Похожие работы
|
Программа элективного курса социокультурный сервис и туризм для 10 11 класса лицея - страница №1/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ
ДЛЯ 10 - 11 КЛАССА ЛИЦЕЯ «СИНТОН»
НА 2007-2008 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Составлена на основе программ И.Н.Кузьмина «Рекреационная география» (География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов. Авт.-сост.Н.В.Болотникова.- Волгоград, Учитель, 2007) и Лобжанидзе А.А. «Культурная география и культурно-географические регионы мира» (Профильная школа.-2007.-№4)
Основной учебник для учащихся Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение, 2003.
Рассчитана по учебному плану на 35 часов в год, 1 час в неделю. Модифицированная.
Учитель Неволина Ю.М.
Пояснительная записка
Туристский бум, охвативший в последние десятилетия всю планету, привлекает к себе большое внимание. Помимо экономической выгоды, удовлетворяя простое человеческое любопытство, туризм способствует сближению разных народов, укрепляет доверие между народами неполитическими методами, а с помощью, так называемой народной дипломатии.
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных сторонах жизни народа, о своём крае, о разных районах нашей страны, а в зарубежных туристских поездках – о других странах мира.
Данная программа предназначена для того, чтобы дать учащимся повышенную подготовку по профильной дисциплине для приобретения в будущем специальности «Социально- культурный сервис и туризм», способствовать овладению учащимися навыками самостоятельной и научно - исследовательской работы, осуществить раннюю профориентацию Она ориентирует учащихся на поиски оптимальных путей для развития каждого школьника на основе знания его индивидуальных способностей, образовательных потребностей.Значение курса многогранно: он призван углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует ее экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований.
Для получения профессий, связанных с туризмом и экскурсиями, необходимы географические знания.
В стремлении помочь развитию творческой личности, правильно профессионально сориентироваться, развить свои интеллектуальные способности, углубить географические знания составлена программа курса.
Продолжительность реализации - 34 учебных часа в течение одного
года.
Форма проведения и режим занятий: классно - урочная, 1 час в неделю
(лекции, практикумы, проектная деятельность, семинары,
социологические исследования.)
Промежуточная аттестация по предмету проводится в конце каждого триместра, итоговая- по итогам года.
Основные цели курса:
1. усвоение учащимися системы знаний в области рекреационной неографии как элемента общей культуры современного человека;
2. понимание современных тенденций развития территориальных рекреационных систем.
Задачи курса:
1. углубление и расширение знаний по экономической и социальной географии. Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру;
2. вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению рекреационных районов своей местности;
3. оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения рекреационных объектов;
4. оценка уровня социально-экономического развития рекреационного района через систему показателей;
5. выбор оптимального места отдыха для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- соотношение понятий «отдых» и «рекреация»;
- виды рекреационной деятельности;
- территориальные рекреационные системы;
- главные рекреационные районы мира;
Уметь:
- использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в регионе;
- давать на основе различных источников характеристику туристического центра и маршрута.
Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, формы непрерывного диалога с учеником, проведения практикумов, семинаров, проектной деятельности. Проверка результатов обученности учащихся предполагает проверочные работы по материалам отдельных тем. Промежуточная аттестация проводится по итогам триместров, итоговая – за год.
Содержание курса.
Тема урока
|
Содержание
|
Деятельность учащихся
|
Урок 1. Понятие о рекреационной географии. Виды рекреационной деятельности. Лекция
|
Появление и становление рекреационной географии. Роль отдыха в жизни человека. Различные виды отдыха и их значение для восстановления сил и здоровья людей. Природа как наиболее благоприятная среда для отдыха. Значение отдыха для развития личности и повышения культурного уровня людей.
|
Самостоятельная работа: составление плана-схемы «Виды туризма»
|
Урок 2. Семинар «Отдых как основа особой отрасли экономики».
|
Группы представляют результаты анализа карт и статистических материалов по темам «Организация обслуживания отдыхающих и необходимые для этого экономические предпосылки» и «Соотношение организации отдыха с другими отраслями народного хозяйства.
|
Групповая работа
|
Урок 3. Практическая работа №1. Разработка комплекса организационных, экономических и социальных мер, способствующих сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме».
|
|
Учащиеся выступают в роли администраций туристических предприятий.
|
Урок 4. Территориальные рекреационные системы. Лекция
|
Основные свойства ТРС. Комфортность как необходимое условие для людей во время отдыха. Понятие физиологической и психологической комфортности. Классификация ТРС по различным признакам.
|
Самостоятельная работа: составление классификации ТРС по различным признакам.
|
Урок 5. Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС.
|
Необходимость поддержания среды для отдыха в состоянии,обеспечивающем минимально возможный уровень вредных воздействий на человека. Воздействие человека на среду во время отдыха. Понятие о рекреационной дигрессии.
|
Самостоятельная работа:составление карты-схемы «Воздействие человека на среду во время отдыха»
|
Урок 6. Семинар: Особо охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки
|
Создание культурных ландшафтов, их рациональное использование в рекреационных целях. Создание специальных рекреационных зон, экологических и туристических троп.
|
Учащиеся разрабатывают комплекс мер по улучшению рекреационных свойств среды
|
Урок 7. Рекреационные ресурсы мира. Лекция.
|
Главные рекреационные районы мира: побережья морей и океанов с благоприятными климатическими условиями, горные районы, берега рек и озер, районы, богатые природными и культурными достопримечательностями, экзотические условия.
|
|
Урок 8. Главные рекреационные районы мира и их характеристика
|
|
Самостоятельная работа: Выявление и нанесение на контурную карту регионов, наиболее благоприятных для организации отдыха.
|
Урок 9. Европейская цивилизация: Средиземноморский юг – колыбель античных цивилизаций
|
Номенклатура:Микены и Теранф, Дельфы и Олимпия, Афины и Эпидавра, памятники древнего Рима и Помпей, в Ровенне и Салониках, исторические центры Флоренции и Венеции, Сиены, Модены и
Неаполя, соборный комплекс в Пизе, соборы Ватикана.
|
Просмотр и обсуждение видеофильма.
|
Урок 10. Северная Европа – мир викингов и фьордов
|
Номенклатура: Церковь в Йеллинге (Дания), Бирка и Ховгорден, музей корабля «Васса» (Швеция).
|
Доклады учащихся.
|
Урок 11. Центральная Европа – зона культурного расцвета эпохи Возрождения
|
Номенклатура: Франция – о. Сите, собор Нотр-Дам де Пари, Реймский и Амьенский соборы, Мон-сен-Мишель, Авиньон и Лион, замки долины Луары. Германия – Кельн, Любек. Австрия – исторический центр Вены и парк Шонбрун. Бельгия – Брюгге и Брюссель, колокольни Фландрии и Валлонии. Великобритания – Дарем, Йоркшир, Кентерберийский собор, Вестминстерское аббатство и Тауэр(Лондон), замки и крепости короля Эдуарда (Гуинедд)
|
Просмотр и обсуждение видеофильма «Замки Луары»
|
Урок 12. Восточная Европа – новое дыхание. Лекция
|
Номенклатура: страны Балтии – исторические центры Риги, Таллина, Тарту, Вильнюса. Польша – исторические центры Варшавы, Кракова, Торуня, замок крестоносцев в Мальборке. Чехия – исторические центры Праги, Кутна-горы, Тельча, Чешского Крумлова, сады и замки Кромержижа и Леднеце-Вальтице. Венгрия – Будапешт и Холлоке. Болгария- Рильский монастырь.
|
|
Урок 13. Южная Азия – родина буддизма.
|
Номенклатура: Мохенджо-Даро, Лахор, Тата, форт Ротас (Пакистан), священный город Анурадхапура (Шри-Ланка), пещерные храмы в Аджанте, Эллоре и на острове Элефанта, храмовые комплексы различных штатов, город Агра и мавзолей Тадж-Махал (Индия).
|
Доклады учащихся.
|
Урок 14. Восточная Азия – колыбель древних культур. Лекция.
|
Номенклатура: Китай – Великая Китайская стена, г. Сиань («Терракотовая армия» у гробницы императора династии Цинь), г.Цойфу (место захоронения Конфуция), дворец императора в запрещенном городе и Храм неба (Пекин), древний городПинъяо, дворец Потала в Лхасе. Япония- исторические памятники древней Наро и Киото, буддистские комплексы Хорютзи, синтоистский храм Ийкукусима, святыни и храмы Никко.
|
Просмотр и обсуждение видеофильма «Тадж-Махал».
|
Урок 15. Индокитай и островная Азия.
|
Номенклатура: Таиланд – Банг-Чианг и древние столицы-Сукхотаи и Аютия, храмовые комплексы Боробудур и Прамбанан (Индонезия) и Ангкор-Ват (Камбоджа), исторический центр Виган (Филиппины).
|
Доклады учащихся.
|
Урок 16. Северная Африка и Ближний Восток.
|
Номенклатура: Мемфис и пирамиды Гиза, долина царей в Луксоре, Карфаген, Дуга (Тунис), Петра (Иордания), Пальмира, старые города в Дамаске, Мекка, Медина, скальные церкви в Лалибэле (Эфиопия), Абу-Мена и монастырь св. Екатерины (Египет).
|
Доклады учащихся.
|
Урок 17. Малая Азия.
|
Номенклатура: Троя, Хаттусас, исторические районы Стамбула (Турция),Чога-Занбиль (Иран), Хатра (Ирак)
|
Доклады учащихся.
|
Урок 18.Латинская Америка.
|
Номенклатура: «мертвые города» индейцев науа Теотиукан, столица ацтеков Теночтитлан, сооружения древних майяв Чичен-Ице, исполинские статуи о. Пасхи, исторические центры Мехико и Пуэблы (Мексика), Лимы (Перу), Сукре (Боливия).
|
Доклады учащихся.
|
Урок 19 Англосаксонская Америка.
|
Номенклатура: Индпенденс-холл (Филадельфия), Монтичелло и Виргинский университет в Шарлотсвилле, статуя свободы и музей эмиграции в Нью-Йорке.
|
Доклады учащихся.
|
Урок 20. Российское культурное наследие.
|
Номенклатура: Троице-сергиева лавра, Александро-невская лавра, Дивеевский мрнастырь, Соловецкий мрнастырь, Псково-Печерский и др.
|
Доклады учащихся.
|
Урок 21. Средняя Азия и Кавказ.
|
Номенклатура: Мцехта, Самарканд, Бухара, Хива.
|
Доклады учащихся.
|
Урок 22. Практическая работа №2 . Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определенной целью – социально-культурной или медицинской.
|
|
Учащиеся анализируют различные виды карт, путеводителей, буклеты и др. литературу.
|
Урок 23. Практическая работа №3. Обоснование выбора маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия.
|
|
Учащиеся анализируют различные виды карт, путеводителей, буклеты и др. литературу.
|
Урок 24. Контрольная работа по теме « Главные рекреационные районы мира»
|
|
|
Урок 25. Специальность «социально-культурный сервис и туризм». Лекция.
|
Общая характеристика профессии: менеджер по туризму и близкие, и родственные виды деятельности - администратор, директор, агент по туризму, краевед, экскурсовод.
|
Работа в Интернет.
|
Урок 26. Семинар «Профессионально-важные качества для данной профессии. Профессионально-важные знания для данной профессии. Где можно обучиться и возможные места работы.»
|
|
|
Урок 27. Методы изучения ТРС. Лекция.
|
Методы определения раекреационных потребностей, рекреационных свойств природной среды, доступнрсти территорий, предназначенных для организации ТРС. Выявление и оценка существующей сети учреждений обслуживания отдыхающих и возможностей для расширения этой сети.
|
|
Урок 28. Практическая работа №4. Выявление рекреационных ресурсов Пермского края.
|
Оценка их состояния. Определение их рекреационной емкости. Установление защитных мер охраны рекреационных ресурсов и ландшафтов.
|
Нанесение на карто-схему области рекреационных ресурсов.
|
Уроки 29-33 Подготовка проекта развития туризма на территории Чайковского района. Практикум.
|
Изучение литературы, прессы, общественного мнения. Формулировка актуальной социальной проблемы. Определение цели и задач проекта. Определение ресурсов и источников их получения. Составление проекта, его защита.
|
Работа над проектом.
|
Список литературы
1. Александрова А.Ю. География международного туризма. География в школе.-2003.-№4.
2. Даринский А.В. Программа курса «География туризма». География в школе.-1994.-№2
3. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география.- М., 1981.
4. Чермисин П.А. Виды современного туризма. География в школе.-2003.-№6
5. Хильченко Л.Н. Практическая работа «Составление картосхемы районов международного туризма». География в школе.=2003.-№4
6. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов. Авт.-сост.Н.В.Болотникова.- Волгоград, Учитель, 2007.
7. Лобжанидзе А.А. Культурная география и культурно-географические регионы мира. Элективный курс. Профильная школа.-2007.-№4.
|