Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов основной школы учитель математики моу «Никифоровская сош №1» Екатерина Викто - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Новое поколение выбирает жизнь 1 100.93kb.
Уроках математики в 7-м классе моу сош №53 учитель математики Волосатова... 1 34.69kb.
Программа элективного курса по английскому языку "Готовимся к гиа... 1 66.65kb.
Программа данного курса по английскому языку адресована для предпрофильной... 1 140.86kb.
Программа элективного курса по истории для 11 класса 1 170.85kb.
Приказ № от 2011 г. Рабочая программа учебного курса «Изобразительное... 2 312.44kb.
Проект программы элективного курса по литературе «Литература и кино» 1 86.06kb.
Рабочая программа элективного курса по физике 10 кл «Оптика в жизни... 1 73.95kb.
Программа элективного курса «Карликовые государства Евразии» 1 74.8kb.
Пояснительная записка программа элективного курса «По следам Докучаева» 1 230.79kb.
Реферат по специальности 05020152 преподавание математики в основной... 1 156.65kb.
Рабочая программа для студентов направления 011000. 62 Механика. 1 202.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов основной школы учитель математики - страница №1/1



book29

Программа элективного курса для обучающихся

8-9 классов основной школы

учитель математики МОУ «Никифоровская СОШ №1»

Екатерина Викторовна Вавкина

р.п. Дмитриевка, 2008г.

Пояснительная записка
В настоящее время резко активизировалась проблема содержания образования. Это объясняется тем, что школьная математика как учебный предмет отстаёт от математики как науки. Дать прочные, востребованные математические знания обучающимся невозможно, оставаясь в рамках только традиционных курсов.

Элективный курс «Математика случая» для предпрофильной подготовки школьников 8-9 классов посвящен изучению теории вероятностей и её применению в различных областях науки и техники.



Цель курса: формирование у обучающихся основ теории вероятностей и положительной мотивации к предмету.

Программа применима для различных групп обучающихся, для тех, кто интересуется теорией вероятностей. Математических знаний, полученных на уроке, вполне достаточно для понимания всех частей программы. Изложение ведется на базе рассмотрения примеров практического содержания, в доступной и интересной форме. Эти примеры излагаются так, чтобы обучающимся была ясна научная значимость вводимых понятий и определений.

Курс реализуется посредством нестандартных уроков, через использование такой формы как «урок – внеклассное мероприятие». Используемые формы занятий: лекции с элементами практики и применением метода конкретных ситуаций, игровые практикумы, практикумы «Пусть меня научат», аукционы знаний, проблемные семинары, рефлексивно-деловые игры, исследовательские практикумы, уроки-открытия, уроки открытых мыслей. Применяется деятельностно-развивающая технология, направленная на развитие личностных качеств каждого школьника. Важны не только знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательного потенциала ученика. Весь процесс обучения организуется таким образом, что при направляющей роли учителя, обучающиеся самостоятельно работают, формулируют гипотезы, обобщают изучаемые факторы, творчески применяют знания в новых ситуациях.

Программа состоит из трех блоков, связанных единой идеей.

Первый блок «Элементы комбинаторики» является общим введением в комбинаторные начала теории вероятностей, все идеи этого блока получат дальнейшее продолжение. На изучение первого блока отводится 6 часов.

Второй блок «Вероятности событий» рассчитан на 9 часов. Его цель: изучить основные понятия теории вероятностей и классическое определение вероятности событий, показать практическую значимость теории вероятностей. Курс не ставит своей целью охватить все возможные применения теории вероятностей. Одна из главных целей блока – привести интересные примеры использования вероятностных методов в простейших практических ситуациях.

В третьем блоке изучаются основные понятия и теоремы теории вероятностей и их приложения. В школьном курсе математики обычно рассматриваются такие задачи, в которых результат однозначно определен. Однако есть круг задач, имеющих большое значение в технических и хозяйственных приложениях, в которых результат действия определен неоднозначно. Подобного рода закономерности изучаются в теории вероятностей. Решение таких задач требует большой теоретической подготовки. Вначале будут решаться простые задачи, имеющие игровой характер, поскольку в них гораздо легче обнаружить вероятностные закономерности. На изучение данного блока отводится 17 часов.

Курс рассчитан на 34 часа, из них 2 часа отводится на определение успешности освоения материала.



В результате изучения курса «Математика случая» обучающиеся должны знать основные понятия и теоремы теории вероятностей, уметь: использовать элементы теории вероятностей на практике.
Содержание программы
Содержательные линии блока «Элементы комбинаторики»:

  • Факториал. Перестановки.

  • Размещения. Сочетания.

  • Формулы для числа различных перестановок, размещений, сочетаний.

Содержательные линии блока «Вероятности событий»:

  • Достоверные и невозможные, совместные и несовместные события.

  • Множество исходов.

  • Равновероятностные события.

  • Классическое определение вероятности случайного события.

  • Частота.

  • Основные свойства классической вероятности.

  • Задачи де Мере и Даламбера.

  • Закономерности броуновского движения.

  • Задачи о блуждании на плоскости. Блуждание по прямой. Треугольник Паскаля.

  • Бином Ньютона. Биноминальные коэффициенты и число сочетаний.

Содержательные линии блока «Основные понятия и теоремы теории вероятностей»:

  • Объединение, пересечение, разность событий.

  • Противоположное событие.

  • Диаграммы Вьенна.

  • Теорема сложения вероятностей.

  • Зависимые и независимые события.

  • Условная вероятность случайного события. Теорема умножения вероятностей. Формула полной вероятности.

  • Формула Бейеса и её приложения.

  • Схема повторения испытаний. Формулы Бернулли. Теорема Бернулли.


Тематическое планирование


занятия

Наименование разделов, тем занятий

Кол-во часов

Форма занятия

I.

Элементы комбинаторики, 6 часов

1

Перестановки. Факториал.

1

Лекция с элементами практики

2

Решение задач на перестановки.

1

Установочный практикум

3

Размещения. Сочетания.

1

Лекция с элементами применения метода конкретных ситуаций

4-5


Решение задач на размещения и сочетания.

2


Взаимообучение в парах постоянного состава. Практикум «пусть меня научат»

Практикум на основе АСО

6

Комбинаторные начала теории вероятностей.

1

Аукцион знаний

II.

Вероятности событий, 9 часов

7

Введение в теорию вероятностей

1

Бенефис «Невероятная вероятность»

8

Достоверные и невозможные события

1

Игра «Лабиринты теории вероятностей»

9

Классическое определение вероятности события

1

Презентация определения

10

Вычисление вероятности события

1

Модульный урок

11

Вероятностные игры. Задачи де Мере и Даламбера

1

Семинар-обсуждение

12

Броуновское движение и задача о блуждании на плоскости

1

Исследовательский практикум

13

Блуждание по прямой. Треугольник Паскаля

1

Исследовательская практическая работа

14

Бином Ньютона. Биноминальные коэффициенты и число сочетаний

1

Урок-открытие

15

Вероятности событий

1

Многоступенчатый зачет-собеседование

III.

Основные понятия и теоремы теории вероятностей, 17 часов.

16

Алгебра множеств

1

Интеллект-клуб «неизвестное об известном»

17

Алгебра событий. Построение диаграмм Вьенна

1

Исследовательский практикум

18

Теоремы сложения событий

1

Лекция с элементами практики

19

Использование теоремы сложения пр решении задач

1

Практикум на основе АСО

20-21

Применение элементов комбинаторики к задачам теории вероятностей

2

Урок открытых мыслей

22

Независимость случайных событий

1

Проблемная лекция

23

Вычисление вероятностей событий с использованием понятия независимости событий

1

КСО. Работа пары учеников в малых группах

24

Условная вероятность. Теорема умножения вероятностей. Полная вероятность.

1

Проблемная лекция

25-26

Вычисление условной и полной вероятностей событий.

2

Математическая олимпиада «Быстрее!Активнее!Умнее!»

27-28

Формула Байеса.

2

Делова игра «Рекламное агентство переоценки гипотез»

29

Схема испытаний. Формула бернулли

1

Занятие-интервью

30

Вычисление вероятностей сложных событий

1

Игровой практикум «математические тяжеловесы»

31

Теорема Бернулли и её приложения.

1

Лекция-диалог»

32

Основы теории вероятностей

1

Игра «Математик – бизнесмен»

33-34

Проверка усвоения знаний обучающимися

2

Проблемно-проектная дискуссия. Защита творческих проектов.


Литература

1. Гнеденко Б.В., Хинчин А.Я. Элементарное введение в теорию вероятностей, -Москва: Наука, 1982г.

2. Ивашев-Мусатов. Теория вероятностей и математическая статистика, - москва: Наука, 1980г.

3. Колмогоров А.Н., Журбенко И.Г., Прохоров А.В. Введение в теорию вероятностей, - Москва: Наука, 1982г.

4. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Элементы статистики и теории вероятностей, - Москва: Просвещение, 2005г.

5. Садовский А.Е., Садовский А.Я. Математика и спорт, - Москва: Наука, 1985г.



6. Хургин Я.И. Как объять необъятное., - Москва: Знание, 1985г.




Не суди о человеке по его родне — не он ее выбирал.
ещё >>