страница 1 |
|
Похожие работы
|
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского. - страница №1/1
![]()
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского. III класс. Тема года «Искусство вокруг нас». IV четверть. Тема четверти «Художник и музей».
- создать условия для возникновения потребности в общении с искусством и художественном творчестве, формировать начальные представления о жанрах изобразительного искусства, развивать способность воспринимать, описывать и эмоционально оценивать произведения художников – портретистов. метапредметные - формировать осознанное стремление к освоению новых знаний, умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов, формировать умение творческого видения произведений искусства с позиций художника, умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения, допускать возможность существования различных точек зрения, формировать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы, формировать уважительное отношение к культурно – исторической, духовной, социальной жизни родного края. Оборудование урока: - для учителя: мультимедийная презентация к уроку; выставка работ учащихся; учебник для 3 класса Н.А. Горяева « Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас», Н.М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов», бумага, гуашь (пастель), План урока:
Развёрнутый план-конспект урока.
Учитель: - Что объединяет архитектурные сооружения, представленные на слайде? Саша: - Это музеи. Дети: - Это здания Эрмитажа... Дети: - Здание Третьяковской галереи в Москве. Дети: - Русского музея... Дети: - И народной картинной галереи станицы Привольной Каневского района! Учитель: - У кого какие еще мнения? Катя: Саша, я соглашусь с тобой, но дополню: - Это художественные музеи! В залах художественных музеев хранятся картины, рисунки, скульптура... Учитель: - Верно! Вот и сегодня продолжается полюбившееся путешествие по залам музея. Нас ждут новые встречи и новые впечатления, связанные с полотнами народной картинной галереи станицы Привольной
Учитель: - Рассмотрите внимательно картины. Это картины - пейзажи? Почему? Дети: - Нет! Дети: - Нет - нет! Пейзаж - это изображение природы: сады, поля, заросший камышом берег реки... (Дети указывают на оформленную в классе выставку работ учащихся по теме "Картина - пейзаж"). Дети: - Мы же видим на картинах человека... Людей! Дети: - Разных людей. Дети: - На картинах изображены мальчики и девочки. Мужчины и женщины. Дедушки и бабушки. Возраст разный и пол. Дети: - Разный рост. Высокие и низкие. Дети: - Одежда у них разная! По - моему, они жили в разные исторические времена... Дети: - Я вижу, что и характеры у них разные. Дети: - Настроение разное и профессия! Учитель: - Вот поэтому человек, его настроение, чувства, мысли всегда были интересны художнику, и во все времена ему так хотелось изображать людей.
Учитель: - Кто сможет предположить, какова тема урока? Дети: - Человек! Витя: - Портрет! Лиза: - Интересная мысль, Витя, но я дополню: тема урока картина - портрет. Учитель: - Молодцы!
(По просьбе учителя дети открывают словарь и знакомятся с термином «портрет»). Дети - Портрет – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Портрет – это, прежде всего, лицо, изображённое художником так, как художник его видит. Портрет графини Ольги Орловой. Портрет императора Николая II. ![]() ![]() ![]() ![]() Портрет В. Мамонтовой. Портрет М. Я. Симонович. Девочка с персиками. Девушка, освещенная солнцем.
Мальчик только что проснулся и встал с постели. Как художник передал нам эту информацию? Дети - … Учитель - Одет малыш в костюмчик? Его волосы тщательно расчесаны? Дети - Нет. На нем ночная рубашечка. И волосы его спутались! Учитель - Посмотрите, у него розовые щёчки после сна, огромные блестящие глазки. И не только потому, что утро такое солнечное. Очень много интересного вокруг! Учитель - Ребята! Как вы думаете, чем будет заниматься Мика в течение дня? Что он любит делать? Какой у него характер? Дети – Мика любит бегать, прыгать, играть в прятки. Ещё он любит кататься на качелях! И на велосипеде! Любит строить город из песка. Кушать конфеты! У него, наверное, есть щенок и котёнок. Он с ними играет! Мика весёлый, звонкоголосый, любознательный, забавный.
Автопортрет. И.Е. Репин. Портрет П.М. Третьякова. ![]() ![]() Учитель – А это – великий русский художник Илья Ефимович Репин, автор уже известного вам портрета Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи. Довольно часто художники рисуют себя – это изображение называется – автопортрет. Художнику удалось передать свой собственный характер, свою духовную жизнь, пытливое, внимательное отношение к окружающему миру… ![]() Особенно красочно - задушевны у И. Репина образы родных художника. (На экране портрет дочери художника Веры Репиной «Стрекоза»).
Как высоко взобралась! Художник изобразил девочку на фоне неба. Не случайно! Мы видим девочку, которая весело покачивая ножками, сидит на высокой перекладине штакетника. Она напоминает стрекозу, которая сидит на цветке и помахивает прозрачными крылышками.
(На экране портрет «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи (около 1485 г.)) ![]() Дети – Да! Эта девушка, жившая несколько веков назад, все также молода и красива! Здорово! Учитель - Всегда интересно смотреть, как выглядели люди разных времён! Не менее интересно смотреть портреты современников! В народной картинной галерее станицы Привольной особое место занимают портреты механизаторов, птичниц, доярок, агрономов - наших прославленных земляков - тружеников. (На экране - портреты народной картинной галереи станицы Привольной. Учитель обращает внимание детей на портрет птичницы Александры Ильиничны Кононец художника Крысина Виктора Михайловича). Учитель: - Рассмотрите картину - портрет. Что хотел рассказать художник о нашей землячке? Давайте вспомним, как художник выражает свое отношение к герою полотна? Какие детали особенно ярко передают настроение, характер изображенного человека? (Дети обычно быстро называют внешние способы характеристики человека: костюм, позу, прическу, окружающие предметы. Обращаю внимание детей на такие детали, как руки, выражение глаз, уголки губ). Учитель: - Для того чтобы еще лучше понять картину, несомненно, нужно познакомиться с ее автором. Давайте на минутку представим, что Виктор Михайлович Крысин у нас в гостях и зададим ему такие вопросы, которые помогут нам понять особенности его творчества. И, конечно, как всегда, обсудим наше умение вести диалог. (Вопросы дети задают самые разные, порой неожиданные). Дети: - Виктор Михайлович, где Вы живете? Дети: - У Вас есть внуки? Дети: - Скажите, пожалуйста, почему Вы захотели написать портрет именно этой труженицы? Дети: - А какие картины Вы ещё написали? Дети: - За какой срок был написан портрет? Дети: - Скажите, а самой героине портрет понравился? Дети: - Виктор Михайлович, а почему птичницу Вы написали не за работой? Учитель: - Спасибо, ребята! Сколько разных вопросов! А какие из них, на ваш взгляд, наиболее интересны, помогают понять творчество художника? Какие вежливы? Тактичны? (Дети обычно правильно выделяют вопросы). А сейчас мы разделимся на творческие группы и постараемся, как настоящие экскурсоводы, рассказать о портрете, исполненном по заказу колхоза специально для галереи. ( На столах «экскурсоводов» карточки с опорной лексикой. Художник, живописец, портретист. Изобразил, написал, отразил. Полотно, холст, картина, портрет. Руки: большие, работящие, ласковые, неловкие, крепкие, грубые, нежные, сильные, корявые, бледные, родные, загорелые, щедрые, уставшие, быстрые, сухощавые, слабые, умелые, натруженные и т.д.). Группы намечают построение текста. Класс слушает «экскурсоводов». Учитель: - Спасибо. Что же самое важное художник хотел сказать нам, зрителям? Саша: - Я думаю, что птичницей работать нелегко, что птичница хорошая труженица. Лиза: - Я соглашусь с Сашей. Надо очень рано приходить на работу. С восходом солнца птицы начинают кричать, хлопать крыльями, требуя еду и внимание. За день их надо кормить и поить не один раз. Аня: - У Александры Ильиничны внимательный, спокойный взгляд, загоревшее и обветренное лицо... Учитель: Что вы можете сказать о позе птичницы? Саша: - Твердо стоит она посреди птичьего двора. Соня: - По-хозяйски! Лена: - Уверенно стоит! Света: - У нее стать, которая бывает только у казачки! Она сильный человек. Учитель: - Точно подмечено. Молодцы! Ребята, фон портрета это огромный птичий двор, залитый солнцем, переполненный шумными утками, тянущийся до маленького лоскутка реки на горизонте. С какой целью художник выбрал этот вариант фона? Света: - Я думаю художник, таким образом, рассказал о профессии своей героини. Показал ее рабочее место. Таня: - Света, я с тобой не согласна. Моя бабушка называет наших 6 уточек "беспокойным хозяйством". У Александры Ильиничны, как рассказал нам фон картины, их в сотни раз больше, а значит много и работы. Об этом рассказал художник. Учитель: - Ваши мнения? Саша: - Я соглашусь с обеими девочками... Учитель: - Хорошо! Катя: - Птичница одета в выгоревшее платье, передник, косынка на голове укрывает от палящего солнца - приходится работать и в жару и в холод. Лиза: - У неё натруженные сильные руки. Аня: - Лиза, ты очень точно сказала, но дополню: руки работящие и щедрые. Думаю, они кормят не только птиц, но и выпекают вкуснейшие пироги, щедро одаряя ими родных и близких. Учитель: - Молодцы, ребята! Не безмолвен для вас портрет. Вы чуткие и внимательные зрители. Диалог художника со зрителем состоялся.
Практическая работа учащихся. Учитель – Ребята, а вам хотелось бы написать портрет? Подумайте, чей это будет портрет? Пусть в нём раскроется характер интересного для вас человека – друга, подруги, брата, сестры, тренера, учителя, а может быть папы, мамы, бабушки, дедушки. Найдите то, чем каждый из них отличается от других людей, чем близок и дорог вам. Это и будет главным в портрете (короткий ёжик волос, коса, чёлка, белёсые или чёрные брови, улыбка, прищур глаз, рыжие волосы и веснушки, синяк под глазом…). Дорисуйте одежду, подумайте, какие предметы могут оказаться рядом с героем портрета. Портрет можно писать гуашью или пастелью. Не забудьте, что фон портрета тоже часть картины. Учитель оказывает практическую помощь детям. Учащимся можно предложить выполнить портреты героев детских стихотворений. Например, иллюстрацию к стихотворению кубанского поэта В.Д. Нестеренко «Пшеничный цвет». Пшеничного цвета У брата усы. Узнал я, что это Не ради красы. И волосы тоже Пшеничного цвета. Наверно, есть тайна Какая - то в этом. Пшеничного цвета У брата ресницы – Ну что с моим братом Могло приключиться? А брат улыбнулся И гордо сказал: -Я летом пшеницу В полях убирал.
Уборка рабочих мест. |
ещё >> |