Программа элективного курса «Словесное искусство и художественная культура старообрядцев» - страница №1/1
НОУ Школа-интернат № 22 ОАО «РЖД» г Улан-Удэ
Программа
элективного курса
«Словесное искусство и художественная культура старообрядцев»
Составила :Харнутова Аксана Александровна,
учитель русского языка и литературы
г Улан-Удэ
2012-2013г
Пояснительная записка
Цель элективного курса - реализация краеведческого подхода к литературному образованию школьников через изучение народной культуры старообрядцев Бурятии, которую академик Д С Лихачев охарактеризовал как «живой остаток древней русской культуры, сохранившей её замечательные достоинства»
Обучение, воспитание , развитие школьника как читателя- гражданина, способного к сотрудничеству с писателем необходимо строить на воспитании чувства любви и уважения к «малой родине», на знании её фольклора, литературы и других форм проявления художественной культуры- всей материальной жизни своего народа в целом.
Названной целью определяются задачи элективного курса:
- формирование у школьников знаний о словесном искусстве и художественной культуре старообрядцев Бурятии как одном из источников, питающих современную русскую культуру;
- развитие специальных художественно- творческих способностей;
- с помощью народного искусства формировать устойчивый интерес к своему народу, его истории, материальной и духовной культуре, т е дать стимул к самообразованию и самовоспитанию.
Содержание четырех разделов элективного курса включает историко- литературные сведения о раскольниках, философские труды по русскому расколу, исторические сведения о старообрядцах Бурятии, устное народное творчество семейских, литературное творчество писателей Бурятии из этой среды.
Курс рассчитан на 34 часа.
В результате изучения элективного курса у учащихся должно сложиться целостное представление о словесном искусстве и художественной культуре семейских, сформироваться умение читателя- сотворца автора художественного произведения.
Данный элективный курс позволяет использовать все многообразие методического арсенала изучения искусства слова. это и система уроков и нестандартные формы учебных занятий ( лекции, семинары, деловые игры и другое), в ходе которых можно использовать такие методы, как поиск, эвристическая беседа, всевозможное творчество, анализ и синтез, обобщение и систематизация.
Успешно применяются групповые и индивидуальные формы работы.
Программа
элективного курса «Словесное искусство и художественная
культура старообрядцев»
I «Живой остаток древней русской культуры..» Д С Лихачев.
О роли старообрядцев в истории и культуре России
«Они спасут мир, с сокровищем веры в них затаенной»
(В. В. Розанов)
Философское осмысление великого русского раскола.
В. В. Соловьев
«Психология раскола»
Русские писатели о расколе и раскольниках.
М В Ломоносов . «О сохранении и размножении
русского народа»
П. Мельников. ( А Печерский) «Письма о расколе»
Н А Некрасов. Поэма «Дедушка»
И А Гончаров «Фрегат «Паллада»
«Самое крупное явление в русской жизни…»
(Ф. М. Достоевский о старообрядцах.)
Д .С. Лихачев. «Прошлое- будущему»
В .Г.Распутин . «Смысл давнего прошлого»
Выдающиеся деятели национальной русской культуры из
среды старообрядцев.
Аввакум Петров- протопоп, выдающийся писатель 17 века;
Павел Коломенский , епископ; Федосья Морозова, боярыня;
И .Посошков, экономист и писатель; М В Ломоносов,
братья Денисовы
(князья Мышецкие); атаман Платов- герой Отечественной
войны 1812
года; писатели и поэты :
Н .Клюев, С. Есенин, Н. Кузьмин,
Иван Шмелев, Б. Корнилов, И. Ефремов,
А. Волков, Ф. Гладков;
плеяда сибирских писателей из староверов:
Е. Пермитин, А. Коптелов, И. Чернев,
Е .Мальцев – выдающийся
русский земледелец.
II Приверженцы протопопа Аввакума
«Житие протопопа Аввакума , им самим
написанное»
Протопоп Аввакум, его личность, несгибаемость убеждений, величие духа. Искусство писателя-проповедника в потоке русской литературы: освоение Аввакумом художественного наследия Древней Руси и осмысление его традиций последующей литературой.
Переселение старообрядцев в Сибирь.
Откуда пошли семейские? Статоробрядцы осваивают новые земли на Байкале.
III Народная культура старообрядцев (семейских)
Дом. Одежда. Утварь. Хозяйственные постройки. Язык
семейских как элемент духовной культуры и как объект
диалектологии.
Фольклор. Богатство фольклора семейских, его
своеобразие.
Отражение в нем национального самосознания семейских.
Жанры устного народного творчества.
Устные рассказы и предания. Отражение в них истории
переселения семейских в Бурятию. Предания о протопопе
Аввакуме. «Аввакум- проповедник правды», «Об Аввакуме
Страдальце», «Как Аввакум попал в Сибирь» и др. Протопоп
Аввакум как нравственный идеал старообрядцев.
Предания о переселении староверов в Забайкалье,
их жизнь и родословная.
«Как мы поселились в Бичуре», «О первых песеленцах»,
«За свою веру» и др.
Лирические песни. Песни о любви.
Лирическая песня как вид (жанр) семейской народной
обрядовой песни, народной поэзии. Отражение в песне
идеалов и чаяний семейских, нравственных устоев их
крестьянской жизни. Художественное своеобразие:
подголосочная полифония, необычность ритмических
фигур. «Сады мои, садочки», «расчеремушка», «По
Дону гуляет»
Старые солдатские песни.
«Как шли, прошли солдаты молодцы», «Путь- дороженька
моя»
Шуточные и плясовые песни.
«Уж, вы, сени, мои сени», «По ельничку, по березничку»
Песни тюремной неволи
«Бездомный бродяга по свету скитался», «По старой калужской
дороге»
Частушки.
Отражение характера, образа жизни семейских в частушках.
Своеобразие языка.
Пословицы и поговорки.
Народная мудрость пословиц и поговорок. Особенности языка-
пословиц семейских.
IV Писатели Бурятии из среды старообрядцев.
«Беспощадная честность и ясность цели и сочувствие к людской
боли» (И К Калашников). Краткий очерк жизни и творчества
И. К. Калашникова.
Повесть «Через топи», «Подлесок». Постановка нравственных
вопросов, попытка раскрыть внутренний мир человека в
ситуации нравственного выбора.
Роман «Последнее отступление». Семейские в вихре гражданской
войны. Судьба Захара Кравцова. Исследование человеческого
характера в критических обстоятельствах. Проблема гуманизма.
Роман «Разрыв -трава». Жизнь старообрядческого села, втянутого в водоворот всемирно - исторических событий, картина одной семьи в трех поколениях, последовательно прошедших через десятилетия величайших событий. Образ Корнея Родионова. Нравственные проблемы романа: проблема совести, нравственного выбора. Особенности пейзажа. Богатство, яркость, многоцветие языка.
Роман «Жестокий век». Крупное историческое полотно об эпохе Чингис-хана (12-13 века). Формирование характера Темуджина, Чингис- хана. Путь жизни и деятельность. Мысль об ответственности человека, тем более исторической личности, перед настоящим и будущим.
С.Лобозеров. Краткий очерк жизни и творчества.
С. Лобозеров. «Маленький спектакль на лоне природы» (пьеса из деревенской жизни). Жизнь современного семейского села. Исследование характеров современников. Особенности драматургии С Лобозерова.
Литература :
I О роли старообрядцев в истории и культуре России
1. Д. С. Лихачев. Прошлое - будущему. Л, 1985
Д .С. Лихачев. Предварительные итоги тысячелетнего опыта.
журнал «Огонек», 1988, № 10, -С 12
-
П. И .Мельников . ( А Печерский). Письма о расколе.
Собр.соч. в 8 томах, т.8. М, 1976,-С. 11
-
Очерки русской культуры 17 века. ч.2.
М, 1979, -С. 312
4. В Г Распутин Смысл давнего прошлого. «Россия древняя и вечная».
Иркутск., 1992, с 140-158
-
В. В. Розанов. Психология раскола. М, 1985
-
Л. И.Савельев. Записки по русской философии. М, 1993, №5,-С179
II Последователи протопопа Аввакума
-
Ф. Ф. Болонев . Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX веках. М, 1979
-
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения. Иркутск, 1079
-
А. А. Лебедев. К истории формирования русского населения Забайкалья, его хозяйственного и семейного быта (XIX- начало XX века). Этнография русского населения Сибири и Средней Азии. М, 1969, -С 104-188
-
С. В. Максимов Сибирь и каторга. Сиб, 1871, т1, -С 353-354
-
А. М .Селищев. Забайкальские старообрядцы. Семейские.
Иркутск, 1920, -С 73
-
В. П. Мотицкий. Старообрядчество Забайкалья. М, 1976
-
Н. М. Никольский. История русской церкви. М, 1983, -С 136
III Народная культура старообрядцев.
-
Исследования бурятских и русских говоров: /Сб. статей/ АН СССР, Сиб. отделение Бурят.фил.Инст.обществ.наук.
-
Редкол.: ЦБ,Цыдендамбаев и др.- Улан-Удэ, 1977, с 220
Из содержания: Э Д Соколова. Забайкальские диалектизмы в романе И Калашникова «Разрыв – трава», с 184-192
-
Г И Ильина- Охрименко. Народное искусство семейских Забайкалья XIX-XXвека. Резьба и росьпись Забайкалья. Советская этнография, 1965, №1,-С 127-171
-
Г. И. Ильина- Охрименко. Русская домовая роспись Забайкалья.
Советская этнография, 1965, №1, -С 127-171
-
П Ф Калашников К изучению говора семейских.- Тр.кафедра русс.яз. вузов Вост. Сибири и Дальнего Востока, вып.4, 1966,-С 26-36
-
П Ф Калашников. Фонетические особенности говоров «семейских»
Забайкалья.- Уч. зап. (Моск. обл. пед. инст-т), т 163, Русс. яз., вып.12, 1966, -С 315-335
-
Г. С. Маслов. Русский народный костюм Восточной Сибири. Этнографический сборник. Улан- Удэ, 1962, вып.3, -С 17-25
-
Б. В. Матхеев. К вопросу о типологии лексических диалектизмов ( на материале русских говоров Иркут. обл. и Бурят.АССР)- В кн.: Материалы межвузовской научной конференции по проблемам советской литературы.
-
Е. И. Тынтуева. Из наблюдений над некоторыми названиями одежды в говоре семейских Забайкалья.- В кн.: Вопросы стилистики русского языка. Улан-Удэ, 1972, -С 62-69
-
Е. И. Тынтуева. Бытовая лексика говора «семейских» Забайкалья. Авторефер. дис.на соискание ученой степени канд. филолог. наук. Улан-Удэ, 1975,-С 12
-
Фольклор семейских. Сб. составили Л. Е. Элиасов., И. З .Ярневский. Улан- Удэ, 1963
IV Писатели Бурятии из среды старообрядцев.
-
А. А. Белоусов. Калашников и его роман «Разрыв- трава» в кн. Литература Сов. Бурятии. Улан-Удэ, 1978, -С 126-134
-
Л. Климович. Историзм, идейность, мастерство. Исследовательские этюды . М., Сов. писатель., 1985, -С 9- 39.Правда и вымысел о Чингис-хане и его времени («Жестокий век» Исай Калашникова)
-
М. Н. Ломунова. Исай Калашников. Улан-Удэ, Бур. кн. изд-во, 1986
-
Б. Любимов Взлет после антракта. Премьера драмы. («По соседству мы живем» С Лобзерова во МХАТе). Сов. Россия, 1987, 5 февраля
-
Э. Сосновская . Открывая Лобзерова.: о его комедиях можно говорить как об особом явлении в драматургии. Бурятия, 1993, 27 марта
-
С.М. Тулохонов. Художественная философия истории в романе И Калашникова «Жестокий век» (поиски нового в изучении литературы народов СССР), Улан-Удэ, 1991,-С 73-84
Тематическое планирование
№
|
Наименование тем
|
Колич часов
|
Лекц
|
Практ
|
1
|
«Живой остаток древней русской культуры..»
Д С Лихачев.
О роли старообрядцев в истории и культуре России
|
1
|
|
2
|
«Они спасут мир, с сокровищем веры в них затаенной»
(В В Розанов)
|
1
|
|
3
|
Философское осмысление великого
русского раскола.
В В Соловьев «Психология раскола»
|
1
|
1
|
4
|
Русские писатели о расколе и раскольниках
|
3
|
|
5
|
Выдающиеся деятели национальной
русской культуры из среды старообрядцев.
Аввакум Петров- протопоп, выдающийся писатель
17 века;
|
1
|
1
|
6
|
Павел Коломенский , епископ; Федосья
Морозова, боярыня;
|
1
|
1
|
7
|
И Посошков, экономист и писатель;
М. В. Ломоносов, братья Денисовы
(князья Мышецкие); атаман Платов-
герой Отечественной войны 1812 года; писатели
и поэты : Н Клюев,
С. Есенин, Н. Кузьмин, Иван Шмелев, Б. Корнилов,
И. Ефремов, А. Волков, Ф. Гладков;
|
2
|
|
8
|
плеяда сибирских писателей из староверов:
Е. Пермитин, А. Коптелов, И. Чернев,
Е. Мальцев- выдающийся русский земледелец.
|
1
|
|
9
|
Приверженцы протопопа Аввакума
«Житие протопопа Аввакума , им самим написанное»
Протопоп Аввакум, его личность, несгибаемость убеждений, величие духа. Искусство писателя- проповедника в потоке русской литературы: освоение Аввакумом художественного наследия Древней Руси и осмысление его традиций последующей литературой.
|
1
|
1
|
10
|
Переселение старообрядцев в Сибирь.
Откуда пошли семейские? Старообрядцы осваивают новые земли на Байкале.
|
1
|
|
11
|
Народная культура старообрядцев (семейских)
Дом. Одежда. Утварь. Хозяйственные постройки. Язык семейских как элемент духовной культуры и как объект диалектологии.
|
1
|
|
12
|
Фольклор. Богатство фольклора семейских, его своеобразие. Отражение в нем национального самосознания семейских. Жанры устного народного творчества.
|
1
|
1
|
13
|
Предания о переселении староверов в Забайкалье, их жизнь и родословная.
«Как мы поселились в Бичуре», «О первых поселенцах», «За свою веру» и др.
|
1
|
1
|
14
|
Лирические песни. Песни о любви.
Лирическая песня как вид (жанр) семейской народной обрядовой песни, народной поэзии. Отражение в песне идеалов и чаяний семейских, нравственных устоев их крестьянской жизни. Художественное своеобразие: подголосочная полифония, необычность ритмических фигур. «Сады мои, садочки», «расчеремушка», «По Дону гуляет»
|
1
|
1
|
15
|
Старые солдатские песни.
«Как шли, прошли солдаты молодцы», «Путь- дороженька моя» Шуточные и плясовые песни.
«Уж, вы, сени, мои сени», «По ельничку, по березничку
|
1
|
|
16
|
Песни тюремной неволи
«Бездомный бродяга по свету скитался», «По старой калужской дороге» Частушки.
Отражение характера, образа жизни семейских в частушках. Своеобразие языка. Пословицы и поговорки.
Народная мудрость пословиц и поговорок. Особенности языка- пословиц семейских.
|
1
|
|
17
|
IV Писатели Бурятии из среды старообрядцев.
«Беспощадная честность и ясность цели и сочувствие к людской боли» (И К Калашников). Краткий очерк жизни и творчества И К Калашникова.
|
1
|
|
18
|
Повесть «Через топи», «Подлесок». Постановка нравственных вопросов, попытка раскрыть внутренний мир человека в ситуации нравственного выбора.
|
2
|
|
19
|
Роман «Последнее отступление». Семейские в вихре гражданской войны. Судьба Захара Кравцова. Исследование человеческого характера в критических обстоятельствах. Проблема гуманизма.
|
2
|
|
20
|
Роман «Жестокий век». Крупное историческое полотно об эпохе Чингис-хана (12-13 века). Формирование характера Темуджина, Чингис- хана. Путь жизни и деятельность. Мысль об ответственности человека , тем более исторической личности, перед настоящим и будущим.
|
2
|
|
21
|
С. Лобозеров. Краткий очерк жизни и творчества.
С. Лобозеров. «Маленький спектакль на лоне природы» (пьеса из деревенской жизни). Жизнь современного семейского села.
Исследование характеров современников.
Особенности драматургии
С. Лобозерова.
|
2
|
|
|
|
27ч
|
7ч
|