Программа междисциплинарного государственного экзамена - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа междисциплинарного государственного экзамена специальность... 3 497.34kb.
Программа итогового комплексного (государственного) междисциплинарного... 1 125.46kb.
Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного... 1 186.95kb.
Программа междисциплинарного государственного экзамена 1 204.88kb.
Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного... 1 118.66kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 1 97.97kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 3 641.75kb.
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности... 26 1634.47kb.
Экзаменационные билеты для проведения Итогового Государственного... 1 35.31kb.
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена... 5 469.9kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 1 312.97kb.
Программа итогового (государственного) междисциплинарного экзамена... 2 459.78kb.
Отчет отчет оценка прогноз 2004 2005 2006 1 104.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа междисциплинарного государственного экзамена - страница №1/1

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н.ТУПОЛЕВА

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по

учебно-методической работе

_______________ И.К.Насыров

«___» ___________ 200___ г.

ПРОГРАММА

междисциплинарного государственного экзамена

Рекомендуется УМЦ КГТУ им. А.Н. Туполева для направления специальности

направление ________________________________________________


специальность ________080507 _-__ «Менеджмент организации»_
специализация ______________________________________________

форма обучения ________________очная, заочная_______________

Казань 2010

Программа междисциплинарного государственного экзамена для специальности 080507 «Менеджмент организации» составлена профессорско-преподавательским составом кафедры социологии, политологии и менеджмента: проф., д.п.н. Беляевым В.А., проф., проф., д.с.н. Исламшиной Т.Г., проф., д.с.н. Шангареевой З.С., доц., к.с.н. Горбачевой О.В., доц., к.ф.н. Кабановой Л.К., доц., к.с.н. Максимовой О.А., доц., к.п.н. Миргазизовой Л.О. / Отв.ред. О.А.Максимова. – Казань: КГТУ им. А.Н.Туполева, 2010.

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры социологии, политологии и менеджмента ____ декабря 2010 г. (протокол № _____).

Зав.кафедрой СПМ В.А.Беляев


Программа рассмотрена и одобрена учебно-методической комиссией ИСТ «____»____________2010 г.

Председатель УМК ИСТ Н.М. Галимуллина

Программа обсуждена и одобрена на заседании совета ИСТ «___»___________2009 г.
Председатель совета ИСТ Д.К.Сабирова

Секретарь совета А.С Хакимова



РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Тема 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАУКА ОБ УПРАВЛЕНИИ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

Историческое развитие понятия «менеджмент». Современное определение. Подходы к определению менеджмента как: а) вида деятельности; б) социального слоя; в) направления научной мысли.


Тема 2. СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Соотношение понятий бизнес и менеджмент, бизнесмен и менеджер. Характеристика традиционного подхода к управлению в закрытых системах и современный менеджмент открытых экономических систем. Отличие хозяйственного управления в условиях плановой экономики и менеджмента в условиях свободной рыночной экономики.


Тема 3. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

РАННИй период: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ

Развитие управленческих идей в древнем мире (Шумер, Египет). Свод законов Хаммурапи. Реформы Навуходоносора II. Взгляды на управление древнегреческих философов (Платон, Сократ). Вклад в развитие практики управления А.Македонского. Управленческие идеи Н.Макиавелли. Школа раннего научного менеджмента: Р.Аркрайт, Р.Оуэн, А.Смит.
Тема 4. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ДВИЖЕНИЕ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА (Ф.ТЕЙЛОР, Ф. и Л.ГИЛЛБЕРТ)

Основные положения школы научного менеджмента – стандартизация, рационализация, повышение производительности труда. Разработка методов хронометража. Вклад Ф.Тейлора, Ф. и Л. Гиллберт в разработку основных принципов менеджмента.


Тема 5. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ШКОЛА АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ (А.ФАЙОЛЬ, Г.ЭМЕРСОН)

Основные положения теории административного управления А.Файоля. Характеристика основных видов деятельности предприятия – техническая, коммерческая, финансовая, административная. Четырнадцать принципов административного управления. Функции менеджмента. Вклад Г.Эмерсона в развитие административной школы – 12 принципов производительности.


Тема 6. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (Э.МЭЙО, Ч.БЕРНАРД)

Исследование поведения людей в организации. Хоторнские эксперименты Э.Мэйо. Межличностные отношения как фактор роста эффективности труда и потенциала работников. Концепция «социальной ответственности» Ч.Бернарда.


Тема 7. ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. СТРАТЕГИИ КРОССКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В БИЗНЕСЕ

История становления корпоративного менеджмента США. Особенности организационной структуры американских компаний. Построение деловой карьеры в американском менеджменте. Взаимодействие менеджеров и рядовых работников. Особенности стимулирования и мотивации.

Природа японского «экономического чуда». Принципы коллективизма и иерархии в японском менеджменте. Специфика системы «пожизненного найма». Взаимоотношения управляющих с рядовыми сотрудниками. Особенности построения деловой карьеры. Стимулирование и мотивация в японском менеджменте.

Особенности построения деловых коммуникаций на международном уровне.


Тема 8. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКИ

Трансформация экономической системы и подходов к управлению в постсоветском российском обществе. Сравнение модели традиционного российского руководителя и менеджера западного типа. Иерархия и организационная структура российских предприятий. Построение деловой карьеры. Мотивация и стимулирование работников в российском менеджменте. Влияние мирового финансового кризиса на деятельность менеджеров.


Тема 9. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ. ТИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТА НА ОБЪЕКТ

Сущность управленческой деятельности. Определение объекта и субъекта управления. Механизм целевого управленческого воздействия: целеполагание и целеосуществление. Типы управленческого воздействия: а) полный внешний контроль; б) внешний контроль с использованием самоорганизации; в) управление с использованием самоорганизации и принципа обратной связи.


Тема 10. ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Процесс осуществления функций менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Краткая характеристика каждой из функций. Связующие процессы в осуществлении функций менеджмента: принятие решений и коммуникации. Методы менеджмента – организационные методы, административные методы, экономические методы, социально-психологические методы. Методология процессного, системного и ситуационного подходов в менеджменте.

Тема 11. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Соотношение понятий «мотивы» и «стимулы». Виды мотивов и виды стимулов. Мотивационная сфера работника. Потребности и интересы как база возникновения мотивов и стимулов. Характеристика процессов мотивации и стимулирования. Внутренняя мотивация и внешнее стимулирование как механизмы эффективного менеджмента. Актуальные направления развития мотивации и стимулирования в российском менеджменте.


Тема 12. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ: «ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ» А.МАСЛОУ, «ДВУХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ» Ф.ГЕРЦБЕРГА

Сущность содержательных теорий мотивации. Пять уровней пирамиды потребностей А.Маслоу (физиологические потребности, потребности безопасности, социальные потребности, потребности уважения и самоуважения, потребности самоактуализации). Применимость концепции А. Маслоу в современном менеджменте.

Гигиенические и мотивационные факторы в модели Ф. Герцберга. Специфика процесса достижения удовлетворенности работников трудом.
Тема 13. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ: «ТЕОРИЯ X и Y» Д.МАКГРЕГОРА, «ТЕОРИЯ Z» У.ОУЧИ

Сущность содержательных теорий мотивации. Особенности управления в соответствии с теорией «X» и теорией «Y» Д.Макгрегора. Модернизированный подход мотивации У.Оучи. Применимость моделей «X, Y, Z» в современном российском менеджменте.


Тема 14 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ: «ТЕОРИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ, СВЯЗИ И РОСТА» К.АЛЬДЕРФЕРА, «ТЕОРИЯ ПРИОБРЕТЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ» Д.МАККЛЕЛАНДА

Сущность содержательных теорий мотивации. Содержание потребностей существования, связи и роста. Отличие теории К.Альдерфера от теории «Иерархия потребностей» А.Маслоу.

Врожденные потребности (потребности достижения, потребности соучастия) и приобретенные потребности (потребность властвования) ПО МакКлеланду.
Тема 15. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ: «ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЯ» В.ВРУМА, МОДЕЛЬ МОТИВАЦИИ ПОРТЕРА-ЛОУЛЕРА

Отличие процессуальных теорий мотивации от содержательных теорий. Мотивация трудовой деятельности как непрерывный процесс. Формула мотивации в теории ожидания В.Врума. Основные составляющие модели мотивации Портера-Лоулера (усилия, результат, вознаграждение, удовлетворенность) и вспомогательные факторы..


Тема 16. ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Определение феномена власти. Формы власти. Власть как фактор функционирования менеджмента организации. Дистанция власти – характеристика менеджмента организации. Руководство и лидерство в деятельности менеджера. Лидерство как социально-психологическое явление. Типология лидеров.


Тема 17. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ. ОДНОМЕРНЫЙ ПОДХОД: ИССЛЕДОВАНИЯ К.ЛЕВИНА, КОНТИНУУМ СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА Р.ЛАЙКЕРТА


Понятие «стиль управления (руководства)». Характеристика одномерного подхода к стилям управления К.Левина: авторитарный, демократический, либеральный. Ранняя модель лидерства Р.Лайкерта (руководитель, ориентированный на работу и руководитель, ориентированный на человека). Усовершенствованная модель Лайкерта. Эффективность использования различных стилей управления в современных условиях. Примеры из практики управления.
Тема 18. МНОГОМЕРНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИИ: «РЕШЕТКА МЕНЕДЖМЕНТА» Р.БЛЕЙКА И ДЖ.МУТТОН

Характеристика многомерных подходов к проблеме стиля управления, их отличие от одномерного подхода. Концепция «решетка менеджмента» Р.Блейка и Дж. Муттон: стили 1.1, 1.9, 9.1, 5.5 и 9.9.


Тема 19. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ Ф.ФИДЛЕРА

Характеристика ситуационного подхода к проблеме выбора стиля управления. Соотношение трех параметров (отношение подчиненных к руководителю, структура решаемых задач, полномочия руководителя) в определении сложившейся ситуации и выборе соответствующего стиля управления.


Тема 20. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В КОНЦЕПЦИИ «ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ» В.ВРУМА И Ф.ЙЕТТОНА

Характеристика ситуационного подхода к проблеме выбора стиля управления. Концепция «Дерево решений»: особенности стилей А1, А2, К1, К2, Г2; структура вопросов, на которые должен ответить менеджер, выбирая стиль принятия решения; продвижение по «дереву» и определение соответствующего стиля управления.


Тема 21. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ

Контроль как заключительная функция менеджмента. Субъект, объект и предмет контроля. Соотношение учета и контроля в деятельности менеджера. Виды контроля. Современные требования эффективного контроля в организации. Актуальные проблемы осуществления контроля в современном российском менеджменте.


Тема 22. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПОЛНОМОЧИЯ», «ВЛАСТЬ» И «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Сущность процесса делегирования в менеджменте. Соотношение понятий «делегирование», «ответственность», «полномочия», «власть». Делегирование полномочий в современном российском менеджменте.


Тема 23. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. ВИДЫ ПОЛНОМОЧИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ. ПРИНЦИПЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ

Характеристика основных концепций делегирования полномочий: классическая концепция и концепция принятия полномочий. Общие и отличительные черты данных концепций.

Виды полномочий: линейные полномочия, штабные полномочия. Принципы распределения полномочий: принцип единоначалия и принцип ограничения нормы управляемости.
Тема 24. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА. ЭТИКА И ЭТИКЕТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА

Организация как социально ответственный субъект общества. Основные подходы к проблеме социальной ответственности менеджмента. Социальная и юридическая ответственность. Понятие этики и этикета. Этика и этикет в деятельности менеджера. Организационная культура как фактор социальной ответственности.



Тема 25. ИННОВАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОГО ЦИКЛА


Понятия «инновация», «нововведение», «новшество» «открытие», «изобретение». Основные функции инновации: воспроизводственная, инвестиционная, стимулирующая. Системная классификация инноваций И.Т. Балабанова. Основные звенья инновационного цикла: наука-производство-потребление. Виды исследований или составляющие звена «наука»: фундаментальные, поисковые, прикладные исследования и технические разработки. Стадии звена «производство»: освоение новшеств, собственно производство. Стадии звена «потребление»: распространение новшеств и их использование.
Тема 26. ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

Понятие инновационной стратегии. Изменения во внешней среде предприятия, обуславливающие разработку инновационной стратегии. Основания для выбора инновационной стратегии предприятия. Понятие продуктовой и рыночной ориентаций. Основные виды инновационных стратегий: наступательная, защитная или оборонительная, промежуточная, поглощающая, имитационная, «разбойничья».


Тема 27. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Понятие организационной структуры инновационного менеджмента. Пять традиционных типов инновационных организаций в России. Характеристика венчурных организаций. Особенности инжиниринговых, внедренческих фирм и профитцентров. Понятие финансово-промышленной группы. Холдинг и система участия как основные формы организации финансово-промышленной группы. Понятие технопарка. Основные типы технопарков: научные, технологические, бизнес-инкубаторы, технополисы.


Тема 28. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Понятие инновационной предпринимательской среды. Понятие внешней среды организации. Основные факторы макросреды: состояние экономики, уровень научно-технического прогресса, состояние финансовой и денежно-кредитной системы, социальные, политические, ресурсные, природные, демографические и культурные факторы. Факторы микросреды: законы и учреждения государственного регулирования, бюджетная и налоговая система, поставщики, потребители, конкуренты, посредники. Понятие и основные факторы внутренней среды организации: наличие подразделений НИОКР, производственные и кадровые ресурсы, методы организации производства, приближенность к потребительскому рынку и т.д.


Тема 29. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА


Понятие и основные этапы государственной инновационной политики. Стратегический и тактический аспекты государственной инновационной политики. Основные направления государственной поддержки инноваций. Административно-ведомственная и программно-целевая формы прямого государственного регулирования инновационного процесса. Кредитные и налоговые льготы и скидки как основные косвенные методы государственного стимулирования инновационных процессов
Тема 30. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

В МЕНЕДЖМЕНТЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ТИПОЛОГИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ОРГАНИЗАЦИИ

Организация как субъект организационной деятельности. Характеристика и элементы организации. Типология организаций. Характеристика достоинств и недостатков: процессного подхода как взаимосвязанности функций организации; системного подхода, характеризующего организацию как систему элементов; ситуационного подхода Моклера; маркетингового подхода как анализа проблемных ситуаций.

Тема 31. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ. ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА АДИЗЕСА


Характеристика жизненного цикла организации: рождение, зрелость, спад. Теория жизненного цикла Адизеса: характеристика этапов жизненного цикла «Рост-старение».
Тема 32. Основные законы функционирования организации. ЗАКОНЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Содержание и сущность закона самосохранения; закона развития (прогрессивное и регрессивное развитие и принципы закона развития); закона информированности и упорядоченности и требований к информации. Закон единства, анализа и синтеза. Закон синергии и его роль в менеджменте.


Тема 33. ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ. ЛИНЕЙНАЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ, ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ, ШТАБНАЯ, МАТРИЧНАЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Организационная структура как упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов и как форма разделения. Понятие системы управления. Характеристика звеньев управления: линейного, функционального, линейно-функционального. Свойства различных систем управления: линейной, функциональной, линейно-функциональной, штабной, матричной систем.

Тема 34. ОРГАНИЗАЦИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ

В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС


Соотношение регламентного управления и самоорганизации. Виды и элементы самоорганизации. Вторичность самоорганизации по отношению к регламентному управлению. Синергический эффект.
Тема 35. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ЦЕЛЕВАЯ ОБЩНОСТЬ. КОМПЛЕКС ЦЕЛЕЙ И ТРЕБОВАНИЯ К ЦЕЛЯМ. ФАКТОРЫ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие «цель» в менеджменте. Соотношение понятий «цель» и «результат». Принципы постановки целей в менеджменте. Краткосрочные и долгосрочные цели. Разновидности целей. Требования к формулировке целей: измеримость, конкретность, распределение ответственности.
Тема 36. Управленческое решение, его разновидности. Этапы ВЫРАБОТКИ рационального управленческого решения

Понятие и значение УР. Уравновешенные и осторожные, интуитивные и импульсивные, инертные и рискованные УР. Область принятия УР. Этапы: выявление проблемной ситуации и постановка цели, сбор информации и выявление ограничений, разработка альтернатив решения и выбор варианта, организация выполнения принятого решения, контроль выполнения решения, составление отчета о реализации решения, архивирование решения в базу данных организации.


Тема 37. МЕТОДЫ ВЫРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ: АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (СТАТИСТИЧЕСКИЕ, АНАЛИТИЧЕСКИЕ, МАТРИЧНЫЕ, МЕТОД МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ)

Сущность алгоритмических методов принятия УР. Характеристика алгоритмических методов: аналитический, статистический, матричный, метод математического программирования. Область применения указанных методов.


Тема 38. МЕТОДЫ ВЫРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ: АКТИВИЗИРУЮЩИЕ МЕТОДЫ (МЕТОД МОЗГОВОЙ АТАКИ, МЕТОД ЭЛЕКТРОННОГО МОЗГОВОГО ШТУРМА, МЕТОД ДЕЛОВЫХ ИГР)

Сущность активизирующих методов принятия УР. Метод психологической активизации (конференции идей, метод вопросов и ответов), теоретико-игровой метод (метод мозгового штурма, деловых игр и т.д.). Область применения активизирующих методов.


Тема 39.МЕТОДЫ ВЫРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ: ЭКСПЕРТНЫЕ, ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, МЕТОД СЦЕНАРИЕВ.

Метод простой ранжировки. Метод задания весовых коэффициентов. Метод Последовательных сравнений (сортировки). Метод парных сравнений, метод Дельфи. Приёмы эвристических методов. Типовой вид и структура метода сценария.


Тема 40. РИСК В ГЛОБАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ.

Понятие и классификация рисков. Чистые риски. Спекулятивные риски. Группы рисков: природные, экологические, политические, транспортные, коммерческие. Сущность риск-менеджмента. Зоны риска. Методы оценки риска: статистический, экспертный, расчётно-аналитический.

Способы управления рисками: методы предупреждения и ограничения риска и методы возмещения потерь.
ТЕМА 41. КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗА УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Качество УР: обоснованность, своевременность, экономичность, непротиворечивость, конкретность, правомочность и др. Понятие эффективности УР. Основные виды функциональной эффективности (социальная, экономическая, экологическая, этическая, политическая, правовая, психологическая, технологическая, организационная).

Конторолинг управленческих решений: административный контроль, аудит, технологический контроль, ревизия. Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Виды ответственности руководителя: административная, дисциплинарная, политическая, профессиональная, социальная, экологическая, экономическая, этическая, юридическая. Классификация видов ответственности: по уровням ответственности; времени ответственности и ущербу.


Тема 42. ОГРАНИЧЕННАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ Г.САЙМОНА

Принятие управленческих решений в области организации и управления производством. Теория «ограниченной рациональности». Критика модели «экономического человека» и формулирование модели «административного человека». Ограниченные возможности человеческой памяти для рассмотрения всех альтернатив и принятие удовлетворительного решения. Три стадии процесса принятия решения. Запрограммированные и незапрограммированные решения.


Тема 43. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ «ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА» ДЖ.М.БЬЮКЕНАНА

Экономический анализ нерыночных решений политической жизни общества. Методологические постулаты теории «общественного выбора»: рынок частных интересов и рынок политического процесса как взаимовыгодный обмен.

Тема 44. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ИХ РОЛЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Определение внешней и внутренней среды менеджмента. Характеристика влияния на организацию основных компонентов внешней среды – экономических факторов, политических и правовых норм, общественного мнения, политики поставщиков и потребителей и др. Роль факторов внутренней среды – корпоративной культуры, философии бизнеса ведущих менеджеров и др.


Тема 45. СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ). СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПИРАМИДА

Понятие «стратегия организации». Задачи стратегического управления. Основные элементы процесса выработки стратегии. Схема процесса стратегического планирования (стратегическое видение и миссия организации; оценка и анализ внешней среды; обследование сильных и слабых сторон организации; анализ стратегических альтернатив; выбор и реализациястратегии). Проактивная и реактивная стратегии. Стратегическая пирамида организации. Корпоративная, деловая, функциональная, операционная стратегии. Стратегическая пирамида диверсифицированной и узкопрофильной компаний.
Тема 46. БИЗНЕС-ПЛАН КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Понятие бизнес-документов. Виды бизнес-документов. Структура бизнес-плана, его основные разделы: характеристика деятельности и будущего потенциала организации; информация о персонале и системе управления; характеристика производства; исследование рынка сбыта; стратегия маркетинга; расчет себестоимости; характеристика рисков и способов их страхования. Финансовая стратегия: план доходов и расходов, движение денежных средств. Расчет точки безубыточности.


Тема 47. Анализ внешней и внутренней среды Организации в стратегическом менеджменте: метод SWOT-анализа

Расшифровка аббревиатуры SWOT. Этапы осуществления SWOT-анализа. Определение сильных и слабых сторон организации, внешних возможностей и внешних угроз. Построение матрицы SWOT и выработка направлений стратегии. Матрица возможностей и матрица угроз.

Тема 48. Стратегический анализ портфеля деловой активности диверсифицированной компании:


матрица БКГ«Рост/доля»


Понятие портфеля деловой активности диверсифицированной компании. Структура матрицы БКГ. Методика определения относительной доли рынка и темпов роста отрасли. Характеристика возможных стадий развития бизнеса: «звезды», «дойные коровы», «вопросительные знаки» («трудные дети»), «собаки».
Тема 49. Стратегический анализ портфеля деловой активности ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ КОМПАНИИ: МАТРИЦА «ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОТРАСЛИ/КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ» МАККИНЗИ

Понятие стратегической единицы бизнеса (СЕБ). Методика анализа привлекательности отрасли и конкурентной позиции по методу МакКинзи. Характеристика полей матрицы МакКинзи: «успех», «доходный бизнес», «средний бизнес», «вопросительный знак», «поражение».


Тема 50. ЭТАЛОННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ:

СТРАТЕГИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО РОСТА

Определение эталонных стратегий организации. Концентрированный рост как фактор стратегии. Конкретные виды стратегий концентрированного роста: стратегия усиления позиции на рынке; стратегия развития рынка; стратегия развития продукта (сущность, практические примеры).
Тема 51. ЭТАЛОННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ:

СТРАТЕГИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО РОСТА

Определение эталонных стратегий организации. Интегрированный рост как фактор стратегии. Конкретные виды стратегий интегрированного роста: стратегия обратной вертикальной интеграции; стратегия вперед идущей вертикальной интеграции (сущность, практические примеры).
Тема 52. ЭТАЛОННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ:

СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ

Определение эталонных стратегий организации. Диверсификация как фактор стратегии. Конкретные виды стратегий диверсифицированного роста: стратегия центрированной диверсификации; стратегия горизонтальной диверсификации; стратегия конгломеративной диверсификации (сущность, практические примеры).
Тема 53. ЭТАЛОННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ:

СТРАТЕГИИ СОКРАЩЕНИЯ

Определение эталонных стратегий организации. Сокращение как фактор стратегии. Конкретные виды стратегий сокращения: стратегия ликвидации; стратегия «сбора последнего урожая»; стратегия сокращения диверсифицированной компании; стратегия сокращения расходов (сущность, практические примеры).
Тема 54. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ. МОДЕЛЬ ПЯТИ СИЛ КОНКУРЕНЦИИ М.ПОРТЕРА

Анализ конкурентной среды как важный фактор формирования стратегии организации. Преимущества модели пяти сил конкуренции М.Портера. Специфика пяти сил конкуренции: соперничество между продавцами отрасли; давление со стороны фирм, планирующих выход на рынок; давление со стороны товаров-субститутов; давление со стороны поставщиков сырья и комплектующих; давление со стороны потребителей.

Тема 55. ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ: ОСНОВНОЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ, ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ, СОВМЕСТНЫЙ, ИНИЦИАТИВНЫЙ

Сущность подходов к разработке стратегии организации. Роль руководителей различного уровня, специалистов и рядовых сотрудников в разработке стратегии. Достоинства и недостатки подходов к разработке стратегии (основного стратегического, совместного, делегирования полномочий, инициативного).

Тема 56. КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ.

ВИДЫ КОЛЛЕКТИВОВ. РОЛИ И ОТНОШЕНИЯ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Коллектив: понятие, сущность, признаки. Основные виды коллективов и критерии их классификации. Социальные роли, социальные ожидания и обязанности, санкции членов коллектива. Законы функционирования коллективов.

Роль менеджера в формировании коллектива. Основные этапы формирования коллектива: восприятие, систематизация, интерпретация, консолидация. Типы отношений в коллективе. Понятие «коллективная динамика». Виды коллективной динамики.


Тема 57. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ. УЧЕТ ЧЕРТ И ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Характеристика понятия «личность». Личность в процессе управления. Особенности поведения личности как субъекта и как объекта управления. Управления различными типами личности. Учет темперамента личности в процессе управления. Типы личностей. Конфликтные личности и управление ими.

Тема 58. Методы отбора и увольнения персонала в организации. Развитие персонала как важное направление ДЕЯТЕЛЬНОСТИ службы управления человеческими ресурсами

Отбор (найм) персонала как функция кадрового менеджмента. Источники и каналы отбора кадров. Принципы увольнения кадров, роль менеджеров по увольнению. Методы вынуждения сотрудника к увольнению («зеленый коридор», «золотое рукопожатие», бойкот и др.)

Персонал как основной ресурс современной организации. Функции службы управления человеческими ресурсами. Основные принципы развития персонала (обучение, переобучение, повышение квалификации и др.).


Тема 59. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Общее понятие организационной культуры. Основные направления организационной культуры. Личность в организации. Поведение руководителя в организации. Адаптация организации к внешней и внутренней среде.

Влияние организационной культуры на эффективность деятельности организации. Формирование фирменного стиля. Имидж организации. Значение организационной культуры для репутации фирмы.
Тема 60. МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА. МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Цели, функции и элементы маркетинга. Стратегическая ориентация маркетинга. Маркетинговые исследования, их использование в деятельности менеджера. Программа маркетингового исследования. Принципы разработки инструментария маркетингового исследования. Преимущества маркетингового подхода в управлении организацией.


Тема 61. Система всеобщего управления качеством. Понятие «качество» В МЕНЕДЖМЕНТЕ и ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ TQM. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА

Основные определения понятия «качество» в менеджменте. Система всеобщего управления качеством как новое направление современного менеджмента. Этапы внедрения системы менеджмента качества в организации.


Расшифровка аббревиатуры TQM. Основные принципы TQM. Международные системы качества ИСО-9000, их внедрение в современном российском менеджменте.

Тема 62. Специфика менеджмента знаний.


Знания и информация как объект управления


Причины возникновения менеджмента знаний. Соотношение понятий «данные», «информация» и «знания». Явное и неявное знание. Управление знаниями в организации. Информационно-технологический подход в менеджменте знаний и гуманистический подход: преимущества и недостатки.
Тема 63. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ СЛОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ.

Жизненный цикл системы управления организации. Место исследования систем управления в структуре деятельности по управлению организацией. Необходимость совершенствования системы управления.

Признаки системности практической деятельности. Усложнение практической, познавательной и научной деятельности как предпосылка формирования системного подхода к решению проблем. Системность как всеобщее свойство материи. Основные признаки сложного объекта, свидетельствующие о его системности. Система как абстракция. Определение термина «системная модель сложного объекта».
Тема 64. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА В РОССИЙСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА. ПРАВОВАЯ БАЗА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Конституция как основной Закон РФ. Принципы федеративного устройства Российской Федерации. Кодексы законов (гражданский, уголовный, трудовой, налоговый, об административных правонарушениях, о семье и др.) и их роль в регулировании деятельности менеджеров.

Необходимость знания менеджером прав и свобод человека и гражданина, зафиксированных в Конституциях РФ и РТ. Иерархия уровней нормотворчества в РФ: федеральный, уровень субъекта федерации, муниципальный. Внутриорганизационный менеджмент и его нормативно-правовое обеспечение. Элементы правовой культуры менеджера. Правовая культура как регулятор деятельности менеджера.

Тема 65. ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БАЗА МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Конституция РФ (глава 8) о местном самоуправлении. Федеральное законодательство. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Конституция РТ и законодательство РТ о местном самоуправлении. Муниципальный устав. Бюджет и бюджетный процесс. Внебюджетные фонды. Участие муниципального образования в финансово-кредитных операциях.

Экономическая структура муниципального образования. Структура муниципальной собственности. Особенности эксплуатации экономических ресурсов муниципального образования. Муниципальный заказ. Ответственность органов местного самоуправления за нарушения в экономической сфере.

Тема 66. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РФ и РТ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Характеристика основных социально-демографических проблем РФ и РТ: рождаемость, смертность, миграция. Уровень и качество жизни как количественно-качественные характеристики удовлетворения материальных и культурных потребностей человека. Критерии уровня жизни: уровень развития соответствующих сфер, условия получения благ, объективная степень удовлетворения рациональных потребностей. Учет социально-демографических факторов в деятельности менеджера.


Тема 67. ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВЕННО-МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Виды прогнозов. Содержание и формы демографического прогноза (аналитический прогноз, прогноз-предупреждение, функциональный прогноз, глобальный и региональный прогнозы; краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный прогнозы). Сценарный подход к прогнозированию социально-демографических процессов. Оптимистические и пессимистические прогнозы динамики численности населения России на обозримую перспективу.

Учет научных прогнозов в демографической политике, в разработке проектов и программ демографического развития страны.

Сущность, цель и задачи демографической политики. Демографическая политика – система мер, направленных на достижений желательной социальной и демографической структуры страны в целом и отдельных ее регионов. Экономические, административно-юридические, информационно-идеологические меры; меры по регулированию миграционных процессов, предусмотренные в государственном и муниципальном менеджменте.

Новые приоритеты демографической политики по повышению рождаемости, укреплению семьи, снижению смертности населения, сформулированные в Концепции демографической политики на период до 2025 г.

.

Тема 68. ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ЦЕННЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ



Перепись населения как вид учета населения. Первые всеобщие переписи населения в мире и в России, отвечающие научным требованиям. Всесоюзные переписи населения. Всероссийские переписи населения 2022 и 2010 гг. Основные принципы разработки программы переписи населения, призванные обеспечить достоверность и надежность статистической информации. Особенности организации и проведения переписей населения в разных странах (критический момент переписи, категории населения, подлежащие учету при переписи; программа переписи). Значимость данных переписи населения для использования в социальном менеджменте (в прогнозировании численности трудовых ресурсов, разработке национальных проектов дальнейшего развития образования, медицины, пенсионного обеспечения).
Тема 69. РЕКЛАМА: ВИДЫ И МЕТОДЫ. РОЛЬ РЕКЛАМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

Сущность рекламы как важного направления в деятельности менеджера. Реклама как механизм эффективного менеджмента организации. Виды рекламы: коммерческая реклама, социальная реклама. Каналы размещения рекламы: телевидение, радио, пресса, Интернет, уличная реклама и др.: сущность и характеристика. Структура затрат на рекламу. Принцип целесообразности в формировании рекламного бюджета фирмы. Роль рекламы в обеспечении эффективности деятельности и прибыльности фирмы.


Тема 70. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВЕННО-МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ГЕНЕЗИС, ЦЕЛЬ, МЕРА КОМПЛЕКСНОСТИ И НАБОР ЕЕ ОБЪЕКТОВ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РФ И РТ

Социальная политика как составная часть внутренней политики государства. Параметры социальной политики: социальные цели, мера комплексности, набор объектов, принципы распределения, заложенные в социальных программах, исходный уровень и тенденции развития материальной базы этих программ.

Направления социальной политики. Социальное обеспечение как важнейшее направление социальной политики. Политика в области социально-производственных условий жизни. Социальные программы и содержание отраслей социальной инфраструктуры.

Генезис, этапы и факторы развития социальной политики в мире, на Западе и в России. Проблемы социальной политики при переходе к рынку. Децильный коэффициент в мире, в развитых странах в царской, советской и постсоветской России. Специфика социальной политики в Татарстане.


Тема 71. СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЗМ, НЕОЛИБЕРАЛИЗМ И НЕОКОНСЕРВАТИЗМ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ, НЕОКЕЙНСИАНСТВО И ОБЩЕСТВО РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Различия между подходами к социальной политике. Социал-демократизм (социал-реформизм) и «социальное государство» в Европе. Неолиберализм 20-21 вв. и «государство всеобщего благосостояния», неокейнсианство демократической партии США (Рузвельт, Кеннеди, Обама). Неоконсерватизм и «общество равных возможностей» республиканской партии США (Рейган, Буш), Англии (Тэтчер, Кэмерон), ФРГ (Коль, Меркель), Франции (де Голль, Саркози), Италии (Берлускони). Критерий различия между этими подходами и общее между ними.

Тема 72. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РФ

Социальные эффекты современной рыночной экономики и государственное регулирование развития социальной сферы. Сущность понятия «социальное государство» и современная мировая практика. Социальные права человека и нормативные формы закрепления права человека на государственное социальное обеспечение (Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ и др.) Проект создания системы многопрофильной целевой социальной защиты и модернизация государственных учреждений социальной защиты в РФ.

.
Тема 73. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПООЩРИТЕЛЬНОСТЬ, ЗАЯВИТЕЛЬНОСТЬ, ПАТЕРНАЛИЗМ). ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РФ
Наследие патерналистской модели социальной защиты в рыночных условиях постсоветского периода. Социальные гарантии и социальные нормативы в Российской Федерации. Проблема эффективности социальной защиты семьи и детства. Государственная защита трудоспособного населения от социальных рисков. Принцип гуманизации в социальной защите нетрудоспособных граждан. Социальное страхование и социальная помощь как организационно-правовые формы социального обеспечения населения РФ. Типология социальной помощи: социальные пенсии, социальные пособия, социальные услуги

Тема 74. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА И СТРАТИФИКАЦИЯ. КРИТЕРИИ И ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПОСТСОВЕТСКОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Определение понятий «социальная система» и «социальная стратификация». Соотношение стратификации и социального неравенства. Три типа социальной стратификации, различия между ними. Понятия каст, сословий и классов. Характер препятствий для социального восхождения в каждом из типов стратификации. Стартовые возможности и диспозиции личности.

Социальные группы, слои и классы постсоветского общества. Предприниматели, наемные работники, госбюджетники. Высшие, средние и низшие слои. Возможности государственного регулирования социальных различий в РФ.


Тема 75. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО КАК ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ

Понятие социальной мобильности. Варианты мобильности. Карьера, люмпенизация, пролетаризация. Причины и последствия мобильности. Мобильность в закрытом и открытом обществах. Факторы мобильности.



Понятие социального воспроизводства. Виды воспроизводства. Факторы социального воспроизводства. Необходимость государственного регулирования социальной мобильностью и воспроизводством.


РАЗДЕЛ 2. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ.
2.1. Вопросы для специализации «Социальный менеджмент»


  1. Состояние, проблемы и тенденции изменения семейно-брачных отношений в РФ.

  2. Социальный институт: сущность и признаки. Функции и дисфункции институтов социализации и социального контроля.

  3. Девиантное поведение: понятие, свойства, виды.

  4. Состояние и тенденции девиантизации подростково-молодежной среды в современном российском обществе.

  5. Социальный контроль: понятие, типы, механизмы и методы. Специфика выбора менеджерами практик социального контроля над негативной девиантностью.

  6. Права человека и программа их реализации. Особенности менеджмента в сфере политики.

  7. Система управления образованием в РФ. Управление процессом регулирования образовательной системы в РФ.

  8. Коммерческая и некоммерческая деятельность в сфере образования. Маркетинг образовательных услуг.

  9. Муниципальный уровень управления образовательными учреждениями.

  10. Предпринимательство как социальное явление. Условия развития предпринимательства в обществе.

  11. Виды и формы современного предпринимательства.

  12. Основные формы сотрудничества в предпринимательстве: СП, лизинг, франчайзинг, лицензирование, концессия.

  13. Специфика предпринимательства в социальной сфере. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.

  14. Законодательное регулирование экономического процесса.

  15. Структура и функции законодательной власти в Российской Федерации и Республике Татарстан.

  16. Исполнительная власть в РФ (федеральный, региональный и муниципальный уровни) и ее роль в регулировании экономики.

  17. Суды в Российской Федерации: структура и функции. Роль судебной системы в решении экономических споров.

  18. Менеджмент в здравоохранении: объект и субъект управления. Результативность как показатель эффективности деятельности организаций здравоохранения.

  19. Управление качеством в системе здравоохранения. Понятие и виды качества медицинской помощи.

  20. Медицинское страхование и социально-экономическая защита населения как направления менеджмента социальной сферы.

  21. Основные виды и особенности менеджмента в сфере культуры. Типология учреждений культуры и их характеристика.

  22. Специфика страхового менеджмента. Развитие системы обязательного и добровольного страхования в Российской Федерации.

  23. Природа социального конфликта (причины возникновения, классификация и функции). Динамика конфликта: этапы, границы и структурные элементы.

  24. Управление конфликтами. Роль руководителя в управлении конфликтами.

  25. Предупреждение конфликтов в организации (методы профилактики, примирительные процедуры и основные формы коллективных действий).



2.2. Вопросы для специализации «Менеджмент туризма»


  1. Рекреалогия как наука: предмет, структура, основные категории, этапы развития.

  2. Туристско-рекреационные макрорегионы и регионы мира: краткий обзор.

  3. Туристские регионы РФ и их характеристика.

  4. Туристический рынок и его основные функции. Механизм функционирования туристического рынка.

  5. Туристская деятельность как предмет правового регулирования.

  6. Качество обслуживания и способы его регулирования в туризме. Документирование требований к качеству услуг туристского предприятия. Роль персонала в улучшении качества туристских услуг.

  7. Страховое и медицинское обеспечение туристской деятельности.

  8. Паспортные и визовые формальности при оформлении турпродукта и осуществлении турпоездки.

  9. Понятие и виды деятельности туроператора.

  10. Специфика деятельности туристских агентств и их отношения с туроператорами.

  11. Технология разработки, реализации и создания привлекательности туристского продукта. Апробация и внедрение нового туристского продукта на рынок туристских услуг.

  12. Договорные отношения с поставщиками туристских услуг (выбор партнеров-поставщиков; согласование программы обслуживания; способы платежей между принимающей и отправляющей турфирмами). Понятие и виды аннуляции тура.

  13. Туристская документация. Учредительные и иные разрешительные документы. Характеристика документов, относящихся к разработке туров. Документы, выдаваемые на руки туристам.

  14. Туристский рынок транспортных услуг. Особенности организации авиационных, железнодорожных, автомобильных и водных перевозок. Классы обслуживания.

  15. Размещение туристов как основной элемент туристского и гостиничного бизнеса. Классификация и характеристика типов предприятий размещения.

  16. Организация питания в туриндустрии. Уровень ресторанного сервиса.

  17. Экскурсионное обслуживание как одна из составляющих индустрии туризма. Основные этапы разработки и реализации нового экскурсионного тура.

  18. Анимационное обслуживание туристов. Аттракции и развлечения. Отличительные особенности и назначение тематических парков.

  19. Безопасность туристского путешествия. Воздействие окружающей среды. Личная безопасность и безопасность имущества. Нарушение туристами установленных во время путешествия правил.

  20. Информационные технологии в турбизнесе. Система on-line бронирования: особенности применения.

  21. Экономика туризма: основные проблемы, цели, лимитирующие факторы.

  22. Понятие «туристская индустрия», характерные особенности туриндустрии, координация взаимодействия компонентов индустрии туризма.

  23. Турпродукт: понятие, виды, структура, юридическая природа. Потребители туристского продукта и его юридическая природа.

  24. Особенности ценовой политики туристской организации. Характеристика затратного, рыночных или маркетинговых методов к формированию цены туристского продукта (услуг).

  25. Сегментация туристского рынка по социально-демографическим, географическим характеристикам, по стилю жизни. Мотивационные критерии сегментации рынка туризма.


2.3. Вопросы для специализации «Менеджмент в спорте»

  1. Требования техники безопасности при организации учебно-тренировочного процесса.

  2. Особенности построения тренировки с детьми младшего возраста.

  3. Особенности построения тренировки с детьми среднего и старшего возраста.

  4. Особенности построения тренировки с пожилыми людьми.

  5. Гендерные особенности построения тренировки с мальчиками и девочками.

  6. Учет основных двигательных качеств в спортивном менеджменте.

  7. Проведение тренировки оздоровительной направленности.

  8. Построение учебно-тренировочного занятия тренировочной направленности.

  9. Круговая тренировка: специфика разработки и проведения.

  10. Фитнес как направление современного тренировочного процесса.

  11. Средства восстановления в спортивном менеджменте.

  12. Составление положения о проведении соревнований.

  13. Виды соревнований в спортивном менеджменте.

  14. Государственное обеспечение соревнований.

  15. Фиксирование и учет результатов соревнований.

  16. Документационное обеспечение менеджмента в физкультурно-спортивных организациях.

  17. Структура деятельности и функции спортивных менеджеров.

  18. Типология физкультурно-спортивных организаций по целевому назначению.

  19. Государственная поддержка развития физкультуры и спорта.

  20. Понятие и виды управленческих решений в сфере физкультуры и спорта.

  21. . Прикладные методики расчета, используемые спортивным менеджером.

  22. Мониторинговые исследования формы физических качеств и общей физической подготовленности.

  23. Региональные особенности развития ФКСТ в РТ.

  24. Классификация спортивных сооружений.

  25. Коммерческая деятельность в ФКСТ. Источники получения доходов. Категории по степени коммерциализации спорта.







Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства. Михаил Салтыков-Щедрин
ещё >>