Программа дисциплины «История» для направления 31600. 62 «реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «История» для направления 31600. 62 «реклама... 3 719.08kb.
Программа дисциплины «История» для направления 31600. 62 «реклама... 3 716.59kb.
Программа дисциплины Креативные технологии в рекламе 031600. 1 209.03kb.
Программа дисциплины Культурология и религиоведение для направления... 1 256.51kb.
Программа дисциплины Культурология и религиоведение  для направления... 1 269.76kb.
Программа дисциплины Социология массовых коммуникация для направления... 1 198.78kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 163.49kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 192.03kb.
Программа дисциплины «Введение в специальность» 6 463kb.
Программа дисциплины «Введение в специальность» 9 587.71kb.
Учебной дисциплины «Телекоммуникационные и компьютерные технологии... 1 23.55kb.
В путешествие за кладом 1 24.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «История» для направления 31600. 62 «реклама и связи с общественностью» - страница №1/2


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «История» для направления для направления 31600.62 «реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет истории




Программа дисциплины «История»
для направления 31600.62 «Реклама и связи с общественностью»
Автор программы:

Борисов В.Е. канд. ист. наук, доц. vborisov@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры социальной истории «_1__»_февраля_2013 г
Зав. кафедрой д-р ист. наук, проф., член-корр. РАН
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель Е.Б. Смилянская

УС факультета «___»_____________20 г.

Ученый секретарь О.С.Воскобойников


Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 31600.62 «Реклама и связи с общественностью», подготовки бакалавра, обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «История»1.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 31600.62 «Реклама и связи с общественностью», подготовки бакалавра, обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «История».

Программа разработана в соответствии с:



  • Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению 31600.62 «Реклама и связи с общественностью», подготовки бакалавра: http://hse.ru/data/2012/01/30/126144719/031600.62%20Reklama.pdf

Рабочим учебным планом университета по направлению 31600.62 «Реклама и связи с общественностью», подготовки бакалавра, утвержденного 16.07.2012


  1. Цель освоения дисциплины.

Целью дисциплины «История» является повышение общего культурного уровня и развитие системных и социально-личностных компетенций студентов-бакалавров через изучение истории России и знакомство с принципами исторического исследования.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать 2

- основные этапы исторического развития России

- основные источники по истории России

- основные мнения по ключевым проблемам истории России


  • уметь:

- критически анализировать информацию (на материале исторических источников)

- работать с научной литературой

- вести конструктивную дискуссию


  • иметь навык письменного изложения чужих и своих мыслей

В результате освоения дисциплины магистр осваивает следующие компетенции:





Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной


СК- Б 1

Понимает логику научной литературы по истории; умеет разобраться с незнакомыми реалиями исторических источников и сопоставлять полученную информацию с известными ему историческими фактами; знает основные факты, явления и методы, рассмотренные в курсе

семинары, эссе, контрольная работа, экзамен

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б6

Умеет отбирать информацию, нужную для ответа на поставленные вопросы в предложенных источниках. Способен самостоятельно привлечь качественную дополнительную литературу

семинары, эссе, контрольная работа, экзамен

Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

СК-Б9

Отвечает именно на тот вопрос, который поставлен; умеет слушать других участников обсуждения; придерживается принятых норм этикета

лекции; семинары, экзамен

Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

СК-Б10

Умеет сопоставлять данные источников и разные научные концепции для формулирования собственного мнения

Эссе, семинары

Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.

СЛК–Б9

Умеет дать моральную оценку историческим событиям. Знает о том, что ценности людей прошлого не всегда совпадали с современными. Знает основные факты истории русской культуры

Лекции, семинары, эссе, контрольная работа, экзамен




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для специальности направления 31600.62 «реклама и связи с общественностью» настоящая дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла бакалаврской программы.

Изучение данной дисциплины до некоторой степени опирается на следующие дисциплины:



    • Культурология и религиоведение

    • История и теория искусств

Для освоения данной учебной дисциплины студенты должны владеть следующими исходными знаниями и компетенциями:

- знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы;

- знание обществоведческих терминов;

- понимание языка научной и учебной литературы по истории.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

    • Социальная антропология

    • История и теория искусств

    • Теория и практика информационно-аналитической работы




  1. Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самосто-ятельная работа

Лекции

Семинары

Практи-ческие задания




Древние славяне.

4

2







2





Держава Рюриковичей

9

2

2




5




Процесс христианизации Европы и его значение.


9

2

2




5






Культура Древней Руси

10

2

2




6




Русь удельная: альтернативы древнерусской государственности (XII – XIII).

5

2







3




Русские земли в составе Монгольской империи: система ордынского ига (XIII – XV вв.).

4

2







2




Московское царство в XV – XVI вв. в общеевропейском контексте: российское самодержавие как специфическая форма политического и общественного устройства.

12

4

2




6




Кризис Смутного времени и развитие Московского царства в XVII в.

7

4







3




Реформы Петра Великого в европейском контексте

9

2

2




5




Послепетровская Россия.

4

2







2





Эпоха Екатерины Великой.

9

2

2




5




Россия и мир на рубеже XVIII – XIX веков.



















Александровская Россия.

11

2

2




5




Николаевская Россия.

11

2

2




5




Россия в эпоху «великих реформ».

7

4







3




Россия в конце ХIХ - начале ХХ вв. Между реформой и революцией.

9

4







5




Европейский кризис 1914-1921 гг. Революция и Гражданская война в России.

8

4







4




Советский эксперимент: от коммунистической утопии к «великому отступлению»

12

4

2




6




Вторая мировая война и ее последствия

8

4







4




СССР и Европа в 1945-1965 гг. Холодная война

10

2

2




6




От СССР к России

8

4







4

Всего

162

56

20




86



6. Формы контроля знаний студентов.

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

3

4




Текущий

(неделя)


Эссе




*

Письменно, 10 – 20 тыс. знаков




Контрольная работа

*




Письменно, тест из 20 вопросов





Семинары

*

*

устно по темам, приведенным в программе

Итоговый

Экзамен





*

Устный экзамен по билетам




    1. Критерии оценки знаний, навыков

Контрольная работа - знание основных исторических фактов, имен исторических деятелей (СК- Б 1, СЛК–Б9).

Эссе – владение первичными навыками работы с научной литературой, умение анализировать и делать выводы. В частности, уметь определять, что представляют собой исторические источники, использованные в том или иной работе, и какими методами они анализируются (СК-Б6, СК-Б9, СК-Б10).

Семинары – знакомство с рекомендованными для прочтения источниками и научной литературы, умение анализировать и делать выводы (СК- Б 1, СК-Б6, СК-Б9, СК-Б10).

Экзамен – знание основных исторических фактов, имен исторических деятелей, основных видов исторических источников, умение дать им оценку и проанализировать взаимосвязи экзамен (СК- Б 1, СК-Б6, СК-Б9, СК-Б10).


    1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях исходя из следующих критериев: степень знакомства с предложенными для обсуждения источниками и литературой, обоснованность и корректность наблюдений (ответов на вопросы), правильность решения дополнительных заданий, близких к теме семинара (дают возможность компенсировать недостатки основного ответа). Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает студенческие эссе исходя из того, насколько полно в работе раскрыты выводы и способы их получения избранной студентом книги, насколько аргументированы замечания о ней. Обязательным является указание номеров страниц, содержание которых излагается. Контрольная работа (тест) призвана оценить знание основных исторических фактов, состоит из 20 вопросов. Каждому правильному ответу соответствует 1 балл. Первичные баллы пересчитываются в 10-балльную шкалу следующим образом:

19 – 20 баллов = 10 баллов

17 – 18 баллов = 9 баллов

15 – 16 баллов = 8 баллов

13 – 14 баллов = 7 баллов

11 – 12 баллов = 6 баллов

9 – 10 баллов = 5 баллов

7 – 8 баллов = 4 балла

5 – 6 баллов = 3 балла

3 – 4 балла = 2 балла

1 – 2 баллов = 1 балл

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

О промежуточная 1= 0,5*О к/р + 0,5*Оауд

О промежуточная 2= 0,5*Оэссе +0,5*Оауд

Орезульт = 0,3*(Опромежуточная 1+ Опромежуточная 2) + 0,4*Оэкз
Половина балла округляется в пользу студента. В остальных случаях округление арифметическое.

ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.


  1. Содержание дисциплины


Раздел 1. Древние славяне (2 часа).

Лекция 1

Понятие "этнос", основные этнообразующие характеристики. Методы изучения этнической истории древней Европы. Сравнительно-историческое языкознание и глоттохронология. Понятие археологической культуры. Проблемы соотнесения археологического материала и данных исторической лингвистики.

Первые письменные свидетельства о славянах (Иордан, Прокопий Кесарийский). Славяне: хозяйство, общественные отношения, быт, мифология. Земледельческая колонизация славян. Разделение славян на три ветви. Ареалы расселения восточных славян. Соседи восточных славян: угро-финны и балты. Хозяйство и быт восточных славян.

Литература к разделу 1

Основная

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XI вв.): Курс лекций. М., 1998. 26 – 40.

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. 3-е изд., перераб. М., 2004. С. 27 – 32.

Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 19 – 28; 148 – 181.

Дополнительная

Горский А.А. Русь. От славянского Расселения до Московского царства. М., 2004. С. 9 – 19.

Напольских В.В. Введение в историческую уралистику. Ижевск, 1997. С. 6 – 80.
Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция, разбор лингвистической задачи, иллюстрирующей методы сравнительного языкознания
Раздел 2. Держава Рюриковичей (4 часа)

Лекция 2

Включение восточных славян в систему международной торговли: торговые пути «из варяг в греки» и волжский торговый путь. Формирование институтов власти: князья и дружинники. Значение (прото)городов и поселенческая структура. Догосударственные племенные объединения восточных славян.

Летописная легенда о призвании варягов. Споры «норманистов» и «антинорманистов». Происхождение название «Русь». Первые русские князья. Процесс объединения восточнославянских, балтских и угро-финских племен под властью киевского князя. Взаимоотношения Руси с соседними государствами: Византийская империя, Хазарский каганат, печенеги.

Держава Рюриковичей: характеристика государственного образования. Киевский князь и дружина. Дань и полюдье. «Уставы и уроки». «Погосты». «Окняжение» русских земель и формирование единой древнерусской народности. Денежно-весовая система.

Социально-политическое устройство Киевской Руси и его типологический статус.
Семинар 1

Древнерусское общество по «Русской правде» краткой редакции: категории населения и их правовой статус.

Источники и литература:

Тихомиров М.Н. Пособие по изучению Русской правды. М., 1953.
Литература к разделу 2

Основная

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XI вв.): Курс лекций. М., 1998. С. 41 – 77.

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. 3-е изд., перераб. М., 2004. С. 32 – 41.

Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 19 – 28; 148 – 181.
Дополнительная

Горский А.А. Русь. От славянского Расселения до Московского царства. М., 2004. С. 37 – 121.

Древняя Русь. Очерки политического и социального строя / А.А. Горский, В.А. Кучкин, П.В. Лукин, П.С. Стефанович. М., 2008.


Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция с использованием презентации PowerPoint, анализ информации исторического источника по заданной теме (семинар), дополнительное задание на самостоятельный анализ исторического источника.
Раздел 3. Крещение Руси и его значение.

Лекция 3 (4 часа)

Распространение христианства в Центральной, Восточной и Северной Европе. Русско-византийские связи. Крещение Руси и его значение. Проблема «двоеверия». Противоречие между римским папой и константинопольским патриархом. «Великая схизма», ее политические и культурные последствия. Раскол Европы на римо-католический и греко-православный миры. Упадок Византийской империи и культурно-политическая изоляция Руси. Рождение концепции «Москва – Третий Рим». Взаимоотношения светских властей и церкви на Западе и Востоке Европы..


Семинар 2

Исповедь в России в XIV – XVII вв. и повседневные практики русского средневековья.

Источники и литература

Корогодина М.В. Исповедь в России в XIV – XIX вв.: Исследование и тексты. СПб., 2006.

Литература к разделу 3

Основная

Горский А.А. Русь. От славянского Расселения до Московского царства. М., 2004. С. 123 – 129.

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. 3-е изд., перераб. М., 2004. С. 41 – 45.

Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России: Византийская модель и ее русское переосмысление. М., 1998. С. 5 – 108.

Флоря Б.Н. Исследования по истории церкви: древнерусское и славянское средневековье. М., 2007. С. 111 – 206.
Дополнительная

Абеленцева О.А. Митрополит Иона и установление автокефалии Русской церкви. СПб., 2009.

Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001. С. 311 – 450.

Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция средневековой концепции. М., 1998.
Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция, анализ информации исторического источника по заданной теме (семинар)
Раздел 4. Культура древней Руси (4 часа)

Лекция 4

Христианская культура: греческий vs. старославянский язык vs. древнерусский язык; священные и учительные тексты; церковное законодательство; произведения древнерусских книжников; культура чтения и письма; принципы организации храмового пространства и развитие каменной архитектуры. «Третья культура»: «отреченная» и развлекательная литература, юродство, скоморошество. Обыденные представления древнерусского человека: способы именования людей, отношения в семье, обычное право, этническое самосознание. Распространение грамотности и образования.


Семинар 3

«Слово о полку Игореве»: особенности произведения, текстология, вопрос о подлинности. Характер изображения русско-половецких отношений в произведении.

Источники и литература

Параллельный корпус переводов «Слова о полку Игореве» // nevmenandr.net/slovo

ЭНИ «Слово о полку Игореве» // feb-web.ru/feb/slovo/default.asp

Зализняк А.А. Слово о полку Игоревом: взгляд лингвиста. М., 2004.
Литература к разделу 4

Основная

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XI вв.): Курс лекций. М., 1998. С. 185 – 280.

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. 3-е изд., перераб. М., 2004. С. 55 – 59.
Дополнительная

Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1 – 6. СПб., 1997 – 1999.



Живов В.М. Особенности рецепции византийской культуры в Древней Руси // Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002. С.73 – 115.

История русской литературы: В 4 т. Т. 1. Древнерусская литература. Литература XVIII в. Л., 1980

Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972.

Рыбаков Б.А. Ремесло в Древней Руси. М., 1948.
Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция с использованием презентации PowerPoint, обсуждение научной монографии, анализ информации исторического источника по заданной теме (семинар)
Раздел 5. Русь удельная: альтернативы древнерусской государственности (XII – XIII). (2 часа)

Лекция 5.

Предпосылки появления самостоятельных княжеств. Лествичный порядок наследования «столов» и княжеские усобицы. Рост крупного землевладения. Торговля и особенности денежного обращения («безмонетный период»). Древнерусский город. Формирование новых политических центров. Любеческий съезд и его последствия.

Галицко-Волынское княжество: особенности политического развития Юго-Западной Руси.

Социальная структура новгородского общества. Берестяные грамоты. Характер контактов с Западной Европой. Новгородская боярская республика. Вече. Новгородские бояре и их вотчины. Институты власти в Великом Новгороде. Отношения Новгорода с князьями.

Владимиро-Суздальское княжество: историко-географическая характеристика и особенности политического развития. Князья-«самовластцы» Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский. «Моление» Даниила Заточника.
Литература к разделу 5

Основная

Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.): Курс лекций. М., 2001.

Горский А.А. Русь. От славянского Расселения до Московского царства. М., 2004. С. 187 – 274.

Древняя Русь. Очерки политического и социального строя / А.А. Горский, В.А. Кучкин, П.В. Лукин, П.С. Стефанович. М., 2008.



История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. 3-е изд., перераб. М., 2004. С. 60 – 73.
Дополнительная

Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984.

Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. М., 1987.

Мартышин О.В. Вольный Новгород: общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992.

Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950.

Янин В.Л. Очерки истории средневекового Новгорода. М., 2008.

Янин В.Л. Я послал тебе бересту...: Новгород. берестяные грамоты / Послесл. А.А.Зализняка. М., 1998.
Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция
Раздел 6. Русские земли в составе Монгольской империи: система ордынского ига (XIIIXV вв.) (2 часа)

Лекция 6

Кочевой феодализм монголов. Возникновение державы Чингисхана. Причины и ход завоевательных походов Чингисхана. Татаро-монгольское нашествие на Русь и его последствия.

Русские земли в составе Монгольской империи. Система татарского ига. Потеря политической самостоятельности князей. Ярлыки на княжение. Великое княжение Владимирское. Повинности Руси по отношению к Орде. Ордынский выход. Институт баскачества. Карательные экспедиции Орды. Последствия ордынского ига: деформации в социально-экономическом и политическом развитии Руси. Апогей политической раздробленности русских земель (рубеж XIII – XIV вв.).

Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Развитие вотчинного и поместного землевладения. Политический упадок Золотой Орды и этапы борьбы русских князей с ордынским игом.



Литература к разделу 6

Основная

Горский А.А. Русь. От славянского Расселения до Московского царства. М., 2004. С. 188 – 274.

История Востока. Т. II. М., 1995. Гл. IV.



История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. 3-е изд., перераб. М., 2004. С. 73 – 88.
Дополнительная

Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 225 – 228.

Кучкин В.А. Русь под игом: как это было? М., 1991.

Насонов А.Н. "Русская земля" и образование территории древнерусского государства: историко-географическое исследование; Монголы и Русь: история татарской политики на Руси. М., 2006.

Селезнев Ю.В. "А переменит Бог Орду..." (русско-ордынские отношения в конце XIV- первой трети XV вв.). Воронеж, 2006.
Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция с использованием презентации Power Point.
Раздел 7. Московское царство в XVXVI вв.: российское самодержавие как специфическая форма политического и общественного устройства. (6 часов)

Лекция 7

Образование единого Российского государства. Принятие Иваном III титула «государя всея Руси». Падение Константинополя, его политическое значение. Формирование государственной идеологии и символики. Концепция “Москва – третий Рим”. "Сказание о князьях Владимирских". Принятие Иваном IV царского титула. Сакрализация царской власти в Московском государстве.

Взаимоотношения государя и подданных в московском царстве. Сочетание единства страны и разнообразия укладов в прежде независимых землях России в конце XV—первой половины XVI в. Уделы и удельные князья. Историографические дискуссии о причинах, сущности и последствиях опричнины.

Лекция 8

Государственное строительство. Государев двор и его место в государственной структуре. Местничество. Дворовая тетрадь, «государев родословец», разрядные книги. Дворец и казна. Формирование и развитие приказной системы управления. Дьяки и подьячие. Боярская дума. Земские соборы и их особенности. Местное управление: наместники и волостели. Губная и земская реформы. Формирование уездных корпораций дворянства. Служилый «город». Поместная система и поместное войско. Вотчина и поместье. Дискуссии о развитии крепостного права в России: указная и безуказная теории. Система налогообложения в Московском государстве. Посошная подать и писцовые книги.

Система военно-служилой государственности в московском царстве и сословная монархия в Западной Европе XIV -XVI вв.: общее и особенное.
Семинар 4

Семейная жизнь служилых землевладельцев XVI – XVII вв.: имущественные и человеческие отношения и влияние исторических обстоятельств

Источники и литература

Антонов А.В. Из частной жизни русских служилых людей рубежа XVI – XVII веков // Русский дипломатарий. Вып. 5. М., 1999. С. 164–174.

Кобрин В.Б. Опыт изучения семейной генеалогии (Протопоповы – Мезецкие – Пронские) // Кобрин В.Б. Опричнина. Генеалогия. Антропонимика. М., 2008. С.202 – 210
Литература к разделу 7

Основная

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. 3-е изд., перераб. М., 2004. С. 123 – 133; 138 – 161.

История России с древнейших времен до конца XVII в. / под ред. Л.В. Милова. М., 2010. С. 352 – 395.



Кобрин В.Б., Юрганов А.Л. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси: к постановке проблемы // История СССР. 1991. № 4. С. 54 – 64.

Дополнительная

Леонтьев А. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М., 1961.

Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. М., 1985. Гл. IV.

Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. М., 1975.

Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605 гг.). СПб., 1992.

Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция средневековой концепции. М., 1998.

Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978.
Формы и методы проведения занятий по разделу: лекции (в том числе с использованием презентации Power Point), обсуждение научной статьи и анализ исторических источников (семинар); дополнительное задание на самостоятельный анализ исторического источника
Раздел 8. Кризис Смутного времени и развитие Московского царства в XVII в. (4 часа)

Лекция 9

Смута как кризис власти и общества. Гражданская война в России начала XVII в. Активизация казачества. Общественные инициативы и подъем освободительного движения в Смутное время. Последствия Смуты. Раскол русской православной церкви.

Эволюция государственного аппарата и местного управления в России XVII в. Централизация и бюрократизация управления в Московском государстве XVII в. Воеводское управление и местные «миры». Соборное уложение. Реформа налогообложения: введение подворной подати.

Лекция 10

Московское государство между востоком и западом. Геополитическая обстановка в Европе после падения Константинополя. Основные направления внешней политики Московского царства. Становление России как многонационального государства. Присоединение и этапы освоения Западной Сибири.

Московское царство в представлении иностранцев. Западная Европа и «немцы» в представлении русских. Иноземцы в России. Немецкая слобода в Москве.

Российское государство и общество накануне петровских реформ: кризис традиционализма.



Литература к разделу 8

Основная

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. 3-е изд., перераб. М., 2004. С. 170 – 238.

История России с древнейших времен до конца XVII в. / под ред. Л.В. Милова. М., 2010. С. 396 – 439; 569 – 616; 624 – 648; 685 – 754.



Дополнительная

Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Из истории русской культуры. Т. III. (XVII – начало XVIII века) М., 2003.



Седов П.В. Закат Московского царства. СПб., 2006.

Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в. М., 1990.

Успенский Б.А. Раскол и культурный конфликт XVII века // Сборник статей к 70-летию проф. Ю.М. Лотмана. Тарту, 1992. С. 90 – 129 (или любое другое издание).

Флоря Б.Н. Польско-литовская интервенция в России и русское общество. М., 2005.

Шунков В.И. Очерки по истории колонизации Сибири в XVII – начале XVIII веков. М., 1946.
Формы и методы проведения занятий по разделу: лекции (в том числе с использованием презентации Power Point).
Раздел 9. Реформы Петра Великого в европейском контексте (4 часа)

Лекция 11.

Идейные основы петровских преобразований: западноевропейская рационалистическая философия, теория общественного договора, полицеизм и камерализм.

Теоретические и методологические проблемы интерпретации петровских реформ; теория модернизации, проблема «абсолютизма».

Предпосылки петровских реформ.

Личность Петра Великого в восприятии современников и потомков. Петр как Антихрист и как образцовый государь.

Северная война и становление России как мировой державы. Трансформация системы государственного управления и социального строя России в ходе петровских преобразований; рождение империи; формирование новой русской культуры.

«Цена» преобразований: рост налогов, разорение большой части населения, упадок Русского Севера, рост городской преступности.

Формирование идейных основ новой русской государственности; Феофан Прокопович и «Правда воли монаршей».

Итоги реформ Петра Великого.

Семинар 5

Экономические и социальне последствия для населения петровских преобразований.

Источники и литература

Акельев Е.В. Повседневная жизнь воровского мира во времена Ваньки Каина. М., 2012. С. 6 – 11; 232 – 236; 104 – 108; 390 – 392.

Бакланова Е.Н. Крестьянский двор и община на русском Севере. Конец XVII - начало XVIII в. М., 1976. С. 10 – 24.

Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII веке. М., 1966. С. 114 – 129;

Перепись крестьян остарога и деревни Кочевки Ирбитской слободы Верхотурского уезда // Российский государственный архив древних актов. Ф. 1111. Оп. 3. Д. 1. (компьютерный набор автора курса в табличной форме)

Перепись острога и деревни Кочевки Ирбитской слободы Верхотурского уезда 1710 // http://census1710.narod.ru/perepis/214_1_1539.htm
Литература к разделу 9

Основная

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. 3-е изд., перераб. М., 2004. С. 239 – 285.

История России XVIII – XIX вв. / под ред. Л.В. Милова. М., 2010. С. 45 – 96;

107 – 109.

Дополнительная

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVШ века. СПб., 1997.

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. М., 2001.

Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII веке. М., 1966. 

Успенский Б.А. // Успенский Б.А. Этюды по русской истории. М., 1998 С. (или другое издание)
Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция, обсуждение данных научной литературе по заданной теме, сопоставительный анализ исторических источников (семинар)

Раздел 10. Послепетровская Россия (2 часа).

Лекция 11

Административная «контрреформа». «Дворцовые перевороты». На пути к «золотому веку» дворянства. Рецепция западноевропейских идей в России середины XVIII в. Начало формирования русской национальной науки и литературы. Экономика послепетровской России. Россия в системе международных отношений середины XVIII в. Семилетняя война.


Литература к разделу 10

Основная

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. 3-е изд., перераб. М., 2004. С. 286 – 316.

История России XVIII – XIX вв. / под ред. Л.В. Милова. М., 2010. С. 127 – 189; 198 – 215.



Дополнительная

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVШ века. СПб., 1997.

Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. Л., 1986 (или другое издание).

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. М., 2001.

Курукин И.В. Эпоха «дворских бурь». Рязань, 2003.

Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII веке. М., 1966. 
Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция.

Раздел 11. Эпоха Екатерины Великой (4 часа).

Лекция 12

Просвещение как общеевропейская политическая доктрина второй половины XVIII в. Понятие «просвещенного абсолютизма» и научные дискуссии вокруг него. Екатерина Великая как ученый и писатель.

Личность Екатерины Великой и ее «искусство управления». Политическая программа и политическая доктрина Екатерины II; основные этапы реализации реформаторских замыслов. Реформы Екатерины Великой в общеевропейском контексте.

Русское общество в эпоху Екатерины Великой. Восстание Емельяна Пугачева.

Русско-турецкие и русско-шведские войны; «Греческий проект» и зарождение мечты о Константинополе; территориальный рост империи. Роль и место России в Европе XVIII столетия. Французская революция и ее влияние на общественно-политическую мысль.

Значение екатерининской эпохи в русской истории.


Семинар 6

Запросы дворянства по материалам наказов в Уложенную комиссию 1767 – 1774 гг. и реформы Екатерины II

Источники и литература

Сборник РИО. Т. 4. СПб., 1869 (2 – 3 наказа по выбору)

Сборник РИО. Т. 14. СПб., 1875 (2 – 3 наказа по выбору)

Сборник РИО. Т. 32. СПб., 1881 (2 – 3 наказа по выбору)



Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002

Омельченко О.А. Законная монархия Екатерины II. М., 1993.
Литература к разделу 11

Основная

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. 3-е изд., перераб. М., 2004. С. 315 – 388.

История России XVIII – XIX вв. / под ред. Л.В. Милова. М., 2010. С. 216 – 297;

309 – 333.

Дополнительная

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. М., 2001.

Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.
Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция с использованием презентации Power Point, обсуждение данных научной литературе по заданной теме, сопоставительный анализ исторических источников (семинар)

Раздел 12. Александровская Россия. (4 часа)

Лекция 13

Личность Александра I, его политические воззрения. Александр I и Наполеон: сравнительный портрет.

«Дней Александровых прекрасное начало»: первый реформаторский приступ и причины его неудач.

Россия в наполеоновских войнах. Александр I как архитектор послевоенной Европы. Значение победы над Наполеоном для формирования русского общественного сознания.

Проекты преобразования России 1815 – 1825 гг.
Семинар 7

Конституционные проекты декабристов: общее и особенное, реалистичное и утопичное

Источники и литература

Восстание декабристов.  М.; Л., 1958. Т. 7.



Дружинин Н. M. Декабрист Никита Муравьев. М., 1933.
Литература к разделу 13

Основная

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. 3-е изд., перераб. М., 2004. С. 405 – 454.

История России XVIII – XIX вв. / под ред. Л.В. Милова. М., 2010. С. 379 – 502.



Дополнительная

Киянская О.И. Южное общество декабристов. Люди и события. Очерки истории тайных обществ 1820-х годов. М., 2005.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). М., 1993.

Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в первой четверти XIX в. М., 1989.

Нечкина М.В. Декабристы. М., 1982.
Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция, обсуждение данных научной литературе по заданной теме, сопоставительный анализ исторических источников (семинар)
Раздел 14. Николаевская Россия (4 часа)

Лекция 14

Начало царствования императора Николая I. Восстание декабристов. Царствование императора Николая I – «апогей самодержавия». Создание III отделения. Цензурный устав 1826 г. и цензурная практика. Теория официальной народности. М.М. Сперанский и кодификация законов Российской империи. Крестьянский вопрос. Денежная реформа.Экономическое развитие страны.

П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы. А.И. Герцен и возникновение «вольной русской печати».

Революции 1848-1849 гг. в Европе и русское общество. Подавление русской армией революции в Венгрии в 1849 г.

Кавказская война. Шамиль. Восточный вопрос в середине ХIХ в. Крымская война и ее последствия.

Семинар 8

Взгляды западников и славянофилов: сравнительный анализ

Источники

Хомяков А.С. О старом и новом // Хомяков А.С., Киреевский И.В. Избранные сочинения. М., 2010. (или другое издание) Предпочтительная интернет-публикация: Хомяков А.С. Работы по философии URL: www.klikovo.ru/db/book/head/6733 Или любое другое издание

Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт Древней России // Вопросы истории. 1989. С. 11–67.

Киреевский И.С. Ответ А.С. Хомякову // Киреевский И.С. Хомяков А.С., Киреевский И.В. Избранные сочинения. М., 2010. (или другое издание)

Герцен А.И. Былое и думы. Гл. XXIX, XXX. Ч. 4. Любое издание.
Литература к разделу 14

Основная

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. 3-е изд., перераб. М., 2004. С. 454 – 498.

История России XVIII – XIX вв. / под ред. Л.В. Милова. М., 2010. С. 502 – 589.



Дополнительная

Ковальченко И.Д. Русское крепостное хозяйство в первой половине XIX в. М., 1967.

Мироненко С.В. Тайные страницы истории самодержавия. М., 1990.

Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М., 1986.

Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия. М., 1973.
Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция, обсуждение данных научной литературе по заданной теме, сопоставительный анализ исторических источников (семинар)
Раздел 15. Россия во второй половине XIX века (4 часа)

Лекция 15

Император Александр II. Великие реформы 1860-1870 гг. Подготовка и основные положения крестьянской реформы. Земская, судебная, городовая, военная реформы. Реформы в области образования и цензуры. Значение Великих реформ.

Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в. Формирование банковской системы. Грюндерство. Внешняя торговля и таможенные войны.

Император Александр III. Контрреформы.


Лекция 16

Социализм в Европе и России. К. Маркс. М. Бакунин. Марксизм и анархизм. Германская социал-демократия. I Интернационал. Движение революционного народничества. «Народная воля». Цареубийство 1 марта 1881 года.

Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии к России. Объединение Италии. Объединение Германии. Франко-прусская война 1870-1871 гг. и образование Германской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и Берлинский конгресс: военная победа и дипломатическое поражение. Образование Тройственного союза и усиление русско-австрийские и русско-германских противоречий в последней трети XIX века. Возникновение русско-французского союза.
Литература к разделу 15

Основная

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. 3-е изд., перераб. М., 2004. С. 454 – 498.

История России XVIII – XIX вв. / под ред. Л.В. Милова. М., 2010. С. 589 – 523.



Дополнительная

Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М., 2011.

Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х гг. М., 1964.

Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970.

Литвак Б.Г. Русская деревня в реформе 1861 года: Черноземный центр 1861 – 1895 гг. М., 1972.

Христофоров И.А. Судьба реформы: Русское крестьянство в правительственной политике до и после отмены крепостного права (1830 – 1890-е гг.). М., 2011.
Формы и методы проведения занятий по разделу: лекции, (в том числе с использованием презентации Power Point)

Раздел 15. Россия в конце ХIХ - начале ХХ вв. Между реформой и революцией

Лекция 17

Император Николай II: личностные особенности, политические представления. С.Ю. Витте и проблема модернизации России. «Виттевская индустриализация». Денежная реформа: переход к золотому стандарту. Всероссийская перепись населения 1897 года.

Освободительное движение в России: радикалы и либералы. Возникновение политических партий. Земское движение. Рабочее и крестьянское движение. Возобновление террористической борьбы.

Внешняя политика России в конце ХIХ - начале ХХ в. Русско-японская война 1904-1905 гг. Портсмутский мир. Итоги войны.



Лекция 18

Революция 1905-1907 годов: причины, динамика, результаты. Всероссийская

октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Декабрьское (1905 г.) вооруженное восстание в Москве. Политические партии и организации в период революции. Основные законы 23 апреля 1906 г. Первые общенациональные выборы. Деятельность I и II Государственных дум.

Государственный переворот 3 июня 1907 г. Третьеиюньская монархия (1907-1914 гг.) Деятельность III и IV Государственных дум. П.А. Столыпин. Аграрная реформа и ее результаты. Национальная политика. Польский, финляндский и еврейский вопросы. Эмиграция из России в XIX – начале ХХ в.



Литература к разделу 16

Основная

История России XX – XXI века / под ред. Л.В. Милова. М., 2010. С. 14 – 169.


Дополнительная

Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб., 1999.

Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало XX в.). М., 2000.

Вронский О.Г. Государственная власть в России и крестьянская община в годы «Великих потрясений» (1905 – 1917). Тула, 2000.

Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970.

Зверев В.В. Реформаторское народничество и проблема модернизации России: От сороковых к девяностым годам XIX в. М., 1997.

Давыдов М.А. Всероссийский рынок и железнодорожная статистика в конце XIX – начале XX вв. М., 2010.

Кирьянов Ю.И. Жизненный уровень рабочих в России (конец XIX – начало XX в.) М., 1979.

Ксенофонтов И.М. Георгий Гапон: вымысел и правда. М., 1996.

Леонов М.И. Партия социалистов-революционеров в 1905 – 1907 гг. М., 1997.

Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России : XVIII – начало XX века. 2-е изд., испр., доп. СПб., 2012. С. 515 – 556.

Первая революция в России. Взгляд через столетие. М., 2005.



Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России: Очерки истории (середина XIX - начало XX в.). М., 1995.

Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. М., 2001.

Тютюкин С.В., Шелохаев В.В. Марксисты и русская революция (1905 – февраль 1917). М., 1996
Формы и методы проведения занятий по разделу: лекции, (в том числе с использованием презентации Power Point)
Раздел 16. Европейский кризис 1914-1921 гг. Революция и Гражданская война в России (4 часа)

Лекция 19

Причины Первой мировой войны. Начало и ход военных действий на Западном и Восточном фронтах. Отношение различных партий к войне. Милитаризация экономики, усиление роли государства и планового начала. Совершенствование военной техники. Применение оружия массового поражения. Крупнейшие сражения Первой мировой войны – битва на Сомме, Верденское сражение. Окопная война. Боевые действия на Кавказском фронте. Насилия по отношению к гражданскому населению. Геноцид армян в Османской империи.

Февральская революция 1917 г. в России. Причины революции. Свержение самодержавия. Образование Временного правительства и Петроградского совета, их состав и политические цели, противостояние. От Февраля к Октябрю. События 3-5 июля – репетиция большевистского переворота. Курс партии большевиков на вооруженное восстание. Лидеры большевиков: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий. Корниловщина. Октябрьская революция в России, причины ее победы. Создание Советского государства.

Блок партии большевиков с левыми эсерами. Созыв и разгон Учредительного собрания. Брестский мир, выход России из войны. Создание однопартийного государства. Красный террор. Убийство царской семьи.



Лекция 20

Вступление США в войну на стороне стран Антанты (1917). Боевые действия в 1917-1918 гг. Поражение Германии и ее союзников. Революция в Германии. Венгерская советская республика. Распад Австро-Венгерской, Османской, Российской империй. Парижская мирная конференция. Версальский мирный договор, последующие мирные договоры с союзниками Германии. Образование новых государств, перекройка карты Европы.

Гражданская война в России. Причины Гражданской войны. Образование Добровольческой армии. Создание Красной армии. Белое движение, его лидеры и их цели. Основные этапы военных действий. Советско-польская война. Политика военного коммунизма. Создание Коммунистического Интернационала. Причины победы большевиков. Массовая эмиграция из России.

Литература к разделу 16

Основная

История России XX – XXI века / под ред. Л.В. Милова. М., 2010. С. 169 – 225.


Дополнительная

Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 2011.

Гайда Ф.А. Либеральная оппозиция на пути к власти. М., 2003.

Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России : XVIII – начало XX века. 2-е изд., испр., доп. СПб., 2012. С. 563 – 702.

Кирьянов Ю.И. Правые партии в России 1911 – 1917 гг. М., 2001.

Николаев А.Б. Государственная дума в Февральской революции: Очерки истории. Рязань, 2002.

Сидоров А.Л. Экономическое положение России в годы первой мировой войны. М., 1973
Формы и методы проведения занятий по разделу: лекции, (в том числе с использованием презентации Power Point)
Раздел 17. Советский эксперимент: от коммунистической утопии к «великому отступлению» (6 часов)

Лекция 21

Советская Россия в 1920-е гг. Экономический и политический кризис 1921 г. Кронштадтское и Тамбовское восстания. Голод начала 1920-х гг. Новая экономическая политика (нэп). Образование СССР. И.В. Сталин. Установление режима его личной власти в конце 1920-х гг. Индустриализация СССР и коллективизация сельского хозяйства: причины, методы, темпы. Голод начала 1930-х гг. Экономические итоги, социально-политические и гуманитарные последствия индустриализации и коллективизации.

Формирование тоталитарной системы в СССР. Показательные политические процессы и репрессии конца 1920-1930-х гг. Конституция 1936 г. «Большой террор» 1937-1938 гг.

Лекция 22

«Первая волна» русской эмиграции: основные центры, политика, культура.

Итальянский фашизм. Б. Муссолини. Установление авторитарных режимов в ряде стран Восточной и Центральной Европы. Национал-социализм: идеология и организация. Приход нацистов к власти в Германии в 1933 г. Внутренняя и внешняя политика нацистской Германии. Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. Тоталитаризм: понятие и конкретно-исторические формы.

Дуализм внешней политики СССР в 1920-1930-е гг.: Коминтерн и НКИД. Культурная революция в СССР: методы, темпы, результаты. «Великое отступление»: понятие, формы, результаты.



Семинар 9

«Большой террор» в восприятии организаторов и репрессированных

Источники и литература

О некоторых методах и приемах иностранных разведывательных органов и их троцкистко-бухаринской агентуры. Сб. М., 1937. http://vault.exmachina.ru/spy/1/



http://perpetrator2004.narod.ru/Great_Terror.htm - Документы по большому террору

Гинзбург Е. Крутой маршрут. М., 2008. (или другое издание)

Жженов Г.С. Саночки : Раcсказы и повесть / предисл. Л. Филатова. М.,1997.

Левинсон Г.И. Вся наша жизнь. М., 1996.

Хлевнюк О.В. Политбюро и “Большая чистка” // Хлевнюк О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 30-е годы. М., 1996.
Литература к разделу 17

Основная

История России XX – XXI века / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова, Л.В. Милов; под ред. Л.В. Милова. М., 2010. С. 339 – 513.

Заключение экспертной комиссии, созданной по решению Ученого совета исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова для проведения научной экспертизы учебного пособия профессоров… А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина (принято на заседании комиссии от 15.11.2010) // http://www.hist.msu.ru/Science/DISKUS/2010/151110.pdf2

Дополнительная
Коржихина Т.П. Советское государство и учреждения: ноябрь 1917 г. - декабрь 1941 г. М., 1994.

Нольте Э. Фашизм в его эпохе: Пер. с нем. / Предисловие Л. Гинцберга. Новосибирск, 2001.

Присяжный Н.С. Экономическая чума: Военный коммунизм в России (Историко-экономический анализ. 1918-1921 гг.). Ростов-на-Дону, 1994.

Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М., 2010.

Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. 2-е изд. М., 2008.

Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы. Деревня. М., 2008.
Формы и методы проведения занятий по разделу: лекции, (в том числе с использованием презентации Power Point), обсуждение источников и научной литературы по теме (семинар)
Раздел 18. Вторая мировая война и ее последствия (4 часа)

Лекция 22

Причины Второй мировой войны. Международные отношения в конце 1930-х гг. Аншлюс Австрии. Мюнхенское соглашение. Оккупация Германией Чехословакии. Пакт Молотова - Риббентропа. Начало Второй мировой войны. Разгром Германией Польши. «Странная война». Присоединение новых территорий к СССР. Советско-финская война 1939-1940 гг. Расширение экспансии Германии. Разгром Франции. «Битва за Англию». Оккупация Германией и Италией Греции, Югославии и Албании.

Нападение Германии на СССР. Военные действия в 1941-1942 гг. Отступление Красной армии летом - осенью 1941 г. и его причины. Эвакуация. Перевод экономики на военный лад. Битва под Москвой.

Нападение Японии на США. Вступление США во Вторую мировую войну. Образование антигитлеровской коалиции. Лидеры стран антигитлеровской коалиции – Ф. Рузвельт, У. Черчилль, И.В. Сталин. Ленд-лиз, его значение. Движение Сопротивления и коллаборационизм в европейских странах. Партизанское движение и коллаборационизм в СССР. Уничтожение нацистами и их пособниками европейского еврейства (Холокост). Лагеря смерти.



Лекция 23

Военные действия летом - осенью 1942 г. на советско-германском фронте. Высадка союзников в Северной Африке. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Высадка союзников в Италии; отстранение Муссолини от власти.

Наступательные операции Красной армии в 1944 году. Освобождение территории СССР. Высадка союзников в Нормандии. Открытие второго фронта. Военные действия стран антигитлеровской коалиции в Европе в 1944-1945 гг. Ялтинская конференция, значение ее решений для послевоенного переустройства Европы. Капитуляция Германии. Потсдамская конференция. Разгром Японии. Применение ядерного оружия. Нюрнбергский процесс над нацистскими военными преступниками. «Вторая волна» русской эмиграции. Итоги и уроки войны.
Литература к разделу 18

Основная

История России XX – XXI века / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова, Л.В. Милов; под ред. Л.В. Милова. М., 2010. С. 513 – 575.

Заключение экспертной комиссии, созданной по решению Ученого совета исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова для проведения научной экспертизы учебного пособия профессоров… А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина (принято на заседании комиссии от 15.11.2010) // http://www.hist.msu.ru/Science/DISKUS/2010/151110.pdf
Дополнительная

Мировые войны XX века: в 4 кн. Кн. 3: Вторая мировая война: ист. очерк. М., 2005.


Формы и методы проведения занятий по разделу: лекции, (в том числе с использованием презентации Power Point).
Раздел 19. СССР и Европа в 1945-1965 гг. Холодная война (2 часа)

Лекция 24

СССР в период позднего сталинизма (1945-1953 гг.). Восстановление промышленности: источники и темпы. Послевоенная деревня. Голод 1946-1947 гг. Новая волна репрессий, идеологическая реакция. Постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград». Борьба против «космополитизма». Лысенковщина. Ленинградское дело. Дело врачей.

Холодная война. Создание «социалистического лагеря» в Европе. Фултонская речь У. Черчилля. Блокада Западного Берлина (1948-1949 гг.). План Маршалла и экономическое восстановление Европы. Германское «экономическое чудо». Создание НАТО. Война в Корее (1950-1953 гг.).

СССР в годы “оттепели” (1953-1964 гг.) Борьба в политическом руководстве страны после смерти И.В. Сталина. Н.С. Хрущев. ХХ съезд

КПСС и начало десталинизации общества. Перестройка управления экономикой. Перемены в аграрной политике. Достижения в области науки и техники. Социальная политика. Создание организации Варшавского договора. Провозглашение политики мирного сосуществования. Венгерское восстание 1956 г. Берлинский (1961 г.) и Карибский (1962 г.) кризисы.

Провозглашение КПСС курса на построение коммунизма. Реформа управления. Кризис в сельском хозяйстве. Начало импорта зерна. Отстранение Н.С. Хрущева от власти.



Семинар 10

Восстание в Кенгире: социальный состав заключенных, лагерные порядки, движущие силы восстания

Источники и литература

Батоян В.Г. Восстание в Кенгире // Иметь силу вспомнить : рассказы тех, кто прошел ад репрессий. М., 1991. С. 81 – 101.

Бершадская Л. Растоптанные жизни : рассказ бывей политзаключенной. Париж, 1975. С. 71 – 100.

Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. Т. 3. Ч. 5. Гл. 12. (любое издание)
Литература к разделу 18

Основная

История России XX – XXI века / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова, Л.В. Милов; под ред. Л.В. Милова. М., 2010. С. 575 – 694.

Заключение экспертной комиссии, созданной по решению Ученого совета исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова для проведения научной экспертизы учебного пособия профессоров… А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина (принято на заседании комиссии от 15.11.2010) // http://www.hist.msu.ru/Science/DISKUS/2010/151110.pdf3
Дополнительная

Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. М., 1993.

Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти 1945-1991. М., 1998.

Холодная война. 1945-1963: Историческая ретроспектива: Сб. ст. М., 2003.


Формы и методы проведения занятий по разделу: лекции, (в том числе с использованием презентации Power Point), обсуждение источников и научной литературы по теме (семинар)

Раздел 20. От СССР к России (4 часа)

Лекция 25

Приход к власти Л.И. Брежнева. Экономические реформы середины 1960-х гг., их провал. Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере (середина 1960-х - начало 1980-х гг.). Усиление контроля в идеологической сфере. «Ползучая» ресталинизация. Суд над А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем. «Пражская весна», попытка перехода к «социализму с человеческим лицом» в Чехословакии, ее подавление. Движение инакомыслящих (диссидентов) в СССР. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын. Эпоха «застоя» 1970-середины 1980-х гг. Конституция 1977 г.

Международные отношения в 1960-1980-е гг. Политика разрядки 1970-х гг. Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, его Заключительный акт (1975 г.). Договоры СССР и США об ограничении вооружений. «Третья волна» эмиграции из СССР. Обострение международной напряженности в конце 1970 - начале 1980-х гг. Ввод советских войск в Афганистан и его последствия.
Лекция 26

М.С. Горбачев. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.) - попытка реформировать советскую экономическую и политическую систему. Курс на ускорение социально-экономического развития страны, политика гласности. Первый съезд народных депутатов СССР. Нарастание экономического и политического кризиса, обострение межнациональных конфликтов. Избрание Б.Н. Ельцина президентом Российской Федерации. События 19-21 августа 1991 г., провал попытки государственного переворота, запрещение КПСС. Распад СССР.

«Бархатные революции» в социалистических странах Восточной и Центральной Европы. Объединение Германии. Образование Европейского союза.

Россия на современном этапе. Становление российской государственности. Экономические реформы, их результаты. Обострение политической борьбы, кризис 3-4 октября 1993 г. Конституция 1993 г., изменения в политической системе. Россия в системе международных отношений в конце ХХ – начале XXI в.


Литература к разделу 18

Основная

История России XX – XXI века / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова, Л.В. Милов; под ред. Л.В. Милова. М., 2010. С. 694 – 760.

Заключение экспертной комиссии, созданной по решению Ученого совета исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова для проведения научной экспертизы учебного пособия профессоров… А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина (принято на заседании комиссии от 15.11.2010) // http://www.hist.msu.ru/Science/DISKUS/2010/151110.pdf4

Дополнительная

Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти 1945-1991. М., 1998

Пихоя Р.Г., Соколов А.К. История современной России. Кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х - 1991 гг. М., 2008.
Формы и методы проведения занятий по разделу: лекцим, (в том числе с использованием презентации Power Point).


  1. следующая страница >>



В вымытом окне и окна соседей кажутся чистыми. Рената Шуман-Фикус
ещё >>