Программа дисциплины Базовый курс восточного (китайского) языка для направления 032100. 62 "Востоковедение и африканистика" - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Базовый курс восточного (китайского) языка для... 1 474.93kb.
Программа учебной дисциплины «Базовый курс восточного языка» 4 490.04kb.
Программа учебной дисциплины «Базовый курс восточного языка» 6 823.9kb.
Программа учебной дисциплины «Базовый курс восточного языка» 5 448.58kb.
Программа учебной дисциплины «Базовый курс восточного языка» 4 459.16kb.
Программа дисциплины Этнология и этнопсихология стран Востока ... 7 666.35kb.
Программа дисциплины Антропология и современный социум в Восточной... 12 895kb.
Рабочая программа дисциплины экономика кореи по направлению №032100... 1 99.21kb.
Программа дисциплины практикум чтения на классическом японском языке... 1 121.46kb.
Программа дисциплины Политическая система и государственное управление... 1 250.66kb.
Программа дисциплины Экономический перевод для направления/специальности... 1 200.78kb.
Курс лекций / Н. А. Иванов; сост. Н. М. Горбунова; Ин-т востоковедения... 1 39.89kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины Базовый курс восточного (китайского) языка для направления 032100. - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Базовый курс восточного (китайского) языка для направления 032100.62 "Востоковедение и африканистика" подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии

Отделение востоковедения



Программа дисциплины Введение в востоковедение (Корея)
для направления / специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра

Автор программы:

Сон Ж.Г., кандидат исторических наук, доцент, jgson@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»_________2013 г.

Зав. кафедрой А.А.Маслов
Рекомендована секцией УМС «___»_____________ 2013 г

Председатель А.А.Маслов


Утверждена УС факультета философии «___»_______________ 2013 г.
Ученый секретарь И.В.Макарова ________________________

Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62, обучающихся по программе бакалавриата, изучающих дисциплину Введение в востоковедение (Корея).

Программа разработана в соответствии с:


  • образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, разработанным в соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» в ред. от 10.02.2009 № 18-ФЗ, статья 5, пункт 4 и утвержденный Ученым Советом НИУ ВШЭ, протокол от 02.07.2010 г. № 15;

  • основной образовательной программой бакалавриата по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";

  • рабочим учебным планом университета по направлению 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.

1Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Введение в востоковедение» в соответствии с общими целями основной образовательной программы по направлению 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и воспитания:

- развивать способность использования знания и понимания этнических и этнопсихологических проблем человека в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры; сформировать представление об этнических и этнопсихологических особенностях межкультурного диалога;

- сформировать умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем этнологии и социально-культурных традиций изучаемого региона: этногенез; лингвистический состав; этнические традиции Кореи и их присутствие в современной жизни общества; этнографические, этнолингвистические и этнопсихологические особенности Кореи и их влияние на формирование деловой культуры и этикета поведения;

- сформировать представления об основных особенностях материальной и духовной культуры Кореи; понимание роли религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов; развивать умение учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих этнических культур;

- развить у студентов навыки использования знаний этнографических, этнолингвистических и этнопсихологических особенностей народов Востока и их влияния на формирование деловой культуры и этикета поведения;

- сформировать и развить способность пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам развития этнокультурных процессов в Корее, решение которых способствует укреплению международных позиций и повышению конкурентоспособности Российской Федерации; Таким образом, по результатам прохождения курса студент должен обладать знаниями в области основ востоковедческой методологии и общих сведений о регионе специализации;

- выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению этнических и этнопсихологических закономерностей и особенностей стран Востока; развивать умение строить и использовать этнологические и этнопсихологические модели для описания и прогнозирования различных этнокультурных явлений, осуществлять их качественный анализ;

- способствовать развитию умений проводить анализ исторического развития и современного влияния этно-конфессиональных институтов, а также зарубежных азиатских диаспор на основе глубокого знания их этнокультурных и этнопсихологических особенностей.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • знать основные сведения об этнокультурных, этнопсихологических и этноконфессиональных особенностях корейской цивилизации; об основных чертах хозяйственных традиций, материальной и духовной культуры; об основных положениях теоретических концепций современной этнологии в области изучения Кореи; социокультурных, этно-культурных, географических, демографических, цивилизационных характеристиках развития изучаемого региона (Корея);

  • уметь понимать, излагать и критически анализировать информацию об истории, особенностях и закономерностях социально-культурного развития Кореи; использовать теоретические знания по этнологии и этнопсихологии Кореи на практике, в том числе готовить информационно-аналитические материалы и справки, реферировать и рецензировать научную литературу, использовать знания и навыки по этнологии и этнопсихологии Кореи в редакционно-издательской деятельности; понимать закономерности общего и особенного в развитии этнической культуры Кореи;

  • иметь навыки (приобрести опыт) использования знания этнокультурных ценностей корейцев в практике межкультурной коммуникации; распознавания проявлений этнических духовных и эстетических ценностей при анализе межкультурных коммуникативных практик; квалифицированного использования терминологии для понимания текстов по этнологии и этнопсихологии Кореи; корректного применения понятийного аппарата этнологических и этнопсихологических исследований в сфере изучения этнокультурных и этнорелигиозных традиций и при анализе артефактов этнической культуры; изучения особенностей этнической культуры Кореи на основе использования специально-научных и междисциплинарных методов исследования.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция


Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и

российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога





СЛК-6

Распознает проявление этнических духовных и эстетических ценностей при анализе межкультурных коммуникативных практик

Использует знание этнокультурных ценностей народов Востока в

практике межкультурной коммуникации


Метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)

Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем этнологии и социально-культурных традиций изучаемого региона: этногенез народов Азии и Африки; лингвистический состав; этнические традиции народов Азии и Африки и их присутствие в современной жизни общества; этнографические, этнолингвистические и этнопсихологические особенности народов Азии и Африки и их влияние на формирование деловой культуры и этикета поведения


ПК-3


Дает определение основных понятий этнологии и этнопсихологии стран Востока.

Воспроизводит основные положения теоретических концепции современной этнологии в области изучения стран Востока.

Демонстрирует знания закономерностей и особенностей этногенеза народов Азии

Демонстрирует знания этнических традиций народов стран Востока

Распознает этнографические и этнопсихологические особенности народов Востока

Обосновывает различия этнографических и этнопсихологических особенностей народов Востока

Представляет причинно-следственные связи между этнокультурными и этнопсихологическими особенностями носителей этнических культур стран Востока и их доминирующими коммуникативными моделями

Выявляет и интерпретирует проявления этнокультурных и этнопсихологических особенностей в сфере деловой культуры и этикета



Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента на русском и английском языках;

метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар) с использованием учебно-наглядных пособий (артефактов этнической культуры, репродукций и т.д.)



Владение информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры изучаемой страны (региона), понимание роли этно-религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов, умение учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих культур


ПК-19


Воспроизводит основные сведения об этнокультурных, этнопсихологических и этноконфессиональных особенностях стран Востока

Воспроизводит основные сведения об этнических различиях в традиционных культурах населения стран Востока

Воспроизводит основные сведения об основных чертах хозяйственных традиций, материальной и духовной культуры

Демонстрирует понимание закономерностей общего и особенного в развитии

этнических культур стран Востока

Демонстрирует умение составлять развернутую характеристику отдельных этносов и этнических групп в странах Востока

Применяет знания этнокультурных ценностей народов Востока в практике межкультурной коммуникации

Владеет методологией распознавания проявлений этнических духовных и эстетических ценностей при анализе межкультурных коммуникативных практик



Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией видеосюжетов и слайдов;

исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа)



Способность использовать знание этнографических, этнолингвистических и этнопсихологических особенностей народов Азии и Африки и их влияния на формирование деловой культуры и этикета поведения


ПК-20


Представляет связи между аксиологическими доминантами этнической культуры и этнопсихологическими характеристиками носителей этнической культуры

Выявляет проявление этнических особенностей в различных сферах коммуникации, в том числе в области деловой культуры (бизнес-коммуникация, дипломатический протокол и т.д.)

Интерпретирует способы и формы проявления этнокультурных ценностей и этнопсихологических особенностей в сфере международного взаимодействия


Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией видеосюжетов и слайдов; исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа)

Способность пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам развития афро-азиатского мира, решение которых способствует укреплению международных позиций и повышению и конкурентоспособности Российской Федерации


ПК-21


Демонстрирует знания о процессах этногенеза, ассимиляции, аккультурации, межэтнической консолидации, миграции и т.д. при анализе актуальных проблем развития афро-азиатского мира

Владеет навыками критического анализа различных форм проявления стереотипизации и мифологизации в сфере межэтнического взаимодействия



Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией видеосюжетов и слайдов;

исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа);

метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)


Способность понимать и анализировать принципы составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ


ПК-22


Осуществляет качественный анализ артефактов этнической культуры

Осуществляет качественный анализ этнопсихологических характеристик коммуникативных моделей межэтнического и межкультурного взаимодействия

Обосновывает правомочность применения структурного, системного и системно-структурного методов при решении учебных и учебно-научных задач при подготовке сообщений, докладов на семинарских занятиях


Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента;

метод проблемного изложения с элементами дискуссии и разбора практических задач (семинар) с использованием учебно-наглядных пособий



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую (общепрофессиональную) подготовку.

Для специализаций «История и культура изучаемого региона», «Социально-политическое развитие изучаемого региона», «Межгосударственные отношения на Востоке» и «Религиоведение» настоящая дисциплина является базовой.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:


  • Социально-культурные традиции изучаемого региона

  • История изучаемого региона

  • География изучаемого региона

  • История религий

  • Религиозно-философские традиции Востока

  • Сравнительная история цивилизаций Азии и Африки

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • способностью научно анализировать социально-значимые проблемы процессы, умением использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1);

  • способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания естественнонаучных дисциплин, основ филологии, истории, экономики, социологии и культурологии (ОНК-2);

  • способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-5).

  • владением культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности на родном, западном и восточном языках (ИК-1);

  • умением использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных (ИК-2);

  • готовностью к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе (СЛК-1);

  • стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (СЛК-2);

  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (СЛК-3);

  • способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности (СЛК-4);

  • способностью гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности (СЛК-5);

  • умением использовать в профессиональной деятельности знание истории развития стран Азии и Африки: генезис азиатских и африканских обществ и регионов; развитие стран Азии и Африки в древности, средневековье, в новое и новейшее время; общее и особенное в историческом развитии Азии и Африки; народные движения, коммунизм и национализм на Востоке, политическая, культурная, интеллектуальная история Востока (ПК-2);

  • умением использовать в профессиональной деятельности знание социального развития Востока: формы типологизации восточных обществ и оценка их уровня социального развития; социальный состав и его динамика на Востоке; социальные структуры, страты и группы в восточном обществе; кланово-родовые структуры; система лидерства и иерархии, этика межличностных и деловых отношений на Востоке; социально-культурная динамика современного Востока; особенности социологических исследований восточного общества; средства массовой информации в странах Азии и Африки (ПК-4);

  • умением использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем религиозных, духовных и философских традиций Востока: религиозно-философская мысль Востока; конфуцианство, буддизм, даосизм, синтоизм, ислам, индуизм, джайнизм, манихейство и др. течения; народные культы, традиции и верования; философско-религиозный синкретизм на Востоке; основные духовные школы и религиозные организации; современные религиозные течения и этноконфессиональные конфликты на Востоке (ПК-5);

  • умением использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем культурного развития Азии и Африки: культурное развитие регионов Азии и Африки в различные периоды; компаративный анализ культурных ценностей и приоритетов восточных и западных культур; развитие художественной культуры, искусства и архитектуры; жанровое разнообразие искусства в новое и новейшее время; символизм в повседневной жизни и творчестве на Востоке; визуальная культура; театр, драма, киноискусство, народное творчество на Востоке; взаимодействие восточных и западных культур (ПК-11).

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Этноспецифические аспекты деятельности в изучаемой стране

  • Теория международных отношений

  • Ислам и исламские культуры на Востоке

  • Региональные особенности религиозно-философской культуры изучаемой страны

  • Социально-политические культуры стран Азии.



Пояснительная записка

Курс «Введение в востоковедение» представляет собой базовый курс для студентов, обучающихся по специальности «Востоковедение, африканистика», специализирующихся по Корее и нацеленный на привитие основных навыков, понятий и знаний об истории, социальных, культурных и духовных традиций Кореи. Курс предназначен для студентов, которые только начали свое знакомство с Кореей, и не требует предварительной углубленной страноведческой подготовки. Вместе с этим курс подразумевает базовое знание студентами корейского языка и чтение простейших текстов на корейском языке.

В целом курс изучает важнейшие культурно-исторические паттерны Кореи в динамике их развития. Особое внимание уделяется как общекультурным, так и региональным традициям, местным обычаям, формам межкультурной коммуникации, социальной динамике корейского общества. Курс не концентрируется на каком-то отдельном историческом отрезке, но показывает, какие традиции укоренились в обществе, какие находятся в трансформации и какие исчезли окончательно.

В целом курс рассматривает:

Курс «Введение в востоковедение» распадается на две части, которые преподаются параллельно – Часть 1 в виде лекций, Часть 2 в виде лекций и семинаров

Часть 1. «Основные понятия и особенности востоковедения» посвящена основным методам и формам востоковедческих исследований, истории развития востоковедения, концептуальным подходам к изучению Востока. Данный раздел изучается в виде общих лекций, читаемых все студентам потока, вне зависимости от языковой группы и региона специализации

Часть 2. «Общий обзор региона специализации» посвящена частным вопросам развития изучаемого региона, в том числе географии и природным ресурсам, этно-лингвистическому составу населения, особенностям духовно-религиозного, культурного, исторического, экономического, политического и социального развития. В этой части студент должен приобрести основные базовые сведения об изучаемой стране без углубления в частные аспекты, которые будут в дальнейшем изучаться в виде отдельных курсов. Эта часть изучается в рамках семинарских групп, сформированных по языковому принципу.

Таким образом, по результатам прохождения курса студент должен обладать знаниями в области основ востоковедческой методологии и общих сведений о регионе специализации
5. Тематический план учебной дисциплины





Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятель

ная работа









Лекции


Семин. и практич. занятия




11

География изучаемого региона. Физическая, экономическая география Корейского полуострова. Этническая и языковая картина изучаемого региона, особенности исторического развития Корейского
полуострова.


15

4

2

9

22

Государственный строй. Символы государства (флаг, гимн, герб). Религиозная жизнь, традиции материальной и духовной культуры. Социальная и культурная жизнь Республики Корея и КНДР.

15

4

2

9

33

Важнейшие правящие династии и их достижения. Традиционный быт, пища, жилище.


15

4

2

9

54

Уровень и система развития образования и науки. Крупнейшие средства массовой информации. Особенности современной культурной жизни государств Корейского полуострова.


15

4

2

9

65

Взаимоотношения государства и религии, роль религии в государственном управлении. Крупнейшие современные религиозные направления.


16

4

2

10

76

Территориальные конфликты, их влияние на международный статус страны (региона). Роль страны (региона) в международном разделении труда и мировых экономических отношениях.

Особенности поведения иностранцев в изучаемом регионе.




16

4

2

10

87

Изучаемый регион в системе международных отношений. Международные и межгосударственные отношения изучаемого региона. История и особенности современных отношений России с изучаемым регионом.

16

4

2

10




Итого:

108

28

14

66



6. Формы контроля знаний студентов
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:


  • Посещение занятий (семинаров и лекций)

  • Работа на семинарах (доклады, ответы на вопросы, обсуждения, дискуссии)

  • Домашний реферат, эссе (до 10 тыс. знаков)

  • Письменный зачет (90 мин.)



7. Содержание дисциплины
1. География Корейского полуострова.

Физическая география: особенности ландшафта региона и связь с особенностями хозяйствования. Крупнейшие реки, выход к морям, уровень использование и истощаемости природных ресурсов

Демографический состав и плотность населения. Территориальное деление, столицы провинций (префектур). Экономическая география. Полезные ископаемые, их локализация. Крупнейшие промышленные и сельскохозяйственные центры.
2. Этническая и языковая картина государств Корейского полуострова

Этногенез: формирование этноса, становление и трансформация его характеристик.

Языковая ситуация на Корейском полуострове. Взаимосвязь языка и культуры. Формирование и особенности письменности изучаемого региона.

Трансформация языковой картины.

Особенности исторического развития изучаемого региона. Система периодизации истории изучаемой страны (региона). Основные исторические периоды, их краткая характеристика. Формирование исторических границ. Важнейшие правящие династии и их достижения. Национализм, революции и важнейшие переломные точки в истории изучаемого региона.
3. Государственный строй

Традиции политической культуры и системы управления страной. Основные парадигмы управления государством.

Современный государственный строй изучаемого региона, политические институты, партии, крупнейшие общественные объединения. Высшее государственное управление страной, система смены высших и региональных руководителей.

Система реализации власти. Взаимоотношения «центр – периферия».

Система организации армии. Символы двух государств (флаг, гимн, герб) Корейского полуострова.
4.Религиозная жизнь

Общий обзор основных духовно-религиозных систем государств Корейского полуострова. Крупнейшие современные религиозные направления. Важнейшие духовно- религиозные труды, их роль в жизни государства и человека. Морально-этические нормы и нравственные установки, связанные с религиозными традициями. Важнейшие места поклонения и отправления культов.

Взаимоотношения государства и религии, роль религии в государственном управлении. Религиозные и религиозно-этнические конфликты изучаемого региона, формы и перспективы их разрешения
5.Традиции материальной и духовной культуры государств Корейского полуострова

Традиции, связанные с переменой статуса: рождением, женитьбой, смертью.

Система традиционного календаря и праздников.

Традиции воспитания детей и общей социализации.

Традиционный быт, пища, жилище.
6. Социальная и культурная жизнь государств Корейского полуострова

Традиционный и современный социальный уклад общества. Общины, кланы и их роль в политической и экономической жизни страны.

Современные социальные отношения и социальные страты. Взаимоотношения между людьми разного возраста, гендерные отношения.

Уровень и система развития образования и науки. Крупнейшие средства массовой информации.

Особенности современной культурной жизни изучаемой страны. Особенности поведения иностранцев в государствах Корейского полуострова.
7. Республика Корея и КНДР в системе международных отношений

Международные и межгосударственные отношения государств Корейского полуострова. Важнейшие экономические и политические партнеры. Стратегические союзники и участие в политических и экономических международных и межрегиональных альянсах и организациях. Территориальные конфликты, их влияние на международный статус государств Корейского полуострова. Роль государств Корейского полуострова в международном разделении труда и мировых экономических отношениях.

История и особенности современных отношений России с государствами Корейского полуострова.
8. Образовательные технологии
При изучении этнологии и этнопсихологии стран Востока большую роль играет освоение студентами этнокультурных реалий и феноменов этнических культур. Это предполагает использование в аудиторной работе большого массива наглядного иллюстративного материала. Особое внимание на лекционных и семинарских занятиях уделяется использованию этнографических, политических, географических карт мира, регионов, стран, областей, провинций, районов и т.д., представленных в электронном и/или бумажном виде. Карты как вид наглядного пособия необходим в процессе обучения студентов-востоковедов для более эффективного и глубокого изучения ими этнокультурных и религиозно-этнических процессов и реалий. Среди всех типов карт в рамках данной учебной дисциплины чаще всего используются этнографические карты, которые отражают размещение народов, а также различных элементов их материальной и духовной культуры. Активно используются также картограммы - карты, показывающие (штриховкой, окраской) среднюю интенсивность какого-либо показателя в пределах каждой единицы нанесенного на карту территориального деления (напр., распределение этносов и этнических групп по регионам и областям). На занятиях используются также картосхемы - упрощенные карты, содержание которых строго ограничено элементами, важными для понимания их содержания. Большая эффективность при изучении и сравнительном анализе некоторых аспектов этнической культуры стран Востока достигается путем использования картодиаграмм - карт, показывающих с помощью диаграммной фигуры суммарную величину какого-либо статистического показателя в пределах каждой единицы нанесенного на картодиаграмму территориального деления (например, количество населения по областям, этнокультурным регионам, странам). Использование различных типов карт на учебных занятиях позволяет студенту сформировать общее представление об этнокультурной ситуации. В ходе подготовки к семинарским занятиям и при выполнении домашнего задания студенты работают с контурными картами, что способствует закреплению полученных знаний по этнологии изучаемого региона и/или страны.

Использование наглядности (таблиц, слайдов, артефактов, макетов, моделей, фрагментов учебных и научных фильмов, демонстрационных компьютерных программ и т.д.) позволяет: максимально расширить сферу визуальных представлений студентов об этнических культурах народов Востока; активизировать внимание студентов на лекциях и семинарах; повысить их интеллектуальную активность; актуализировать непроизвольное внимание и развивать произвольное внимание; обеспечить устойчивость внимания студентов; поддерживать максимальную продолжительность внимания и высокую степени концентрации внимания студентов на изучаемом материале; пробуждать и развивать познавательную активность студентов; обеспечивать предметность, целостность и структурность зрительного восприятия студентами информации; активизировать процессы запоминания учебного материала; а также повысить продуктивность запоминания студентами учебного материала и развивать их воображение и креативность.

На семинарах по дисциплине «Этнология и этнопсихология стран Востока» используются такие образовательные технологии, как активные и интерактивные формы проведения занятий – диспуты и ролевые игры, разбор практических задач с использованием большого количества наглядного учебного материала: репродукций, таблиц, схем, карт, представленных в электронном виде и демонстрируемых в аудитории с помощью мульмимедийного проектора. В качестве наглядных пособий преподаватель использует отдельные предметы этнической культуры и декоративно-прикладного искусства, модели архитектурных сооружений, музыкальные инструменты, и т.д.

Изучение декоративно-прикладного искусства позволяет студентам глубже узнать основы этнической культуры стран изучаемого языка. Студенты знакомятся с особенностями художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту народов Востока, и спецификой художественной обработки утилитарных предметов (утвари, мебели, ткани, орудий труда, средств передвижения, одежды, украшений, игрушек и т. д.). Демонстрация предметов декоративно-прикладного искусства различных народов и этнических групп позволяет студентам-востоковедам изучить этнокультурные особенности обработки материалов (металла, дерева, керамики, стекла, текстиля и др.), особенности литья, ковки, чеканки, гравирования, резьбы, росписи, инкрустации, вышивки, набойки и т. д.

Студенты изучают произведения этнического декоративно-прикладного искусства как часть предметной среды, окружающей представителей того или иного народа и играющей большую роль в формировании их этнического самосознания. Использование предметов декоративно-прикладного искусства на аудиторных занятиях по этнологии и этнопсихологии стран Востока помогает студентам проникать в истоки той или иной национальной и этнической культуры.

На лекциях и семинарских занятиях преподаватель также использует для демонстрации наглядного учебного материала тематические видеоподборки, смонтированные и отредактированные в компьютерной программе Adobe Premiere Pro. Поощряется использование студентами программ Adobe Premiere Pro.


9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
9.1. Тематика заданий текущего контроля.
Требования к реферату:

Реферативная работа представляет собой изложение содержания научной статьи (реферат) или нескольких статей (сводный реферат) по проблематике курса. Цель выполнения реферативной работы – научить студента понимать, кратко и адекватно излагать содержание прочитанных научных работ, выявлять и самостоятельно формулировать главные идеи труда, с которым он ознакомился, суть авторской концепции, правильно цитировать чужой текст и ссылаться на него.

Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале работы. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении отрезки реферируемого текста; на каждый такой отрезок дается ссылка с указанием страниц оригинала. Поощряется аналитический характер реферата (реферативный обзор), изложение аргументированной собственной точки зрения на проблему. Оценка снижается за некорректное цитирование (даже короткие фразы, если они взяты из чужого текста, должны браться в кавычки и сопровождаться ссылкой), непоследовательность и бессвязность изложения, искажение содержания реферируемого источника, использование нерепрезентативной (не имеющей научного характера) литературы, некорректное библиографическое описание реферируемых работ и оформление ссылок. На компьютере текст реферата набирается с двойным интервалом, кегль – 14. Обязательна тщательная выверенность грамматики, орфографии и синтаксиса.

Требования к эссе:

Студент должен подготовить эссе объемом 8000-10000 знаков. Работа должна быть отправлена через lms.

Критерии оценки эссе:

- Знание и понимание теоретического материала.

- Логичность и связность изложения, грамотность.

- Выдвинутые тезисы сопровождаются аргументацией.

- Приводятся различные точки зрения, и демонстрируется собственная их оценка.

Темы эссе:

Ниже перечислены темы, из которых студент должен выбрать одну для написания эссе. Тема должна быть уточнена самим студентом и утверждена преподавателем.
- Традиционный и современный уклад общества изучаемого региона.

- Формирование и особенности письменности изучаемого региона.

- Роль страны (региона) в международном разделении труда и мировых экономических

отношениях.

- Современный государственный строй государств Корейского полуострова.

- Важнейшие правящие династии и их достижения.

- Крупнейшие промышленные и сельскохозяйственные центры в государствах

Корейского полуострова.

- Современные деловые традиции конфуцианства;

- Национализм как важнейший фактор развития государств Корейского полуострова;

- Проблемы объединения государств Корейского полуострова;
Требования к докладам:

В работу на семинаре входит доклад, ответы на вопросы и обсуждение.

Обязательным условием является наличие качественно сделанной презентации (за отсутствие презентации снимается 1 балл), а также тезисов, как в виде текста, так и в виде картинок, графиков и т.п.

Объем - 5-10 минут.

Критерии оценки доклада:

-логичность

-лаконичность

-информативность

-ораторские способности

В критерии оценивания входят также ответы на вопросы по теме доклада и ведение дискуссии.


Темы докладов:

1. Восток как историко-культурный ареал.

2. Язык и текст как основные источники данных для востоковеда.

3. Миф, эпос, фольклор Кореи.

4. Корейская литература.

5. Формирование корейского этноса.

6. Система периодизации истории изучаемой страны (региона).

7. Формирование исторических границ современных государств Корейского полуострова.

8. Традиции политической культуры и системы управления страной государств Корейского

полуострова.

9. Политическая система в государствах Корейского полуострова.

10. Экономика и культура. Понятие «этническая экономика».

11. Мировые, национальные, государственные религии.

12. Общины, кланы и их роль в политической и экономической жизни страны.

13. Крупнейшие средства массовой информации.

14. Спорные территории.

15. Моря, архипелаги, острова в регионе.

16. История отношений России и государств Корейского полуострова.

17. Крупнейшие востоковеды: европейские и советско/российские.

18. Развитие отечественного корееведения (Х1Х – начале ХХ1вв.)

19. Социальная и культурная жизнь в государствах Корейского полуострова.

20. Мифология Древней Кореи.

21. Образование и наука в государствах Корейского полуострова.

22. Понятие «парадигма» и «код» («кодекс») геополитического развития.


9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
1. Какие крупнейшие реки в Корее вы знаете?

2. В чем особенности ландшафта региона и связь с особенностями хозяйствования?

3. Какие уровни территориального деления существуют?

4. В чем отличие столицы от столицы префектуры?

5. Когда начал формироваться корейский этнос.

6. В чем специфика системы периодизации истории изучаемой страны (региона)?

7. Назовите основные этапы формирования исторических границ изучаемого региона.

8. Традиции политической культуры и системы управления страной.

9. Политическая система в государствах Корейского полуострова.

10. Традиционный быт, пища, жилище.

11. Традиционные праздники в Корее.

12. Общины, кланы и их роль в политической и экономической жизни страны.

13. Крупнейшие средства массовой информации.

14. Какие существуют спорные территории в Восточной Азии?

15. Моря, архипелаги, острова в изучаемом регионе.

16. Когда развивалась история отношений России и государствами Корейского полуострова в XXв. – начале XXI в.?

17. Крупнейшие востоковеды: европейские и советско/российские.

18. Религиозная жизнь государств Корейского полуострова.

19. Социальная и культурная жизнь государств Корейского полуострова.

20. Мифология Древней Кореи.

21. Образование и наука в государствах Корейского полуострова.

22. Языковая картина мира.


9.3. Примеры заданий итогового контроля
Список тем для экзамена:

1. История развития корееведения как науки в России.

2. Особенности ландшафта Корейского полуострова. Крупные реки, озера и т.д.

3. Демографическая ситуация в государствах Корейского полуострова.

4. Становление корейского этноса.

5. Формирование письменности в Корее.

6. Крупнейшие европейские востоковеды.

7. Особенности системы периодизации истории государств Корейского полуострова.

8. Государственный строй в государствах Корейского полуострова.

9. Религия в в государствах Корейского полуострова.

10. Традиции и обычаи в государствах Корейского полуострова.

11. Мифы Древней Кореи.

12. Образование и наука в в государствах Корейского полуострова.

13. Социальная и культурная жизнь в государствах Корейского полуострова.

14. Международные отношения в государствах Корейского полуострова.

15. Демократия в в государствах Корейского полуострова.

16. Территориальное деление в государствах Корейского полуострова.

17. Политическая культура в государствах Корейского полуострова.

18. Сравнительная характеристика экономики государств Корейского полуострова.

19. Проблемы воссоединения корейского этноса.

20. Проблемы российско-северокорейских и российско-южнокорейских отношений.

Примерные задания теста на зачете:

1. Площадь Корейского полуострова равна:

a) 220,8 тыс. км²;

b) 150 тыс. км²;

c) 132 тыс. км²;

d) 50 млн км².


2. Самая высокая гора в Корее:

a) Халласан

b) Пэктусан

c) Сораксан

d) Чирисан
3. Эпоха позднего Чосон (династия Ли) – это:

1) 21 – 16 вв. до н.э.

2) 1392 в. – 1897 г.

3) 1910 – 1945 гг.

4) 935 – 1392 гг.

10. Порядок формирования оценок по дисциплине
Структура итоговой оценки:

1. Текущая (накопленная) оценка (ТО = 60 %) рассчитывается по формуле:
ТО = (ИС*0,3) + (Р*0,7) - (0,4*(П)*10/О)), где:


  • ИС – Итог за семинар (выступления на семинарских занятиях: доклады, ответы на вопросы, обсуждения, дискуссии и т.п.) – 30 %;

  • Р – Написание реферата (эссе) – 70 %;

  • П – Посещаемость семинарских и лекционных занятий – Прогулы (пропуски, подтвержденные справками, не являются прогулами) минусуют 0,4 % на каждые 10 % от общего количества занятий.

  • О – Общее количество лекционных и семинарских занятий.

2. Экзаменационная оценка (ЭО = 40 % ) проставляется вручную по итогам письменного зачета.

3. Результирующая (итоговая) оценка (ТО) рассчитывается по формуле:
РО = (0,6*ТО)+(0,4*ЭО), где

ТО – Текущая оценка, ЭО – Экзаменационная оценка.
Формула подсчета:

Оценка в обязательном порядке рассчитывается по формуле, размещённой в программе дисциплины на сайте hse.ru в разделе «Учебные курсы». Традиционная формула имеет вид РО=ТО*ТК+ЭО*ЭК, где РО – результирующая оценка, ТО – текущая, ЭО – экзаменационная, ТК – вес текущей оценки, а ЭК – вес экзаменационной. При этом если по дисциплине в текущем году уже проводился промежуточный экзамен (зачёт), в текущую включается и последняя результирующая оценка.
Преподаватель оценивает аудиторную работу студента (на лекционных и семинарских занятиях), а также самостоятельную работу. На самостоятельных занятиях студенты знакомятся с научной литературой по ключевым проблемам курса; изучают сведения по истории возникновения, становления и развития этнических культур; осваивают понятийный аппарат и методы этнологических и этнопсихологических исследований; также в ходе самостоятельной работы студенты готовят домашнее задание. Преподаватель оценивает выполнение итогового тестового задания по изучаемой дисциплине. От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий; подготовка не менее двух устных сообщений на семинаре (на основе заранее подготовленных письменных докладов по выбранной заранее теме) и участие в обсуждениях вопросов семинарских занятий; выполнение домашнего задания; выполнение текущих учебных заданий преподавателя.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях; правильность использования категориального аппарата и терминов; правильность знаний фактографии и фактологии (периоды, даты, имена, названия и т.д.); культуру мышления (логичность и аргументированность изложения учебного материала); культуру речи (уместность употребления терминологии; наличие или отсутствие речевых погрешностей); степень самостоятельности и уровень креативности при выполнении учебных заданий; дисциплинированность (посещаемость занятий); навыки создания электронной или иной презентации, сопровождающей устный ответ студента на семинаре. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.

Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях; полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом или сообщением на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = Одз.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.

Преподаватель оценивает посещаемость студентом аудиторных занятий коэффициентом Кп, который рассчитывается по формуле: Кп = 0,4 × (число пропущенных занятий × 10 / общее число состоявшихся занятий). Множитель 0,4 в коэффициенте предполагает, таким образом, вычет из итоговой модульной оценки 0,4 баллов за каждые 10% пропущенных занятий (соответственно, за 50% пропусков студент теряет 2 балла из результирующей оценки).

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:


Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,2·Отекущий + 0,2·Осам. работа + 0,2·Оаудиторная - Кп

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический.

Оценивание производится по 10-балльной шкале:

10, 9, 8 – «отлично»,

7, 6 – «хорошо»,

5, 4 – «удовлетворительно»,

3, 2, 1 – «неудовлетворительно».

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.



В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
Требования к письменному ответу на зачете:
Время на выполнение заданий письменного зачета – 2 академических часа. Задание, предлагаемое на зачете, помимо контрольного вопроса (вопросов) включает также тест и перечень персоналий, терминов, названий из числа содержащихся в словаре, приложенном к методическим материалам к курсу, значения которых должны быть раскрыты в одном-трех предложениях. Оценка снижается за искажение фактов, неполное раскрытие темы вопроса, бессистемное изложение, некорректные формулировки, неверные ответы на вопросы тестов, неправильное раскрытие содержания предложенных терминов и названий.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовые учебники


  1. Введение в востоковедение. Общий курс. Санкт-Петербург, 2011.

  2. Симбирцева Т.М. Корея на перекрестке эпох. М.: Муравей-Гайд, 2000. (Популярное страноведение)

  3. Ланьков А.Н.  Корея: будни и праздники. М.: Международные отношения. 2000.


11.2 Основная литература


  1. Пак  М. Н. Итория и историография Кореи. Избранные труды. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2003, 911 с.

  2. Курбанов С. О. Курс лекций по истории Кореи. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002 -   626 с.

  3. Ким  Г.Н. Рассказы о религиях Кореи. http://kore-saram.ru/Kim-G-N-Rasskazi-o-religiyah-Korei

  4. Джарылгасинова Р. Ш. Этногенез и этническая история корей­цев по данным эпиграфики. М., 1979.


11.3 Дополнительная литература


  1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса/ Послесл. Н.Я.Бромлей. Изд. 3-е, испр. М.: Книж-ный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 7 – 87.

  2. Джарылгасинова Р.Ш. Древние когурёсцы (К этнической истории корейцев). М.: ГРВЛ, 1972.

  3. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Годовой цикл. – М.: Наука, 1989.

  4. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Новый год. – М.: Наука, 1985.

  5. Календарные обычаи и обряды народов Передней Азии. Годовой цикл. – М.: Наука, 1998. – 336 с.

  6. Никитина М.И. Повесть о Хон Кильдоне, рассказанная в двух главах. Перевод. – Корейские повести. М., «Художественная литература», 1954.

  7. Никитина М.И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. М., «Наука», 1982.

  8. Ланьков А.Н. Северная Корея. Вчера и сегодня. М.: Наука, 1995.



11.4 Справочники, словари, энциклопедии


  1. Большая Советская Энциклопедия в 30-ти тт. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.

http://bse.sci-lib.com/

  1. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Второе издание. М.: Российская

энциклопедия, 1997.

18. Корейцы // Народы России. Энциклопедия. М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1994.

С. 203-206.
11.5 Программные средства

Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:




  • В ходе самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям студент должен уметь использовать программу Microsoft Office PowerPoint 2007 для создания презентаций, сопровождающих его доклад или сообщение.

  • Для подготовки к семинарским занятиям и/или выполнения домашней работы для редактирования (обработки звука и/или изображения) и монтажа видео- и аудио- демонстрационного материала студент может использовать программу Adobe Premiere Pro.



12. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для эффективного обеспечения наглядности с целью активизации познавательных процессов при усвоении студентами учебной дисциплины «Этнология и этнопсихология стран Востока» используются:



  • мультимедийный проектор для просмотра аудио и видео контента на западных и восточных языках для проведения лекций и семинаров;

  • экраны для демонстрации презентаций на лекциях и семинарах;

  • наглядные пособия.

Автор программы: _____________________________/ Ф.И.О./



Подпись обязательна






В современном искусстве разобраться легко: что висит на стене — живопись; что можно увидеть сзади — скульптура.
ещё >>