Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана... 1 105.8kb.
Программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История... 1 254.56kb.
Программа кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки"... 4 454.61kb.
Программа кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки"... 1 359.56kb.
Программа кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки"... 1 348.07kb.
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия... 1 278.68kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 300.19kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 4 763.81kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей 09. 10 675.8kb.
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия... 1 368.41kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 198.77kb.
Проблема риска и ответственности субъекта научной коммуникации 5 768.02kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов - страница №1/1

ПРОГРАММА

кандидатского экзамена по курсу

«История и философия науки»

 

Введение

Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей.

                Аспиранты и соискатели, сдающие данный экзамен должны освоить содержание первого раздела Программы "История и философия науки", а также второй раздел Программы, соответственно выбранной специальности.



Раздел «История и философия науки»


  1.  Философия науки как интегральная форма научного знания: задачи и общая характеристика.

Задачи и предмет исследования истории философии и науки. Философская характеристика системы научных знаний. Особенности философского подхода к исследованию науки. Проблемы научной рефлексии. Логико-методологическая и гносеологическая сторона науки.





  1. Возникновение науки. Донаучные, ненаучные и паранаучные знания.

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.


  1. Специфика научного знания и структура научного исследования.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.



  1. Субъект и объект социально-гуманитарного познания.

Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации и «пред-рассудков» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании. Особенности взаимодействия субъекта и объекта в социально-гуманитарном познании.

 


  1. Структура эмпирического знания. Методы эмпирического исследования.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.




  1. Структура теоретического знания. Методы теоретического исследования.

Структуры теоретического познания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.





  1. Основания научного знания (научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования, философские основания науки).

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

Диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки в СГН. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий в исследовательском процессе СГН.





  1. Наука как социальный институт. Историческое развитие конституциональных форм научной деятельности. Исторические формы трансляции научных знаний.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.


  1. Социальные и гуманитарные науки. Основные исследовательские программы в изучении социальной реальности.

Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в СГН: социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования.





  1. Специфика мира человека как объекта социально-гуманитарного знания. Роль многообразия, различия, индивидуальности в социокультурном мире. Специфика социального пространства и времени. Проблема законосообразности социокультурного мира.

Сходства и различия наук о природе и наук об обществе. Особенности общества и человека как объектов познания. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Научная картина мира в СГН. Включенность сознания субъекта, его система ценностей в объект исследования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Научное сообщество как субъект познания. Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Коммуникативная рациональность.




  1. Логико-методологическая сторона социально-гуманитарного знания.

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.





  1. Объяснение, понимание и интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Понимание в гуманитарных науках и его специфика. Герменевтика - наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа СГН. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в конкретных социально-гуманитарных науках.




  1. Проблема истины. Классическая и неклассическая концепция истины в социально-гуманитарных науках.

Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепция истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.




  1. Научные традиции и научные революции.

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.




  1. Развитие научного знания о человеке и обществе (концепции общества и человека от античной философии до современной науки).

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и наука. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого; человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математически описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.


  1. Место и роль науки в цивилизациях разного типа. Функции науки в жизни современного общества.

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.


  1. Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.

Значение социогуманитарных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.





  1. Этические проблемы современной науки. Моральная ответственность ученого.

Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий научной деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).


Литература для подготовки к кандидатскому экзамену

по разделу «История и философия науки»
а) основная

1. Кохановский В.П., Пржеленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. (Учебный курс). Ростов н/Д: «МарТ»., 2005.

2. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. (Учебное пособие для аспирантов). Ростов н/Д: «Феникс»., 2005.

3. Лебедев С. А. Основы философии науки: Учебное пособие. М., 2005.

Лешкевич Т. Г. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005.

4. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Изд. АСТ, 2001.

5. Микешина Л. А. Философия науки: современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: Учебное пособие. М., 2005.

6. Соломатин В. А. История науки: Учебник. М., 2003.

7. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2006.

8. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. М., 2005.


б) дополнительная

1. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

2. Вернадский В.Н. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. – М.: Наука, 1978.

3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.). – М., 1987.

4. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

5. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. – М., 1990.

6. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. – М., 1988.

7. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. – М., 1989.

8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.

9. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. – М., 1987.

8. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995.

10. Наука в культуре. – М., 1998.

11. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М.: Мир, 1986.

12. Принципы историографии естествознания. XX век / Отв. Ред. И.С. Тимофеев. М., 2001.

13. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. – СПб., 1999.

14. Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов. М., 2000.

15. Синергетическая парадигма: нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002.

16. Синергетическая парадигма: человек и общество в условиях нестабильности. М., 2003.

17. Синергетическая парадигма: когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М., 2004.

18. Системный подход в современной науке. М., 2004.

19. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 2004.

20. Современная философия науки. Хрестоматия / Составитель А.А. Печенкин. – М., 1996.

21. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.

22. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М.: Прогресс, 1986.



23. Хюбнер К. Истина мифа. – М., 1996.




Семьи, в которых муж получает зарплату раз в неделю, ссорятся чаще, чем семьи, в которых муж получает зарплату раз в месяц. «Пшекруй»
ещё >>