы является неотъемлемой и обязательной составляющей обучения в рамках бакалавриата факультета мировой экономики и мировой политики. Важнейшим аспектом данной работы является подготовка и написание письменных научных работ студентов, а также их защита. Научно – исследовательский семинар призван стимулировать самостоятельную работу студентов и творчески увязывать исследовательскую работу студента с формализацией ее результатов исследования в виде качественной письменной работы.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:

  • Основные методы научно-исследовательского поиска;

  • Основные этапы научного исследования;


Уметь:

  • Определять предмет, объект, субъект и среду исследования;

  • Формулировать научную гипотезу, цель и задачи исследования;

  • Анализировать источниковую базу, научную литературу по выбранной теме;

  • Готовить тексты информационно-аналитического и научного содержания.


Иметь навыки (приобрести опыт):

  • критической оценки аналитических и научных материалов по выбранной теме научного исследования;

  • обсуждения основных научных проблем и дискуссионных вопросов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

СК-Б3

Определяет предмет, объект, субъект и среду исследования.


Семинары. Самостоятельная работа.

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества.

СК-Б7

Формулирует научную гипотезу.
Ставит цели и задачи исследования.
Применяет основные методы научно-исследовательского поиска.


Семинары. Самостоятельная работа. Зачет.

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

СЛК-Б6

Анализирует политико-экономические проблемы постсоветского региона.

Семинары. Самостоятельная работа.

Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), свои идеи, точку зрения

ИК-Б2.5.2_3.1_3.2

Имеет навыки проведения научных дискуссий.
Применяет методы общенаучного характера для обоснования своей точки зрения (устно).


Семинары. Обоснование темы курсовой работы. Драфт курсовой работы. Предзащита.

Способен описывать проблемы и ситуации международных отношений используя язык и аппарат экономических наук

ИК-Б5.4(МО)

Подготавливает тексты информационно-аналитического и научного содержания.


Драфт курсовой работы. Зачет.



Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу научно-исследовательская работа, обеспечивающих подготовку бакалавра по направлению «Экономика».

Научно-исследовательский семинар является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

- «Международная экономика» для бакалавриата «Экономика»


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

владеть навыками научного поиска, работы с источниками; комплектовать источниковую базу, научную литературу по выбранной теме; готовить первичные тексты научного содержания. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

подготовка и написание письменных научных работ, в том числе курсовых работ, ВКР, научных докладов и рефератов, научных статей.

Тематический план учебной дисциплины




Название раздела



Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

лекции

семинары

Практические занятия

  1. Теоретический раздел

1.1.

Региональные экономические объединения в системе регулирования мирохозяйственных связей

4




2




2

1.2.

Теории интеграции


4




2




2

1.3.

Европейский союз (ЕС)


4




2




2

1.4.

Шанхайская организация сотрудничества

4




2




2

1.5.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)


4




2




2

1.6.

Азиатско–Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)


4




2




2

1.7.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)


4




2




2

1.8.

Общий рынок стран «Южной конуса» (МЕРКОСУР)и Карибское сообщество (КАРИКОМ)


4




2




2

1.9.

Региональные объединения Африки

4




2




2

1.10

Региональные экономические организации на постсоветском пространстве

4




2




2

1.11.

Новые приоритеты развития интеграции на пост советском пространстве


4




2




2

  1. Методологический раздел

2.1.

Введение. Научный метод

2




2




0

2.2.

Теория и гипотеза

2




2




0

2.3.

Научное исследование

2




2




0

2.4.

Теория и понятия

2




2




0

2.5.

Гипотеза

2




2




0

2.6.

Методы исследования

2




2




0

III. Практика

3.1.

Обоснование темы

4




2




2

3.2.

Драфт письменной работы

6




2




4

3.3.

Предзащита

6




2




4




Итого:

72




40




32



Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры

1

2

3

4

Итоговый

Зачет












*

Учитывает результаты работы студента по подготовке драфта курсовой работы, включая «Введение» (предмет и объект исследования, цель и задачи работы, библиография, рабочая гипотеза) + 1 глава работы и развернутые планы остальных глав, черновик заключения.






Содержание дисциплины


  1. Теоретический раздел

1.1. Тема: Региональные экономические объединения в системе регулирования мирохозяйственных связей.

Введение в тему. Определения и понятийный аппарат. Причины возникновения региональных экономических организаций. Их роль в международных экономических отношениях. Методы взаимодействия государств и характеристика системы регионального экономического регулирования. Классификация и основные функции региональных экономических организаций. Теоретические концепции глобального экономического регулирования. Основные проблемы современной системы регулирования. Основные направления формирования системы. Проблема национального суверенитета и глобальное регулирование. Требования к специалистам, работающим в международных экономических организациях, и оценка потребностей в специалистах соответствующего профиля.


Обязательная литература:

  1. Глобальное экономическое регулирование, отв. ред. Зуев В.Н, М., Изд-во «Магистр», 2009, сс.17-33
  2. Фаминский И.П. Глобализация – новое качество мировой экономики. М.: Магистр, 2009, - 397с.


  3. Неформальные институты в глобальной системе регулирования. Учебно-методическое пособие. Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции. М.: НИУ ВШЭ, 2011, в 4-х частях.

  4. Международные экономические организации. Ридер. Ред. В.Зуев, Е. Островская, Н. Злоказова. М.: ГУ-ВШЭ, 2007

  5. C Thomas. Global governance, development and human security: the challenge of poverty and inequality. Pluto, 2010.


1.2. Тема: Теории интеграции
Понятие экономической интеграции. Признаки, виды. Политические теории интеграции. Федерализм и функционализм. Теория коммуникаций. Неофункционализм и «неофедерализм». Эффект «переплескивания». Межправительственный подход и либеральный межправительственный подход. Экономические теории интеграции. «Интеграция рынков» и «интеграция политики». Типы региональной интеграции. «Негативная» и «позитивная» интеграция.

Обязательная литература:

  1. Шемятенков В.Г. «Европейская интеграция». – Москва, МО, 2003, гл. 11

  2. Шишков Ю.В. «Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ». – Москва, 2001
  3. Обуховский В.В. «Теории международной экономической интеграции: ретроспектива, состояние, эволюция». «Международная экономика», №6, 2010


  4. Зуев В.Н. «Наднациональный механизм в теориях интеграции». «Мировая экономика и международные отношения», № 4 2011.


Дополнительная литература:

  1. Пурсиайнен К. «От слов к делу. (Теории интеграции и отношения ЕС-РФ)// «Современная Европа», 2005, №2

  2. Шишков Ю.В. «Теории региональной капиталистической интеграции». М.: «Мысль», 1978

  3. European Integration Theory. Ed. Antje Wiener & Thomas Diez. Oxford, 2004


1.3 Европейский союз (ЕС)
История создания ЕС: основные этапы. Волны расширения ЕС. Базовые договоры и их краткое содержание. Институты ЕС и механизм принятия решений. Эволюция внутренней структуры ЕС. Понятие «опор»: их эволюция, коммунитаризация различных направлений политики ЕС. Сферы компетенции ЕС. Бюджет ЕС, финансовые учреждения ЕС. Усиление роли Европарламента. Основные сферы деятельности ЕС. Единая аграрная политика, Торговая политика, Региональная политика. Экономический и валютный союз ЕС. Введение единой валюты евро. Кризис еврозоны. Основные характеристики правового порядка ЕС. Расширение ЕС: проблемы и будущие ориентиры. Проблема принятия Турции. Место ЕС в мире в условиях глобализации. Кризис идеи европейской интеграции. Внутренние проблемы ЕС. Перспективы принятия нового договора ЕС и дальнейшего развития. Россия и ЕС.
Обязательная литература:

  1. Европейская интеграция: учебник / под ред. О.В. Буториной. – М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2011. -720 с., ил.

  2. Европейский союз. Справочник. Под ред. О.В. Буториной, Ю.А. Борко, И.Д. Иванова. М.: «Деловая литература», 2003, 288 с. (339.9Е244), глава 1, с. 4-35, глава 2, с. 60-73

  3. Кавешников Н.Ю. Трансформация институциональной структуры ЕС. М.: Навона, 2010.

  4. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция / В.Г. Шемятенков. - М., 2003. –400 с.

  5. В.Н.Зуев. Феномен наднационального хозяйственного механизма европейского союза, Издательский дом ГУ-ВШЭ, М., 2007, 254 стр.

  6. Ю.В. Шишков. Интеграционные процессы на пороге ХХI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М, НП, «III тысячелетие», 2001.

  7. Актуальные проблемы деятельности региональных экономических объединений. Ридер. Составители: Зуев В.Н., Островская Е.Я., Злоказова Н.Е. Москва, 2009.

  8. Исаченко, Т.М. Торговая политика Европейского Союза / Т.М. Исаченко; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом Гос. КН-та – Высшей школы экономики, 2010. – 395, с.

  9. M Telo. Europe, a Civilian Power? European Union, Global Governance, World Order. PALGRAVE MACMILLAN, 2006.


Дополнительная литература:

  1. Европейский Союз: факты и комментарии : Европейский Союз: факты и комментарии, Вып.65, 2008

  2. A Dictionary of the EU. Europa publ. London. 2002

  3. Molle, 2006 W. Molle, The Economics of European Integration: Theory, Practice, Policy, Ashgate, Aldershot (2006).




    1. Тема: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

История создания. Цели и задачи. Организационная структура. Политические направления деятельности. Значение Региональной антитеррористической структуры (РАТС). Экономическая составляющая деятельности ШОС. Энергетический клуб ШОС и его значение для России. Проблемы взаимоотношений Китая и России в рамках ШОС: приоритеты экономического и политического сотрудничества. Критика деятельности ШОС: ШОС – эффективно действующая организация или дискуссионный клуб? Перспективы развития.


1.5. Тема: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Эволюция целей и направлений сотрудничества в рамках АСЕАН с момента создания организации до настоящего времени. Политические и экономические приоритеты деятельности. Особенности стран-членов и формы взаимодействия: «Путь АСЕАН». Экономическое сотрудничество в АСЕАН. Соглашение о зоне свободной торговли (АФТА): особенности, пути реализации и оценка экономических последствий для стран-участниц. Соглашение по инвестициям (АИА) как углубление экономического взаимодействия. Рамочное соглашение по услугам (АФАС). Перспектива создания Экономического сообщества АСЕАН. АСЕАН – центр интеграционных процессов в регионе: создание структур АСЕАН +1, +3 и +6. Перспективы создания общей ЗСТ в Азии на базе АСЕАН. Оценка эффективности партнерского взаимодействия АСЕАН - Россия.
1.6. Тема: Азиатско–Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).
АТЭС – связующее звено между странами Тихоокеанского бассейна. Богорские цели и ряд документов по их достижению (Манильская и Осакская программы действий, Пуссанская дорожная карта). Основные направления деятельности: либерализация торговли и инвестиций, содействие развитию связей между компаниями, экономико-технологическая кооперация. Принципы деятельности. Оценка прогресса на пути создания ЗСТ в регионе. Особенности организационной структуры организации. Российское председательство в АТЭС в 2012 г.:основные приоритеты повестки дня. Перспективы интеграции России в азиатско-тихоокеанский регион.
Обязательная литература:

      1. Азиатский многоугольник. Конфликтность и потенциал интеграции. Под науч. Ред. С.А.Караганова, Т.В.Бордачева. М.: ГУ-ВШЭ, 2007

      2. Неформальные институты в глобальной системе регулирования. Учебно-методическое пособие. Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции. М.: НИУ ВШЭ, 2011, в 4-х частях.

      3. Ларин В.Л. Азиатско-Тихоокеанский регион в начале XXI века. Вызовы, угрозы, шансы Тихоокеанской России. - Владивосток: ДВО РАН, 2010 – 100 с.

      4. Шипилов С.Б. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Становление, развитие, перспективы (1989-2007 гг.). - М.: Восток-Запад, 2009. – 272 с.

      5. Пефтиев, В. И. Межгосударственная экономическая интеграция в начале XXI века // Изд-во ЯГПУ, 2008 г. – 167

      6. Актуальные проблемы деятельности региональных экономических объединений. Ридер. Составители: Зуев В.Н., Островская Е.Я., Злоказова Н.Е. Москва, 2009.


1.7. Тема: Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)
Предпосылки развития интеграционных процессов в Северной Америке. Соглашение о канадо-американской зоне свободной торговли. Причины создания НАФТА. Почему третьим участником Соглашения стала Мексика? Основные цели Североамериканского соглашения о зоне свободной торговли. Последствия членства в НАФТА для стран-членов. Специфика экономического сотрудничества США и Мексики: роль макиладорас. Достижения и проблемы НАФТА. Возможно ли расширение НАФТА в среднесрочной перспективе? Отличительные особенности НАФТА: почему зона свободной торговли не перерастет в таможенный союз?
1.8. Тема: Общий рынок стран «Южной конуса» (МЕРКОСУР) и Карибское сообщество (КАРИКОМ)
Предпосылки развития интеграционных процессов в Латинской Америке. Основные этапы интеграционного строительства в рамках МЕРКОСУР. Перспективы формирования таможенного союза. Особенности МЕРКОСУР. Достижения и перспективы развития МЕРКОСУР. Влияние интеграции в МЕРКОСУР на страны-участницы. Реакция МЕРКОСУР на мировой экономический кризис. Современные проблемы МЕРКОСУР и пути решения. Возможные последствия вступления Венесуэлы в МЕРКОСУР для стран-участниц блока. Международные связи МЕРКОСУР: перспективы формирование зоны свободной торговли с ЕС. МЕРКОСУР и Россия: проблемы и перспективы развития экономического сотрудничества.
Предпосылки создания КАРИКОМ. Цели и задачи. Достижения и проблемы КАРИКОМ: возможна ли координация экономической и политической деятельности стран-участниц в условиях низкого уровня социально-экономического развития региона?
Обязательная литература:

    1. Международная экономическая интеграция: учебное пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М.: Экономистъ, 2006.

    2. Кудров, В. М. Мировая экономика: социально-экономические модели развития // М. Магистр, 2009 г. - 399 с

    3. Пефтиев, В. И. Межгосударственная экономическая интеграция в начале XXI века // Изд-во ЯГПУ, 2008 г. - 167 с

    4. Ткаченко, А. А. Международная экономическая интеграция // РАГС, 2010 г. - 49с.

    5. Актуальные проблемы деятельности региональных экономических объединений. Ридер. Составители: Зуев В.Н., Островская Е.Я., Злоказова Н.Е. Москва, 2009.

    6. Economic Survey of Latin America and the Caribbean 2010-2011. Economic Development Division, ECLAC. 2011, p. 320.

    7. Estudio Económico de América Latina y el Caribe 2010-2011. División de Desarrollo Económico, CEPAL. 2011, р. 346.

Дополнительная литратура:

  1. www.nafta-sec-alena.or

  2. www.mercosur.int

  3. www.caricom.org

  4. Protocolo de adhesión de la República Bolivariana de Venezuela al MERCOSUR. 08.12.2005. http://www.mercosur.int/innovaportal/file/655/1/2006_PROTOCOLO_ES_AdhesionVenezuela.pdf

  5. Скопин А.Ю. Международные организации: учеб. Пособие / А.Ю. Скопин; Гос. Ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007.

  6. Международные экономические отношения. Е.Ф. Авдокушин. М.: Экономистъ, 2004. – 366с.

  7. Комкова, Е.Г. Канада и НАФТА. Итоги и перспективы североамериканской экономической интеграции // М.: Институт США и Канады РАН, 2005. – 305 с/

  8. Злоказова Н.Е. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами МЕРКОСУР: состояние, проблемы, перспективы// Международная экономика, 2011. № 2. C. 73—85.

  9. Francesco Duina The social construction of free trade: The European Union, NAFTA, and Mercosur // Princeton University press, 2007 г. - 272 стр.

  10. Fry E.H. North American Economic Integration // Policy Options. – 2003. -

1.9. Тема: Региональные объединения Африки

История развития интеграционных процессов в Африке: предпосылки и причины. Современный этап интеграционных процессов на Африканском континенте. Создание Африканский союза: цели и основные функции, направления деятельности, достижения, проблемы, перспективы развития. Особенности интеграционных процессов на африканском континенте. Субрегиональная интеграция в Африке. Общий рынок стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА). Экономическое сообщество стран Южной Африки (ЭКОВАС). Таможенный союз стран Южной Африки. Восточноафриканское сообщество (ВАС). Новое партнерство для развития Африки – НЕПАД.



Обязательная литература:

        1. Актуальные проблемы деятельности региональных экономических объединений. Ридер. Составители: Зуев В.Н., Островская Е.Я., Злоказова Н.Е. Москва, 2009.

        2. Ефременко И.Н. Особенности экономической и валютной интеграции стран Африки. Вестник ДГТУ, № 3, 2009

        3. Саватеев А.Д. Развитие Африки: возможности и препятствия. Восток. Афро-азиатские сообщества: история и современность, №1, 2009

        4. Официальный сайт Африканского банка www.afdb.org

1.10. Региональные экономические организации на постсоветском пространстве
Содружество Независимых Государств (СНГ). Предпосылки создания. Цели и задачи. Интеграционные тенденции в рамках СНГ. Основные проблемы экономического сотрудничества стран-членов. Россия и СНГ.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс). Цели. Основные органы. Механизм принятия решений. Ключевые области сотрудничества.


1.11 Новые приоритеты развития интеграции на пост советском пространстве.
ЗСТ – Таможенный союз – Единое экономическое пространство – Экономический союз.

Новый механизм интеграционного развития. Перспективы вхождения новых участников.

Таможенный союз ЕврАзЭС: формирование договорно-правовой базы, органы управления.

Формирование единого экономического пространства РФ, Беларуси и Казахстана. Перспективы создания Евразийского экономического союза.


Обязательная литература:

  1. Суздальцев А.И. Таможенный союз как политический императив// Международная экономика, № 6, 2010

  2. Лихачев А.Е. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: история, современный этап и перспективы развития// Российский внешнеэкономический вестник, №6, 2010

  3. Чернышов С.В. Интеграционная перспектива СНГ: осознанная необходимость// Российский внешнеэкономический вестник, №6, 2010

  4. Мантусов В.Б. Экономическое взаимодействие стран Содружества Независимых Государств (Современное состояние, проблемы и перспективы. Учебно-аналитическое пособие. М., изд-во «Восток-Запад», 2010.

  5. Актуальные проблемы деятельности региональных экономических объединений. Ридер. Составители: Зуев В.Н., Островская Е.Я., Злоказова Н.Е. Москва, 2009.

Дополнительная литература:

  1. Манжосов А.И. Евразийское экономическое сообщество. Правовые и экономические основы. М.: ЮНИТИ, 2003

  2. Истомин С. Таможенный союз стран Евразийского экономического сообщества. Комментарий и документы/ С. Истомин, С. Булавин, Я. Моравек. - М. : Экономика, 2003.

  3. Ю.В. Шишков. Интеграционные процессы на пороге ХХI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М, НП, «III тысячелетие», 2001

  4. Воловая М. Интеграционные процессы в СНГ: вопросы идеологии и практики. Общество и экономика. №1, 2008

  5. ЕврАзЭС и интеграционный опыт ЕС, М., ИЕ РАН, 2009 (№242)

  6. Нерцесов К. Валютно-финансовые отношения стран ЕврАзЭС. Российский внешнеэкономический вестник, №8, 2009



II Методологический раздел

2.1. Тема: Введение. Научный метод.

Научное исследование. Методология научных исследований. Особенности методологии политической и экономической науки. Особенности международных и региональных исследований. Проблема предмета международных и региональных исследований. Принципы, методы и организация научных исследований. Основные методологические подходы в исследованиях. Соотношение линейно-причинного и системного подходов.


Обязательная литература

Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.



Дополнительная литература

Martin, Lisa L., and Simmons, Beth A. (1998). Theories and Empirical Studies of International Institutions, International Organization, vol. 52, no 4, Autumn.




    1. Тема: Теория и гипотеза

Необходимость создания теории. Теория как одно из возможных объяснений наблюдаемых явлений и некоторое множество логически увязанных между собой допущений и пропозиций (суждений). Теория как интеллектуальный инструмент упрощения действительности для понимания реального мира и руководство для проверки правильности этого понимания. Теория – ожидания и прогнозы – методы исследований. Построение теории. Гипотезы.


Обязательная литература

Богатуров А.Д. Десять лет парадигмы освоения. Pro et Contra, 2000. Том 5. № 1. С. 66-80.

Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.


    1. Тема: Научное исследование

Процесс научного исследования. Этапы научного исследования. Выбор адекватных методов исследования. Анализ данных. Интерпретация результатов. Фундаментальные и прикладные исследования. Выбор характера результатов. Формулирование цели исследования. Выбор и формулирование темы исследования. Задачи научного исследования. Объект и предмет научного исследования.


Обязательная литература

Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.



Дополнительная литература

Ragine, Charles C., Berg-Schlosses, Dirk, Gisele de Meur (1996). Political Methodology: Qualitative Methods. Robert E. Goodin and Hans-Dieter Klingemann (ed.), A New Handbook of Political Science. Oxford University Press.


2.4.Тема: Теория и понятия

Логика построения теории. Индукция. Дедукция. Полезность теории. Логическая структура теории. Понятия; предположения; утверждения. Понятийное обеспечение научного исследования.


Обязательная литература

Богатуров А.Д. Десять лет парадигмы освоения. Pro et Contra, 2000. Том 5. № 1. С. 66 -80.

Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

Самарский А.А., Михайлов А.П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. 2-е изд., испр. М.: Физматлит, 2001.





    1. Тема: Гипотеза

Гипотеза в научном исследовании. Совершенствование теории. Формулирование гипотез. Рабочая гипотеза. Проверка гипотезы.


Обязательная литература

Богатуров А.Д. Десять лет парадигмы освоения. Pro et Contra, 2000. Том 5. № 1. С. 66-80.

Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.


    1. Тема: Методы исследования

Методы общенаучного характера (анализ и синтез, метод научной абстракции и идеализации, индукция и дедукция, системный подход, единство исторического и логического, метод аналогий, метод обобщений, типологизации, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, математические методы и др.). Общие и частные методы анализа. Особенности системного подхода. Соотношение системного подхода и системного анализа. Методы сбора информации (наблюдение, опрос, интервьюирование, анализ документов, эксперимент, контент-анализ, метод сводных данных, шкалирование метод экспертной оценки, сравнительный анализ, ситуационный анализ и др.). Методы обработки и анализа данных (факторный анализ, латентно-структурный анализ, корреляционный анализ, регрессивный анализ, дисперсионный анализ, кодирование, ранжирование, индексирование, математическое моделирование и др.).


Обязательная литература

Самарский А.А., Михайлов А.П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. 2-е изд., испр. М.: Физматлит, 2001.



Дополнительная литература

Mulford, M., Berejikian, J. (2002). Behavioural Decision Theory and the Gains Debate in International Politics, Political Studies, vol. 50.


III раздел. Практика

3.1. Тема: Обоснование темы
Предмет, объект и субъект исследования. Среда исследования. Цель, задачи. Рабочий план письменной работы.
3.2. Тема: Драфт письменной работы
Библиография. Черновик первой главы. Вторая глава – черновики выводов по параграфам и черновик общего вывода по главе. Третья глава – черновики выводов по параграфам и черновик общего вывода по главе. Черновик заключения.
3.3. Тема: Предзащита




Образовательные технологии


Используются:

  1. Исследовательские технологии. Используется групповой формат – обучение в группе. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у студентов познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, умений обобщать и систематизировать информацию, умений работать с научным текстом, готовить научные тексты и представлять их в группе.

  2. Проектные технологии. Используется часть проектных технологий - программируется конечный результат, презентуется план исследования, что обеспечивает высокую мотивацию студента к самостоятельной работе.

Использование исследовательских и проектных технологий в работе НИСа обеспечивает формирование необходимых качеств:

  • деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместное обсуждение, вести дискуссию;

  • умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников НИСа, конструктивно реагировать на критику со стороны своих коллег.

В НИСе меняются функции преподавателя и студента: преподаватель становится консультантом-координатором. Информационно-контрольная функция отходит на второй план. Студент выступает в роли основного участника дискуссии и модератора НИСа.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


В работе НИСа в качестве средства текущего контроля используется форма защиты темы письменной работы и драфта письменной работы. Оценка ставится после защиты и дискуссии участников НИСа.

Порядок формирования оценок по дисциплине

Результирующая оценка за текущий контроль (От) учитывает результаты работы студента по обоснованию темы курсовой работы.

Результирующая оценка за промежуточный контроль (Оп) учитывает результаты работы студента по подготовке драфта курсовой работы, включая «Введение» (предмет и объект исследования, цель и задачи работы, библиография, рабочая гипотеза) + 1 глава работы и развернутые планы остальных глав, черновик заключения.

Результирующая оценка за итоговый контроль (Ои) учитывает результаты работы студента по учебной дисциплине следующим образом:

Ои = От + Оп



Материально-техническое обеспечение дисциплины

Ноутбук и видеопроектор.









Человек — единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели. Артур Шопенгауэр
ещё >>