Программа дисциплины «древнегреческий язык» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Древнегреческий язык» 1 131.8kb.
Программа дисциплины «Иностранный язык (английский)» 3 1560.34kb.
Программа учебной дисциплины по дисциплине Иностранный язык (основной) 1 286.33kb.
Программа дисциплины «Общественно-политический перевод (язык сми) 1 340.94kb.
Рабочая программа дисциплины второй восточный язык: Древнекитайский... 1 84.77kb.
Дисциплины Иностранный язык (английский) Общая трудоёмкость изучения... 9 2206.17kb.
Программа по английскому языку составлена на основе Государственного... 1 242.36kb.
Программа дисциплины «Литовский язык» 1 160.96kb.
Программа учебной дисциплины «Разговорный арабский язык: практикум... 1 459.76kb.
Программа дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» 1 288.65kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 342.84kb.
Рабочая программа дисциплины источниковедение 1 242.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «древнегреческий язык» - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


«ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК»
Специальность: 032900 – русский язык и литература

Квалификация: учитель русского языка и литературы

Составитель : кандидат филологических наук доцент Ж.А.Зубова.

Выписка из государственного образовательного стандарта.

1.3.3. Филолог подготовлен к решению следующих задач.

· В научно-исследовательской сфере:

исследование языка и литературы в их современном состоянии и историческом развитии.

ОПД.Ф.02. Классический язык/языки.

Историческая соотнесенность и функционирование классических языков.

Письменность, фонетический строй, грамматика и лексика конкретного классического языка.

Корпус текстов на классических языках.

Роль классических языков в истории современных языков.

Пояснительная записка.
Изучение классических языков и, в частности, древнегреческого является неотъемлемой частью образования русиста. Курс адресован студентам, обучающимся по специальности «русский язык и литература».

История греческого языка насчитывает три с половиной тысячелетия и представлена письменными памятниками в разнообразных жанрах.

Как язык древнейшей европейской цивилизации древнегреческий язык воздействовал на все европейские языки в качестве источника лексики, в первую очередь терминологической. Особенно значительным было влияние греческого на русский литературный язык через старославянский язык переводов Священного Писания, святоотеческих сочинений. Выдающийся русский филолог А.А. Шахматов писал: «Самопознание возможно лишь при известной широте кругозора. Расширение же нашего русского кругозора достигается прежде всего приобщением к нему всего греко-славянского мира, с которым мы так тесно связаны исторически и политически».

Греческий язык предоставляет бесценный материал для изучения закономерностей языкового развития; сравнительно-исторический метод в качестве одного из базисных языков основывается на древнегреческий язык.

Культура и язык античной Греции сохранили важные пласты древних культур и в течение многих веков оказывали огромное влияние на культуру Европы. Это позволяет говорить о том, что изучение древнегреческого языка на филологическом факультете преследует не только практические цели, но должно дать студентам определенный объем теоретических сведений о развитии языка и языковой культуры.

Преподавание древнегреческого языка предполагает постановку и выполнение следующих целей и задач:

- знакомство с основными этапами развития древнегреческого языка;

- знакомство с основными графическими, фонетическими, морфологическими, некоторыми синтаксическими особенностями древнегреческого языка.

- формирование навыков чтения текстов различной степени сложности на древнегреческом языке;

- формирование навыков перевода с древнегреческого на русский и с русского на древнегреческий язык;

- формирование навыков сопоставительного анализа грамматических характеристик русского и древнегреческого языков.
Контроль:

текущий – самостоятельныи и контрольные работы по графике и фонетике; консультации индивидуальные и групповые;

итоговый – зачет.

Традиционная форма зачета – собеседование по теоретическим вопросам и выполнение практической части. Практическая часть включает чтение, перевод и анализ текста на древнегреческом языке, а также перевод с современного русского на древнегреческий словосочетаний и предложений.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1. Введение в историю греческого языка. Греческий язык в его историческом развитии. Возникновение письменности. Диалекты древнегреческого языка. Соотношение диалектов и жанров. Гомеровский диалект. Койне. Древнегреческий язык Нового завета. Греческий календарь. Меры и монетная система. Памятники Христианской письменности.

2. Графические средства древнегреческого языка. Алфавит. Знаки препинания.

Надстрочные диакритические знаки: знаки ударения, знаки придыхания, апостроф. Места надстрочных знаков.

3. Система гласных. Одиночные гласные. Долгота и краткость гласных. Графические средства обозначения долготы-краткости гласных. Основные фонетические процессы в области гласных. Система дифтонгов. Явные и скрытые дифтонги. Надстрочные знаки над гласными и дифтонгами.

4. Система согласных. Основные фонетические процессы в области согласных. Две системы чтения древнегреческих текстов: Эразмова и Рейхлинова системы.

5. Ударение. Виды и типы ударения. Правила постановки ударения. Типы слов по ударению. Слова с обязательным ударением. Слова, не имеющие ударения (проклитики). Слова с непостоянным ударением (энклитики).

6. Введение в систему древнегреческого глагола. Грамматические категории глагола. Спряжение глагола. Типы основ глагола: основа настоящего времени, аориста, перфекта. Наклонение: изъявительное, повелительное, сослагательное, желательное. Залог. Активный, пассивный и медиальный залог: значение и употребление. Фомы времени. Система форм настоящего времени. Значение и употребление форм настоящего времени в активном и медиапассивном залогах. Будущее время активного и медиального залогов (образование, значение и употребление). Прошедшие (исторические) времена глагола. Приращение (аугмент). Виды аугмента. Образование, значение и употребление имперфекта активного и медиапассивного залогов. Образование, значение и употребление аориста активного и медиального залогов. Отложительные (депонентные) глаголы. Супплетивные формы.

7. Имя. Грамматические категории имени: род, число, падеж. Древнегреческое склонение. Имена существительные 1, 2 и 3 склонений. Значение и употребление артикля. Имя прилагательное. Согласование существительного и прилагательного. Употребление прилагательного, субстантивация. Местоимение. Склонение и употребление личных местоимений. Склонение и употребление указательных местоимений.

8. Некоторые особенности синтаксиса. Порядок слов в древнегреческом языке. Предлоги и союзы (общая характеристика). Отрицание. Общая характеристика глагольного управления. Конструкции пассивного залога. Синтаксическая позиция определения. Способы и формы выражения принадлежности.

Литература к курсу :

Славятинская М.Н. Учебник древнегреческого языка (ч.1 и 2). – М., 1996.

Леушина Л.Т. Древнегреческий язык: Учебное пособие. – Томск, 2004.

Дополнительная литература:

А.Д.Вейсман. Греческо-русский словарь. – М., 1991.

Греческо-русский словарь Нового Завета: Пер. Краткого греческо-английского словаря Нового Завета Баркли М.Ньюмана / Перевод и редактирование В.Н.Кузнецовой при участии Е.Б.Смагиной и И.С.Козырева. – М.: Российское Библейское общество, 1997.

Дж.Грешем Мейчен. Учебник греческого языка Нового Завета. – М., 1994.

Древнегреческий язык: начальный курс. Части 1-3. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2004.

Древнегреческий язык: Сборник упражнений и текстов: Учеб. Пособие для студ. Гуманит. Фак. Высш. Учеб. Заведений / Сост. Т.Б.Путилова, И.Г.Неустроева. – СПб, 2003.

Древнегреческо-русский словарь / сост. И.Х.Дворецкий. – М., 1958.

Козаржевский А.Ч. Учебник древнегреческого языка. – М., 1998.



Широков О.С. История греческого языка. – М., 1983.




Чем дальше мы продвигаемся в познании Бога, тем дальше Бог удаляется от нас. Мария Эбнер-Эшенбах
ещё >>