Программа дисциплины (Стандарт фтд) II. Содержание курса Темы и разделы курса, их краткое - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по математике (название учебного предмета, дисциплины... 5 1450.38kb.
Оглавлени е Распределение часов курса по темам и видам работ 1 337.27kb.
Программа элективного курса «Дизайн технологии» 1 45.02kb.
Конспективное содержание курса «Оптическое материаловедение: Оптические... 14 2132.39kb.
Программа дисциплины " Управление брендом " 1 147.53kb.
Программа мкоу сош №6 элективного курса Директор школы по биологии 1 79.89kb.
1. Программа курса «теория вероятностей и математическая статистика»... 5 1432.57kb.
Программа курса 2 курс, заочное отделение содержание дисциплины 1 84.62kb.
Учебного материала (разделы, темы, вопросы) 1 81.63kb.
Учебное пособие по изучению дисциплины Прикладные разделы курса. 8 1450.94kb.
Программа элективного курса «Страноведение Германии» 1 72.82kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 216.76kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины (Стандарт фтд) II. Содержание курса Темы и разделы курса, их - страница №1/1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет им. А.М. Горького»


Факультет журналистики


Кафедра ____________________
Эстетика

(Название)


Программа дисциплины

(Стандарт ФТД)


II. Содержание курса

1. Темы и разделы курса, их краткое содержание.

Тема 1 Зарождение эстетики. Эстетика Античности

Эстетика как философская наука. Оформление эстетики как


самостоятельной сферы философии и как учебной дисциплины А.
Баумгартеном («Эстетика, предназначаемая для лекций» 1750 г.) и обоснование
этой самостоятельности И. Кантом («Критика способности суждения» 1790 г.).

«Эстетическое» и «художественное» как макрообъекты эстетики.


Всеобщие основания и закономерности эстетического и художественного
отношения человека к миру как предмет эстетики.

Основные этапы развития эстетической мысли. Зарождение эстетики, ее


существование в недрах философии, теологии, искусствознании. «Классическая
эстетика» - самостоятельная философская дисциплина. «Неклассическая
эстетика»: поиски сущности художественного и эстетического в области
бессознательного, иррационального.

Основные категории эстетики античности. «Гармония», «мера», «Калокагатия». Сократ, Платон и Аристотель о природе прекрасного. Теория искусства Платона и Аристотеля.



Тема 2 Эстетика средних веков и эпохи Возрождения

Истоки и характерные черты европейского Средневековья. Значение античного философского наследия для разработки теологического понимания красоты и эстетического идеала. Эстетическая проблематика в работах св. Августина и Фомы Аквинского. Эстетические идеи Псевдо-Дионисия Ареопагита, их влияние на эстетику и художественную практику Византии. Учение о красоте как свете, понятие «фотодосии», «единого-благого-и- прекрасного». Учение об «образе» как неподобном подобии и символе его значение для развития частой теории иконы и становления практики иконописного изображения божества.

Эстетический идеал Возрождения и его теоретическое осмысление. Проблема античной традиции и средневекового наследия в художественной практике и теории прекрасного. Эпикурейская традиция и реабилитация телесности, чувственности, наслаждения. Ренессансный неоплатонизм: учение о красоте, понятие красоты как «грации» и любви как «желания красоты». Художественное мировоззрение ренессанса. Своеобразие ренессансной трактовки подражания. Значение принципа красоты для искусства ренессанса. Противоречие ренессанса художественного сознания.

Тема 3 Эстетика Нового времени

Эстетика барокко. Утверждение субъективной и относительной природы красоты, недоступности красоты для рационального познания в философской эстетике (Р. Декарт, Б. Паскаль, Лейбниц). Риторическая основа художественной эстетики Барокко. «Риторика» Аристотеля и идея persuasione (убедительности) как цели искусства. Иллюзионистский характер эстетики барокко, барочная трактовка «подражания» как «espressione» (выражения - Франческо Патрици), определение метафоры как его формы, позволяющей видеть мир, как метаморфозу. Разработка Тезауро теории остроумия, ее значение для понимания барочной трактовки художественного творчества. Эстетики классицизма. Европейский рационализм (Декарт) - философская основа классицизма. «Поэтика» Аристотеля - идейная основа теории художественного метода классицизма. Влияние работ Андреа Палладио на формирование принципов архитектуры классицизма. Значение теоретических разработок Николо Пуссена для определения принципов классицизма в живописи. «Поэтическое искусство» Н. Буало - пример теории классицизма как художественного метода в литературе.

Эстетика просвещения. Сенсуализм - философская основа просветительской эстетики. Осознание связи эстетических феноменов с областью чувств и восприятием человека. Разработка проблемы вкуса в эстетике английского и французского просвещения (Д. Юм, Э. Бёрк, Ш.Л. Монтескье, К.А. Гельвеций, Ф.М.А. Вольтер, Д. Дидро). Значение моральной философии для определения ценностной природы прекрасного и формирования просветительской программы эстетического воспитания. Просветительская концепция искусства как соответствия образа современной действительности (У. Хогарт), как подражания естественной природе (Д. Дидро).

Немецкая классическая эстетика. Целесообразность как центральная категория эстетики И. Канта. Определение красоты как целесообразности. Понятия «свободной» и «привходящей красоты». Определение прекрасного как «символа нравственно-доброго». Значение категории «возвышенного» в эстетике И. Канта. Кантовская концепция гения и классификация изящных искусств.

Эстетика Гегеля как вершина немецкой классической эстетики. «Прекрасное» и «идеал» как исходное понятие эстетики Гегеля их значение для определения сущности искусства. Учение Гегеля об исторической обусловленности идеала и диалектики развития художественного сознания. Идея смерти искусства, ее метафизические основания.



Тема 4 Постклассическая и неклассическая эстетика 19-20 вв.

Место эстетической проблематики в структуре философского и художественного мировоззрения романтизма. Решение вопроса о целях искусства в эстетике иенских романтиков. Трактовка подражания как выявления внутреннего духовного смысла явлений. Внимание к вопросам художественного восприятия и специфике художественного языка.

Эстетическая теория художественного творчества, ее месть в системе эстетического сознания романтизма. Решение вопроса о роли личности художника творческом процессе, природе его поэтического дара. Романтическая концепция иронии как выражения одной из граней романтического мироотношения вообще и художественного мироотношения - в частности.

Зарождение реалистической эстетики во Франции А.Б.Стендаль - основоположник реалистического метода. Определение красоты как обещания счастья. Социальность и психологизм в творчестве Стендаля. Реалистическая эстетика и теория романа. О.Д.Бальзак разработка проблемы типического и художественной правды. Специфика реалистической эстетики Г. Флобер и братьев Ж. и Э. Гонкуров.

Эстетические идеи Ницше и Шопенгауэра и разложение принципов классической эстетики. Эстетические идеи Кроче и Бергсона. Поиск оснований эстетического и художественного в бессознательном Фрейдом и Юнгом. Эстетические идеи в философии немецкого и французского экзистенциализма (Хайдеггер, Камю, Сартр). Эстетическая теория сегодня: проблемы и перспективы.

Тема 5 Эстетическое и его модификации

Природа и сущность эстетического как фундаментальная проблема эстетики. Основные принципы решения этой проблемы в эстетике прошлого и современности.

Понятие ценностного отношения и ценности. Эстетическое как отношение и ценность. Становление объекта и субъекта эстетического отношения в процессе формирования мира культуры. Генетическая связь эстетического и утилитарного. Субъективные, духовно-психологические предпосылки эстетического. Социокультурная необходимость эстетического отношения человека к миру, универсальная чувственно-эмоциональная гармонизация действительности и самоутверждение человека как генеральная функция эстетической культуры. Роль традиций в историческом существовании эстетического, основные "механизмы" его развития.

Эстетическая ценность как единство объективного и субъективного. Неутилитарность эстетического отношения и само­довлеющий, самоценный, характер эстетической ценности. Чувственно-созерцательный её характер, неразрывная связь с предметностью объекта-носителя.

Эстетическая ценность как специфическое обобщение и выражение богатства предметных свойств объекта, его предметной целостности и индивидуальности. Символичность эстетической ценности: эстетическая ценность как духовное обобщение и выражение связей объекта с макро-реальностями /природой, социумом, историей, культурой/. Эстетическая ценность как интегральное выражение сущностной роли объекта в жизни человека.

Чувственная форма объекта как непосредственный носитель эстетической ценности. Эстетический объект как единство выражающего и выражаемого. Предметные формы как язык эстетической культуры. Форма как самостоятельный источник эстетической содержательности. Прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое как основные эстетические ценности, их фундаментальные человеческие основания.


Тема 6 Основные эстетические ценности

Прекрасное - исторически первая и главная эстетическая ценность.
Сущность прекрасного: прекрасное как выражение оптимального соответствия
мира человеку, его потребности в идеальном, гармоничном, совершенном
миропорядке. Специфика переписывания прекрасного. Красота и ее критерии.
Ценностно-смысловая, социокультурная определенность красоты ее телесно-
духовный характер, несводимость и признаком внешнего «формального
совершенства».

Прекрасное как классическая культурная норма. Мифологизация и культ


прекрасного в истории культуры.

Трагическое - Эстетическая характеристика событий, состояний,
связанных с утратой коренных человеческих ценностей, неизбежностью и
неотвратимостью таковой утраты. Антагонизмы природного, социального,
духовного порядка как источники и движущие силы трагического. Трагическая
коллизия как драматическая форма выражения конфликта непримиримых
противоположностей, их столкновения. Противостояние героя и судьбы
конфликт чувства и долга, обществ аи личности, реальности и идеала,
осмысленности и абсурда - исторические типы трагический коллизий.
Особенности восприятия трагического. Катарсис как экзистенциально-
психологический процесс.

Комическое как эстетическая критика действительности, мнимых
ценностей, недостатков, пороков. Единство отрицания негативного и
утверждения позитивного через «ценностное снижение» значимости,
превращение в игру и «критику смехом». Изменчивость представлений о
комическом в истории культуры. Понятие смеховой культуры. «Чувство юмора»
и остроумие их роль в выявлении и восприятии комических ситуаций.
Основные формы комического: «чистый» комизм, юмор, сатира, гротеск,
«черный юмор».

Тема 7 Искусство, его сущность, функции и место в культуре

Сложность определения сущности искусства. Многообразие подходов и к ее определению в истории эстетики и современной эстетической науке. Анализ происхождения искусства как методологическая предпосылка для выявления его сущности. Искусство как средство сохранения и передачи социального и культурного опыта. Органическая связь искусства с жизнью, культурой, внутренним миром человека.

Универсальность ценностно-осваивающей функции искусства, его
способности осваивать, сохранять и передавать все богатство и разнообразие
культурных ценностей, «переводить» «Высшие» духовные ценности в личный
план. Духовно-культурная основа искусства.

Искусство как синтез всех основных типов человеческой деятельности, форма бытия духовно-душевно-телесной целостности человека. Искусство как способ духовного общения людей. Искусство как коллектив­ная память человечества. Искусство как самосознание и язык культуры.

Духовно-ценностный, одухотворяющий характер художественного освоения мира. Ценностный предмет искусства. Диалогизм отношения искусства к действительности. Экзистенциальность художественного творчества и восприятия.
Тема 8 Художественный образ и его специфика

Понятие художественного образа и традиция его осмысления в эстетике.

Художественный образ как специфический идеальный субстрат искусства. Место и формы бытия образа в системе искусства. Образ и произведение, образ и текст, образ и контекст. Вариантная множественность художественных образов.

Специфика художественного образа. Единство объектного и субъектного, предметного и ценностного в образе. Интонационность и выразитель­ность идеальной предметности образа. Ассоциативность и подтекст образа, его сигнальность и суггестивность. Единичное и общее в образе, основные типы художественного обощения /идеализация, типизация, типологизация/. Жизнеподобное и ус­ловное в образе. Функции художественной условности. Образ как художественная реальность. Пространство и время, внутренняя логика и самодостаточность, самодвижение образа. Иллюзия действительности.


Тема 9 Художественность и ее критерии

Художественное как системное качество искусства. Субъективно-объективные, историко-функциональные, контекстуальные основания художественности, ее морфологические, культурно-исторические и личностные парадигмы.

Проблема критерия художественности и его ценностно-регулятивное значение. Художественный идеал как системно-целостная ценностно-нормативная модель и критерий художественности. Формы бытия художественного идеала.

Структура произведения искусства и основные критерии художественности. Художественная правда – содержательный критерий художественности. Художественная реальность – идеально-бытийный критерий художественности. Художественная красота (совершенство) – формальный критерий художественности.

Историческая эволюция искусства как смена парадигмы художественности. Проблема художественности в современном искусстве.

Тема 10 Морфология искусства

Сущность искусства и многообразие художественного как формы ее проявления. Морфологическое многообразие художественного, язык как носитель морфологической специфики искусства.

Морфология искусства как проблема эстетики: понятия «вид искусства», «жанр». Изобразительные и неизобразительные искусства. Пространственные и временные искусства. Простые и сложные искусства. Синтез искусств.

Примеры построение морфологической системы искусств в истории эстетики.



Тема 11 Живопись, графика

Линия ее выразительной возможности. Линия и полиграфия. Рисунок и
знак. Конструирование рисунка как самостоятельного вида изобразительного
искусства в эпоху Ренессанса. Гравюра и ее разновидности: линогравюра,
литография, офорт, эстамп.

Цвет и его выразительные возможности. Биологические и семиотические
аспекты цветовой лексики. Холодные и теплые цвета. Понятие колорита.
Цветовая палитра и ее основа: темпера, масло, акварель. Пространство и время
в живописи. Понятие перспективы. Виды перспектив: линейная, воздушная,
прямая, обратная. Значение композиции в раскрытии художественного смысла
изображенного. Фактура и светотень как средства художественной
выразительности.

Живопись станковая и монументальная. Фреска, витраж, мозаика, панно


как виды монументальной живописи. Портрет, пейзаж, натюрморт, ню,
исторический и бытовой жанры станковой живописи.

Основные направления живописи XX века: экспрессионизм, кубизм,


футуризм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт.

Тема 12 Скульптура, архитектура

Структура как вид искусства, особенности ее языка. Зависимость


скульптуры от материала. Выразительные возможности дерева, камня, глины,
металла, пластмассы. Резьба и моделирование (лепка) - основные формы
создания скульптурных объектов.

Рельеф как тип скульптурного объекта. Виды рельефов: барельеф,


горельеф. Композиция, перспектива, светотень их роль в создании образа.

Круглая скульптура. Монументальная скульптура. Мелкая пластика.


Бюст, статуя, конный монумент, скульптурная группа - основные жанры. Связь
скульптуры и архитектуры.

Современные художественные практики и скульптура XX века: «мобили»,


«ассамбляжи», «инвайноименты», «инсталляции», «земляное искусство» и др.

Архитектура как вид искусства. Язык архитектуры, система


изобразительно-выразительных средств. Взаимосвязь функциональных и
эстетических элементов архитектуры. Денотация и коннотация в архитектуре.
Системы архитектурных кодов. Интерьер как единица архитектурного целого.
Картина мира в архитектуре. Архитектура и стиль. Направления и стили в

Тема 13 Музыка

Звук физический и звук музыкальный. Специфика музыкального звука.


Основные средства музыкальной выразительности: гармония, лад, ритм, темп,
фактура. Типы музыки: музыкальный фольклор, менестрельство, каноническая
импровизация, опус-музыка.

Музыка XX века. Основные понятия: додекафонная система, серийная


техника, пуантилизм, алеаторика, сонорика, минимализм, медитативная музыка.
Нововенская школа (А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн) и музыкальный
экспрессионизм. Урбанистические тенденции в творчестве композиторов
французской «шестерки» (А. Оннигер, Д. Мийо, Ф. Пуленк, Л. Дюрей, Ж.
Тайфер, Ж. Орик). Трагический опыт XX века в музыке Б. Бриттена и Д.
Шостаковича. Музыкальный авангард Д. Кейджа, П. Булеза, К. Штокхаузена, А. Шнитке, С. Губайдуллиной, Э. Денисова.

Сплав европейской и афроамериканской традиции в джазе. Джазовая


импровизация и ее составляющие. Джазовый оркестр. Основные джазовые
стили: традиционный джаз, бибоп, кул, модальный джаз, джаз-рок, фьюжн.
Рок-музыка: от рок-н-ролла до «новой волны». Поп-музыка.

Тема 14 Театр

Происхождение театра. Ритуал и театр. Дионисийство и становление


профессионального театра. Эволюция сценического пространства. Роль
литературы, изобразительного искусства и музыка в театре. Особенности
театрального синтеза.

Актер как «живой материал» сценического образа и его конечный


«продукт» - персонаж. Маска, ее значение, типы театральных масок. Понятие
«внутренней маски». Игра в жизни и игра в театре. Актер и роль. Типы
актерских техник. Предпосылки возникновения режиссерского театра. Понятие
актерского ансамбля. Фигура режиссера и ее роль в создании театрального
представления. Режиссерский театра Станиславского, Мейерхольда, Брехта.
Современна отечественная режиссура: Ю. Любимов, М. Захаров, Р. Виктюк.

Тема 15 Кино

Технические, социокультурные и художественно-эстетические


предпосылки возникновения кино. Кино как синтетическое искусство. Роль
литературы, живописи, музыки, актерской игры в создании кинообраза. Кадр
как первоклеточка кинообраза. Художественные возможности кинокамеры.
«Субъективная камера». Крупный, средний, общий план. Художественные возможности монтажа. «Медленный» и «быстрый» монтаж. Понятие экранного
времени. «Монтажная фраза» - сочетание изображения, слова, музыка,
закадровые речи и т.д.

Кино - искусство XX века: Иштван Сабо, Милош Форман, Андрей


Тарковский, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Барнардо Бертолуччи,
Ингмар Бергман.
5. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету).

  1. Античная идея «гармонии» и ее модификации в истории эстетики.

  2. Античная идея «мимесиса» и ее модификации в истории эстетики.

  3. Античная идея «калокагатии» и ее модификации в истории эстетики.

  4. Апофатическая эстетика средневековья.

  5. Катофатическая эстетика средневековья.

  6. Платоновская традиция в эстетике Ренессанса.

  7. Аристотелизм и ренессансная эстетика.

  8. Театральная эстетика Барокко и Классицизма.

  9. Античная риторика и эстетика Барокко.

  10. Вопросы морфологии искусства в истории эстетической мысли.

  11. Проблема вкуса в истории эстетической мысли.

  12. Идея «целесообразности» и ее модификации в истории эстетической мысли.

  13. Проблема «идеала»: историко-эстетический аспект.

  14. Основные категории эстетики романтизма.

  15. Основные категории эстетики реализма.

  16. Классическая эстетика и современность.

  17. Эстетическая ценность и парадокс красоты.

  18. Трагическое как эстетическая ценность.

  19. Комическое как эстетическая ценность.

  20. Художественный образ и произведение искусства: тождество и различие.

  21. Художественная реальность и художественная правда как важнейшие характеристики художественности.

  22. Историко-культурные типы художественности.

  23. Художественная концепции и художественная модель мира.

  24. Морфология искусства и ее принципы.

  25. Художественно-выразительные средства живописи.

  26. Художественно-выразительные средства графики.

  27. Художественно-выразительные средства архитектуры.

  28. Художественно-выразительные средства скульптуры.

  29. Театр как вид искусства.

  30. Кино как вид искусства.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

1. Рекомендуемая литература:

Рекомендуемая литература (основная)

  1. Борев Ю. Эстетика. (Любое издание)

  2. Бычков В. В. Эстетика. Краткий курс. – М., 2003.

  3. Каган М. С. Эстетика как философская наука. Курс лекций. С-Пб., 1996

  4. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. М., 1998.

  5. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994

Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Адорно Т. эстетическая теория. – М., 2001.

  2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975

  3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990

  4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979

  5. Волкова Е.В. Произведение искусства – предмет эстетического анализа. М., 1977

  6. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991

  7. Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени. – М., 1997.

  8. Еремеев А. Ф. Границы искусства. М., 1987

  9. Закс Л. А. Духовность искусства // Духовность и культура. Кн. 4. Екатеринбург, 1994

  10. Закс Л. А. Художественное сознание. Свердловск, 1990

  11. Искусство в системе культуры. Л., 1987

  12. Каган М. С. Лекции по марксистcко-ленинской эстетике. Л., 1971.

  13. Каган М. С. Философская теория ценности. С-Пб., 1997

  14. Кант И. Критика способности суждения. М., 1994

  15. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. – М., 1995.

  16. Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. – СПб., 1996.

  17. Лосев А .Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995

  18. Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1993

  19. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970

  20. Лукач Д. Своеобразие эстетического. М., 1986.

  21. Малинина Н. Л. Диалектика художественного образа. – Владивосток, 1987.

  22. Марков М. искусство как процесс. – М., 1970.

  23. Мукаржовский Ян. Исследования по эстетике и теории искусства. М.,1994.

  24. Нордау М. Вырождение. – М., 1996.

  25. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

  26. Полевой В. М. Искусство как искусство (без предубеждений и поучений). – М., 1995.

  27. Раппопорт С. Х. От художника к зрителю. М.,1978.

  28. Столович Л. Н. Природа эстетической ценности. М., 1972

  29. Тэн И. Философия искусства. – М., 1996.

  30. Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995

  31. Хайдеггер Мартин. Исток художественного творения//Мартин Хайдеггер. Работы и размышления разных дет. М.,1993.

  32. Художественная реальность. Свердловск, 1985

  33. Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992





Изучать литературу в Гарварде — все равно что изучать женщин в клинике. Рой Блант
ещё >>