страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа дисциплины (Стандарт фтд) II. Содержание курса Темы и разделы курса, их - страница №1/1
![]() Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» Факультет журналистики Кафедра ____________________ Эстетика (Название) Программа дисциплины (Стандарт ФТД) II. Содержание курса 1. Темы и разделы курса, их краткое содержание. Тема 1 Зарождение эстетики. Эстетика Античности Эстетика как философская наука. Оформление эстетики как самостоятельной сферы философии и как учебной дисциплины А. Баумгартеном («Эстетика, предназначаемая для лекций» 1750 г.) и обоснование этой самостоятельности И. Кантом («Критика способности суждения» 1790 г.). «Эстетическое» и «художественное» как макрообъекты эстетики. Всеобщие основания и закономерности эстетического и художественного отношения человека к миру как предмет эстетики. Основные этапы развития эстетической мысли. Зарождение эстетики, ее существование в недрах философии, теологии, искусствознании. «Классическая эстетика» - самостоятельная философская дисциплина. «Неклассическая эстетика»: поиски сущности художественного и эстетического в области бессознательного, иррационального. Основные категории эстетики античности. «Гармония», «мера», «Калокагатия». Сократ, Платон и Аристотель о природе прекрасного. Теория искусства Платона и Аристотеля. Тема 2 Эстетика средних веков и эпохи Возрождения Истоки и характерные черты европейского Средневековья. Значение античного философского наследия для разработки теологического понимания красоты и эстетического идеала. Эстетическая проблематика в работах св. Августина и Фомы Аквинского. Эстетические идеи Псевдо-Дионисия Ареопагита, их влияние на эстетику и художественную практику Византии. Учение о красоте как свете, понятие «фотодосии», «единого-благого-и- прекрасного». Учение об «образе» как неподобном подобии и символе его значение для развития частой теории иконы и становления практики иконописного изображения божества. Эстетический идеал Возрождения и его теоретическое осмысление. Проблема античной традиции и средневекового наследия в художественной практике и теории прекрасного. Эпикурейская традиция и реабилитация телесности, чувственности, наслаждения. Ренессансный неоплатонизм: учение о красоте, понятие красоты как «грации» и любви как «желания красоты». Художественное мировоззрение ренессанса. Своеобразие ренессансной трактовки подражания. Значение принципа красоты для искусства ренессанса. Противоречие ренессанса художественного сознания.
Эстетика Гегеля как вершина немецкой классической эстетики. «Прекрасное» и «идеал» как исходное понятие эстетики Гегеля их значение для определения сущности искусства. Учение Гегеля об исторической обусловленности идеала и диалектики развития художественного сознания. Идея смерти искусства, ее метафизические основания. Тема 4 Постклассическая и неклассическая эстетика 19-20 вв. Место эстетической проблематики в структуре философского и художественного мировоззрения романтизма. Решение вопроса о целях искусства в эстетике иенских романтиков. Трактовка подражания как выявления внутреннего духовного смысла явлений. Внимание к вопросам художественного восприятия и специфике художественного языка. Эстетическая теория художественного творчества, ее месть в системе эстетического сознания романтизма. Решение вопроса о роли личности художника творческом процессе, природе его поэтического дара. Романтическая концепция иронии как выражения одной из граней романтического мироотношения вообще и художественного мироотношения - в частности. Зарождение реалистической эстетики во Франции А.Б.Стендаль - основоположник реалистического метода. Определение красоты как обещания счастья. Социальность и психологизм в творчестве Стендаля. Реалистическая эстетика и теория романа. О.Д.Бальзак разработка проблемы типического и художественной правды. Специфика реалистической эстетики Г. Флобер и братьев Ж. и Э. Гонкуров. Эстетические идеи Ницше и Шопенгауэра и разложение принципов классической эстетики. Эстетические идеи Кроче и Бергсона. Поиск оснований эстетического и художественного в бессознательном Фрейдом и Юнгом. Эстетические идеи в философии немецкого и французского экзистенциализма (Хайдеггер, Камю, Сартр). Эстетическая теория сегодня: проблемы и перспективы.
Природа и сущность эстетического как фундаментальная проблема эстетики. Основные принципы решения этой проблемы в эстетике прошлого и современности. Понятие ценностного отношения и ценности. Эстетическое как отношение и ценность. Становление объекта и субъекта эстетического отношения в процессе формирования мира культуры. Генетическая связь эстетического и утилитарного. Субъективные, духовно-психологические предпосылки эстетического. Социокультурная необходимость эстетического отношения человека к миру, универсальная чувственно-эмоциональная гармонизация действительности и самоутверждение человека как генеральная функция эстетической культуры. Роль традиций в историческом существовании эстетического, основные "механизмы" его развития. Эстетическая ценность как единство объективного и субъективного. Неутилитарность эстетического отношения и самодовлеющий, самоценный, характер эстетической ценности. Чувственно-созерцательный её характер, неразрывная связь с предметностью объекта-носителя. Эстетическая ценность как специфическое обобщение и выражение богатства предметных свойств объекта, его предметной целостности и индивидуальности. Символичность эстетической ценности: эстетическая ценность как духовное обобщение и выражение связей объекта с макро-реальностями /природой, социумом, историей, культурой/. Эстетическая ценность как интегральное выражение сущностной роли объекта в жизни человека. Чувственная форма объекта как непосредственный носитель эстетической ценности. Эстетический объект как единство выражающего и выражаемого. Предметные формы как язык эстетической культуры. Форма как самостоятельный источник эстетической содержательности. Прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое как основные эстетические ценности, их фундаментальные человеческие основания. Тема 6 Основные эстетические ценности Прекрасное - исторически первая и главная эстетическая ценность. Сущность прекрасного: прекрасное как выражение оптимального соответствия мира человеку, его потребности в идеальном, гармоничном, совершенном миропорядке. Специфика переписывания прекрасного. Красота и ее критерии. Ценностно-смысловая, социокультурная определенность красоты ее телесно- духовный характер, несводимость и признаком внешнего «формального совершенства». Прекрасное как классическая культурная норма. Мифологизация и культ прекрасного в истории культуры. Трагическое - Эстетическая характеристика событий, состояний, связанных с утратой коренных человеческих ценностей, неизбежностью и неотвратимостью таковой утраты. Антагонизмы природного, социального, духовного порядка как источники и движущие силы трагического. Трагическая коллизия как драматическая форма выражения конфликта непримиримых противоположностей, их столкновения. Противостояние героя и судьбы конфликт чувства и долга, обществ аи личности, реальности и идеала, осмысленности и абсурда - исторические типы трагический коллизий. Особенности восприятия трагического. Катарсис как экзистенциально- психологический процесс. Комическое как эстетическая критика действительности, мнимых ценностей, недостатков, пороков. Единство отрицания негативного и утверждения позитивного через «ценностное снижение» значимости, превращение в игру и «критику смехом». Изменчивость представлений о комическом в истории культуры. Понятие смеховой культуры. «Чувство юмора» и остроумие их роль в выявлении и восприятии комических ситуаций. Основные формы комического: «чистый» комизм, юмор, сатира, гротеск, «черный юмор». Тема 7 Искусство, его сущность, функции и место в культуре Сложность определения сущности искусства. Многообразие подходов и к ее определению в истории эстетики и современной эстетической науке. Анализ происхождения искусства как методологическая предпосылка для выявления его сущности. Искусство как средство сохранения и передачи социального и культурного опыта. Органическая связь искусства с жизнью, культурой, внутренним миром человека. Универсальность ценностно-осваивающей функции искусства, его
Искусство как синтез всех основных типов человеческой деятельности, форма бытия духовно-душевно-телесной целостности человека. Искусство как способ духовного общения людей. Искусство как коллективная память человечества. Искусство как самосознание и язык культуры. Духовно-ценностный, одухотворяющий характер художественного освоения мира. Ценностный предмет искусства. Диалогизм отношения искусства к действительности. Экзистенциальность художественного творчества и восприятия.
Понятие художественного образа и традиция его осмысления в эстетике. Художественный образ как специфический идеальный субстрат искусства. Место и формы бытия образа в системе искусства. Образ и произведение, образ и текст, образ и контекст. Вариантная множественность художественных образов. Специфика художественного образа. Единство объектного и субъектного, предметного и ценностного в образе. Интонационность и выразительность идеальной предметности образа. Ассоциативность и подтекст образа, его сигнальность и суггестивность. Единичное и общее в образе, основные типы художественного обощения /идеализация, типизация, типологизация/. Жизнеподобное и условное в образе. Функции художественной условности. Образ как художественная реальность. Пространство и время, внутренняя логика и самодостаточность, самодвижение образа. Иллюзия действительности. Тема 9 Художественность и ее критерии Художественное как системное качество искусства. Субъективно-объективные, историко-функциональные, контекстуальные основания художественности, ее морфологические, культурно-исторические и личностные парадигмы. Проблема критерия художественности и его ценностно-регулятивное значение. Художественный идеал как системно-целостная ценностно-нормативная модель и критерий художественности. Формы бытия художественного идеала. Структура произведения искусства и основные критерии художественности. Художественная правда – содержательный критерий художественности. Художественная реальность – идеально-бытийный критерий художественности. Художественная красота (совершенство) – формальный критерий художественности. Историческая эволюция искусства как смена парадигмы художественности. Проблема художественности в современном искусстве.
Сущность искусства и многообразие художественного как формы ее проявления. Морфологическое многообразие художественного, язык как носитель морфологической специфики искусства. Морфология искусства как проблема эстетики: понятия «вид искусства», «жанр». Изобразительные и неизобразительные искусства. Пространственные и временные искусства. Простые и сложные искусства. Синтез искусств. Примеры построение морфологической системы искусств в истории эстетики. Тема 11 Живопись, графика Линия ее выразительной возможности. Линия и полиграфия. Рисунок и знак. Конструирование рисунка как самостоятельного вида изобразительного искусства в эпоху Ренессанса. Гравюра и ее разновидности: линогравюра, литография, офорт, эстамп. Цвет и его выразительные возможности. Биологические и семиотические аспекты цветовой лексики. Холодные и теплые цвета. Понятие колорита. Цветовая палитра и ее основа: темпера, масло, акварель. Пространство и время в живописи. Понятие перспективы. Виды перспектив: линейная, воздушная, прямая, обратная. Значение композиции в раскрытии художественного смысла изображенного. Фактура и светотень как средства художественной выразительности. Живопись станковая и монументальная. Фреска, витраж, мозаика, панно как виды монументальной живописи. Портрет, пейзаж, натюрморт, ню, исторический и бытовой жанры станковой живописи. Основные направления живописи XX века: экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт. Тема 12 Скульптура, архитектура Структура как вид искусства, особенности ее языка. Зависимость скульптуры от материала. Выразительные возможности дерева, камня, глины, металла, пластмассы. Резьба и моделирование (лепка) - основные формы создания скульптурных объектов. Рельеф как тип скульптурного объекта. Виды рельефов: барельеф, горельеф. Композиция, перспектива, светотень их роль в создании образа. Круглая скульптура. Монументальная скульптура. Мелкая пластика. Бюст, статуя, конный монумент, скульптурная группа - основные жанры. Связь скульптуры и архитектуры. Современные художественные практики и скульптура XX века: «мобили», «ассамбляжи», «инвайноименты», «инсталляции», «земляное искусство» и др. Архитектура как вид искусства. Язык архитектуры, система изобразительно-выразительных средств. Взаимосвязь функциональных и эстетических элементов архитектуры. Денотация и коннотация в архитектуре. Системы архитектурных кодов. Интерьер как единица архитектурного целого. Картина мира в архитектуре. Архитектура и стиль. Направления и стили в Тема 13 Музыка Звук физический и звук музыкальный. Специфика музыкального звука. Основные средства музыкальной выразительности: гармония, лад, ритм, темп, фактура. Типы музыки: музыкальный фольклор, менестрельство, каноническая импровизация, опус-музыка. Музыка XX века. Основные понятия: додекафонная система, серийная техника, пуантилизм, алеаторика, сонорика, минимализм, медитативная музыка. Нововенская школа (А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн) и музыкальный экспрессионизм. Урбанистические тенденции в творчестве композиторов французской «шестерки» (А. Оннигер, Д. Мийо, Ф. Пуленк, Л. Дюрей, Ж. Тайфер, Ж. Орик). Трагический опыт XX века в музыке Б. Бриттена и Д. Шостаковича. Музыкальный авангард Д. Кейджа, П. Булеза, К. Штокхаузена, А. Шнитке, С. Губайдуллиной, Э. Денисова. Сплав европейской и афроамериканской традиции в джазе. Джазовая импровизация и ее составляющие. Джазовый оркестр. Основные джазовые стили: традиционный джаз, бибоп, кул, модальный джаз, джаз-рок, фьюжн. Рок-музыка: от рок-н-ролла до «новой волны». Поп-музыка. Тема 14 Театр Происхождение театра. Ритуал и театр. Дионисийство и становление профессионального театра. Эволюция сценического пространства. Роль литературы, изобразительного искусства и музыка в театре. Особенности театрального синтеза. Актер как «живой материал» сценического образа и его конечный «продукт» - персонаж. Маска, ее значение, типы театральных масок. Понятие «внутренней маски». Игра в жизни и игра в театре. Актер и роль. Типы актерских техник. Предпосылки возникновения режиссерского театра. Понятие актерского ансамбля. Фигура режиссера и ее роль в создании театрального представления. Режиссерский театра Станиславского, Мейерхольда, Брехта. Современна отечественная режиссура: Ю. Любимов, М. Захаров, Р. Виктюк. Тема 15 Кино Технические, социокультурные и художественно-эстетические предпосылки возникновения кино. Кино как синтетическое искусство. Роль литературы, живописи, музыки, актерской игры в создании кинообраза. Кадр как первоклеточка кинообраза. Художественные возможности кинокамеры. «Субъективная камера». Крупный, средний, общий план. Художественные возможности монтажа. «Медленный» и «быстрый» монтаж. Понятие экранного времени. «Монтажная фраза» - сочетание изображения, слова, музыка, закадровые речи и т.д. Кино - искусство XX века: Иштван Сабо, Милош Форман, Андрей Тарковский, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Барнардо Бертолуччи, Ингмар Бергман. 5. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету).
V. Учебно-методическое обеспечение курса 1. Рекомендуемая литература: Рекомендуемая литература (основная)
Рекомендуемая литература (дополнительная)
|
ещё >> |