Программа летнего пришкольного лагеря для одаренных детей «академия юных» г. Пенза -2011 Паспорт - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа работы пришкольного профильного лагеря дневного пребывания... 1 74.39kb.
Календарно-тематическое планирование пришкольного летнего лагеря 1 49.86kb.
Сценарий открытия летнего пришкольного 1 79.28kb.
Программа летнего л агеря 1 109.03kb.
Программа пришкольного оздоровительного лагеря «солнышко» г. 1 282.35kb.
Приказ №86 от «14» мая 2013г. Список детей для пришкольного оздоровительного... 1 38.41kb.
«педагогическая академия для родителей» по развитию и сопровождению... 1 274.5kb.
Программа летней экологической смены пришкольного лагеря с дневным... 1 131.67kb.
Программа дополнительного образования детей (направленность? 3 555.93kb.
Программа «Организация отдыха и летнего оздоровления детей и подростков г. 1 156.08kb.
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей 1 187.4kb.
«Академия Лидерства» лагерь, который нравится детям и привлекает... 1 25.56kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа летнего пришкольного лагеря для одаренных детей «академия юных» г. Пенза - страница №1/1

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №55» г. Пензы

УТВЕРЖДАЮ

директор МОУ «Лицей №55» г. Пензы

_________________ Е.А. Краличкина

« » ___________2011 г.
ПРОГРАММА

ЛЕТНЕГО ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

«АКАДЕМИЯ ЮНЫХ»


г. Пенза -2011
Паспорт

программы летнего пришкольного лагеря для одаренных детей муниципального образовательного учреждения

«Лицей №55» г. Пензы

«АКАДЕМИЯ ЮНЫХ»


Наименование программы

Программа летнего пришкольного лагеря для одаренных детей муниципального образовательного учреждения

«Лицей №55» г. Пензы «АКАДЕМИЯ ЮНЫХ»



Заказчик программы

МОУ «Лицей №55» г. Пензы

Разработчики программы

Научно- методический Совет МОУ «Лицей №55» г. Пензы

Цель программы

Создание условий для выявления детской одаренности и развитие детей в соответствии с их способностями.

Сроки реализации программы

2011г.

В основе реализации программы лежат: закон «Об образовании», приоритетные направления развития образовательной системы РФ на период 2020 года (комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2020 года); Типовое положение об общеобразовательном учреждении; Конвенция о правах ребенка.


1. Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для выявления детской одаренности и развитие детей в соответствии с их способностями.


Задачи:

1. Проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного воспитания одаренных школьников.

2. Продолжение деятельности по формированию эффективной системы, обеспечивающей оптимальные условия развития каждого одаренного ребенка.

3. Ресурсное обеспечение учителей, работающих с одаренными детьми.

4. Создание условий для выявления детской одаренности и развитие детей в соответствии с их способностями.

5. Создание системы научного, методического, информационного обеспечения работы с одаренными детьми.



2.Финансовая поддержка программы

Финансовая поддержка программы осуществляется из муниципального бюджета и родительских средств.


3. Основные ожидаемые конечные результаты

В результате осуществления программы ожидается возрождение истинных духовных ценностей российского народа, стремление молодежи к развитию собственных интеллектуальных, физических и творческих способностей.




Программа

пришкольного летнего научно-исследовательского лагеря с дневным пребыванием «Академия юных»


  1. Пояснительная записка




    1. Концептуальная идея программы

Разработка, организация и реализация летней оздоровительной компании является неотъемлемой частью деятельности образовательного учреждения МОУ «Лицей № 55» г. Пензы. Современная социально-педагогическая ситуация придает работе научно-оздоровительного лагеря комплекс черт и свойств, придающих системе воспитательной работы гуманистическую ориентацию. На первый план выходит максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытию его способностей и удовлетворению интересов и потребностей, прежде всего интеллектуальных, духовных и двигательных. Лагерь должен обеспечить широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создать в рамках лагерного сообщества тон и стиль отношений сотрудничества, содружества, сотворчества. Для этого необходимо насыщение жизни лагеря разнообразной, общественно значимой и досуговой деятельностью детей. Происходит пересмотр традиционного отношения к работе по оздоровлению детей; лагерь обязан укреплять здоровье, работать на закаливание организма детей, готовить их к возможным непредвиденным ситуациям. Педагогический коллектив лагеря исходит из того, что формирование личностных свойств ребенка происходит, прежде всего, в деятельности. При этом в ситуации пребывания в лагере, вне контроля со стороны семьи и школы, повышается самостоятельность ребенка. Таким образом, отдых ребенка в лагере – это кардинальное изменение процесса формирования его личности. Лагерь дает новые возможности для личностного роста, это активный процесс его социализации и образования (образования как формирования собственного личностного образа).
1.2.Краткая характеристика ресурсного обеспечения Программы и условий организации смены
Летний научно-исследовательский лагерь с дневным пребыванием «Академия юных» создан в 2003 году как лагерь для развития познавательных и творческих способностей учащихся, формирования у них коммуникативных навыков, адекватной самооценки и развития организаторских навыков. В лагере отдохнули и обучились около 250 детей. В течение смен были реализованы следующие лицейские программы: «Я – Гражданин», «Одаренные дети», «Лидер», организованы встречи с сотрудниками различных служб и ведомств. Многие дети, отдыхавшие в лагере «Академия юных» стали победителями городских (Павлов Иван, Калмин Олег, Кузнецов Артем) и Всероссийских олимпиад (Ищенко Алена (2008г.), Янкина Н. (2009, 2010г.), Князева Дарья (2010г., 2011г.), Чекин Михаил (2011г.), Еремин Максим (2011г.); городской научно-практической конференции (Зверева Анна, Бортунова Ольга, Власова Мария, Коблова Карина, Смыслова Евгения (2010г., 2011г.), Чекин Михаил (2010г., 2011г.) становились призерами в Межрегиональной олимпиаде классов РО (Яковлев Дима, Милютина Жанна, Голобокова Мария, Еремин Максим, Бородина Мария, Полякова Дарья, Учайкина Валерия и др.), стал лауреатом и получил диплом первой степени на Международной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» Кузнецов Артем (2007г.), Берберян Карина (2009г.), Рофман Софья (2011г.)






Показатели

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

 

Городские олимпиады

9

14

18

17

17

Областные олимпиады

1

4

4

4

4

Федеральные олимпиады

-

1

1

2

3
Увеличение доли учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах
Увеличение доли учащихся, принимающих участие в НПК




Показатели

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

 

Городские НПК

4

6

10

10

14

Областные НПК

1

7

9

9

10

Федеральные НПК

1

1

2

2

1

Лицей обладает хорошими традициями в дополнительном образовании детей. Успешно функционируют детские объединения, кружки и спортивные секции. Процент учащихся, занимающихся в этих детских объединениях высок.


а). Нормативно-правовая база

данная программа основывается на следующих нормативно-правовых актах:



  • Международный уровень: Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Федеральный уровень: Конституция РФ; Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка»; Федеральный Закон «Об основах систем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Закон РФ «Об образовании»;

  • Муниципальный уровень: Устав МОУ «Лицей № 55» г.Пензы, Концепция развития лицея.

б). Психолого-педагогические ресурсы.

Слаженная работа авторов программы, составляющих оргкоманду воспитательной деятельности в лагере, имеющих большой опыт в лагерях актива, владеющих коммунарской методикой организации деятельности в лагерях различного уровня, способствуют качественному развитию темы Программы. Большое значение для высокого уровня психолого-педагогического обеспечения Программы имеет и то, что авторы Программы, педагоги, которые будут работать в лагере, осваивают теоретические и практические основы развивающего обучения; понимают важность интеграции основного и дополнительного образования, учебной и внеучебной деятельности, в учебное и каникулярное время.

В разработку Программы и ее реализацию включаются ребята из органов ученического самоуправления – Совета Лицеистов и члены добровольческого движения «Открытые сердца». Ребята являются полноправными субъектами данной деятельности. Педагоги выступают в качестве консультантов в данной Программе. В совместную деятельность планируется включение выпускников лицея, ныне студентов высших учебных заведений.

Психологическое обеспечение:


  • Проведение диагностики развития временного детского коллектива;

  • Развитие коммуникативных умений детей;

  • Организация тренинга для педагогов, работающих в лагере.

в). Материально-технические ресурсы

Летний научно-исследовательский лагерь с дневным пребыванием «Академия юных» организуется на базе МОУ «Лицей № 55» г.Пензы, располагается в учебном корпусе. В лагере имеется актовый за для проведения различных творческих мероприятий. Имеются помещения, оборудованные видеоаппаратурой на случай дождливой погоды. На базе лагеря имеются спортивный зал, спортплощадка футбольное поле, волейбольная площадка. Наличие спортинвентаря, сценического реквизита, канцтоваров, призового фонда дает возможность проводить крупные спортивные праздники, игровые мероприятия. В лагере имеется столовая, в которой будет организовано трехразовое питание. Планируется витаминизация детей.
г). Финансово-экономические ресурсы

Разработке и реализации Программы способствуют следующие финансово-экономические ресурсы:



  • Поддержка со стороны органов образования в разработке летней кампании и финансирования питания детей за счет Фонда социального страхования;

  • Оплаты работы педагогов-воспитателей лагеря средствами ОУ;

  • Совместная деятельность с родителями и спонсорами.

д). Информационно-рекламное обеспечение



  • Распространение информации о работе лагеря и условиях пребывания в нем;

  • Участие в конкурсе детских лагерей;

  • Участие в районных праздниках;

  • Создание видео, фото материалов о работе лагеря;

  • Выпуск газет, оформление отрядных уголков, информационного лагерного стенда с распорядком дня, планом-сеткой, планом работы на день, подведение итогов различных дел.

е). Взаимодействие с заинтересованными государственными и общественными организациями



  • Пензенский государственный университет;

  • Пензенский государственный педагогический университет;

  • Отдел по работе с молодежью Первомайской администрации Пензы;

  • Учреждениями культуры (КТ «Современник», ТЮЗ, краеведческий музей, экскурсионное бюро, библиотеки, и т.д.)




  1. Целеполагание программы

Анализ ситуации, изучение социальных заказов, имеющих ресурсы, авторская позиция разработчиков Программы, концептуальные идеи позволяют определить следующую цель программы: организация каникулярного отдыха и оздоровления на основах социального, интеллектуального творчества. С учетом возрастных и валеологических законов, способствующих полноценному развитию детей и подростков.



Педагогическая идея программы: создание условий для разработки и реализации участниками организованного летнего отдыха индивидуальных программ (проектов. Тезисов научных работ по предметам) посредством творческой социально значимой деятельности.

Задачи:

  1. расширить спектр предлагаемых направлений деятельности для участников программы.

  2. создать условия для развития мотивации среди детей и подростков в проведении «Мастер-классов» для сверстников.

  3. разработать новые формы взаимодействия учащихся и педагогов.

  4. создать условия для развития коммуникативных навыков. Развивать умение общаться друг с другом в разновозрастном коллективе.

  5. совершенствовать и развивать формы оздоровления участников программы. Воспитывать любовь к родному краю через его познание, через знакомство с народными традициями, народными праздниками.


Принципы построения и реализации программы:

    • Принцип целесообразности. Вся деятельность в лагере выстраивается так, чтобы обеспечить достижение заявленных целей.

    • Принцип природосообразности. Жизнь ребенка в лагере должна отвечать уровню его физического и психического развития, способствовать естественному укреплению здоровья.

    • Принцип культуросообразности. Образование ребенка в лагере – это приобщение к существующим ценностям культуры, оценка явлений подростковой субъкультуры.

    • Принцип гуманизации. Главное в лагере – Человек. Демократические процедуры, гарантии прв и свобод обеспечивают последовательное освоение каждым членом сообщества гуманистического стиля взаимоотношений.

    • Принцип со-творчества;

    • Принцип со-трудничества;

    • Принцип со-гласия;

    • Принцип романтики.



  1. Стратегия разработки и реализации программы. Модель лагеря. Логика и сюжетная линия смены.




    1. Этапы и сроки разработки и реализации программы.


1-й этап: Аналитический.

  • Сбор материалов по итогам летней оздоровительной кампании 2003 года;

  • Изучение социального заказа летней оздоровительной кампании 2004 года;

  • Анализ уровня развития научной деятельности учащихся и воспитательной системы МОУ «Лицей № 55»;

Сроки: 2004-2005гг.
2-этап: Разработка программы.

  • Разработка недостающих локальных актов нормативно-правовой базы летней оздоровительной кампании;

  • Определение целеполагания прогаммы;

  • Разработка модели летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием в лицее;

  • Разграничение ответственности между детьми и педагогами, включенными в разработку и реализацию программы.

Сроки: 2006г.
3-этап: Реализация программы.

  • Определение целей и задач;

  • Выработка законов взаимодействия в лагере;

  • Предоставление участникам программы спектра научных лабораторий и секций для определения тем научных работ (научные работы разрабатываются участниками программы и включают в себя теоретические, практические разработки по социально значимой деятельности);

  • Выстраивание отношений с научными руководителями и консультантами научных работ;

  • Разработка тезисов научных работ и участие в научно-практической конференции лагеря;

  • Реализация задуманного и разработанного;

  • Рефлексивная деятельность;

  • Подведение итогов.

Сроки: 2007-2011гг.
4-этап: Итоговый.

  • Систематизация накопленного материала;

  • Обобщение опыта по итогам смены;

  • Разработка идей и планов на последействие.

Сроки: 2012-2014гг.

    1. Модель лагеря.

Смена проводится с 1 по 30 июня 20011 года (21 день), время работы лагеря: с 8.30 до 15.00 часов. Лагерь насчитывает 20 человек, это учащиеся с 7 по 10 класс. Формирование отрядов предполагается по возрастам. Вся коллективно-творческая деятельность планируется по разновозрастному принципу.

Реализация целей и задач программы состоит в организации научно-исследовательской деятельности и просвещении лицеистов через:



  • Практические занятия в научно-исследовательских лабораториях и секциях, где лицеист определяет тему собственного научно-исследовательского проекта, позволяет углубиться в изучение с помощью выбранного предмета, первоисточника, научной литературы, работы на кафедрах в институтах под руководством учителей лицея, преподавателей ПГПУ и ПГУ.

В научно-исследовательскую деятельность включаются учащиеся 7-10 классов по желанию. В ходе научно-исследовательской деятельности каждый участник сможет проявить интеллектуальные, духовные и творческие возможности, а также свою гражданскую активную позицию и социальную зрелость.

3.3. Логика и сюжетная линия смены.

Для реализации концептуальных идей Программа предусматривает организацию в лагере ролевой игры. Данная форма стала традиционной на протяжении этих лет и оправдывает себя в плане организации повседневной жизни в лагере.

Логика смены учитывает три периода: организационный, основной, итоговый. Каждому периоду свойственны определенные формы деятельности.

Организационный период – подготовительный блок. Все ребята, прибывшие в «Академию юных», являются ее абитуриентами, где за 4 дня они проходят «подготовительные курсы» для поступления в «Академию», создают свои творческие макро- и микро- группы. Формируется лагерное сообщество. Все дети зачисляются в число студентов того или иного факультета (отряда), назначаются деканы и заместители (вожатые и воспитатели), выбирается ректор (из числа администрации лагеря). Заканчивается оргпериод торжественной церемонией открытия «Академии юных» и «посвящением в студенты». На факультетах (отрядах) в течение оргпериода проходят педагогические игровые занятия.

Основной период смены – обучающий и творческий блок.

Девиз периода: «Учись успеху». Реализуются запланированные формы работы, возникают и осуществляются идеи и проекты. Первая половина каждого дня посвящена занятиям в «Академии». Приобретение новых знаний и умений, наращивание базового личностного потенциала через знания в «Мастер-классах», индивидуальные консультации с педагогами. Кроме форм работы по ключевой теме смены, имеют место традиционные дела, дающие возможность приобщения к нравственным ценностям, занятиям спортом, различными видами творчества.



Итоговый период – мастерство.

Актуализирует эмоциональное значение завершение смены как важного и полезного этапа жизни. Включает итоговые формы работы в масштабах факультета (отряда) и «Академии». Проводятся «выпускные экзамены» (лагерная миниконференция) и «выпускной вечер» в «Академии» с присвоением звания Бакалавра. Итоговый сбор лагеря формирует пакет предложений по организации последующих смен, предлагает усовершенствование работы «Академии».



  1. Диагностика.

В начале и в конце предлагается заполнить анкету. В анкете выделяются вопросы, способные охарактеризовать наклонности ребенка. Его способности, темперамент. Невозможно проанализировать развитие ребенка без самоанализа. Детям будет предложено оценивать себя, превратить скучную для некоторых процедуру - открытие себя, соревнование с самим собой. В конце дня ребята определяют в чем же выразилось их «Я», выросло или проявилось. Будем коллективно решать и выдавать индивидуальную фишку-растишку, причем и цвет у нее будет соответствовать одному из выбранных направлений. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь детям научиться анализировать, уметь ставить оценки. Находить, открывать в себе все новые и новые качества. Внизу большого листа будет проведена стартовая прямая, под ней будут имена детей, а вверх как кубики, будут приклеиваться «Я». Такая самооценка будет проводиться по желанию, но кому же не захочется расти у себя же на глазах?

В течение всей смены детям будет предложено «выращивать цветы», каждый день по цветку разного цвета (давать коллективную оценку прожитому дню). Цвет будет зависеть от выбранного направления. Например: мастерство – желтый, наука – красный, спорт – синий, культура – оранжевый. В конце смены на нашей клумбе появится яркий цветник, мы сможем увидеть, какой цвет преобладает. Это и будет характеризовать данный коллектив, хотя все направления нашей деятельности считаем важными.

Нами представлена еще одна схема анализа дня.

- Выполнен ли план работы на день? Что удалось? Что не удалось? Почему?

- Какое дело или событие дня было наиболее важным воспитательном и познавательном отношение?

- Соответствие проведенных мероприятий поставленным целям.

- Участие детей в коллективно-творческих делах (активно, пассивно, слушали, смотрели, заинтересовались и т. д.)

- Какой воспитательный, творческий эффект получен в конце лагерного дня? С каким настроением дети расходятся? И над чем стоит подумать?

Результатом проведенного лагерного дня для каждого ребенка является составление цветописи по Лутошкину. Данная диагностика помогает проследить динамику настроения и отношения каждого ребенка к прожитому в лагере дню, а также ко всей лагерной смене в целом.

Анкетирование так же будет проводиться по окончании половины и всей смены, социометрия.

Таблица результатов физического состояния и здоровья, спортивных успехов.




  1. Теоретическая основа Программы.

- идея русских философов и педагогов нового времени (К.Д. Ушинский, И.А. Ильин, Ф.С. Соловьев, С.Т. Шацкий, А.С. Хомяков);

- Труды отечественных специалистов по проблемам человековедения (Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, Л.П. Буев, В.П. Зинченко, Л.С. Выготский, Д.С. Лихачев, С.П. Рубинштейн и др.)

- Идея гуманной психологии (А.Маслоу, К.Роджерс);

- Педагогика сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, В.А. Караковский, М.П. Щетинин)

- Теория социального воспитания (Д.Дьютон, В.В. Зеньковский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, П. Натроп и др.);

- Теория гражданского воспитания (Р, Мошер, Р. Кенни, Э. Гаррод);

- Теория воспитательных систем (Л.Н. Новикова, Ю.С. Мануйлов, Л.Н. Селиванова, Н.Е. Щуркова и др.)

- Теория психологии управления и менеджмента (Н. Вукок, Д. Френсис, Т.Хортон, Т.С. Кабаченко, С.А. Прутченков);

- Опыт Всероссийского центра «Орленок».
VI. Режим дня.
8.15 – Сбор детей

8.30 – Завтрак

9.00 – Учебные занятия и научно-исследовательская работа, консультации научных руководителей.

12.30-13.30 – Обед

13.30 – Отрядные дела, экскурсии, встречи с интересными людьми.

15.00 – Подведение итогов дня. Планирование следующего дня. Завершение работы лагеря.


Приложение №1

Зачетная книжка студента факультета «Академии юных»

Ф.И._____________________________________________





№/п

Предметы курса

Отметка

Подпись преподавателя

научно-исследовательская деятельность

1.

Математика







2.

Информатика







3.

Физика







4.

Химия







5.

История







6.

Литература







7.

Биология










спортивная деятельность










творчество












Не зазнавайся, даже если у тебя нет никаких заслуг. Александр Кулич
ещё >>