Программа для молодежи и школьников «шаг в будущее» «шаг в будущее, юниор!» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа для молодёжи и школьников «Шаг в будущее, Юниор» 1 125.29kb.
Программа для молодежи и школьников «шаг в будущее» 1 101.1kb.
Программа для молодежи и школьников «шаг в будущее» Учись учиться... 1 173.39kb.
Программа для молодежи и школьников «шаг в будущее созвездие нттм» 1 120.02kb.
Программа для молодежи «Шаг в будущее» 3 393.56kb.
Xv физико-математическая олимпиада мгту для учащихся 8-10 классов. 1 43.41kb.
в рамках программы «шаг в будущее» 1 304.74kb.
Справка по итогам работы двенадцатой районной конференции «Шаг в... 1 194.88kb.
Программа для молодежи и школьников «шаг в будущее» челябинский головной... 1 163.83kb.
Всероссийская олимпиада школьников «Шаг в будущее» Паспорт профиля 1 55.42kb.
Конкурса для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая» 2013»... 1 187.4kb.
В мире будет больше радостей, Если будет больше сладостей 1 310.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа для молодежи и школьников «шаг в будущее» «шаг в будущее, юниор!» - страница №1/1



РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»

«ШАГ В БУДУЩЕЕ, ЮНИОР!»



Деньги как движущая сила и главный герой романа Э.Золя

Автор: Мартыненко Валерия,

г. Усть-Илимск, МАОУ «Средняя

общеобразовательная школа №5», 8 класс

Руководитель: Петрова Надежда Васильевна,

учитель литературы,

первая квалификационная категория,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

Российская Федерация

Иркутская область

город Усть-Илимск, 2013 год

Содержание

I. Введение. 3 II. Исследовательская часть.



  1. Натурализм в литературе. 4

  2. Главный герой романа Э.Золя «Деньги». 5

  3. Деньги как движущая сила романа. 7

III. Практическая часть. 8

IV. Заключение. 9

Список литературы. 10

Приложение 1 11

Приложение 2 13

Приложение 3 14

Приложение 4 15

Введение

Недавно маму пригласили принять участие в одной финансовой компании, ради интереса я пошла с ней на презентацию. Все было так понятно и доступно объяснено, человек вкладывает 5000 рублей и выкупает себе рабочее место в компьютерной системе, в его обязанности входит заполнять виртуальные анкеты, а за каждую заполненную анкету начисляется 14 рублей в день. Естественно, чем больше анкет заполняешь, тем больше денег можешь заработать. Существует параллельно система бонусов и акций, если мы приведем еще клиентов в компанию. Я наблюдала за посетителями: все с воодушевлением и восторгом подсчитывали возможные барыши. Как быстро ушли в прошлое финансовые бумы МММ, как быстро люди забыли о рисках, все думали только о собственном быстром обогащении. Конечно, подобная система является пирамидой и влечет за собой как невиданные доходы, так и возможность потери собственных накоплений. В наше время много подобных пирамид существует на потребительском рынке. Жажда человека легких денег весьма актуальна в нашей жизни. В сети интернет я наткнулась на произведения Эмиля Золя с характерным названием «Деньги», оно меня очень заинтересовало, и я обратилась к учителю литературы за помощью в его интерпретации. Перед собой мы поставили цель: выяснить, как в художественном произведении писатель раскрывает страсть человека к обогащению.

На пути к поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:


  1. Изучить критическую литературу по произведению Э. Золя «Деньги».

  2. Выяснить, как представлен мир денег в произведении.

  3. Создать макет произведения.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования: анализ, классификация, наблюдение и сопоставление результатов.

Объект исследования: художественное произведение Э. Золя «Деньги».

Предмет исследования: стремление человека к обогащению.

Гипотеза: власть денег в обществе велика и писатель-натуралист раскрыл в своем произведении все грани этого явления.

В результате исследования мы создадим макет произведения, чтобы наглядно представить власть денег в обществе начала 19 века.



Натурализм в литературе

Романист Золя — историк частной жизни второй французской империи. Он считал себя законным наследником и продолжателем великих реалистов начала XIX века, Бальзака и Стендаля. Он критиковал их творчество, чтобы отсеять из него все мертвое и устарелое, чтобы выработать такие творческие принципы, которые смогли бы остаться плодотворными и полезными для дальнейшего развития реализма (по словам Золя: натурализма). Натурализм - (от лат. natura - природа) - название течения в европейской литературе и искусстве, что возникла в 70-х гг. XIX ст. и особенно широко развилась в 80-90-х гг., когда он стал наиболее влиятельным направлением. Выводя новое определение для литературного стиля, Золя все-таки устанавливает как базу этого литературного движения реализм, который играл видную роль во французской литературе второй половины XIX в. Натурализм стал последующим этапом в развитии этого стиля в следующую эпоху. На момент зарождения натурализма науки, в частности, психология находились в зародышевом состоянии. Зато стремительно развивались науки обществоведческие и физиология. Отсюда и характерное для натуралистов утверждение, что литература должна стоять на уровне современной науки, должна быть перенята научностью. Основой своей теории натуралисты делают естественно научный материализм Геккеля, Спенсера и Ломброзо, учения, о наследственности, философии позитивизма Огюста Конта и поздних утопистов (Сен-Симон). Это направление выдвигало положение, что человеческая природа определяет общественную жизнь и дает ключ к пониманию истории. Применяя методы физиологии, натуралисты требуют той же точности в описании среды и событий, что нужна физиологу при его опытах. Эта точность становится основным лозунгом натуралистов, которые стремятся к фотографической фиксации фактов. Для натуралистов характерно систематическое изучение художественного материала. Вершину французского натурализма  составляет творчество Золя. Наибольшее его произведение - серия «Ругон-маккаров» - задуманная как широкая картина проявления законов наследственности, как «естественная история» одной семьи. Физиология должна определить психику действующих лиц в романе. Почти все их поступки обусловлены наследственностью (алкоголизмом), каким Золя объясняет также и революционные устремления своих героев («Углекопы»). Ряд его произведений проводит пропаганду определенных политических взглядов, прокламирует идеи демократического республиканизма в «Карьере Ругонив» и «Чреве Парижа», индустриализма, в «Счастье дам» и «Деньгах».



Главный герой романа Э. Золя «Деньги»

В романе «Деньги» (L'Argent, 1891) речь идет о спекуляциях земельной собственностью и ценными бумагами. Золя описывает крах одной из первых финансовых пирамид. Писатель воссоздал жестокий поединок рыцаря удачи Аристида Саккара и всевластного короля биржи Гундермана. В отличие от своего соперника, «честного» и степенного спекулянта золотом, Саккар — кондотьер, искусный и многоопытный ловец в мутных пучинах финансовых афер. Он не ждет благоприятного случая выгодно продать свое золото, он сам ведет в бой покорные ему чужие миллионы, создает нужные обстоятельства, подчиняет их своей воле и направляет развитие событий. Трезвой, построенной на точном логическом расчете спекуляции Гундермана он противопоставляет напористую, все опрокидывающую дерзость игрока. Гундерман спокойно строит башню из миллионов, с единственной мечтой завещать ее близким, чтобы они продолжали его дело. Саккару нужны деньги для утоления сжигающей его жажды деятельности, для наслаждения: он «мечтал о победах в горячих битвах, о захвате колоссальной добычи». Своим поразительным чутьем Саккар постиг, что развитие капитализма пойдет по пути создания синдикатов и акционерных обществ, соединяющих финансовый капитал с промышленным: «Будущее принадлежит крупным капиталам. Вся промышленность, вся торговля в конце концов превратятся в один огромный универсальный магазин». Шумными и головокружительными были успехи Всемирного банка Саккара, не менее шумным был и его крах. Война финансовых гигантов завершилась победой Гундермана. Поля их опустошительных сражений, говорит Поль Лафарг в статье о романе «Деньги», как после стихийного бедствия, «были усеяны бесчисленными обломками человеческих судеб». Виновником этих ужасных трагедий Золя считает деньги. Они все отравляют, все губят и разрушают, но вместе с тем, продолжает писатель, они — фермент всякого социального роста, сила, которая оживляет пустыни, превращая их в плодородные поля, разрабатывает недра, вздымает фабрики и заводы, прокладывает стальные магистрали, сближает народы.

Это двойственное отношение Золя к роли денег в условиях капитализма вытекает из двойственного отношения писателя к капиталистической цивилизации в целом. Оно обнаруживается и в трактовке образа Саккара. Автор осуждает этого дельца с опустошенной душой, алчного и жестокого, способного «чеканить монеты из мозга и сердец ближних», отвергает его «философию удачи», покоящуюся на отрицании законов нравственности и норм морали. Но в то же время Золя восхищается финансовым гением Саккара, который не только сеет зло и разрушения, но и творит большие дела. Этот «бич божий» в представлении писателя является олицетворением энергии и созидательных сил общества. Деньги в романе Золя являются безликим "героем", той скрытой пружиной буржуазного общества, которая толкает людей на любые гнусные сделки, на любые преступления. Но Золя живет в эпоху, когда капитализм вступает в свою последнюю стадию. Все разительнее становятся социальные контрасты, все отвратительнее выглядит буржуазная мораль, сами события приобретают более грандиозный и более трагический характер.

Деньги являются главным героем романа. Они незримо стоят за всеми сюжетными событиями (Приложение 1). Возвращение Саккара на биржу – деньги тянут его вернуться. Строительство Дома трудолюбия для бедных на «грязные» деньги княгини Орвьедо не приносят счастья никому. Разорение семьи де Бовилье произошло из-за потворства главы семейства своим порокам, жена с дочерью не смогли этого избежать и тоже попадают под власть денег. В результате оказываются без накоплений, на съемной квартире. Благочестивое семейство Можанров, гордившееся накоплениями для своей дочери, рискнули сбережениями для получения большей выгоды и потеряли все до копейки. Потеряли наследство и Каролина с братом, попавшие в ловушку собственных иллюзий под влиянием Саккара. Все семьи затронуты в романе порочным прикосновением денег. Деньги – это символ времени. Капитализм вступает в стадию накопления капитала, и появляются возможности для людей обогатиться в один день или потерять все за такое же короткое время. Это и привлекает героев романа. Желание, не прикладывая усилий, обогатиться пропитало роман насквозь. Все поддаются этому желанию. Кто не может противостоять, тот ломается. Деньги меняют человека, ломают его, умерщвляют все человеческое внутри. Это искушение, тот грех, который не прописан в библии, но с которым жить нельзя. Деньги противны природе человека. Они ведут к разрушению. Это иллюзия, что с деньгами наступает свобода. Ни один герой роман ее не достиг. Они разрушают человека как личность. Они неумолчно подводят всех к роковой черте: нищете, нравственному падению, греху.

 

Деньги как движущая сила романа

Деньги не только являются героем романа, они служат движущей силой развития действия. С опаской приглядываясь в начале романа к персонажам и их слабостям, они к каждому находят ключик, каждого доводят до исступления. И уже в конце произведения все ходят на биржу как на работу. Никто не вспоминает, что для зарабатывания денег есть другие способы: производить товары, продавать услуги, писать произведения. Все готовы продавать себя для получения информации, которую можно использовать на бирже. Это баронесса Сандорф, двадцатипятилетняя женщина, порабощенная страстью к игре; это посыльный Дежуа, попавший под влияние своей дочери; сам Саккар, живущий только страстью к деньгам, потому что они дают ему власть, свободу, роазврат. Все маклеры, работающие на бирже (Мазо, Сабатани) видят в этом только увлекательную игру, в которой нет ни друзей, ни родственников, ни искренности, ни чувств. Все герои доведены до отчаяния в своих желаниях. Им не удается использовать деньги для своей выгоды (Приложение 2). Деньги используют всех, приводя к хаосу и разврату весь мир. Есть герои, которые не поддаются разрушающей силе денег (Орвьедо, Каролина и Гамлен, Жордан с женой). Некоторые из этих героев стараются использовать деньги на благо, но Золя хочет нас предостеречь: деньги, полученные нечестным путем никому не принисут счастья. Даже благое желание Мадам Орвьедо не приносит желаемого результата. Сама она не поддается влиянию денег, но хочет с их помощью помочь бедным. Она вкладывает огромные деньги в Дом трудолюбия, оснащая его мраморными колоннами, бельэтажами и расписными картинами. Это не приносит результата, попавший туда сын Саккара Виктор, унаследовавший от отца страсть к наслаждениям, в силу своей социальной ограниченности не исправляется, а наоборот подвергает насилию Алису Орвьедо. Даже благие намерения такого прекрасного и чистого создания как Каролина не приносят пользы. Ни Каролина, ни ее брат не считают деньги средством наживы, наоборот, они связывают с ними мечты о судоходной компании, связывающей любимый их сердцу восток с европейскими странами, проведением телефонной линии в слаборазвитых странах. Ввязавшись в авантюру Саккара, она приносит в жертву золотому тельцу свои мечты о замужестве, свою честь, доброту и порядочность. Ее добрые дела некому оценить, ее желания никто не разделяет. Она одинока в своей доброте и искренности. Деньги не смогли затронуть только влюбленного журналиста Жордана и его молодую жену. Эти молодые люди искренни и порядочны, они не стремятся к обогащению. Им не нужна биржа для того, чтобы заработать деньги и удовлетворить свои порочные желания. Поэтому деньги не наказывают их, к концу романа Жордан находит работу в газете и выкупает свои долговые расписки. (Приложение 3)



Практическая часть

Изучив теоретическую литературу по творчеству Эмиля Золя и произведение «Деньги», я решила выяснить, а как относят к деньгам мои сверстники. К своим одноклассникам я обратилась со следующим вопросом: с чем у вас ассоциируется слово «деньги». Ученики дали следующие ответы: зелёный цвет, магазин одежды, косметика, богатство, власть, еда, достаток, покупка электроники, путешествие, труд, грязь, работа, труд родителей, подкуп, зарплата, власть, возможность что-то купить, когда я получаю деньги, у меня ощущение, что я могу осуществить свои желания. На вопрос: сколько вам нужно для счастья. Ученики дали ответы: сколько человеку не дай, всё равно будет мало, я не исключение, не в деньгах счастье, деньги – не главное. На вопрос: чем для вас являются деньги-учащиеся дали следующие ответы: бумагой, труд родителей, свободой, вещью, которую трудно добыть самому, для меня деньги – это достаток, если их много – смысл жизни. Прочитав ответы одноклассников, я пришла к выводу, что подростки очень дали от той ситуации, которую описывает Эмиль Золя. И это прекрасно. Потому что ничего нет хуже в обществе, как порабощение и зависимость от денег. В своем классе вместе с учителем литературы мы провели внеклассное мероприятие, на котором рассказали о власти денег над людьми начала 19 века на примере произведения Эмиля Золя «Деньги».



Заключение

Роман Э. Золя произвел на меня неизгладимое впечатление. Сочетание идеи автора о пагубном влиянии «грязных» денег на человеческую душу с реализацией натуралистического взгляда на литературное творчество привело к потрясающему результату в романе «Деньги». Я пришла к выводу, что писатель, используя натурализм как метод, хотел показать читателям истину. С развитием прогресса человеку очень легко попасть в ловушку к «золотому тельцу», потерять нравственные ориентиры в жизни. Важно не забывать, что честь и достоинство – вечные ценности человека. Я провела анкетирование среди восьмиклассников и пришла к выводу, что ребята имеют правильное отношение к деньгам, конечно, это связано с тем, что сами мы деньги еще не зарабатываем, нужны, как герои романа, не испытываем. Я решила рассказать ребятам о другой позиции людей и о том, к чему это приводит на примере романа Э.Золя «Деньги». Созданный макет позволил наглядно представить образ денег в романе и влияние их на судьбы людей. Мое представление получило отклик в душах ребят, к концу состоялась дискуссия, ребята высказывали свое мнение о произведении и его идее.



Литература

  1. Золя Э. Деньги. – Омск: Омское книжное издательство, 1993, 384 с.

  2. Лукач Г. Золя и реалистическое наследие./ Литературное обозрение. 1940 г. № 16. С. 39-45.

  3. Тетерникова А. Москва: Художественная литература, 1998.

  4. Пузиков В.А. Роман «Деньги» Э.Золя./ Иностранная литература. №8, 1987.

  5. Поль Лафарг. Литературные критические статьи. Москва: Художественная литература, 1956, 302с. 


Приложение 1

Влияние денег на сюжетные события романа.

Герой

Сюжетная линия

Цитата

Саккар

Вернулся на биржу после очередного падения, создал Всемирный банк и опять разорился, унося в бездну надежды тысячи людей.

«»Покупателей больше не было, на поле битвы остались только трупы» с.317. «

Баронесса Сандорф

После разорения отца вышла замуж за нелюбимого человека. Вынуждена поддерживать отношения с ненавистными мужчинами, чтобы реализовать свои желания: модная одежда, азартная игра, блистать в свете. Вступила в отношения с Саккаром ради финансовой

выгоды.


«…он умер от удара, разорившись после целого ряда плачевных ликвидаций. Девчонке пришлось выйти замуж…» с. 21.


Графиня де Бовилье

Потеряли свое поместье, заложив его по акциям Всемирного банка, потеряли последние драгоценности, которые отдали в уплату долгов их умершего графа.

«Два жалких существа, укрывшиеся в алькове меблированной квартиры, униженные, раздавленные,- вот все, что осталось от старинного рода де Бовилье, некогда могущественного и знатного» с. 359. «Все их состояние испарилось, исчезло в одно мгновение. Бовилье – в наемной квартире, изгнанные из-под крова своих предков , живущие у чужих людей, в нищете, для всех очевидной нищете побежденных!» с. 330

Каролина и Гамлен

Лишилась 300 франков, которые достались в наследство от тетки, на проценты от этой суммы они жили.




Семья Гундермана

Отношения в семье строятся на подчинении и поклонении главе семейства.

«Теперь все золотые реки вливались в это море, миллионы сливались с миллионами, общественное богатство поглощалось в этом все растущем богатстве одного лица, и Гундерман стал настоящим хозяином, всемогущим королем, которому со страхом повиновались не только в Париже, но и во всем мире» с.81



Княгиня Орвьедо

Строительство Дома трудолюбия для бедных молодых людей не приносит счастья ни ей, ни дамам, которые принимают в этой благотворительности участия, ни самим беднякам.

«Эти учреждения, эти крупные пожертвования – вся эта безумная расточительность в благотворительных делах за пять лет уже поглотили около ста миллионов» с. 45.


Дежуа


Пытался заработать деньги на приданное своей дочери, чтобы она вышла замуж за человека и не осталась старой девой. Но акции обесценились – он потерял все вложенные деньги. Жених от дочери отказался, дочь ушла из дома с первым встречным.

«Когда выигрываешь, это ударяет в голову…» с. 331. «…жить без гроша, мучиться вместе со своим добряком отцом, который вынужден будет снова взяться за работу,- о нет, хватит с нее этого унылого существования, ведь изменить его уже нет надежды!» с.333.

Приложение 2

Характеристика персонажей.

Герой

Характеристика

Цитата

Саккар

Деньги ему нужны для утоления своих низменных желаний: власти, внимания людей, сладострастия.

«голодный, с бешеной жаждой наслаждений» с.5

«такой же алчный, терзаемый все той же потребностью наслаждаться и побеждать» с.8

«Нет, не поглотить его, а сперва только запустить в него зубы, вырвать у него клочки его миллиардов, а потом уже пожрать его!» с.88


Баронесса Сандорф

Деньги ей нужны, чтобы освободиться от зависимости от мужчин, для свободы, утоления желаний в роскоши и безделии.

«…с баронессой непременно случится в карете нервный припадок, это бывало с ней в дни больших потерь» с. 319 « …вакханка, одетая от лучших портных Империи» с. 21

«…она всегда успеет заплатить ночным свиданием, если ей сообщат содержание какой-нибудь телеграммы» с.118



Графиня де Бовилье

Обедневшие дворяне, готовы рискнуть сбережениями для увеличения суммы приданного дочери Алисы, чтобы она не осталась старой девой.

«Впоследствии, может быть, я стала бы раскаиваться, если бы не извлекла из них никакого дохода, и раз ваше дело достойное…» с.117

Семейство Можанров

Ничем не помогли своей дочери с зятем, считая их недостойными, но с легкостью отдали скопленные сбереженья Всемирному банку и разорились.

«…не дали новобрачным ни одного су, уверенные в том, что человек, который пишет в газетах, обязательно все растратит» с.167 «…страсть охватывала его постепенно: живя в отравленной атмосфере игры, он наблюдал за скачкой ценностей, в воображении его вставали миллионы, завоеванные в течении одного часа…» с. 175

Приложение 3

Персонажи, которые могут противостоять власти денег.

Герой

Характеристика

Цитата

Жордан

Сумел сохранить порядочность и достоинство, не поддался желанию наживы, хочет только сохранить свою любовь.

«…литература плохо кормит того, кто посвящает себя ей» с. 19

«


Каролина

В открытии Всемирного банка видит благо для всех, строительство железных дорог, обогащение людей, нуждающихся в помощи, готова помочь всем обездоленным, сколько хватит ее сил.


«Постараемся сделать хоть немного добра, чтобы нам простили…» с.127

Княгиня Орвьедо

Не найдя счастья в богатстве, после смерти мужа отдает все деньги на благотворительность.

«…все пять лет своего вдовства княгиня жила одним пламенным стремлением – отречься от всего и искупить совершенное зло» с.44


Приложение 4

Результаты опроса учеников 8-ого класса.

Было опрошено 56 человек.



  1. На что вы тратите деньги?

    «На разные вещи для себя».


    «На самое необходимое».
    «На всё, что потребуется, на то и трачу. На одежду, сладкое, подарки близким, на телефон кладу».
    «На интересные вещи, которые тебе хочется приобрести к своему увлечению».
    «Я не трачу. Коплю на что-нибудь важное».
    Еду, вещи, на баланс телефона, чипсы, лимонад, мягкие игрушки, еда в столовой, проезд на автобусе, на развлечения».


  2. Деньги для вас это необходимость или роскошь?

    «Деньги не главное. Как говорится в пословице «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»


    «Я не миллионер, для меня необходимость»


Готовы ли вы рискнуть ради денег?

«Если с моими близкими случится что-то, я отдам любую сумму»


«Я не рискну ни близкими, ни своим временем»
«Я готов рискнуть, но не здоровьем себя и своих близких»
«Если рискнуть, то чем-то незначительным. Ведь деньги – не счастье»
«Деньги ничего не стоят. Вообще правильно говорят: «Не в деньгах счастье». Ради бумажек и монет я не буду рисковать ничем!»
«Никогда об этом не думала»
«Деньги этого не стоят. Самое главное – это жизнь, честь, чтобы все были счастливы. А деньги приходят и уходят!»
«Только если не серьёзные дела, тогда можно рискнуть»




Молчание — знак согласия. Или того, что никто вас не слушает. Франклин П. Джонс
ещё >>