Программа «Мир открытий и творчества в музыке» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа проведения VIII областного фестиваля методических идей... 1 115.4kb.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп открытий... 1 144.88kb.
Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему,... 1 271.16kb.
Программа по музыке во 2 классе, составленная на основе примерной... 1 168.72kb.
Образовательная программа «Вдохновение природы» 1 305.67kb.
Квн по математике во 2-4 классах. И прекрасна, и сильна математики... 1 91.57kb.
Учебная программа по музыке для 2 классов 1 час в неделю 1 74.65kb.
Образовательная программа по музыке начального общего образования... 2 523.9kb.
Рабочая программа по музыке для 7 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна П. 1 175.82kb.
Рабочая программа по музыке для 8-9 классов разработана в соответствии... 3 337.96kb.
«Век глобализации». 2011.№1(7). С. 80-94. Истоки глобализации: мир-системный... 1 279.42kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса на 2013-2014... 1 279.62kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа «Мир открытий и творчества в музыке» - страница №1/1

c:\users\acer\documents\флешка\титульные листы рп вд\моитвм.jpgПрограмма внеурочной деятельности

«Мир открытий и творчества в музыке»
Ларина М.Г.

I. Пояснительная записка
Программа «Мир открытий и творчества в музыке» является программой внеурочной деятельности художественно-эстетического направления и реализуется в ГБОУ СОШ № 2036 г. Москвы. Она разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся основной школы (М., Просвещение, 2010 г.).

Данная Программа направлена на музыкальное просвещение школьников через создание условий для целостного восприятия и понимания ими музыки. В программе показана возможность органичного сочетания разных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества – сочинения музыки. Особый акцент сделан на исследовательской деятельности, которая является, с одной стороны, средством освоения действительности, в том числе и в области музыкального искусства, а с другой играет важную роль в его популяризации. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.



Целью программы «Мир открытий и творчества в музыке» является развитие творческой активности школьника, его самоопределение, творческое самовыражение в области музыкального искусства, а также развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Для достижения заявленной цели решаются конкретные задачи:



  1. обогатить эмоциональный опыт учащихся, развить эмоционально-волевые качества и коммуникативные навыки, способствующие социальной самореализации ребенка;

  2. освоить различные виды музыкальной деятельности: слушание, исполнение, сочинение, изучение;

  3. развить музыкальные умения и навыки: технические навыки сольного и коллективного, вокального и инструментального музицирования, развить голосовые функции;

  4. научить применять полученные знания и умения при анализе, обсуждении музыки, аргументировать собственное мнение по проблеме;

  5. формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  6. научить организовывать самостоятельную работу, использовать современные технологи; стремится к расширению кругозора;

  7. предоставить ребенку возможности общения – межличностного и специального профессионального;

- воспитать готовность презентовать итог деятельности как уникальный сотворческий продукт.

Формы и режим занятий.

Программа предназначена для учащихся 5-х классов. Курс рассчитан на 1 (один) год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 34 часа.

Основу учебного процесса составляют групповые занятия. Кроме того, программа предусматривает работу детей в парах, а также индивидуально.

Программа состоит из нескольких компонентов, направленных на теоретическое и практическое освоение музыкального пространства, приобретение навыков музицирования, знакомство с элементами музыкального языка, музыкальной речи. Погружение в музыкально-исторический контекст подразумевает изучение многообразия направлений, стилей, жанров музыки различных эпох, национальных, авторских школ, творческого пути композиторов, музыкальных произведений. Это расширяет и углубляет те знания, которые учащиеся получают на уроках музыки, тем самым обеспечивая взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования.

Центральное место в программе занимает проектная деятельность: создание школьной музыкальной газеты. Проектная деятельность предполагает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.

Важной формой занятий являются также совместные просмотры и обсуждение спектаклей, оперных постановок, детских мюзиклов.

Занятия в рамках данной программы предполагают широкие межпредметные связи на разных уровнях:


  • с уроками русского языка и литературы: чтение, выписки, цитирования необходимой информации, составление собственных текстов;

  • с уроками изобразительного искусства: обдумывание дизайна и оформление творческих работ (школьной музыкальной газеты);

  • с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям вести устный диалог на заданную тему, а также участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала.

Результатом занятий по образовательной программе «Мир открытий и творчества в музыке» является развитие творческой активности ребенка, его самоопределение, творческое самовыражение, формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Ожидаемые результаты

Благодаря совместной творческой деятельности группа осознает себя как целостность, уникальный коллектив, вписанный в пространства школы.

Ребенок владеет необходимыми для совместного исполнения музыки знаниями: строение произведения в форме песни, его звуковысотные, темповые и ритмические особенности; навыками: фонации, вокализации, хорового, ансамблевого исполнения музыкального произведения; коллективного сценического выступления; осваивает различные способы прослушивания музыки.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умение оформлять работу.

Формируются следующие метапредметные результаты:


  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по достижению результата;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • умения учиться, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов

библиотек и Интернета, учебной литературы;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • умение координировать свои усилия с усилиями других;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Программа внеурочной деятельности «Мир открытий и творчества в музыке» состоит из 4 крупных блоков: Музицирование, Шедевры музыкальной классики на экране, Проектная деятельность: наша музыкальная газета, Праздничный календарь.


Учебно-тематический план

Блок

Темы

Всего часов




Музицирование

Вводное занятие.

1

Сольное и коллективное пение

3

Заключительный концерт

2


Шедевры музыкальной классики на экране

Просмотр и обсуждение музыкально-сценических произведений


3



Проектная деятельность: наша музыкальная газета


Наша музыкальная газета: обсуждаем вместе

1

Памятные даты октября

2

Памятные даты ноября

2

Памятные даты декабря

1

Памятные даты января

1

Памятные даты февраля

1

Памятные даты марта

2

Памятные даты апреля

2

Памятные даты мая

1

Праздничный календарь

Итого

Посвящение учителю

3

Новогодняя сказка

3

Рождество Христово в музыке

2

Масленица

1

8 марта

1

«Этот день Победы!»

2




34


Содержание
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и здоровьесберегающей технологии. Знакомство друг с другом, с программой занятий, правилами поведения. Музыка в моей жизни.

Музицирование. Навыки фонации, посадка, дыхание, артикуляционные упражнения. Работа над песней в коллективе и индивидуально.

Проектная деятельность: наша музыкальная газета. Обсуждение названия, тем, рубрик, оформления школьной музыкальной газеты. Периодичность ее выхода. Работа по сбору необходимой информации. Периодический выпуск газеты, связанной с календарным событием определенного месяца.

Праздничный календарь. В этом блоке программы предполагается подготовка к праздничным концертам: подбор песенного репертуара, разработка сценария праздника, разучивание песен, а также знакомство с традиционными народными праздниками и их музыкальным воплощением (Масленица, Рождество).

Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Заключительный концерт.
IV. Методическое обеспечение
В рамках программы «Мир открытий и творчества в музыке» используются различные методы, которые направлены на эмоциональную сферу личности учащихся и позволяют им полнее воспринимать, исследовать и понимать музыку.

Музицирование.

Пение сольное и коллективное, включает различную работу голосом: скороговорки, речитация, проговаривание, звукоподражание, декламация, пение. Формы: импровизация, упражнения, разучивание музыкальных произведений, игры.



Прослушивание (в записи и в живом исполнении) с конкретно поставленной задачей, где музыкальное произведение - тема для дальнейшего музицирования, пластического воплощения, обсуждения.

Игра на музыкальных инструментах: сольная, коллективная. Используются простейшие ударные, собственное тело (хлопки, шлепки, притопывание, щелчки). Формы: импровизация, разучивание музыкальных произведений.

Сценические выступления.

Выступления в форме концерта, театрализованного представления, вечеров встреч, посиделок, праздников народного календаря.



Проектная деятельность.
Дидактическое обеспечение программы.


Материально – техническое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Оборудованный кабинет. Музыкальный инструмент – фортепиано, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, компьютер, DVD, телевизор, видеопроектор

1. Информационная и справочная литература.

2. Необходимые канцелярские принадлежности (ватман, карандаши, ластики, линейки, клей и т.п.)

2. Методическая литература.

3. Записи фонограмм детских песен, народных наигрышей на аудиокассетах и компакт-дисках, презентации, видеотека

3. Наглядные пособия (плакаты, портреты с изображением композиторов, нотный стан, клавиатура)


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алиев Ю.Б. Дидактика и методика школьного музыкального образования. М.: Изд-во СГУ, 2010.

  2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.,1997.

  3. Великие мюзиклы мира: популярная энциклопедия. – М., 2002.

  4. Выготский Л. Психология искусства. – М.,1987.

  5. Горский В.А, Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. /Под ред. Горского В.А. – Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Стандарты второго поколения) – М., «Просвещение». 2010.

  6. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. – М.,1997.

  7. А. Лопатина, М. Скребцова «Волшебный мир музыки». – Москва: «Амрита – Русь», 2009.

  8. Музыканты России: справочник / (составитель В.В. Шевченко). – М.: Новый учебник, 2010.

  9. Мир музыки. Энциклопедия. – М.: Астрель: АСТ, 2008.

Интернет-ресурс: http://meta-music.ru



http://school-collection.edu.ru/

http://www.belcanto.ru

http://classic-online.ru/


Календарно-тематическое планирование по Программе внеурочной деятельности

«Мир открытий и творчества в музыке».

Преподаватель Ларина М.Г. 2013-2014 уч. год


п/п

Тема

Содержание

Количество часов

1

Вводное занятие.


Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с содержанием программы, правилами поведения. Музыка в моей жизни

1


2

Наша музыкальная газета: обсуждаем вместе

Обсуждение названия, тем, рубрик, оформления школьной музыкальной газеты

1


3-5

Праздничный календарь. Посвящение учителю

Разучивание песен ко Дню учителя, работа над ними


3


6-7

Памятные даты октября. Проектная деятельность

Сбор информации и работа над муз. газетой.


2


8

Музицирование

Сольное и коллективное пение, работа над артикуляцией, дикцией, вокальной интонацией при разучивании песен

1

9

Шедевры музыкальной классики на экране

Просмотр и обсуждение музыкально-сценических произведений


1


10-11

Памятные даты ноября. Проектная деятельность

Сбор информации и работа над муз. газетой.

2


12

Музицирование

Сольное и коллективное пение, работа над артикуляцией, дикцией, вокальной интонацией при разучивании песен

1

13

Памятные даты декабря. Проектная деятельность

Сбор информации и работа над муз. газетой

1

14-16

Новогодняя сказка

Подготовка к празднику, разучивание материала

3

17-18

Рождество Христово в музыке

Знакомство с рождественскими колядками, обычаями встречи Рождества Христова. Рождественская тема в классической музыке.

2

19

Памятные даты января. Проектная деятельность

Сбор информации и работа над муз. газетой


1

20

Шедевры музыкальной классики на экране

Просмотр и обсуждение музыкально-сценических произведений

1

21

Музицирование

Сольное и коллективное пение, работа над артикуляцией, дикцией, вокальной интонацией при разучивании песен к 8 марта

1


22

Памятные даты февраля. Проектная деятельность.

Сбор информации и работа над муз. газетой

1


23

Масленица

Музыкальные традиции Масленицы

1

24

Праздничный календарь. 8 марта

Разучивание песен ко Дню женщин, работа над ними

1

25-26

Памятные даты марта. Проектная деятельность.

Сбор информации и работа над муз. газетой

2

27

Шедевры музыкальной классики на экране

Просмотр и обсуждение музыкально-сценических произведений

1

28-29

Памятные даты апреля. Проектная деятельность.

Сбор информации и работа над муз. газетой

2

30-31

Праздничный календарь. «Этот день Победы!»

Подготовка к празднику, разучивание песен

2

32

Памятные даты мая. Проектная деятельность


Сбор информации и работа над муз. газетой

1

33-34

Заключительный концерт

Подготовка к выступлению, отбор разученного репертуара, его отработка. Выступление

2








Плохая монета вытесняет из обращения хорошую монету. Томас Грешем (XVI в.)
ещё >>