Программа дисциплины «Древнегреческий язык» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «древнегреческий язык» 1 53.42kb.
Программа дисциплины «Иностранный язык (английский)» 3 1560.34kb.
Программа учебной дисциплины по дисциплине Иностранный язык (основной) 1 286.33kb.
Программа дисциплины «Общественно-политический перевод (язык сми) 1 340.94kb.
Рабочая программа дисциплины второй восточный язык: Древнекитайский... 1 84.77kb.
Дисциплины Иностранный язык (английский) Общая трудоёмкость изучения... 9 2206.17kb.
Программа по английскому языку составлена на основе Государственного... 1 242.36kb.
Программа дисциплины «Литовский язык» 1 160.96kb.
Программа учебной дисциплины «Разговорный арабский язык: практикум... 1 459.76kb.
Программа дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» 1 288.65kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 342.84kb.
Природоведение, 5кл, II полугодие «Горные породы» Выберите один правильный... 1 161.85kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Древнегреческий язык» - страница №1/1




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Исторический факультет

Программа дисциплины «Древнегреческий язык»


для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра


Автор программы:

Шумилин М. В., преп., mvshumilin@mail.ru

Одобрена на заседании кафедры истории идей

и методологии исторической науки «__»____________2012 г.

Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2012 г.

Председатель Н.А. Проскурякова
Утверждена УС факультета истории «__»____________2012 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе, изучающих дисциплину «Латинский язык».

Программа разработана в соответствии с:


  • ФГОС;

  • Образовательной программой направления подготовки 030600.62 «История» бакалаврской программы;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 «История» бакалаврской программы, утвержденным в 2010 г.

2. Цели освоения дисциплины


Курс «Древнегреческий язык» подразумевает освоение основ классических форм древнегреческого языка (аттического диалекта и койне, а также средневековых вариантов греческого) с нуля. Язык, во многом породивший европейскую цивилизацию, принял в текстах классических афинских прозаиков V-IV вв. до н. э. (Ксенофонта и Фукидида, Платона и Аристотеля, Демосфена и Эсхина) ту форму, которая с некоторыми упрощениями будет образцом для грекоязычных авторов последующих двух тысячелетий. На похожем языке писали и по всему античному восточному Средиземноморью начиная с эллинистического времени, и затем в Византии; написанные на нем источники часто незаменимы и для специалистов, изучающих западную Европу (особенно Рим) или средневековую Русь, для историков церкви.

В рамках данного курса студенты освоят базовый курс грамматики этого языка, необходимый для чтения простых текстов, и получат возможность закрепить практическое владение языком, читая и разбирая несложные и увлекательные источники. Курс будет полезен не только тем, кто собирается заниматься греческой историей: он упростит понимание устройства и лексики других европейских (а также русского) языков, поможет изучающим историю и культуру западной Европы и России Нового времени воссоздать в своей голове тот фон, который неизменно был актуален для образованных людей этой эпохи и во многом утрачен сегодня.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основы древнегреческую грамматику (синтаксис, морфология, словообразование) в объеме, достаточном для чтения простых античных и византийских текстов, и достаточно большой набор лексики;

  • Уметь грамотно и быстро читать простые античные и византийские тексты на древнегреческом языке;

  • Иметь навыки чтения со словарем древнегреческих текстов разных эпох.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б6

демонстрирует способность ориентироваться в смысле изучаемого источника

Семинары, контрольная работа

способность работать с информацией из различных типов и видов источников

ПК-7

ИК-Б2.1-2.2-2.3



демонстрирует способность в равной степени успешно работать с источниками разных эпох и разных жанров

Семинары

способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации

СЛК–Б9

не допускает ошибок в интерпретации контекста изучаемых источников

Семинары, зачет

способность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации

ПК-12

ИК-Б2.1-2.2-2.3



способен самостоятельно находить необходимую для понимания и комментирования переводимого источника информацию

Семинары, контрольная работа

способность читать и понимать исторические источники, написанные на одном из древних языков

ПК-4

ИК-Б2.1-2.2-2.3



корректно переводит и комментирует текст на древнегреческом

Семинары, контрольная работа, зачет

способность осуществлять компьютерный анализ исторических источников (создание баз данных)

ПК-1

ИК-Б2.1-2.2-2.3



способен корректно и профессионально переводить и анализировать предлагаемый источник при помощи электронных средств

Семинары, контрольная работа, устный зачет

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.

Настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.



Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Латинский язык (1-й год изучения);

  • Антиковедение.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знать основы латинской грамматики (синтаксис и морфология);

  • Уметь работать с древними историческими источниками.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Европа V-XVII вв.;

  • Иностранный язык 2;

  • История искусства и литературы;

  • Античное наследие в европейской культуре;

  • Философия истории;

  • Историография средневековья;

  • История и историография европейского Возрождения.

5. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Грамматический блок 1

41





16

25

2

Практический блок 1

21





8

13

3

Грамматический блок 2

41





16

25

4

Практический блок 2

20





8

12

Всего

123





48

75

6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4




Текущий

(неделя)


Контрольная работа

8










письменная работа 30 минут




8







письменная работа 30 минут

Итоговый

Зачет







*




устный ответ 10 минут



    1. Критерии оценки знаний, навыков


На контрольной работе, проводимой в конце первого модуля, студент должен показать способность перевести предложенный текст, прокомментировать его смысл, исторический контекст и грамматику, ответить на вопросы на понимание (СК-Б6, ПК-12, ПК-4, ПК-1).

На контрольной работе, проводимой в конце второго модуля, студент должен продемонстрировать те же самые умения на тексте, подобранном в соответствии с материалом, изучаемым во втором модуле.

На зачете студент должен показать способность комплексного разбора незнакомого текста на древнегреческом языке (СЛК-Б(, ПК-4, ПК-1).

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


7. Содержание дисциплины

Грамматический блок 1 (8 практических занятий, 25 часов самост. работы)

Занятие 1


Алфавит и правила чтения. Классификация греческих согласных. Диакритические знаки, общие сведения об ударении. Знаки препинания
Домашнее задание

Упражнение к уроку 1 по учебнику А. Ч. Козаржевского


Занятие 2

Общие сведения о склонении существительных и прилагательных. Склонение артикля. I склонение существительных мужского и женского рода


Домашнее задание

Тексты к уроку 2 по учебнику А. Ч. Козаржевского


Занятие 3

Общие сведения о спряжении. Основные формы греческого глагола. Praesens indicativi activi и medii-passivi, imperfectum indicativi activi правильных неслитных глаголов и глагола εἰμί


Домашнее задание

Тексты к уроку 3 по учебнику А. Ч. Козаржевского


Занятие 4

II склонение существительных. Прилагательные I-II склонений. Местоимения личные, указательные, притяжательные, определительные, взаимные. Согласование сказуемого с подлежащим


Домашнее задание

Тексты к уроку 4 по учебнику А. Ч. Козаржевского и стихотворение ῾Η γῆ μέλαινα πίνει (Anacreontea 21)


Занятие 5

Слитные глаголы и существительные. Первый аорист. Imperfectum indicativi medii-passivi


Домашнее задание

Тексты к уроку 5 по учебнику А. Ч. Козаржевского и эфесская надпись IEphesos 1320


Занятие 6

Существительные III склонения с основами на сонорные, губные, переднеязычные


Домашнее задание

Отрывки из текстов к урокам 6, 8 и 9 по учебнику А. Ч. Козаржевского


Занятие 7

Прилагательные III склонения. III склонение с основой на ντ, σ и гласные. Активные и медиопассивные причастия настоящего времени, активные и медиальные причастия первого аориста. Genitivus absolutus


Домашнее задание

Отрывки из текстов к урокам 7, 10, 11, 12 и 13 по учебнику А. Ч. Козаржевского и басня «Дикий осел» (Aesop. 194)


Занятие 8

Закрепление материала и контрольная работа


Самостоятельная работа студента (25 час.): подготовка к практическим занятиям.
Практический блок 1 (4 практ. занятия и 13 часов самост. работы)
Занятия 9-12

Чтение отрывков из греческих Евангелий на пройденную грамматику


Самостоятельная работа студента (13 час.): подготовка к практическим занятиям.
Грамматический блок 2 (8 практических занятий, 25 часов самост. работы)
Занятие 13

Futurum I et II activi et medii


Домашнее задание

Отрывки из текстов к уроку 24 по учебнику А. Ч. Козаржевского


Занятие 14

Пассивный футурум и аорист. Пассивные аористные причастия


Домашнее задание

Отрывки из текстов к уроку 29 по учебнику А. Ч. Козаржевского


Занятие 15

Perfectum et plusquamperfectum activi et medii-passivi. Перфектные причастия


Домашнее задание

Отрывки из текстов к урокам 27 и 28 по учебнику А. Ч. Козаржевского


Занятие 16

Сослагательное, повелительное и желательное наклонения


Домашнее задание

Отрывки из текстов к урокам 7, 20, 21, 22, 23 по учебнику А. Ч. Козаржевского


Занятие 17

Закрепление материала и контрольная работа


Занятия 18-20

Глаголы на -μι. Сравнительные степени прилагательных. Числительные. Базовые сведения о греческом синтаксисе. Закрепление материала


Домашнее задание

Отрывки из текстов к урокам 14, 15, 16, по учебнику А. Ч. Козаржевского


Самостоятельная работа студента (25 час.): подготовка к практическим занятиям.
Практический блок 2 (4 практ. занятия и 12 часов самост. работы)
Занятия 21-24

Чтение оригинальных текстов («Деяния Андрея и Матфия в городе людоедов»)


Самостоятельная работа студента (12 час.): подготовка к практическим занятиям.

8. Образовательные технологии


Данная дисциплина преподается в форме практических занятий, посвященных разбору грамматических явлений и текстов. Студенты проделывают самостоятельно в рамках домашних заданий работу, аналогичную аудиторной.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


На контрольных работах студентам предлагается письменно перевести с древнегреческого на русский и с русского на древнегреческий предложения, искусственно составленные на основе лексики и грамматики изученных текстов (или реальные тексты источников).
    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


На зачете студентам предлагается перевести с древнегреческого отрывок из незнакомого реального текста при помощи словаря.

10. Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях (основанную на выполнении самостоятельной домашней работы): учитывается правильность ответов на предлагаемые вопросы. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Оаудиторная.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:



Отекущий = Ок/р

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:



Оитоговый = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: в пользу студента.



k1 = 40%;

k2 = 30%;

k3 = 30%

На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, если студент получил за него неудовлетворительную оценку или пропустил его.

При второй пересдаче предварительно накопленные баллы учитываются.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.


11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовая грамматика


Соболевский С. И. Древнегреческий язык. СПб., 2003.
    1. Дополнительная грамматика


Черный Э. Греческая грамматика. М., 2008.

Шантрен П. Историческая морфология греческого языка / Пер. с фр. Я. М. Боровского. М., 1953.
    1. Основной учебник


Козаржевский А. Ч. Учебник древнегреческого языка. М., 1993.
    1. Базовые словари


Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. М., 1991.

Liddell H. G.., Scott R. A Greek-English Dictionary. Oxford, 1996 (редакция 1940 г. доступна онлайн: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atext%3A1999.04.0057%3Aalphabetic+letter%3D*a%3Aentry+group%3D1%3Aentry%3D*a).

Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. М., 1958. 2 т.
    1. Специальные словари


Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961.

Du Cange C. Glossarium ad Scriptores Mediae et Infimae Graecitatis… Lugduni, 1688 (http://anemi.lib.uoc.gr/metadata/f/4/b/metadata-01-0000493.tkl).






Я свободный человек, американец, сенатор Соединенных Штатов и демократ — именно в этой последовательности. Линдон Джонсон
ещё >>