Программа формирования универсальных учебных действий - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа начального общего образования 35 7109.19kb.
Задачу современной системы образования: формирование совокупности... 1 152.6kb.
Формирование личностных универсальных учебных действий 1 43.19kb.
Программа формирования универсальных учебных действий 8 1524.6kb.
Теория решения изобретательских задач (триз) как средство реализации... 1 102.9kb.
Юго-восточное окружное управление образования научно-методический... 10 2091.36kb.
Сборник материалов 8 1696.31kb.
Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных... 1 122.54kb.
Об опыте разработки проектных задач как средства формирования и оценивания... 1 72.11kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 54 9994.19kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 29 4159.3kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 25 4978.01kb.
Кононов И. Ф. доктор социологических наук, профессор, заведующий... 1 220.16kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа формирования универсальных учебных действий - страница №1/3

Программа формирования универсальных учебных действий

обучающихся на ступени начального общего образования
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Задачи программы:

1.Установить ценностные ориентиры начального образования;

2.Определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

3.Выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.


Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующих раздел Фундаментального ядра содержания.

Теоретико-методологической основой разработки программы является культурно-исторический деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся.


Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

  1. Описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования.

  2. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

  3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК "Перспективная начальная школа", "Планета Знаний", "Система Л.В Занкова"; внеурочной деятельностью обучающихся.

  4. Критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий.

  5. Планируемые результаты сформированности УУД.

  6. Описание преемственности программы по ступеням общего образовании.

  7. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК "Перспективная начальная школа", "Планета Знаний", "Система Л.В Занкова".

Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов. Представим разделы программы в соответствии с УМК "Перспективная начальная школа", "Планета Знаний", "Система Л.В Занкова".




  1. Описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования.

ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- отказ от деления на «своих» и «чужих»;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

- доброжелательность, доверие и внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие

этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

В концепции УМК "Перспективная начальная школа", "Планета Знаний", "Система Л.В Занкова" ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

Это человек:



  • Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

  • Владеющий основами умения учиться.

  • Любящий родной край и свою страну.

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.

  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.




  1. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

В ФГОС начального общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:

  1. Личностные универсальные учебные действия действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.



  1. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросы: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.



  1. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, постановку и решение проблемы, знаково-символические действия ( в том числе моделирование, преобразование модели).

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково -_символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.



Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:


  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов,

  • разрешение конфликтов, управление поведением партнёра,

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

  • владение монологической и диалогической формами речи.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения по УМК

"Перспективная начальная школа", "Планета Знаний", "Система Л.В Занкова".


УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

результат


Личностные:
-самоопределение
-смыслообра-зование
-нравственно-

этическая ориентация




Ценить и принимать ценности

«добро», «терпение»,

«родина»,«природа», «семья».


Ценить и принимать ценности «мир» «настоящий друг».


Ценить и принимать ценности «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Ценить и принимать ценности «народ», «национальность»

Адекватная школьная мотивация.


Мотивация достижения.
Развитие основ гражданской идентичности.
Рефлексивная адекватная самооценка

Уважение к своей семье,

родственникам, любовь к родителям.




Уважение к своему народу,

к своей родине.



Уважение к своему народу,

к другим народам, терпимость

к обычаям и традициям других народов.


Уважение к своему народу,

к другим народам, принятие ценностей других народов.



Освоение роли ученика;

формирование интереса к учению.




Освоение личностного смысла учения, желания учиться.


Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.


выбор дальнейшего образовательного маршрута.


Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.


Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения нравственных и этических ценностей.


Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения ценностей гражданина России.




УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

результат







Регулятивные:

целеполагание


планирование
прогнозиро-вание
контроль
коррекция
оценка
саморегуляция


Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.




Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.




Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.


Овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планировать ее реализацию,
контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение








Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.


Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.










Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.










Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.










Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.


Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.










Корректировать выполнение задания в дальнейшем.


Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.















Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении

Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.










УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

результат

Познавательные:
общеучебные
логические
постановка и

решение проблемы




Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.


Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

планировать свою работу по изучению незнакомого материала.


планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, таблицы, схемы, экспонаты, модели иллюстрации и др.)


использовать знаково-символические средства,
овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.


Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.


Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план

Составлять сложный план текста.


Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.




Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.











Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.


Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель иллюстрация и др.)

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).




Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию,

следующая страница >>



Люди глухи к тому, что кричит в тебе громче всего. Станислав Ежи Лец
ещё >>