Программа дисциплины «Религиозно-философские традиции Востока» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» 12 1609.4kb.
Программа дисциплины Религиозно-философские традиции Востока для... 9 1042.68kb.
Литература к темам курса Вопросы к зачету контрольные работы для... 1 166.3kb.
О диалоге культуры и религии 3 407.55kb.
Религиозно-философские учения китая объем учебной нагрузки и виды... 1 63.42kb.
Религиозно-философские взгляды Фихте в контексте развития науки и... 1 216.75kb.
Темы рефератов по дисциплине 1 21.17kb.
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 1 Философские вопросы... 3 501.93kb.
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 1 Философские вопросы... 3 537.14kb.
Теоретические основы хатха-йоги 1 100.21kb.
15. Неклассическая философия рубежа XIX – XX вв. Отличие от классической... 1 43.97kb.
Одесская Богословская Семинария 1 42.25kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Религиозно-философские традиции Востока» - страница №1/1

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «Религиозно-философские традиции Востока» для направления/ специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Философский факультет

Отделение востоковедения

Программа дисциплины

Религиозно-философские традиции Востока

(Японисты, 3 курс)
для направления/ специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика»

подготовки бакалавра

Автор программы:

Демина Мария Олеговна

E-mail: mdemina@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»____________ 2012 г

Зав. кафедрой А.А. Маслов


Рекомендована секцией УМС отделения востоковедения ученого совета факультета философии «___»____________ 2012 г

Председатель А.А. Маслов


Утверждена УС факультета философии «___»_____________2012 г.

Ученый секретарь И.В.Макарова ________________________

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления/ специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, специализирующихся по Японии.

Программа разработана в соответствии с:

Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" по направлению подготовки 032100.62 «Востоковедение и африканистика» (уровень подготовки «бакалавр»), разработанным в соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» в ред. от 10.02.2009 № 18-ФЗ, статья 5, пункт 4 и утвержденный Ученым Советом НИУ ВШЭ, протокол от 02.07.2010 г. № 15;

Образовательной программой бакалавриата по направлению подготовки 032100 «Востоковедение и африканистика» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.



2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины являются:

- систематизация теоретических знаний студентов о религиозно-философских традициях Японии и их влиянии на экономическое поведение японцев, а также на формирование японской системы хозяйственных связей и принципов управления предприятием;

- формирование представления о роли и характере религиозных и духовных процессов в современном японском обществе;

- ознакомление с переводами некоторых религиозных и философских текстов.



3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать важнейшие составляющие религиозно-философской системы Японии и ее отличие от аналогичных систем в других локальных цивилизациях; роль религиозно-философских традиций в социально-экономическом развитии Японии; основные религиозно-философские тексты, содержащие принципы функционирования политической и экономической сфер; общие теории о взаимосвязи религии, культуры, философии и науки.

Уметь применять комплексный подход к оценке социально-экономических явлений, в том числе соотносить их со спецификой культурного развития страны; оценивать основные тенденции в японской экономике с учетом специфики японского менталитета.

Иметь навыки простейшего анализа текстов религиозно-философской тематики; ведения многосторонней дискуссии с применением понятийно-терминологического аппарата общественных наук.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен выявлять научную сущность социально-экономических проблем и решать их на основе анализа и синтеза.

СК-Б3,

СК-Б4


Распознает основные закономерности процесса социально-экономического развития Японии, представляет его связи с культурными особенностями страны, интерпретирует проблемы с применением цивилизационного подхода.

Дискуссии на семинарских занятиях, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания.

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников (включая ИКТ), необходимую для решения научных и профессиональных задач.

СК-Б6,

ИК-Б4.1


Использует профессиональную литературу, первичные источники, ИКТ для решения поставленных задач, отбирает и интерпретирует информацию по заданной тематике.

Самостоятельная работа, выполнение домашнего задания.

Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения.

СК-Б9

Демонстрирует навыки ведения дискуссии, активно участвует в обсуждениях на профессиональные темы.

Дискуссии на семинарских занятиях.

Способен описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя необходимую научную терминологию.

ИК-Б5.3, 5.4, 5.6

Владеет понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук.

Дискуссии на семинарских занятиях, самостоятельная работа.

Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности.

СЛК–Б2

Осознает специфику религиозно-философской парадигмы Японии, применяет это знание при анализе основных социальных, политических и экономических проблем и в практике межкультурной коммуникации.

Семинарские занятия, самостоятельная работа.

Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры, понимает значимость сохранения и развития современной цивилизации.

СЛК –Б9

Распознает культурные, религиозные и философские предпосылки социально-экономического развития страны, рассматривает их как неотъемлемую часть японской цивилизации, оценивает их уникальный характер.

Обсуждения на семинарских занятиях, выполнение домашнего задания.



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин, обеспечивающих теоретическую подготовку учащихся.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Сравнительная история цивилизаций Азии и Африки,

История религий,

Философия,

Религиозно-философские традиции Востока,

Социально-экономическое развитие стран Азии.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

английский язык (уровень не ниже Intermediate),

японский язык (не ниже среднего уровня),

владеть основными приемами информационной обработки текста и перевода литературы по специальности.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Экономика изучаемого региона,

Социально-политическая культура стран Азии.



5Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Семинары


1

Роль религии и науки в западной и восточной философии.

4

16

2

Отношение к труду на Западе и на Востоке.

4

16

3

Религиозно-философские предпосылки формирования и развития капитализма японского типа.

6

26

4

Религиозно-философские традиции Японии и основополагающие принципы японского менеджмента.

6

24

5

Современное положение наиболее влиятельных буддийских сект в Японии.

4

16




Итого

24

98


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

2 модуль

3 модуль

Параметры

Текущий

Домашнее задание







Задание на каждый семинар - чтение и анализ тематических текстов. Время на подготовку домашнего задания – 1 неделя.

Итоговый

Экзамен




*

Письменный экзамен, 80 мин. Средний объем работы – 3 стр. А4, написанных стандартным почерком. Количество дней оценки результатов контроля – 5 дней.

* - отметка, в каком модуле проводится итоговый контроль.



6.1Критерии оценки знаний, навыков



Основным элементом текущего контроля является устный опрос по материалам домашних заданий. За каждый правильный ответ на вопрос преподавателя студент получает одну отметку в рабочую ведомость. В конце курса выставляется общая оценка за работу в аудитории (Оаудиторная) по 10-ти балльной системе, причем для получения 10 баллов необходимо набрать в общей сложности не менее 7 отметок, 9 баллов – 6 отметок, 8 баллов – 5 отметок, 7 баллов – 4 отметок, 6 баллов – 3 отметок, 5 баллов – 2 отметок, 4 баллов – 1 отметки. Студенты, ни разу не ответившие на вопросы преподавателя на семинарских занятиях, получают неудовлетворительную оценку за работу в аудитории (3 балла и ниже).

Дополнительно оцениваются: участие в дискуссиях, творческий подход к интерпретации изучаемых материалов, способность четко и емко формулировать свои мысли. Указанные критерии могут быть основанием для повышения оценки за аудиторную работу на 1 балл.

Итоговый контроль по дисциплине представляет собой экзамен в письменной форме. Каждый экзаменационный билет включает в себя два вопроса из разных тематических блоков, причем один из них носит общий характер, а второй предполагает знание конкретных персоналий, терминов, названий. Оценка снижается за искажение фактов, неполное раскрытие темы вопроса, бессистемное изложение, некорректные формулировки, неверные ответы на вопросы.

Оценка за итоговый контроль выставляется по 10-ти балльной шкале.

Примерное соответствие оценок по 10-ти балльной системе и количества ошибок:

10 – блестяще, возможна 1 ошибка или неточность;

9 – 1 ошибка и 1 неточность;

8 – 2 ошибки, возможны неточности;

7 – 3 ошибки/неточности или частичное искажение смысла;

6 – 4 ошибки, нарушение логики ответа;

5 – 5 ошибок, значительное нарушение логики;

4 – 5 ошибок, неточности, тема раскрыта не полностью;

3, 2, 1 - "неудовлетворительно", более 5 ошибок, тема полностью не раскрыта, не просматривается логика изложения.


6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,2*Oпосещаемость+ 0,4* Оаудиторная + 0,4 *Оэкз

где Oпосещаемость и Озач – оценки за посещаемость и итоговый контроль соответственно.

Способ округления результирующей оценки – в пользу студента.

В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может повысить результирующую оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла.

Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель может понизить результирующую оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла.

7Содержание дисциплины


Тема 1. Роль религии и науки в западной и восточной философии.

Количество аудиторных часов – 4, самостоятельной работы – 16.



Содержание раздела:

Определения культуры и религии по З.Фрейду. Функции культуры и религии, их происхождение. Интериоризация предписаний культуры человеком. Иллюзорность религии и ее связь с неврозами. Противопоставление религии и науки.

Религиозный и научный подход к реальности по Д.Судзуки. Концепция бессознательного в дзен-буддизме. «Инстинктивное» и «тренированное» бессознательное. Восприятие личности в дзен-буддизме. Способ познания «я».

Банкей – автор учения о Нерожденном. «Различающая» и «неразличающая» мудрость.



Вопросы для обсуждения на семинарах:

  1. Характерные черты религии по З.Фрейду. Прослеживаются ли эти черты в религиозно-философских системах Востока? Выполняют ли эти системы основные функции религии? В какой степени?

  2. Возможно ли преодоление дихотомии религия-наука по З.Фрейду?

  3. Причины популярности дзен-буддизма на Западе в 1960-х гг.

  4. Термин «бессознательное» в работах З.Фрейда и К.Юнга. Взаимосвязь сознания и бессознательного по Д.Судзуки.

Литература:

Фрейд З. Психоанализ, религия, культура, М.: Ренессанс, 1992 (доступна электронная версия).

Судзуки Д., Фромм Э., Мартино Р. Дзен-буддизм и психоанализ, пер. А.М. Руткевич, М.: «Весь мир», 2007 (доступна электронная версия).

Дополнительная литература:

Нерожденный. Жизнь и учение мастера дзен Банкея, М.: Евразия, 2000.


Тема 2. Отношение к труду на Западе и на Востоке.

Количество аудиторных часов – 4, самостоятельной работы – 16.



Содержание раздела:

Термин «буддийская экономика». Основные принципы. Влияние буддийской традиции на социально-экономическое развитие Японии.

«Дух капитализма» по М.Веберу. Связь западного капитализма с протестантской этикой. Капитализм и традиционализм. Концепция призвания.

Вопросы для обсуждения на семинарах:


    1. Каковы конкурентные преимущества «экономики взаимовыгоды»? В чем ее недостатки?

    2. Отношение к труду в буддизме и протестанстве: сходства и различия.

Литература:

Inoue S. Putting Buddhism to Work: A New Approach to Management and Business, Kodansha International, 1997.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма, М.: Ист-Вью, 2002 (доступна электронная версия).

Дополнительная литература:

Буддизм в Японии, отв. ред. Т. П.Григорьева, Ин-т востоковедения РАН, М.: Наука, 1993.


Тема 3. Религиозно-философские предпосылки формирования и развития капитализма японского типа.

Количество аудиторных часов – 6, самостоятельной работы – 26.



Содержание раздела:

Синтез религиозно-философских направлений в период Токугава. Идеал экономической политики в конфуцианстве. Единство экономики и политики. Идея долга и призвания в философии бусидо. Семейный кодекс какун и правила ведения торговли тэнсоку. Теория государства кокутай и японский национализм.

Исида Байган и его учение о постижении сердца (сэкимон сингаку). Концепция Пути торговца. Бережливость как универсальный принцип, 3 уровня бережливости.

Вопросы для обсуждения на семинарах:


  1. Отличие исконно японских философских учений от учений китайского происхождения.

  2. Отношение к купеческому (торговому) сословию в различных религиозно-философских системах в Японии в период Токугава.

  3. Влияние религиозно-философских традиций на формирование принципов экономического поведения японцев.

Литература:

Bellah R.N. Tokugawa Religion. The Cultural Roots of Modern Japan, Free Press, 1985.

«Да сюэ» («Великое учение») (введение, перевод, комментарии Кобзева А.И.) // Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»), Восточная литература, 2004.

Синто – путь японских богов, Гиперион, 2002.

Sources of Japanese Tradition compiled by Wm. Theodore de Bary, Columbia University Press, 2001 (доступна электронная версия).

Карелова Л.Б. Учение Исиды Байгана о постижении “сердца” и становление трудовой этики в Японии, М.: Восточная литература, 2007.



Дополнительная литература:

Торчинов Е.А. Введение в буддологию, курс лекций (доступна электронная версия).



Тема 4. Религиозно-философские традиции Японии и основополагающие принципы японского менеджмента.

Количество аудиторных часов – 6, самостоятельной работы – 24.



Содержание раздела:

Принципы японского менеджмента. Патернализм на уровне фирм. Проявление патернализма в других азиатских странах. Взаимоотношения «работник-работодатель» в различных религиозно-философских системах Востока.

Традиционный японский менеджмент и дзен-буддизм. Специфика управления персоналом и процесса принятия решений в Японии и США. Коллектив и личность в восточной и западной моделях менеджмента.

Религиозные мотивы в корпоративной философии современных японских компаний: Mitutoyo, YKK, Kyowa Hakko Kirin.



Вопросы для обсуждения на семинарах:

  1. Преимущества и недостатки корпоративного патернализма.

  2. Важнейшие характеристики управленца и методы поощрения работников в восточной и западной моделях менеджмента. Культурные истоки существующих различий.

  3. Применимы ли принципы японского менеджмента в западных странах? В какой степени?

  4. Корпоративная философия японских и западных компаний: общее и различное.

Литература:

Inoue S. Putting Buddhism to Work: A New Approach to Management and Business, Kodansha International, 1997.

Pascale R.T. Zen and the Art of Management, Harvard Business Review, Mar. 1978.

The Mitutoyo Philosophy http://www.mitutoyo.co.jp/eng/corporate/idea/index.html

YKK Philosophy http://www.ykk.com/english/corporate/m_principle.html

Kyowa Kirin, Commitment to Life http://www.ykk.com/english/corporate/m_principle.html



Дополнительная литература:

Hayashi S. Culture and Management in Japan, University of Tokyo Press, 1988.


Тема 5. Современное положение наиболее влиятельных буддийских сект в Японии.

Количество аудиторных часов – 4, самостоятельной работы – 16.



Содержание раздела:

Буддийские секты в Японии, их позиции в японском обществе, общественная и международная деятельность. Амидаизм, нитирэн, дзен-буддизм. Основные постулаты Истинной Школы Чистой Земли, причины ее популярности. Общественная деятельность секты Сока Гаккай.



Вопросы для обсуждения на семинарах:

  1. Примерная численность последователей основных направлений буддизма в Японии.

  2. Активизация международной деятельности японских религиозных сект и ее причины.

  3. Развитие амидаистского учения в Японии. Отношение к «этому миру» в амидаизме.

Литература:

Буддизм в Японии, отв. ред. Т. П. Григорьева, Ин-т востоковедения РАН, М.: Наука, 1993.

Поэма о Чистой Земле (перевод, доступна электронная версия).

Soka Gakkai International http://www.sgi.org/



8Образовательные технологии


Интерактивные формы проведения занятий: дискуссии, мини-конференции.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу для самопроверки студентов:

  1. Концепции религии и культуры у З.Фрейда.

  2. Дзен-буддизм и психоанализ: столкновение восточной и западной философии (Э.Фромм, Д.Судзуки). Интерпретация концепций бессознательного и эго в дзен-буддизме.

  3. «Буддистская экономика»: ключевые характеристики и происхождение термина (Inoue S.)

  4. Дух капитализма по М.Веберу. Сопоставление японской и западной моделей капитализма.

  5. Период Токугава и зарождение японского капитализма. Синтез идей буддизма, конфуцианства и бусидо. (R.Bellah)

  6. Идея народного благосостояния в конфуцианстве («Да Сюэ»).

  7. Теория государства кокутай.

  8. Философия бусидо: профессия как призвание. Концепция долга и ее роль в формировании общественного строя.

  9. Исида Байган и учение сэкимон сингаку. «Беседы горожанина и селянина», «Рассуждения о бережливом управлении домом».

  10. Бережливость как универсальный принцип сэкимон сингаку. 3 уровня бережливости.

  11. Школа Чистой Земли в Японии и ее основатель Синран. История становления учения, основные постулаты.

  12. Труд, общество и окружающий мир в амидаизме (на материале «Поэмы о Чистой Земле»).

  13. Взаимоотношения «работник-работодатель» в различных восточных религиозно-философских системах. Истоки японского патернализма.

  14. Дзен-буддизм и традиционный японский менеджмент. Сопоставление американской и японской моделей управления предприятием.

  15. Современная общественная и международная деятельность японских религиозных сект: амидаизм, нитирэн, дзен-буддизм. Их позиции в японском обществе.

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Основная литература


  1. Буддизм в Японии, отв. ред. Т. П.Григорьева, Ин-т востоковедения РАН, М.: Наука, 1993.

  2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма, М.: Ист-Вью, 2002 (доступна электронная версия).

  3. «Да сюэ» («Великое учение») (введение, перевод, комментарии Кобзева А.И.) // Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»), Восточная литература, 2004.

  4. Карелова Л.Б. Учение Исиды Байгана о постижении “сердца” и становление трудовой этики в Японии, М.: Восточная литература, 2007.

  5. Синто – путь японских богов, Гиперион, 2002.

  6. Судзуки Д., Фромм Э., Мартино Р. Дзен-буддизм и психоанализ, пер. А.М. Руткевич, М.: «Весь мир», 2007 (доступна электронная версия).

  7. Фрейд З. Психоанализ, религия, культура, М.: Ренессанс, 1992 (доступна электронная версия).

  8. Bellah R.N. Tokugawa Religion. The Cultural Roots of Modern Japan, Free Press, 1985.

  9. Inoue S. Putting Buddhism to Work: A New Approach to Management and Business, Kodansha International, 1997.

  10. Pascale R.T. Zen and the Art of Management, Harvard Business Review, Mar. 1978.

  11. Sources of Japanese Tradition compiled by Wm. Theodore de Bary, Columbia University Press, 2001 (доступна электронная версия).



10.2Дополнительная литература


  1. Нерожденный. Жизнь и учение мастера дзен Банкея, М.: Евразия, 2000.

  2. Торчинов Е.А. Введение в буддологию, курс лекций (доступна электронная версия).

  3. Hayashi S. Culture and Management in Japan, University of Tokyo Press, 1988.





Сколько актеров может умереть в одном режиссере? Александр Ратнер
ещё >>