страница 1 |
|
Похожие работы
|
Программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки. Философия естественных - страница №1/1
![]() Программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки. Философия естественных наук» разработана для аспирантов и соискателей и включает в себя общие вопросы по философии науки и философии естественных наук. Программа предусматривает рассмотрение особенностей современного этапа развития науки. В качестве целей изучения данного курса следует выделить формирование целостного представления:
Все это будет способствовать более глубокому пониманию проблематики той области знания, которой вы посвятили свою творческую деятельность. Поэтому, выбирая тему реферата, подумайте насколько она интересна и важна для понимания и решения стоящих перед вами задач в области научных исследований. В программе курса отводится значительное количество часов на самостоятельную работу аспирантов, это позволит выполнить реферативную работу на высоком уровне применительно к той области науки, которая выбрана вами для научных изысканий. После успешной защиты реферата аспирант допускается к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки. Программа предусматривает лекционный курс в объеме 36 часов.
Предмет философии науки. Философия (метафизика) и наука. Исторические формы взаимоотношения философии и науки. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
Наука как социальный институт. Формы организации науки: научное сообщество; научные школы и коллективы (кафедры). Традиции и творчество в науке. Социальные функции науки. Ценностные ориентации и интегративные тенденции в современной науке. Проблема управления развитием современной науки и наукоемких технологий. Наука как важнейшая составляющая культуры.
Природа и причины научных революций. Научные революции и изменение картины мира. Смена типов рациональности: от классической - к неклассической и постнеклассической. Основные признаки науки как особого типа рациональности.
Предмет методологии науки. Анализ основных методологических концепций XX века. Новый взгляд на проблему соотношения философии и науки. Эвристическая роль философии в науке.
Научная проблема. Научный поиск. Познавательный цикл и его структура. Эмпирическое и теоретическое в научном познании. Анализ и синтез. Язык науки. Логика формальная и логика диалектическая. Методы научного познания: эмпирические методы, методы преобразования, теоретические методы, метатеоретические методы. Гипотеза и теория как формы развития научного знания. Критерии научности.
Место физики в структуре современного научного знания. Проблема физической реальности. Философские проблемы теории относительности. Физика конца XX - начала XXI века. Вселенная и её космологические модели. Современный взгляд на происхождение и будущее Вселенной. Возникновение единой логики научного (квантово-космологического) познания. Космология XXI века: порядок и хаос.
Возникновение синергетики в XX веке как нового междисциплинарного научного направления, исследующего проблемы самоорганизации в нелинейных открытых системах. Основные понятия и идеи синергетики. Синергетика о механизмах самоорганизации материи. Синергетика и становление новой научной картины мира.
Место химии в структуре современного научного знания. Философский смысл периодической системы Д.И.Менделеева как естественной классификации элементов по электронным структурам атомов. Макрообъекты и проблема самоорганизации в физико-химических процессах. «Химическая» картина мира в начале XXI столетия. Земля как природное тело. «Геологическая» картина мира сегодня. Строение Земли. Гравитационные и электромагнитные поля Земли. Современные концепции биосферы: географическая, биогеохимическая, энергетическая, информационная, экологическая и социальная. Биогеохимическая концепция биосферы В.И.Вернадского.
Современные представления о возникновении жизни на Земле. Различные подходы к определению понятия «жизнь». Современная наука о происхождении видов живых организмов. Дискуссии вокруг классической теории Ч.Дарвина. Возникновение человека. Морфофизиологическое разнообразие человечества. Становление концепции ноосферы.
Философия техники о соотношении с науки и инженерной деятельности. Гносеологический и социальный смысл триады: наука - инженерная деятельность - техника. Проблема технической реальности («второй природы»). Традиционная, техногенная и информационная цивилизации. Технологический детерминизм в современном мире. «Технологический оптимизм» и «технологический пессимизм». Компьютеризация как основа современных информационных технологий. «Коэволюция» вычислительных средств и научных методов. Феномен виртуальной реальности: особенности самоидентификации. Техника и наука. Техника и производство. Техника и искусство. Техника и религия. Техника и образ жизни современного человека.
Постнеклассическая наука: современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд). Изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации, поиск нового типа цивилизационного развития и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
Мировоззренческие проблемы современной науки и техники. «Научная» и «техническая» картины мира в начале XXI столетия. Социальные проблемы современной науки и техники. Задача направленного развития современной науки и наукоемких технологий в интересах сохранения окружающей среды и природных условий жизни человека. Проблема выживания человечества и смена ценностных ориентации человеческой деятельности. Социальные функции философии науки и философии техники в новой исторической, технической, познавательной, экологической и этической ситуации. Этические проблемы современной науки. Личность ученого. Ответственность ученого за практическое использование научных открытий. ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА И САЙТЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
|
ещё >> |