Программа дисциплины Культурология и религиоведение  для направления 031600 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалав - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Культурология и религиоведение для направления... 1 256.51kb.
Программа дисциплины Креативные технологии в рекламе 031600. 1 209.03kb.
Программа дисциплины Социология массовых коммуникация для направления... 1 198.78kb.
Рабочая программа дисциплины культурология направление 031600 «Реклама... 1 337.55kb.
Программа дисциплины «Культурология интегрированных маркетинговых... 3 472.45kb.
Программа дисциплины «История» для направления 31600. 62 «реклама... 3 716.59kb.
Программа дисциплины «История» для направления 31600. 62 «реклама... 2 668.76kb.
Программа дисциплины «История» для направления 31600. 62 «реклама... 3 719.08kb.
Программа дисциплины «Введение в специальность» 6 463kb.
Программа дисциплины «Введение в специальность» 9 587.71kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 163.49kb.
Стивен Розен Реинкарнация в мировых религиях Москва «Философская... 20 1543.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины Культурология и религиоведение  для направления 031600 «Реклама - страница №1/1



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Прикладной политологии, отделение Рекламы и связей с общественностью

Программа дисциплины Культурология и религиоведение


для направления 031600 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра

Автор программы: Носачев П.Г., к.филос.н., pnosachev@hse.ru, Pavel_Nosachev@bk.ru

Одобрена на заседании кафедры Наук о культуре «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой В.А. Куренной
Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель


Утверждена УС факультета Философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________ [подпись]

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с:


  • Стандартом высшего профессионального образования ГОУ ВПО НИУ ВШЭ;.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 031600 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра, утвержденным в 2013г.

2 Цели освоения дисциплины


Цель курса дать общее представление о динамике развития мировой и европейской культуры, о связи культуры и религии и динамике религиозной жизни от древности и до наших дней.

Предполагается, что теоретические знания и практические навыки будут даны на основе данной программы суммой трех дидактических форм: лекциями, семинарами и самостоятельным изучением рекомендованной литературы.

Курс соответствует требованиям ГОС по дисциплинам «культурология» и «религиоведение», сочетая в себе основные требования к освоению данных дисциплин. В рамках дисциплины определяются место и роль курса как составной части соответствующего высшего профессионального образования.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен

  • Знать основные механизмы функционирования культурных процессов; основные теории культуры; базовые религиоведческие концепции описывающие возникновение, функционирование и динамику религиозной жизни; исторические, культурологические и религиоведческие данные об основных мировых религиях и сформировавшихся на их основе культурах.

  • Уметь анализировать использовать полученные общие знания в профессиональной деятельности, профессиональной рекламе и коммуникации, межличностном общении; самостоятельно анализировать социально-политическую, экономическую и научную литературу; применять соответствующую терминологию;

  • Иметь навыки (приобрести опыт) работы с разнообразным материалом из области истории мировых культур и религий; свободно ориентироваться в основных культурологических и религиоведческих концепциях; культурологического и религиоведческого анализа в своей профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурные

ОК-1

ОК-2


ОК-5

ОК-7


ОК-14


владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию

информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью ясно, логически верно и аргументировано строить письменную и устную

речь и использовать ее в профессиональной деятельности;

стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и

мастерства;

умением использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и

экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью

анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

готовностью и

стремлением к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма,

свободы и демократии для сохранения и развития современной цивилизации.


    Обучение основным религиоведческим и культурологическим теориям. Знакомство с сокровищницей мировой культуры и религиозным многообразием. Поимание основных культурных и религиозных процессов в исторической перспективе. Умение анализировать современную культурную ситуацию с помощью инструментария культурологического и религиоведческого анализа.

Профессиональные

ПК-11


владением знаниями основных моделей и теорий коммуникации, способностью понимать

структуру коммуникативного акта и коммуникативных событий в различных сферах и

видах коммуникации, связи теории коммуникации с другими науками, способностью

понимать основы коммуникативного взаимодействия



    Обучение основным знаниям о многообразии и мультикультурном состоянии современного мира. Истории развития различных цивилизаций и динамики религиозной жизни.






4 Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Философия, История, История и теория искусств

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



Событийный менеджмент, Бренд-менеджмент, Основы теории коммуникации, Теория и практика массовой информации, Теория и практика информационно-аналитической работы, Психология массовых коммуникаций, Социология массовых коммуникаций, Социальная антропология.

5 Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Исходные понятия культурологии




2







7

2

Исходные понятия религиоведения




2







7

3

Архаическая религиозность




2







7

4

Религия и культура древнего востока: Египет и Вавилония




2

2




7

5

Религия и культура древнего востока: Индия




2







10

6

Колыбель западной цивилизации: культура Греции и Рима




2

2




7

7

История раннего христианства




2

2




7

8

Ислам




2

2




7

9

Ритмы культурной динамики




4







7

10

Религия и культура в современном мире




2

2




10




Итого:




22

10









6 Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа










*

Наук о культуре

Микроконтрольные в конце каждого семинара (8 минут)










*

Наук о культуре

Общая итоговая контрольная на всю пару

Эссе













Наук о культуре




Реферат













Наук о культуре




Коллоквиум













Наук о культуре




Домашнее задание










*

Наук о культуре

Работа с текстами к каждому семинару

Итоговый

Зачет











*

Наук о культуре

Устный опрос по билетам и списку терминов

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

Работа на семинарах (доклады, ответы на вопросы, обсуждения, дискуссии)

Написание четырех микроконттрольных и итоговой контрольной работы)

Устного зачета

Структура итоговой оценки

  • Выступления на семинарских занятиях (доклады, ответы на вопросы, обсуждения, дискуссии и т.п.) – k2 = 20%

  • Самостоятельная работа (нет) - k3 = 0%

  • Написание эссе – n1 = 10%

  • Письменная зачетная работа по заранее предложенным вопросам n2 = 50%

  • Итоговый контроль (экзамен) q1 = 20%

Орезульт = q1 итог.контр. + q2 накопленная

Отекущий = n1*Оэссе + n2*Ок/р

Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа

7 Содержание дисциплины


  1. Исходные понятия культурологи и религиоведения

«Культура» и ее основные способы существования во времени и пространстве. Понятие религии: проблема определения. Дисциплины «религиоведение» и «культурология», основные понятия. Связь религии и культуры. Сущностные и дескриптивные определения религии. Понятие «Западная Европа». Этапы европейского самосознания. Культурные конфликты. Взаимовлияние и взаимопроникновение культур. Циклы и ритмы развития культуры. Элементы и структура религии: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации. Религия как конфессия, состоящая из суммы институтов, и как «культурно-символическая реальность». Классификация религий. Периодизация истории культуры.

Количество часов работы студента:

Аудиторная

Самостоятельная

4

7

Литература по разделу:

Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология.—М., 2010.

Религиоведение / Под редакцией М.М. Шахнович. - СПб., 2008.

Торчинов Е. Религии мира: Опыт запредельного.—СПб., 2000.




  1. Архаическая религиозность

Проблема минимума религии. Анимизм, тотемизм, фетишизм, магия. Теория прамонотеизма. Религиозность первобытного человека. Захоронения, орудия труда, культ медведя. Почитание камней. Наскальные росписи. Шаманизм локальное или глобальное явление? Основные черты шаманизма: посредничество, теория трех миров, шаманская болезнь, камлание, путешествие в иной мир. Неошаманизм.

Количество часов работы студента:

Аудиторная

Самостоятельная

2

7

Литература по разделу:

Зубов А. История религий. Том 1.—М., 1997.

Торчинов Е. Религии мира: Опыт запредельного.—СПб., 2000.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том 1—М., 2002.





  1. Религия и культура древнего востока: Египет и Вавилония

Египетские космогонии. Основные мифы. Культ фараона. Египетская цивилизация, как жизнь устремленная к смерти. Основные категории Египта: Маат, смерть и жизнь. Антропологические особенности: учение о Ба и Ка. Участь умерших, смысл мумификации. Споры о монотеизме египетской религии.

Вавилонские города-государства. Космогония и теогония Вавилонии. Миф об инане и Думузи как основа сакральности царской власти. История появления людей. Зиккурат и теория иерогамии.



Количество часов работы студента:

Аудиторная

Самостоятельная

4

7

Литература по разделу:

Эпос о Гильгамеше

Рак И. Мифы древнего Египта.—М., 1993.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том 1—М., 2002.





  1. Религия и культура древнего востока: Индия

Европа и Восток. Европоцентристские аберрации. Архаические формы культуры. Миф и ритуал. Культурные конфликты. Взаимовлияние и взаимопроникновение культур. Миф о творении и расчленение «космического первосущества». «Санатана Дхарма». Индуизм как конгломерат религиозных систем. Основные категории индуизма: карма, реинкарнация, майя, лила. Рамаяна и Махабхарата. Шиваизм, вишнуизм, шактизм. Понятие «осевого времени». Кризис брахманизма. Проповедь Будды и история становления буддизма. Махаяна и Тхеравада в культуре востока.

Количество часов работы студента:

Аудиторная

Самостоятельная

2

10

Литература по разделу:

Древо Индуизма—М., 1999.

Торчинов Е. Религии мира: Опыт запредельного.—СПб., 2000.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том 2—М., 2002.





  1. Колыбель западной цивилизации: культура Греции и Рима

Полис как основная форма социального бытия. Полисное происхождение античной демократии, ее основные особенности: культ индивидуума, политической свободы, труда, соревнования. Социальный и экономический активизм, рационализм, патриотизм. Греки и «варвары».  Эволюция древнегреческой религии. «Олимпийская» и «дионисийская» религии. Рождение философии. Кризис полисной культуры и экстенсивное распространение ее моделей в средиземноморской ойкумене. Кризис эпохи эллинизма. Эллинистическая мистика. Эволюция политической системы Рима: от республики к империи. Римское право. Римский «гуманизм»: этические и гражданские идеалы.

Количество часов работы студента:

Аудиторная

Самостоятельная

4

7

Литература по разделу:

Ветхий Завет. Книги Царств, Экклезиаста, Иова, Пророка Ионы.

Кнабе Культура античности.—М., 1998.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том 1—М., 2002.





  1. История раннего христианства

Кумранская община и эсхатологическое сознание иудейских сект. «Благая весть». Проблема историчности Иисуса Христа. Кенозис Бога как главный аргумент христианской теодицеи. Осмысление Голгофской Жертвы и «теология креста». Проповедь апостола Павла. Формирование канона Нового Завета. Disciplina arcana и жизнь христианских общин. Общепринятые правила поведения, праздники, таинства, институт священства, преемственность епископского рукоположения. Сосуществование христианства и античной культуры. Христианство и религии Средиземноморья. Апологетика. Восточная и западная патристика. Монашество как институт. Краткая история Вселенских соборов.

Количество часов работы студента:

Аудиторная

Самостоятельная

4

7


Литература по разделу:

Евангелие от Иоанна

Деяния Апостолов

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том 2—М., 2002.




  1. Ислам и Европа

Ислам в религиозном мире Средиземноморья. Исторические предпосылки возникновения. Биографические особенности Магомета. Споры о природе Корана. Мутазилиты и их противники. Понятия: калам, иджтихад, кийас. Пять столпов ислама. Завоевание арабами Византии и Испании: историко-культурные последствия. Взаимодействие христианской и исламской культуры в регионе Средиземноморья.

Средневековый иудаизм в контексте исламской культуры. ТАНАХ. Гаоны. Талмуд и священная литература иудаизма. Религия «здравого смысла» и иудейский мистицизм: Маймонид и Исаак Бен Соломон Лурия. Иудейская культура и просвещение.



Количество часов работы студента:

Аудиторная

Самостоятельная

4

7

Литература по разделу:

Коран в переводе М.-Н. Османова

Торчинов Е. Религии мира: Опыт запредельного.—СПб., 2000.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том 3—М., 2002.




  1. Ритмы культурной динамики

Основные этапы развития европейской культуры. Средние века как культурно-историческая эпоха. Раскол христианской церкви 1054 г. Рождение новой Европы. «Каролингское возрождение». Основные социальные слои феодальной Европы: крестьянство, горожане, духовенство, рыцарство. Идея иерархии. Папа и император. Крестовые походы. Кризис средневековья. Разгром тамплиеров и Авиньонское пленение. Эпоха Возрождения. Культурно-историческое значение падения Константинополя. Эволюция отношения к античности в Итальянском Ренессансе: гуманизация христианства, антропологизация гуманизма, демонизация антропологизма. Итальянский Ренессанс как эстетическая форма перехода к Новому времени. Ренессансная наука. Лютер и начало реформации. Кальвинизм. Реформация в Англии и ее протестантские группы. Новое время. Хронологические границы и периодизация Нового времени. Абсолютистские монархии. Наука как парадигма знания. Дедуктивно-аксиоматические построения как универсальная модель рационализма. Эмпирический метод. Механицизм. Технические избретения. Просвещение - лозунг века. Свет и тени Просвещения. Оккультные настроения.

Количество часов работы студента:

Аудиторная

Самостоятельная

4

7

Литература по разделу:

Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология.—М., 2010.

Очерки по истории мировой культуры. —М., 1997.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.—М.,1992.





  1. Религия и культура в современном мире

Послевоенная Европа и ее культурные ценности. Новые феномены: культура потребления, масса и индивидуум, индустрия развлечений, средства массовой информации, транснациональный капитал, планетарная техника. Появление новых вероучений и культов. Типология и характеристика нетрадиционных культов. Понятие секты и НРД («нового религиозного движения») в религиоведении. Синкретизм и корпоративный характер «новых религий». Контркультура и молодежные движения. Коммерциализация авангарда. «Конец нового времени». Постмодерн. Теория секуляризации и десекуляризации.
Количество часов работы студента:

Аудиторная

Самостоятельная

4

10

Литература по разделу:

Баркер А. Новые религиозные движения.—СПб., 1997.

Дворкин А. тоталитарные секты.—Нижний Новгород, 2004.

Кантеров И. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ).—М., 2006.



8 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


Вопросы к зачету


  1. Что такое религия? Типы определений. Предмет и место религиоведения в системе знаний. Как соотносятся теология и религиоведение? Подходы к исследованию религии. Кто разрабатывал религиоведение в качестве отдельной дисциплины? Принципы классификации религий. (Шахнович, 308–430)

  2. Что такое культура? Типология определений. Смысл культурологи как науки. Основные механизмы культуры. Основные сферы культуры (Доброхотов, 4-28)

  3. Ритмы культурной динамики (Доброхотов, 186-200)

  4. Специфика ранних форм религии: тотемизма, анимизма, фетишизма, магии. (Шахнович, 308–430).

  5. Шумерская мифология и космогония. Шумеро-аккадский синтез. Сошествие в ад: Инанна и Думузи и сакральный статус царя в шумеро-аккадской и вавилонской традиции. (Элиаде, I ).

  6. Культы Древнего Египта и его космогонические мифы. Представления о загробной жизни. Сакральный статус власти в Египте, статус Фараона и идея бессмертия. (Элиаде, I)

  7. Индуизм. Основные понятия. Кризис брахманизма. Тождество «атман-Брахман». Адвайта-веданта (её место в индуизме и наиболее яркие представители). Что такое Бхагавад-гита и о чем в ней говорится? Особенности религиозного почитания бхакти. Вишнуизм, шиваизм, шактизм. (Элиаде II, Древо индуизма, 152-245).

  8. Буддизм. Основные события из жизни Будды. Специфика генезиса буддизма и формирования буддистской общины. Что представляет собой доктрина «анатмавада» и «кшаникавада»? Что такое махаяна, хинаяна, сангха. Ключевая доктрина и основные направления (Торчинов «Религии мира: Опыт запредельного; Элиаде II).

  9. Структура Библии. Как соотносятся Ветхий Завет, Танах, Новый Завет, Мишна, Галаха, Аггада Талмуд, Зогар?

  10. Кто такие ветхозаветные патриархи? Что представляет собой понятие «завета» в авраамической традиции? Какие заветы, установленные Богом, Вы знаете? История человечества согласно Книге Бытия. (Элиаде II)

  11. Из каких книг состоит «Новый Завет»? Как соотносятся Евангелия и остальные книги Нового Завета? В чем специфика проповеди Иисуса Христа (на основе записанного в канонических евангелиях)? Какие основные черты в ней можно выделить (на основе записанного в канонических евангелиях)? (Элиаде III)

  12. Сопоставьте восточно- и западно-христианскую традицию в период Средневековья. Причины разделения церквей восточной и западной традиций. Даты и основные персоналии. (Тальберг История церкви, 255-274, 313-318).

  13. Какие сущностные черты иудейской религиозности Вы знаете? Как они менялись в истории. Иудаизм после восстания Бар Кохбы. Маймонид и Исаак Бен Соломон Лурия. Каббала. Хасидизм. (Элиаде III).

  14. Ислам. Исторические предпосылки возникновения. Арабский политеизм и ханифы. Биографические особенности Магомета и их воздействие на исламское мировоззрение. Пять столпов ислама. Феномен исламского мировосприятия. (Элиаде III)

  15. Шиизм, суннизм и суфизм. Особенности, основные отличия, представители (см.: Элиаде III).

  16. Основные характеристики Античности как культурно-исторического типа (Доброхотов 48-67; Кнабе Культура античности).

  17. Основные характеристики эпохи Средних веков как культурно-исторического типа (Доброхотов 67-76; Гуревич Категории средневековой культуры).

  18. Культура эпохи Возрождения (Доброхотов 102-106; Лосев Эстетика Возрождения).

  19. Культура Нового времени. Феномен модерна (Доброхотов 102-126).

  20. Религия в современном мире. Феномен НРД. Типология определений и подходов. Нью Эйдж. Новый атеизм. Секуляризация и десекуляризация.


Термины:

Deus otiosus, Filioque, Авеста, Аватара, Адвайта-веданта, Аид, Амеша-Спента, Ангра-Майнью, Анимизм, Апокалипсис, Апокатастасис, Апокриф, Апофатическое богословие, Артефакт, Архат, Архетип, Астика, Атман, Ахимса, Ба, Боддхи, Бодхисаттва, Брахма, Брахман, Брахмана, Бхагавад-гита, Бхакти, Бхикшу, Варна-Ашрама, Вишну, Генотеизм, Гностицизм, Деизм, Декалог, Джихад, Дигамбары, Дхарма (3 значения), Евхаристия, Закят, Зиккурат, Зикр, Иерогамия, Иерофания, Индра, Инклюзивизм (религиозный), Йога, Ишвара, Каббала, Карма, Клеши, Креационизм, Лила, Ка, Кенозис, Маат, Майя, Мандала, Махаяна, Метемпсихоз, Мокша, Намаз, Настика, Нирвана, Новое религиозное движение, Одитинг, Пуджа, Пуруша, Реинкарнация, Ригведа, Самадхи, Санньяса, Сансара, Секта, Синагога, Скиния собрания, Скрижали Завета, Смрити, Сома, Сотериология, Танах, Теодицея, Теофания, Тоталитарная секта, Тотемизм, Тримурти, Трипитака, Тхеравада, Упанишады, Фетишизм, Хадж, Хилиазм, Хинаяна, Хронотоп, Хтонические божества, Цимцум, Шакти, Шехина, Шахада, Шветамбары, Шрути, Эксклюзивизм (религиозный), Эсхатология



10 Порядок формирования оценок по дисциплине


Формула расчета итоговой оценки:

Онакопленная= k1* Омикроконтр + k2* Осем.раб + k3* Оитог.контр.

Где:

k1 – 20%; k2 – 30%; k3 – 50%
На зачете студент может повысить свою оценку: на 1 балл, если он не работал на семинаре или пропускал занятия по уважительной причине; на 2 балла если он работал на семинаре и посетил больше половины занятий.


11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник


Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология.—М.: Инфра-М, 2010.

Религиоведение / Под редакцией М.М. Шахнович. - СПб.: 2008.


Основная литература

Элиаде М. История веры и религиозных идей. В трех томах.—М.: Критерион, 2002.

Дополнительная литература

Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизаций. М., 1999.

Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997.

Баткин Л.М. Петрарка на острие собственного пера. М., 1995.

Бердяев Н.А. Новое средневековье // Бердяев Н.А. Смысл творчества. Харьков, М., 2002. С. 548-578.

Бикерман Элиас Дж. Евреи в эпоху эллинизма / пер.с англ. Т.Б. Менской. М., 2000.

Боголюбов Б. Теория механизмов и машин в историческом развитии ее идеи. М., 1976.

Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви (в четырех томах) Минск, 2006-2008;

Буддизм // Мифы и религии мира. Учебное пособие /Сост. и ред. С.Ю. Неклюдова. М., 2004. C. 354-365.

Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.

Вебер М. Социальные причины падения античной культуры // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 447-468.

Вейдле В. Умирание искусства.М., 2001.

Воронов Л. Догматическое богословие. М.: Хроника, 1994.

Гайденко В.П.,Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М.,1989.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.,1986.

Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990, 4, с.127-164.

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.,1987.

Гидденс Э. Постмодерн // Философия истории. Антология. М., 1995.

Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1972. С. 5-26,192-261.

Давыденков О. Догматическое богословие православной Церкви. Курс лекций: В 3 ч. М., 1997.

Даркевич В.П. Народная культура средневековья.М.,1988.

Десницкий А.С. Писание - Предание – Современность. М., 2007.

Джейн Ч., Миллард Э. «Ранние цивилизации». – М., «РосМЭН», 1999;

Джонсон П. Популярная история евреев. М., 2001.

Древо индуизма / Под ред. И.П. Глушковой. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. С. 5-127, 168-194, 337-370.

Журавский А. Христианство и ислам. Диалог: М., 2000.

Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977.

Зворыкин А.А. История техники. М.,1962.

Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. В четырех томах. М., 1995.

Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.

Индуизм, Джайнизм, Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М. М., 1996.

Индуистские религиозные и духовно-просветительские организации в России. Справочник (сост. С.И. Иваненко). М., 2003.

Ислам // Мифы и религии мира. Учебное пособие /Сост. и ред. С.Ю. Неклюдова. М., 2004. C. 381-391.

Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

История Древнего мира. Кн. 1-3. М.,1983.

Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Часть 1-2, Саратов,1984,1988.

Кадоваки К. Дзэн и Библия. М., 2004

Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2006.

Карсавин Л.П. Мистика и ее значение в религиозности средневековья // Карсавин Л.П.

Карташов А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002.

Катасонов В.Н. Метафизическая математика XVII в. М.,1993.

Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман: Ответы Шариата на проблемы современности. – СПб.: Диля, 2007.

Клулас И. Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения. М., 2001.

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. с. 17 – 170.

Кнабе Г.С. Русская античность. М., 1999.

Кнорре Б. Индуизм // Современная религиозная жизнь России. Т. III. М.: Логос, 2005. С. 335-361.

Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991.

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века. Долгопрудный, 1994.

Койре А. От бесконечного мира к замкнутой вселенной. М., 2001.

Корелин М.С. Очерки итальянского Возрождения. М.,1910.

Краткая еврейская энциклопедия / Под ред. И. Орега (Наделя). – М.; Иерусалим, 1976–1992. Т. 1–6.

Краус В. Нигилизм сегодня, или Долготерпение истории. М., 1994.

Кюнг Г. Религия на переломе времен // Мировое древо. № 2.М.,1993.

Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. М.,1956.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.,1992, с.124-351.

Ле Гофф Ж.Интеллектуалы в Средние века. Долгопрудный.,1997.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2001.

Линценбергер О.А. Римско-католическая церковь в России. Саратов, 2001.

Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб., 1998.

Лортц Й. История церкви, рассмотренная в связи с историей идей. Т. 1. Древность и Средние века. М., 1999; Т. 2. Новое время. М., 2000.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Тт.1-8. М.,1964-1992.

Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. М.,1978, с.11-78.

Лосский В.Н. Очерк богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 67-120.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.,1992.

Любак А. Католичество. Социальные аспекты догмата. Милан, 1992.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1992.

Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб. , 2000.

Мейендорф И.Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIVв. Труды Отдела древнерусской литературы, Т. 29, Л., 1974.

Мейендорф. И. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс; М., 1992.

Мельвиль М. История ордена тамплиеров. СПб., 1999.

Мень А. История религии в 7-ми томах. Т. I. М., 1991

Мень А., протоиерей. Исагогика. Ветхий Завет. М., 2000.

Митер Г.Х. Основные идеи кальвинизма. СПб., 1995.

Мифы и религии народов мира / сост. и ред. С.Ю. Неклюдова. М., 2004. С. 19-27.

Муравьева И.А. Век модерна: Панорама столичной жизни. Т.1. СПб., 2001.

Мчедлов М.П. Католицизм. М., 1974.

Ницше Ф. Рождение трагедии. М., 2001.

Норт Дж. История церкви. М., 1992.

Основы религиоведения. Под. Ред. И Н. Яблокова. М.,2002.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. М.,1987.

Очерки истории арабской культуры. V-XV вв. М.,1982.

Очерки истории западного протестантизма. М., 1995.

Пиотровский М. Коранические сказания. М., 1991.

Поснов М.Э. История христианской церкви. (до разделения церквей 1054 г.). М., 2005. Ранние отцы церкви. Антология. Брюссель, 1988;

Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. СПб., 1994.

Рижский М.И. Библейские пророки и пророчества. М., 1987.

Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. 2001.

Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М., 1980.

Свидерская М.И. «Арте Сакра» – искусство итальянской Контрреформации //

Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М.,1953.

Символисты о символизме // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М., 1993. С. 423-459.

Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета). – М., 1998.

Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.

Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. М., 1999.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2001.

Тантлевский И.Р. История и идеология кумранской общины. СПб., 1994.

Телушкин И. Еврейский мир М.; Иеруса­лим, 1997.

Техника в ее историческом развитии.70-е годы XIX - начало XX в. М.,1982.

Толмачев В.М. От романтизма к романтизму. Американский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. М., 1997.

Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2000;

Тоталитаризм в Европе ХХ века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996.

Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989.

Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М., 2001.

Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М.,1979.

Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М.,1890.

Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2002.

Федотов Г.П. Русская религиозность. Ч.1. Христианство Киевской Руси. X-XIII вв. // Федотов Г.П. Собр. соч. в 12 тт. М., 2001.

Фесенкова Л.В. Дискурсы эзотерики Философский анализ (под ред. Фесенковой Л.В.). М., 2001.

Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.,1983, с.58-111,159-256.

Флоровский Г. Отцы первых веков. Кировоград, 1993.

Французское Просвещение и революция. М., 1989.

Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. Ижевск, 2003.

Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985.

Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.

Хосроев А.Л. Александрийское христианство. М.,1991.

Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.

Шмеман А. Исторический путь православия. М., 1991.

Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике (пер. с англ. и иврита Н. Бартман, Н.–Э. Заболотная). М.; Иерусалим, 2007.

Шохин В.К. Древняя Индия в культуре Руси. (XI – сер. XV в.). М., 1988;

Шохин В.К. Индийская философия: Шраманский период (сер. I тыс. до н. э.). – СПб., 2007;

Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. Том I. Книга Бытия. М.: Теревинф, 1994. С. 6-61, 242-282.

Щербатский Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.

Эко У. Средние века уже наступили // Иностранная литература. 1994, №4.

Элиаде М. Аспекты мифа. 3-е изд. – М.; Королев, 2005.

Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999

Энциклопедия Третьего рейха. М., 2000.

Юнгеров П.А. Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни. - Киев, 2006.

Ясперс К. Духовная ситуация времени. В кн.: Смысл и назначение истории. М., 1991.








Женщины и вороны нападают стаей. Казимеж Тетмайер
ещё >>