Программа для старшей школы представляет собой повторение, систематизацию и углубление знаний через призму практической и функционал - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Повторение курса физики 7-го класса 1 163.08kb.
Рабочая программа по экономике составлена на основе федерального... 1 171.61kb.
Экономическая категория «монополия»: сущность содержание и факторы... 1 187.05kb.
Практикум включает в себя задания по трем основным разделам стилистики... 4 674.05kb.
Человек в системе санкхья-йога 1 204.38kb.
Лексико-стилистические аспекты речи персонажей 1 41.41kb.
1. бжд представляет собой область 3 414.97kb.
Сборник научных трудов выпуск 7 Под редакцией профессора 24 4673.44kb.
Тесты для учащихся младшей, средней и старшей школы. Тесты составлены... 2 383.44kb.
Урок «Вегетативные органы растения» 1 81.97kb.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Через тернии к... 1 129.89kb.
Программу обеспечивают 24 3759.99kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа для старшей школы представляет собой повторение, систематизацию и углубление - страница №1/3



Одесская специализированная школа № 117

Кафедра русского языка и мировой литературы

Творчество. Поиск. Практика.

Р и т о р и к а

(тематический план, планы - конспекты уроков к разделу учебной программы «Русский язык», 11 класс – «Риторика»)

Кинбург Людмила Ивановна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории, «Учитель – методист»

г. Одесса, 2012 год



Из пояснительной записки

к программе по русскому языку для 11 класса (уровень стандарта) для общеобразовательных школ

с русским языком обучения

… Программа для старшей школы представляет собой повторение, систематизацию и углубление знаний через призму практической и функциональной стилистики…

Программа 11-го класса построена на обобщении и систематизации изученного по стилистике и культуре речи, нормах литературного языка, орфографии и пунктуации, а также включает раздел «Риторика».

Задача курса риторики – сформировать коммуникативную компетенцию учащихся на основе знаний о риторике как науке и искусстве слова, специфике устной публичной речи, умениях и навыках красноречия.

Изучение этого курса предполагает формирование у учащихся потребности в постоянном совершенствовании своей речевой деятельности.

Курс имеет практическую направленность, поэтому весомое место на занятиях должна занять работа по анализу и обсуждению образцов публичных выступлений, структурированию публичных выступлений, формированию толерантного отношения к собеседнику, умения участвовать в спонтанных и подготовленных диалогах-дискуссиях, словесных баталиях.

Развитие творческих способностей учащихся, личностно – ориентированный подход к обучению являются одним из основных принципов работы в старшей школе…
Тематический план

к разделу программы по русскому языку для 11-го класса «Риторика»



(всего 35 часов - 1 час в неделю; раздел «Риторика» - 10 часов + 2 контрольных + 3 резервных)



Содержание темы

Аукцион знаний. Презентация умений.




Риторика как наука и как искусство слова (1+2 ч.)




1

Из истории ораторского искусства.




2

Ораторское искусство Древней Греции и Древнего Рима

Презентация индивидуальных заданий

3

Ораторское искусство в Древней Руси

Презентация индивидуальных заданий




Роды, виды и жанры ораторской речи (3+1 ч.)




4

Структурные особенности и различия родов, видов и жанров ораторской речи




5

Общие принципы, типы и формы публичных выступлений.




6

Публичная монологическая и диалогическая ораторская речь

Развитие речи. Публичный диалог на морально – этическую тему

7

Текст и его специфика как риторского произведения

Развитие речи. Тезисы и конспект публичного выступления, воспринятого на слух

8

Контрольная работа







Ораторская речь. (2 ч.)




9

Подготовка оратора к выступлению




10

Урок – дискуссия на морально-этическую тему

Развитие речи. Слушание-чтение-понимание и анализ текстов ораторских выступлений в научном и публицистическом стилях




Публичная речь (3+1ч.)




11

Публичное выступление

Развитие речи. Слушание-чтение-понимание и анализ текстов ораторских выступлений

12

Личность и этика оратора. Приёмы поддержания внимания аудитории

Развития речи

13

Диалог на дискуссионную тему

Развитие речи.

14

Дебаты

Развитие речи.

15

Контрольная работа




Поурочные планы

(Русский язык. 11 класс. Раздел «Риторика»)

Уроки спланированы на основе учебной программы, подготовленной Н.Г.Озеровой, Г.А.Михайловской, Л.В.Давидюк, В.И.Стативки, Е.И.Быковой, и учебника «Русский язык», 11 класс, для общеобразовательных школ с русским языком обучения (уровень стандарта) под редакцией А.Н.Рудякова, Т.Я. Фроловой, Е.И.Быковой. Киев, изд. «Грамота», 2011 год.

Учебник рекомендован Министерством образования и науки Украины.

Межпредметная связь: русский язык, литература, история, изобразительное искусство.

ТЕМА: Риторика как наука и как искусство слова

УРОК ПЕРВЫЙ



Тема: Риторика как наука и как искусство слова. Из истории ораторского искусства.

Цели и задачи: познакомить учащихся с курсом риторики как науки о красноречии, убеждении и воздействии на аудиторию; познакомить учащихся с ораторским мастерством риторов Древней Греции и Древнего Рима, объяснить их взгляды на теорию красноречия.

Оборудование к уроку: учебник, тетрадь, проектор, слайды, словари иностранных слов.

Тип урока: урок применения знаний и формирование умений.

«Риторика – наука о мысли и речи, учение об убедительной,

украшенной, эффективной и уместной речи, о воспитании

личности через речь».

В.Аннушкин

Ход урока


  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы приступаем к изучению раздела русского языка - риторике как науке о мысли и слове. Зачем необходима риторика современному человеку?

В современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.п. В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. ХХ1 век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, то есть ведущую роль будут играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности, а значит, без риторики как науки об искусстве красноречия нам не обойтись

Риторическое воспитание и образование практически вы получали, начиная с 5 класса, и продолжается оно до окончания школы. Это работа на уроках словесности и литературы, когда вы знакомились с единицами речевой деятельности, со стилистикой языка, типами речи, речевыми жанрами и т.п. Особая роль риторики как учебного предмета в старших классах состоит в обобщении, совершенствовании и систематизации на новом уровне всех тех знаний и умений, которые были получены прежде. Риторика призвана дать полное представление о риторическом каноне как целостной системе действий на пути от мысли к слову, помочь обрести и совершенствовать умения и навыки анализа, самоанализа и самоконтроля вашего речевого поведения. ( На экране высвечивается тема, эпиграф, основные понятия раздела)

Оформление записи в тетрадях: темы, основных понятий раздела, эпиграфа (с. 154 учебника).

ІІ. Риторика – наука о мысли и речи

Работа с учебником: чтение учителем текста упражнения №179.

Задания.

1. Определить стиль текста, жанр, тип речи, тему и основную мысль;

2. Найти в тексте ответы на вопросы:

- почему люди выражают своё преклонение перед словом?

- как оценивали слово в древности и как относится к слову наш современник, умеет пользоваться им?

- какая наука даёт ответ на вопрос: в чём сила воздействия живого слова, врождённый ли это дар или результат длительного и кропотливого труда?

3. Прочитать высказывания выдающихся людей и пословицы о слове (упр. 180), дополнить их своими примерами по теме «Слово в жизни человека».

4. На основе приведённых и подобранных примеров составить и записать «Кодекс речевого поведения» - самостоятельная работа с последующим прочтением некоторых примеров и их комментарием.

5. Лингвистический практикум

Пользуясь словарём иностранных слов, составить словосочетания или предложения со следующими словами:

адаптация, альянс, альтернатива, антипод, беспрецедентный, брифинг, геноцид, декларация, дестабилизация, диссидент, догматизм, доктрина.

ІІІ. Итоги урока.

Возвращаясь к эпиграфу урока:

- что же такое риторика,

- почему мы говорили в течение урока о слове,

- как вы понимаете «воспитание личности через речь»

ІУ. Домашнее задание: упр. 180-181;

тезисы к статье учебника записать в тетрадь, выделить в тексте ключевые слова и с их помощью подготовить пересказ текста;

индивидуальные задания – подготовить презентацию о создателях теории «подлинного красноречия»: Сократе, Платоне и Аристотеле.

УРОК ВТОРОЙ



Тема: Ораторское искусство Древней Греции и Древнего Рима

Цели и задачи: ознакомить учащихся с ораторским мастерством риторов Древней Греции и Древнего Рима, объяснить их взгляды на теорию красноречия, обратить внимание учащихся на особенность древнего ораторского искусства.

Оборудование к уроку: учебник, тетрадь, проектор, портреты древнегреческих и древнеримских риторов.

Тип урока: урок применения знаний и формирование умений.

«Риторика – искусство речей» (Горгий)

«Риторика – искусство управлять умами» (Платон)

Ход урока

І. Опрос учащихся по домашнему заданию

Слово учителя. Издревле люди стремились разгадать секрет воздействия живого слова. Врождённый это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на многие вопросы даёт особая наука – риторика. Авторитет этой науки в древности, её влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что Платон её называл искусством управлять умами и ставили в один ряд с полководческим талантом и поэзией.

Термины «риторика»: в греческом языке retorike – «ораторское искусство», в латинском orator, orare – «говорить»,, в старославянском – «витийство», в русском – «красноречие» - все эти понятия синонимичны.

Учащиеся дополняют ответы презентацией индивидуальных заданий о создателях теории «подлинного красноречия»: Сократе, Платоне, Аристотеле.

ІІ. Работа в тетрадях: запись темы, эпиграфов;



  1. выполнение упр.182 – отрывок из поэмы Гомера «Одиссея» записать

и выполнить письменно задания.

2) Задания.

- Какое значение для эллинов имела способность человека к красноречию (устно)?

- Выразить своё согласие или несогласие с автором (задание №2 к упражнению – письменно)

- Чтение статьи учебника «Знаете ли вы, что…» (с.159)


  1. Лингвистический практикум.

- Прочитать определения риторики (упр.184), сравнить и прокомментировать их.

- Эпиграфы к уроку – определения риторики, прокомментируйте их (устно).

- Выписать из словаря учебника определения терминов: риторика и ритор.

- Ритор имеет два лексических значения, как вы их понимаете.

4) Практикум начинающего оратора

- Послушайте отрывок из книги К.С.Станиславского и подумайте, какие недостатки характерны для нашей речи.

«Я понял ещё, что все люди как в жизни, так и на сцене говорят ужасно. Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо Ш произносим ПФА, вместо Л говорим УА. Согласная С у нас звучит как ЦС, а Г превращается у некоторых в ГХА. Прибавьте к этому оканье, аканье, шепелявость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие. Слова с подменёнными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа».

А если прибавить сегодняшний молодёжный сленг, когда литературная речь заменяется придуманными словами и наделёнными своим лексическим значением!

- По образцу словарной статьи составьте собственное толкование лексических значений слов:

беспредел, зависнуть, крутой, клёвый, классный, тормозить, тусоваться, кинуть.

- Подберите и запишите аргументы, подтверждающие истинность тезиса:

«Наверное, можно скрыть своё происхождение, образование и прочее, но большинству людей это не удаётся – их выдаёт речь» (Д.Паркинсон)

5) Слово учителя

Риторика включает два основных раздела: общую риторику и частную риторику. Определения читаем на с.163 учебника. Прокомментируйте эти определения.

Так каковы особенности и в чём различия ораторского искусства Древней Греции и Древнего Рима?

ІІІ. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся на уроках.

ІУ. Домашнее задание:

Упражнение 185 – прочитать и сделать (письменно) его стилистический анализ, объяснить написание выделенных слов;

Индивидуальные задания: подготовить презентацию о риторах России и Украины (Феофане Прокоповиче, М.В.Ломоносове, Г.С.Сковороде)

УРОК ТРЕТИЙ



Тема: Ораторское искусство в Древней Руси

Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями риторики Древней Руси, с риторами России и Украины.

Оборудование к уроку: учебник, тетрадь, проектор, портреты риторов России и Украины, словари лингвистических терминов.

Тип урока: урок применения знаний, формирование умений

«Риторика – это наука или искусство?»

Ход урока



  1. Проверка домашнего задания:

  • стилистический анализ текста упражнения;

  • объяснения написания выделенных слов в упражнении.

  1. Самостоятельная работа с упр.186:

  • прочитать и проанализировать тексты высказываний;

  • сопоставить речи Платона и Цицерона; что в них общего и чем различаются.

  1. Слово учителя по теме урока.

(Учащиеся записывают в тетрадях тему урока и делают краткую запись со слов учителя)

Итак, становление риторики как науки произошло в Древней Греции в У веке до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами – в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах.

Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться и в Древнем Риме. Римляне тоже высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли.

В средневековой риторике господствующим жанром становится церковное красноречие. Цитирование и ссылка на авторитеты становятся основными элементами выступлений.

Древнерусское красноречие рождается на основе взаимодействия развитой народной устно-речевой традиции и античных, византийских риторических образцов.

Риторика как искусство красноречия оформилась на Руси с ХУ11 в., а в ХХ в. стала наукой. Лучшие традиции славянской риторики развивали русские и украинские риторы.



  1. Заслушивание индивидуальных заданий учащихся о Ф.Прокоповиче, М.В. Ломоносове, Г.С. Сковороде.

Составление тезисов к риторике Ф.Прокоповича, М.Ломоносова, Г.Сковороды, Н.Кошанского, Т.Грановского, Ю.Рождественского, В.Аннушкина,И.Стернина (с. 166 – 167) - особенности риторского мастерства каждого из них.

Прочтение и комментарий к тезисам.



  1. Прокоментировать высказывания М.В.Ломоносова с точки зрения современных коммуникативных качеств речи

М.В.Ломоносов рассматривает красноречие как искусство убеждения, в котором все аспекты воздействия речи оратора на слушателей имеют значение.

М.Ломоносов видит в риторике «основу поэтического и прозаического творчества, учение о формах литературного красноречия и о формах его театрально – бытовой реализации в звуке и жесте».

«Украшение есть изобретённых идей пристойними и избранными речениями изображение. Состоит в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного».

Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто. Первому способствует прилежное изучение правил грамматических, второму – «выбирание из книг хороших речений и пословиц», а третьему – «старанне в чистом выговоре при людях, которые красоту языка знают и наблюдают».

«Течение слова состоит в порядочком положении и вмещении письмен, складов с удареними, речений, периодов и их членов.

Великолепием украшается слово через перенесение речений или предложений от собственного знаменования к другому, которые у греков называются тропами и разделяются на тропы речений и предложений.

Сила в украшении есть такова, каковы суть пристойне движения, взгляды и речи прекрасной особы, дорогим платьем и иными уборами украшенной, ибо хотя она пригожеством и нарядами взор человеческий к себе привлекает, однако без пристойних движений, взглядов и речей вся красота и великолепие как бездушны. Равным образом слово риторическое хотя будет чисто составлено, приличным течением установлено и украшено великолепно, но без пристойного движения речений и предложений живности в нём никакой не будет».


  1. Творческая работа (в парах)

(На экране – пословицы)

Прочитать. Какие выводы о характере русского народного речевого идеала можно сделать на их основе?



  • Язык поит и кормит, и спину порет.

  • Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.

  • Петь хорошо вместе, а говорить – порознь.

  • Много наговорено, да мало переварено.

  • Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай.

  • Кстати промолчать, что большое слово сказать.

  • От приветливых слов язик не отсохнет

  1. На экране – рисунок датского художника Херлуфа Бидструпа. Учащимся предлагается рассмотреть рисунки и прокомментировать их (приложение к уроку – задание №1)

  2. Заключительное слово учителя. Информация к размышлению:

«Грамматика занимается только словами, а риторика преимущественно мислями».

Предлагается учащимся прокомментировать данный тезис.



  1. Лексический практикум

Тезис: «Термины ЭТОС, ПАФОС, ЛОГОС – основные для риторики». В словарах найти значения этих терминов и сделать вывод, подтверждающий тезис.

Вывод: этос создаёт условия для речи, пафос – источник создания смысла речи, а логос – словесное воплощение пафоса на основе этоса.

Потому что:

этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает её создателю;

пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определённую и интересующую его тему;

логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи.



  1. Подведение итогов урока, оценивание ответов учащихся.

  2. Домашнее задание:

выбрать тему проекта по данному разделу , подготовиться к выступлению перед классом (приложение 6 с.275 учебника).

Тематическое оценивание по следующим видам работы: «Кодекс речевого поведения» (сам.раб.), индивидуальные задания (презентации), работа на уроках (устно), выполнение домашних письменних заданий, заключительные проекты по разду.

ТЕМА: Роды, виды и жанры оратор ской речи

УРОК ЧЕТВЁРТЫЙ



Тема: Роды, виды и жанры ораторской речи. Структурные особенности

и различия родов, видов и жанров ораторской речи.

Цель и задачи: познакомить учащихся с родами, видами, жанрами оратор ской речи, их структурними особенностями.

Оборудование к уроку: учебник, тетрадь, проектор.

Тип урока: урок применения знаний и формирования учений.

«…основания красноречия суть страсти»,

то есть сила чувства и живого воображения.

Два главных предмета красноречия,

по Сперанскому,

- это «склонить ум, тронуть сердце»

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Проверка домашнего задания – заслушивание проектов по одной из предложенных тем. Комментарий – оценка проекта с точки зрения стилистики – делают учащиеся и учитель.

ІІ. Лекция учителя по теме урока.

(Учащиеся записывают тему урока, составляют краткий конспект по ходу лекции. На экране – тема урока и фрагменты лекции в помощь учащимся)

Ораторское искусство уже в античности не было однородным, Красноречие стало ещё более многообразным в ХХ веке и продолжает дифференцироваться в ХХ1 веке.

Есть ещё один особенно существенный аргумент в пользу классификации красноречия. Это – необходимость лучшего понимания ораторского искусства, а значит, дальнейшего его совершенствования. Существует множество классификаций красноречия. Самая распространённая из них – жанрово – тематическая.

Вся риторика античности делилась на три вида: речи судебные; о делах общественных, государственных и частных, о делах в народных собраниях и советах; торжественные.

Позже к традиционным видам красноречия были отнесены:

торжественная – речь хвалебная и речь порицающая;

политическая, или совещательная – речь убеждающая или разубеждающая;

судебная – речь защищающая и обвиняющая.

(Чтение статьи учебника «Знаете лив ы, что…»)

В Новое время к традиционным видам красноречия добавились академическое, деловое, публицистическое.

Теория современной риторики, в зависимости от содержания и условий высказывания, выделяет такие роды (виды) и жанры красноречия:

Социально – политическое, академическое, судебное, социально – бытовое, духовное, или церковно – богословсое.

(Чтение статьи ученика –с.172-173)

ІІІ. Работа с текстами учебника


  1. Чтение упражнения 189 «Капля росы». Ответить на вопросы :

  • Каное отношение автора к изображаемому?

  • К какому стилю речи принадлежит данный текст?

  • Определите его стилистическую функцию.

  1. Послушайте отрывок из речи Иоанна Златоуста (упр. 190), определите род и жанр речи.

  2. Чтение отрывка из речи Дж.Байрона в палате лордов при обсуждении закона о смертной казни для разрушителей станков (упр. 191).

Вопросы:

  • Как можно охарактеризовать эту речь с точки зрения рода, вида и жанра.

  • Вспомните материал из ученика истории. Был ли принят обсуждаемый закон?

  1. Работа с упражнением 192: прочитать текст; выписать положення речи П.Столыпина, которые актуальны и сегодня; прокомментировать свои суждения.

1У. Тренинг начинающего оратора

  • Составить самостоятельно смысловые схемы и разработать смысловые эскизы для речей с центральними терминами: багатство, бескорыстие, злоба, зависть, ссора, мечта, дружба.

  • Для каждой речи сформулируйте тему. Примите участие в конкурсе хвалебних речей. (Комментарий для работы в группах: каждая группа путём жеребьёвки выбирает животное (например: мышь, ёж, лягушка, уж) и ему посвящает хвалебную речь.

При оценивании учитывается соответствие жанру речи, оригинальность формы, выразительность исполнения, юмор.

У. Заключительное слово учителя по итогам урока.

Учащимся предлагается рассмотреть рисунок датского художника Х.Бидструпа, спроектированный на экране, и ответить на вопрос: над чем смеётся художник (задание №2).

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф к уроку и предлагает его прокомментировать.

Оценивание работы учащихся на уроке.

У1. Домашнее задание: упр. 193 (1и3 задания – устно, 2 – письменно)

УРОК ПЯТЫЙ


следующая страница >>



Нынешние Мессии не только не позволят себя распять, но сами готовы распинать других. Януш Васильковский
ещё >>