Программа дисциплины «Сравнительная политика» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Сравнительная социология» 1 207.02kb.
Рабочая программа дисциплины масс-медиа и мировая политика программа... 1 95.88kb.
Программа учебной дисциплины «Динамика политического процесса современной... 5 474.09kb.
Программа дисциплины «Экономика и политика сша» 5 753.51kb.
Рабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение» 3 425.3kb.
Программа дисциплины "Северо-Восточная Азия в глобализирующемся мире... 4 432.79kb.
Учебная программа дисциплины социальная политика 3 563.61kb.
Программа дисциплины «Сравнительная социология 1 208.47kb.
Программа дисциплины «Современная социальная политика» 4 392kb.
Программа дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность» 7 828.09kb.
Программа курса «сравнительная политология» 5 882.34kb.
Практические задания для формирования навыка применения знаний по... 6 621.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Сравнительная политика» - страница №1/3




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Сравнительная политика» для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет прикладной политологии
Программа дисциплины

«Сравнительная политика»



для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра



Специализация «Политическое управление»
Авторы программы:

д.п.н., проф. М.В. Ильин (mikhaililyin48@gmail.com)

к.п.н., доц. М.Г. Миронюк (mmironyuk@hse.ru)

при участии преп. В.Э. Абелинскайте (abelinskaite@gmail.com)

Одобрена на заседании кафедры сравнительной политологии «__» _______ 2013 г.

Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. А.Ю. Мельвиль


Рекомендована секцией УМС Политология «___» ____________ 2013 г.

Председатель к.п.н., доц. М.Г. Миронюк


Утверждена УС факультета политологии «___»_____________2013 г.

Ученый секретарь д.фил.н. М.А. Пильгун



Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Сравнительная политика».

Программа разработана в соответствии с:



  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра;

  • Образовательной программой по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, специализация ««Политическое управление», утвержденным в 2012 г.


2. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Сравнительная политика» является формирование у студентов:



  • знаний о формировании и развитии современных политических систем и культур, особенностях устройства и функционирования политических институтов и процессов, а также политических традициях и особенностях устройства и функционирования политических институтов государств, представляющих различные политические традиции;

  • представлений о сравнительной политологии (политической компаративистике), ее предмете, методе и достижениях, об основных принципах проведения сравнительных исследований, этапах развития данной научной дисциплины;

  • навыков самостоятельного анализа мировой политики на субнациональном и национальном уровнях.


3. Требования к студентам

Приступая к освоению данного курса, студенты должны обладать базовыми знаниями по истории и общественным наукам в объеме таких курсов средней школы, как «Обществознание» и «История Отечества», а также базовых курсов, преподаваемых на 1 курсе НИУ ВШЭ, а также на 2 курсе одновременно с данным курсом. От студентов требуются: умение аналитически работать с научной литературой, навыки устного и письменного изложения своей точки зрения.


4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать: основные понятия, категории, концепции, теории и этапы развития политической компаративистики, авторов этих концепций и основные школы и направления развития сравнительной политологии, а также иметь представление о методе компаративистики.

Уметь: использовать методы современной сравнительной политологии и применять их в научной и исследовательской деятельности.

Иметь навыки использования знаний о политических традициях и особенностях устройства и функционирования политических институтов государств в процессе проведения и изучения количественных и качественных исследований в сфере сравнительной политологии в соответствии с методологией анализа современных политических доктрин и теорий, теоретико-методологическими подходами в политической компаративистике.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ЕКК и ОС НИУ ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

системная

СК-Б3

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

системная

СК-Б11

Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде

социально-личностная

СЛК-Б2

Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности

общекультурная

ОК-11

понимание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать значимые социальные и экономические проблемы и процессы

профессиональная

ПК-1

способность к участию в научных исследованиях политических процессов и отношений, владение методами анализа и интерпретации представлений о политических явлениях на различных уровнях организации мира

профессиональная

ПК-2

понимание методов современной политической науки и возможность их применения в политологических исследованиях

профессиональная

ПК-6

применение основных теоретико-методологических подходов в политической компаративистике; способность методологически корректно сравнивать политические системы, институты и процессы

профессиональная

ПК-8

понимание основных закономерностей и тенденций мирового и российского политического процесса, процессов глобализации и их влияния на различные сферы жизни

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию всех видов компетенций, предполагают лекции, семинарские занятия в формате диалогового обсуждения литературы по тематике семинара и выступления с индивидуальными и групповыми докладами, написание письменной работы.
5. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:


  • Политическая история России и зарубежных стран

  • Категории политической науки

  • «Законы» политической науки

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Современные политические системы и политические процессы в арабских странах

  • Теории социально-политических трансформаций


6. Организационно-методическое построение курса включает лекции и семинары (практические занятия) по каждой из тем дисциплины. Формат семинара – обсуждение материалов лекций и освоенных студентами материалов по соответствующей тематике, список которых предоставляется заранее. Слушатели на семинарских занятиях должны выступать с докладами и принимать активное участие в их обсуждении.
7. Образовательные технологии

Используются активные и интерактивные формы проведения лекционных и семинарских занятий — коллективные дискуссии, разбор конкретных ситуаций, публичные выступления. Часть материала курса предоставляется дистанционно для самостоятельного изучения с обязательным включением обсуждения текстов по данным темам в программу семинарских занятий и итогового контроля. Семинарские занятия по Блоку 2 проходят в формате групповых докладов.



8. Тематический план дисциплины

Программа рассчитана на ее освоение в рамках четырех учебных модулей (один учебный год). Ее объем составляет 108 часов: 29 лекций, 25 семинаров.





Тематика лекций и семинаров

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

лекции

семинары

1 модуль. Блок 1. Методология

Первый модуль (5 лекций и 3 семинара) посвящен знакомству с политической компаративистикой. В рамках модуля занимательно и без «трудных» формулировок вводятся основные ее основные методологические принципы. При этом основные методологические темы увязываются с публично обсуждаемыми «интересными» вопросами, которые одновременно научно актуальны в современной компаративистике.



1

Современная Россия.

Основы методологии сравнительных исследований



10

2

2

6

2

Феномен «голубого банана».

Концепты и понятия компаративистики.

Сравнительные исследования Западной Европы и других цивилизационных зон.


10

2

2

6

3

Успех в политике.

Способы правления и модели политического поведения.

Сравнительные исследования различных форм политической организации.


10

2

2

6

4

Этапы развития сравнительной политологии.

6

2

-

4

5

Методологические подходы.

Валидность сравнений.



6

2

-

4




Итого за модуль:

42

10

6

26

2 модуль. Блок 2. Основные единицы изучения: крупные политические системы

Второй модуль (5 лекций и 3 семинара) посвящен знакомству студентов с основными единицами сравнения: политическими системами, государствами, нациями, формами конституционного устройства и режимами. Особое внимание при этом уделяется способам организации и распределения власти. В рамках каждой из тем студенты знакомятся с различными типами сравнений, осуществляют пробные попытки освоить различные компаративист кие методики.



6

Критерий распределения власти между различными ветвями и уровнями.

Распределение власти в простейших сообществах и в сложных системах.



8

2

2

4

7

Территориальное разделение властей.

Стратегии наибольшего сходства и различия в попарном сравнении.



8

2

-

6

8

Консоциативное распределение власти.

10

2

2

6

9

Корпоративное распределение власти.

6

2

-

4

10

Сочетание различных современных способов разделения властей.

10

2

2

6




Итого за модуль:

42

10

6

26

3 модуль. Блок 3. Отдельные проблемы компаративистики и малые единицы сравнения

Третий модуль (9 лекций и 9 семинаров) студенты знакомятся с прочими единицами сравнения. Это отдельные институты, включая, глав государств, кабинеты, легислатуры, партии, избирательные системы и т.п. В рамках этого модуля уже усвоенные компаративистские методы и методики используются для проведения долее конкретных и специализированных сравнений. Особое внимание уделяется знакомству со способами решения основных методологических проблем компаративистики.



11

Главы государств

8

2

2

4

12

Политические партии

8

2

2

4

13

Избирательные системы

10

2

2

6

14

Избирательные комитеты и иные конституционные инстанции организации выборов

10

2

2

6

15

Легислатуры

10

2

2

6

16

Кабинеты

10

2

2

6

17

Институты согласования интересов

10

2

2

6

18

Бюрократия

10

2

2

6

19

Гражданские инициативы

10

2

2

6




Итого за модуль:

86

18

18

50

4 модуль. Блок 4. Динамика

Четвертый модуль (10 лекций и 9 семинаров) знакомит студентов способам работы с меняющимися единицами сравнения. В поле внимания оказываются различные политические процессы от кризисов и политических преобразования до политических кампаний разного рода. Особое внимание уделяется адаптации уже известных студентам методов и методик компаративистики к задачам изучения и анализа политической динамики, ее анализа и прогнозирования.



20

Методологические проблемы сравнения меняющих единиц анализа

10

2

2

6

21

Модели кризиса

12

2

2

8

22

Революции и неконтролируемые кризисы

12

2

2

6

23

Политические реформы

12

2

2

6

24

Демократический транзит

18

4

4

10

26

Выборы

12

2

2

6

27

Избирательные кампании

12

2

2

6

28

Политические кампании

12

2

2

6




Итого за модуль:

100

20

20

60




Итого:

270

58

50

162


9. Содержание программы

Первый блок: Методология сравнительных исследований.

Тема 1. Современная Россия. Основы методологии сравнительных исследований

Лекция 1 (1) Что такое современная Россия? Каково ее место в мире и в мировом развитии? С какими странами ее можно сравнить? По каким параметрам? В чём заключается её уникальность? Является ли Россия единственной уникальной страной? Основная проблема сравнения: уникальность, а потому «несравнимость» отдельных явлений человеческой действительности.

Как возможно сравнение? Особая роль стандартных эталонов сравнения. Слово как первичный «эталон» сравнения в обыденной жизни. Понятия, идеальные типы и категории в научных сравнениях. Соотношение содержания и объема в понятиях, а также в словах обыденной речи, в идеальных типах, научных категориях и т.п. Произвольные сопоставления («сравнения просто» по М.М.Ковалевскому) и методические, строгие сравнения. Основные типы сравнений: универсальные, кластерные, бинарные, казусно ориентированные. Стратегии наибольшего и наименьшего сходства. Определением выбора типов сравнений и стратегий исследовательским вопросом. Варианты сравнительных исследований с использованием отечественной фактуры.



Литература для подготовки к лекции:

Ильин М.В. Сравнительная политология. Методологические проблемы и научные аппарат. // Полис. № 6. 2001. – С.140-143.

Бари Д.Л. Поверх границ: практика сравнительных исследований. // Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997.

Семинар 1(1) Опыт казусных и бинарных сравнений России.

1. Основные параметры казусных и бинарных сравнений России с другими странами.

2. Вотчинный (патримониальный) синдром в России и других странах.

3. Самодержавный (автократический, авторитарный) синдром в России и других странах.

4. Тоталитарный синдром в России и Германии.

Обязательная литература:

Pipes R. Russia under the Old Regime. L.: Weidenfield and Nicolson, 1974 (русский перевод – Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Независимая газета, 1993) или Пайпс Р. Собственность и свобода, М., 2001, Глава 4 «Вотчинная Россия»

Пивоваров Ю.С., Фурсов А.И. “Русская Система” как попытка понимания русской истории// Полис, 2001 № 4

Нольте Х.-Х, Полян П. Гитлер и Сталин: с кем же жить лучше, с кем веселей? К вопросу о сравнении коммунистической и национал-социалистической диктатур. – «Неприкосновенный запас» 2003, №2(28)



Дополнительная литература:

Pipes R. Pride and Power // Wall Street Journal, 2009, August 24.

Агеев С.Л. Гитлеризм, сталинизм, тоталитаризм: реальности и понятия.// «Полис», 1995, № 3

Гудков Л. "Тоталитаризм" как теоретическая рамка: попытки ревизии спорного понятия Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 5. С. 20-29; № 6 (56). С. 13-30

Ильин М.В. Политическое самоопределение России.// Pro et contra . 1999. № 3

Люкс Л. «Особые пути» — «пути в никуда». О крахе особых путей России и Германии в XX веке. // Вопросы философии. 2001, № 12

Пайпс Р. Русский консерватизм и его критики. Исследование политической культуры. — М.: Новое издательство, 2008

Пивоваров Ю., Фурсов А. Русская система и реформы.// Pro et Contra . 1999. №4.

Урнов М. Синдром радикального авторитаризма в российском массовом сознании // Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. М., 2005

Червонный В.П. Тоталитарный синдром в судьбе России. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2005.

Хархордин О. Основные понятия российской политики. – М.: Новое литературное обозрение, 2001. – С. 8-76.

Лекция 2 (2) Феномен «голубого банана». Концепты и понятия компаративистики. Сравнительные исследования Западной Европы и других цивилизационных зон

Как сравнить политические успехи и неудачи? Почему «голубой банан» (наиболее развитое «ядро» Западной Европы) остается зоной благополучия и источником новаций для мирового развития? Как это объясняет «концептуальная карта Европы» Стейна Роккана? Какие еще способы объективной оценки совершенства и эффективности политических систем и институтов предлагает сравнительная политология?

Концептуализация и операционализация. Адекватность концептов и концептые натяжки. Структура понятия (объем и содержание, ядро и периферия) и прочих аналитических инструментов сравнительной политологии. Определение выбора вариантов концептуализации и операционализации, а также типа аналитических инструментов исследовательским вопросом.

Варианты сравнительных исследований Западной Европы и других цивилизационных зон.



Литература для подготовки к лекции:

Sartori G. Concept Misformation in Comparative Politics. – APSR, №4, 1970 (русский перевод: Сартори Дж. Искажение концептов в сравнительной политологии (I). // Полис. № 3. 2003. – С.67-71, Сартори Дж. Искажение концептов в сравнительной политологии (II). // Полис. № 4. 2003. – С.152-160, Сартори Дж. Искажение концептов в сравнительной политологии (III). // Полис. № 5. 2003. – С. 65-75).

Ильин М.В. Сравнительная политология. Методологические проблемы и научные аппарат. // Полис. № 6. 2001. – С.140-143.

Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания. // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. – С.345-415 (особенно важно стр. 377-378, 389-414).

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1990. – С.471-481.

Степанов Ю.С. Понятие. – Языкознание. Большой энциклопедический словарь. 2-е издание, М.: БРЭ, 1998. – С.383-385.



Семинар 2(2) Опыт сравнений европейских стран. Где и как найти общий европейский стандарт?

1. Региональное и культурно-историческое разнообразие стран Западной и Центральной Западной Европы.

2. Локализация европейский стран между идеальными типами моно- и поликефальности.

3. Интерпретация географии голосования в европейских странах на основе выявления электоральных размежеваний (cleavages).



Обязательная литература:

Rokkan S. Territories, centres, and peripheries: toward a geoethnic-geoeconomic-geopolitical model of differentiation within Western Europe // Centre and Periphery. Ed. by Jean Gottmann. Beverly Hills and London, Sage, 1980, p. 163-204.

Ларсен Ст.У. Моделирование Европы в логике Роккана // Полис. 1995. № 5

Туровский Р. Ф. Электоральные геоструктуры в западных демократиях: попытка системного компаративного анализа // Полития. — 2004. — №1. — с. 198–232



Дополнительная литература:

Гришин Н. Биполярная модель структурирования геоэлекторального пространства России // Власть. -2009. - № 4. - С. 86 – 90

Ильин М.В. Геохронополитические членения (cleavages) культурно-политического пространства Европы и Евразии: сходства и различия. // Ильин М.В., Бусыгина И.М. (ред.) Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России. М., 1999

Гудин Р. И., Клингеманн Х.-Д. Политическая наука: новые направления. Вече. М.: 1999, Часть IV «Сравнительная политология»

Роккан С. Города, государства и нации: Пространственная модель для изучения различий в развитии. // Политическая наука, 2006, № 4

Роккан C. Центр-периферийная полярность. // Политическая наука, 2006, № 4



Лекция 3(3) Успех в политике. Способы правления и модели политического поведения. Сравнительные исследования различных форм политической организации.

Как добиться успеха в политике? Как политическим акторам отделить цели, которые заслуживают реализации, от мнимых? Каковы критерии эффективности институтов и их использования, «исполнения» (performance) в политике? Чем отличаются действительно современные, демократические и не вполне современные способы правления и модели политического поведения?

Сравнение различных форм политической организации. Альтернативные формы современной демократии и других сосуществующих с ними форм правления и политического участия. Оценка пригодности и эффективности этих форм. Критерии выявления принципов и практик «лучшего правления» (better governance). Диффузия принципов и практик «лучшего правления» в ходе модернизации и глобализации. Проблема Гэлтона.

Варианты сравнительных исследований форм правления. Эмпирическое фиксирование характеристик политического строя и режима, «измерение демократичности» конституций и режимов.



Семинар 3(3) Распространение лучших практик и стандартов подотчетности (accountability). Проблема Гэлтона.

1. Аспекты практик подотчетности (accountability). Критерии сравнения по отдельным аспектам подотчетности.

2. Проблема автохтонности в условиях политических трансформаций и передачи власти.

3. Внешний и внутренний контекст диффузии лучших практик и стандартов подотчетности. Способы учета гэлтоновского эффекта.

4. Формы правления: преимущества и недостатки различных типов в перспективе сравнительных исследований

Обязательная литература:

Schmitter Ph, Karl T.L What democracy is … and is not.// Journal of Democracy, 1991, № 2, pp.67-73 (русский перевод – Карл Т.Л., Шмиттер Ф. Что есть демократия? Русский журнал, 1998)

Schmitter Ph. The Ambiguous Virtues of Accountability. // Journal of Democracy, Volume 15, Number 4, October 2004, pp. 47-60

Коротаев А.В. «Проблема Гэлтона» (дополнительные замечания к заключительной главе) – Мердок Дж.П. Социальная структура. М.: ОГИ 2003. – С. 556-565.



Дополнительная литература:

Behn, Robert D. Rethinking democratic accountability. Washington, D.C.: Brookings Institute Press. 2001

Naroll R. Galton's Problem: The Logic of Cross-Cultural Analysis. - Social Research, vol. 32. 1965

Горовиц Д.Л. Различия демократий // «Век ХХ и мир», 1994

Зазнаев О. Сравнительный метод в изучении форм правления // Полупрезидентская система: теоретические и прикладные аспекты. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006

Ильин М.В. Основные методологические проблемы сравнительной политологии // Полис. – 2001. – № 6. – С. 140-143.

Линц Х. Опасности президенциализма // «Век ХХ и мир», 1994

Линц Х. Достоинства парламентаризма // «Век ХХ и мир», 1994.



Лекция 4(4) Этапы развития сравнительной политологии.

Как прейти от описания и простого сопоставления к эмпирически валидным и строгим сравнениям? Каково соотношения ремесла и искусства, стандартных процедур и интуиций в сравнительных исследованиях? Насколько практично исходить из «жизненных образцов» политической организации и поведения? Что является нормой и что девиацией?

Опыт становления и первых трех этапов развития сравнительной политологии за столетие от 70-х годов XIX до 70-х годов XX столетия. Смена основных методологических вызовов и ставшие ответом на них методологические направления и подходы.

Методологические подходы. Валидность сравнений.

Как определить, что позволяет и чего не может обеспечить тот или иной методологический подход? Как сочетать достоинства разных подходов и нивелировать их недостатки? Что могут сделать современные компаративисты, а чего не могут? Какие методологические вызовы встают перед новым поколением компаративистов?

Обыденное (стихийное), доктринальное (догматическое) и научное (критическое) знание. Научная и политическая значимость современной политической компаративистики. Политические профессии в целом. Профессиональные сферы политологии, место политической науки эмпирических исследований и компаративистики в современной политологии. Место компаративистики в политической науке. Проблемы валидности сравнительных исследований. Типы валидности. Методологические и технические способы повышения валидности сравнительных исследований.
Блок 2. Основные единицы изучения: крупные политические системы

Лекция 1 (5) Критерий распределения власти между различными ветвями и уровнями. Распределение власти в простейших сообществах и в сложных системах.

Распределение власти в простейших сообществах и в сложных системах (от племен и клик до громадных государств или сообществ типа ЕС). Способы распределения и циркуляции власти. Авторитет как локус циркуляции (или конвертации) власти. Цицерон: власть в народе, а авторитет в сенате. Специализация авторитетов. Сетевые и иерархические системы авторитетов. Традиции смешения способов распределения власти. Аристотель. Полибий. Республиканская традиция.

Основные прецеденты распределения власти или так называемого «разделения властей». Британская конституция с ее тремя «сословиями» (estates). Функциональное «разделение властей». Классическая схема Монтескье. Альтернативные схемы. Бенжамен Констан. Специфические ветви власти.

Лекция 2 (6) Альтернативные (нефункциональные) параметры и способы распределения власти. Пространственно-территориальный, консоциативный и корпоративный способы.

Переход от классического конституционного разделения властей к их тоталитарному слиянию, а затем к новому разделению (три Италии, три Польши, три Венгрии, три Эстонии).



Семинар 1 (4) Альтернативные способы организации власти в «разделенных нациях».

1. Способы разделения или слияния властей в ФРГ и ГДР.

2. Способы разделения или слияния властей в КНДР и Республике Корея.

3. Способы разделения или слияния властей в КНР и на Тайване.


Лекция 3 (7) Территориальное разделение властей. Стратегии наибольшего сходства и различия в попарном сравнении.

Территориальное разделение властей. Типологии федераций. Симметричные и асимметричные федерации. Строительство федераций сверху (деволюция империй) и снизу (интеграция). Испанское «государство автономий» как вариант неполной и незаконченной федерализации. Имперский синдром в федерациях: Германия и Бразилия. Стратегии наибольшего сходства и различия в попарном сравнении. США и Мексика. Россия и Индия..


Лекция 4 (8) Консоциативное распределение власти.

Консоциативное распределение власти. Значение неформальных составляющих. Соединение и согласование консоциации с другими политическими формами. Классические консоциации стран Бенилюкс и Швейцарии. Особый случай Австрии и Германии. Консоциации за пределами европейского ядра. Ливан. Почему консоциация не прижилась в США и в Южной Африке? Консоциативные практики в Индии и в Дагестане.


Лекция 5 (9) Корпоративное распределение власти.

Корпоративное распределение власти. Средневековый, старый и новый корпоратизм. Австрия. Португалия и Бразилия. Швеция и Финляндия.

Корпоративное распределение власти: социальные группы, группы интересов и государство. Касты, сословия, корпорации в несовременных политических системах. Сословное государство (Ständestaat) эпохи Раннего Модерна. Попытки создания корпоративных государств в XX столетии, особенно в межвоенный период: практика Италии, Португалии, ряда латиноамериканских и восточно-европейских стран («старый корпоратизм»). Теоретические концепции М. Манойлеску (Mihail Manoilescu).

Современный («новый») корпоратизм в демократических государствах и его исследование (Ф.Шмиттер и др.). Корпоратизм/трипартизм/para-government: корпоратистские практики в сравнительной перспективе.

Вариации корпоратизма. Традиционные европейские модели, заокеанские (Латинская Америка), Дальний Восток.

Семинар 2 (5) Сходства и различия между скандинавским и латиноамериканским корпоратизмом.

Обязательная литература:

Шмиттер Ф. Неокорпоратизм // Полис. – 1997. - № 2. – С. 14-22.



Дополнительная литература:

Перегудов С.П. Новый российский корпоратизм: демократический или бюрократический? // Полис. – 1997. - № 2. – С. 23-26.

Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации
демократии // Полис. М., 1996. № 5
Лекция 7 (10). Сочетание различных современных способов разделения властей.

Сочетание различных современных способов разделения властей. Особый случай Швейцарии. Сочетание эволюционно разных способов разделения властей. Особый случай Иранской республики Иран. Германия. Бельгия. Швейцария. Распространенные подходы.Методологические аспекты. Многомерное моделирование. Образцовые исследования.



Семинар 3 (6) Особый случай Швейцарии.

Обязательная литература:

Wimmer, Andreas. A Swiss anomaly? A relational account of national boundary-making. - Nations and Nationalism 17 (4), 2011, 718–737



Третий блок: 36 часов: 12 лекций и 6 семинаров (6 тем)


следующая страница >>



Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи. Владислав Гжегорчик
ещё >>