Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-ых классов «Трудные вопросы орфографии» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа элективного курса по немецкому языку «Guten Tag, Deutschland! 1 65.71kb.
Программа по русскому языку для абитуриентов москва 2013г. Программа... 1 97.38kb.
Программа предпрофильной подготовки (для детей 8-9 классов) 1 346.34kb.
Программа элективного курса по истории для 11 класса 1 170.85kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 9-х классов... 1 42.44kb.
Пояснительная записка программа элективного курса «По следам Докучаева» 1 230.79kb.
Окружная олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов 1 48.22kb.
Программа элективного курса по английскому языку "Готовимся к гиа... 1 66.65kb.
Программа элективного курса по алгебре 1 136.32kb.
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе на 2013-2014 учебный... 2 519.35kb.
Программа по русскому языку: 1 Программа по русскому языку 1 класс 26 4804.08kb.
Кредо 4 (212) Оглавление 7 453.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-ых классов «Трудные - страница №1/4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

г. Коврова Владимирской области

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на заседании МО с ИМЦ г. Коврова на заседании педсовета

МБОУ СОШ № 5 _______________ МБОУ СОШ № 5 протокол № ____ протокол №___

от _________2012 от____________2012

Руководитель ШМО: Директор школы:

_______Н. А. Серова ______Т. Н. Чёлышева



Программа элективного курса

по русскому языку

для учащихся 9-ых классов
«Трудные вопросы орфографии».

Составитель: Одинцова Марина

Николаевна, учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ №5

1 квалификационной категории.
2012 г.

Пояснительная записка
Элективный курс «Трудные вопросы орфографии» является подготовительно-тренировочным. Он предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитан на 17 часов.

Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить уровень орфографической грамотности, независимо от того, какой профиль образования будет ими выбран в 10-11 классах. Курс также рекомендуется девятиклассникам, интересующимся языком и имеющим желание грамотно выразить себя в слове.

Курс является предметно ориентированным. Выбор орфографии в качестве предмета изучения не случаен.

Во – первых, большое количество орфографических правил, изучаемых в логике изложения грамматики в течение нескольких учебных лет, не даёт возможности учащимся осознать нормы правописания как систему, делает сложной организацию работы по закреплению и удержанию навыков.

Во – вторых, учащиеся, знакомясь в 8-9 классах с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам. Многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются.

В – третьих, русская орфография справедливо считается одной из лучших, однако все же и в ней есть трудные вопросы. Они встречаются в разных разделах орфографии, у них разная «природа» и разная степень трудности.

Элективный курс поможет ликвидировать имеющиеся пробелы в орфографической подготовке учащихся, сформировать и закрепить навыки правописания наиболее трудных орфограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно.

В связи с окончанием курса основной школы и сдачей государственной итоговой аттестации по русскому языку учащимся 9 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности. Поэтому данный элективный курс актуален. Он не только способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку, но и поможет школьникам в их дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.

Так как программа элективного курса предусматривает работу с орфографическими правилами, изученными в 5-7 классах, он может быть предложен как в первом, так и во втором полугодии.
Цель курса : обобщить знания по орфографии за курс 5-7 классов, расширяя, углубляя и систематизируя информацию, полученную ранее.

Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих задач:



предметных

  • совершенствование орфографической грамотности;

  • углубление знаний о языковой норме;

  • овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;

метапредметных

  • развитие регулятивных УУД , овладение основными приемами самоконтроля и самоанализа в собственной практической деятельности;

  • совершенствование познавательных УУД (логического мышления, аналитических навыков, рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности)

  • совершенствование коммуникативных УУД (умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания);

личностных

  • развитие интереса и уважительного отношения к родному языку;

  • снижение напряжения и страха перед экзаменом.

Методические рекомендации:

На занятиях элективного курса «Трудные вопросы орфографии» предпочтительны формы проведения занятий, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием ИКТ и др.

Данный элективный курс предусматривает различные виды работы учащихся:


  • коллективные (фронтальная работа; работа в парах, группах);

  • индивидуальные.

Элективный курс позволяет осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем.

Изложение трудных вопросов орфографии предлагается вести по разделам (темам) и на основе орфографических принципов, действующих в каждом из отдельных разделов русской орфографии.

Так как многочисленные орфографические ошибки связаны с тем, что обучающиеся затрудняются с обозначением морфем в слове и определением части речи, целесообразно включать в каждое занятие разбор слова по составу и частичный морфологический анализ слова.

Теоретический материал повторяется крупными блоками с составлением схем и таблиц.


Этапы работы

Виды деятельности учащихся

1

справочно – ознакомительный

- работа с учебной и научно- популярной литературой

- составление таблиц, схем, алгоритмов



2

тренировочный

- практическая работа со словарями

- выполнение упражнений, тематических тестовых заданий

- выборочное письмо

- подбор примеров на данное правило

- поиск и исправление орфографических ошибок в текстах

- орфографический разбор

- решение лингвистических кроссвордов


3

контролирующий

- написание словарных ,объяснительных диктантов

- выполнение обобщающих тестовых заданий


Курс имеет практическую направленность, но работа над вопросами теории – необходимое звено для осознанного овладения научной информацией и разумного применения полученных сведений в практической деятельности. С этой целью предлагается использовать этимологический словарь, морфемно-орфографический словарь Тихонова А. Н., привлечь материал из научно-популярных книг и пособий Л.В. Успенского, С.И. Львовой, Б.Н. Тимофеева, С.Ю. Михайловой, М.В. Федоровой.

На занятиях с использованием ИКТ рекомендуется использовать электронные приложения к методическим пособиям по русскому языку серии «Современная школа» (издательство «Планета»). Электронные приложения содержат интерактивные тесты, лингвистические кроссворды и игры для учащихся. СD - приложения могут быть использованы как на экране, так и на интерактивной доске любого типа.

Многие из предложенных учащимся заданий основаны на материалах литературных произведений, изучаемых в школе. Это дает возможность установить тесную межпредметную связь между русским языком и литературой. Подбор примеров из текстов художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, поможет усилить практическую направленность преподавания, активизировать на занятиях знания учащихся по литературе.

Работа, осуществляемая учащимися во время занятий, организуется по заданиям индивидуального и дифференцированного характера. Предполагается выполнение разноуровневых заданий, рассчитанных как на учащихся, находящихся на репродуктивном уровне, так и на учащихся с творческим уровнем обучаемости.

Курс будет считаться завершенным успешно, если будет выполнена одна из работ, соответствующих уровню обучаемости каждого слушателя курса. Учащиеся выбирают самостоятельно вид итогового контроля (контрольная работа, индивидуальное выступление, итоговый тестовый контроль, объяснение учебного материала учащимся среднего звена).

В результате изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии» учащиеся должны знать:

- содержание курса, цели и задачи его изучения;

- основные нормы русского литературного языка;

- сущность разных типов орфограмм, приведя их в определенную систему;

- взаимосвязь фактов языка и истории ;

должны понимать:

- связь орфографии с другими разделами языкознания (фонетикой, лексикой, морфемикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом);



должны уметь:

- объяснять условия выбора орфограмм;

- применять алгоритм при выборе написания;

- пользоваться орфографическим словарем и справочником по правописанию;

- осуществлять самоконтроль и самоанализ;

- составлять план, таблицы, развернутые схемы;

- публично выступать;

должны приобрести навык :

- оценивать чужую речь с точки зрения соблюдения основных орфографических норм русского языка.



Содержание курса.
Тема 1. Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.

Морфемика и морфология как ключи к орфографической грамотности. Разбор по составу. Части речи.



Тема 2. Орфограммы в корнях слов.

Правописание безударных гласных в корнях слов: проверяемых, непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корнях слов: парных, непроизносимых, двойных.


Тема 3. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.

Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Буквы Ы и И после приставок.


Тема 4. Мягкий знак после шипящих на конце слова в разных частях речи.

Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.


Тема 5. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи .

Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи.


Тема 6. Н и НН в разных частях речи.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий, отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных.


Тема 7. Правописание НЕ с разными частями речи.

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными, прилагательными и наречиями на –О(-Е). Слитное написание приставки НЕДО- со словами.


Тема 8. Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.


Тема 9. Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.


Тематическое планирование.




Тема занятия

Количество

часов


Форма занятия

Виды деятельности

учащихся


1.

Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.


2

Лекция + практикум

Составление таблиц, схем; морфемный разбор; работа с морфемно – орфографическим словарём.

2.

Орфограммы в корне слова.


2

Практикум, занятие с использованием ИКТ

Составление опорной схемы, орфографический разбор, исправление орфографических ошибок в тексте, устное сообщение «этимология на службе орфографии»,

объяснительный диктант ,решение лингвистических кроссвордов.




3.

Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.


2

Семинар, практикум.


Классификационно-

обобщающая работа, анализ правописания данных слов, орфографический разбор.




4.

Мягкий знак после шипящих на конце слова в разных частях речи.


1

Практикум

Выполнение тематических тестовых заданий, выборочный диктант, объяснительный диктант, подбор примеров на данное правило.


5.

Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.


1

Практикум

Выполнение упражнений, тематических тестовых заданий, исправление орфографических ошибок в тексте, выборочное письмо.



6.

Н и НН в разных частях речи.


2

занятия с использованием ИКТ

Составление схем, выполнение

тематических тестовых заданий, исправление орфографических ошибок в тексте.





7.

Правописание НЕ с разными частями речи.


2

Практикум

Составление схем, анализ правописания данных слов, выполнение упражнений, тематических тестовых заданий, диктант «Проверяю себя».


8.

Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.


2

Практикум

Орфографический анализ, выполнение тематических тестовых заданий, выполнение упражнений , объяснительный диктант.

9.

Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.


2

Семинар,

практикум



Классификационно-

обобщающая работа, выполнение тематических тестовых заданий, выполнение упражнений , предупредительный диктант.




10.

Зачетная работа ( по выбору учащихся)


1




Контрольная работа, индивидуальное выступление, итоговый тестовый контроль, объяснение учебного материала учащимся среднего звена.





Итого:

17










следующая страница >>



Виноватый боится закона, невиновный — судьбы. Публилий Сир
ещё >>