Программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки. Философия естественных наук» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 300.19kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 4 763.81kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 146.04kb.
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия... 1 368.41kb.
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия... 3 434.53kb.
Методические рекомендации для подготовки и сдачи кандидатского экзамена... 1 229.46kb.
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия... 1 210.37kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 124.86kb.
Методические рекомендации для подготовки и сдачи кандидатского экзамена... 1 239.85kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 208.59kb.
Методические рекомендации для подготовки и сдачи кандидатского экзамена... 1 150.99kb.
Программа предусматривает лекционный курс в объеме 36 часов 1 100.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки. Философия естественных - страница №1/1

«ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК»
Программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки. Философия естественных наук» разработана для аспирантов и соискателей и включает в себя общие вопросы по философии науки и философии естественных наук.

Программа предусматривает рассмотрение особенностей современного этапа развития науки.

В качестве целей изучения данного курса следует выделить формирование целостного представления:


  • о развитии науки и техники в системе цивилизационного развития;

  • о типах научной рациональности;

  • о перспективах научно-технического развития в свете диалога культур.

Все это будет способствовать более глубокому пониманию проблематики той области знания, которой вы посвятили свою творческую деятельность. Поэтому, выбирая тему реферата, подумайте насколько она интересна и важна для понимания и решения стоящих перед вами задач в области научных исследований.

В программе курса отводится значительное количество часов на самостоятельную работу аспирантов, это позволит выполнить реферативную работу на высоком уровне применительно к той области науки, которая выбрана вами для научных изысканий. После успешной защиты реферата аспирант допускается к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки.

Программа предусматривает лекционный курс в объеме 36 часов.

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ


  1. Философия науки: предмет, генезис и основные понятия. – 8 часов

Предмет философии науки. Философия (метафизика) и наука. Исторические формы взаимоотношения философии и науки.

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по­зиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Техно­логические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.




  1. Наука как социальный институт. Три аспекта бытия науки. – 2 часа

Наука как социальный институт. Формы организации науки: научное сообщество; научные школы и коллективы (кафедры). Традиции и творчество в науке.

Социальные функции науки. Ценностные ориентации и интегративные тенденции в современной науке. Проблема управления развитием современной науки и наукоемких технологий. Наука как важнейшая составляющая культуры.



  1. Научные революции и смена типов рациональности – 4 часа

Природа и причины научных революций. Научные революции и изменение картины мира. Смена типов рациональности: от классической - к неклассической и постнеклассической.

Основные признаки науки как особого типа рациональности.



  1. Методология научного познания. – 4 часа

Предмет методологии науки. Анализ основных методологических концепций XX века.

Новый взгляд на проблему соотношения философии и науки. Эвристическая роль философии в науке.



  1. Методы и формы научного познания. Критерии научности. – 4 часа

Научная проблема. Научный поиск. Познавательный цикл и его структура. Эмпирическое и теоретическое в научном познании. Анализ и синтез. Язык науки. Логика формальная и логика диалектическая. Методы научного познания: эмпирические методы, методы преобразования, теоретические методы, метатеоретические методы.

Гипотеза и теория как формы развития научного знания. Критерии научности.



  1. Философские концепции современного естествознания. – 6 часов

  • Философия физики и космологии

Место физики в структуре современного научного знания. Проблема физической реальности. Философские проблемы теории относительности. Физика конца XX - начала XXI века. Вселенная и её космологические модели. Современный взгляд на происхождение и будущее Вселенной. Возникновение единой логики научного (квантово-космологического) познания. Космология XXI века: порядок и хаос.

  • Философия синергетики

Возникновение синергетики в XX веке как нового междисциплинарного научного направления, исследующего проблемы самоорганизации в нелинейных открытых системах. Основные понятия и идеи синергетики. Синергетика о механизмах самоорганизации материи. Синергетика и становление новой научной картины мира.

  • Философия химии и геологии

Место химии в структуре современного научного знания. Философский смысл периодической системы Д.И.Менделеева как естественной классификации элементов по электронным структурам атомов. Макрообъекты и проблема самоорганизации в физико-химических процессах. «Химическая» картина мира в начале XXI столетия.

Земля как природное тело. «Геологическая» картина мира сегодня. Строение Земли. Гравитационные и электромагнитные поля Земли. Современные концепции биосферы: географическая, биогеохимическая, энергетическая, информационная, экологическая и социальная. Биогеохимическая концепция биосферы В.И.Вернадского.



  • Философские концепции антропологии

Современные представления о возникновении жизни на Земле. Различные подходы к определению понятия «жизнь». Современная наука о происхождении видов живых организмов. Дискуссии вокруг классической теории Ч.Дарвина. Возникновение человека. Морфофизиологическое разнообразие человечества. Становление концепции ноосферы.

  1. Философия техники– 6 часа

Философия техники о соотношении с науки и инженерной деятельности. Гносеологический и социальный смысл триады: наука - инженерная деятельность - техника. Проблема технической реальности («второй природы»). Традиционная, техногенная и информационная цивилизации. Технологический детерминизм в современном мире. «Технологический оптимизм» и «технологический пессимизм».

Компьютеризация как основа современных информационных технологий. «Коэволюция» вычислительных средств и научных методов. Феномен виртуальной реальности: особенности самоидентификации. Техника и наука. Техника и производство. Техника и искусство. Техника и религия. Техника и образ жизни современного человека.



  1. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса– 2 часа

Постнеклассическая на­ука: современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис­следований. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Сближение идеалов есте­ственнонаучного и социально-гуманитарного познания. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий ис­следовательской деятельности. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания (Б. Калликот, О. Леопольд,  Р. Аттфильд). Изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации, поиск нового типа  цивилизационного развития и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

  1. Актуальные мировоззренческие и социальные проблемы современной науки– 4 часа

Мировоззренческие проблемы современной науки и техники. «Научная» и «техническая» картины мира в начале XXI столетия.

Социальные проблемы современной науки и техники. Задача направленного развития современной науки и наукоемких технологий в интересах сохранения окружающей среды и природных условий жизни человека.

Проблема выживания человечества и смена ценностных ориентации человеческой деятельности. Социальные функции философии науки и философии техники в новой исторической, технической, познавательной, экологической и этической ситуации.

Этические проблемы современной науки. Личность ученого. Ответственность ученого за практическое использование научных открытий.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Будущее фундаментальной науки: Концептуальные, философские и социальные аспекты проблемы / Отв. ред. А. А. Крушанов, Е. А. Мамчур. М.: КРАСАНД, 2011.

  2. Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. М.: Наука, 2000.

  3. Герасимова И.А. Учебные материалы по философским проблемам науки. - РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина. Кафедра филосо­фии. - М., 2009.

  4. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. М., 1998.

  5. Горохов ВТ. Основы философии техники и технических наук. М., 2007.

  6. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги XX столетия. - М.: Логос, 2000

  7. Кочергин А.А., Кочергин А.Н., Егоров А.Г. Концепции естествознания: история и современность. В 3-х частях. — М., 1998 -1999

  8. Кун Т. Структура научных революций. - М.. 1975

  9. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

  10. Формирование современной естественно-научной парадигмы. М., 2001

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. 100 лет квантовой теории. История. Физика. Философия. М.: НИА-Природа. 2002.

  2. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М.: ИФ РАН, 1999.

  3. Астрономия и современная картина мира / Ред. В.В.Казютинский. – М.: ИФ РАН, 1996.

  4. Будущее фундаментальной науки: Концептуальные, философские и социальные аспекты проблемы / Отв. ред. А. А. Крушанов, Е. А. Мамчур. М.: КРАСАНД, 2011.

  5. Визгин В. П. Вернер Гейзенберг о соотношении искусства и науки // Наука и искусство. М.: ИФРАН, 2005.

  6. Влияние Интернета на сознание и структуру знания. М: ИФРАН. 2004.

  7. Гейзенберг В. Физика и философия. М: Тайдекс Ко, 2004.

  8. Герасимова И.А. Конспект лекций по философии науки и техники. - РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина. Кафедра философии. - М., 2009.

  9. Герасимова И.А. Принцип двойственности и когнитивные практики // Вопросы философии, №3, 2006.

  10. Гинзбург В.Л., О науке, о себе и о других. М., 2001

  11. Горелов А.А. Эволюция культуры и экология. – М.: ИФ РАН, 2002.

  12. Еганов Э.А., Соловьев О.Б. Неклассические идеалы рациональности в науках о земле, философия науки, 2008№4

  13. Искусственный интеллект. Междисциплинарный подход. М., 2006.

  14. Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэво­люции. М., 2007.

  15. Кувшинов С.В., Ярославцева Е.И. Сетевые перспективы. Возможности человека в оцифрованном мире. Human IT . МО, Щелково: Онтопринт. (Издатель Мархотин П.Ю.), 2011.

  16. Лекторский В.А. «Эпистемология классическая и неклассическая»// М., 2000г

  17. Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.

  18. Любинская Л.Н., Лепилин СВ. Философские проблемы времени в контексте междисциплинарных исследований. М.: Прогресс-Традиция. 2002.

  19. Математика и опыт. Под ред. Барабашева А.Г. М., МГУ 2002.

  20. Меркулов И.Л. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т.1. Спб.: РХТИ, 2003.

  21. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы»// М., 2002г.

  22. Наука и искусство / Общ. ред. А.Н.Павленко. – М.: ИФ РАН, 2005.

  23. Наука и социальные технологии [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. И.Т. Касавин. – М.: ИФ РАН, 2011.

  24. Наука: от методологии к онтологии / Отв. ред.: А.П.Огурцов, В.М.Розин. – М.: ИФ РАН, 2009.

  25. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология»// М., 1998г.

  26. Перминов В.Я. Философия и основания математики. М., «Прогресс  – Традиция» 2002. 

  27. Последствия научно-технического развития. М., 2000.

  28. Пуанкаре А. О науке. -М, 1983

  29. Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гу­манитарных наук. Красноярск, 1989.

  30. Севальников А.Ю. Современное физическое познание: в поисках новой онтологии. – М.: ИФ РАН, 2003.

  31. Селиванова В.И. Философия науки. -М.: РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина. 2007.

  32. Синергетическая парадигма. Коммуникации. М.: Прогресс-Традиция, 2004.

  33. Сколько чувств у человека? // Наука и жизнь, №2, 2006.

  34. Соловьёв О.Б Феномен естественного объекта в науках о Земле. История спора и методологические позиции сторонников естественного и модельно-целевого подходов // Актуальные инновационные исследования, № 4, 2011.

  35. Сухов А.Д. Материалистическое философствование в русском естествознании XIX–XX вв. / А.Д. Сухов; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФ РАН, 2011.

  36. Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы / Отв. ред.: В.В.Казютинский, Е.А.Мамчур. – М.: ИФ РАН, 2007.

  37. Философия и методология познания. Учебник / Под общ. Ред. Обухова В.Л. и др. - Спб, 2003

  38. Хасанов И.А. Время: природа, равномерность, измерение. М.: Прогресс-Традиция. 2001.

  39. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М., 2004.

  40. Щербаков А.С. Философские вопросы геологии. М.,Геологический ф-т.1999.

  41. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Сост. и общ. Ред. И.Т. Касавин. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

  42. Эпистемология и философия науки. 2004-2008.

  43. Этос науки. М., 2008.

ЛИТЕРАТУРА И САЙТЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

  1. DantoA, Morgenbesser S (eds ) Philosophy of Science N Y, I960,

  2. Esser H Klenowits К., Zehnpfenmng H Wissenschanstheorie Stuttg , 1977,

  3. Harre R Philosophies of Science Oxf, 1972,

  4. Laiidan L Theories f Scientific Method from Plato to Max A Bibliographical Review — “History of Science”, 1969, 7,

  5. LoseeJ A Historical Introduction to the Philosophy of Science Oxf, 1980,

  6. Popper K R Logik der Forschung W, 1934

  7. ToulminS The Philosophy of Science An Introduction L, 1953

  8. John Losee. A Historical Introduction to the Philosophy of Science. Oxford University Press , 1972

  9. Handbook of the Philosophy of Science - http://www.elsevier.com/wps/find/bookdescription.cws_home/BS_HPHS/description

  10. Philosophy of Science - http://www.friesian.com/science.htm

  11. The philosophy of science - http://undsci.berkeley.edu/article/philosophy





Вера состоит в том, что мы верим всему, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим. Августин
ещё >>