Программа дополнительного образования детей «здравствуй, школьный музей» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа деятельности муниципального образовательного учреждения... 11 1826.84kb.
Отчет о работе муниципального образовательного учреждения дополнительного... 1 294.53kb.
Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей 1 205.97kb.
Программа межведомственного фестиваля педагогов дополнительного образования... 1 56.09kb.
Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного... 6 1507.77kb.
Отчет о работе школьного краеведческого музея Герменчикская сош 1 75.71kb.
«Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области» 1 35.24kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей «мир... 4 647.84kb.
Конкурс-форум проводится Отделением туризма и краеведения государственного... 3 471.19kb.
Система оценки качества образования в учреждении дополнительного... 1 91.4kb.
Дополнительного образования детей 1 293.09kb.
Проблема установления даты смерти киевского князя Всеволода Ольговича 1 85.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дополнительного образования детей «здравствуй, школьный музей» - страница №1/1

Приложение 1

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»
Разработана Мостяковой Татьяной Николаевной, учителем истории

высшей квалификационной категории, заведующей школьным музеем

Программа рассмотрена научно – методическим советом школы

и рекомендована к использованию (протокол № 1 от 15.09.2007г.)



ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Данная программа имеет огромное значение в деле воспитания и фор­мирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота.

Программа «Здравствуй, школьный музей!» рассчитана на учащихся 1-11 классов (является программой дополнительного образования учащихся).

Дети - будущее нашего общества. Для того, чтобы вырастить дос­тойных граждан, патриотов Отечества, необходимо формировать у детей и подростков духовно-нравственный стержень. Сегодня ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколениями ни в политике, ни в культуре, ни в образовании невозможно уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школь­ный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответст­венности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации, Родины.

Принцип построения данной Программы - преемственность, непрерыв­ность, развитие.

Отличительная особенность программы состоит в тщательном отборе ма­териалов, которые не подменяют и не дублируют другие источники знаний, а передают информацию, добытую самими членами музея на основе доку­ментальных свидетельств, материальной и духовной культуры.

Программа авторская, т.к. она полностью составлена на местном материале.

Программа является комплексной, сочетающей в себе музееведение, экс­курсионное дело, «Летопись школы», историческое краеведение, вклю­чает сведения по истории, литературоведению, культурологии, археологии, этнографии.

Базой для реализации программы являются: школьный музей, Лянторский хантыйский эт­нографический музей.

Музееведение включает изучение фондов школьного музея; комплекто­вание фондов, учет музейного дела, хранение музейных предметов; знаком­ство с экспозициями школьного и других государственных музеев.

Экскурсионное дело поможет развить умения и навыки публичных высту­плений, этикет общения с учащимися разных возрастов. Это особенно акту­ально для учащихся гуманитарного цикла, ориентированного на получение в будущем профессии творческого характера.

«Летопись школы» - основное направление развития школьного музея. Учащиеся школы и педагогический коллектив примут участие в операции «Интересная находка» - это информация о первых директорах школы, о пер­вых учителях, учениках и их дальнейшей судьбе; это и личные вещи бывших учеников, учителей, пионерские галстуки и комсомольские значки, билеты; книги, статьи, написанные выпускниками школы; похвальные грамоты уче­ников, дневники, тетради, учебники бывших учащихся, грифильные доски, пеналы; о выпускниках - медалистах; о школе в наши дни, об успехах и дос­тижениях в учебе, в НОУ «Эврика», в олимпиадах, в спорте, в разных кон­курсах.

Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданственности и патриотизма. Объектами изучения станут социально — экономическое, политическое, историческое и культурное развитие г.Лянтора и Сургутского района. История родного города рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Изучение истории, культуры, быта пимских Хант, коренного населения, позволит пополнить экспозиции «Поклонимся великим тем годам», «Воспитание памятью», «Неиссякаемый родник».

На четвертом этапе реализации в программы (2009-2010 учебный год) в разделе «Историческое краеведение» уделяется особое внимание на реализацию мероприятий, посвященных 65-летию Победы в ВОв, направленных на воспитание патриотизма по средствам изучения исторических событий России и местных событий к контексте периоды ВОв (Пим в годы Великой Отечественной войны. Пимские ханты в годы войны. Участие пимских хант в боях. Мемориальный памятник в г.Лянторе).


Девизом музея являются слова: «И люди, и вещи - наш фонд золотой».
ЦЕЛИ:

1. Способствовать воспитанию любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, расширению знаний об отечестве, о своей малой Родине.

2. Вырабатывать гражданско - патриотические ориентиры у детей.

3. Способствовать укреплению связи между поколениями.

4. Формировать у учащихся научно-исследовательское мировоззрение.

5. Способствовать социальной адаптации школьников, их профориента­ции.

6. Развивать и сохранять лучшие традиции школы.

7. Постоянно расширять материальную базу музея.


ЗАДАЧИ:

1. Углублять и расширять знания по музееведению, экскурсионному делу.

2. Знакомить учащихся с историей, бытом, традиционной культурой пим­ских хант.

3. Собирать материал, связанный с историей школы, обычаями, праздни­ками.

4. Способствовать развитию навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности.

5. Развивать интерес к учебным предметам, творческие способности уча­щихся.

6. Распространять знания, полученные в результате поисково-исследовательской работы, среди учителей, школьников, родителей.

7. Шире использовать возможности музея в учебно-воспитательном про­цессе.

8. Постоянно пополнять музей экспонатами.

9. Укреплять сотрудничество с краеведческим музеем, архивом, библио­теками, учреждениями дополнительного образования.

Прогнозируемые результаты реализация Программы школьного музея пред­полагает следующее:
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2007 – 2010гг.
СОДЕРЖАНИЕ

1. Работа с активом музея

• Обучение актива основам музееведения.

• Распределение между активистами музея определенных участков рабо­ты.

• Совместная теоретическая и практическая работа в музее.

• Выработка заповедей музейщиков; общие песни о музее.

• Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и му­зейной работы.

• Организация соревнования между классами по основным направлени­ям деятельности музея: поисковой, благотворительной, творческой.


  • Участие во всероссийском добровольничестве (волонтерстве);

• Участие в издательской деятельности.

2. Поисково-собирательская работа и работа с фондами

• Сбор предметов, документов, фотографий, связанных, с историей школы, с 65-летием Победы в ВОв.

• Приведение поступивших экспонатов в экспозиционный вид.

• Ведение учетной документации.

• Составление картотеки музейных предметов.

• Создание условий для хранения экспонатов и коллекций.



З. Научно-экспозиционная работа

• Формирование коллекций экспонатов.

• Создание и описание экспозиций.

• Организация постоянных (с изменением и пополнением) и временных выставок и экспозиций экспонатов, литературы, тематических мате­риалов, творчества и достижений учащихся, учителей, родителей.



4. Экскурсионно-массовая работа

• Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация соответст­вующих материалов, посвященных 65-летию Победы в ВОв.

• Проведение экскурсий, бесед, уроков, устных журналов, классных ча­сов и т.п.

• Встречи с краеведами, местными поэтами, художниками, другими ин­тересными людьми города и района.

• Дни открытых дверей.

• Творческие отсчеты.

• Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной рабо­те.

5.Творчество учащихся, ремесло

• Организация выставок творческих работ школьников, их достижений.

• Организация соревнования между детьми и классами в творческой дея­тельности, постоянное подведение итогов.

6. Благотворительность.

• Систематическое проведение благотворительной деятельности.

• Обязательная организация благотворительных акций к некоторым да­там:

• 20 ноября (Всемирный день ребенка);

• 3 декабря (Международный день инвалидов);

• 23 февраля, 8 марта (День защитника Отечества, Международный жен­ский день);

• 18 мая (Международный день музеев).

7. Методическая, консультационная работа.

• Составление и дополнение лекций, бесед, тематических карточек, ве­дение учетной документации.

• Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий и т.д.

• Проведение семинаров, педмастерских, методических часов, связанных с лингвокраеведением, с музейной и краеведческой работой, для учи­телей школы и района.

• Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведе­нию мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ.

• Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами по экспозициям музея.

• Сотрудничество с краеведческим музеем, архивом, учреждениями до­полнительного образования, библиотеки города, Славянским центром.

• Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе школьного музея.



8. Презентационная и издательская деятельность

• Отражение деятельности музея в различных информационных источни­ках: на стендах музея, в школьной газете, в районных газетах, в методи­ческих сборниках.

• Составление буклетов по школьному музею и его экспозициям.

• Создание видео- и компьютерных проектов, связанных с деятельностью музея.



9. Укрепление материально-технической базы музея

• Изготовление стендов, витрин, макетов.

• Ремонтные и технические работы.

• Приобретение технических и канцелярских средств.


МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:
Методы: словесные, наглядные, практические; репродуктивные и проблем­но-поисковые.

Формы: экскурсия, беседа, лекция практическое занятие, семинар, поси­делки, выставка, викторина, игра, устный журнал, путешествие, творческий отчет, встреча с интересным человеком, праздник, мастерская, консультация, научная конференция.
ОТСЛЕЖИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

• Ведение «Книги отзывов».

• Анкетирование, опросы.

• Систематические публикации материалов в газету, выпуск «Вестника музея».

• Оформление дневника музея.

• Выставки собранных материалов, экспонатов, творческих и исследова­тельских работ.

• Фотовыставки, аудио- и видеозаписи.

• Систематическое подведение итогов по разным направлениям деятель­ности музея.

• Обобщение опыта работы музея.

• Постоянная рефлексия деятельности.



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

• Использование всех возможностей музея в ознакомлении учащихся с историей школы, традиционной культурой проживающих народов на территории г.Лянтора.

• Систематическая научно-исследовательская работа в музее.

• Постоянное методическое пополнение музея с помощью литературы, курсов, конференций, семинаров по этнопедагогике и краеведению.

• Отслеживание результатов деятельности музея.

• Совершенствование материальной базы: приобретение компьютера, магнитофона, диктофона, ксерокса, видеокамеры и т.д.



МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

1. Создание нового структурного подразделения в рамках школьного детского объединения «ДОКА».

2. Выбор и утверждение Совета музея: руководителя и актива из числа учащихся и педагогов школы.

3. Выбор направления деятельности Музея, определение целей, задач, создание поисковых групп.

4. Проведение научно-исследовательской и научно-просветительской работы, связь с общественными организациями и СМИ.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Заведующий музеем

2. Педагог - организатор

3. Совет музея (25 человек, из них 8 учителей, 10 учащихся, 7 представителей общественности)

4. Актив музея (18 человек)

5. Социальные партнеры (Совет ветеранов Великой Отечественной войны, Совет ветеранов- участников локальных войн, Хантыйский этнографический музей, национальные общества города, библиотеки города, военно – учетный стол, Храм «Покрова Божией Матери», Центр детского творчества, средства массовой информации города и района)



ОЖИДАЕМЫЕ ТРУДНОСТИ:

1. Невозможность сбора музейных подлинных экспонатов, в связи с тем, что

- город относительно молодой,

- основная масса населения в возрасте до 40 лет,

- в будущем цель взрослого населения – эмигрировать на «большую» землю.

2. Недостаточная мотивация населения в оказании помощи по созданию экпозиций.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Музей станет:

• святыней школы, центром патриотического воспитания;

• местом сотворчества учителей, учащихся, родителей;

• методическим центром по осуществлению национально ориентирован­ного воспитания, по реализации регионального компонента в образова­нии.



Учащиеся:

• приобщатся к истории, быту, традиционной культуре коренного насе­ления;

• познают свои корни, проявят интерес к родословию;

• получат гражданско-патриотические и духовно-нравственные ориентиры;

• с уважением и пониманием будут относиться к старшему поколению, помогать людям, нуждающимися в заботе и внимании;

• разовьют творческие способности.

• внесут личный вклад в развитие музея по истории школы.

Учителя:

• получат помощь в осуществлении воспитательной работы, в проведе­нии мероприятий, в реализации национально-регионального компонен­та в учебно-воспитательном процессе;

• найдут дополнительную возможность в организации общественно по­лезной, значимой деятельности учащихся - поисковой, исследователь­ской, творческой, благотворительной;

• внесут личный вклад в развитие музея по истории школы.



Родители:

• получат возможность совместной полезной деятельности с детьми, теснее связывающей со школой;

• пополнять фонд музея.
Учебно - тематический план на 2007-2008год


Разделы и темы

всего

теория

практика

Раздел 1. Музееведение


28

16,5

11,5

1 .Музееведение как научная дисциплина. Понятие «Музейное дело».

2. Музееведение. Ключевые понятия в

музееведении. Метод и структура

музееведения.

3. Музей и общество.

4. Законодательство о музеях.

5. Классификация музеев.

6. Экскурсия в этнографический музей

г.Лянтор.

7. Практическое занятие.






1,2
3

3

3



3

1,5


2
3
6,5



Раздел 2. Юные экскурсоводы.

12

4,5

7,5

1. Профессия - экскурсовод.

2. Речь экскурсоводов.

3. Интонация и ритм.

4. Составление исторической справки

«История названий улиц города»





1,5

1,5


1,5

1,5

1,5


1,5

3


Раздел 3. «Летопись школы»

28

10

18

1. Все начинается с директора».

2. «Все начинается с учителя».

3. Первые ученики...

4. Воспоминания выпускников.

5. «Наши выпускники - медалисты».

6. Операция «Лучшая находка»

7. Оформление фотоальбомов





1,5

1,5


1,5

1,5


1,5
2,5

3

3



3

3
3


Раздел 4.Историческое краеведение

46

12

34

1 . Историко-краеведческие навыки.

2. Краеведческие возможности Лянто-

ра.

3. Лики древнего Лянтора.



4. Пим в годы Великой Отечественной

войны.





3

3
3


3


2

10
11

11


Итого


114









Учебно - тематический план на 2008-2009 год


Разделы и темы

всего

теория

практика

Раздел 1. Музееведение


25,5


12


13,5


1 . Комплектование фондов

школьного музея.

2. Изучение музейных предметов.

3. Картотека музея.

4. Коллекция.

5. Массовая работа в музее.

6. Игра Брейн-ринг «Лучший

знаток истории школ»




1,5
3

1,5


1,5

3

1,5




3

3



1,5

3

3



Раздел 2. Юные экскурсоводы

21

7,5

13,5

1 . Культура речи.

2. Экспозиции школьногб музея.

3 . Составление тезисов научно-

популярной статьи по теме

«История формирования

внешнего облика города».





3

4,5


7,5

3

3




Раздел 3. «Летопись школы»

28

10

18

1 . «Все начинается с директора».

2. «Все начинается с учителя».

3 . Первые ученики.

4. Воспоминания выпускников.

5. «Наши выпускники - медалисты».

6. Операция «Лучшая находка»

7. Оформление фотоальбомов



1,5

1,5


1,5

1,5


1,5
2,5

3

3



3

3
3


3

Раздел 4. Историческое

краеведение.



19,5


6


13,5


1.Наш город на современном этапе.

2. Экспозиция «Сокровища земли Сургутской».

3. Экспозиция «Неиссякаемый родник».

4. Экспозиция «Поклонимся великим тем годам»: «Нам дороги эти позабыть нельзя», «Идет война народная»

5. Участие в поисковой работе




1,5
1,5
1,5

1,5




1,5
6
3

3



Итого

114








Учебно - тематический план на 2009-2010 год


Разделы и темы

всего

теория

практика

Раздел 1. Музееведение.


27


6


21


1 . Исследовательская деятельность

школьного музея.

2. Учет музейного фонда.

3. Хранение музейных предметов.

4. Музейная экспозиция.





1,5
1,5

1,5


1,5

6
3

3

9



Раздел 2. Юные экскурсоводы

25

6

19

1 . Экскурсионное дело в России.

2. Организация работы экскурсовода.

3. Экскурсионная практика.

4. Самостоятельная творческая работа экскурсовода.






1,5

1,5
1,5

1,5


4

6
3


6

Раздел 3. «Летопись школы»

36,5

10

26,5

1. «Все начинается с директора».

2. «Все начинается с учителя».

3 . Первые ученики . . .

4. Воспоминания выпускников.

5. «Наши выпускники - медалисты».

6. Операция «Лучшая находка»

7. Оформление фотоальбомов




1,5

1,5


1,5

1,5


1,5
2,5

1,5


5

5

5


5

5


Раздел 4. Историческое краеведение, посвященное 65-летию Победы в ВОв «Победный салют»

25,5

6

19,5

1 . Экспозиция «Поклонимся вели-

ким тем годам» (пополнение материалами)

2. Сбор материала о хоре ветеранов «Рябинушка»

3. Создание экспозиции «Есть память, в которой не будет забвенья» (рассказывает о хоре ветеранов «Рябинушка» г.Лянтора)

4. Создание экспозиции «Последний путь ветерана Гришечко»





1,5

1,5
1,5


1,5

1,5

8
5
5



Итого

114









Содержание I года занятий на 2006-2007 год

Раздел «Музееведение»

Тема 1. Музееведение как научная дисциплина.

Теория. Музееведение как научная дисциплина. Понятие «Музейное дело».

Форма занятия: беседа.

Подведение итогов: собеседование.

Тема 2. «Музееведение». Ключевые понятия в музееведении,

предмет его исследования (теория).



Форма занятия: беседа.

Подведение итогов: собеседование.

Тема З.Музей и общество (теория)

Форма занятия: беседа.

Подведение итогов: собеседование.

Тема 4. Законодательства о музеях, социальные функции музея (теория)

Практика. Работа с Законодательством о музеях и положением о музеях и уголках.

Форма занятия: беседа.

Подведение итогов: собеседование.

Тема 5. Классификация музеев, музеи образовательных учреждений как от­крытая система. Цели и задачи, организация музея. Содержание и формы работы, учет, хранение. Совет музея (теория)

Практика: составление списка Совета музея.

Форма занятия: беседа.

Подведение итогов: собеседование.

Тема 6. Экскурсия в этнографический музей - знакомство с экспозициями. Форма занятия: экскурсия. Подведение итогов: собеседование.
Раздел 2. «Юные экскурсоводы»

Тема 1. Профессия - экскурсовод.

Теория. Понятие «экскурсия», классификация экскурсий, тематика «профес­сия - экскурсовод».

Практика. Составление экскурсии по музейным экспозициям.

Форма: собеседование.

Подведение итогов: проведение экскурсии по экспозиции «Поклонимся вели­ким тем годам»

Тема 2. Речь экскурсоводов.

Теория. Значение культуры речи. Языковая норма. Требования к правильной речи.

Практика. Чтение стихов любимых поэтов.

Форма: беседа, практическое занятие.

Подведение итогов: подобрать стихи на тему «Краски природы в стихах се­верных поэтов».

Тема 3. Интонация и ритм.

Теория. Русская интонация. Ударение и мелодика. Синтагма. Ритм публичной речи и стиха.

Практика. Чтение стихов любимых поэтов.

Форма: беседа с практическим занятием.

Подведение итогов: подбор стихов на тему «Краски природы в стихах север­ных поэтов».

Тема 4. История названий улиц города.

Практика: Составление исторической справки.

Форма: собеседование. Подведение итогов: чтение исторической справки.
Раздел 3. «Летопись школы»

Тема 1-4 «Из истории школы»

Теория: Значение сбора материала на тему: «Из истории школы»

Практика: Первые директора школы, первые учителя, первые ученики шко­лы, их дальнейшая судьба. Дневники, тетради, учебники бывших учащихся. Грифильные доски, пеналы, ручки, карандаши. Похваль­ные грамоты учащихся. Аттестаты зрелости бывших учеников, лич­ные вещи бывших учеников, учителей. Пионерские, комсомольские значки, галстуки, комсомольские и ученические билеты, книги, ста­тьи, написанные выпускниками школы.

Форма: собеседование, оформление материала.

Тема 5: «Наши выпускники - медалисты»

Теория: Значение сбора материла о медалистах.

Практика: Сбор фотоматериала, воспоминаний выпускников в школе.

Форма: собеседование.

Подведение итогов: оформление экспозиции.

Тема 6-7. «Школа в наши дни». Операция «Лучшая находка».

Теория: Итоги работы школы за 10 лет 1997-2007 г.:

• Воспитательная работа (КВН, конкурсы военно-патриотической песни).

• Спортивная работа.

• Методическая работа.

• Учителя- участники конкурсов - школьных, городских, районных, окруж­ных, российских.

• Научно-исследовательская деятельность учащихся в НОУ «Эврика».



Практика: сбор приказов, документов, фотоматериала.

Подведение итогов: оформление альбомов, экспозиций.
Раздел 4. «Историческое краеведение»

Тема 1. Историке- краеведческие навыки

Теория. Требования к оформлению и напечатанию рефератов, конкурсных и творческих работ. Работа с источниками: литература, газета. Виды ис­точников: устные рассказы краеведов, старожилов.

Форма: беседа.

Практика: работа с литературными и архивными источниками, отбор литера­туры, изучение архивов. Закрепление навыков работы с каталогами, картотеками.

Тема 2. Краеведческие возможности г.Лянтор.

Теория: Общегеографическая характеристика г.Лянтор. Население. Нацио­нальный состав. Экспозиция музея «Неиссякаемый родник» - матери­альная и духовная культура русского народа.

Практика: работа с картой города.

Форма: беседа.

Подведение итогов: оформление карты города, оформление схемы.

Тема 3. Лики древнего Лянтора.

Теория: Археология как наука. Археологическое прошлое края. История ко­ренного населения. Понятие «этнос». Культурное наследие пимских хант.

Практика: Сбор материала для экспозиции «Сокровища земли Сургутской».

Форма: встречи с представителями коренного населения.

Подведение итогов: оформление экспозиций.

Тема 4. «Пим в годы великой Отечественной войны».

Теория: перестройка народного хозяйства на военный лад. Новые предпри­ятия, построенные на Пиме в годы Вов. Пимские ханты в годы ВОВ. Участие пимских Хант в боях. Мемориальный памятник в г.Лянторе.

Практика: Экскурсия в музей. Подготовка сообщений «Земляки - герои Ве­ликой Отечественной войны». Встреча с ветеранами войны и тыла.

Форма: сбор материала, оформление.

Подведение итогов: пополнение экспозиции «Поклонимся великим тем го­дам»

Содержание II года занятий 2007-2008 год

Раздел 1. «Музееведение»

Тема 1. Комплектование фондов школьного музея.

Теория. Понятие «фонды музея». Фонд школьного музея. Научная организа­ция фондов школьного музея. Основной, вспомогательный и обмен­ный фонды. Непрофильные материалы. Учет и хранение фондов.

Практика: Заполнение инвентарной книги, оформление фотоальбомов.

Форма: беседа, практическое занятие.

Подведение итогов: зачет.

Тема 2. Изучение музейных предметов: атрибуция музейного предмета. Со­путствующая информация музейного предмета: об акте передачи пред­мета на временное и постоянное хранение. Фото и видеофиксация. Вспомогательный и справочный материал в музее.

Практика: Заполнение инвентарной книги, оформление фотоальбомов, со­ставление карточек и картотеки.

Форма: беседа, практическое занятие.

Подведение итогов: зачет.

Тема 3. Картотека «Соты». Составление карточек музейного предмета .

Практика: Заполнение инвентарной книги, оформление фотоальбомов, со­ставление карточек и картотеки. Форма: беседа, практическое занятие. Подведение итогов: работа с музейными терминами.

Тема 4. «Коллекция» - понятие. Работа с музейной коллекцией.

Практика: Описание коллекции.

Форма: беседа, практическое занятие.

Подведение итогов: зачет.

Тема 5. Массовая работа в музее.

Теория. Формы и виды массовой работы в музее. Экскурсии, беседы, лекции, выставки, посиделки, викторины, игры, путешествия (заочны), встречи с интересными людьми, праздники, научные конференции, предметные недели.

Практика: Подготовка материала к проведению игры «Лучший знаток исто­рии школы».

Форма: Просмотр видеоматериала « Летопись музея».

Подведение итогов: практическое занятие.

Тема 6. Игра Брейн - ринг «Лучший знаток истории школы»

Подведение итогов.

Раздел 2. «Юные экскурсоводы»

Тема 1. Культура речи.

Теория: Нормы произношения. Понятие об эрфоэпии. Стиль, произношение. Правила произношения. Нормы ударения. Особенности ударения в су­ществительных, прилагательных, глаголах. Работа со словарем. Виды словарей, справочный аппарат.

Практика: подготовка экскурсии по школьному музею.

Форма: беседа.

Подведение итогов: Проведение экскурсии в школьном музее для учащихся 1-11 классов по тематическим экспозициям.

Тема 2.Понятие об экспозиции.

Теория: Методика и принципы ТЭП (а) (тематико-экспозиционного плана).

Экскурсионный текст. Экскурсионный показ. Приемы показа.



Форма: беседа.

Подведение итогов: разработка экскурсий по экспозициям (по выбору).

Тема 3. Практическое занятие. Составление тезисов научно-популярной ста­тьи на тему « История формирования внешнего облика города».
Раздел 3. «Летопись школы»

Тема 1-4 «Из истории школы»

Теория: Значение сбора материала на тему: «Из истории школы»

Практика: Первые директора школы, первые учителя, первые ученики шко­лы, их дальнейшая судьба. Дневники, тетради, учебники бывших уча­щихся. Грифильные доски, пеналы, ручки, карандаши. Похвальные грамоты учащихся. Аттестаты зрелости бывших учеников, личные ве­щи бывших учеников, учителей. Пионерские, комсомольские значки, галстуки, комсомольские и ученические билеты, книги, статьи, напи­санные выпускниками школы.

Форма: собеседование, оформление материала.

Тема 5: «Наши выпускники - медалисты»

Теория: Значение сбора материла о медалистах.

Практика: Сбор фотоматериала, воспоминаний выпускников в школе.

Форма: собеседование.

Подведение итогов: оформление экспозиции.

Тема 6-7. «Школа в наши дни». Операция «Лучшая находка».

Теория: Итоги работы школы за 10 лет 1997-2007 г.:

• Воспитательная работа (КВН, конкурсы военно-патриотической песни).

• Спортивная работа.

• Методическая работа.

• Учителя- участники конкурсов - школьных, городских, районных, окруж­ных, российских.

• Научно-исследовательская деятельность учащихся в НОУ «Эврика».



Практика: сбор приказов, документов, фотоматериала.

Подведение итогов: оформление альбомов, экспозиций.
Раздел 4. «Историческое краеведение»

Тема 1.Наш город на современном этапе.



Теория: Экономическое и социальное развитие. Промышленность. Культура, образование. Экономические проблемы, демографические и социаль­ные проблемы.

Практика: Работа с краеведческими источниками: справочной литературой, газетами, журналами.

Форма: Практическое занятие, просмотр фильма «Лянтору - 75 лет».

Подведение итогов: оформление картотеки и папок по теме «Наш город на современном этапе».

Тема 2.«Сокровища земли Сургутской». Экспозиция.

Теория: Знакомство с материальной и духовной культурой пимских хант.

Жилище, семья, бытовой уклад, хозяйственные занятия, праздники,

сказки.

Практика: Изготовление наглядного материала: жилище, хозяйственные занятия пимских хант.

Форма: Практическое занятие.

Подведение итогов: пополнение экспозиции «Сокровища земли Сургутской».

Тема 3. «Неиссякаемый источник». Экспозиция.

Теория: Жилище, семья, бытовой уклад, земледельческая культура, орудия труда, домашняя утварь, праздники народного календаря крестьян в России. Крестьянские праздники и будни: знание законов природы, традиции - способ бытия (обычаи, обряды, приметы), народные празд­ники. Масленица, троица, купала, покров, свадьба. Православные праздники: духовный смысл общедеревенских праздников. Рождество Христово и Святки, Пасха, троица и Вербная неделя, посты как часть православной культуры.

Практика: Работа с источниками: книги, газеты, журналы. Составление картотек.

Форма: Научно — поисковая деятельность.

Подведение итогов: чтение рефератов.

Тема 4. «Поклонимся великим тем годам». Экспозиция.

Теория: Пим в годы Великой Отечественной войны. Пимские ханты в годы войны. Участие пимских хант в боях. Мемориальный памятник в г.Лянторе.

Практика: Экскурсия в музей. Подготовка сообщений «Земляки - герои Ве­ликой Отечественной войны». Встреча с ветеранами войны и тыла.

Форма: сбор материала, оформление.

Подведение итогов: пополнение экспозиции «Поклонимся великим тем го­дам»

Содержание III года занятий 2008-2009 год

Раздел 1. «Музееведение»

Тема 1. Исследовательская деятельность школьного музея.

Теория: Основные направления исследовательской деятельности школьного музея: этнография, история, социология, культура. Представление работ учащихся с 2002 года. Планирование и организация иссле­довательской деятельности школьного музея.

Практика: Как написать исследовательскую работу?

Форма: Практическое занятие. Работа с источниками.

Подведение итогов: Выбор тем и направлений исследовательской деятельности членов школьного музея.

Тема 2. Учет музейного фонда.

Теория: Понятие «Учет музейного фонда». Прием предмета в музей, учетная документация, каталогизация музейных фондов.

Практика: Работа с инвентарной книгой. Регистрация коллекции школьного

музея. Оформление дара музею.



Форма: беседа, практическая часть.

Подведение итогов: умение заполнять инвентарную книгу.

Тема 3. Хранение музейных предметов.

Теория: Режим хранения в музее: консервация и реставрация.

Хранение предметов.



Практика: Практическое занятие в Лянторском этнографическом музее, фор­мирование умений и навыков с целью хранения музейных предметов.

Подведение итогов: собеседование.

Тема 4. Музейная экспозиция.

Теория: принципы и методы построения экспозиции. Экспозиционный мате­риал. Школьные экспозиции: «Поклонимся великим тем годам», «Не­иссякаемый родник», «Сокровища земли Сургутской».

Практика: проектирование экспозиции «Сокровища земли Сургутской».

Форма: практическое занятие.

Подведение итогов: эскиз проекта.

Раздел «Юные экскурсоводы»

Тема 1. Экскурсионное дело в России.

Теория: Развитие экскурсионного дела в России. Историческая справка.

Практика: словарный диктант.

Форма: практическое занятие.

Подведение итогов: результаты знаний музейной терминологии.

Тема 2. Организация работы экскурсовода.

Теория: Внешний вид экскурсовода, культура речи, техника безопасности. Подготовка помещения к проведению экскурсии.

Практика. Работа над составлением экскурсии по историческим источникам

по выбранной теме.



Форма: практическое занятие.

Подведение итогов: проведение экскурсии по выбранной теме.

Тема З. Экскурсионная практика.

Форма: экскурсия в этнографический музей г.Лянтора.

Тема 4. Творческая работа экскурсовода.

Практика: проведение экскурсии для учащихся 1-11 классов по выбору.
Раздел 3. «Летопись школы»

Тема 1-4 «Из истории школы»

Теория: Значение сбора материала на тему: «Из истории школы»

Практика: Первые директора школы, первые учителя, первые ученики шко­лы, их дальнейшая судьба. Дневники, тетради, учебники бывших учащихся. Грифильные доски, пеналы, ручки, карандаши. По­хвальные грамоты учащихся. Аттестаты зрелости бывших учени­ков, личные вещи бывших учеников, учителей. Пионерские, ком­сомольские значки, галстуки, комсомольские и ученические биле­ты, книги, статьи, написанные выпускниками школы.

Форма: собеседование, оформление материала.

Тема 5: «Наши выпускники - медалисты»

Теория: Значение сбора материла о медалистах.

Практика: Сбор фотоматериала, воспоминаний выпускников в школе.

Форма: собеседование.

Подведение итогов: оформление экспозиции.

Тема 6-7. «Школа в наши дни». Операция «Лучшая находка».

Теория: Итоги работы школы за 10 лет 1997-2007 г.:

• Воспитательная работа (КВН, конкурсы военно-патриотической песни).

• Спортивная работа.

• Методическая работа.

• Учителя- участники конкурсов - школьных, городских, районных, ок­ружных, российских.

• Научно-исследовательская деятельность учащихся в НОУ «Эврика».



Практика: сбор приказов, документов, фотоматериала.

Подведение итогов: оформление альбомов, экспозиций.
Раздел 4. «Историческое краеведение»

Тема 1.Наш город на современном этапе.

Теория: Экономическое и социальное развитие. Промышленность. Культура, образование. Экономические проблемы, демографические и социаль­ные проблемы.

Практика: Работа с краеведческими источниками: справочной литературой, газетами, журналами.

Форма: Практическое занятие, просмотр фильма «Лянтору - 75 лет».

Подведение итогов: оформление картотеки и папок по теме «Наш город на современном этапе».

Тема 2.«Сокровища земли Сургутской».

Теория: Знакомство с материальной и духовной культурой пимских хант. Жилище, семья, бытовой уклад, хозяйственные занятия, праздники, сказки.

Практика: Изготовление наглядного материала: жилище, хозяйственные занятия пимских хант.

Форма: Практическое занятие.

Подведение итогов: пополнение экспозиции «Сокровища земли Сургутской».
Тема 3. «Неиссякаемый источник»

Теория: Жилище, семья, бытовой уклад, земледельческая культура, орудия труда, домашняя утварь, праздники народного календаря крестьян в России. Крестьянские праздники и будни: знание законов природы, традиции - способ бытия (обычаи, обряды, приметы), народные празд­ники. Масленица, троица, купала, покров, свадьба. Православные праздники: духовный смысл общедеревенских праздников. Рождество Христово и Святки, Пасха, троица и Вербная неделя, посты как часть православной культуры.

Практика: Работа с источниками: книги, газеты, журналы. Составление картотек.

Форма: Научно - поисковая деятельность.

Подведение итогов: чтение рефератов.
Тема 4. «Поклонимся великим тем годам».

Теория: Пимчане в годы Великой Отечественной войны. Пимские ханты в годы войны. Участие пимских хант в боях. Мемориальный памятник в г.Лянторе.

Практика: Участие в поисковой работе и создание экспозиций. Встреча с ветеранами войны и тыла.

Форма: сбор материала, оформление.

Подведение итогов: пополнение экспозиции «Поклонимся великим тем го­дам»
Литература:

1. Головин Б.Н. «Как говорить правильно».- 1979 г.

2. Дьякова Р.А.. «Основа экскурсоведения».-1985 г.

3. Музееведение. Музеи исторического профиля. Левыкина К.П. 1988г.

4. Панкеева И. «Русские праздники». 1999 г.



муниципальное общеобразовательное учреждение



«Лянторская средняя общеобразовательная школа №6»






Трудно быть хорошим соседом в плохом соседстве. Уильям Касл
ещё >>