Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 208.59kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 300.19kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 4 763.81kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 105.46kb.
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия... 1 368.41kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 133.38kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 99.43kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 85.61kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 260.68kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 198.77kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 76.65kb.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа... 5 628.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» - страница №1/1




ПРОГРАММА - МИНИМУМ

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

по курсу

«История и философия науки»

(философские науки)


«История и философия науки»

Введение

Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей специальности 09.00.01 «Онтология и теория познания». Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития и получение представления о тенденциях исторического развития науки.

Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ и ряда других университетов. Программа одобрена экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии.
Раздел 1. «Общие проблемы философии науки»

  1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.



2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по­зиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Техно­логические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.


4. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.



Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы ис­следования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онто­логия, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отноше­ние онтологических постулатов науки к мировоззренческим до­минантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.


5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и не­классический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.


6. Научные традиции и научные революции.

Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как пере­стройка оснований науки. Проблемы типологии научных револю­ций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необ­ходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклас­сическая, постнеклассическая наука.


7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической на­уки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис­следований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" си­стем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов есте­ственнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысле­ние связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий ис­следовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
8. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия). Научные школы. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.


Рекомендуемая основная литература:

  1. Алексеев П.В. Философия: Учеб./ Алексеев П.В., Панин А.В. - 4-е изд., испр. и доп.- М.: Проспект, 2007.

  2. Губин В.Д. Философия: Учеб.- М: Проспект, 2008.

  3. Нижников С.А. Философия: Учеб.- М: Проспект, 2009.

  4. Рычков А.К. Философия: 100 вопросов -100 ответов.- М: Владос, 2007.

  5. Философия: Учеб. / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова.- 4-е изд, стереотип.- М: Гардарики, 2008.

  6. Философия : Учеб. /Под ред. В.В. Зотова, В.В. Миронова.- 6-е изд, перераб. и доп.- М.: Проспект, 2009.


Дополнительная литература:

  1. М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 г.

  2. В.Н. Вернадский. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978 г.

  3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М.: Прогресс, 1990 г.

  4. М. Малкей. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983 г.

  5. А.Л. Никифоров. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 г.

  6. А.П. Огурцов. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988 г.

  7. К. Поппер. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 г.

  8. В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 г.

  9. Томас Кун. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г.

  10. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985 г.

  11. Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991 г.

  12. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов) / Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996 г.

  13. П.П. Гайденко. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987 г.

  14. Наука в культуре. М., 1998 г.

  15. Принципы историографии естествознания. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001 г.

  16. Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996 г.

  17. В.С. Степин. Теоретическое знание. М., 2000 г.

  18. Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999 г.

  19. В.Ж. Келле. Наука как компонент социальной системы. М., 1988 г.

  20. Е.А. Мамчур. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987 г.

  21. А.В. Кезин. Наука в зеркале философии. М., 1990 г.

  22. Л.Н. Косарева. Социакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989 г.

  23. П. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986 г.

  24. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,

  25. А.Ф. Зотов. Современная западная философия. М., 2001 г.

  26. Н.Н. Моисеев. Современный рационализм. М., 1995 г.

  27. В.А. Лекторский. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000 г.

  28. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996 г.


Раздел 2. «Философия социально-гуманитарных наук»

1. Общетеоретические подходы

Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Зависимость СГН от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. СГН как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм.



2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания

Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.


  1. 3. Субъект социально-гуманитарного познания


Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации и «пред-рассудков» (Гадамер)в межсубъектном понимании и смыслополагании.
4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

И.Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К.Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.


5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре

Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А.Бергсон, В.Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественнонаучных методов, причинных схем. Познание и «переживание» жизни — основное содержание художественных произведений. История — одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Э.Гуссерль и др.).


6. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании


Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М.Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественного хронотопа».
7. Коммуникативность в науках об обществе и культуре:

методологические следствия и императивы

Рождение знания в процессе взаимодействия «коммуницирующих

индивидов». Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познания. Моральная ответственность ученого за введение конвенций. Индоктринация — внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки.
8. Проблема истинности и рациональности

в социально-гуманитарных науках

Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.





  1. 9. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных

и гуманитарных науках

Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение - функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как "органоне наук о духе" (В.Дильтей, Г.-Г.Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям - общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.


10. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л.Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. "Встроенность" субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л.Витгенштейн). Вера и верования - обязательные компоненты и основания личностного знания, результат сенсорных процессов, социального опыта, "образцов" и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины - традиция, укорененная в европейской философии. "Философская вера" как вера мыслящего человека (К.Ясперс).


11. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралистическая исследовательская программа. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.


12. Разделение социально-гуманитарных наук

на социальные и гуманитарные науки

Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету,

по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам). Методы социальных и гуманитарных наук. Вненаучное социальное знание. Отличие гуманитарных наук от вненаучного знания. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.
13. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль

социально-гуманитарных наук в процессе социальных

трансформаций

Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Изменения дисциплинарной структуры СГН, сложившейся в XIX веке. Смена лидирующих дисциплин. Переопределение парадигм и тем, появление новых областей исследования. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». Участие СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.


Рекомендуемая основная литература:

  1. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: Учеб/Под ред. В.В. Миронова.-М: Гардарики, 2006.

  2. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учеб.-М: Гардарики, 2006.

  3. Философия : Учеб. /Под ред. В.В. Зотова, В.В. Миронова.- 5-е изд, перераб. и доп.-М.: Академ. Проект, 2008.

  4. Толпыкин В.Е. Основы философии: Учеб. Пособие.- 2-е изд.- М: ЭКСМО, 2010.

  5. Радугин А.,Радугина О. Философия науки: учеб. пособие.-М.: Библионика,2006.

  6. Стрюковский В.И. Курс философии в схемах: Учеб. Пособие.- Рн/Д: Феникс, 2006.

Дополнительная литература:


  1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 5. М., 1996.

  2. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества//Социология на пороге XXI века. Новые направления исследования. М., 1998.

  3. Вебер М. Смысл "свободы от оценки" в социологической и экономической науке // Он же. Избр. произведения. М., 1990.

  4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

  5. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.

  6. Культура: теории и проблемы. М., 1995.

  7. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

  8. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. М., 1990.

  9. Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания - Мировоззрение - Историзм. М. 1998.

  10. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

  11. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

  12. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.

  13. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. Спб. 1999.

  14. Социальное знание и социальные изменения. Отв. Ред. В.Г.Федотова. М., 2001.

  15. Степин В.С. Научное знание и ценности техногенной цивилизации//Вопросы философии. 1989. № 10.

  16. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

  17. Бек У. Общество риска. М., 2000.

  18. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

  19. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

  20. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

  21. Розов Н.С. Философия и теория истории. М. 2002.

  22. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.


Раздел 3. «История философии»

Введение в историю философии

I. Двойной смысл термина “история философии” — историко-философский процесс и изучающая его философская дисциплина. Значение истории философии для философии.

II. Периодизация истории философии в связи с крупными историческими периодами в жизни общества.

III. Всемирно-историческое и региональное, общечеловеческое и национальное в историко-философском процессе.

IV. Философия Запада и Востока, их специфика и взаимодействие.

V. Философия в России: специфика традиций, форм связи с культурой, особенности периодизации.

1. Античная философия

I. Античная философия как исторически первая форма европейской мысли, ее рождение на фундаменте цивилизации и культуры. Периодизация античной философии и источники ее изучения.

II. Ранняя греческая философия. Философия и философы в системе древнегреческой культуры. Философия и мифология. Первые греческие мудрецы. Главные проблемы и понятия ранней греческой философии. “Милетская школа”: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Гераклит Эфесский и новый образ философской мудрости. Пифагор и пифагорейцы. “Элейская школа”: Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Эмпедокл. Левкипп и Демокрит, учение об атомах и пустоте.

III. Философия в Афинах V в. до н. э.: Анаксагор из Клазомен. Ум (нус) как причина оформления мира и всех вещей. Софисты и софистика. Сократ, его жизнь и мученическая смерть, устное учение.

IV. Платон: жизнь и сочинения. Переосмысление Платоном предшествующей философской традиции и создание самостоятельного философского учения. Умопостигаемый мир вечных “идей” как мир подлинного Бытия. Иерархия идей. Идея Блага. Мир изменчивых вещей. Учение Платона о душе и ее бессмертии. Знание как «припоминание» идей. Структура души. Учение Платона об обществе, государстве, законах. Этическая концепция.

V. Аристотель: жизнь и сочинения. Учение о познании, логика. Учение о категориях. Наука о природе у Аристотеля. Первая философия Аристотеля (“Метафизика”). Противостояние и связь формы и материи. Понятие “энтелехии”. Этическое и социально-философское учение Аристотеля.

VI. Философия поздней античности.

1. Стоицизм Древняя Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп), Средняя Стоя (Панеций, Посидоний) и внесение изменений в доктрину стоиков. Римский стоицизм. Сенека и развитие этики стоицизма. 2. Эпикуреизм. Физика и этика в чтении Эпикура. 3. Скептицизм (Пиррон, Аркесилай, Карнеад). Этика скептицизма. 4. Неоплатонизм. Плотин и его школа. Учение о душе (психология), уме (ноология) и едином (генология) Плотина. Развитие неоплатонической системы в Афинской и Александрийской школах неоплатонизма. Комментарии к сочинениям Платона и Аристотеля.
2. Средневековая философия

I. Социально-исторический контекст формирования средневековой философии.

II. Патристическая философия.

III. Схоластическая философия:

IV. Раннее средневековье. 1. Иоанн Скот (Эриугена). Схоластика ХП века. 2. Зрелая схоластика. Сочинения Фомы Аквинского. 3. Августинизм и его роль в развитии схоластики.

V. Поздняя схоластика.


3. Философия древнего и средневекового Востока.

I. Китайская философия: Конфуцианство. Даосизм. Буддизм. Многовековое влияние конфуцианства. Неоконфуцианство XI в.

II. Древняя и средневековая индийская философия.

1. Пред-философские элементы памятников дофилософского периода – гимны Ригведы, диалоги Упанишад. 2. Основные школы-направления индийской мысли (Санкхья. Йога. Вайшешика. Веданта. Джайнизм. Буддизм).

III. Арабо-мусульманская философия

1. Основные проблемы и понятия арабо-мусульманской мысли. 2. “Калам”: философские аспекты. Исмаилизм, арабский аристотелизм – фальсафа. Ишракизм (философия озарения), суфизм. 3. Выдающиеся мыслители арабо-мусульманской философии: Ибн Сина (Авиценна). Ибн Рушд (Аверроэс). Ибн Араби.


4. Философия эпохи Возрождения

I. Специфические особенности философии эпохи Возрождения, ее интегральное единство с культурой, искусством, наукой этой эпохи. Микель Анжело, Рафаэль, Леонардо да Винчи.

II. Гуманизм Данте.

III. Научные трактаты и философские идеи Николая Кузанского.

IV. Натурфилософия эпохи Возрождения (Дж. Бруно, Н. Коперник).

V. Социально-философские идеи и концепции эпохи Возрождения. Н. Макиавелли.

VI. Христианские гуманисты. Эразм Роттердамский. Томас Мор.

VII. “Опыты” М. Монтеня как форма возрожденческого скептицизма.


5. Русская культура и философия Х-ХVII вв.

I. Допетровский этап в развитии отечественной мысли. Отношение к античной философии. Образ Софии Премудрости Божией.

II. Философия Киевской Руси.

III. Русская культура и философия в XVII в.


6. Философия Нового времени

I. Философия природы и науки Нового времени. Математика, физика и метафизика в картезианстве. Механицизм и его философское обоснование.

II. Учение о человеке в философии Нового времени. Природное в человеке и человеческая “природа” (сущность).

III. Исследование проблем познания и метода. Рационализм и его борьба с эмпиризмом.


6.1. Великие философы XVII-XVIII вв.

I. Фрэнсис Бэкон:

1. Жизненный путь и основные сочинения. 2. Учение о Природе и поиски всеобъемлющей “естественной” философии. 3. Идея Бэкона о “великом восстановлении наук”. 4. Учение об “идолах” (призраках) Разума. 5. Учение Бэкона о познании и методе. Учение Бэкона об индукции. 6. Социально-философские и этические идеи Бэкона.

II. Рене Декарт:

1. Жизненный путь и основные сочинения. 2. Учение о предмете, функциях и задачах философии. 3. Методическое сомнение Декарта. Картезианская концепция мышления. Психофизическая проблема в философии Декарта. 4. Декарт-ученый. Картезианская научная картина мира.

III. Бенедикт Спиноза:

1. Жизненный путь и основные сочинения. 2. Учение Спинозы о природе и субстанции. 3. Учение о человеке. 4. Учение о познании и методе. 5. Социально-философские и политические идеи Спинозы.

IV. Томас Гоббс:

1. Жизненный путь и основные сочинения. 2. Философское и политическое учение Гоббса. 3. Структура, предмет и цели философии. Утилитаристская концепция познания: “знание есть только путь к силе”. 4. Первая философия как учение о пространстве и времени, о теле и его свойствах, о причине, количестве, действительности и возможности. Познание как вычисление. 5. Учение Гоббса о человеческой природе. Социальная философия Гоббса.
V. Джон Локк:

1. Жизненный путь и сочинения. 2. Учение Локка о природе; картина мира. 3. Человек и его сущность. 4. Учение Локка о познании. «Идеи» как элементы мира; “простые” и “сложные” идеи. 5. Социально-философские и политические взгляды Локка. Обоснование либерализма в социальном учении Локка.

VI. Готфрид Вильгельм Лейбниц:

1. Жизненный путь и основные сочинения. 2. Картина мира и метафизика в философской системе Лейбница. 3. Основные принципы физики, метафизики, гносеологии Лейбница. 4. Субстанция как монада. 5. Учение Лейбница о познании и знании. Критика эмпиризма Локка и новое обоснование рационализма.

VII. Дэвид Юм:

1. Жизненный путь и сочинения Юма. 2. Центральное положение науки о человеке в системе человеческого знания. 3. Критика понятия причинности у Юма. Вера и привычка. 4. Социально-философские идеи Юма. 5. Учение Юма о религии и церкви.


6.2. Философия французского Просвещения.

I. Онтологические, гносеологические, антропологические аспекты философии Просвещения.

II. П. Гольбах и его “Система природы”.

III. Гельвеций как автор книг “Об уме” и “О человеке”.

IV. Вольтер против теодицеи и провиденциализма.

V. Ж.Ж. Руссо о естественном и цивилизованном состоянии. “Энциклопедия” и ее роль в формировании нового субъекта и распространение просветительских идей.


6.3. Немецкая классическая философия

I. Немецкая классическая философия в контексте социально-культурной ситуации в Европе и Германии 2-й пол. XVIII в. и 1-й пол. XIX в. Философия и другие науки. Роль немецкой классической философии в переосмыслении и обогащении нового европейского гуманизма.

II. Иммануил Кант:

1. «Докритический» период. Работы Канта по философии естествознания, проблемам метафизики, логики, эстетики. 2. «Критический» период творчества Канта: 2.1. “Критика чистого разума” — новый этап европейского философствования. Понятие “a priori” и его толкование у Канта. Трансцендентальная эстетика, или учение о чувственности; пространство и время как чистые формы созерцания. Трансцендентальная аналитика. О дедукции чистых рассудочных понятий; рассудок — спонтанность познания; рассудок — способность мыслить, “познание через понятия”. Трансцендентальная диалектика как учение о разуме; антитетика чистого разума; идеал чистого разума). 2.2. “Критика практического разума”. Деление на субъективные максимы и объективные практические законы, гипотетические и категорические императивы; проблема счастья и низшей способности желания; понятие свободной воли в контексте «Критики чистого разума»; понятие долга и автономии воли; о мотивах чистого практического разума; различение легальных и (истинно) моральных поступков; «долг» как важнейшая категория кантовской этики. 2.3. “Критика способности суждения” и формирование субъекта эстетического вкуса; понятие природы (по законодательству рассудка) и понятие свободы (по законодательству разума); способность суждения как “среднее звено” между рассудком и разумом; целесообразность природы как априорное понятие рефлектирующей способности суждения; аналитика прекрасного; суждение вкуса как эстетическое суждение; аналитика возвышенного; культура как умение разумного существа ставить любые цели вообще).

III. И.Г. Фихте: Жизнь и сочинения. Наукоучение как основание системы Фихте. Фихте о необходимости и возможности вывести из Я, как основоположения, мир природы, духа, общества, культуры. Диалектика Я в философии Фихте. Учение Фихте о человеке, обществе, государстве, праве и нравственности.

IV. Ф.В.Й. Шеллинг:

Жизнь и сочинения. Натурфилософия Шеллинга и Сущность и специфика трансцендентального идеализма раннего Шеллинга. Сущность и специфика трансцендентального идеализма раннего Шеллинга. Поворот Шеллинга к метафизике абсолюта. Философия позднего Шеллинга. Лекционный курс "Позитивная философия" (1832-1833). Философия откровения позднего Шеллинга. Лекции Шеллинга 1841-1842 годов. Влияние философии Шеллинга на развитие философии. Русские шеллингианцы.

V. Г.В.Ф. Гегель:

V.I. Этапы творческого развития и сочинения Гегеля:

1. Штутгартский период (1770-1788). Тюбинген (1788-1793). Берн (1793-1796). Французская революция и ее воздействие на молодого Гегеля. Влияние философии Канта и французских просветителей. "Теологические сочинения" Гегеля. Идеал свободы. Поиски "религии сердца".

2. Йенский период (1801-1807). Критические исследования современной Гегелю философии; попытки создания собственой философской системы и поиски ее оснований; "Система нравственности" (1803) и "Йенская реальная философия" (1805-1806); "Феноменология духа" – выдающееся произведение йенского периода (1807).

3. Бамбергский период (1807-1808). Гегель – директор гимназии в Нюрнберге (1808-1816). Гегель – профессор в Гейдельберге (1816-1818).

4. Берлинский период (1818-1831).

V.II. Система и основные принципы философии Гегеля:

1. Наука логики как фундамент философской системы. 2. "Реальная философия" как единство философии природы и философии духа. 3. Основные принципы философии Гегеля: абсолютный идеализм логицистского типа; системность; научность как особая научность философии; историзм, диалектика, теологический характер. Диалектика как "принцип всякого движения, всякой жизни и всякой действительности" и диалектика понятий.

4. Социальная философия Гегеля как "философия права". Идеалы гражданского общества и правового государства.

VI. Л. Фейербах:

Творческий путь Л. Фейербаха. Путь Фейербаха от гегельянства к критике гегелевского идеализма. Обоснование философского антропологизма. Гуманизм и антропологический принцип Л. Фейербаха. Человек и Бог. Человек и природа. Бытие и человеческая чувственность. Этика любви. «Я» и «Ты» в философии Фейербаха. Критика религии.

VII. К. Маркс:

1. Жизненный путь и сочинения К. Маркса (1818-1883). Влияние философии Гегеля, затем – Фейербаха; преодоление этого влияния и выработка самостоятельной философской позиции ("Тезисы о Фейербахе"). Проблема человека и его сущности, проблема отчуждения сущности человека. 2. Идеологические позиции Маркса и его социальная философия. "Капитал" и философские аспекты этого произведения. Концепция общественных отношений. Формационный подход к философии истории. 3. Концепция труда, производства, собственности К. Маркса.
7. Русская философия

7.1. Философия XVIII-XIX вв.

I. Философия в России в эпоху Просвещения.

II. М.В. Ломоносов – ученый, философ, литератор. Единство научных и философских идей.

III. А.Н. Радищев. Освоение идей французских и немецких просветителей. Трактат "О человеке, его смертности и бессмертии". 3. Славянофильство и западничество: И.В. Киреевский и критика отвлеченного знания; А.С. Хомяков и критика материализма;), путешествия на Запад и знакомство с Шеллингом; "Философические письма" П.Я. Чаадаева

IV. В.С. Соловьев — выдающийся философ России. Жизненный путь и сочинения. "Критика отвлеченных начал" и обоснование "цельного знания" . Всеединство — центральная категория и главный принцип философского учения Соловьева. "Оправдание добра" как главное сочинение и основная проблема философии позднего Соловьева. Влияние В.Соловьева на русскую философию и культуру.


7.2. Выдающиеся философы России XX века

I. Павел Новгородцев: 1. Основные сочинения. 2. Новгородцев – создатель русской школы философии права. 3. Критика марксизма. 4. Проблема демократии и правового государства. Критика издержек демократии. Сознание народа и демократия.

II. Николай Бердяев: 1. Жизнь и сочинения Бердяева. 2. Критика Бердяевым западной философии за гносеологизм, за противопоставление бытия и мышления, веры и знания. Философия как антроподицея, как "оправдание человека". 3. Поздние произведения Бердяева: этика творчества и экзистенциальная диалектика.

III. Иван Ильин: 1. Жизнь, сочинения и основные идеи. 2. Исследование и интерпретация философии Гегеля (двухтомное исследование И. Ильина). 3. И. Ильин о России и российской культуре. 4. "Путь духовного обновления".

IV. Лев Шестов. 1. Жизнь и сочинения Л. Шестова. 2. Специфика философского творчества Л. Шестова. Борьба против культа разума. Новый тип философствования о человеке. 3. "Философия трагедии" Л. Шестова. Л. Шестов о Шекспире и Достоевском. 4. В контексте экзистенциального философствования: Шестов о Кьеркегоре.

V. Павел Флоренский: 1. Жизнь и сочинения П. Флоренского. Вклад в развитие естествознания и философии. 2. Трагедия жизни и творчества Флоренского после Октября 1917 года. Мученическая смерть в 1937 году. 3. Философская проблематика в книге "Столп и утверждение истины". 4. Учение о Софии.

VI. Семен Франк:

1. Жизнь и сочинения. 2. Основные принципы и идеи философии С. Франка: действительность, реальность, идеальное бытие, бытие и жизнь, "живое знание". 3. Трилогия Франка: "Предмет знания" (1915); "Душа человека" (1917); "Духовные основы общества" (1930).

VII. Николай Лосский:

1. Жизнь и сочинения. 2. Философия интуитивизма Н. Лосского. Критика традиционных философских учений. 3. Новая онтология и учение о свободе. 4. Единое философское учение Лосского: гносеология интуитивизма; идеал-реализм как учение об идеальном бытии; обоснование принципа персонализма.


8. Западная философия XIXXX вв.

I. Позитивистская философия:

1. “Первый позитивизм” (Сен-Симон; Конт; Милль; Спенсер). 2. "Второй позитивизм" – эмпириокритицизм. Концепции Р.Авенариуса и Э.Маха.

II. Неокантианство:

1. Марбургская школа неокантианства. Г.Коген: анализ трех кантовских «Критик». Этический софиализм Когена. П.Наторп, основные идеи. 2. Фрайбургская (Баденская) школа неокантианства. В.Виндельбанд и Г.Риккерт — основные философские идеи.

III. Неогегельянство.

1. Гегельянство в Англии и США (Дж. Д. Стерлинг; Ф. Брэдли; Дж. Ройс). 2. Неогегельянство в Германии. Обогащение корпуса сочинений Гегеля, их новые издания Г.Глокнером и Г.Лассоном. Р. Кронер как исследователь философии Канта и Гегеля. 3. Неогегельянство в Италии. Б. Кроче и Дж. Джентиле.

IV. Прагматизм.

1. Ч.С.Пирс: «принцип Пирса» и «методы закрепления веры». 2. У. Джемс: «радикальный эмпиризм» и попытки обоснования религиозной веры. 3. Дж.Дьюи: бихевиористское толкование познания; прагматизм как инструментализм.

V. Философия жизни.

1. Отличительные особенности «философии жизни». 2. А.Шопенгауэр как предтеча «философии жизни». Учение Шопенгауэра о мире как воле и представлении. Этика пессимизма и сострадания. 3. Ф.Ницше: жизнь и сочинения; учение о переоценке ценностей, понятие ressentiment (озлобленность, зависть); тезис о «смерти Бога»; учение о «вечном возвращении», принцип «воли к власти». 4. А.Бергсон: понятия «жизнь», «творческая эволюция», «длительность». Интеллект. Инстинкт. Интуиция. 5. В.Дильтей как основатель философской герменевтики. 6. Философия жизни О.Шпенглера. Идея кризиса европейской жизни и европейского духа.

VI. Феноменология.

1. Э. Гуссерль как основатель феноменологического направления. 2. Основные проблемы, понятия и принципы феноменологии Гуссерля. 3. Влияние феноменологии Гуссерля на развитие философии XX века.

VII. Психоанализ и его философское содержание.

1. З.Фрейд и рождение психоанализа. Концепция бессознательного психического. Сознание – предсознательное – бессознательное. "Оно" – "Я" – "сверх-Я" как стороны новой структурной модели психики. 2. Неофрейдизм: К.Г. Юнг и учение о коллективном бессознательном и архетипах; взгляды Э. Фромма и К. Хорни.

VIII. Неотомизм.

1. Э. Жильсон и обновление учения Фомы Аквинского. 2. Ж.Маритен и неотомистское учение о бытии, о моральном и поэтическом опыте. 3. Неотомистские философские концепции мира, человека, Бога, их развитие во 2-й пол XX в.

IX. Экзистенциализм.

1. Провозвестники экзистенциализма: Л.Шестов, Н.Бердяев, М. Де Унамуно. Влияние творчества Ф.М.Достоевского. 2. Немецкий экзистенциализм: основные понятия философии К. Ясперса; Мартин Хайдеггер и его "Бытие и время" (1927). Работы 20-30-х гг. "Грехопадение" 1933 г. Поздние работы Хайдеггера. Основные проблемы и понятия философии Хайдеггера. 3. Французский экзистенциализм: Жан-Поль Сартр и его сочинения "Бытие и ничто" (1943), "Критика диалектического разума" (1960; 1985). Художественные и литературно-критические сочинения Сартра. Альбер Камю о проблеме существования и его абсурдности. "Миф о Сизифе" (1942). Тема "Бунтующего человека" (1951). Философское и литературное творчество Габриеля Марселя.

X. Неопозитивизм как третья историческая форма позитивизма.

1. "Венский кружок" (М. Шлик, Р. Карнап), борьба против «метафизики» и философских «псевдопроблем». 2. Аналитическая философия. Дж. Э. Мур и поворот к реализму. Б. Рассел как философ, логик, общественный деятель. Л.Витгенштейн: 1) понятия и проблемы «Логико-философского трактата»); 2) «Философские исследования» и новое учение о сущности языка. 3. Философия как логика науки у Р. Карнапа, Г. Райла, Дж. Остина. 4. Основные черты и понятия неопозитивизма К. Поппера и его "критический рационализм". Принцип фальсификации.

XI. Философские дискуссии последних десятилетий. 1. Современная “критика” разума и поиски новой модели рациональности. 2. М. Фуко и критика “логоцентризма”. 3. “Деконструктивизм” Ж. Деррида. 4. "Этика ответственности" Х. Йонаса. 5. Философия коммуникативного разума и "этика дискурса" (К.-О. Аппель, Ю. Хабермас). 6. "Теория справедливости" Дж. Роулса.


Рекомендуемая основная литература:

  1. Горбачев В.Г. История философии: учеб. пособие.-Брянск:Курсив,2006.-298с.

  2. Гриненко Г.В. История философии: учеб.-М.: Юрайт-Издат,2004.-688с.

  3. Из истории мировой гуманистической мысли: Хрестоматия /Сост. А.Ф. Малышевский.- М: Просвещение, 1995.- 431 с.

  4. Радугин А.,Радугина О. Философия науки: учеб. пособие.-М.: Библионика,2006.-320с.

  5. Пузыня К.Ф., Цветков А.Н. Технология научных исследований: Учеб. пособие.-СПб.: СПбГИЭУ, 2002.- 54 с.

  6. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учеб.-М: Гардарики, 2006.- 384 с.

  7. Степин В.С., Горохов В.Г. Философия науки и техники: Учеб. пособие.-М: Контакт-

  8. Альфа, 1995.- 384 с.

  9. Рузавин Г.И. Методология научного познания: Учеб. пособие.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 287 с.

  10. Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учеб. пособие.-М: Владос, 1997.- 672 с.

  11. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие. В 3-х. ч. Ч.1.-М: Владос, 1997

  12. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: Учеб/Под ред. В.В. Миронова.-М: Гардарики, 2006.- 639 с.Конев В.А. Социальная философия: Учеб. пособие.- Самара: Изд-во "Самар. Ун-т", 2006.- 287 с.

  13. Алексеев П.В. Философия: Учеб./ Алексеев П.В., Панин А.В. - 4-е изд., испр. и доп.- М.: Проспект, 2007.- 592 с.

  14. Волчек Е.З. Философия: Учеб.- Мн: Экоперспектива, 2005.- 544 с.

  15. Вольф Р.П. О философии : Учеб. -М: Аспект Пресс, 1996.- 415 с.

  16. Губин В.Д. Философия: Учеб.- М: Проспект, 2008.- 336 с.

  17. Данильян О.Г. Философия: Учеб.-М: ЭКСМО, 2000.- 512 с.

  18. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учеб. пособие.-Рн/Д: Феникс, 2006

  19. Кузнецов В.Г. Философия: Учебник.- М: Инфра-М, 1999.- 519 с.

  20. Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций.-М: Инфра-М, 2000.- 240 с.

  21. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия: учеб. для бакалавров. - М.: Юрайт,2012. -495с.

  22. Лосский Н.О. История русской философии.-М.: Высшая школа, 1991.- 559 с.

  23. Некрасова Е.Н. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии ХХ века: Учеб. псобие.-М: Мартис, 1997.- 160 с.

  24. Нижников С.А. Философия: Учеб.- М: Проспект, 2009.- 400 с.

  25. Новикова Л.И.. Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций.-М.: Магистр, 1997.- 328 с.

  26. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии. Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения.- М: Учеб. Лит-ра, 1997.- 480 с.

  27. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию: Курс лекций.-М:, 1995.- 339 с.

  28. Поупкин Р.Ю Стролл А. Философия. Вводный курс: Учебник /Под общ. ред. И.Н. Сиренко.- М, 1998.- 512 с.

  29. Радугин А.А. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие.- 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Центр, 1997.- 272 с.

  30. Рычков А.К. Философия: 100 вопросов -100 ответов.- М: Владос, 2007.- 127 с.

  31. Светлов В.А. Философия: учеб.пособие для БАКАЛАВРОВ и спец. - СПб.: Питер, 2011.- 329 с. - Учеб.пособие)

  32. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии: учеб.пособие. - М.: Интерпракс, 1996.- 192 с.

  33. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учеб. –М, 1998.- 288 с.

  34. Соколов В. Европейская философия 15-17 вв.: учеб.-2-е изд.,исправ. и доп.- М.: Высш. шк.,1996.-400с.

  35. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- 2-е изд.-М.: Гардарики, 2009.- 736 с.

  36. Толпыкин В.Е. Основы философии: Учеб. Пособие.- 2-е изд.- М: ЭКСМО, 2010

  37. Философия : Учеб. /Под ред. В.В. Зотова, В.В. Миронова.- 6-е изд, перераб. и доп.- М.: Проспект, 2009.- 672 с.

  38. Философия для аспирантов: учеб./ В. Сальников, Ю. Сандулов и др.-2-е изд.,стер.-СПб.: Лань; ун-т МВД России, 2001.-512с.

  39. Философия истории в России: Хрестоматия /Сост. Г.К. Овчинников.-М: Логос, 1996.

  40. Философия. В вопросах и ответах / Под ред. В. Лавриненко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003.-463с.

  41. Философия: Учеб /Под ред. В.П. Кохановского.-Рн/Д: феникс, 1999.- 576 с.

  42. Философия: учеб. / Под ред. В. Лавриненко,В. Ратникова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002.

  43. Философия: учеб. / Под ред. В. Лавриненко.-2-е изд.,исправл. И доп.- М.: Юристъ,2002.-520с.

  44. Философия: Учеб. / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова.- 4-е изд, стереотип.- М: Гардарики, 2008.- 828 с.

  45. Философия: Учеб. /Под ред. В.В. Молчанова.- М.: Норма, 2005.- 928с .

  46. Философия: Учеб. /Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Культура и спорт, 1998.- 584 с.

  47. Философия: Учеб. /Под ред. М.А. Булатова.- Киев: Ника-Центр, 1997.- 284 с.

  48. Философия: Учеб. пособие /М.И. Мартынов, Л.Г. Кравченко и др.- Мн: Унтверстэцкае, 1998.- 408 с.

  49. Философия: Учеб. пособие /Отв. ред. В.П. Кохановский.- 3- е изд.- Ростов – н /Д, 2002.- 576 с.

  50. Философия: Учеб. пособие /Под ред. В.Н. Лавриненко. - М: Юрист, 2005.- 506 с.

  51. Философия: Учеб. пособие /Под ред. Н.И. Жукова.- Мн: НТЦ АПИ, 1999.- 367 с.

  52. Философия: Учеб./Отв. ред. В.П. Кохановский.- Ростов – н /Д, 1998.- 576 с.

  53. Философия: Учебник /Отв. ред. В.П. Кохановский.- Рн/Д:Феникс, 2004.- 576 с.

  54. Философия: учебник/ Под ред. Л. Никитич.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.-575с.

  55. Хакинг Я. Представление и вмешательство. Начальные вопросы философии естественных наук.-М: Логос, 1999.- 296 с.

  56. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие /Отв. Ред. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев.-РН/Д: Феникс, 1997.- 544 с.

  57. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие /Под ред. А.А. Радугина.- М: Центр, 1998.-

  58. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие /Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин.-Рн /Д: Проспект, 1997 .- 576 с.

  59. Чанышев А.Н. Философия древнего мира: учеб.-М.: Высш. школа,2001.-703с.

  60. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности: учеб.пос.-М.:ФАИР-ПРЕСС,1998.-576с.



Дополнительная литература:


  1. История философии. Запад – Россия – Восток. Кн. I-IV. М., 1995-1998.

  2. Новая философская энциклопедия в 4 тт. М., 2000-2001.

  3. Аристотель. Сочинения в 4-х тт. М., 1976-1984.

  4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

  5. Фрагменты ранних греческих философов. ч. 1. М., 1989;

  6. Фрагменты ранних стоиков. Т. I-II. М., 1999-2002.

  7. Платон. Собрание сочинений в 4-х т.т. М., 1969-1971.

  8. Плотин. Сочинения (Плотин в русских переводах). СПб., 1995.

  9. Прокл. Первоосновы теологии. Тбилиси, 1972.

  10. Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х тт. М., 1975-1976.

  11. Сенека. Философские трактаты. СПб., 2000.

  12. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998;

  13. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I-II. М., 1994.

  14. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (главы из книги) // Вопросы философии, 1992, 7.

  15. Деррида Ж. Письмо японскому другу / Вопросы философии, 1992, №  4;

  16. Жильсон Э. Философия и теология. М., 1995;

  17. Ницше Ф. Сочинения: В 2-х тт. М., 1990.

  18. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995;

  19. Сартр Ж.-П. Избранные произведения. М., 1992;

  20. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995;

  21. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993;

  22. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

  23. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

  24. Шопенгауэр А. Сочинения в 2-х тт. М., 1992.

  25. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1-2. М., 1993-1998.

  26. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

  27. Избр. труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995.

  28. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

  29. Августин Аврелий. Творения. Т. 1-4. Спб.-Киев, 1998.

  30. Антология средневековой мысли (теология и философия европейского Средневековья): В 2-х тт. М., 2001-2002.

  31. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.

  32. Абеляр Петр. Теологические трактаты. М., 1995.

  33. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. 1. Долгопрудный, 2001.

  34. Фома Аквинский. Сочинения. М., 2002.

  35. Уильям Оккам. Избранное. М., 2001.

  36. Антология даосской философии. М., 1994.

  37. Буддизм. Словарь. М., 1992.

  38. Древнекитайская философия. Т. 1-2. М., 1972-73.

  39. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961.

  40. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

  41. Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997; М., 2000;

  42. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1993.

  43. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949;

  44. Николай Кузанский. Сочинения. Т. 1-2. М., 1979-1980;

  45. Макиавелли Н. Сочинения. М.-Л., 1934.

  46. Монтень М. Опыты. Кн. 1-3. М., 1992.

  47. Памятники литературы Древней Руси. Т. 1-12. М., 1978-1992;

  48. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979;

  49. Горский В.С. Философские идеи в культуре Киевской Руси. Киев, 1988;

  50. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв. М., 1990.

  51. Мотрошилова. Н.В. Философия Нового и Новейшего времени / Новая философская энциклопедия. Том IV. С. 220-223.

  52. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХVII-ХVIII в.в.). М., 1987.

  53. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х тт. М., 1978;

  54. Гоббс Т. Сочинения в 2-х тт. М., 1989-91.

  55. Декарт Р. Сочинения в 2-х тт, т. I, 1989.; т. II, М., 1994;

  56. Декарт Р. Размышления о первоначальной философии. СПб., 1995.

  57. Лейбниц Г. Сочинения в 4-х тт. М., 1983-1989;

  58. Локк Д. Сочинения в 3-х тт. М., 1988.

  59. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1957.

  60. Юм Д. Сочинения в 2-х тт.М., 1996;

  61. Вольтер Ф. Бог и люди. Сочинения в 20-ти томах. М., 1961;

  62. Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. М., 1986-1988;

  63. Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения в 3-х томах. М., 1961;

  64. Гельвеций К.А. Сочинения в 2-х томах. М., 1973-1974;

  65. Французское Просвещение и революция. М., 1989.

  66. Гегель Г.В.Ф. Собрание соч. Т. 1-14. М.-Л., 1929-1958;

  67. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 2000.

  68. Кант И. Сочинения в 6-ти тт. М., 1963-66;

  69. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения .. Т. 1-50. М., 1955-1981;

  70. Фихте И.Г. Избранные сочинения. М,, 1916. Т. I.;

  71. Фихте И.Г. О назначении ученого. М., 1935;

  72. Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801. М., 1995;

  73. Шеллинг Ф.В.Й.  Сочинения в 2-х тт. М., 1989;

  74. Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2-х тт. М., 1972.

  75. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М., 1950.

  76. Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952.

  77. Хомяков А.С. Соч. в 2-х тт. М., 1994.

  78. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1-2, М., 1991.

  79. Соловьев В.С. Сочинения. М., 1989. Т. 1-2.

  80. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994;

  81. Ильин И.А. Сочинения в 2 т. М., 1993-1994;

  82. Шестов Л. Сочинения в 2 т. М., 1993;

  83. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990;

  84. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб., 1997;

  85. Лосский Н.О. Избранное. М., 1991.








Кулинария — это вопрос времени. В общем и целом, чем больше времени, тем лучше результат. Джон Эрскин
ещё >>