Программа дисциплины История искусства и литературы для направления 030600. 62 История подготовки бакалавра - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины История искусства и литературы для направления... 1 340.55kb.
Программа дисциплины История правовых и политических учений  для... 1 278.93kb.
Программа дисциплины Иностранный язык (английский) (факультатив) 1 143.63kb.
Программа дисциплины Иностранный язык ( 2) общелитературный 1 для... 1 203.64kb.
Программа дисциплины Английский язык для направления 030400. 1 229.99kb.
Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» подготовки... 1 250.99kb.
Программа дисциплины История Византии для направления / специальности... 1 152.19kb.
Программа дисциплины Исследовательский семинар-3 для направления... 1 240.96kb.
Программа дисциплины «Теория и история исторического знания» 1 178.36kb.
Программа дисциплины Римское право и его история  для направления... 1 265.3kb.
Программа дисциплины История правовых и политических учений для направления... 3 385.37kb.
История мировой литературы 1 семестр 1 8.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины История искусства и литературы для направления 030600. 62 История - страница №1/1




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет менеджмента



Программа дисциплины
История искусства и литературы
для направления 030600.62 История

подготовки бакалавра

Авторы программы: М.Е. Пылаев, кандидат искусствоведения, доцент , pylaevm@mail.ru; П.А. Моисеев, к.филос.н., petre@mail.ru

Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»______________ 201 г


Зав. кафедрой _________________________А.А. Борисов

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»___________201 г.


Председатель ________________________ Г.Е. Володина
Пермь, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры – разработчика программы.


1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 История, изучающих дисциплину «История искусства и литературы».

Программа разработана в соответствии с:


  • Государственным образовательным стандартом НИУ-ВШЭ по направлению 030600.62 История, протокол №38 от 29.06.2012;

  • Образовательной программой по направлению 030600.62 История;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 История, утвержденным в 2012 г.


2.Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «История искусства и литературы» в области обучения являются: приобретение студентами профессиональных знаний об основных проблемах, направлениях и методах изучения истории искусства и литературы; умений и компетенций, связанных с поиском и использованием информации по истории искусства и литературы.

Целями освоения дисциплины «История искусства и литературы» в области воспитания области воспитания личности являются: приобретение навыков и компетенций, способствующих формированию и развитию творческих способностей, целеустремленности, организованности, чувства гражданской ответственности, социальной адаптации, коммуникативности, толерантности, способности к диалогу, настойчивости в достижении цели.



3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные хронологические этапы, особенности эволюции зарубежной музыкальной культуры; важнейших представителей и их основные произведения; ведущие музыкальные жанры и их признаки; основные хронологические этапы и особенности эволюции зарубежной литературы

  • Уметь анализировать музыкальное произведение с точки зрения его идейно-образного и чувственно-эмоционального содержания; сопоставлять и анализировать явления музыкальной культуры, различные по времени возникновения, принадлежности разным авторам и стилевым течениям, излагать результаты анализа в устной и письменной формах;

  • Иметь навыки осмысленного слухового восприятия музыкальных произведений различных хронологических периодов, идентификации и соотнесения явлений музыкальной культуры, различных по времени возникновения, принадлежности разным авторам и стилевым течениям.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность ориентироваться в новых направлениях социальных и гуманитарных наук


ПК-10

Осознает непреходящую ценность мирового и европейского культурного наследия, роль европейской музыкальной культуры в масштабе мировой

Лекционные занятия с изложением исторического и теоретического материала; семинарские занятия, предполагающие активное осмысление исторического значения западноевропейской музыкальной культуры

Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.

СЛК-9

Распознает образное и идейное содержание западноевропейской музыки; владеет информацией, необходимой для адекватного восприятия музыки; владеет навыками слушания музыки

Лекционные занятия с изложением исторического и теоретического материала; практические занятия по слушанию музыки (просмотру видеозаписей)















4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу «История идей и история культуры», к базовой части.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



    «Философия», «Ведение в историю человечества», «Иностранный язык».

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- способность ориентироваться в современных направлениях философии и методологии науки, применять философские и науковедческие знания в профессиональной деятельности;

- способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание двух иностранных языков, владение иностранными языками на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



    «Философия истории», «История и социология гуманитарного знания».



5.Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семи

нары


Практические занятия

1

Музыкальный романтизм, его эстетика. Ранний этап музыкального романтизма.

16

3

3

-

8

2

Центральный этап музыкального романтизма.

16

3

3

-

10

3

Европейская опера XIX века: романтическая и реалистическая тенденции.

16

3

3

-

10

4

Поздний романтизм в музыке Германии, Австрии, Франции.

16

3

3

-

10

5

Романтические тенденции в молодых национальных европейских композиторских школах.

16

4

4

-

10

6

История средневековой литературы

82

16

18




48




ИТОГО:

162

32

34

-

96

6.Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4
















Текущий

(неделя)


Контрольная работа










9

время выполн-ия – 2 часа

Эссе










11

Письменное – 10-12 страниц

Итоговый

Экзамен










*

**


6.1. Критерии оценки знаний, навыков

При прохождении курса предполагаются две текущих формы контроля – контрольная работа и эссе. В контрольной работе студент должен продемонстрировать, во-первых, владение теоретическим материалом (на основе усвоения лекционного материала и сведений из учебной литературы), во-вторых, знание музыкального материала на слух (узнавание в пассивной форме). Необходимо также продемонстрировать владение культурой мышления, проявляющееся, в частности, в умении понимать своеобразие музыкального произведения, аргументировано судить о его идейном и эмоциональном содержании.

Эссе как другая текущая форма контроля предполагает, во-первых, усвоение лекционного материала, во-вторых, проверку самостоятельной работы студентов по слушанию музыкальных произведений, изучению теоретической литературы, а также умения грамотно излагать свои мысли в письменной форме (а также правильно оформлять работу).

На экзамене, являющемся итоговой формой контроля, должны суммарно проявляться все умения и навыки, предполагающие постоянную работу в течение семестра. Помимо устного ответа по билету, экзамен предполагает также викторину – узнавание музыкального материала на слух.

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-балльной шкале.
6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: студент должен продемонстрировать знание заданных к семинару художественных произведений и умение их анализировать. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.


Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная

где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = n1·Оэссе + n2·Ок/р,

при этом n1 = 0,5, n2 = 0,5.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.


7.Содержание дисциплины


Раздел 1. Музыкальный романтизм, его эстетика. Ранний этап музыкального романтизма.

Тема 1. Романтизм в литературе и музыке. Романтизм — основное направление музыки XIX века. Его внутренняя сложность и противоречивость. Социально-политические предпосылки возникновения романтизма (поражение французской революции, политическая реакция, разочарование в идеалах Просвещения).

Связь музыкального романтизма с романтизмом в литературе (“Озерная” школа в Англии, йенские и гейдельбергские романтики в Германии, течение “Бури и натиска”).

Эстетика романтизма. Обращение к миру человеческих чувств, культ загадочного, иррационального (музыка — высшее искусство, непосредственно выражающее чувства), интерес к музыкальному и поэтическому фольклору (народные сказки и баллады, сборники песен), фантастика (светло-сказочная и мрачно-зловещая), идеализация средневековья. Тема одиночества художника. Синтез искусств в романтизме. Обновление выразительных средств.

Обновление и развитие закономерностей классической формы, разработка новых композиционных принципов. Роль миниатюры и крупной одночастной формы. Новая трактовка циклов.

Усиление психологичности содержания романтического произведения. Монологический принцип высказывания. Расширение диапазона лирической сферы.

Основные этапы развития музыкального романтизма и их важнейшие признаки.

Количество часов аудиторной работы: 1

Общий объем самостоятельной работы по теме: 2 часа. Содержание работы: знакомство с основными эстетическими принципами музыкального романтизма.



Тема 2. Творчество Ф. Шуберта. Ф.Шуберт — один из первых представителей музыкального романтизма. Его связь с классическими традициями.

Песенность — основа стиля Шуберта (преобразование тематизма и формы). Вокальное творчество. Вокальные циклы — “Прекрасная мельничиха” и “Зимний путь”. Тип героя и автобиографичность.

Вокальная баллада «Лесной царь» на слова И.В.Гете.

“Неоконченная” симфония как образец лирико-драматического типа симфонизма.

Фортепианное творчество. Разновидности романтической инструментальной миниатюры. Экспромты и музыкальные моменты, танцы.

Количество часов аудиторной работы: 3

Общий объем самостоятельной работы по теме: 3 часа. Содержание работы: знакомство с творчеством Ф. Шуберта как выразителя важнейших принципов музыкальной эстетики раннего романтизма..

Тема 3. Немецкая романтическая опера в творчестве К.М.Вебера

К.М.Вебер — создатель жанра немецкой национальной романтической оперы. “Волшебный стрелок” — центральная опера Вебера. Народность сюжета, роль фольклора. Песенно-танцевальная основа музыки. Лейтмотивы и звукоизобразительность. Характеристики в музыке основных действующих лиц.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 3 часа. Содержание работы: знакомство с оперой К.М. Вебера “Волшебный стрелок” как с ведущим образцом немецкой ранней романтической оперы.



Литература по разделу:

Зубарева Л. А. Власенко Л. Н. История развития музыки: учебное пособие для студентов педвузов.– Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2006.

Грохотов С. Шуман и окрестности. Романтические прогулки по «Альбому для юношества». – М.: Классика-XXI, 2006.

Конен В. История зарубежной музыки. Вып.3. – М.: Музыка, 1976.

Формы и методы проведения занятий по разделу; применяемые учебные технологии: лекционные и семинарские занятия, прослушивание и обсуждение изучаемых музыкальных произведений.

Раздел 2. Центральный этап музыкального романтизма.

Тема 4. Творчество Р. Шумана как воплощение идей зрелого романтизма.

Синтез музыкального, литературного и театрального начал. Единство композиторской и музыкально-практической деятельности. Автобиографичность творчества (“Давидов союз”).

Цикл миниатюр — основа фортепианной музыки Шумана. “Бабочки”, “Карнавал” (своеобразие замысла, характер программности, особенности тематизма и формообразования).

Вокальный цикл “Любовь поэта” (общее знакомство).

Количество часов аудиторной работы: 1

Общий объем самостоятельной работы по теме: 3 часа. Содержание работы: знакомство с творчеством Р. Шумана как выдающегося представителя центрального этапа центрального романтизма.



Тема 5. Творчество Ф. Шопена.

Ф. Шопен — представитель центрального этапа романтизма. Универсализм творчества (жанровое и образное богатство, единство личного и общественно-гражданского, национального и общеевропейского). Особенности музыкального языка: трактовка фортепиано, мелодика, фактура, гармония, форма (свободные и смешанные формы).

Жанры творчества; роль национальных жанров (мазурка, полонез). Взаимопроникновение национальных и профессиональных жанров. Романтическая миниатюра (экспромт, ноктюрн, прелюдия), ее внутреннее разрастание и обогащение. Трактовка жанра этюда.

Крупные жанры: сонаты, баллады (особенности программности у Шопена).

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 4 часа. Содержание работы: знакомство с творчеством Ф. Шопена как выдающегося представителя центрального этапа центрального романтизма.



Тема 6. Творчество Ф. Листа.

Ф. Лист — классик венгерской музыки. Роль творчества Листа в музыкальной культуре Европы. Разносторонность деятельности (пианист, композитор, дирижер, музыкальный критик и публицист, педагог, общественный деятель).

Особенности музыкального языка Ф. Листа: гармоническая сторона, новизна исполнительских приемов и трактовки инструментов, музыкальная форма.

Фортепианное творчество. Этюды и транскрипции (увлечение виртуозной стороной), венгерские рапсодии (опора на стиль вербункош). Идея цикла в “Годах странствий” (облик каждого тома, составляющих его пьес, жанровых истоков тематизма и способов развития).

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 3 часа. Содержание работы: знакомство с творчеством Ф. Листа как выдающегося представителя центрального этапа центрального романтизма.



Тема 7. Творчество Г. Берлиоза.

Французский программный романтический симфонизм первой половины XIX века.

Основные принципы программного симфонизма Берлиоза. “Фантастическая” симфония, ее историческое значение. Симфоническая драматургия, принцип монотематизма. Мастерство оркестровки.

Количество часов аудиторной работы: 2 часа

Общий объем самостоятельной работы по теме: 3 часа. Содержание работы: знакомство с программной романтической симфонией на примере творчества Г. Берлиоза.

Литература по разделу:

1. Житомирский Д. Роберт Шуман. – М.: Моск. гос. консерватория, Издательский Дом «Композитор», 2000.

2. Зубарева Л. А. Власенко Л. Н. История развития музыки: учебное пособие для студентов педвузов.– Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2006.

Формы и методы проведения занятий по разделу; применяемые учебные технологии: лекционные и семинарские занятия, прослушивание и обсуждение изучаемых музыкальных произведений.



Раздел 3. Европейская опера XIX века: романтическая и реалистическая тенденции.

Тема 8. Творчество Р. Вагнера.

Кульминация и завершение развития немецкой романтической оперы в творчестве Р. Вагнера. Жизненный и творческий путь Р. Вагнера. Эволюция его эстетических взглядов. Композиторская, дирижерская, музыкально-критическая деятельность, их взаимовлияние.

Принципы оперной реформы. Единство деятельности поэта, драматурга и композитора; мифологическая основа сюжета и современное прочтение мифов; лейтмотивная система, усиление сквозного развития, отказ от ансамблей, замена арий рассказами-монологами. Роль увертюр (оркестровых вступлений) и симфонических эпизодов.

“Лоэнгрин” — первая музыкальная драма. История создания, особенности сюжета, символика персонажей, лейтмотивная система.

Количество часов аудиторной работы: 2 часа

Общий объем самостоятельной работы по теме: 4 часа. Содержание работы: знакомство с немецкой оперой центрального романтизма на примере творчества Р. Вагнера.



Тема 9. Творчество Ж. Бизе.

Творчество Ж. Бизе. Опера “Кармен” — высшее достижение композитора. Признаки реалистической оперы. Трактовка сюжета и главных действующих лиц. Роль национального колорита и народных сцен. Лейтмотивы и их значение. Мастерство мелодики, гармонии, оркестровки. Образ Кармен.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 4 часа. Содержание работы: знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен» как выдающимся образцом французской реалистической оперы.



Тема 10. Творчество Дж. Верди.

Творчество Дж. Верди – вершина развития итальянской оперы середины и второй половины XIX века.

Жизненный и творческий путь композитора.

Эволюция оперного творчества. Ранние оперы, их связь с идеями национально-освободительного движения.

Оперы 1850-х годов (“Риголетто”, “Травиата”) – поворотный пункт в творчестве Дж. Верди.

“Аида”– яркий образец зрелого периода творчества. Оригинальность сюжета, своеобразие музыкального языка. Массовые сцены (композиция и тематизм). Сольные характеристики и ансамбли.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 4 часа. Содержание работы: знакомство с творчеством Дж. Верди как ведущего представителя реализма в итальянской опере XIX века.



Литература по разделу:

1. Друскин М. История зарубежной музыки. Вып. 4. – М.: Музыка, 1980.

2. Зубарева Л. А. Власенко Л. Н. История развития музыки: учебное пособие для студентов педвузов.– Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2006.

3. Раку М. Р. Вагнер. – М.: Классика–XXI, 2007.

4.Соловцова Л. Джузеппе Верди. – М.: Музыка, 1986.

Формы и методы проведения занятий по разделу; применяемые учебные технологии: лекционные и семинарские занятия, прослушивание и обсуждение изучаемых музыкальных произведений.



Раздел 4. Поздний романтизм в музыке Германии, Австрии, Франции.

Тема 11. Творчество Й. Брамса.

Сочетание позднеромантических и классических тенденций в творчестве. Развитие традиций Бетховена, Шуберта, преемственность с музыкой Шумана.

Фортепианная миниатюра и ее разновидности (каприччио, интермеццо). Венгерские танцы.

Симфоническое творчество. Четвертая симфония (особенности цикла, тематизма, способов развития).

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы по теме: 5 часов. Содержание работы: знакомство с творчеством Брамса как примером сочетания классических и позднеромантических тенденции в музыке.



Тема 12. Поздние романтические тенденции в творчестве Р. Вагнера, Ф. Листа, Г. Малера.

Усиление пессимизма и психологизма в фортепианном творчестве позднего Листа. Программность религиозно-философского типа. Пьесы из третьего тома «Годов странствий», поздние фортепианные миниатюры.

“Тристан и Изольда» – любовно-психологическая драма, ее особая роль в творчестве Р. Вагнера. Разветвленный характер системы лейтмотивов. Концентрация ладогармонической неустойчивости и напряженности развития. Роль оркестрового вступления.

Г. Малер – крупнейший австрийский симфонист рубежа XIX-ХХ вв. Нравственно-философская проблематика творчества. Сближение симфонии и камерно-вокальных жанров. Роль бытовых и танцевальных жанров (обобщение через жанр, нарочитая «сниженность» в трактовке бытовых жанров, трагическая ирония и сарказм). Образы зла в Первой симфонии. Традиции вокального цикла: «Песни странствующего подмастерья».

Эволюция жанра симфонии у Малера. Особенности идейного и образного содержания Второй, Четвертой, Восьмой симфоний и «Песни о земле».

Количество часов аудиторной работы: 2 часа

Общий объем самостоятельной работы по теме: 5 часов. Содержание работы: знакомство с проблематикой и характерной выразительностью образцов позднего романтизма в музыке.

Литература по разделу:

1. Зубарева Л. А. Власенко Л. Н. История развития музыки: учебное пособие для студентов педвузов. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2006.

2. Конен В. История зарубежной музыки. Вып.3. – М.: Музыка, 1976.

Формы и методы проведения занятий по разделу; применяемые учебные технологии: лекционные и семинарские занятия, прослушивание и обсуждение изучаемых музыкальных произведений.



Раздел 5. Романтические тенденции в молодых национальных европейских композиторских школах.

Тема 13. Художественные принципы молодых национальных школ Европы эпохи романтизма.

Сочетание общеевропейских классико-романтических традиций с национальными истоками как важнейшая основа юля возникновения и развития молодых национальных школ европейской музыки.

Б. Сметана и А. Дворжак как представители чешской композиторской школы XIX века. Б. Сметана — основоположник чешской музыкальной классики. Комическая опера “Проданная невеста” — национальная чешская опера. А. Дворжак — создатель национальной чешской симфонии. Симфония № 9 («Из Нового света»). Славянские танцы А. Дворжака.

Количество часов аудиторной работы: 2 часа

Общий объем самостоятельной работы по теме: 5 часов. Содержание работы: знакомство со своеобразием музыкального языка и жанров творчества Б. Сметаны и А. Дворжака как представителей чешской музыкальной культуры.

Тема 14. Творчество Э. Грига.

Норвежская композиторская школа как крупнейшее явление музыкальной культуры северной Европы. Творчество Э. Грига. Элементы музыкального норвежского фольклора. Своеобразие ладовой основы, мелодики. Подход Грига к романтической традиции цикла фортепианных миниатюр. «Лирические пьесы». Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

Количество часов аудиторной работы: 2 часа

Общий объем самостоятельной работы по теме: 5 часов. Содержание работы: знакомство с музыкой Э. Грига как классика норвежской музыкальной культуры.

Литература по разделу:

1. Зубарева Л. А. Власенко Л. Н. История развития музыки: учебное пособие для студентов педвузов. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2006.

2. Друскин В. История зарубежной музыки. Вып.4. – М.: Музыка, 1980.

Формы и методы проведения занятий по разделу; применяемые учебные технологии лекционные и семинарские занятия, прослушивание и обсуждение изучаемых музыкальных произведений.



Раздел 6. История средневековой литературы.

Тема 15. Творчество «последних римлян»

Творчество Северина Боэция. Его биография и ее отражение в книге «Об утешении философией». Философские взгляды писателя: проблема свободы и Божественного знания. Форма книги. Особенности «Истории франков» Григория Турского на фоне античной историографической традиции.

Количество часов аудиторной работы: 2 часа

Общий объем самостоятельной работы по теме: 4 часа. Содержание работы: чтение и анализ произведений



Тема 16. Древнеанглийская поэзия.

Эпическая поэзия англосаксов. «Беовульф»: позднее происхождение текста и его древние истоки. Христианские мотивы в поэме. Параллели со «Старшей Эддой». Малые эпические произведения англосаксов.

Количество часов аудиторной работы: 2 часа

Общий объем самостоятельной работы по теме: 5 часов. Содержание работы: чтение и анализ произведений



Тема 17. Латинская поэзия раннего средневековья

Латинская поэзия Англии на примере творчества Алкуина. Жанр загадки в его творчестве. Поэма «О королях и епископах Иоркских». Латинская поэзия в Германии на примере творчества В.Страбона.

Количество часов аудиторной работы: 2 часа

Общий объем самостоятельной работы по теме: 5 часов. Содержание работы: чтение и анализ произведений



Тема 18. Скандинавская литература.

Творчество Снорри Стурлуссона. Время в «Круге земном»; вещие сны и видения; смерть и посмертная слава. «Младшая Эдда» о скандинавской мифологии и скальдической поэзии. «Старшая Эдда».

Количество часов аудиторной работы: 2 часа

Общий объем самостоятельной работы по теме: 5 часов. Содержание работы: чтение и анализ произведений



Тема 19. «Песнь о нибелунгах»

Композиция поэмы. Ее происхождение. Параллели с англосаксонским фрагментом «Вальдере» и «Старшей Эддой».

Количество часов аудиторной работы: 2 часа

Общий объем самостоятельной работы по теме: 5 часов. Содержание работы: чтение и анализ произведений



Тема 20. Французский и испанский эпос.

Традиционный характер эпоса. Концепции происхождения французского героического эпоса. Язык народного героического эпоса – основа французского литературного языка донационального периода. Процессы эпической циклизации.

Количество часов аудиторной работы: 2 часа

Общий объем самостоятельной работы по теме: 5 часов. Содержание работы: чтение и анализ произведений



Тема 21. «Тысяча и одна ночь»

Процесс формирования сборника. Участие европейцев. Вопрос об аутентичности книги. Ее композиция. Жанровая разнородность.

Количество часов аудиторной работы: 2 часа

Общий объем самостоятельной работы по теме: 5 часов. Содержание работы: чтение и анализ произведений



Тема 22. Рыцарский роман

Первое появление короля Артура в хронике Гальфрида Монмутского. Герой и сюжет романов Кретьена де Труа. Эволюция сюжета о Тристане и Изольде. «Смерть Артура Томаса Мэлори как итоговое произведение в истории средневекового рыцарского романа.

Количество часов аудиторной работы: 2 часа

Общий объем самостоятельной работы по теме: 5 часов. Содержание работы: чтение и анализ произведений



Тема 23. Биография и автобиография в литературе зрелого средневековья.

Судьба Пьера Абеляра. Абеляр как мыслитель и человек. Деятельность византийского императора по книге Анны Комниной «Алексиада».

Количество часов аудиторной работы: 2 часа

Общий объем самостоятельной работы по теме: 5 часов. Содержание работы: чтение и анализ произведений



Тема 24. «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера.

Тенденции Предренессанса в творчестве Чосера. Поэтика и поэзия «Кентерберийских рассказов». Образ автора в книге. Взгляды Чосера на брак. Чосер и Боэций.

Количество часов аудиторной работы: 2 часа

Общий объем самостоятельной работы по теме: 5 часов. Содержание работы: чтение и анализ произведений



Тема 25. Творчество Данте Алигьери

Богословские идеи «Божественной комедии». Специфика образности: духовный смысл символов. Политические взгляды писателя. Их отражение в поэме. Идея всемирной монархии.

Количество часов аудиторной работы: 16 часов.

Общий объем самостоятельной работы по теме: 5 часов. Содержание работы: чтение и анализ произведений

Литература по разделу:

Боэций. Утешение философией.

Григорий Турский. История франков.

Древнеанглийская поэзия. М., 1982.

Беовульф.

Алкуин // Зарубежная литература средних веков. Латинская, кельтская, скандинавская, провансальская, французская литературы. М., 1974. Он же // Памятники средневековой латинской литературы IV–IX веков. М., 1970.

Страбон В. Садик.

Абеляр П. История моих бедствий.

Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина

Анна Комнина. Алексиада.

Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес. Ивейн // Средневековый роман и повесть. М., 1974.

Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976. Или: Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. Или: Роман о Тристане и Изольде // Средневековый роман и повесть. М., 1974.

Чосер Дж. Кентерберийские рассказы.

Мэлори Т. Смерть Артура.

Старшая Эдда.

Снорри Стурлусон. Младшая Эдда.

Снорри Стурлусон. Круг земной.

Тысяча и одна ночь.

Песнь о Роланде Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976.

Песнь о нибелунгах.

Данте А. Божественная комедия.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекционные и семинарские занятия, чтение и обсуждение изучаемых литературных произведений.




8.Образовательные технологии


На семинарах используются следующие формы работы: 1) опрос студентов с целью проверки знания основных понятий, имен композиторов и их произведений; 2) прослушивание музыки с ее последующим обсуждением; 3) дискуссия по проблемам, связанным с творчеством того или иного композитора, художественного направления, хронологического периода; 4) работа по методу малых групп (защита каждой малой группой своей интерпретации литературного произведения).

9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля

Тематика контрольных работ:



  1. Связь музыкального романтизма с литературным. Локальные и хронологические особенности музыкального романтизма.

  2. Романтизм и реализм в искусстве, их соотношение.

  3. Мрачная и светлая фантастика в искусстве романтизма.

  4. Проявление принципов романтизма в жанрах, связанных со словом (песня и опера).

  5. Феномен национального начала в искусстве романтизма.

  6. Романтическая миниатюра в музыке.

  7. Программная музыка как проявление синтеза искусств в романтизме.

  8. Философская программность в музыкальном романтизме (Ф. Лист).

  9. Аристократическое и простонародное в музыкальном романтизме.

  10. Тематика бегства от окружающей действительности в музыкальном романтизме.

  11. Феномен гармонии классического и романтического у Ф. Шопена.

  12. Цикличность в музыке романтиков и ее различные проявления (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист).

  13. Соотношение субъективного и объективного в музыкальном романтизме.

  14. Феномен автобиографичности в музыкальном романтизме.

  15. Роль колористического начала в музыкальном романтизме.

  16. Роль литературного начала в критической деятельности композиторов-романтиков.


Тематика эссе:



  1. И.И. Соллертинский об эстетике музыкального романтизма.

  2. Музыкально-критическая деятельность Р. Шумана. «Давидов союз».

  3. Музыкально-критическая деятельность Ф. Листа и Г. Берлиоза.

  4. Музыкально-критическая деятельность Р. Вагнера.

  5. «Неоконченная» симфония Ф. Шуберта: загадочное и достоверное.

  6. Э.Т.А. Гофман и музыка.

  7. Иерархия видов искусств в философских воззрениях романтиков (А. Шопенгауэр).

  8. «Волшебный стрелок» К.М. фон Вебера как немецкая романтическая опера.

  9. Христианские легенды в оперном творчестве Р. Вагнера.

  10. Музыкальная драма Р. Вагнера «Тристан и Изольда».

  11. Опера Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».

  12. Особенности реализма в операх Дж. Верди «Травиата» и «Риголетто».

  13. Опера Дж. Верди «Аида».

  14. Особенности реализма в опере Ж. Бизе «Кармен».

  15. Музыка Ж. Бизе к драме А. Доде «Арлезианка».

  16. Личность Н. Паганини как олицетворение исполнителя-виртуоза.

  17. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

  18. «Славянские танцы» А. Дворжака как воплощение чешского национального начала в музыке.

  19. Преломление традиций Ф. Шуберта в вокальном цикле Г. Малера «Песни странствующего подмастерья».

  20. Проявление традиций европейского романтизма в русской музыке середины – второй половины XIX века.


    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Эстетические принципы музыкального романтизма. Истоки и эволюция романтического направления. Наиболее яркие явления.

  2. Общая характеристика творчества Ф. Шуберта. Его историческое значение. Ведущие жанры и особенности их трактовки.

  3. Песня в творчестве Ф. Шуберта. Вокальный цикл на основе сравнительной характеристики «Прекрасной мельничихи» и «Зимнего пути».

  4. Симфония си минор как образец лирико-драматической романтической симфонии.

  5. Творчество Р. Шумана как представителя центрального этапа романтизма. Основные творческие принципы Р. Шумана. Характеристика музыкального языка.

  6. Фортепианное творчество Р. Шумана. Цикл миниатюр на примере «Бабочек» и «Карнавала».

  7. Историческое значение творчества Ф. Шопена. Фортепианные жанры.

  8. Национальные жанры в творчестве Ф. Шопена. Мазурки. Полонезы.

  9. Фортепианная миниатюра в творчестве Ф. Шопена. Ее разновидности и отличительные особенности каждого типа.

  10. Романтический симфонизм Г. Берлиоза на примере «Фантастической симфонии».

  11. Творчества Ф. Листа. Роль деятельности Ф. Листа для музыкальной культуры Европы. Общая характеристика композиторского наследия.

  12. Фортепианное творчество Ф. Листа. Цикл «Годы странствий» и Венгерские рапсодии.

  13. 13.Творчество Й. Брамса. Романтическая фортепианная миниатюра в творчестве Й. Брамса.

  14. Р. Вагнер как представитель позднего романтизма. Музыкальная драма — средоточие эстетических принципов творчества композитора.

  15. Общая характеристика творчества Ж. Бизе. «Кармен» — реалистическая оперная драма.

  16. Историческое значение творчества Дж. Верди. Особенности оперной реформы и характеристика эволюции оперы.

  17. Оперы 1850-х годов как поворотный пункт в творчестве Дж. Верди. «Травиата».

  18. Творчество Э. Грига как образец синтеза западноевропейских романтических тенденций и национального начала. Основные жанры творчества. Фортепианная музыка Э. Грига.

  19. Мениппея в творчестве С.Боэция.

  20. Средневековая историография на примере творчества Григория Турского.

  21. Жанры англосаксонской лироэпической поэзии. Связь с древнегерманским и скандинавским фольклором.

  22. Переплетение языческих и христианских элементов в поэме «Беовульф».

  23. Христианская поэзия раннего средневековья на примере творчества Алкуина.

  24. Синтез поэзии и науки у Страбона.

  25. Концепция человека у Абеляра.

  26. Место «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского в английской литературе XII века; причины возникновения и влияние на последующую европейскую традицию.

  27. Образ христианского правителя у Анны Комнины.

  28. Полемика с идеалом куртуазности в романах Кретьена де Труа «Эрек и Энида» и «Ивейн».

  29. «Клижес» Кретьена де Труа в его отношении к легенде о Тристане и Изольде.

  30. Картина мира «Старшей Эдды».

  31. История в творчестве Снорри Стурлуссона («Круг земной»).

  32. Мифология в творчестве Снорри Стурлуссона («Младшая Эдда»).

  33. Происхождение и структура «Песни о нибелунгах». Образы героев и композиция.

  34. Основные темы испанского эпоса и их художественное воплощение.

  35. Национально-религиозные идеи французского эпоса.

  36. Истолкование сюжета о Тристане Изольде в произведениях разных авторов.

  37. Место «Смерти Артура» Томаса Мэлори в истории рыцарского романа.

  38. Жанр новеллы в средние века (на примере «Кентерберийских рассказов» Чосера).

  39. Поэтика арабской средневековой сказки (на примере «Тысячи и одной ночи»).

  40. «Божественная комедия» Данте как итоговое произведение христианской средневековой литературы.



10.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник

Галустова О. В. Зарубежная литература. Конспект лекций. Учебное пособие. М.: А-Приор, 2011. - 143 с.


11.2. Основная литература

Осьмухина О. Ю. , Казеева Е. А. От античности к XIX столетию. История зарубежной литературы. Учебное пособие. М.: Флинта, 2010. - 318 с.


11.3. Дополнительная литература


  1. Бурцев А.А. История западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения. М.: Вузовская книга, 2008. – 114 с.

  2. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 3. – М.: Музыка, 1978.

  3. Друскин М. История зарубежной музыки. Вып. 4. – М.: Музыка, 1980.

  4. Конен В. История зарубежной музыки. Вып.3. – М.: Музыка, 1976.

  5. История зарубежной музыки, под ред. И. Нестьева. Вып.5. – М.: Музыка, 1988.

  6. Гаусрат А. Средневековые реформаторы: В 2 т. СПб., 1900. – 380 с. – 322 с.

  7. Корхов Ю.А. Рецензия на «Историю моих бедствий» // Вопросы истории, 1961, №1. С.160–162.

  8. Литература и искусство западноевропейского средневековья: учебное пособие для вузов.

  9. Сидорова Н.А. Петр Абеляр – представитель средневекового свободомыслия // Абеляр П. История моих бедствий. М.: Изд-во АН СССР, 1959.

  10. Федотов Г.П. Абеляр // Федотов Г.П. Собрание сочинений. М.: Мартис, Sam and Sam, 1996. Т.1.

  11. Майоров Г.Г. Северин Боэций и его роль в истории западноевропейской культуры // Вопр.философии, 1981, №4.

  12. Майоров Г.Г. Судьба и дело Боэция // Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука, 1996. С.256–335.

  13. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии.

  14. Новая философская энциклопедия. Т.1. С.304–305.

  15. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1999.

  16. Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987.

  17. Гроссу Н., Церковно-религиозная деятельность императора Алексея I Комнина // Труды Киевской Духовной Академии, 1912, N 7-8.

  18. Диль Ш., Византийские портреты. (Любое издание). Ч. 2. Гл. 2.

  19. История всемирной литературы. Т.2.

  20. Любарский Я.Н. Предисловие // Комнина А. Алексиада. М.: Наука, 1965.

  21. Алиева А.И., Астафьева Л.А., Гоцак В.М.и др. Опыт системного аналитического исследования исторической поэтики народных песен // Фольклор: Поэтическая система. М., 1977.

  22. Аникин В.П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин. М., 1980.

  23. Из лекций А.Н. Веселовского по истории эпоса // Типология народного эпоса. М., 1975.

  24. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.

  25. Веселовский А.Н. Новые исследования о французском эпосе // Журнал министерства народного просвещения, 1885, ч.238, апрель.

  26. Волкова З.Н. Эпос Франции. М.: Наука, 1984. – 319 с.

  27. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1963.

  28. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. М.: Наследие, 1995. – 359 с.




  1. Асафьев Б. Григ.– Л.: Музыка, 1984.

  2. Берлиоз Г. Избранные статьи. – М.: Музыка, 1956.

  3. Бизе Ж. Письма. – М.: Музыка, 1963.

  4. Вульфиус П. Франц Шуберт. – М.: Музыка, 1983.

  5. Вульфиус П. Франц Шуберт. – М.: Музыка, 1983.

  6. Грохотов С. Шуман и окрестности. Романтические прогулки по «Альбому для юношества». – М.: Классика-XXI, 2006.

  7. Гулинская З. Антонин Дворжак. – М.: Музыка, 1973.

  8. Гулинская З. Бедржих Сметана. – М.: Музыка, 1968.

  9. Гюго В. Предисловие к драме “Кромвель” // Зарубежная литература XIX века. Реализм. – М.: Музыка, 1990. 517.Друскин М. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Музыка, 1982.

  10. Жизнь Франца Шуберта в документах. – М.: Музыка, 1963.

  11. Житомирский Д. Роберт Шуман. – М.: Моск. гос. консерватория, Издательский Дом «Композитор», 2000.

  12. Левашева О. Эдвард Григ. – М.: Музыка, 1975.

  13. Левик Б. Рихард Вагнер. – М.: Музыка, 1978.

  14. Луначарский А. Вагнер // В мире музыки. – М.: Музыка, 1971.

  15. Мильштейн Я. Ф. Лист. ТТ. 1,2. – М.: Музыка, 1971.

  16. Мильштейн Я. Ференц Лист. В двух томах. – М.: Музыка, 1971.

  17. Музыка Австрии и Германии XIX века. Вып. 1,2. – М.: Музыка, 1975, 1980.

  18. Музыкальная эстетика Германии XIX века. Вып. 1,2. – М.: Музыка, 1981-1983.

  19. Раку М. Р. Вагнер. – М.: Классика–XXI, 2007.

  20. Рихард Вагнер. Избранные работы. – М.: искусство, 1978.

  21. Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. – М.: Музгиз, 1964.

  22. Соловцов А. Ф.Шопен. – М.: Музыка, 1960.

  23. Стасов В. Лист, Шуман, Берлиоз в России // Стасов В. Избранные статьи. – М.: Музыка, 1954.

  24. Хохлов Ю. Песни Шуберта. – М.: Музыка, 1986.

  25. Хохловкина А. Берлиоз. – М.: Музыка, 1960.

  26. Хохловкина А. Бизе. – М.: Музыка, 1957.

  27. Хохловкина А. Западноевропейская опера. – М.: Музыка, 1962.

  28. Чайковский П. Музыкально-критические статьи. – М.: Музыка, 1953.

  29. Шопен Ф. Письма. Т. 1. – М.: Музыка, 1976; Т. 2. – М.: Музыка, 1980.

  30. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. – М.: Музыка, 1956.

  31. Шуман Р. О музыке и музыкантах. ТТ. 1, 2а, 2б. – М.: Музыка, 1975-1978, 1979.

  32. Электронный ресурс по истории музыки: http://istoriyamuziki.narod.ru/index.html

  33. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.

  34. Путилов Б.Н. Искусство былинного певца // Принципы текстологического изучения фольклора. М.–Л., 1966.

  35. Смирнов А.А. Кто был автор «Песни о Роланде»? // Проблемы сравнительной филологии. М.–Л., 1964.

  36. Степанов Г.В. К проблеме языкового варьирования. М., 1979.

  37. Томашевский Н.Б. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976.

  38. Гуревич А.Я. История и сага. М.: Наука, 1972. – 198 с.
    1. Справочники, словари, энциклопедии


Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990 (есть также в электронном виде – http://www.music-dic.ru/).

Музыкальная энциклопедия: В 6 т. – М., 1973–1982 (есть также в электронном виде – http://www.music-dic.ru/).



Музыкальный словарь Гроува. – М., 2001.
    1. Программные средства


Для успешного освоения дисциплины студент использует следующие программные средства:

  • Microsoft Office, Adobe Acrobat для работы с текстовой информацией;

  • Windows Media, Media Сlassic Player, WinAmp или любое другое приложение, используемое для прослушивания музыкальных произведений.
    1. Дистанционная поддержка дисциплины


Используется система LMS.

Материально-техническое обеспечение дисциплины


Использование проектора на занятиях, а также технические средства для воспроизведения музыки.







И что хуже всего — холостяк потихоньку становится вдовцом. Рамон Гомес де ла Серна
ещё >>