Программа дисциплины «Английский политический роман» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «прикладной политический анализ» 1 266.23kb.
Программа дисциплины «Иностранный язык (английский)» 3 1560.34kb.
Программа дисциплины «Общественно-политический перевод (язык сми) 1 340.94kb.
Английский роман 2-ой половины 19 века 1 37.41kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 303.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 360.9kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 081100. 1 374.41kb.
Программа дисциплины «Политический брендинг» 6 539.65kb.
Программа дисциплины «Политический брендинг» 6 587.51kb.
Программа дисциплины «Мигранты и национальные меньшинства» 4 203.29kb.
Программа дисциплины «Россия в Западной правовой традиции» 1 194.66kb.
Роман-апокриф как литературный феномен 10. 01. 08. Теория литературы. 1 261.46kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Английский политический роман» - страница №1/1













Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента

Программа дисциплины
«Английский политический роман»


для направления 030200.62 «Политология»

подготовки бакалавра

Автор программы:

Моисеев Петр Алексеевич, к.филос.н., petre@mail.ru

Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»____________ 20 г


Зав. кафедрой А.А. Борисов _______________________

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________201 г.


Председатель Г.Е. Володина ________________________

Пермь, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.62 «Политология», изучающих дисциплину «Английский политический роман».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030200.62 Политология, протокол от 24.06.11 №26;

  • Образовательной программой по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.

2Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Английский политический роман» является подготовка широко образованной, многосторонней личности с высоким уровнем общей культуры.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основных представителей английского политического романа

  • Уметь анализировать художественное произведение

  • Иметь навыки (приобрести опыт) герменевтики

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию

информации, постановке цели и выбору путей её достижения, способность логически верно

и аргументировано строить различные виды речи


ОК-1

дает определение жанру, сюжету, литературному направлению

Изучение основных терминов и понятий филологического анализа текста

свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке,

навыками публичной и научной речи; уметь создавать и редактировать тексты



профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний

ОК-2

владеет начатками филологического анализа

Чтение художественных произведений и ответы на вопросы к тексту

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к другим видам подготовки.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Логика и теория аргументации

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • анализировать логику рассуждений и высказываний

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • История мировой культуры

  • Риторика


5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Зарождение английского политического романа в эпоху Возрождения

8

2

2




4

2

Английский политический роман в XVIII веке

8

2

2




4

3

Английский политический роман в XIX веке

48

8

10




30

4

Английский политический роман в XX веке

44

6

8




30







108

18

22




68


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Реферат




4







Объем – от 10 до 15 страниц

Итоговый

Зачет




2











6.1Критерии оценки знаний, навыков



При написании реферата студент должен показать свою способность к анализу художественного произведения, выбранного им самим, а также умении пользоваться научной литературой по выбранной теме.

На зачете студент должен продемонстрировать, кроме того, общие знания по всему курсу и способность к обобщению материала.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: оценивается глубина понимания художественного произведения и грамотное использование основных литературоведческих терминов. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная

где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = n1 ·Ореф,

при этом n1 = 1.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.


7Содержание дисциплины


  1. Раздел 1 Зарождение английского политического романа в эпоху Возрождения

Тема 1. Общая характеристика английского Возрождения

Периодизация английского Возрождения: доелизаветинский и елизаветинский этапы. Характеристики периодов: более явно выраженный интерес к религиозным проблемам на первом этапе. Проблема определения конца Возрождения в Англии.

Количество часов аудиторной работы: 2

Тема 2. «Утопия» Томаса Мора как первый английский политический роман.

Биография Мора. Его связь с гуманистами и собственные гуманистические интересы. История написания «Утопии». Особенности утопического жанра. Политическая проблематика. Сложности истолкования книги.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: общий объем – 4 часа; содержание самостоятельной работы – подготовка к семинару.

Литература по разделу:



        1. Мор Т. Утопия (Любое издание).

        2. Алексеев М.П. Общая характеристика английского Возрождения. Гуманисты // История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. М.: Высш.шк., Академия, 2000. С.348–356.

        3. Алексеев М.П. Славянские источники «Утопии» Томаса Мора // Алексеев М.П. Из истории английской литературы. М.–Л.: ГИХЛ, 1960. С.40–134.

        4. Виппер Р. «Утопия» Т.Мора // Мир Божий, 1896, кн.3.

        5. Волгин В.П. Историческое значение «Утопии» // Мор Т. Утопия. М.–Л., 1935.

        6. Волгин В.П. История социалистических идей. М.–Л., 1928. Ч.1.

        7. Выставка социальных утопий // Вестник Академии наук СССР, 1933, №7.

        8. Голенищев-Кутузов И.Н. Томас Мор // История всемирной литературы. Т.3. С.292–297.

        9. Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991.

        10. Свентоховский А. История утопии. М., 1910.

        11. Святловский В.В. Каталог утопий. М.– Пг., 1923.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: формы проведения занятий – лекции и семинары; методы и технологии – дискуссия о произведении, выполнение письменных работ.




  1. Раздел 2. Английский политический роман в XVIII веке

    Тема 1. Общая характеристика английского романа XVIII века.

    Отрицательное отношение к литературному вымыслу (в том числе к жанру романа) в английском обществе начала века. Пуританские истоки такого отношения. Зарождение и расцвет журналистики.

    Количество часов аудиторной работы: 2

    Тема 2. Творчество Свифта

    Отрицательное отношение Свифта к жанру романа. «Путешествия Гулливера» как пародия на роман приключений. Памфлет как ведущий жанр в творчестве Свифта. Политические устремления писателя. Специфика образа Гулливера. Переплетение политической и философской тематики в «Гулливере».

    Количество часов аудиторной работы: 2


Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: общий объем – 4 часа; содержание самостоятельной работы – подготовка к семинару.

    Литература по разделу



  1. Свифт Дж. Путешествия Гулливера (любое издание).

  2. Левидов М.Ю. Путешествия в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М., 1964.

  3. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. М., 1973.



  1. Раздел 3. Английский политический роман в XIX веке.

    Тема 1. Роман В.Годвина «Калеб Вильямс».

    Нравственная и политическая проблематика романа. Невозможность рассмотрения романа только как иллюстрации политических идей писателя. Своеобразие противостояния Вильямса и Фокленда.

    Количество часов аудиторной работы: 2

    Тема 2. Политическая тема в творчестве В.Скотта (на материале романа «Талисман»).

    Открытия Скотта в жанре исторического романа. Политическая проблематика романа «Талисман». Скотт о законах истории (роль Провидения в истории). Конфликт двух наций в «Талисмане» и способ его разрешения.

    Количество часов аудиторной работы: 4.

    Тема 3. Политическая проблематика в романе Ч.Диккенса «Повесть о двух городах».

    Изображение Диккенсом причин французской революции и самой революции. Образы Дефаржей и их специфика. Мотив воскресения из мертвых в романе. Роль Сидни Картона и смысл его сходства с Чарлзом Дарнеем.

    Количество часов аудиторной работы: 4.

    Тема 4. Чартизм в романе Э.Гаскелл «Мэри Бартон».

    Переплетение в романе политической, социальной, нравственной и религиозной тем. Отношение автора к чартизму. Образ Джона Бартона. Специфика изображения отношений между рабочими и капиталистами.

    Количество часов аудиторной работы: 4.

    Тема 5. Политика в романе Дж.Р. Киплинга «Ким».

    Англо-российские отношения в романе. Отношение к шпионажу Киплинга. Образ шпиона в контексте литературы рубежа XIX–XX веков. Роль ламы в романе. Запад и Восток, как они изображены в книге.

    Количество часов аудиторной работы: 4.



Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: общий объем – 30 часов; содержание самостоятельной работы – подготовка к семинарам.

Литература по разделу:



  1. Годвин В. Калеб Вильямс. (Любое издание).

  2. Скотт В. Талисман. (Любое издание).

  3. Диккенс Ч. Повесть о двух городах. (Любое издание).

  4. Гаскелл Э. Мэри Бартон. (Любое издание).

  5. Киплинг Дж.Р. Ким. (Любое издание).

  6. Андреева Ю. Полузабытая страница истории английского романа // Вопросы литературы, 1976, №1. С.269–272.

  7. Атарова К. Далекое и близкое // Иностранная литература, 1974, №12. С.244–245.

  8. Гражданская З.Т. Э.Гаскелл – «Мэри Бартон» (Роман о рабочих) // Учен.записки (Моск.обл.пед.ин-т). Т.37. Труды кафедры зарубежной литературы. Вып.3. 1956. С.77–107.

  9. Ивашева В. Щедрое дарование // Ивашева В. «Век нынешний и век минувший…» М., 1990. С.302–341. Или в книге: Ивашева В. Английский роман XIX века в его современном звучании.

  10. Ремизов Б.Б. Элизабет Гаскелл. Очерк жизни и творчества. Киев: Вища школа, 1974. – 173 с.

4. Раздел 4. Английский политический роман в XX веке.



    Тема 1. Политика в творчестве Г.К. Честертона

    «Перелетный кабак»: черты антиутопии, переплетение политической и религиозной проблематики. «Охотничьи рассказы»: политический идеал Честертона. «Человек, который слишком много знал»: взгляд на Англию конца 1920-х гг.

    Количество часов аудиторной работы: 2.

    Тема 2. Антиутопия в английской литературе 1930–1940-х гг.

    Критика общества потребления в романе О.Хаксли «О дивный новый мир!» Взгляд писателя на генезис общества потребления. Тоталитарное государство в романе Дж.Оруэлла «1984». Изображение стратеги и тактики большевизма в романе.

    Количество часов аудиторной работы: 2.

    Тема 3. Творчество Г.Грина.

    Политика с точки зрения христианина (развитие традиции Диккенса, Гаскелл, Честертона и др.). Политическая жизнь времен второй мировой войны в романе «Ведомство страха». Противопоставление любви и жалости в романе.

    Количество часов аудиторной работы: 2.

    Тема 4. Творчество Э.Бивора.

    Антиамериканская направленность романа «В интересах государства» и ее причины. Публицистическое начало романа. Образ Латинской Америки. Представитель большого бизнеса в романе. Жанр книги.

    Количество часов аудиторной работы: 2.

    Тема 5. Творчество Н.Льюиса.

    «Левые» идеи в творчестве Нормана Льюиса. Антиамериканская направленность романа «Сицилийский специалист». Изображение ЦРУ. Симпатии к коммунизму. Своеобразие жанра и конфликта.

    Количество часов аудиторной работы: 2.

    Тема 6. Роман Р.Хоуки «Побочный эффект».

    Элемент развлекательности в романе (использование приемов триллера). Мир бизнеса и мир политики. Роль финала. Образ власти в романе. Проблемы биомедицинской этики. Переклички с Г.Уэллсом.

    Количество часов аудиторной работы: 2.

    Тема 7. Творчество Ф.Форсайта

    Отражение историко-политической ситуации в романе «День Шакала». Жанровая принадлежность книги. Противостояние убийцы и следователя и его воплощение (сюжетное и характерологическое).

    Количество часов аудиторной работы: 2.


Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: общий объем – 30 часов; содержание самостоятельной работы – подготовка к семинарам.

Литература по разделу:



  1. Асквит М. Честертон, весельчак и пророк // www.krotov.info

  2. Боровинская Т.В. О ценности обычного: концепт common в творчестве Г.К. Честертона // Литература XX века: итоги и перспективы изучения. Материалы Четвертых Андреевских чтений. Сборник научных статей. Под редакцией Н.Т. Пахсарьян, Н.А. Литвиненко. М.: Экон, 2006, 67-70 http://natapa.msk.ru/biblio/sborniki/andreevskie_chteniya/borovinskaya.htm

  3. Борхес Х.Л. Лабиринты детектива и Честертон // Борхес Х.Л. Избранные сочинения в 2 томах. Том 2. Расследования. М.: Амфора, 2001, c. 394-399.

  4. Борхес Х.Л. О Честертоне // http:/sophist.hotbox.ru/borges/borges2.htm

  5. Брыных М. Срываясь на проповедь // Столичные новости, № 20(311), 02-07 июня 2004. http://www.cn.com.ua/N311/culture/date/date.html

  6. Быков Д. Гильберт, Оскар и мы… // Огонек, № 44 (4719), октябрь 2001 года

  7. Васильева Е.В. Защитник дешевого чтива, или размышления Г.К. Честертона о массовой литературе // http://russsiandickens.nm.ru

  8. Козлова С.М. Детектив и проповедь в новеллистике Гилберта К. Честертона // http://russsiandickens.nm.ru

  9. Моруа А. Кончина Честертона // www.krotov.info

  10. Нокс Р. Честертон. Человек и его творчество // http://www.chesterton.ru/about-gkc/0005.html


8Образовательные технологии


На семинарах используются следующие формы работы: 1) опрос студентов на предмет знания основных понятий и особенностей динамики литературы; 2) дискуссия на основе прочитанного художественного произведения и научной литературы о нем; 3) работа по методу малых групп.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Тематика рефератов:

  1. Проблемы истолкования «Утопии» Мора.

  2. Исторические взгляды Скотта на материале романа «Талисман».

  3. Основные мотивы романа Диккенса «Повесть о двух городах».

  4. Религиозная символика романа Честертона «Перелетный кабак».

  5. «О дивный новый мир!» Хаксли и «1984» Оруэлла: сходство и различия.

  6. Динамика творчества Ле Карре.

Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.


9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Проблемы истолкования «Утопии» Мора.

Жанр «Путешествий Гулливера» Свифта.

Проблематика романа Годвина «Калеб Вильямс».

Исторические взгляды Скотта на материале романа «Талисман».

Основные мотивы романа Диккенса «Повесть о двух городах».

Чартизм в романе Гаскелл «Мэри Бартон».

Образ шпиона в романе Киплинга «Ким».

Религиозная символика романа Честертона «Перелетный кабак».

«О дивный новый мир!» Хаксли и «1984» Оруэлла: сходство и различия.

Оппозиция любви и жалости в романе Грина «Ведомство страха».

Проблематика романа Бивора «В интересах государства».

«Левые» идеи в романе Льюиса «Сицилийский специалист».

Динамика творчества Ле Карре.


10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


Михальская Н.П. История английской литературы. М.: Академия, 2009. – 480 с.

10.2Основная литература


Алексеев М.П. Общая характеристика английского Возрождения. Гуманисты // История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. М.: Высш.шк., Академия, 2000. С.348–356.

Алексеев М.П. Славянские источники «Утопии» Томаса Мора // Алексеев М.П. Из истории английской литературы. М.–Л.: ГИХЛ, 1960. С.40–134.

Виппер Р. «Утопия» Т.Мора // Мир Божий, 1896, кн.3.

Волгин В.П. Историческое значение «Утопии» // Мор Т. Утопия. М.–Л., 1935.

Волгин В.П. История социалистических идей. М.–Л., 1928. Ч.1.

Выставка социальных утопий // Вестник Академии наук СССР, 1933, №7.

Голенищев-Кутузов И.Н. Томас Мор // История всемирной литературы. Т.3. С.292–297.

Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991.

Свентоховский А. История утопии. М., 1910.

Святловский В.В. Каталог утопий. М.– Пг., 1923.


10.3Дополнительная литература


Левидов М.Ю. Путешествия в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М., 1964.

Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. М., 1973.



10.4Справочники, словари, энциклопедии


Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

10.5Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

Microsoft Office, Adobe Acrobat для работы с текстовой информацией;

Windows Media, Media Сlassic Player, WinAmp или любое другое приложение, используемое для прослушивания музыкальных произведений.

10.6Дистанционная поддержка дисциплины


Используется система LMS.

Для проработки отдельных тем используются следующие ресурсы:

Библиотека Якова Кротова – www.krotov.info

Французская литература 17–18 вв. – http://natapa.msk.ru

Русский дом Диккенса – http://russsiandickens.nm.ru

Сайт «Честертон.ру» – http://www.chesterton.ru



11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Использование проектора на занятиях






На многих певцов по ТВ стоит посмотреть. К сожалению, их не стоит слушать.
ещё >>