Программа дисциплины «биоразнообразие и охрана окружающей среды» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Охрана окружающей среды 1 47.29kb.
В соответствии со статьей 44 Закона РФ "Об охране окружающей среды" 12 2416.48kb.
Самарская областная универсальная научная библиотека Информационно-библиографический... 4 608.48kb.
Охрана труда и окружающей среды. Анализ проектируемой холодильной... 1 161.56kb.
М. П. Драгоманова 020303 Филология 1 63.06kb.
Дипломного проекта «Охрана окружающей среды» 1 316.54kb.
Семинар "Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические... 1 131.17kb.
Тема. Охрана окружающей среды Башкортостана 1 380.6kb.
Загрязнение и охрана окружающей среды станицы Терновской 1 126.99kb.
Программа дисциплины «Экологическое право» 1 275.14kb.
1Обоснование проектных решений 8 1 Характеристика оконечных пунктов 8 21 1364.41kb.
Ямских Ирина Евгеньевна, доцент Заведующий кафедрой биогеоценологии Н. 3 401.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «биоразнообразие и охрана окружающей среды» - страница №1/3

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_______________В.А.Немонтов

«_____»_______________2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


«БИОРАЗНООБРАЗИЕ и ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Направление подготовки 17 б (020800) .

«Экология и природопользование» .
Профиль подготовки экология .
Квалификация (степень) выпускника бакалавр экологии .

(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)
Форма обучения очная .


Семестр


Трудоем-кость

зач. един.,

час.


Лекций,

час.


Практич.

занятий,


час.

Лаборат.

работ,


час.

СРС,

час.


Форма промежуточного контроля

(экз./зачет)



4

4 / 144

34

34

-

76

экзамен






















Итого:

4 / 144

34

34

-

76

экзамен

Владимир, 2010

Содержание: стр.


  1. ВВЕДЕНИЕ 3

  2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 4

  3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО 5

  4. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 6

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 8

Теоретический курс 11

Практические занятия 14

Самостоятельная работа 17

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 22

  2. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО

КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ

АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМО-

СТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 23



Вводный контроль знаний. 23

Текущий контроль знаний. 24

6.1. Логические тесты для проверки знаний учащихся. 24

6.2. Быстрый опрос студентов («мозговой штурм»). 28

6.3. Поэтапное решение контрольных вопросов нескольких

уровней сложности. 28

6.4. Задания по поиску допущенных ошибок. 29

6.5. Системные вопросы по дисциплине и всему модулю. 29

Промежуточный контроль знаний (вопросы к экзамену

по дисциплине) 31

Типовые задачи по биоразнообразию. 36


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМА-

ЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 37

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИ-

ПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 40


Введение.
В современном мире каждую минуту погибают множество живых обитателей планеты, таких же равноправных «жителей» Земли, как и человек, но их гибель оставляет равнодушными большинство людей. Гибель организмов (особенно растений) может кардинально повлиять на экосистемы, вызвать их необратимое разрушение, а как итог на жизнь и здоровье самого человека. В связи с этим, наиболее актуальной задачей является задача экологического воспитания нового поколения, творчески применяющего экологические знания при решении практических задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Биоразнообразие экосистем может служить критерием их стабильности, мерой измерения экосистемной надежности в определенной ситуации. Поэтому биоразнообразие напрямую связано с охраной природы и разработкой систем мониторинга биосферы. Одной из составляющих этого служит мониторинг биоразнообразия.

Предлагаемая программа составлена с учетом межпредметных связей с курсами других естественно-научных дисциплин и отражает современный уровень знаний. Программа предусматривает изучение главных положений современной экологии и биологии, эволюции живых организмов в биосфере, экологических проблем современности и путей их решения.

Неотъемлемой частью курса является изучение некоторых важных систематических групп живых организмов в связи с их ролью в естественных и искусственно созданных экосистемах.

Материалы курса и навыки, полученные студентами при изучении дисциплины и выполнении практикума будут использованы при выполнении дипломных работ и проектов, а в дальнейшем и при их хозяйственной деятельности в промышленности, бизнесе и политике.


  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Биоразнообразие и охрана окружающей среды» являются:

- ознакомление студентов с концептуальными основами биоразнообразия, как современной комплексной науки об экосистемах и биосфере,

- ознакомление студентов с концептуальными основами охраны окружающей среды, как теоретической и практически значимой наукой,

- формирование представления о современном многообразии живых организмов,

- формирование экологического мировоззрения на основе знаний особенностей живых организмов, образующих сложные многокомпонентные экосистемы, способные к саморегуляции.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции:


- Демонстрировать и применять базовые представления об основах общей экологии (так как дисциплина является составной частью модуля «Основы экологии»), принципах оптимального природопользования и охраны природы (ОПК-10);

- Знать и использовать на практике принципы мониторинга (в том числе мониторинга биоразнообразия), оценки состояния природной среды и охраны живой природы (ОПК-14);

- Планировать и реализовывать соответствующие мероприятия

(ОПК-15);

- Оперировать основами законодательства РФ в области охраны природы и природопользования (ОПК-16).
Задачи дисциплины:

- Изучение основных законов и концепций экологии и биоразнообразия, основных свойств живых систем, средообразующей функции живого, структуры и эволюции биосферы и роли в ней человека;

- Изучение теоретических принципов биологической систематики, экологических особенностей представителей различных систематических групп, их роли в биосфере;

- Формирование представлений о принципах функционирования и пределах устойчивости экосистем и биосферы, о взаимодействии человека с природной средой, о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможностях их преодоления;

- Прогнозирование изменения и стабилизации биомов в конкретных условиях;

- Обоснование природоохранных мероприятий разного уровня для поддержания биологического разнообразия.


При изучении дисциплины большое внимание уделяется возможным способам решения проблем охраны редких и исчезающих видов.
В результате изучения базовой части профессионального цикла, в которую входит данная дисциплина обучающийся должен знать: базовые представления о теоретических основах экологии и охраны окружающей среды, основы безопасности при проведении полевых и лабораторных исследований;

уметь: применять экологические методы исследований при решении типовых профессиональных задач;

владеть: методами поиска и обмена информаций в глобальных и локальных компьютерных сетях.



  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Данная дисциплина входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла подготовки бакалавров направления «Экология и природопользование» и является составной частью модуля «Основы экологии» вместе с такими дисциплинами как: геоэкология, экология человека и социальная экология.

Изучение курса предполагает владение естественнонаучными дисциплинами общебиологического цикла (биология, биогеография, общая экология). «Биоразнообразие» опирается на знания морфологии и специфики онтогенеза разных систематических групп живых организмов, полученных на занятиях «Биологии»; географического распределения видов животных и растений по различным природно-экологическим зонам (Биогеография); нормах реакции и способности к адаптации в меняющихся условиях среды (знания «Общей экологии»).

В то же время знания по «Биоразнообразию и охране окружающей среды» активно используются в «Ландшафтоведении» (биотическая составляющая ландшафтов, фитогенное и зоогенное влияние и изменение ландшафтов). В «Учении о биосфере» рассматриваются вопросы биоразнообразия в историческом аспекте (эволюционное учение, анализ вымерших видов и экосистем, значение разных экологических групп живых организмов в поддержании гомеостаза биосферы). Обе дисциплины входят в другой модуль «Учение о сферах Земли».

Хотя перечисленные выше межпредметные связи являются основными, дисциплина «Биоразнообразие и охрана окружающей среды» имеет их с 2 другими модулями базовой части профессионального цикла. Так в модуле «Основы природопользования» дисциплины «Основы природопользования», «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды», а также «Устойчивое развитие» и «ОВОС» базируются на знаниях таких тем «Биоразнообразия» как:

- мониторинг биоразнообразия,

- техногенное влияние на стабильность биосистем, понятие устойчивости и стабильности,

- антропогенное изменение биомов,

- охрана природы, экологические законы – как основа планирования природоохранных мероприятий.

Изучение мониторинга биоразнообразия важно и при освоении дисциплины «Экологический мониторинг» модуля «Прикладная экология» так как является его составной частью. Другая дисциплина этого модуля «Техногенные системы и экологический риск» основывается на изучении «техногенного влияния на стабильность биосистем» и «принципов создания стабильных искусственных экосистем» из курса «Биоразнообразие и охрана окружающей среды».

Более подробно некоторые разделы курса впоследствии будут рассматриваться при изучении таких спецдисциплин вариативного части обучения, как «Экология растений», «Экология животных» и «Экология микроогранизмов».

Данная дисциплина имеет выраженные межпредметные связи также с факультативной дисциплиной «Ландшафтное планирование», так как лишь имея знания об ассортименте культивируемых растений, их экологии, декоративных качествах и особенностях роста можно создавать стабильные во времени ландшафтные композиции для разных экологических условий.

В общем смысле все темы дипломных работ бакалавров так или иначе связаны с живыми организмами или влиянием на них. Поэтому дисциплина «Биоразнообразие и охрана окружающей среды» необходима для успешной защиты дипломных работ и дальнейшей профессиональной деятельности выпускников.


  1. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В результате изучения базовой части профессионального цикла, в которую входит данная дисциплина обучающийся должен знать: базовые представления о теоретических основах экологии и охраны окружающей среды, основы безопасности при проведении полевых и лабораторных исследований;



уметь: применять экологические методы исследований при решении типовых профессиональных задач;

владеть: методами поиска и обмена информаций в глобальных и локальных компьютерных сетях.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

профессиональные общенаучные

1) ПК-2: владеть методами отбора и анализа биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации;
общепрофессиональные компетенции:

2) ПК-4: иметь базовые общеэкологические представления о теоретических основах охраны окружающей среды;

3) ПК-6: знать основы природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования;

4) ПК-7: знать теоретические основы экологического мониторинга (в том числе мониторинга биоразнообразия); обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности.
компетенции в области «Экология»:

5) ПК-8: знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов. (дисциплина «Биоразнообразие и охрана окружающей среды» основывается на знаниях по биогеографии и является основой для дальнейшего более подробного изучения экологии животных, растений и микроорганизмов в отдельных курсах специальных дисциплин).


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет: 4 зачетные единицы или 144 часа.



п/п


Раздел


дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (час)



Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)



Лекц.

Практ.

занят.


Лабор.

раб.


СРС



1


1 раздел. Введение. Предмет и задачи биоразнообразия. История развития научных вглядов.


4


1


1


-


-


3




2


2 раздел. Методы изучения биоразнообразия.

4

1

-

2

-

-





3


3 раздел. Теоретические аспекты биоразнообразия. Биохимический и генетический уровни биоразнообразия.

4

1

1

-

-

2




4


Видовой и экосистемный уровни биоразнообразия.

Видообразование и эволюция вида.




4


2


2


-


-


3





5


4 раздел. Биоразнообразие, созданное человеком. Методы селекции: гибридизация, мутагенез и генная инженерия.

4



2

-

3



1




2

-


5





6


5 раздел. Систематика живых организмов. Отличия прокариот и эукариот.

4


3


1


-


-


1




7


Вирусы, их особенности и экология

4

3

-

1

-

3




8


Настоящие бактерии, их классификация.

4

3

-

1

-

5




9


Архебактерии их классификация и особенности.

4

4

1

-

-

1




10


Грибы, их классификация, экологическое и народнохозяйственное значение

4


4


1


1


-


4





11


Простейшие, их классификация, экологическое и народнохозяйствен-ное значение


4



4

-

5



1




1

-


3





12


Классификация растений, их экологические формы и значение.


4


5


1


2


-


3


1 Р/к

13


Сорные растения России, их характеристика. Экологическая проблема борьбы с сорняками.

4


6


2


1


-


2




14


Классификация и экология декоративных растений


4

6

-

7



-


3


-


4




15


Биологическое разнообразие субтропических и тропических плодовых растений


4


7


1


-


-


2




16


Редкие и исчезающие растения. Проблема их размножения.

4


7

-

8


1



2

-

3




17


Классификация животных, значение некоторых систематических групп.


4



8

-10




2

4


-


7





18


6 раздел. Региональное биоразнообразие. Видовое разнообразие России. Редкие и исчезающие животные.

4



9

-

11





2

2


-


3





19


7 раздел. Техногенное влияние на стабильность биосистем. Понятие устойчивости и стабильности.


4

10-12


2




2


-


2



2 Р/к


20

Антропогенное изменение биомов.

4

11

1

-

-

1





21



8 раздел. Мониторинг биоразнообразия. Индексы и модели биоразнообразия.

4

11

-

13



1




2

-


2





22


9 раздел. Охрана окружающей среды. Экологические законы – как основа планирования природоохранных мероприятий.

4


12

-



13

4

-

-

2




23


Классификации ООТ и их значение в поддержании биоразнообразия.

4


14


2


1


-


1





24


Значение зоопарков и питомников в поддержании биоразнообразия

4




14

-

15



2




1

-


2





25


Семенное и вегетативное размножение растений как основа сохранения редких видов.

4



15-17

3




2

-


4





26


10 раздел. Экосистемное моделирование. Принципы создания стабильных искусственных экосистем

4

16

-

17



1


4


-


8


3 Р/к





ВСЕГО:

4

17

34

34

-

76

3 Р/к


Содержание дисциплины.

Теоретический курс.

4.1 Введение. Предмет и задачи биоразнообразия. История развития научных вглядов. Понятие вида, развитие научных взглядов на категорию вида, его происхождение и эволюцию. Видообразование и филетическая эволюция. Центры происхождения и доместикации видов.

4.2. Методы изучения биоразнообразия. Изучении морфологии и структуры живых организмов: морфометрия, электронная и световая микроскопия. Структура и функции растительной и бактериальной клетки. Методы фиксации материала, его обезвоживание, заливка в смолы, нарезка ультратонких срезов, их контрастирование. Изучение видового обилия. Генетическое изучение популяций.

4.3. Теоретические аспекты биоразнообразия. Свойства живых организмов – гомеостаз и прогрессивная дивергенция. Биохимический уровень биоразнообразия. Использование веществ вторичного метаболизма и иммуногистохимических исследований как критерия родства видов. Метод молекулярной гибридизации. Правила Чаргаффа. Генетический уровень биоразнообразия. Закон и уравнение Харди-Вайнберга, условия его выполнения. Понятие генетического груза Четверикова. Принцип основателя и дрейф генов. Значение закона для анализа причин приводящих к видообразованию и эволюции.

Видовой и экосистемный уровни биоразнообразия. Аллапатрическое и симпатрическое видообразование. Виды естественного отбора: направленный, стабилизирующий и дизруптивный. Явления клины, адаптивной радиации и конвергентной эволюции.

4.4. Биоразнообразие, созданное человеком. Методы селекции: гибридизация, мутагенез и генная инженерия. Использование инбридинга, аутбридинга и гетерозиса в селекции растений и животных. Искусственный отбор – как основа селекционного процесса, его виды. Моногенное и полигенное наследование признаков. Химический и радиационный мутагенез – как путь повышения генетической гетерогенности. Полиплоидия и другие способы преодоления барьеров для скрещивания. Экологическая характеристика генной инженерии. Методы селекции растений: гибридизация, мутагенез и генная инженерия.

4.5. Систематика живых организмов.

4.5.1. Отличия прокариот и эукариот. Подходы в таксономии. Понятие доменов, классов, порядков, отделов, семейств и др.

4.5.2. Вирусы, их особенности и экология. Строение вируса. Классификация вирусов. Пути распространения вирусов

4.5.3. Настоящие бактерии, их классификация. Gracilicutes: спирохеты, азотфиксирующие грамотрицательные, скользящие, стебельковые бактерии, хламидобактерии, фотосинтезирующие бактерии.

Firmicutes: грамположительные палочки и кокки, актиномицеты и коринеформные бактерии.

Tenericutes: микоплазмы, их значение в контаминации клеток.

4.5.4. Архебактерии их классификация и особенности. Метанобразующие архебактерии. Экстремальные галлофилы. Экстремальные термофилы. Архебактерии без клеточной стенки и бактерии, восстанавливающие серу.

4.5.5. Грибы, их классификация, экологическое и народнохозяйственное значе

ние.

Слизевики и «истинные» грибы. Миксомицеты, их систематическое положение. Eumycota: Chytridiomycetes, Zygomycetes, Ascomycetes, Basidiomycetes, Deuteromycetes. Значение некоторых представителей: «домовый» гриб, спорынья, ржавчина и другие паразитические виды грибов. Дрожжи разных классов.



4.5.6. Простейшие, их классификация, экологическое и народнохозяйственное значение. Класс Flagellata (жгутиковые), особенности фотосинтезирующих и хищных видов. Класс Rhyzopoda (корненожки), их экологическое значение. Класс Ciliata (инфузории), особенности строения и поведения. Pyrrhophyta (динофлагелляты), их строение, симбиотические формы, ядовитые представители («красные приливы»).

4.5.7. Классификация растений, их экологические формы и значение.

4.5.7.1. Низшие и высшие растения. Покрытосеменные и голосеменные. Паразитические виды. Насекомоядные растения и эпифиты.

4.5.7.2. Сорные растения России, их характеристика. Экологическая проблема борьбы с сорняками.

Многолетние и малолетние сорняки, их биологические группы. Способы борьбы с сорняками и их экологическая оценка.

4.5.7.3. Биологическое разнообразие субтропических и тропических плодовых растений

4.5.7.4. Классификация и экология декоративных растений

4.5.7.5. Редкие и исчезающие растения. Проблема их размножения.
4.5.8. Классификация животных, значение некоторых систематических групп. Беспозвоночные животные (кишечнополостные, губки, моллюски, иглокожие, членистоногие), их классификация и характеристика.

Позвоночные виды животных (рыбы, рептилии, амфибии, птицы и млекопитающие), их классификация и характеристика.


4.6. Региональное биоразнообразие. Видовое разнообразие России. Редкие и исчезающие животные. Анализ численности и лимитирующих факторов в отношении редких видов фауны России.

4.7. Техногенное влияние на стабильность биосистем.

4.7.1. Понятие устойчивости и стабильности. Условия, определяющие стабильность биосистем. Стадии разрушения лесных экосистем при экзогенном воздействии. Влияние разливов нефти на морское биоразнообразие.

4.7.2. Антропогенное изменение биомов.

Виды антропогенного воздействия на экосистемы. Классификация экосистем по степени этого воздействия. Рекреационная нагрузка как условие стабильности некоторых измененных экосистем.



4.8. Мониторинг биоразнообразия. Индексы и модели биоразнообразия. Глобальный и региональный уровни мониторинга биоразнообразия.

4.9. Охрана окружающей среды.

4.9.1. Экологические законы – как основа планирования природоохранных мероприятий.

Законы: необходимого разнообразия экосистем, необратимости эволюции, неравномерности развития составных частей экосистемы, принцип экономии энергии Онсагера, правила ускорения эволюции и затухания процессов, правило Марша и принцип прогрессирующей специализации, биоценотические принципы Тинемана и принцип минимального размера популяции; закон обеднения живого вещества в островных популяциях.

4.9.2. Классификации ООТ и их значение в поддержании биоразнообразия.

4.9.3. Значение зоопарков и питомников в поддержании биоразнообразия

4.9.4. Семенное и вегетативное размножение растений как основа сохранения редких видов. Проблемы семенного размножения, связанные с хранением и подготовкой семян к посеву. Всхожесть, ее изменение при хранении. Естественные и искусственные способы вегетативного размножения растений. Значение технологии получения привитого и корнесобственного материала.



4.10. Экосистемное моделирование. Принципы создания стабильных искусственных экосистем (на примере аквариума). Расчет мощности биофильтра и численности гидробионтов.
Практические занятия.

На практических занятиях студенты закрепляют полученные на лекциях теоретические знания при изучении морфологии и структуры живых организмов, выполнении расчетных работ, экологического прогнозирования и проектирования, выполняемого в рабочих группах. Кроме того, на семинарских занятиях и конференциях по проблемной тематике рефератов студенты активно вовлекаются в обсуждение глобальных и региональных проблем уменьшения биоразнообразия Земли и охраны природы (описание образовательных технологий в разделе № 5). Около 3 занятий посвящаются проведению обстоятельного рейтинг-контроля методами, описанными в разделе № 6.



п/п


Раздел


дисциплины

Неделя семестра

Практич.

занят. (час)



Виды и темы практических занятий






2 раздел. Методы изучения биоразнообразия.

1

2


Практ.раб.№1 «Изучение электронных фотографий растительной клетки»




4 раздел. Биоразнообразие, созданное человеком. Методы селекции: гибридизация, мутагенез и генная инженерия.

2


2


Конференция «Экологическое значение селекции»




5 раздел. Систематика живых организмов.

Вирусы, их особенности и экология



3


1

Конференция «Классификация и идентификация вирусов и бактерий. Патогенные виды микроорганизмов»





Настоящие бактерии, их классификация.

3

1





Грибы, их классификация, экологическое и народнохозяйственное значение

4


1

Практ. раб. №2 «Классификация и идентификация грибов и простейших»





Простейшие, их классификация, экологическое и народнохозяйствен-ное значение


4


1





Классификация растений, их экологические формы и значение.


5


2

Семинар «Жизненные формы растений»





Сорные растения России, их характеристика. Экологическая проблема борьбы с сорняками.

6

1


Практ.раб.№3 «Изучение сорных растений. Агробиологическая классификация сорняков»




Классификация и экология декоративных растений

6

-



7

3


Экскурсия в Патриарший Сад: «Изучение ассортимента декоративных растений»




Редкие и исчезающие растения. Проблема их размножения.

8

2


Семинар «Редкие растения Владимирской области»




Классификация животных, значение некоторых систематических групп.

9

-10



4


Семинары:

  1. классификация и значение птиц

  2. экологическое значение грызунов




6 раздел. Региональное биоразнообразие. Видовое разнообразие России. Редкие и исчезающие животные.

11


2


Конференция «Редкие виды животных Владимирской области»




7 раздел. Техногенное влияние на стабильность биосистем. Понятие устойчивости и стабильности.

12


2

Контрольная работа «Оценка стабильности экосистем» (решение задач)






8 раздел. Мониторинг биоразнообразия. Индексы и модели биоразнообразия.

13


2


Практ. раб.№4 «Расчет индексов биоразнообразия. Построение графиков обилия видов»




9 раздел. Охрана окружающей среды.

Классификации ООТ и их значение в поддержании биоразнообразия.



14


1

Конференция «Оптимизация структуры ООТ для сохранения биоразнообразия (на примере Владимирской области)»





Значение зоопарков и питомников в поддержании биоразнообразия

14


1





Семенное и вегетативное размножение растений как основа сохранения редких видов.

15


2


Практ. раб.№5 «Способы размножения растений: прививка, черенкование и др.»




10 раздел. Экосистемное моделирование. Принципы создания стабильных искусственных экосистем

16

-



17

4


  1. Практ. раб. №6 «Расчет количества гидробионтов и мощности биофильтра для водной экосистемы»

  2. Защита работы


Самостоятельная внеаудиторная работа студентов предусматривает подготовку семинарских докладов, рефератов, выполнение расчетных работ, оформление коллекций семян растений; а также проработку лекционного материала и материала рекомендуемой литературы для подготовки к рейтинг-контролю и экзамену.

п/п


Раздел


дисциплины

Неделя семестра


Количество СРС (час)

Виды СРС

1



1 раздел. Введение. Предмет и задачи биоразнообразия. История развития научных вглядов.


1


3

Составление карты центров происхождения видов культурных растений



2


3 раздел. Теоретические аспекты биоразнообразия. Биохимический и генетический уровни биоразнообразия.

1

2

Изучение законов наследования доминирующих и рецессивных признаков, изучение видов мутаций


3


Видовой и экосистемный уровни биоразнообразия.

Видообразование и эволюция вида.




2


3

Изучение взглядов Реймерса на стабильность экосистем


4


4 раздел. Биоразнообразие, созданное человеком. Методы селекции: гибридизация, мутагенез и генная инженерия.

2

-



3

5

Подготовка коллекции семян культурных растений.

Подготовка к конференции «Экологическое значение селекции»



5


5 раздел. Систематика живых организмов. Отличия прокариот и эукариот.

3


1

Составление таблицы отличий

6


Вирусы, их особенности и экология

3

3


Зарисовка отдельных видов вирусов в альбом

7


Настоящие бактерии, их классификация.

3

5


Зарисовка отдельных видов вирусов в альбом

Подготовка к конференции «Классификация и идентификация вирусов и бактерий. Патогенные виды микроорганизмов»


8


Архебактерии их классификация и особенности.

4

1


Составление классификационной таблицы в альбоме

9


Грибы, их классификация, экологическое и народнохозяйственное значение

4


4

Составление классификационной таблицы в альбоме

Подготовка к 1 рейтинг-контролю


10


Простейшие, их классификация, экологическое и народнохозяйственное значение

4

-



5

3


Составление классификационной таблицы в альбоме


11


Классификация растений, их экологические формы и значение.


5


3


Подготовка к семинару «Жизненные формы растений»

Подготовка гербария культивируемых растений


12


Сорные растения России, их характеристика. Экологическая проблема борьбы с сорняками.

6


2


Оформление в альбоме таблицы «Агробиологическая классификация сорняков»

13


Классификация и экология декоративных растений

6

-



7

4


Изучение ассортимента декоративных растений открытого и защищенного грунта

14


Биологическое разнообразие субтропических и тропических плодовых растений


7


2

Составление в альбоме классификационной таблицы «Типы плодов и соплодий»

15


Редкие и исчезающие растения. Проблема их размножения.


7

-

8


3

Подготовка к семинару «Редкие растения Владимирской области»

16


Классификация животных, значение некоторых систематических групп.

8

-10



7


Подготовка к семинарам:

  1. классификация и значение птиц

  2. экологическое значение грызунов

Подготовка ко 2 рейтинг-контролю

17


6 раздел. Региональное биоразнообразие. Видовое разнообразие России. Редкие и исчезающие животные.

9

-



11

3

Подготовка к конференции «Редкие виды животных Владимирской области»

18



7 раздел. Техногенное влияние на стабильность

биосистем. Понятие устойчивости и стабильности.

10

-



12

2

Подготовка к контрольной работе «Оценка стабильности экосистем» (решение задач)

19


Антропогенное изменение биомов.

11

1


Фотофиксация загрязнения и вытаптывания цветников в г.Владимире

20



8 раздел. Мониторинг биоразнообразия. Индексы и модели биоразнообразия.

11

-



13

2

Графическое оформление работы (построение графиков и диаграмм)

21


9 раздел. Охрана окружающей среды. Экологические законы – как основа планирования природоохранных мероприятий.

12

-



13

2

Проработка взаимосвязи экологических законов друг с другом и природоохранной стратегией

22


Классификации ООТ и их значение в поддержании биоразнообразия.

14


1

Подготовка к конференции «Оптимизация структуры ООТ для сохранения биоразнообразия (на примере Владимирской области)»

23


Значение зоопарков и питомников в поддержании биоразнообразия

14

-



15

2

24


Семенное и вегетативное размножение растений как основа сохранения редких видов.

15-17


4

Изучение способов семенного и вегетативного размножения растений. Зарисовка отдельных операций в альбоме

25


10 раздел. Экосистемное моделирование. Принципы создания стабильных искусственных экосистем

16

-



17

8

Оформление работы по расчету водной экосистемы.
Подготовка к защите работы.
Подготовка к 3 рейтинг-контролю





ВСЕГО:

17

76






следующая страница >>



В вашем труде много хорошего и оригинального, но то, что в нем хорошо, не оригинально, а то, что оригинально, нехорошо. Сэмюэл Джонсон
ещё >>