страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа для студентов москва -2010 в основу разработки программы положен Государственный - страница №1/1
![]() МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ![]() КУЛЬТУРОЛОГИЯП Р О Г Р А М М АДЛЯ СТУДЕНТОВМосква –2010 |
|
|
Объем в часах по формам обучения | ||
Виды занятий |
Условные обозначения |
очная форма обучения |
очно-заочная форма обучения |
заочная форма обучения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего аудиторных часов |
|
72 |
28 |
14 |
Лекции |
Л |
52 |
18 |
8 |
Семинары |
С |
20 |
10 |
6 |
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя |
СРП |
15 |
10 |
8 |
Самостоятельная работа студентов |
СРС |
25 |
30 |
32 |
Зачёт |
З |
З |
З |
З |
Экзамен |
Э |
- |
- |
- |
Курсовая работа |
Кр. |
- |
- |
- |
Контрольная работа |
к.р. |
- |
- |
- |
№ п/п |
Темы занятий |
Объём в часах по формам обучения | ||
|
очная форма обучения |
очно-заочная форма обучения |
заочная форма обучения | |
1 |
Культурология как система знаний о культуре |
4 |
2 |
0,5 |
2 |
Школы, направления и теории в культурологии |
2 |
1 |
0,5 |
3 |
Ценности в культуре. |
2 |
1 |
0,5 |
4 |
Культурные основы мировых цивилизаций. |
4 |
1 |
0,5 |
5 |
Культура и религия. |
4 |
1 |
0,5 |
6 |
Культура и искусство. |
4 |
1 |
0,5 |
7 |
Культура и экология. |
2 |
1 |
0,5 |
8 |
Культура и общество. |
4 |
2 |
0,5 |
9 |
Знание как элемент культуры. |
4 |
1 |
0,5 |
10 |
Проблема преемственности в культуре. |
2 |
1 |
0,5 |
11 |
Культура как информационный обмен. |
4 |
1 |
0,5 |
12 |
Культура в процессах социализации. |
4 |
1 |
0,5 |
13 |
Управление культурными процессами. |
4 |
1 |
0,5 |
14 |
Культура как фактор этнической и национальной интеграции. |
4 |
1 |
0,5 |
15 |
Русская культурологическая мысль. |
4 |
2 |
1 |
|
ИТОГО: |
52 |
18 |
8 |
Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Культурология в системе современных наук. Культурология и философия культуры. Взаимодействие культурологии с антропологией, ее связь с этнографией и социологией. Общественная и этническая психология как науки об особенностях духовного склада отдельных социальных слоев и этнонациональных образований. Культурология и демография. Культурология и история культуры. Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез и другие.
О современных определениях культуры. Культура как сложное понятие, обозначающее «результат», «процесс», «способ», «отношения», «норму», «систему», единственным субъектом и преимущественным объектом которых является человек.
Личность и человечество как категории культуры. Проблема соотношения между личностью и обществом. Гуманизм как сущность культуры. Культура – единственный способ преодоления межличностных, групповых, национальных, рассовых, классовых, религиозных и других конфликтов.
Деятельность как способ развития культуры. Репродуктивная и творческая деятельность. Роль творчества и новаторства в прогрессе культуры. Проблема поступательности в развитии культуры. Неуклонный прогресс науки и техники на фоне взлетов и падений в эстетическом и этическом развитии человечества. Несовпадение ритма и вех его общественно-экономической и культурной истории.
Язык, символика, знаковые системы как носители культурных значений.
Тема 2. Школы, направления и теории в культурологии.
Основные культурологические школы как отражение многообразия научных подходов к феномену культуры. Общественно-историческая школа, ее истоки и основные представители (О.Шпенглер, А.Д. Тойнби), их сходство и различия. Натуралистическая школа и ее стремление подчеркнуть психобиологическую обусловленность культуры. Психоаналитические концепции культуры. Соотношение рационального и иррационального в духовных процессах. З.Фрейд и психоанализ как метод исследования процессов творчества. Взаимоотношения между фрейдизмом и марксизмом. К.Г.Юнг и теория «культурных архетипов». К.Лоренц и этология как наука об инстинктивных основах человеческой культуры. Взгляды Б.К.Малиновского на культуру как ответ на психофизиологические потребности. Социологическая школа, ее общая характеристика и связь с другими школами. Т.С.Элиот и теория духовных «элит». П.А.Сорокин – выдающийся представитель русской творческой эмиграции, его роль в становлении социологии. Типологическое деление культур на «чувственные», «рациональные» и «идеалистические». А.Вебер и понимание истории как трех взаимосвязанных процессов – социального, цивилизационного и культурного. Т. Парсонс и его теория культуры. Символическая школа и ее связь с информационной революцией. Э.Кассирер и его представление о культуре как о «символической Вселенной». К.Леви-Строс – создатель структурной антропологии, его взгляды на культуру «примитивных» и «первобытных» народов, на роль мифов в формировании культуры. Взгляды и роль Л.А. Уайта в становлении современной культурологии.
ТЕМА 3. ЦЕННОСТИ В КУЛЬТУРЕ.
Аксиология – отрасль знания о ценностях и ценностных ориентацииях. Понятие ценности. Ценности материальные, социальные, духовные. Интересы и ценности. Социальная функция ценности. Совокупность социально значимых ценностей как система ценностных ориентаций общества. Ценности этнические, этические и эстетические – три основы системы ценностных ориентаций. Ценности и нормы. Духовные ценности. Потребность человека и общества в идеальных образцах для подражания. Ритуал как механизм для подражания.
Соотношение понятий «ценности», «идеалы», «интересы». Классификация ценностей. Содержание ценностей в разных культурах: семья, богатство, труд. Практицизм как культурная ценность.
Механизм действия ценностей. Соотношение ценностных ориентаций и средств их реализации. Ценностные конфликты. Аномия как расхождение между ценностными мотивациями и возможностями.
Художественная литература о роли ценностей в жизни человека и общества.
Ценность архаического (идущего от предков). Накопление ценностей и ценностно-культурная среда жизнедеятельности общества. Культура как механизм накопления и воспроизводства ценностных ориентаций, актуализации ценностной архаики.
Структура и ценности духовной культуры. Определение духовной ценности. Классификация культурных ценностей по содержанию и степени распространенности. Научные, нравственные и художественные ценности. Общечеловеческие, национальные, сословно-классовые, локально-групповые и индивидуально-личностные ценности. Относительность и подвижность культурных ценностей и другие закономерности их существования.
ТЕМА 4. КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
Определение цивилизации. Значение культуры в формировании цивилизации. Социокультурные функции цивилизации: дифференциация, интеграция и преемственность. Духовная и социальная структура цивилизации. Религия и цивилизации.
Роль государства в развитии цивилизации. Неоднозначность взаимоотношений между культурой и государством. Власть как насилие над личностью. Диссидентство и конформизм интеллигенции. Культура как фактор ограничения власти и контроля над ней. Государство и нравственность. Идеология этатизма. Макиавелли и макиавеллизм в политике. Зависимость судеб национальной культуры от государственного устройства. Культура и демократия, их взаимообусловленность. Противоположные точки зрения: элитарные течения в культурологии. Духовные отцы элитарных идей – Т.Карлейль, Ф.Ницше и др. Культура в авторитарно-диктаторском государстве до начала ХХ века. Появление тоталитаризма как практической реализации диктатуры пролетариата. Основные проявления тоталитаризма в духовной сфере: монополизация и стандартизация системы образования и воспитания; монополизация средств массовой информации; преследования интеллигенции; стремление лишить народ исторической памяти и изолировать его от внешнего мира; культ личностей «вождей»; тоталитаризм и религия.
Цивилизация как конкретно-исторический феномен. Множественность цивилизаций. Условность понятий «общечеловеческая цивилизация» и «общечеловеческая культура»; причины невозможности их практического воплощения. Культурные универсалии как связующие элементы между всеми цивилизациями и культурами.
Человек и общество как субъекты жизнедеятельности; природа, человек и общество как объекты (участки приложения) деятельности; культура как совокупность форм деятельности). Исторические общности людей как локальные симбиозы субъекта, объекта и способа деятельности. Цивилизация как наиболее крупные и исторически устойчивые «блоки» историко-культурных общностей людей.
Цивилизация как «воплощенная» культура – исторически устойчивый симбиоз всех оснований объединения людей, типов их общности и срезов культуры, базирующийся на преобладающем единстве технологий деятельности, информационного поля и ценностных ориентаций.
ТЕМА 5. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ.
Место религии в системе культуры. Исторические типы соотношения сакрального и светского в культуре. Соотношение веры и знания в религиозном сознании. Соотношение эмоционального и рационального в религиозной жизни. Нормативное и ценностное значение мировых религий. Социальные функции религиозного спасения. Интегративная роль религий. Динамика религиозного сознания. Роль мистических течений. Реформаторские принципы в различных религиях. Судьба религии в современном мире. Структура изменений в массовой духовной жизни.
Религия и атеизм как формы духовности. Содержательные и знаковые стороны атеистической идеологии.
Значение веры и религии как стабилизирующего фактора. Психобиологические взгляды на необходимость религии. Роль религии и веры в формирование определенных типов культурных сообществ. Неоднозначность взаимоотношений между религией и наукой. Выдающиеся деятели науки, сохранявшие веру в Бога. Роль религии в познании тайн человеческой души. Взаимодействие религии и искусства как источник духовности. Религиозное и светское искусство. Определяющая роль религии в нравственной сфере культуры. Значение десяти христианских заповедей в качестве основы нравственности. Трагический опыт нашей страны по насильственному искоренению религии.
Религия как феномен самосознания человека и общества. Религия как система мировоззрения и как культура. Религиозная система ценностных ориентаций, обрядов и конфессиональной (церковной) организации – воплощенная религиозная культура. Многообразие религий и локальных религиозных культур.
Общая характеристика модернизма и его революционность и новаторство в художественной практике. Взгляды на современное искусство Н.А.Бярдева и Х.Ортеги-и-Гассета. Проблема дегуманизации искусства и гипотеза Ортеги о наиболее общем законе его развития. Основные модернистические школы и течения с их зарубежными и русскими представителями: символизм, сюрреализм, абстракционизм, футуризм, дадаизм и т.п.
Общее понимание искусства, его отличия и взаимосвязь с научным знанием, некоторые определения искусства, принадлежащие великим людям. Взгляды на искусство Л.Н. Толстого. Чувственная природа, образность и стремление к прекрасному как основные признаки искусства. Эстетика как наука о сущности и законах искусства. Искусствоведение, его задачи и взаимодействие со смежными областями знания. Некоторые общие «законы» искусства и их относительность; индивидуальность и «окончательность» творчества; открытость для активного и субъективного восприятия; спорность прогресса в искусстве; его демократизм и т.п. Взаимодействие искусства с другими сферами культуры: искусство и религия; искусство и мораль; искусство и политика; искусство и техника; искусство и средства массовой информации.
ТЕМА 7. КУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЯ.
Общая постановка вопроса о взаимоотношении человека и природной среды. Современные взгляды на феномен человека. Понятие ноосферы у П.Тейера де Шардена и В.И. Вернадского. Научно-технический оптимизм и экологический пессимизм. Деятельность римского клуба. Общая оценка экологического состояния мира. Глобальные проблемы и различный подход к их приоритетности. «Экология души», «экология культуры» и понятие «гомосферы» у Д.С. Лихачева. Экологическое состояние Востока и Запада, роль в его формировании религиозного фактора. Исторические обвинения против христианства как веры, способствовавшей экологическому кризису. Опровержение таких обвинений П. Флоренским. Идея «равенства всех тварей» у Франциска Ассизкого. Фигура А.Швейцера как великого гуманиста и его этическое учение «благоговения перед жизнью». Общая оценка разницы в подходе к природе на Западе и Востоке. Хиппи и «битники» как симптом протеста против цивилизации, угрожающей природе.
Место и функции культуры в обществе. Функция приспособления к среде как самая древняя и общая для человека и животных. Человек и социальная среда. Гносеологическая и информационная функция культуры. Коммуникативная функция, ее связь с информационной и роль словесного языка и других знаковых систем в ее осуществлении. «Язык» искусства. Регулятивная (нормативная) функция и ее выражение в нормах морали, законах, обычаях, обрядах, правилах бытового повседневного поведения. Оценочная (аксиологическая) функция, ее взаимодействие с регулятивной и роль становления системы ценностей. Функция социализации (или человекотворческая) как синтез всех предыдущих функций.
Биологическое и внебиологическое наследование форм деятельности. Деятельность как предмет информационных связей. Основание форм деятельности через научение. Наследование результатов деятельности. Культура как социальная память общества о формах деятельности. Культура как система внебиологически обретенных и внебиологически наследуемых форм человеческой деятельности. Человеческая деятельность – социальная активность людей, программируемая и реализуемая средствами культуры.
ТЕМА 9. ЗНАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ.
Разнообразие знаний, используемых человеком. Типы знаний. Гносеологические, социальные и личностные стороны познавательного процесса. Соотношение между знанием и верой. Роль информатики в современном мире. Новые информационные технологии и социокультурные последствия информатизации. Концепция М.Маклуэна о роли средств коммуникации.
ТЕМА 10. ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В КУЛЬТУРЕ.
Поколение – движущая сила преемственности. Понятие поколения, его место в культурологии, динамика взаимоотношений «отцов» и «детей».
Различие между формационным и социологическим подходами к объяснению культурных изменений. Понятие «прогресса» и «отсталости» в культуре. Принцип самостоятельности эволюции каждой культуры. Роль культуры в сохранении и передаче накопленного опыта. Культура как хранитель времени и памяти общества. Средства обеспечения памяти и принципы ее изменения. Рамки традиции как механизм преемственности. Соотношение традиций и принципа самобытности культуры.
Культурное наследие. Общие моменты, характерные для преемственности и культурного наследия как взаимосвязанных категорий. Позитивная и негативная формы преемственности.
Традиционная периодизация истории культуры и краткая характеристика ее основных этапов: каменного века, медного века, бронзового века, железного века. Культура античности как основа современной западной цивилизации. Средневековье и его различия на Западе и Востоке Европы. Эпоха Возрождения, ее крупнейшие фигуры и краткая характеристика ренессансного мировосприятия. Век Просвещения как преддверие Великой французской революции. Современные взгляды на периодизацию истории и культуры: доиндустриальное (аграрное) общество, индустриальное и постиндустриальное общества, их краткая характеристика. Прогнозы футурологов. Несовместимость новых концепций развития человечества с марксистской теорией общественно-экономических формаций (отрицание классовой борьбы, деидеологизация, конвергенция и т.п.). Некоторые слабые стороны теории потсиндустриального общества. Преемственность как фактор развития.
Обмен информацией (инфосвязи) как необходимое условие коллективного существования людей. Два типа инфосвязей – синхронные и диахронные. Социумы – коллективы с преобладающе синхронными инфосвязями. Этносы – коллективы с преобладающе диахронными инфосвязями. Цивилизация – общественно-исторические организмы с относительно сбалансированными типами инфосвязей.
Содержание инфосвязей. Формы деятельности (технологии и результаты) производственного, познавательного, жизнеобеспечивающего и социорегулятивного характера – основы содержания инфосвязей. Культура как совокупность содержания передаваемой информации.
Механизмы инфосвязей. Прогностическая, организационно-регулятивная и познавательно-накопителная функции инфосвязей. Культура как технология передачи информации.
Языки инфосвязей. Символизация Бытия как построение его информационной модели. Символизация пространства и времени как форма их «очеловечивания». Символизация форм деятельности как способ введения их в процесс инфосвязей. Символизация человека и общества как инструмент регулирования их коллективной жизни. Аксиологическая функция символизация. Ценностные ориентации как наиболее символизированная сфера общественной жизни.
ТЕМА 11. КУЛЬТУРА В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Культурные механизмы социализации. Нормы и значения как средства социализации человека на разных этапах его жизни. Статусное значение культурных норм в разной социальной среде: феодальной, буржуазной, социалистической. Противоречия между внешними формами и реальными функциями в культурном общении.
Роль этикета в разной социальной и культурной среде. Статусное использование культуры в условиях массового производства. Мода и престижное потребление как символы статуса. Ролевая символика в молодежных и гендерных субкультурах.
Роль повседневности в процессах социализации. Основные этапы и типы социализации личности. Характерные особенности маргинальной личности, социальные причины маргинальности. Концепция авторитарной личности в работах Т.Адорно.
Место личности в системе духовной регуляции общества. Различия в подходе к личности в различных культурных системах Запада и Востока.
Иерархизация субъектов и форм их деятельности как способ их социализации. Социальность как иерархическая система. Символизация бытия – инструмент информационного обеспечения его иерархизации и институализации форм его освоения. Символизация как одна из сторон социализации.
Социальная культура как совокупность технологий по организации и регулированию коллективной жизни людей. Социальная культура – система сохранения и расширенного воспроизводства человеческого общества (локальных обществ) как устойчивого организма.
Культура и рынок. Влияние коммерциализации на культуру. Меценатство и фонды как формы регуляции культурной деятельности и жизни. Конкурсы. Опыт различных стран в государственной и рыночной регуляции культуры. Современная индустрия культуры. Культурный менеджмент и «шоу-бизнес».
Типы культурных общностей в пространстве: расовые, этнические, национальные и регионально-исторические. Культурная дихотомия «Восток – Запад». Характеристики культурных общностей и сочетание в них биологической и социальной обусловленности. Понятие этноцентризма. Национальные культурные общности. Проблемы культурной близости народов родственного происхождения и соответствующие движения (панарабизм, пантюркизм, панславянизм). Культурные различия между Востоком и Западом и их современная динамика. Проблема существования «мировой культуры». Взаимопроникновение и взаимообогащение культур.
Массовое общество и его культура. Технологические и социальные факторы, формирующие массовую культуру. Духовные аспекты массовой культуры. Функциональная ориентация. Функции массовой культуры: адаптация или манипуляция? Апологетика и критика массовой культуры.
Уровни и механизм взаимодействия культур. Условия, влияющие на межкультурные контакты: степень готовности к восприятию и адаптации инородных элементов, политический контекст, характер контактов. Факторы, способствующие взаимному обогащению. Факторы конфликтности. Содержание «культурного империализма» и принципы борьбы за культурную самобытность.
Современные тенденции межкультурного общения. Содержание международной культуры. Принципы культурной самобытности, право на самоопределение, диалог культур. Межкультурное взаимодействие и диалог как фактор гармонизации международных отношений.
Многообразие классификаций культур. Культура социально-исторических общностей: этнос, нация и цивилизация. Характеристика этнической культуры. Устойчивость и адаптивность этнических общностей. Роль дифференцирующих факторов. Функциональные рамки этнической культуры. Нация и культура. Культура как фактор коммуникативной общности в национальной жизни. Культурные механизмы национальной консолидации. Культурные рамки нации и проблема межнационального общения.
Этнические истоки культурного разнообразия России. Православие в структуре духовной жизни. Государство как формообразующее начало в социокультурной жизни. Противоречия русской культуры. Русские мыслители о противоречиях русской культуры (Бердяев, Лосский, Ильин, Федотов).
Диалектика взаимодействия народа и интеллигенции в качестве субъектов культуры. Специфика понятия «интеллигенция» в русской истории. Интеллигенция как «мыслящий и чувствующий аппарат нации», выразитель национального самосознания. Предпосылки появления, становление и перспективы развития этого общественного слоя. Социальная дифференциация культуры в советском обществе и в дореволюционной России. Роль интеллигенции в качестве объединяющего и интегрирующего фактора культурного развития.
Социокультурное размежевание в социалистической революции. Социокультурные характеристики и структура советского общества. Механизм государственно-партийной системы. Культурные аспекты национального устроения. Причины и характеристики застоя в советском обществе.
Культурные факторы процессов модернизации в России. Преобразования в политической и хозяйственной культуре. Культурное обновление и сохранение самобытности. Роль культурных заимствований. Плюрализм социокультурных процессов и проблема обустройства России.
2.3 Самостоятельная работа студентов
При осуществлении контроля целесообразно пользоваться ТСО.
№ п/п |
Темы занятий |
Объём в часах по формам обучения | ||
|
|
очная форма обучения |
очно-заочная форма обучения |
заочная форма обучения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Предмет и теории культурологии |
6 |
4 |
2 |
2 |
Культурологические особенности развития цивилизации |
6 |
2 |
2 |
3 |
Социодинамика отечественной культуры |
4 |
2 |
1 |
4 |
Охрана и использование культурного наследия |
4 |
2 |
1 |
Итого: |
20 |
10 |
6 |
2. Доцивилизационные истоки культуры.
3. Формирование цивилизованных признаков древних государств.
4. Цивилизация Востока. Особенности материально-духовной и художественной культуры стран Востока.
5. Взаимовлияние и самодостаточность культур Запада и Востока.
6. Социодинамика цивилизационного развития мировой культуры.
2. Христианизация Руси как культурологический фактор.
3. XV-XX вв. в российской культуре.
4. Социодинамика российской культуры XX в. Место и роль России в мировой культуре.
1. Культурология в системе гуманитарных наук.
ещё >> |