Программа курса «Стратегии научного дискурса в анализе международно-экономических явлений» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Н. А. Мелехова теоретические подходы к анализу телевизионного дискурса 1 60.45kb.
Программа курса. Преподаватель А. А. Кибрик I. Введение в дискурсивный... 1 40.88kb.
Программа наименование дисциплины Ответственность в международном... 1 295.16kb.
Программа курса «История экономических учений» 3 416.82kb.
Учебно-методический комплекс история экономических учений караганда... 10 1867.41kb.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями... 5 1282kb.
Программа по дисциплине «Финансовое право» предназначена для студентов... 1 384.68kb.
Голубева Елизавета Андреевна Коммуникативныe стратегии и тактики... 1 10.88kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Математические методы... 1 133.27kb.
Примерная программа наименование дисциплины История экономических... 1 156.38kb.
Функционально-структурные особенности и просодические средства выражения... 1 245.97kb.
Кемеровский государственный 5 541.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа курса «Стратегии научного дискурса в анализе международно-экономических - страница №1/1





МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ

ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

КАФЕДРА МИРОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета Политологии

А.Д.Воскресенский

_____” _____________ 2008 г.




ПРОГРАММА КУРСА
«Стратегии научного дискурса

в анализе международно-экономических явлений»
для студентов 1 курса магистратуры по направлению

«Международная политика и транснациональный бизнес»

Факультета Политологии МГИМО(У) МИД России

Москва – 2008 г.

Автор: преподаватель кафедры Мировых политических процессов факультета Политологии МГИМО(У) МИД России Никитина Ю.А.


Рецензенты:

Утверждено на заседании кафедры Мировых политических процессов факультета Политологии МГИМО (У) МИД России

Протокол № от 2008 г.

© МГИМО(У) МИД России, 2008.

© Никитина Ю.А., 2008.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.



    1. Место курса в образовательной программе.

Курс «Стратегии научного дискурса в анализе международно-экономических явлений» предусмотрен учебным планом во 2 семестре программы «Международная политика и транснациональный бизнес» Магистратуры по направлению «Международные отношения» Факультета политологии МГИМО(У) МИД РФ. Курс предполагает предварительное освоение магистрантами курсов по истории международных отношений, мировой политике, международному праву, мировой экономике, международным экономическим отношениям, политологии.





    1. Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции).

Курс «Стратегии научного дискурса в анализе международно-экономических явлений» представляет собой практикум и не предусматривает традиционных лекционных занятий, кроме вводных. Целью курса является изучение магистрантами методологии критического анализа значимых международно-экономических процессов, явлений и факторов. Рассматриваемые в рамках курса темы находятся на пересечении мировой политики и международной политической экономии как учебных дисциплин. Программа курса носит проблемно-ориентированный характер. В качестве литературы к семинарам1 представлены статьи и книги, в которых высказываются дискуссионные мнения, которые могут стать отправной точкой для анализа. В задачи магистрантов входит поиск дополнительной литературы, позволяющей доказать иные точки зрения на проблему или подтвердить изначальную позицию. Основная часть литературы представлена на английском языке с целью формирования у магистрантов навыков работы со специализированной иностранной литературой, включая знание основной международно-экономической и международно-политической терминологии.

Курс направлен прежде всего на формирование у магистрантов навыков критического анализа международно-экономических проблем, что предполагает ознакомление с различными подходами к анализу и решению той или иной проблемы и вынесение собственного суждения.

Кроме того, в результате обучения магистранты должны овладеть навыками представления результатов собственного научного исследования в различных видах: классическая научная презентация (коллективная), аналитическое эссе, постер, критический анализ текста, план-схема (mind map).

Курс поддерживается дистанционным модулем на сайте Системы дистанционного обучения МГИМО(У) МИД России http://elearn.globalcompetence.ru/ с доступом по паролю.
2. Задачи курса.
В задачи курса «Стратегии научного дискурса по международно-экономическим проблемам» входит научить магистрантов:


  • представлять основные подходы к анализу значимых международно-экономических проблем, явлений и процессов;

  • уметь применять и критически оценивать различные теоретические и практикоориентированные подходы, существующие в данной области;

  • находить адекватные средства для решения современных международно-экономических проблем;

  • выполнять самостоятельные научные проекты и представлять публике их результаты.

Образовательные результаты курса:



ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ


Знание и понимание:
- методология критического анализа и синтеза;

- экономическое измерение «большого» спорта, взаимосвязи «большого» спорта с международно-политической проблематикой;

- основные теоретические подходы к анализу организационного поведения применительно к ТНК;

- понимание оснований выбора ТНК в пользу социальной ответственности;

- факторы выбора страны инвестирования, которыми руководствуются ТНК;

- возможности управления имиджем государства на международной арене, влияние имиджа государства на инвестиционную привлекательность;

- основные походы и практика экономической дипломатии и посредничества;

- основные экономические инструменты обеспечения безопасности, экономические санкции и их эффективность;

- экономическое измерение конфликтов, экономические причины конфликтов;

- возможности борьбы с коррупцией в развивающихся странах; последствия коррупции для транснационального бизнеса;

- экономические последствия изменения климата;

- взаимосвязь религий с международно-экономическими процессами.




Образовательные методики (формы проведения занятий)
Семинарское занятие - практикум
Вводные лекции



Форма проверки знаний
Коллективные презентации, эссе, постер, план-схема, критический анализ, работа на семинарах, самостоятельная работа по подготовке к занятию



КОМПЕТЕНЦИИ


Аналитические компетенции
Способность к эффективному поиску информации в интернете, включая поисковые системы и базы данных

Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием

Навыки работы с мультимедийными материалами

Способность быстро создавать презентации на основе размещенного в интернете материала

Умение автоматизировать свою работу в основных онлайновых базах данных, включая Lexis-Nexis, J-Store, ProQuest, Медиалогия

Умение создавать и читать карты знаний, таких, как MindManager, ConceptDraw и т. д.

Навыки постоянного отслеживания передовых научных достижений в области своей специализации

Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде

Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика)

Способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретной задачи

Способность к самостоятельному расширению портфеля аналитических инструментов

Знание политической системы на глобальном, региональном и государственном уровне

Знание основных глобальных тенденций и учет их влияния на локальные институты

Умение анализировать политические, экономические и финансовые риски

Владение навыками экспертной оценки и стратегического планирования

Умения определять требования, предъявляемые к исследовательским и маркетинговым проектам

Умение визуализировать полученные в рамках анализа данные

Владение прикладными методами и методиками анализа

Способность к эффективному общению (устному и письменному)

Способность к эффективному делегированию обязанностей

Календарное планирование многодисциплинарных операций

Способность работать в условиях рисков и неопределенностей

Способность лидировать в многофункциональной лидерской среде

Мотивирование и воодушевление других

Дальновидность

Построение многофункциональных команд

Способность управлять проектом и его технологией

Облегчение достижения компромиссов

Способность к системному вИдению

Определение четких и ясных целей

Способность к прогнозированию, понимание влияния будущего на настоящее


Образовательные методики (формы проведения занятий)
Семинарское занятие - практикум
Вводные лекции


Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Коллективные презентации, эссе, постер, план-схема, критический анализ, работа на семинарах, самостоятельная работа по подготовке к занятию




Системные компетенции
Способность брать ответственность за выполнение задач

Способность управлять разработками, ресурсами и командами в трудовых и учебных контекстах, являющихся непредсказуемыми

Способность управлять людьми и оценивать собственную деятельность

Способность демонстрировать самостоятельное обучение

Способность последовательно оценивать собственное обучение и определять потребности в обучении

Способность предлагать новые идеи и новые процессы обучения

Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований
Способность к обоснованной расстановке и управлению приоритетами

Способность к критической оценке сделанного выбора и способность к отмене ранее принятого решения

Умение принимать решения в состоянии стресса и ограниченного контроля времени

Способность к принятию решения в условиях неполного комплекта данных

Способность к интуитивному выбору наилучшего решения

Способность подвергать сомнению предпосылки, предлагать новые пути

Способность добиваться результатов

Четкое определение миссии, видения, ценности и стратегии

Определять направление развития, цели

Способность делиться знанием

Способность учиться у других, заниматься самообразованием

Способность показывать пример, устанавливать высокие личные стандарты

Способность выдавать и исполнять практические рекомендации по необходимым действиям

Способность к повышению скорости реализации повторных проектов

Умение выбирать конкретные применения знаний и умений к анализу ситуации

Умение моделировать командную работу, вычленяя знания, необходимые для качественного анализа, и распределяя ответственность в их получении

Способность сравнивать внутренние и внешние образцы лучшей практики

Способность модулировать теоретический язык знаний к языку конкретной ситуации

Способность вычленять наиболее удачные применения знаний

Повышение уровня повторного использования существующих ресурсов знаний

Умение использовать на практике результаты научных исследований


Образовательные методики (формы проведения занятий)

Семинарское занятие – практикум, вводные лекции





Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Коллективные презентации, эссе, постер, план-схема, критический анализ, работа на семинарах, самостоятельная подготовка



Коммуникационные компетенции
Способность к работе с нормами и традициями других стран

Способность к работе в международных организациях

Способность к эффективной презентации своего проекта или компании в рамках международных выставок и конференций

Представление специализированных неявных знаний

Организация собраний, мероприятий и конференций

Редактирование материалов

Способность к проведению научного исследования на иностранных языках

Способность к одинаковому пониманию темы, умение воспринять жаргон и терминологию




Образовательные методики (формы проведения занятий)
семинарское занятие – практикум, вводные лекции

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
Коллективные презентации, эссе, постер, план-схема, критический анализ, работа на семинарах на основе материалов на иностранных языках (английском и других языках, которыми владеют магистранты)




1.5. Критерии оценки знаний и компетенций.
Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:



Вид работы


Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы

Доля вида работы в итоговой оценке

Презентация №1

Аналитические компетенции
Способность к эффективному поиску информации в интернете, включая поисковые системы и базы данных

Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием

Навыки работы с мультимедийными материалами

Способность быстро создавать презентации на основе размещенного в интернете материала

Умение автоматизировать свою работу в основных онлайновых базах данных, включая Lexis-Nexis, J-Store, ProQuest, Медиалогия

Навыки постоянного отслеживания передовых научных достижений в области своей специализации

Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде

Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика)

Способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретной задачи

Способность к самостоятельному расширению портфеля аналитических инструментов

Знание политической системы на глобальном, региональном и государственном уровне

Знание основных глобальных тенденций и учет их влияния на локальные институты

Умение анализировать политические, экономические и финансовые риски

Владение навыками экспертной оценки и стратегического планирования

Умения определять требования, предъявляемые к исследовательским и маркетинговым проектам

Умение визуализировать полученные в рамках анализа данные

Владение прикладными методами и методиками анализа

Способность к эффективному общению (устному и письменному)

Способность к эффективному делегированию обязанностей

Календарное планирование многодисциплинарных операций

Способность работать в условиях рисков и неопределенностей

Мотивирование и воодушевление других

Дальновидность

Построение многофункциональных команд

Способность управлять проектом и его технологией

Облегчение достижения компромиссов

Способность к системному вИдению

Определение четких и ясных целей

Способность к прогнозированию, понимание влияния будущего на настоящее
Системные компетенции
Способность брать ответственность за выполнение задач

Способность управлять разработками, ресурсами и командами в трудовых и учебных контекстах, являющихся непредсказуемыми

Способность управлять людьми и оценивать собственную деятельность

Способность демонстрировать самостоятельное обучение

Способность последовательно оценивать собственное обучение и определять потребности в обучении

Способность предлагать новые идеи и новые процессы обучения

Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований

Способность к обоснованной расстановке и управлению приоритетами

Способность к критической оценке сделанного выбора и способность к отмене ранее принятого решения

Умение принимать решения в состоянии стресса и ограниченного контроля времени

Способность к принятию решения в условиях неполного комплекта данных

Способность к интуитивному выбору наилучшего решения

Способность подвергать сомнению предпосылки, предлагать новые пути

Способность добиваться результатов

Четкое определение миссии, видения, ценности и стратегии

Определять направление развития, цели

Способность делиться знанием

Способность учиться у других, заниматься самообразованием

Способность показывать пример, устанавливать высокие личные стандарты

Способность выдавать и исполнять практические рекомендации по необходимым действиям

Способность к повышению скорости реализации повторных проектов

Умение выбирать конкретные применения знаний и умений к анализу ситуации

Умение моделировать командную работу, вычленяя знания, необходимые для качественного анализа, и распределяя ответственность в их получении

Способность сравнивать внутренние и внешние образцы лучшей практики

Способность модулировать теоретический язык знаний к языку конкретной ситуации

Способность вычленять наиболее удачные применения знаний

Повышение уровня повторного использования существующих ресурсов знаний

Умение использовать на практике результаты научных исследований



Коммуникационные компетенции
Способность к работе с нормами и традициями других стран

Способность к работе в международных организациях

Способность к эффективной презентации своего проекта или компании в рамках международных выставок и конференций

Представление специализированных неявных знаний

Организация собраний, мероприятий и конференций

Редактирование материалов

Способность к проведению научного исследования на иностранных языках

Способность к одинаковому пониманию темы, умение воспринять жаргон и терминологию





15%

Презентация № 2

20%

Эссе

Аналитические компетенции
Способность к эффективному поиску информации в интернете, включая поисковые системы и базы данных

Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием

Умение автоматизировать свою работу в основных онлайновых базах данных, включая Lexis-Nexis, J-Store, ProQuest, Медиалогия

Навыки постоянного отслеживания передовых научных достижений в области своей специализации

Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде

Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика)

Способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретной задачи

Способность к самостоятельному расширению портфеля аналитических инструментов

Знание политической системы на глобальном, региональном и государственном уровне

Знание основных глобальных тенденций и учет их влияния на локальные институты

Умение анализировать политические, экономические и финансовые риски

Владение навыками экспертной оценки и стратегического планирования

Умения определять требования, предъявляемые к исследовательским проектам

Владение прикладными методами и методиками анализа

Способность к эффективному общению (письменному)

Способность к системному вИдению

Определение четких и ясных целей

Способность к прогнозированию, понимание влияния будущего на настоящее


Системные компетенции
Способность демонстрировать самостоятельное обучение

Способность последовательно оценивать собственное обучение и определять потребности в обучении

Владение навыками проведения индивидуальных научных исследований

Способность к принятию решения в условиях неполного комплекта данных

Способность к интуитивному выбору наилучшего решения

Способность подвергать сомнению предпосылки, предлагать новые пути

Способность добиваться результатов

Четкое определение миссии, видения, ценности и стратегии

Определять направление развития, цели

Способность к повышению скорости реализации повторных проектов

Умение выбирать конкретные применения знаний и умений к анализу ситуации

Способность сравнивать внутренние и внешние образцы лучшей практики

Способность модулировать теоретический язык знаний к языку конкретной ситуации

Способность вычленять наиболее удачные применения знаний

Повышение уровня повторного использования существующих ресурсов знаний

Умение использовать на практике результаты научных исследований



Коммуникационные компетенции
Редактирование материалов


15%

Критический анализ текста

10%

Постер

Аналитические компетенции
Способность к эффективному поиску информации в интернете, включая поисковые системы и базы данных

Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием

Навыки работы с мультимедийными материалами

Способность быстро создавать презентации на основе размещенного в интернете материала

Умение автоматизировать свою работу в основных онлайновых базах данных, включая Lexis-Nexis, J-Store, ProQuest, Медиалогия

Умение создавать и читать карты знаний, таких, как MindManager, ConceptDraw и т. д.

Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде

Способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретной задачи

Способность к самостоятельному расширению портфеля аналитических инструментов

Умение визуализировать полученные в рамках анализа данные

Владение прикладными методами и методиками анализа
Системные компетенции
Способность брать ответственность за выполнение задач

Способность демонстрировать самостоятельное обучение

Способность последовательно оценивать собственное обучение и определять потребности в обучении
Коммуникационные компетенции
Представление специализированных неявных знаний

Редактирование материалов




10%

План-схема

10%

Работа на семинаре

Аналитические компетенции
Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием

Навыки постоянного отслеживания передовых научных достижений в области своей специализации

Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде

Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика)

Способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретной задачи

Способность к самостоятельному расширению портфеля аналитических инструментов

Знание политической системы на глобальном, региональном и государственном уровне

Знание основных глобальных тенденций и учет их влияния на локальные институты

Умение анализировать политические, экономические и финансовые риски

Владение навыками экспертной оценки и стратегического планирования

Владение прикладными методами и методиками анализа

Способность к эффективному общению (устному и письменному)

Способность работать в условиях рисков и неопределенностей

Способность к системному вИдению

Определение четких и ясных целей

Способность к прогнозированию, понимание влияния будущего на настоящее


Системные компетенции
Способность демонстрировать самостоятельное обучение

Способность последовательно оценивать собственное обучение и определять потребности в обучении

Способность предлагать новые идеи и новые процессы обучения

Способность к критической оценке сделанного выбора и способность к отмене ранее принятого решения

Умение принимать решения в состоянии стресса и ограниченного контроля времени

Способность к принятию решения в условиях неполного комплекта данных

Способность к интуитивному выбору наилучшего решения

Способность подвергать сомнению предпосылки, предлагать новые пути

Способность добиваться результатов

Четкое определение миссии, видения, ценности и стратегии

Способность делиться знанием

Способность выдавать и исполнять практические рекомендации по необходимым действиям

Умение выбирать конкретные применения знаний и умений к анализу ситуации

Способность модулировать теоретический язык знаний к языку конкретной ситуации




5%

Ответ на экзамене

15%

Итог




100%


Раздел 2. Содержание курса


2.1. Организационно-методические данные курса.



Вид работы

Трудоемкость

(в акад.часах)



Общая трудоемкость

68

Аудиторная работа

32

Лекции

6

Практические занятия

26

Самостоятельная работа





Коллективные презентации (2)

12

Эссе

4

Постер

2

План-схема

2

Критический анализ текста

2

Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.)

12

Экзамен


2



2.2. Тематический план курса




Наименование разделов и тем

Вечерняя форма обучения (магистратура)


Количество часов (в акад.часах)

Лекции

Практические

занятия

Самостоят.

работа

Всего часов

по теме

Раздел 1. Вводная часть.













Занятие 1.1. Вводная лекция.

2







2

Занятие 1.2. Вводная лекция (продолжение)

2







2

Занятие 1.3. Введение в практикум.




2

2

4

Занятие 1.4. Введение в практикум (продолжение).




2

2

4

Раздел 2. Аналитический практикум.













Занятие 2.1. Теории организационного поведения применительно к ТНК.




2

2-6 *

4-8*

Занятие 2.2. Социальная ответственность ТНК: сознательный выбор или следование правилам игры?




2

2-6


4-8

Занятие 2.3. ТНК и государства: от чего зависит выбор страны инвестирования?




2

2-6

4-8

Занятие 2.4 Управление имиджем на международной арене: государство и корпорации




2

2-2-66

4-8

Занятие 2.5 Экономическая дипломатия и посредничество




2

2-6

4-8

Занятие 2.6. Экономические инструменты обеспечения безопасности. Безопасность для экономики или экономика для безопасности?




2

2-6

4-8

Занятие 2.7. Экономика конфликтов.




2

2-6

4-8

Занятие 2.8. Коррупция в развивающихся странах: последствия для транснационального бизнеса




2

2-6

4-8

Занятие 2.9. Экономика изменения климата




2

2-6

4-8

Занятие 2.10. Экономика религии.




2

2-6

4-8

Занятие 2.11. Итоговое занятие.

2







2

Итого по курсу:

68

* - в зависимости от выбранного типа задания.


2.3. Содержание курса
Раздел 1. Вводная часть.
Занятие 1.1. Вводная лекция.
Основное содержание курса. Подбор литературы. Самостоятельный поиск дополнительной литературы в электронных базах данных библиотеки МГИМО(У) и в сети Интернет. Компетентностный подход в рамках курса, формируемые компетенции. Основы критического мышления, разбор примеров. Деконструкция научного дискурса, разбор примеров.
Занятие 1.2. Вводная лекция (продолжение)
Типы заданий в рамках курса. План-схема (mind map), постер, примеры. Эссе и критический анализ: основные правила написания. Презентация: основные требования к форме и содержанию.
Занятие 1.3. Введение в практикум.
Коллективное выполнение заданий на семинаре на основе прочитанной литературы по теме «Большой» спорт: бизнес или идеологическое противостояние?». Разбор содержания статей.

Коллективное составление плана-схемы и постера по прочитанным статьям.


Литература по теме:


  • Wolfram Manzenreiter. The Business of Sports and the Manufacturing of Global Social Inequality. Esporte e Sociedade ano 2, n.6, Jul.2007/Out.2007

  • Roger Levermore and Peter Millward. Official policies and informal transversal networks: Creating ‘pan-European identifications’ through sport? The Sociological Review, 55:1 (2007), pp. 144-164.

  • Спорт: игра или бизнес? Интервью с главой Заявочного комитета «Москва-2012» А.Черновым / S7, №7, июль 2008, СС.138-140.


Занятие 1.4. Введение в практикум (продолжение).
Коллективное выполнение заданий на семинаре на основе прочитанной литературы по теме «Большой» спорт: бизнес или идеологическое противостояние?». Критический анализ текстов. Выделение проблематики. Построение плана презентации и структуры эссе.
Раздел 2. Аналитический практикум.
Занятие 2.1. Теории организационного поведения применительно к ТНК.
Рекомендуемая литература по теме:
- Peterson, Mark F.; Thomas, David C. Organizational behavior in multinational organizations.

Journal of Organizational Behavior, vol. 28, no. 3, pp. 261-279, Apr 2007

- Vora, Davina; Kostova, Tatiana. A model of dual organizational identification in the context of the multinational enterprise. Journal of Organizational Behavior, vol. 28, no. 3, pp. 327-350, Apr 2007

- Danielle Cooper, Lorna Doucet, Michael Pratt. Understanding appropriateness in multinational organizations. Journal of Organizational Behavior, vol. 28, no. 3, pp. 303-325, Apr 2007


Занятие 2.2. Социальная ответственность ТНК: сознательный выбор или следование правилам игры?
Рекомендуемая литература по теме:

- The Case against the Global Economy and for a turn towards localization ed. by Edward Goldsmith and Jerry Mander, Earthscan Publications, 2001. Ch. 6. The Rules of Corporate Behaviour. Jerry Mander.



- Harvard Business Review on Corporate Responsibility, 2003. Can a Corporation Have a Conscience? K.Goodpaster and J.Matthews.

- Companies in a World of Conflict: NGOs, Sanctions and Corporate Responsibility ed. by John Mitchell. Royal Institute of International Affairs and Earthscan Publications, 1998. Chapter 6. Political globalization and the impact of NGOs upon transnational companies. Peter Willetts.

Занятие 2.3. ТНК и государства: от чего зависит выбор страны инвестирования?
Рекомендуемая литература по теме:
- Nation-States and the Multinational Corporation: A Political Economy of Foreign Direct Investment. Nathan M.Jensen. Princeton University Press, 2006. – 193 p.

- The Ascendancy of Political Risk Management and its Implications for Global security and Business Investment. Whitehall Paper 67. RUSI, 2006. Chapter 6. Conclusion.
Занятие 2.4 Управление имиджем на международной арене: государство и корпорации
Рекомендуемая литература по теме:


  • Michael Morley. How to Manage Your Global Reputation: A Guide to the Dynamics of International Public Relations. NY: Palgrave, 2002. - 228 p.



Занятие 2.5 Экономическая дипломатия и посредничество
Рекомендуемая литература по теме:
- The New Economic Diplomacy: decision-Making and Negotiation in International Economic Relations. Nicolas Bayne and Stephen Woolcock. Ashgate, 2006. – 314 p.

- Studies in International Mediation. Ed. by Jacob Bercovitch. NY: Palgrave Macmillan, 2002. – 277 p.

- Stephen E. Weiss. International Business Negotiation in a Globalizing World: Reflections on the Contributions and Future of a (Sub) Field. International Negotiation 11: 287–316, 2006.


Занятие 2.6. Экономические инструменты обеспечения безопасности. Безопасность для экономики или экономика для безопасности?
Рекомендуемая литература по теме:


  • Gary M. Shiffman. Economic instruments of security policy: Influencing Choices of Leaders. NY: Palgrave Macmillan, 2006. - 193 p.

  • Security Studies Today by Terry Teriff, Stuart Croft, Lucy James and Patrick M. Morgan. Polity Press, 1999. Ch. 7. Non-Traditional Security Threats: Economics, Crime and Migration.

  • Сидоров А.А. «Стратегия экономических санкций» в международной политике // Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ / Отв. ред. А.А.Кокошин, А.Д.Богатуров. – М.: КомКнига, 2005. СС.311-334.

  • No More States? Globalization, national Self-Determination, and Terrorism ed. by Richard N. Rosecrance and Arthur A. Stein. Rowman and Littlefield Publishers, 2006. Ch. 5. Can China Be Effectively Punished trough Global Economic Isolation? Richard N. Cooper.


Занятие 2.7. Экономика конфликтов.
Рекомендуемая литература по теме:
- Экономика и политика в современных международных конфликтах / Отв. ред. А.Д.Богатуров. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 336 с.
Занятие 2.8. Коррупция в развивающихся странах: последствия для транснационального бизнеса
Рекомендуемая литература по теме:


  • Corruption and Government: Causes, Consequences and Reform. Susan Rose-Ackerman. Cambridge University Press, 1999. – 266 p. Ch. 10. The Role of International Community.

  • Corruption and Development ed. by Mark Robinson. Frank cass, London, 2002. – 166 p. Corruption and development: An Introduction. Mark Robinson.


Занятие 2.9. Экономика изменения климата
Рекомендуемая литература по теме:
- Solutions for the World’s Biggest Problems: Costs and Benefits ed. by Bjorn Lomborg. Cambridge University Press, 2007.
Занятие 2.10. Экономика религии.
Рекомендуемая литература по теме:
- Robert B. Shelledy, Vatican’s Role in Global Politics, SAIS Review SUMMER–FALL 2004, pp. 149-162.

- Eric O. Hanson. Religion and Politics in the International System Today, Cambridge University Press, New York, 2006. – 345 p.



Занятие 2.11. Итоговое занятие.
Подведение итогов курса. Выделение типичных ошибок, наиболее удачных работ, оценка прогресса аналитических навыков.
2.4. Самостоятельная работа слушателей
Видами самостоятельной внеаудиторной работы являются: коллективная презентация (две за семестр), аналитическое эссе, постер, критический анализ текста, план-схема (mind map).

Аналитическое эссе.

В задачи магистрантов входит выбрать один аспект проблемы/ситуации/явления и представить его аргументированный анализ с выводами на одной-двух страницах. Для подготовки эссе необходимо прочитать 2-3 источника из списка литературы.

Любое эссе состоит из 3 частей: введения, основной части и заключения.

Введение. Во введении в 4-5 предложениях необходимо дать краткую характеристику изучаемой проблеме, сформулировать некую гипотезу (проблематику) и, при необходимости, обозначить возможные пути решения. Также следует поместить проблему в более широкий контекст, объяснить, почему важно ее рассмотреть.

В основной части необходимо раскрыть проблематику, которая была обозначена во введении. Один абзац – один тезис (группа тезисов). Любой тезис необходимо аргументировать при помощи примеров, в подтверждение мысли могут использоваться цитаты (обязательно с указанием автора высказывания и источника). Главный навык, который используется при написании эссе – это синтез, умение кратко, четко и наиболее полно описать какую-либо проблему.

Как правило, основная часть состоит из 2-5 абзацев, по одному тезису на абзац. Текст необходимо разделить на части и подчасти и придать им заголовки (то есть четко обозначить структуру). В каждой подчасти дается развернутая аргументация, в конце части делается промежуточный вывод.

Выводы обязательно должны присутствовать в эссе, в заключении дается окончательный ответ на поставленный во введении вопрос.
Критический анализ текста.

Объем критического анализа составляет максимум полторы страницы, анализ проводится на основе одной статьи или главы из книги (в среднем 20-30 страниц) из списка литературы.

Основные вопросы для критического анализа текста:

1) Какова цель авторов?

- представить результаты собственного исследования,

- сделать обзор чужих работ,

- предложить собственную теорию/модель,

- выразить определенную точку зрения,

- высказать критику существующих исследований,

- предложить повестку дня для будущих исследований на данном направлении.


2) Что говорят авторы по теме моего исследования (доклада)? Совпадает ли фокус исследования в статье и в формулировке темы семинарского занятия? Как вписывается анализируемое исследование в общую проблематику исследований в данной научной сфере?
3) Насколько убедительна позиция авторов? В аргументации могут присутствовать следующие недостатки:
1) вывод без доказательств;

2) факты без выводов;

3) вывод есть, но доказательства неадекватны;

4) доказательства есть, но вывод нелогичный;

5) вывод не имеет явной связи с доказательствами;

6) различные утверждения автора противоречат друг другу и т.п.

4) У автора и читателя может быть разное понимание ключевых концепций, поэтому важно найти в тексте определение основных понятий и определить, в рамках какого подхода работает автор (например, социологического подхода, реализма, конструктивизма и т.п.).
Постер.

Данная форма визуального представления результатов исследования в виде постера-плаката (poster presentation) достаточно широко распространена на Западе и практически не встречается в России. Как правило, постеры используются на выставках, где в отличие от конференций нет аудитории, а есть толпа, а плакат дает возможность быстро ознакомить приходящих и уходящих зрителей с основными тезисами. Учитывая все большее распространение в России специализированных профессиональных выставок, навыки составления постеров могут пригодиться магистрантам на месте будущей работы. Пример постера можно найти в приложении к программе.


План-схема.

План-схема, или mind map, используется для визуального структурирования какой-либо темы, выделения основных структурных элементов и установление взаимосвязи между ними. Пример плана-схемы можно найти в приложении.


Коллективная презентация.

Презентация готовится группой магистрантов из двух-трех человек в программе Power Point, около 20 слайдов. Длительность презентации – около 20-30 минут. Тема презентации формулируется магистрантами самостоятельно в зависимости от выбранной проблематики. К презентации необходимо прочитать всю предложенную в программе литературу по данной теме плюс самостоятельно найденные источники для наиболее полного раскрытия выбранного аспекта темы. Презентация не должна быть пересказом фактов или статей, она должна синтезировать информацию, представлять собственный критический анализ проблематики магистрантами. При составлении презентации магистранты должны использовать навыки и компетенции, приобретенные в ходе выполнения указанных выше заданий. Текст на слайдах не должен соответствовать произносимому тексту, комментарии к презентации должны произноситься, а не зачитываться с листа. Примеры презентаций можно посмотреть на сайте Системы дистанционного обучения МГИМО(У) МИД России http://elearn.globalcompetence.ru/ (доступ для магистрантов по паролю).

Студенты, не задействованные в презентациях готовятся к каждому семинару и выступают в качестве оппонентов докладчиков: комментируют, задают вопросы, высказывают собственную точку зрения на рассматриваемое событие.


Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение курса.

3.1. Критерии оценки знаний

Оценки за разные виды работы выставляются исходя из следующих критериев:

Критерии и шкала оценивания коллективных презентаций:
Оценка: A:
— тщательно продуманный отбор данных и источников, квалифицированные ссылки на использованную литературу;

— всестороннее раскрытие поставленных целей и задач, полное соответствие теме;

— ясная постановка и успешное достижение целей;

— логическая связность и цельность работы, ясные и хорошо обоснованные выводы;

— грамотное, связное устное изложение материала без использования вспомогательных материалов (без чтения с листа).
Оценка: В:
— данные и источники подобраны хорошо, факты используются правильно;

— цели и задачи вполне раскрыты, работа в основном соответствует теме;

— цели ясны, реалистичны и адекватны теме;

— работа достаточно связная и цельная, последовательно обосновывает предлагаемый вывод;

— грамотный и адекватный язык презентации при небольшом количестве ошибок и подглядываний в текст.
Оценка: С:
— достаточное понимание материала, поверхностных или неадекватных суждений немного;

— стиль скорее описательный или рекомендательный, чем аналитический;

— источниковая база более или менее достаточна;

— видно стремление автора к целостности работы и обоснованности выводов;

— в редких случаях студент использует ненаучную лексику, не может грамотно изложить материал, подглядывает в текст
Оценка: D:
— недостаточное понимание фактов и проблем, есть неадекватный материал;

— материалы подобраны плохо;

— цели реалистичны, но несколько ограничены;

— отдельные части связаны между собой, но в логическое целое с ясными выводами не складываются;

— отдельные места изложены совершенно неадекватным языком или зачитаны с листа.
Оценка: Е:

— изложение материала совершенно не соответствует требованиям, плохое знание предмета, тема не раскрыта;

— использованы неадекватные или несоответствующие теме источники;

— цели поставлены неквалифицированно, они неадекватны, /или/ нереалистичны, и /или/ не достигнуты;

— отдельные части не складываются в единое целое и не приводят к предлагаемым выводам;

— содержание изложено неадекватным и неграмотным языком или полностью зачитано с листа.



Критерии и шкала оценки эссе:
Оценка: A:
— аналитичность стиля и подхода, критичность представлений и интерпретаций;

— тщательно продуманный отбор данных и источников, квалифицированные ссылки на использованную литературу;

— всестороннее раскрытие поставленных целей и задач, полное соответствие теме;

— ясная постановка и успешное достижение целей;

— логическая связность и цельность работы, ясные и хорошо обоснованные выводы;

— работа написана грамотным и правильным языком.


Оценка: В:
— стиль и подход — объяснительные с элементами критической интерпретации;

— данные и источники подобраны хорошо, факты используются правильно;

— цели и задачи вполне раскрыты, работа в основном соответствует теме;

— цели ясны, реалистичны и адекватны теме;

— работа достаточно связная и цельная, последовательно обосновывает предлагаемый вывод;

— текст написан грамотным и адекватным языком, ошибок очень немного.


Оценка: С:
— достаточное понимание материала, поверхностных или неадекватных суждений немного;

— стиль скорее описательный или рекомендательный, чем аналитический;

— источниковая база более или менее достаточна;

— видно стремление автора к целостности работы и обоснованности выводов;

— случаи неадекватного использования языка редки.
Оценка: D:
— недостаточное понимание фактов и проблем, есть неадекватный материал;

— литература подобрана плохо, самостоятельность недостаточна;

— по объему или по качеству работа не соответствует магистерскому уровню;

— цели реалистичны, но несколько ограничены;

— отдельные части связаны между собой, но в логическое целое с ясными выводами не складываются;

— отдельные места изложены совершенно неадекватным языком.


Оценка: Е:

— изложение материала совершенно не соответствует требованиям, плохое знание предмета, тема не раскрыта;

— использованы неадекватные или несоответствующие теме источники;

— цели поставлены неквалифицированно, они неадекватны, /или/ нереалистичны, и /или/ не достигнуты;

— отдельные части не складываются в единое целое и не приводят к предлагаемым выводам;

— работа изложена неадекватным и неграмотным языком.



3.3. Список вопросов для подготовки к экзамену.
В рамках данного курса не предусматривается списка вопросов к экзамену, магистранты готовятся по темам, разобранным в рамках курса. На экзамене могут быть представлены вопросы по любым из пройденных тем (на выбор одна из двух).
3.4. Список рекомендуемой основной литературы представлен в разделе «Содержание курса». Дополнительную литературу для презентаций и эссе магистранты ищут самостоятельно.

Раздел 4.
4.1. Мультимедийная аудитория с проектором и доступом в интернет, программа Mind Mannager


1 Вся указанная в программе литература доступна либо на дистанционном модуле курса на сайте http://elearn.globalcompetence.ru/ (статьи), либо находится у преподавателя (книги и ксерокопии статей).





Чем хуже готовят повара, тем вежливей должны быть официанты. Михаил Генин
ещё >>