Программа экологического развития учащихся 1 4 классов в рамках фгос ноо срок реализации - страница №1/5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Находкинского городского округа
Программа
экологического развития учащихся
1 – 4 классов
в рамках ФГОС НОО
срок реализации программы 4 года
-
Пояснительная записка
Программа экологического развития предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий:
1 класс – 33ч.,
2-4 класс – 34 ч.
Преподавание данной программы основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Актуальность программы экологического развития заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.
Цель программы – освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научить детей смотреть на природу глазами эколога, и не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся,
направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
Программа призвана решить следующие задачи:
- расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, Приморского края;
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.
В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.
Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.
Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической обстановки края.
-
Учебно-тематический план программы
-
№
|
Наименование разделов, блоков, тем
|
Всего, час
|
Количество часов
|
Характеристика деятельности обучающихся
|
|
|
|
Аудитор ные
|
Внеауди торные
|
|
|
1 класс
|
|
|
|
|
|
Введение
|
1
|
1
|
|
|
1
|
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
|
|
|
|
Коллективная игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы».
|
1.
|
Тайны за горизонтом
|
4
|
2
|
2
|
|
2
|
Географические открытия в древности. Небосвод.
|
|
|
1
|
Экскурс в историю географических открытий мини-семинар по результатам экскурсии «Самый наблюдательный».
|
3
|
Перемещение солнца на небосводе.
|
|
1
|
|
Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда.
|
4
|
Представление о форме Земли в древности. Земной шар.
|
|
2
|
|
Изготовление модели Земли из цветного пластилина
|
5
|
Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.
|
|
|
2
|
Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте.
|
2
|
Загадка смены времен года
|
6
|
2
|
4
|
|
6
|
Вращение Земли вокруг своей оси.
|
|
|
1
|
Заочная экскурсия в обсерваторию
|
7
|
Движение солнца над горизонтом.
|
|
|
2
|
Игра: легенды и сказки о Солнце, их инсценировка.
|
8
|
Сутки, определение частей суток по разной деятельности.
|
|
|
3
|
Проектная деятельность
Составление режима дня
|
9
|
Загадки. Год и времена года.
|
|
|
4
|
Круглый стол
|
10
|
Названия месяцев на Руси.
|
|
1
|
|
Викторина. Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение
|
11
|
История происхождения названий дней недели.
|
|
2
|
|
Составить название дней недели из букв разрезной азбуки
|
3
|
Тайны круговорота веществ в природе
|
4
|
2
|
2
|
|
12
|
Круговорот веществ в природе.
|
|
1
|
|
Просмотр учебного фильма
|
13
|
Живая и неживая природа.
|
|
|
1
|
Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы.
|
14
|
Цепи питания.
|
|
2
|
|
Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения.
|
15
|
Обитатели почвы.
|
|
|
2
|
Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе;
изучение знаков, норм и правил поведения в природе.
|
4
|
Загадки круговорота воды в природе
|
4
|
1
|
3
|
|
16
|
Загадки о состояниях воды.
|
|
1
|
|
Дети учатся составлять свои загадки
|
17
|
Наблюдение в природе за водой
|
|
|
1
|
Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней.
|
18
|
Природа дождевого облака
|
|
|
2
|
Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду
|
19
|
Природа снежного облака
|
|
|
3
|
Учимся рисовать снежинки, оформление выставки
|
5
|
Загадки под водой и под землей
|
5
|
3
|
2
|
|
20
|
Как изучают подводный мир.
|
|
|
1
|
Просмотр учебного фильма
|
21
|
Киты, дельфины, акулы.
|
|
1
|
|
Рисунки детей по теме занятия
|
22
|
История открытия гигантского кальмара.
|
|
2
|
|
Конкурс рисунков обитателей океанов
|
23
|
Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».
|
|
3
|
|
Рисунки детей по теме занятия
|
24
|
Жизнь в темных глубинах океана.
|
|
|
2
|
Просмотр учебного фильма
|
6
|
Загадки растений
|
3
|
1
|
2
|
|
25
|
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений.
|
|
|
1
|
Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле.
|
26
|
Сказка о цветке-недотроге.
|
|
|
2
|
Ролевая игра.
|
27
|
Образование плода. Многообразие плодов.
|
|
1
|
|
Просмотр учебного фильма
|
7
|
Планета насекомых
|
4
|
2
|
2
|
|
28
|
Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека.
|
|
|
1
|
Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях.
|
29
|
Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук.
|
|
1
|
|
Выполнение зарисовок
|
30
|
Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка.
|
|
2
|
|
Выполнение зарисовок
|
31
|
Охрана насекомых.
|
|
|
2
|
Проектная работа
|
8
|
Что такое НЛО?
|
1
|
|
1
|
|
32
|
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
|
|
|
|
Круглый стол.
|
|
Заключение
|
1
|
|
1
|
|
33
|
Что мы узнали и чему научились за год.
|
|
|
|
Привлечь внимание детей к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.
|
|
Итого
|
33
|
14
|
19
|
|
следующая страница >>