Программа дисциплины «Истоки европейских литератур» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Истоки европейских литератур» 5 363.5kb.
Программа дисциплины «Ключевые тексты англоязычных литератур» 1 207.74kb.
Программа учебной дисциплины Сравнительное изучение тюркских литератур... 1 164.35kb.
В. Г. Бе линский о типологических связях русской и европейских литератур... 4 755.48kb.
Рабочая программа по курсу «Истоки» 4 класс на 2013-2014 уч год Истоки... 1 185.12kb.
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) 1 116.25kb.
Истоки Исети: истоки горного дела истоки реки, истоки культуры 1 141.88kb.
Билет 1 Истоки и предтечи символизма в разных европейских 1 209.98kb.
Программа дисциплины вспомогательные исторические дисциплины: геральдика... 1 332.45kb.
Программа дисциплины археография Цикл 1 216.07kb.
Программа дисциплины сфрагистика и геральдика 1 97.13kb.
1. Требования к тексту 1 104.84kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Истоки европейских литератур» - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Истоки европейских литератур» для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет филологии

Программа дисциплины «Теория культуры»

(«Античная культура»)




для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра

Авторы программы:

Файер В.В., к. филол. н., vvfire@hse.ru


Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.62 «Филология», изучающих дисциплину «Теория культуры» (раздел «Античная культура»).

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ по направлению подготовки 032700.62 «Филология»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 032700.62 «Филология», утвержденным в 2012 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Теория культуры» (раздел «Античная культура») являются обучение применению познаний, полученные в предыдущих разделах курса к материалу античной культуры (прежде всего, искусства Древней Греции и Древнего Рима), а также выявление особенности рецепции Античности в культуре Нового времени вплоть до современного искусства, обучение студентов основным навыкам анализа произведений визуального искусства, частичное формирование общекультурного базиса филологического образования, а также установление межпредметных связей с курсами «Истоки европейских литератур», «История философии», «История и теория культуры» и «История».

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основную периодизацию античного искусства, важнейшие сведения об архитектуре, скульптуре и изобразительном искусстве Древней Греции и Рима.

  • Уметь применять терминологию и понятийный аппарат теории культуры к анализу произведений искусства Античности и Нового времени (в части рецепции Античности), сопоставлять факты политической и социальной истории с материалом литературы и искусства, выявлять общие типологические особенности различных культур на материале произведений искусства и усматривать внутренние различия между схожими внешними формами произведений искусства.

  • Приобрести опыт сопоставления произведений искусства различных эпох, выявления их стилистических особенностей.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности


ОНК-1

Лекционные и семинарские занятия

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому

осмыслению информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОНК-4

Лекционные и семинарские занятия

способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности

ИК-1

Семинары

владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных

сетях) представления материалов собственных исследований

ПК-6

Семинары



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин Б.1, блоку Б.00 (Базовая часть). Для специализации «Филология» настоящая дисциплина является обязательной дисциплиной.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • История

  • История и теория культуры

  • Истоки европейских литератур

  • История философии

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями (частично):

  • способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1);

  • владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОНК-4);

  • умение использовать современные информационные технологии визуальной презентации для решения коммуникативных задач (ИК-3);

  • владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-6);



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Теория литературы

  • Рецепция античности в русской литературе

  • История литературы Европы и США


5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение

4

2







2

2

Античное искусство

36

8

8




20

3

Вокруг античного искусства

22

4

4




14

4

Обобщение

10




2




8




ИТОГО:

72

14

14




44



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

2 год




1

2

3

4

Текущий


Эссе







*




Презентация с подписями и сопроводительным текстом (не менее 12 слайдов, не считая титульных листов)













Итоговый

Зачет







*




Письменная работа



6.1Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


7Содержание дисциплины




  1. Раздел 1. Введение.

Лекция 1. История античного искусства в контексте теории культуры.

Периодизация античного искусства: архаика, классика, эллинизм. (Не)применимость этой описательно-объяснительной схемы к другим эпохам (на примере крито-микенского и раннесредневекового искусства). Соотношение нарративных и визуальных источников при исследовании теории культуры.


Литература по разделу:

Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология: учебное пособие. — М., 2010.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. — М., 2002.



  1. Раздел 2. Античное искусство.

Лекция 2. Греческая архитектура.

История архитектуры Древней Греции. Ордерная система. Дорический, ионический и коринфский ордер. Структура колонны, фронтон, фриз, метопа, триглиф. Эволюция ордерных элементов от конструктивной к декоративной функции. Визуальная передача тяжести в архитектуре и «невесомые» конструкции. Судьба ордера в позднейшие эпохи.


Семинары 1-2. Элементы ордерной системы в архитектуре современной Москвы.

Обсуждение практических заданий (презентаций с фотографиями), выполненных студентами. Композитный ордер в Античности и фантазии на ордерную тему в московской архитектуре XIX-XXI веков. Сталинская архитектура и «советский» ордер.


Лекция 3. Греческая скульптура.

Периодизация и основные стилистически особенности. Архаика: фронтальность, структурность, архаическая улыбка, трактовка волос и глаз. Коленопреклонный бег, изображение обнаженного мужского тела. Классика: канон Поликлета, равновесие движения и покоя, изображение обнаженного женского тела. Эллинизм: тематическое и стилистическое расширение, изображение уродливого, игра с пропорциями и масштабами.


Семинар 3. Греческая скульптура: case study.

Обсуждение отдельных скульптур и композиций: Львиные ворота в Микенах, фронтоны храма Афины Афайи на о. Эгина и храма Зевса в Олимпии (в соотношении с мифологическим сюжетом), «Дискобол» (сравнение разл. копий) Мирона, «Апоксиомен» Лисиппа, «Лаокоон» и «Фарнезский бык».


Лекция 4. Греческая вазопись.

Формы сосудов: амфора, килик, кратер, лекиф, ойнохоя, пифос. Керамика «темных веков». Геометрика, ковровый стиль. Коринфская полихромная керамика. Краснофигурная и чернофигурная аттическая вазопись. Вазопись окраин греческой ойкумены. Керченский стиль. Вытеснение вазописи из технологии керамического производства в эллинистический период.


Семинар 4. Греческая вазопись.

(1) Мифологические сюжеты в греческой вазописи. Их соотношение с текстуальными источниками. (2) Надписи на вазах: речи персонажей, подписи гончара и вазописца, антропология надписей «калос». (3) Белофонные лекифы. Визуальная антропология надгробного памятника.


Лекция 5. Римское искусство: фрески и портреты.

Скульптурный портрет: римское содержание в эллинистической форме. Фреска: периодизация помпеянских стилей. Иллюзия в римской живописи. Фаюмский портрет и рождение иконописи.


Литература по разделу:

Блаватский В.Д. История античной расписной керамики.— М., 1953.

Блаватский В.Д. Греческая скульптура.— М., 2008.

Витрувий. Десять книг об архитектуре (Пер. с лат., 2. изд.). — М., 2012.

Соколов Г. И. Искусство Древней Греции.— М., 1980.

Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. — М., 1986.

Таруашвили Л.И. Искусство Древней Греции. — М., 2004.

Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись.— М., 1966.





  1. Раздел 3. Вокруг античного искусства.

Лекция 6. Антропология римского пира.

Повседневная жизнь римлянина эпохи «золотого века». Визуальные и нарративные источники о римском пире. Устройство триклиния. Философия и поэзия на пиру.


Семинар 5-6. Рецепция античного искусства от Возрождения до наших дней.

Обсуждение изображений, подобранных студентами. Античная тематика как легализация женской наготы. Вымышленные города. Рецепция Античности в тоталитарных государствах XX века. Искусство эллинизма и contemporary art.


Лекция 7. Тектоника в литературе и искусстве. Экфраза.

Изображение движения и тяжести в поэмах Гомера и античном искусстве. Изображение движения и тяжести в новоевропейских переводах Гомера и картинах на античные темы. Описание картин в античной литературе.


Литература по разделу:

Брюле П. Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху. – М., 2005.

Каркопино Ж. Повседневная жизнь древнего Рима. — М., 2006

Таруашвили Л.И. Гомер в зеркале новоевропейских переводов. — М., 2013.

Эргон Ж. Повседневная жизнь этрусков. — М., 2009.


  1. Раздел 4. Обобщение.

Семинар 7. Обсуждение и обобщение.

Обсуждение изученного, подготовка к итоговой работе. Устное описание визуальных материалов. Терминологические проблемы.




8Образовательные технологии



8.1Методические рекомендации преподавателю



8.2Методические указания студентам



9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


1. Термины греческой архитектуры: ордер, база/капитель колонны, волюта, каннелюры, фронтон, фриз, метопа, триглиф, кариатида, акведук, пилястра (пилястр), замковый камень, меандр.

2. Термины греческой вазописи: амфора, килик, кратер, лекиф, ойнохоя, пифос. Геометрика, ковровый стиль, краснофигурная и чернофигурная вазопись, белофонные лекифы, керченский стиль.



9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к итоговому контролю для самопроверки студентов.
1. Проанализируйте изображение античного памятника (скульптуры, архитектуры, вазописи). Выявите его стилистические особенности, определите, к какому периоду (стилю, направлению, автору) он относится, судя по этим особенностям.

2. Проанализируйте изображение произведения искусства Возрождения (Нового времени, современного искусства). Выявите его особенности, связанные с рецепцией Античности. Попробуйте определить, с какими целями автор прибегает к использованию античного материала.


10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, ответы на вопросы преподавателя. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях может быть заменена написанием письменной работы: реферата англоязычной статьи по теме курса (по выбору студента из списка предложенных преподавателем). Итоговая аудиторная оценка определяется перед промежуточным или итоговым контролем — Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в форме написания эссе. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Преподаватель фиксирует посещение студентами лекций и семинаров. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале – Отекцщая.

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:



Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,2·Отекущий + 0,2·Осам. работа + 0,2·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета – арифметический.

К зачету студент может написать реферат англоязычной статьи (по выбору преподавателя), который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле

Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,2·Отекущий + 0,2·Осам. работа + 0,2·Оаудиторная + Одоп.вопрос
Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета – арифметический.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.


11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник



11.2Основная литература


Блаватский В.Д. Греческая скульптура.— М., 2008.

Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология: учебное пособие. — М., 2010.

Соколов Г.И. Искусство Древней Греции.— М., 1980.

Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. — М., 1986.

Таруашвили Л.И. Искусство Древней Греции. — М., 2004.

Таруашвили Л.И. Гомер в зеркале новоевропейских переводов. — М., 2013.



11.3Дополнительная литература


Афиней. Пир мудрецов. Книги I–VIII. — М., 2003.

Блаватский В. Д. История античной расписной керамики.— М., 1953.

Брюле П. Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху. – М., 2005.

Витрувий. Десять книг об архитектуре (Пер. с лат., 2. изд.). — М., 2012.

Каркопино Ж. Повседневная жизнь древнего Рима. — М., 2006

Платон. Пир // Платон. Собр. соч. в 4 тт. — М., 1990-1994. Т. 2. С. 81-134.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. — М., 2002.

Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись.— М., 1966.

Эргон Ж. Повседневная жизнь этрусков. — М., 2009.

11.4Справочники, словари, энциклопедии


Словарь античности. М.: «Прогресс», 1989.

Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей — http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/



11.5Программные средства



11.6Дистанционная поддержка дисциплины




12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Используется проектор.






Не думай о том, что стареешь, — это старит. «Пшекруй»
ещё >>