Программа дисциплины Этнология и этнопсихология стран Востока для направления - страница №1/7
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет философии, отделение востоковедения
Программа дисциплины
Этнология и этнопсихология стран Востока
для направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра
Автор программы:
Нестерова О.А., доктор философских наук, доцент, onesterova@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»__________2013 г
Зав. кафедрой А.А.Маслов
Рекомендована секцией УМС
отделения востоковедения ученого совета факультета философии «___»____________ 2013 г
Председатель А.А.Маслов
Утверждена УС факультета философии «___»_____________2013 г.
Ученый секретарь И.В.Макарова ________________________
Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
-
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Этнология и этнопсихология стран Востока».
Программа разработана в соответствии с:
-
образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, разработанным в соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» в ред. от 10.02.2009 № 18-ФЗ, статья 5, пункт 4 и утвержденный Ученым Советом НИУ ВШЭ, протокол от 02.07.2010 г. № 15;
-
образовательной программой направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра;
-
рабочим учебным планом университета по направлению 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2013 г.
1.Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Этнология и этнопсихология стран Востока» в соответствии с общими целями основной образовательной программы по направлению 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и воспитания:
- развивать способность использования знания и понимания этнических и этнопсихологических проблем человека в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры; сформировать представление об этнических и этнопсихологических особенностях межкультурного диалога;
- сформировать умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем этнологии и социально-культурных традиций изучаемого региона: этногенез народов Азии и Африки; лингвистический состав; этнические традиции народов Азии и Африки и их присутствие в современной жизни общества; этнографические, этнолингвистические и этнопсихологические особенности народов Азии и Африки и их влияние на формирование деловой культуры и этикета поведения;
- сформировать представления об основных особенностях материальной и духовной культуры основных этносов и этнических групп Востока; понимание роли этно-религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов; развивать умение учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих этнических культур;
- развить у студентов навыки использования знаний этнографических, этнолингвистических и этнопсихологических особенностей народов Востока и их влияния на формирование деловой культуры и этикета поведения;
- сформировать и развить способность пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам развития этнокультурных процессов в странах афро-азиатского мира, решение которых способствует укреплению международных позиций и повышению и конкурентоспособности Российской Федерации;
- выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению этнических и этнопсихологических закономерностей и особенностей стран Востока; развивать умение строить и использовать этнологические и этнопсихологические модели для описания и прогнозирования различных этнокультурных явлений, осуществлять их качественный анализ;
- способствовать развитию умений проводить анализ исторического развития и современного влияния этно-конфессиональных институтов, а также зарубежных азиатских диаспор на основе глубокого знания их этнокультурных и этнопсихологических особенностей.
2.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
-
Знать основные сведения об этнокультурных, этнопсихологических и этноконфессиональных особенностях стран Востока; об этнических различиях в традиционных культурах населения стран Востока; об основных чертах хозяйственных традиций, материальной и духовной культуры; об основных положениях теоретических концепций современной этнологии в области изучения стран Востока;
-
Уметь понимать, излагать и критически анализировать информацию об истории, особенностях и закономерностях этнокультурного развития стран Востока; использовать теоретические знания по этнологии и этнопсихологии стран Востока на практике, в том числе готовить информационно-аналитические материалы и справки, реферировать и рецензировать научную литературу, использовать знания и навыки по этнологии и этнопсихологии стран Востока в редакционно-издательской деятельности; понимать закономерности общего и особенного в развитии этнических культур стран Востока; составлять развернутую характеристику отдельных этносов и этнических групп изучаемых стран; анализировать влияние традиционных этнических культур на процессы и явления, происходящие в обществе;
-
Иметь навыки (приобрести опыт) использования знания этнокультурных ценностей народов Востока в практике межкультурной коммуникации; распознавания проявлений этнических духовных и эстетических ценностей при анализе межкультурных коммуникативных практик; квалифицированного использования терминологии для понимания текстов по этнологии и этнопсихологии стран Востока; корректного применения понятийного аппарата этнологических и этнопсихологических исследований в сфере изучения этнокультурных и этнорелигиозных традиций и при анализе артефактов этнической культуры; изучения особенностей этнических культур стран Востока на основе использования специально-научных и междисциплинарных методов исследования.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога
|
СЛК-6
|
Распознает проявление этнических духовных и эстетических ценностей при анализе межкультурных коммуникативных практик
Использует знание этнокультурных ценностей народов Востока в практике межкультурной коммуникации
|
Метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)
|
Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем этнологии и социально-культурных традиций изучаемого региона: этногенез народов Азии и Африки; лингвистический состав; этнические традиции народов Азии и Африки и их присутствие в современной жизни общества; этнографические, этнолингвистические и этнопсихологические особенности народов Азии и Африки и их влияние на формирование деловой культуры и этикета поведения
|
ПК-3
|
Дает определение основных понятий этнологии и этнопсихологии стран Востока
Воспроизводит основные положения теоретических концепции современной этнологии в области изучения стран Востока
Демонстрирует знания закономерностей и особенностей этногенеза народов Азии
Демонстрирует знания этнических традиций народов стран Востока
Распознает этнографические и этнопсихологические особенности народов Востока
Обосновывает различия этнографических и этнопсихологических особенностей народов Востока
Представляет причинно-следственные связи между этнокультурными и этнопсихологическими особенностями носителей этнических культур стран Востока и их доминирующими коммуникативными моделями
Выявляет и интерпретирует проявления этнокультурных и этнопсихологических особенностей в сфере деловой культуры и этикета
|
Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента на русском и английском языках;
метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар) с использованием учебно-наглядных пособий (артефактов этнической культуры, репродукций и т.д.)
|
Владение информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры изучаемой страны (региона), понимание роли этно-религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов, умение учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих культур
|
ПК-19
|
Воспроизводит основные сведения об этнокультурных, этнопсихологических и этноконфессиональных особенностях стран Востока
Воспроизводит основные сведения об этнических различиях в традиционных культурах населения стран Востока
Воспроизводит основные сведения об основных чертах хозяйственных традиций, материальной и духовной культуры
Демонстрирует понимание закономерностей общего и особенного в развитии этнических культур стран Востока
Демонстрирует умение составлять развернутую характеристику отдельных этносов и этнических групп в странах Востока
Применяет знания этнокультурных ценностей народов Востока в практике межкультурной коммуникации
Владеет методологией распознавания проявлений этнических духовных и эстетических ценностей при анализе межкультурных коммуникативных практик
|
Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией видеосюжетов и слайдов;
исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа)
|
Способность использовать знание этнографических, этнолингвистических и этнопсихологических особенностей народов Азии и Африки и их влияния на формирование деловой культуры и этикета поведения
|
ПК-20
|
Представляет связи между аксиологическими доминантами этнической культуры и этнопсихологическими характеристиками носителей этнической культуры
Выявляет проявление этнических особенностей в различных сферах коммуникации, в том числе в области деловой культуры (бизнес-коммуникация, дипломатический протокол и т.д.)
Интерпретирует способы и формы проявления этнокультурных ценностей и этнопсихологических особенностей в сфере международного взаимодействия
|
Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией видеосюжетов и слайдов;
исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа)
|
Способность пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам развития афро-азиатского мира, решение которых способствует укреплению международных позиций и повышению и конкурентоспособности Российской Федерации
|
ПК-21
|
Демонстрирует знания о процессах этногенеза, ассимиляции, аккультурации, межэтнической консолидации, миграции и т.д. при анализе актуальных проблем развития афро-азиатского мира
Владеет навыками критического анализа различных форм проявления стереотипизации и мифологизации в сфере межэтнического взаимодействия
|
Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией видеосюжетов и слайдов;
исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа);
метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)
|
Способность понимать и анализировать принципы составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ
|
ПК-22
|
Осуществляет качественный анализ артефактов этнической культуры
Осуществляет качественный анализ этнопсихологических характеристик коммуникативных моделей межэтнического и межкультурного взаимодействия
Обосновывает правомочность применения структурного, системного и системно-структурного методов при решении учебных и учебно-научных задач при подготовке сообщений, докладов на семинарских занятиях по этнологии и этнопсихологии стран Востока
|
Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента;
метод проблемного изложения с элементами дискуссии и разбора практических задач (семинар) с использованием учебно-наглядных пособий
|
Способность проводить анализ исторического развития и современного влияния религиозных и этно-конфессиональных институтов, а также зарубежных азиатских диаспор
|
ПК-д-30
|
Распознает формы проявления этнокультурных и этнопсихологических особенностей при анализе исторического развития и современного влияния религиозных и этно-конфессиональных институтов, а также зарубежных азиатских диаспор
Использует системный и системно-структурный методы исследования при анализе актуальных процессов этнического развития и межэтнического взаимодействия в странах Востока
|
Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией видеосюжетов и слайдов;
исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа);
метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)
|
следующая страница >>