Программа дисциплины Классический арабский язык для направления подготовки бакалавра 032100. 62 Востоковедение, африканистика - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Разговорный восточный язык: практикум устного... 1 416.88kb.
Программа дисциплины практикум чтения на классическом японском языке... 1 121.46kb.
Программа дисциплины Визуальное искусство изучаемого региона: Арабский... 3 371.04kb.
Программа дисциплины Политическая система и государственное управление... 1 250.66kb.
Программа дисциплины Экономический перевод для направления/специальности... 1 200.78kb.
Программа дисциплины Классический китайский язык 1 242.93kb.
Программа дисциплины Базовый курс восточного (китайского) языка для... 1 474.93kb.
Программа дисциплины Этнология и этнопсихология стран Востока ... 7 666.35kb.
Семинар «Введение в арабистику» 1 251.19kb.
Программа учебной дисциплины «Разговорный арабский язык: практикум... 1 459.76kb.
Программа дисциплины История западных цивилизаций  для направления... 7 520.3kb.
1. На чём Галя едет домой 1 173.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины Классический арабский язык для направления подготовки бакалавра - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Классический арабский язык для направления подготовки бакалавра 032100.62 Востоковедение, африканистика






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии, отделение востоковедения
Программа дисциплины

Классический арабский язык




для направления/ специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра

Автор программы:

Доцент кафедры цивилизационного развития Востока, кандидат философских наук Муртазин Марат Фахрисламович

mmurtazin@mail.ru

Одобрена на заседании кафедры Восточной филологии «___» _______ 2012 г

Зав. кафедрой Аникина В.В. _______________________________(подпись)
Рекомендована секцией УМС «___»__________ 2012 г

Председатель Маслов А.А._______________________________ (подпись)


Утверждена УС факультета ______________________ «___»_________2012 г.

Ученый секретарь Макеева Л.Б.___________________(подпись)]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра со специализацией «Арабский язык»

Программа разработана в соответствии с положениями и нормативными требованиями:


  • федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика (уровень подготовки «бакалавр»);

  • образовательного стандарта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" по направлению подготовки 032100.62 Востоковедение и африканистика (уровень подготовки «бакалавр») от 2010 года;

  • основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";

  • рабочего учебного плана Университета по направлению подготовки/специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра, утвержденного в 2012 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины Классический арабский язык являются:

- формирование систематических знаний о ранних этапах формирования арабского литературного языка на основе древней арабской поэзии, прозы и Корана как основных памятников арабского языка и культуры;

- ознакомление студентов с грамматическими, синтаксическими и стилистическими особенностями классического арабского языка;

- развитие навыков чтения, перевода, анализа, комментирования оригинальных классических текстов на арабском языке;

- способность находить необходимую научную информацию в справочной и энциклопедической литературе на языке оригинала

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Изучить историю формирования арабского классического языка.

  • Знать тексты и содержание установленного программой объема языковых материалов из доисламской поэзии, прозы и Корана на арабском языке.

  • Усовершенствовать навыки чтения, перевода, анализа, комментирования оригинальных текстов на арабском языке.

  • Углубить опыт структурно-текстологического анализа текстов на языке оригинала.

  • Отточить навыки использования научной, лингвистической и справочной литературы на арабском языке.




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности

базовые и профессионально профилированные знания естественнонаучных

дисциплин, основ филологии, истории, экономики, социологии и культурологии;


ОНК-2

Читает, переводит, анализирует, комментирует арабские классические тексты.

Изучение текстов доисламской поэзии и прозы, Корана на арабском языке, в т.ч. запоминание отдельных текстов, закрепление правил фонетики, грамматики и синтаксиса классического арабского языка.

владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно

и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности на родном,

западном и восточном языках;


ИК-1

Интерпретирует свои знания арабского языка и истории в ходе толкования исторических памятников изучаемого региона

Анализ текстов на арабском языке, перевод на русский язык.

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

СЛК-2

Самостоятельно проводит структурно-текстологический анализ арабских классических текстов и коранических текстов.

Анализ и толкование смысла арабских классических текстов и коранических текстов, написание эссе на русском языке с изложением основного содержания арабского текста, грамматический и лексикологический анализ арабского текста.

способность гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого

подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной

деятельности;


СЛК-5

В ходе анализа арабских классических текстов и коранических текстов находит гибкие подходы к толкованию коранических и иных текстов на арабском языке

Историко-филологический анализ содержания положений арабских классических текстов и коранических текстов.



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих теоретическую подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Базовый курс арабского языка

  • Продвинутый курс арабского языка

  • Социально-культурные традиции изучаемого региона

  • Культурное развитие изучаемого региона

  • Религиозные и философские традиции Востока

  • Этнология и этнопсихология стран Востока

  • Основы арабской филологии

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • Владеть базовым курсом арабского языка

  • Иметь компетенции грамматического, лексикологического, текстологического анализа арабских текстов

  • Знать средневековую историю Арабского Востока

  • Знать этические, эстетические и этнопсихологические особенности народов Арабского Востока

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • Современный восточный язык: чтение по специальности

  • Общественно-политический перевод

  • Литературная традиция изучаемого региона

  • Духовная культура и интеллектуальная история изучаемого региона



5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия



Вводное занятие. Понятие классического арабского языка.

10

2

2




6



Южные и северные языки/наречия древних арабов.

10

2

2




6



Предпосылки формирования арабского классического языка.

10

2

2




6



Коран как основа классического арабского языка.

20

4

4




12



Дни арабов как образец доисламской прозы.

12

2

2



8




Му`аллакат – касыды доисламских поэтов.

10

2

2




6



Арабская средневековая поэзия.

12

2

2




8



Средневековая проза и научно-богословская литература.

10

2

2




6



Итоговое занятие.

12

2

2




8




ИТОГО ЧАСОВ

108

20

20




68


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа










*

Контрольный перевод
















Эссе










*

4 тыс. знаков

Реферат
















Коллоквиум
















Домашнее задание










*




Промежу­точный

Зачет
















Экзамен
















Итоговый

Зачет












*

Письменная работа и устный опрос

7. Содержание дисциплины

Раздел 1.

Лекция 1. Вводное занятие. Понятие классического арабского языка – 2 часа.

Цели и задачи дисциплины. Языки мира и место арабского языка. Распространение арабского языка. Формы арабского языка в современном мире.


Семинар 1. Арабский язык.

2 часа.



    Темы докладов и сообщений:



  1. Что такое классический арабский язык?

  2. Арабский язык как язык официального общения арабов.

  3. Арабский язык ислама.

  4. Современная география арабского языка.

  5. Место классического арабского языка в лингвистических классификациях.

Раздел 2.



Лекция 2. Южные и северные языки/наречия древних арабов. – 2 часа.

Происхождение арабов и их расселение на Ближнем Востоке. Племена и наречия древних арабов. Южные и северные арабы. Языки южных/северных арабов. Формирование диалектальных групп.


Семинар 2. Древние языки и наречия южных и северных арабов.

2 часа.



    Темы докладов и сообщений:



  1. Йоктан, Кахтан, Исмаил – прародители арабов.

  2. Южноаравийские языки.

  3. Письменные памятники Южной Аравии.

  4. На каком языке говорили в Набатее и Хире?



Раздел 3.

Лекция 3. Предпосылки формирования арабского классического языка. Древние письменные памятники арабского языка.– 2 часа.

Общеарабское койне. Истоки древней поэзии. Торговые связи. Древняя арабская археология. Памятники древнеарабского письма. Археологические находки Карьят аль-Фау.



Семинар 3. Историко-филологический анализ языковой ситуации в Аравии 5-6 веков. – 2 часа.

    Темы докладов и сообщений:



  1. Занятия арабских племен в древности.

  2. Арабы и соседние языки.

  3. На чем и как писали арабы в древности?

  4. Какие устные и письменные языковые формы предшествовали арабскому классическому языку?

Раздел 4.



Лекция 4. Коран как основа классического арабского языка.– 4 часа.

Устная и письменная фиксация коранического текста. Кораническая графика, Появление диакритических знаков. Язык Корана – курейшитский диалект или общеарабское койне. Вопрос о семи харфах.


Семинар 4. Образцы коранических текстов– 4 часа.



Чтение и анализ коранических сур.
Раздел 5.

Лекция 5. Дни арабов как образец доисламской прозы.– 2 часа.

Формирование текста древних арабских легенд. Фиксация текста. Особенности языка и содержания.



Семинар 5. Чтение образцов текста – 2 часа.


Раздел 6.



Лекция 6. Му`аллакат – касыды доисламских поэтов.– 2 часа.

Авторы «Му`аллакат»: Имру-уль-Кайс, Тарафа, Зухайр, Лябида, Антары, Амр ибн Кульсум и Харис ибн Хиллиза. Фиксация текста. Особенности языка и содержания.



Семинар 6. Чтение образцов текста – 2 часа.

Раздел 7.



Лекция 7. Арабская средневековая поэзия.– 2 часа.

Омар ибн Абу Раби`а (ум. 711), Абу-Нувас (ум. 813), аль-Мутанабби (ум. 965), Абу-ль-Аля аль-Маарри (ум. 1057). Особенности языка и содержания их произведений.



Семинар 7. Чтение образцов текста – 2 часа.

Раздел 8.



Лекция 8. Средневековая проза и научно-богословская литература.– 2 часа.

Переводы на арабский язык: «Калила и Димна», «Сказки тысячи и одной ночи». Философские притчи Ибн Сины, Ибн Туфейля (ум. 1185). Богословские сочинения в жанре сира, тарих, табакат.



Семинар 8. Чтение образцов текста – 2 часа.

Раздел 9.



Лекция 9. Подведение итогов пройденных материалов.

Семинар 9. Подготовка к зачету. – 2 часа.

7Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: Основной задачей студентов является знание содержания лекций, источников, содержания основной литературы по дисциплине. На каждом семинарском занятии студенты представляют доклады или читают образцы арабских классических текстов. За доклады и сообщения выставляется текущая оценка, отражающая полноту и адекватность представленных материалов. За правильность и полноту чтения выставляется общая оценка. Ошибки в фонетическом или грамматическом аспектах считаются за одну полную ошибку и вычитаются из общей суммы в 10 баллов.

Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = n1·Осем + n2·Оп/р;

Коэффициенты n1=0.5 n2=0.5

В случае невыполнения заданий на семинарских занятиях или невыполнения самостоятельных письменных работ преподаватель ставит неудовлетворительную оценку по текущему контролю.

Задания, не выполненные по уважительным причинам, должны быть сданы в установленный преподавателем срок.

Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Опромежуточный = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3·Описьм. работа + k4·Оаудиторная

итоговый = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3· Описьм.+ k4·Оаудиторная)
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле



Опромежуточный = + k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная

итоговый = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная) + Одоп.вопрос

8Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1Основная литература


Древние цивилизации. М.,1989

История Древнего Востока (Под.ред В.И.Кузищина). М., 1979

Гранде Б.М. Введение в сравнительное изучение семитских языков. М., 1998

Гранде Б.М. Курс арабской грамматики в сранвительно-историческом освещении. М., 1998.

Крачковский И.Ю. Избранные сочинения, тт. 1–6. М. – Л., 1955–1960

Аль-Фахури Х. История арабской литературы, тт. 1–2. М., 1959–1961

Гибб Х.А.Р. Арабская литература. М., 1960

Крымский А.Е. История новой арабской литературы. XIX – начало XX в. М., 1971

Фильштинский И.М. Арабская литература в Средние века. Том 1 - М., 1977; том 2 – М., 1978.

Фильштинский И.М. История арабской литературы. (в 3-х т.). М. 2009.

Куделин А.Б. Средневековая арабская поэтика. М., 1983

Арабская поэзия средних веков. (пер. с араб.) М., 1975

Фролов Д.В. Арабская филология. Грамматика, стихосложение, корановедение. М. 2006.

Кулиев Э.Р., Муртазин М.Ф. Корановедение. Учебное пособие. М.: «Столица», 2011. – 528 с.

Лебедев В.В. Арабский язык корановедения. М.: Моск. Исламский ун-т, 2010. 184 с.

Муртазин М. Ф. Введение в коранические науки. М., 2006.



Фролов Д.В. История мусульманского корановедения. // Сборник пособий по исламоведению и корановедению. М.: Восточная книга, 2012. 512 с.
http://ar.wikipedia.org/wiki/ تاريخ اللغة العربية

9Материально-техническое обеспечение дисциплины


Используется аудио проигрыватель МР3 для демонстрации текстов на арабском языке






Каждый раз, когда я пишу портрет, я теряю друга. Джон Сарджент
ещё >>