страница 1 |
||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама - страница №1/1
![]() РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГАОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Е.А. Резван/Р.Ф.Курамшин Коранистика Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама Допущено Учебно-методическим советом по реализации образовательных программ профессиональной подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в качестве образовательной программы повышения квалификации по истории и культуре ислама Казань 2012 УДК 297.18 ББК 86.3 К 93
Алмазова Л.И. к.ф.н., сотрудник отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории им. Ш.Марджани АНТ.
© Курамшин Р.Ф., 2012 © Казанский федеральный университет, 2012
1. Пояснительная записка Коран – это слова Всевышнего Аллаха, которые Он передал всему человечеству через пророка Мухаммада. Это священная книга, является последним Откровением людям, содержащая мудрые законы, которые полностью регулируют личную и общественную жизнь мусульман, и о которой в суре «аль-Фатиха» говорится: «…Укажи нам правильный путь…», и в ответ на это в начале суры «аль-Бакара» сказано: «…Эта Книга – руководство для богобоязненных людей, в этом нет сомненья…». Аллах заботится о Своей Книге и охраняет её и Коран неизменно и точно передавался из поколения в поколение, во все времена. По воле Аллаха всегда были искренние в своей вере люди, которые всю свою жизнь посвящали изучению Корана, и наукам, содержащимся в нём, чтобы донести свет этой чистой религии до будущих поколений. Одни из них писали об его «и'джаз» (т. е. о невозможности и недоступности создать что–либо подобное тому, что ниспослано Аллахом). Другие занимались изучением рассказов, притчей и вестей, ниспосланных в этой Книге. Третья группа знатоков писала о причинах ниспослания Корана, четвёртые писали о правилах чтения Корана и почерках, которыми он написан. Одна группа учёных, занимающихся мусульманской религией, писала об аятах насиха, ниспосланных позже, в которых были отменены некоторые положения предыдущих аятов мансуха. Другая группа учёных писала о мекканских и мединских аятах. Многие знатоки ислама занимались толкованием Корана, объяснением его смыслов, целей и слов, а руководство невозможно осуществить без исследования, толкования и разъяснения смысла слов и выражений Корана. Коранистика – это наука, которая рассказывает об истории, форме и хронологии сложения текста Корана, дает общее представление о Священном Откровении, его целях, изучает обстоятельства ниспослания текстов Корана, их содержание, анализирует историю его изучения и переводов на другие языки. Этот предмет дает первичное представление о комментировании Корана, их основ, истории и методов комментирования Корана, а также особенностей передающих все совершенство, мудрость и красноречие коранического слога, не отступая от основных принципов толкования Корана и мусульманского мировоззрения, сформировавшихся уже на самом раннем этапе истории ислама. 2. Основные задачи курса - осветить исторический аспект развития коранических наук и сравнить работы ранних богословов с трудами более поздних ученых по коранистике; - приобретение системы знаний об особенностях текста Корана; - привитие знаний об истории и научных методах коранических наук; - развитие исследовательских навыков в процессе постижения текста Корана; - формирование доброжелательного и уважительного отношения к представителям других конфеcсий, толерантное отношение ко всем священным писаниям.
- о значении изучаемой дисциплины в системе подготовки высококвалифицированных специалистов; знать: – основные термины и определения данной дисциплины; – источники коранических наук; – известных ученых в области коранистики (раннего и позднего периодов становления данной науки); – наименования наук, связанных с Кораном и их особенности;
– работать с источниками данной дисциплины; – понимать мнения ученых и делать правильные выводы, из прочитанного материала, находя новые ответы из Корана на актуальные, жизненные вопросы общества.
Дисциплина относится к циклу образовательных гуманитарных дисциплин программы модуля повышения квалификации по истории и культуре ислама Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: арабский язык, культурология, история ислама, арабская литература. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшей работе. Учебно-методический комплект подготовлен в соответствии с «Требованиями к разработке и аттестации образовательной программы модуля повышения квалификации по истории и культуре ислама и учебно-методических средств реализации модуля повышения квалификации по истории и культуре ислама». Учебно-методический комплект содержит темы лекционного материала, список рекомендуемой к изучению основной и дополнительной литературы. Важной составной частью комплекта являются вопросы контроля усвоения знаний обучаемых, тестовые задания, а также примерный перечень тем творческих заданий. Тесты носят контрольно-проверяющий характер, но также нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. 4. Структура и тематика лекции курса «Коранистика» Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 часов. Содержание курса
Содержание программы 1. Коран как исторический источник и литературный памятник. Содержание Корана: полемика, легенды, притчи, эпические сказания; основы вероучения, догматики, культа; правовые и этико-моральные установления. Отражение в Коране идеологических, социальных, экономических и этико-моральных проблем эпохи. Историческая основа коранических сказаний. Проблема «внешних влияний». Коран и культура Передней Азии в древности и раннем средневековье и многовековой процесс адаптации этой культуры в Аравии. Коран и словесность доисламской Аравии. Проблема языка Корана, его форма и стилевые особенности. 2. Илм ал-Кур’ан ва-т-тафсир и религиозно-политическая история средневекового арабо-мусульманского общества Возникновение ‘илм ал-кур ан ва-т-тафсир внутри нерасчлененного комплекса дисциплин. Суннитский тафсир и шиитский та’вил. Тенденциозность подбора материалов. Соперничество двух этнополитических союзов — кахтанидов и аднанидов. Му‘тазилитский та’вил. Исма‘илитский та’вил. Суфийский та’вил. Полемика о сотворенности и несотворенности Корана и причины ее возникновения. Тафсиры ат-Табари (838—923), ат-Туси (ум. 1067), аз-Замахшари (1075—1144), ар-Рази (1149—1209), ал-Байдави (ум. 1292). Ал-Джалалайн. Тафсир С.Кутба. 3. К истории сложения канона Писание Корана при жизни пророка ислама. Первые писари Откровения в Мекке и Медине. Был ли Коран собран и сведен воедино при жизни пророка? Доводы сторонников и противников. Сбор и составление Корана после кончины пророка ислама. Кодификация текста Корана. Семь групп вариантов коранического текста. Канонизация правил рецитации Корана.
Две традиции изучения Корана. Антиисламские трактаты. Попытки перевода и изучения Корана в Западной Европе. Базельское издание. Кризис методологии исламоведения. Работа Р.Белла «Возникновение ислама в его христианском окружении». Коранические исследования и переводы Корана после Второй мировой войны. Современная западная коранистика. 6. История изучения Корана в России Первое знакомство русских с исламом. Первый перевод Корана на славянский язык. Первое в России сочинение, посвященное Корану. Петр I – первый инициатор по научному изучению, переводу и распространению Корана в России. История изучения Корана при правлении Екатерины II. Перевод Корана М.И.Веревкина. История коллекции рукописей Корана в России. Первый русский перевод Корана с первоисточника Богусловского Д.И. Перевод Г.С.Саблукова. Движение усул джадид и усул кадим. Муса Бигиев. Перевод И.Ю.Крачковского, М.Н. Османова, В.М.Пороховой. 5. Образовательные технологии Лекционный тип занятия в программе курса занимает 100% от общего числа аудиторных занятий. На лекциях применяются инновационные технологии — показы слайдов по темам, поиск и показ карт, фотографий, иллюстраций. Слушателям до лекции рассылаются сборники текстов (ридеры) — материалы для предварительного чтения. На лекциях слушатели могут задавать вопросы по ходу занятий 6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, аттестации по итогам освоения курса
а) знание, полученное от Всевышнего Аллаха непосредственно или опосредованно, которое обнаруживает человек у себя; б) повеление, которое отдает Всевышний Аллах ангелам; в) быстрое указание; г) природное внушение человеку.
а) Абу Бакра; б) ‘Умара бин ал-Хаттаба; в) ‘Умара бин ‘Абд ал-‘Азиза; г) ‘Абд ал-Малика бин Марвана.
а) Мекке; б) Медине; в) Куфе; г) Басре.
а) четырем; б) пяти; в) шести; г) десяти
а) Абу Бакра; б) ‘Умара; в) ‘Усмана; г) ‘Али.
а) одновременно с Торой; б) одновременно с Евангелием; в) до пророка Ибрахима; г) после ниспослания Библии.
а) Абу Бакра; б) ‘Умара; в) ‘Усмана; г) ‘Али.
а) Абу Хурайре; б) ‘Абд ар-Рахману бин ‘Ауфу; в) Зайду бин Сабиту; г) Му‘авие бин Абу Суфйану.
а) после битвы при Бадре; б) после взятии Иерусалима; в) перед битвой при Ухуде; г) после похода на Йамаму.
а) ангелам; б) джиннам; в) людям; г) обещал сохранить его собственнолично
а) только через ангела Джибрила; б) только во сне; в) как посредством ангела, так и без посредника; г) посредством джиннов.
а) в один миг; б) в течение 23 лет; в) в течение месяца рамадан; г) в течение всей его жизни.
а) только Пророк; б) Пророк и его родственники; в) Пророк и сподвижники; г) Пророк и его община.
а) пять первых аятов суры «Сгусток крови»; б) сура «Открывающая»; в) начало суры «Завернувшийся»; г) сура «Искренность».
а) ханафитского толка; б) шафи‘итского толка; в) маликитского толка; г) ханбалитского толка.
а) «ал-Кашшаф» аз-Замахшари; б) «ал-Бахр ал-мухит» Абу Хаййана; в) «Мафатих ал-гайб» ар-Рази; г) «Тафсир ал-манар» Мухаммада Рашида Рида.
а) в Мекке; б) до совершения переселения в Медину; в) в Запретной территории; г) в окрестностях Мекки.
а) одна сура; б) один аят; в) три аята; г) в зависимости от обстоятельств.
а) ниспосланным в Мекке; б) ниспосланным в Медине; в) последним ниспосланным аятам; г) только суре «Кровяной сгусток».
а) призыв к единобожию; б) притчи воспитательного характера; в) разъяснение правовых обязанностей; г) разъяснение этических норм.
а) упоминание о лицемерах; б) описание диалога с обладателями Писания; в) разъяснение норм шариата; г) вопросы догматики.
а) одном диалекте арабского языка; б) трех диалектах; в) пяти диалектах; г) семи диалектах.
а) варианты чтения Корана; б) арабские диалекты, содержащиеся в Коране по настоящее время; в) варианты изменения форм и расположения слов; г) арабские диалекты, из которых по настоящее время остался лишь один.
а) толкованием, посвященным вопросам фикха; б) толкованием, основывающемся на преданиях; в) тематическим толкованием; г) толкованием с лингвистического аспекта.
а) пророку; б) сподвижникам; в) последователям; г) авторам книг, посвященных разночтениям.
а) один; б) два; в) три;
г) ни одного. 27. В соответствии с мнением большинства ученых идентичны следующие понятия… а) Коран и достоверные варианты чтения; б) Коран и все варианты чтения, в том числе аномальные (шазз); в) Коран и аномальные варианты чтения; г) Коран и варианты его чтения понятия разные. 28. Какое из толкований Корана является более ранним? а) Тафсир ат-Табари; б) Тафсир Ибн Касир; в) Тафсир ал-Куртуби; г) Тафсир ал-Джалалайн. Ключи к тесту по курсу «Коранистика»
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение курса «Коранистика» Список рекомендуемой литературы
Электронные материалы:
http://www.islam.ru/ (есть информация библиографического характера) 8. Материально-техническое обеспечение курса Проектор, экран, видеокамера, ноутбук, микрофон, динамики, диктофон. |
ещё >> |