Программа дисциплины "Психометрические теории и анализ тестовых заданий" - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины "Психометрические теории и анализ тестовых заданий"... 1 234.65kb.
Примеры тестовых заданий 1 21kb.
Сборник тестовых заданий Утверждено Учебно-методическим советом университета... 8 1188.03kb.
Сборник тестовых заданий Утверждено Учебно-методическим советом университета... 16 1883.46kb.
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля... 1 177.73kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 338.87kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория обучения машин» 1 347.09kb.
Программа дисциплины математический анализ Цикл ен. Ф. Специальность... 1 117.58kb.
Программа дисциплины «Математический анализ» 1 169.52kb.
Рабочая учебная программа По дисциплине: Избранные главы теории вероятностей... 1 180.17kb.
Программа дисциплины «прикладной политический анализ» 1 266.23kb.
Программа дисциплины "Психометрические теории и анализ тестовых заданий"... 1 234.65kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины "Психометрические теории и анализ тестовых заданий" - страница №1/5

Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Программа дисциплины

"Психометрические теории и анализ тестовых заданий"

(2 курс)
для направления 030300.68 "Психология"

подготовки магистра


Автор программы:


Е.Ю. Карданова


ekardanova@hse.ru


Рекомендована секцией УМС

Секция "Психология"

Председатель
_______________

"_____"_____________2010 г.





Одобрена на заседании

УС ИРО


Науч. руководитель
________________Фрумин И.Д.

"_____"_____________2010 г.


Утверждено УС факультета психологии


Ученый секретарь

________________

"_____"_____________2010 г.





Москва 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор программы


канд.физ.-мат.наук, доцент Карданова Елена Юрьевна, ekardanova@hse.ru , e_kardanova@mail.ru

Требования к студентам (пререквизиты)


освоение дисциплины предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием учебных дисциплин: «Принципы измерений в образовании и психологии», «Методы исследований в психологии и образовании», «Базовые методы анализа данных и работа со статистическими пакетами», «Теория и практика разработки контрольно-измерительных материалов», «Психометрические теории и анализ тестовых заданий (1 курс)».

Аннотация


В рамках дисциплины изучаются принципы измерения латентных переменных в рамках IRT и их применение для конкретных задач измерений в образовании и психологии. Объясняются полезные свойства и преимущества IRT по сравнению с КТТ.

Рассматриваются различные математические модели IRT, их свойства и области применения (включая дихотомические и политомические, одномерные и многомерные, а также многопараметрические модели). Изучаются методы оценивания параметров моделей и необходимое для этого программное обеспечение. Освещаются вопросы проверки адекватности данных тестирования модели измерения, анализа измерительных свойств заданий, обоснования валидности измерений.

Рассматриваются возможности IRT моделирования, недоступные в рамках классического подхода, а именно: исследование размерности теста; выравнивание результатов, полученных по отчасти различным наборам заданий и, возможно, в разное время; анализ деятельности экспертов, привлекаемых для оценивания заданий; методы обнаружения искажений в оценивании испытуемых, в частности, методы обнаружения недостоверных результатов тестирования; оптимизация числа категорий политомических заданий; различное функционирование заданий по отношению к различным группам испытуемых; компьютерное адаптивное тестирвоание.

Студенты получат практический опыт проведения анализа тестовых заданий в рамках КТТ и IRT.



Учебная задача дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать основы современной теории тестирования IRT и уметь проводить анализ тестовых заданий и теста (с выбором модели измерения) в рамках этой теории;

- владеть практическими навыками анализа результатов тестирования с применением специализированных программных продуктов (XCalibre, PARSCALE, WINSTEPS, CONQUEST и др.), составления отчета и представления результатов;

- владеть практическими навыками измерения латентных переменных в образовании, психологии, социологии и других областях.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Название темы

Всего

часов

Аудиторные часы

Самост.

работа

Лекции

Семин.

занятия

1

Основные политомические модели IRT

10

2

2

6

2

Методы оценивания параметров моделей.

10

2

2

6

3

Оценивание адекватности эмпирических данных модели измерения

10

2

2

6

4

Обоснование валидности теста

20

4

4

12

5

Измерения в психологии с использованием шкалы Ликерта

10

2

2

6

6

Анализ измерительных свойств заданий

10

2

2

6

7

Общий анализ теста

10

2

2

6

8

Измерение латентных переменных в социальных и экономических сферах

10

2

2

6

9

Применение IRT моделирования для решения специфических задач тестирования

26

6

4

16

10

Более сложные модели IRT

20

4

4

12

11

Компьютерное тестирование. Компьютерное адаптивное тестирование

26

6

4

16

Итого:

162

34

30

98


БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ

  1. Embretson, S. E., Reise, S. P. (2000), Item Response Theory for Psychologists. – New Jersey.: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers.

  2. Bond, Tr.G., Fox, C.M. (2008), Applying the Rasch Model: Fundamental Measurement in the Human Sciences. – New Jersey.: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers.

  3. Hambleton, R.K. (1991), Fundamentals of Item Response Theory (Measurement Methods for the Social Science). – Sage Publications, Inc.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

    • текущий контроль – посещаемость, активность на занятиях, выполнение заданий, презентации результатов; реферат; домашнее задание;

    • итоговый контроль – экзамен (письменный);

    • итоговая оценка (см. ниже методику формирования).

Методика формирования результирующей оценки

  1. При определении результирующей оценки Орез учитываются: оценка за посещаемость работу на занятиях, выполнение заданий, презентации результатов ОХ1, оценка за реферат ОХ2, оценка за домашнее задание ОХ3 и оценка за экзамен ОХ4.

  2. Коэффициент (оценка относительной важности) имеет следующие значения: WХ1= 0,3; WХ2=0,2; WХ3=0,2, WХ4= 0,3.

  3. Пример расчета:




Если у студента

ОХ1 = 7

ОХ2 =6

ОХ3 =8

ОХ4 = 8

при коэффициентах

WХ1 =0,3

WХ2 = 0,2

WХ3 =0,2

WХ4 =0,3

То в результате

округленно Орез = 7

Орез = ОХ1WХ1 + ОХ2 WХ2+ ОХ3WХ3 + ОХ4WХ4 =

= 7*0,3 + 6*0,2 + 8*0,2+ 8*0,3 = 7,3




  1. В ведомость и зачетную книжку студента выставляется двойная оценка, например: «зачтено (7)».

Текущий контроль осуществляется посредством ведения учета посещаемости лекций и семинарских занятий, а также – оценки качества подготовки к семинарским занятиям (доклады, презентации, оппонирование, критические выступления). Кроме того формы текущего контроля – реферат и домашнее задание.

Форма итогового контроля: экзамен. Экзамен состоит из двух частей. В первой части студенты письменно отвечают на вопросы билета. Во второй части им предлагается решить поставленную проблему. Решение проблемы предполагает выбор и обоснование метода решения, модели измерения и компьютерной программы, а также выполнение всех необходимых действий, получение результатов и их представление.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Основные политомические модели IRT

Политомические модели IRT: Partial Credit Model, Rating Scale Model, Generalized Partial Credit Model, Graded-Response Model.

Свойства моделей. Параметры моделей и их интерпретация. Области применения различных моделей. Сравнение моделей и их свойств. Выбор модели измерения.

Компьютерные программы, работающие с политомическими моделями IRT.



Основная литература:

  1. Embretson, S. E., Reise, S. P. (2000), Item Response Theory for Psychologists. – New Jersey.: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. Гл. 4-5.

  2. Bond, Tr.G., Fox, C.M. (2008), Applying the Rasch Model: Fundamental Measurement in the Human Sciences. – New Jersey.: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers. Гл. 6-7.


Дополнительная литература:


  1. Карданова Е.Ю. Моделирование и параметризация тестов: основы теории и приложения. – М.: Федеральный центр тестирования, 2008. Гл. 1-2.

  2. De Ayala, R.J. (2009), The Theory and Practice of Item Response Theory (Methodology in the Social Science). – N.Y.: The Guilford Press.Гл. 7-8.

  3. Smith, Ev.V., Smith, R.M. (2004), Introduction to Rasch Measurement. – Maple Grove, Minnesota: JAM Press. Гл. 1.

  4. Keller, L. (2005), Item response theory (IRT) models for polytomous response data, in B. S. Everitt & D. C. Howell. (Eds.). Encyclopedia of statistics in behavioral sciences. West Sussex, England: John Wiley & Sons, p. 990-1003.

  5. Карданова Е.Ю., Нейман Ю.М. Основные модели современной теории тестирования // Вопросы тестирования в образовании. 2003. № 7. С.12-37.

  6. Huynh, H. (1994), On the Equivalence between a Partial Credit Item and a Set of Independent Rasch Binary Items, Psychometrica, Vol.59, №1, p. 111-119.

  7. Luo, G. (2005), The Relationship between the Rating Scale and Partial Credit Models and the Implication of Disordered Thresholds of the Rasch Models for Polytomous Responses, Journal of Applied Measurement, Vol.6, No.4, p. 443-455.

  8. Smith, R.M. (1999), Rasch Measurement Models: Interpreting Winsteps/Bigsteps and Facets Output. - Maple Grove, Minnesota: JAM Press

  9. Wright, B.D., Masters, G.N. (1982), Rating Scale Analysis. Rasch Measurement. – Chicago: Mesa Press.

  10. Wright, B.D., Mok, M. (2000), Rasch Model Overview, Journal of Applied Measurement, Vol.1, No. 1, p. 83-106.

  11. Нейман Ю.М. Основные принципы шкалирования результатов ЕГЭ // Вопросы тестирования в образовании. 2003. №6. С.20 -25.


Тема семинара:

Политомические модели IRT: свойства, области применения, сравнение, выбор. Работа с компьютерными программами.




следующая страница >>



Достаточно снизить уровень мышления, чтобы иные почувствовали почву под ногами. Роберт Карпач
ещё >>