Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки» Научная специальность - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия... 1 368.41kb.
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия... 3 434.53kb.
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия... 1 210.37kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 300.19kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 4 763.81kb.
Программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки. 1 96.87kb.
Программа кандидатского экзамена Научная специальность 1 201.38kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 208.59kb.
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» 1 159.6kb.
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» 1 159.44kb.
Программа кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки"... 1 348.07kb.
Экзаменационные вопросы по Истории философии и науки Субъект и объект... 1 19.24kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки» Научная - страница №1/1





КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН







УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

_______________ Ю.С. Руденко

«____» ___________ 2011 г.



ПРОГРАММА

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»


Научная специальность

05.13.10 – Управление в социальных и экономических системах

по отрасли:



Технические науки

Москва – 2011

Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» (Общие проблемы философии науки. Философия технических наук. История информатики).


Музяков С.И. Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки. (Общие проблемы философии науки. Философия технических наук. История информатики) для аспирантов и соискателей по направлению подготовки 05.13.10«Управление в социальных и экономических системах».– М., МУ им. С.Ю. Витте. 2011. – 25 с.

Настоящая программа представляет собой базовую часть кандидатского экзамена по общим проблемам философии науки, по философии технических наук, знание которых необходимо для каждого соискателя ученой степени кандидата технических наук. Предложена примерная тематика рефератов по истории информатики. Эта программа максимально приближена к стандарту Программы кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ в 2007 году.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….4

1. Рекомендации по подготовке к сдаче и проведению кандидатского экзамена......5

2. Общая трудоемкость………………………….......…….…………………………….6

3. Содержание модулей кандидатского экзамена……………………………………..6

4. Оценочные средства для кандидатского экзамена……………………………..…12

4.1.Вопросы к экзамену……………………………………………………..…………12

4.2.Темы рефератов по «Истории информатики»…………………………………14

4.3. Рекомендации аспирантам по оформлению реферата……………………….15

5. Рекомендуемая литература…………………………………………………………16

5.1. Основная…………………………..................................................................16

5.2. Дополнительная…………………………………………………………………17

5.3. Интернет ресурсы.........................................................................................19

Приложение 1………………………………………………………………….……….20



Введение

Предлагаемая программа подготовлена согласно приказу Министерства образования и науки РФ № 269 от 03 октября 2007 года «Об утверждении программ кандидатских экзаменов», инструктивному письму Минобрнауки России № АС-729/03 от 6 июля 2005 года «О вопросах, связанных с кандидатским экзаменом по истории и философии науки» и приказу Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2009 г. № 59, утверждающего паспорт специальности 05.13.10«Управление в социальных и экономических системах».

Содержание программы включает следующие три взаимосвязанных компонента (эта структура программы воспроизводит структуру стандарта по предмету). Первый компонент – это модуль «Общие проблемы философии науки». В содержании модуля рассматриваются общие философские вопросы науки: понятие науки, критерии научности, структура научного знания, его уровни, типы и виды; а также общая методология научного познания, функционирование науки как особого социального института, нормативная база регуляции научной деятельности, взаимодействие науки и общества и др.

Второй компонент – это модуль «Философия технических наук». Философия как теоретическая рефлексия культуры составляет методологическую основу любой науки, в том числе технических наук. Поэтому процесс становления специальных наук, безусловно, связан с общественно значимыми историческими формами культуры, обуславливающими специфические для своего времени категориальные уровни теоретического мышления, а также ценностные ориентации научной и иной деятельности человека. Особенно явно эта взаимосвязь философии и науки проявляется в современной ситуации, когда наука стала производительной силой и определяет направление развития техники. В связи с этим в науке и в обществе возникают проблемы ценностного, этического, гуманитарного, экологического порядка. Главной задачей этого раздела является стремление ввести аспиранта в сферу наиболее актуальных проблем современных технических наук, имеющих общемировоззренческое и общекультурное значение.

Третий компонент представленной программы – это история информатики, по которой специализируются аспиранты данного направления подготовки. Более подробное изучение конкретных исторических ситуаций в развитии информационных технологий и систем предлагается аспирантам осуществить при подготовке научных рефератов. В работе над самостоятельно выбранной и близкой к своим научным интересам темой реферата аспирант использует свои профессиональные знания, а также понятия и методологические принципы, усвоенные им в процессе изучения курса «История и философии науки».


  1. Рекомендации по подготовке к сдаче и проведению

кандидатского экзамена

В целях обеспечения качества подготовки и проведения экзамена по дисциплине «История и философия науки» предлагаются учесть следующие рекомендации:

1. Первые два компонента аспиранты осваивают в рамках изучения дисциплины «История и философия науки» во время плановых занятий в аудитории и самостоятельной работы.

2. Третий компонент программы – историю соответствующей отрасли науки аспирант изучает самостоятельно и предоставляет реферат по выбранной теме. Конкретная тема реферата выбирается самим аспирантом и утверждается его научным руководителем.

3. Проверку подготовленного реферата проводит научный руководитель, который осуществляет первичную экспертизу и удостоверяет его короткой рецензией, с выставлением оценки по системе "зачтено - не зачтено".Только после этого реферат сдается на кафедру гуманитарных и социальных дисциплин или в отдел аспирантуры. При положительной оценке аспирант (соискатель) допускается к сдаче экзамена по философии науки и по философским (методологическим) проблемам соответствующей отрасли науки.

Для проведения кандидатского экзамена назначается комиссия, состав которой утверждается приказом ректора. На экзамене можно пользоваться данной программой и рабочей программой дисциплины «История и философия науки». Сдача экзамена проводится в устной форме. На подготовку по экзаменационному билету дается 40 минут. В экзаменационном билете 2 вопроса: по первым двум компонентам содержания дисциплины. Третий компонент – история соответствующей области науки раскрывается в реферате. Список вопросов к экзамену и темы рефератов указаны в программе.

Ответ аспиранта (соискателя) оценивается по 5-балльной шкале и утверждается председателем комиссии. В случае успешной сдачи кандидатского экзамена выдается удостоверение о сдаче экзамена, в котором согласно Номенклатуре специальностей научных работников указывается наименование отрасли науки, по которой проходила подготовка и сдача экзамена.


  1. Общая трудоемкость

Общая трудоемкость при подготовке к экзамену с учетом подготовки реферата составляет 1 зачетную единицу, или 36 часов.

№ п/п

Разделы (темы) дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Л

Пр.з.

К

С.р.

Л.р.

К.р.

Пр.

Курсраб.

1.

Подготовка реферата

-

-

-

36

-

-

-

-




ИТОГО:

-

-

-

36

-

-

-

-



  1. Содержание модулей кандидатского экзамена

Модуль I. Общие проблемы философии науки

Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

Тема 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек – творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.



Тема 3. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.

Тема 4. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.



Тема 5. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания, Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

Тема 6. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

Тема 7. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров, Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.



Модуль II. Философия технических наук

Тема 1. Предмет и проблематика философии техники

«Техника»: истоки и эволюция понятия, современная трактовка. Определение техники. Широкая и узкая трактовка техники. Объектная и предметная область философии техники. Методология и антропология техники. Методы исследования в технических науках. П.К. Энгельмейер о задачах философии техники. Природа технического знания. Технические науки и прикладное естествознание. Техника и искусство.

Тема 2. Философия техники в исторической ретроспективе

Техника, техническое знание и техническое действие в Древнем мире. Техника как необходимая принадлежность культа. Понятие «технэ» в Античности как техники, технического знания и искусства. Соотношение техники и теории в Средневековье через моральный аспект. Инженеры, художники и математики эпохи Возрождения – основные конструкторы картины мира. Дисциплинарная организация науки и техники в Новое время. Вопрос о технике в работах Т. Гоббса, Р. Декарт, Ламетри («Человек-машина»).



Тема 3. Развитие философии техники в работах немецких мыслителей ХХ в.

«Основания философии техники» (1877) Эрнста Каппа как первая современная работа по философии техники. Вопрос о технике и критика современности в Германии между Первой и Второй мировыми войнами. Критика «механизации духа» в публицистике Вальтера Ратенау. Техника и оценка ее политической роли в «новом национализме» Веймарской республики. Философия техники Освальда Шпенглера: «Закат Европы», «Человек и техника», «Первовопросы». Философия техники Эрнста Юнгера: «Рабочий», «Стена времени», «Ножницы», «Прогнозы на 21-й век». Философия техники Фридриха Георга Юнгера: «Совершенство техники». Влияние консервативной философии техники на современные концепции «Зеленых» в Германии. Антропологический подход к технике в рамках философской антропологии Х. Плесснера и А. Гелена.



Тема 4. Вопросы философии техники в отечественной истории

Особенности эволюции техники в Древней Руси. Революционные преобразования техники и науки при Петре I. Русские мыслители о социальных последствиях технического развития. Технический Апокалипсис. Николай Бердяев: техническая контрреволюция. Борис Вышеславцев: техника власти и власть техники. Будущее России: от утопии к антиутопии. К. Циолковский, П. Чижевский о значении технических знаний в науке.



5. Новые горизонты технократии

Техника: от механизма к технологии. Генезис «технократической концепции» и ее влияние на кризисное сознание ХХ в. Технократия как власть инженеров. Т. Веблен «Инженеры и система ценностей» (1921). Дж. Бернхейм и работа «Революция менеджеров» (1941). Идея «власти специалистов». Движение технократии. У. Ростоу, Д. Белл и концепция «общества всеобщего благоденствия». Критика «технократической концепции» в западной философии. Технофобия. Технократическая концепция и продолжение традиций социальной утопии в ХХ веке. Человек как объект конструирования. «1984» (1949) Дж. Оруэлла.



Тема 6. Техника в контексте глобальных проблем

Переоценка технического прогресса. Угроза существованию человечества. Римский клуб: у истоков возникновения. Концепция клуба. Анализ глобальной проблематики в проектах Римского клуба (1970-1980 годы). Этапы развития тематики исследований Римского клуба: «шоковая терапия», которой послужили два первых доклада, развенчавшие технократические иллюзии и продемонстрировавшие порочность безудержного количественного прогресса; «политический подход», отмеченный докладами «Пересмотр международного порядка» и «Микроэлектроника и общество»; переход от преимущественно количественного анализа глобальных проблем к качественному анализу человеческого бытия, системы целей и ценностей.



Тема 7. Гуманитарная составляющая современной философии техники

Гуманитарная составляющая современной философии техники и ее представители: Люис Мамфорд, Хосе Ортега-и-Гассет, Мартин Хайдеггер, Жак Эллюль. Льюис Мамфорд: техника и развитие человечества. «Миф машины» («The Myth of the Machine», в 2-х томах, 1969 и 1970). Концепция мегамашины. Хосе Ортега-и-Гассет: мировосприятие человека и техническая реальность. «Рассуждение о технике» (1935). Техника как социальный феномен. Мартин Хайдеггер и «Вопрос о технике» (1954). Жак Эллюль «Другая революция», «Техника» (1954). Социальные последствия технологической экспансии и их оценка в философской и социологической литературе



Тема 8. Техника и технологии в современных социальных системах

Социальные функции техники. Тенденции использования современной техники в социальных системах. Определение технологии. Виды технологий. Научная и теоретическая технология. Метаморфозы технологии. Математика как универсальный метод проектирования технологического процесса. Информационные технологии в современных социальных системах. Непосредственная связь изготовителя и потребителя.



Тема 9. Техника и экономика

Производительные силы и производственные отношения в современном производстве. Труд как движущая сила общественного прогресса. Место и роль техники в экономике. Разделение труда в производственном процессе и роль техники в нем. Диалектика взаимосвязи технологии и техники. Технология как совокупность юридических норм, государственного регулирования, состояния общественного сознания, культуры и идеологии. Понятие экономической культуры.


Модуль III. История информатики

(изучается аспирантами самостоятельно)

В рамках данного модуля рассматривается история научной специальности, а именно: историко-теоретические проблемы становления, развития, эволюции и состояния теоретических знаний по проблемам информатики в отдельные периоды исторического развития и на современном этапе.



4. Оценочные средства для кандидатского экзамена

4.1 Вопросы к экзамену

  1. Наука в системе культуры. Сциентизм и антисциентизм.

  2. Предмет, структура и функции философии науки

  3. Эволюция подходов к анализу науки: логико-эпистемологический подход и позитивистская традиция

  4. Критический рационализм и принцип фальсификации К. Поппера

  5. Концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса

  6. Концепция научных парадигм и революций Т. Куна

  7. «Эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда

  8. Концепция личностного и неявного знания М. Полани

  9. Характеристика социологического и культурологического подходов к исследованию науки

  10. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности

  11. Типы культурно-исторического развития и ценности научной рациональности

  12. Характеристика особенностей научного познания и его критерии

  13. Функции науки в жизни общества и ее роль в образовании и воспитании личности исследователя

  14. Возникновение науки: преднаука и собственно наука. Стратегии порождения нового знания

  15. Античнаяфилософия и становление первых форм теоретической науки

  16. Особенности западной и восточной средневековой науки

  17. Становление опытной науки в новоевропейской культуре (эпоха Возрождения, век научной революции, эпоха Просвещения)

  18. Формирование науки как профессиональной деятельности. Становление социально-гуманитарных и технических наук

  19. Научное знание: структура и методы эмпирического и теоретического познания

  20. Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования

  21. Научная картина мира, ее исторические формы и функции

  22. Основные методы научного исследования; вопросы их классификации

  23. Становление развитой научной теории. Место и роль проблемных ситуаций в развитии науки

  24. Традиция в науке и проблемы возникновения нового знания. Понятие и функции научной революции

  25. Глобальные научные революции и типы научной рациональности

  26. Методологический арсенал науки. Классификация методов научного познания

  27. Идеалы естественно-научного и социально-гуманитарного познания

  28. Этос науки и актуальные этические проблемы науки конца XX-начала XXI столетий

  29. Экологическая этика и ее философские основания (русский космизм, учение В.И. Вернадского, идеи экоэтики в современной западной философии)

  30. Место и роль постнеклассической науки в осмыслении и преодолении глобальных кризисов современных цивилизаций

  31. Наука как социальный институт в цивилизациях XXI в.: основные положения теории и новые актуальные проблемы

  32. Становление и особенности социально-гуманитарного знания. Социокультурная обусловленность социально-гуманитарного знания

  33. Предмет социально-гуманитарного познания и его специфика

  34. Субъект социально-гуманитарного познания, его социальная природа

  35. Роль доказательства в науке, его способы и виды

  36. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

  37. Социально-гуманитарное знание о пространстве и времени

  38. Социально-гуманитарное знание о сущности жизни

  39. Научные традиции пространственно-временного измерения социальных процессов и событий

  40. Техногенная цивилизация и дегуманизация общества

  41. Границы познаваемости мира: истинность и рациональность с социально-гуманитарном познании

  42. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках

  43. Знание, вера и сомнение в социально-гуманитарном исследовании

  44. Творчество в научном исследовании. Природа интуиции и её роль в научном познании

  45. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

  46. Дисциплинарная структура социально-гуманитарных наук

  47. Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

  48. Социальная философия и ее методологическое значение для общественных наук

  49. Философия и методология отрасли науки

  50. Научная проблема: сущность, способы постановки.

  51. Информатика как наука

  52. Процессор и вехи его развития

  53. BIOS и его роль в ПЭВМ

  54. Этапы развития «винчестера»

  55. Развитие языков программирования

  56. Математические основы информатики

  57. Сети и их архитектура

  58. Адресация в Интернете

  59. FAT и его разновидности

  60. NTFS и его разновидности

  61. Классификация сетей

  62. Средневековый инструментарий для облегчения счета

  63. Римские цифры и счет на основе их

  64. Вклад арабов в счет

  65. Женщины и программирование

  66. Применение счётных машин до 1914 года

  67. Двоичная математика

  68. Античное механическое вычислительное устройство

  69. Арифмометр Однера

  70. Слово «алгоритм»: происхождение и развитие

  71. Сложность и борьба с ней

  72. методология повторного использования

  73. Надёжность программных средств

  74. Демон — программная единица

  75. Достижение баланса между дуальными концепциями

  76. Не формализуемое понятие

  77. Нормативное моделирование

  78. Моделирование

  79. Параллелизм

  80. Архитектура компьютера. Вычислимость и вычисления

4.2. Темы рефератов по «Истории информатики»

  1. Древний счет

  2. 2.Счётная машина Паскаля

  3. 3.Блез Паскаль и язык программирования

  4. Ручные вычислительные устройства раннего периода

  5. Абак (abakus)

  6. Первый в мире программист

  7. Непозиционные системы счисления

  8. Первая механическая цифровая вычислительная машина

  9. Первый, кто описал современную двоичную систему счисления

  10. Программируемая механическая вычислительная машина

  11. Логарифмическая линейка

  12. Вильгельм Шикард и его машина

13.Перфокарта

14.Механические вычислительные устройства

15.Первая в мире ЭВМ с хранимой программой

16.История компьютерной мыши

17.История компьютерных вирусов

18.История лазерных дисков

19.История дискет

20.Станок Жаккарда

21.Холлерит и его предшественники

22.Бэббидж и его Аналитическая машина

23.История IBM

24.Обработка текста

25.История принтера

26.Асинхронные процессоры

27.Плоттеры

28.Американский стандартный код обмена информацией

29.Узелковые носители информации

30.Параллельные и последовательные порты



4.3. Рекомендации аспирантам по оформлению реферата

Выбор темы реферата осуществляется аспирантом, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем. Выполнение письменной работы осуществляется аспирантом под руководством научного руководителя. Для подготовки реферата следует использовать материалы научно-методических конференций и круглых столов, которые в последнее время обычно публикуются в Интернете на сайтах высших учебных заведений, российских образовательных порталах1.

По составу и содержанию контрольная работа (реферат) должна включать: титульный лист2 с указанием названия университета и факультета, кафедры и дисциплины, вида работы и названия темы, учебной группы и фамилии с инициалами студента, а также места (города) и года написания; лист с оглавлением (планом) работы; введение; основную часть; заключение; список литературы; приложения (при необходимости).

По структуре, оформлению и объему контрольная работа должна отвечать следующим требованиям:

во введении (1-2 стр.) – обосновать актуальность темы, сформировать цель работы и пути ее достижения, коротко осветить состояние научной разработки проблемы;

в основной части (25-30 стр.) – раскрыть содержание рассматриваемой темы (по отдельным вопросам (разделам, главам или параграфам)). При этом рассуждения автора должны подкрепляться конкретными фактами, цифрами, документами (на каждый из них должны быть сделаны соответствующие сноски). Важно вычленять факторы, особенности, направления, характерные черты, содержание исследуемого процесса. Каждый вопрос (раздел, глава или параграф) должны заканчиваться выводом (логическим итогом рассуждений, умозаключением);



в заключении (1-2 стр.) – обязательно сформулировать общие выводы по рассматриваемой теме (проблеме) и собственный взгляд на решение данной проблемы (на позиции авторов используемой литературы, источников информации и т.д.).

в списке литературы – дать библиографическое описание литературы (перечислить использованные источники, в т.ч. адреса Internet. Список литературы должен содержать не менее 20 источников (монографии и научные статьи). Обязательно должны быть включены все произведения, из которых приведены цитаты. Все литературные источники располагаются в алфавитном порядке. В случае использования работ одного автора следует помещать их в хронологической последовательности издания;



оформление реферата должно быть выполнено машинописным способом в соответствии со следующими требованиями: печатный шрифт – Times New Roman, кегль (размер) 14; листы бумаги – формата А4, все страницы должны быть пронумерованы, с размером полей по 2 см; междустрочный интервал – полуторный; абзац – с отступом первой строки 1,25 см; текст – должен быть выровнен по ширине и структурирован по главам (разделам, параграфам), сопровождаться ссылками на источники при использовании прямых («закавыченных») цитат и фрагментов опубликованных текстов, т.е. на такое использование источников должно быть явным образом указано в сносках или затекстовом списке литературы в соответствии с требованиями ГОСТа3.

Объем реферата, в целом, должен составлять 30–35 страниц машинописного текста.

5. Рекомендуемая литература



5.1 Основная

  1. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. –М.: Гардарики, 2006. – 384 с.

  2. Философия науки: Общий курс /Под ред. С.А. Лебедева. М., 2009.

  3. Философия и история науки. Учебное пособие для семинарскихзанятий в технических университетах /Московский государственный институт электроники и математики. М., 2010. – 305с.

  4. Царегородцев Г.И., Шингаров Г.X., Губанов Н.И.История и философия науки: Учебник. М.: 2008. –325 с.

  5. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для

аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс,2006. – 352 с.

  1. В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М., 2004.

  2. Информатика. Н. В. Макарова, В. Б. Волков Питер 2011

  3. Информатика: учебник Соболь Б.В., Галин А.Б., Панов Ю.В. и др. Феникс 2007.

5.2 Дополнительная

  1. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

  2. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.,2000.

  3. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.

  4. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания, в котором исследованы главные причины заблуждений и затруднений в науках, а также основания скептицизма, атеизма и безверия //Беркли Дж. Соч. М., 1978. С.152-247.

  5. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М., 1998.

  6. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  7. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.

  8. Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.

  9. Визгин В.П. Эпистемология Гастона Башляра и история науки. М., 1996.

  10. Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М., 2004.

  11. Вышеславцев Б.П.Кризис индустриальной культуры. Избранные сочинения / Б.П.Вышеславцев. М.: Астрель, 2006. 1037,[3] c/ (Социальная мысль России)

  12. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики: пер. с нем. /Общ.ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М., 1988.

  13. Гайденко П.П. Понятие времени в античной и раннесредневековой философии //Историко-философский ежегодник. М., 2000.

  14. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

  15. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

  16. Грэхэм Л. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: пер. с англ. М., 1991.

  17. Губин В.Б. О методологии лженауки. М., 2004.

  18. Дугин А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. М., 2002.

  19. Жизнь как ценность. М., 2000.

  20. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

  21. Илларионов С.В. Проблемы ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб., 1999.

  22. Исторические типы рациональности Т. 2. /Отв. ред. П.П. Гайденко. М., 1996.

  23. Исторические типы рациональности /Отв. ред. В.А. Лекторский. Т. 1. М., 1995.

  24. История методологии социального познания. Конец XIX-XX в. М., 2001.

  25. Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания. М., 1980.

  26. Канке В.А. Формы времени. Изд. 2-е, доп. М., 2002.

  27. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. 2-е изд. М., 2001.

  28. Капра Ф. Дао физики. Киев, 2000.

  29. Капра Ф. Паутина жизни. Киев, 2002.

  30. Капра Ф. Скрытые связи /Пер. с англ. М., 2004.

  31. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. /Т. Кун; Сост. В.Ю. Кузнецов. М., 2003.

  32. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

  33. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

  34. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

  35. Лакатос И. Методология исследовательских программ: Пер. с англ. /И. Лакатос. М., 2003.

  36. Лесков Л.В. Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества /Л.В. Лесков. М., 2003.

  37. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

  38. Мамчур Е.А. Объективность науки и релятивизм: (К дискуссии в современной эпистемологии). М., 2004.

  39. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества.М.: Логос, 2001.

  40. Методология науки: новые понятия и нерешенные проблемы. М., 2004.

  41. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

  42. Микешина Л.А. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005.

  43. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

  44. Наука в культуре. М., 1998.

  45. Окунев Я. Грядущий мир:19232123. Утопический роман. Петроград: Прибой, 1923.

  46. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  47. Пригожин Я., Стейгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

  48. Розов Н.С. Философия и теория науки. М., 2002.

  49. Социокультурный контекст науки. М., 1998.

  50. Утопия и антиутопия XX века. Г.Уэллс «Спящий пробуждается», О.Хаксли«О дивный новый мир», «Обезьяна и сущность», Э. М. Форстер  «Машина останавливается». Москва, издательство «Прогресс», 1990.

  51. Фейерабенд Я. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  52. Философия /Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

  53. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с немецкого. М.: Республика, 1993. 447 с.

  54. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

  55. Чаянов А.В.Крестьянское хозяйство. Избранные труды. М., 1989.

  56. Шишков И.З. В поисках новой рациональности: философия критического разума. М., 2003.

  57. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе; Пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина; Сост., предисл. В.Ю. Кузнецова. М: ООО "Издательство ACT", 2002. 526, [2] с.- (Philosophy).

5.3 Интернет ресурсы:

  1. http://www.biografguru.ru (биография великих людей)

  2. http://jollity.narod.ru (Великие люди - жизнеописание и биография писателей, актеров, биографии великих людей)

Приложение 1

Факультет Управления.

Кафедра «Математики и информатики»
РЕФЕРАТ
История информатики.

Тема:_________________________________________



(тема работы (реферата))

_________________________________________________________________________________________

___________________________________________

Выполнил: аспирант(ка) Качуренко В.Д.

Проверил: к. ф.- м. н.МелкумянБ.В.

Москва 2011 г.




1 См.: ссылки в рекомендованных списках Интернет-ресурсов.

2 См.: Вариант оформления титульного листа реферата представлен в Приложении.

3 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: ГОСТ Р 7.0.5-2008. URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511





Не путайте: актеры гибнут от недохваленности, настоящие люди — от недолюбленности. Фридрих Ницше
ещё >>