Похожие работы
|
Программа дисциплины Логика для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра - страница №1/11
![]() Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии Программа дисциплины Логика для направления 030100.62 - Философия подготовки бакалавра
Авторы Драгалина-Черная Е.Г., доктор философских наук, доцент, edragalina@hse.ru Макеева Л.Б. , доктор философских наук, доцент, lmakeeva@hse.ru Одобрена на заседании кафедры онтологии, логики и теории познания «___»____________ 20 г Зав. кафедрой В.Н.Порус
Председатель Б.Н.Кашников Утверждена УС факультета факультета философии «___»_____________20 г. Ученый секретарь И.В.Макарова________________________ Москва, 2013
1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 030100.62 - Философия, обучающихся по специализации философия, изучающих дисциплину логика. Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины логика являются:
Роль учебного курса логики на философском факультете НИУ ВШЭ оценивается, исходя из многовековой традиции, рассматривающей логику как «органон философии» и включающей её в тривиум - фундамент классического образования. Логическая грамотность – не дополнение, а базисный компонент профессиональной компетентности любого гуманитария, в особенности, философа. Эта профессиональная компетентность предъявляет особые требования к аналитической культуре, предполагая систематическое и осознанное обращение к логическим методам. Изучение логики образует базисный компонент профессиональной подготовки философа, поскольку способствует формированию культуры мышления, прививает способность логически правильно выстраивать и анализировать философские аргументы, помогает понять роль логики в современных философских исследованиях. Аналитический стиль философствования, овладение которым невозможно без обстоятельного ознакомления с логикой, обязателен для современных профессиональных философов независимо от того, какими проблемами они занимаются и к какой философской «епархии» себя причисляют. Экспансия дисциплин когнитивного цикла - стратегического менеджмента, программной инженерии, когнитивной психологии, когнитивной лингвистики, семиотики - во все без исключения области профессиональной подготовки студентов НИУ ВШЭ предъявляет новые требования к уровню владения ими методами математической логики. Разумное сочетание методов современной математической логики с проблематикой традиционной логики, имеющей безусловное общегуманитарное значение, является сегодня центральной задачей преподавания логики студентам - гуманитариям. В связи с развитием компьютерных технологий особое внимание в разделах курса, связанных с изучением математической логики, уделяется теоретико-модельным и теоретико-доказательственным свойствам формальных теорий, анализу методологического значения «ограничительных» теорем о выразительных, вычислительных и дедуктивных возможностях формализмов, связанных с выявлением принципов и границ метода формализации. Систематическое обращение к металогическим вопросам поможет осознать логику как явление культуры, составить представление об основных этапах её развития на фоне смены исторических типов рациональности и послужит введением в методологическую проблематику современных неклассических логик, связанную со спецификой неклассической науки и неклассической рациональности. Индуктивная и вероятностная логика, изучаемая студентами второго курса, имеют особое значение для тех, кто готовится стать философом, в силу ряда причин. Во-первых, хотя с XVII в. индукция находилась в центре внимания многих выдающихся ученых и философов, и было предпринято немало усилий для ее логического анализа, современное состояние индуктивной логики разительно отличается от состояния дедуктивной логики, которая изучается студентами-философами на первом курсе. Дедуктивная логика, по крайней мере в своих основных разделах, является общепризнанной и хорошо проработанной научной дисциплиной: основные ее понятия имеют точные определения, процедуры и правила строго сформулированы, существует общее согласие логиков относительно построения ее основных теорий. Индуктивная логика довольно далека от такого благополучного состояния; среди логиков нет принципиального согласия относительно определения многих ее ключевых понятий и трактовки основных принципов и правил, поэтому существующие теории в индуктивной и вероятностной логике можно рассматривать как блоки в системе, которую еще только предстоит возвести. Любая научная дисциплина в подобном состоянии в значительно большей степени нуждается в философском осмыслении ее проблем и методов, а потому служит полем для философских дискуссий. Во-вторых, и как следствие первого, многие темы в курсе индуктивной и вероятностной логики являются по своему характеру чисто философскими (например, проблема оправдания индукции, индукция как метод познания, природа вероятности и т.п.), и, наконец, в-третьих, исследования по индуктивной и вероятностной логике сохраняют тесную и непосредственную связь с такими философскими дисциплинами, как философия науки, эпистемология и философская логика. Таким образом, философский потенциал индуктивной логики огромен, что превращает ее в важный предмет изучения для студентов-философов. В результате знакомства с данным разделом курса студент должен усвоить основные понятия и принципы индуктивной и вероятностной логики, различие между индуктивными и дедуктивными рассуждениями, основные виды индуктивных (правдоподобных) рассуждений, суть и значение проблемы индукции, основные подходы к ее решению, миллевские методы установления причинных связей и их теоретическую реконструкцию Г.Х. фон Вригтом, аксиомы и правила исчисления вероятности, основные интерпретации вероятности (классическую, частотную (статистическую), персоналистскую и логическую), их основные принципы и пути их использования для построения вероятностной логики. Курс логики на философском факультете НИУ ВШЭ завершается углубленным изучением ключевых проблем логической семантики. Проблематика смысла и значения, уходящая корнями в сакраментальный для любого философствующего субъекта вопрос «Что все это значит?», образует ядро не только современной аналитической философии, но также феноменологии, герменевтики и всех направлений философии, апеллирующих к «трансцендентальной смысловой реальности». Вместе с тем, выявление принципов и границ формализации знания, тесно связанное с задачами преодоления семантических парадоксов, предполагает обращение к таким теоретико-модельным свойствам формальных теорий как полнота, непротиворечивость, компактность, категоричность, а также к точным результатам современной математической логики о выразительных и дедуктивных возможностях формализмов. Построение точных семантик для неклассических логических систем служит эффективным средством аналитической реконструкции традиционных онтологических и эпистемологических проблем, связанных с категориями истинности, необходимости, долженствования, сущности и существования, знания и веры. Обращение к концептуальному аппарату теории речевых актов позволяет включить в сферу логического анализа не только синтаксис и семантику, но и прагматику языка. Обучение логическим приемам аргументации - рационального обоснования мнений и действий - традиционная составляющая курса логики. Этот раздел курса предполагает обращение к широкому спектру задач обоснования, таким как выдвижение и проверка гипотез, аргументированные ответы на вопросы, поиск оснований для целевого поведения и ценностных суждений, обоснование принимаемых способов структурирования проблемы и выбора одной их альтернатив её решения, доказательность рассуждений в контексте публичного дискурса. Критический потенциал логики, связанный с анализом и нейтрализацией различных форм демагогического манипулирования, обострит чуткость специалиста - философа к идеологическим коннотациям философской терминологии, к фантомным идеологемам и категориальным ошибкам в философском дискурсе. Понимание принципов рационально-логической организации текста – необходимый компонент профессиональной подготовки философа. Владение концептуальным аппаратом логики поможет ему критически оценивать философскую аргументацию, рационализировать и упростить решение многих проблем: находить противоречия и выявлять импликативные отношения между аргументами, исключать информационную избыточность текстов. Знакомство с логической семантикой послужит стимулом к осознанию специфики семиосферы, критическому анализу семантики философского дискурса с точки зрения соотношения его «материи» и «формы». Курс логики на философском факультете НИУ ВШЭ охватывает шесть модулей и включает чтение лекций и проведение семинарских занятий. Проведение семинарских занятий по логике связано с обучением практическим навыкам корректных логических операций и является необходимым компонентом курса логики. Настоящая программа составлена профессором кафедры онтологии, логики и теории познания факультета философии НИУ ВШЭ, доктором философских наук Драгалиной-Черной Еленой Григорьевной (часть 1 «Дедуктивная логика» и часть 3 «Логическая семантика») и доцентом кафедры онтологии, логики и теории познания факультета философии НИУ ВШЭ, доктором философских наук Макеевой Лолитой Брониславовной (часть 2 «Индуктивная и вероятностная логика»).
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
следующая страница >> |
ещё >> |