Профсоюзы и их роль в трудовых отношениях - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Профсоюзы и их роль в трудовых отношениях 1 177.12kb.
Кризис и профсоюзы 1 264.57kb.
Анисимов А. Л. Правовой статус работника в трудовых отношениях и... 1 31.21kb.
Предотвращение дискриминации в трудовых отношениях: теоретические... 1 304.3kb.
Российские профсоюзы: кто они? 1 319.73kb.
Кодекс Кыргызской Республики (с изменениями и дополнениями по состоянию... 14 3166.94kb.
Социальных норм 1 80.47kb.
Б 82 Борисов, М. А. Особенности защиты персональных данных в трудовых... 1 148.89kb.
Закон кнр «О медиации и арбитраже трудовых споров» 1 163.37kb.
Интересные факты о Профсоюзе? 1 66.31kb.
Почему так трудно защитить трудящихся в суде 1 87.43kb.
Пособие по вовлечению в профсоюзы введение почему вовлечение новых... 1 222.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Профсоюзы и их роль в трудовых отношениях - страница №1/1

ПРОФСОЮЗЫ И ИХ РОЛЬ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Граждане для защиты общих интересов и достижения общих целей имеют право создавать общественные объединения на добровольной основе. Одним из таких объединений является профсоюз - союз граждан, которых связывают общие производственные и профессиональные интересы. Цель создания первичной профсоюзной организации - защита социально-трудовых прав работников на отдельно взятом предприятии. О том, как создается такая организация и каковы правовые последствия ее создания для работодателя, вы узнаете из данной статьи.
Первичная профсоюзная организация
Принципы создания и деятельности, права и гарантии профессиональных союзов регулируются Федеральными законами от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ), от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон о профсоюзах). А взаимоотношения профсоюзов и работодателей регулируются Трудовым кодексом.

Профсоюз является представителем работников в социальном партнерстве, которому посвящена гл. 3 ТК РФ. Социальное партнерство - это система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Как уже было сказано, в организации интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (ст. 29 ТК РФ).

Согласно ст. 3 Закона о профсоюзах первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности. По отраслевому, территориальному или иному признаку члены первичных организаций профсоюза, действующего на территории одного или нескольких субъектов РФ либо на территории города или района, могут объединяться в территориальные организации и объединения, межрегиональные ассоциации, общероссийские объединения и общероссийский профсоюз.

В отношениях с работодателем профсоюзы представляют интересы как работников, являющихся их членами, так и всех работников организации, но только в случаях и порядке, предусмотренных ТК РФ. Так, ст. 37 ТК РФ называет следующие случаи, когда профсоюз представляет интересы всех работников:

- когда первичная профсоюзная организация объединяет более половины работников;

- когда две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, создали единый представительный орган;

- когда на общем собрании (конференции) работников избрана первичная профсоюзная организация, которой поручено вступить в коллективные переговоры от имени всех работников (если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя).


Создание профсоюза
Прежде всего отметим, что членом первичной профсоюзной организации может быть как гражданин РФ, в том числе проживающий за границей, так и иностранный гражданин, проживающий в РФ, - при условии достижения им возраста 14 лет и начала осуществления им трудовой (профессиональной) деятельности.
К сведению. Членом профсоюза может быть не только работник, но и временно не работающий, и пенсионер (ст. 3 Закона о профсоюзах).
Первичная профсоюзная организация создается по инициативе не менее трех физических лиц, называемых учредителями (ст. 18 Закона N 82-ФЗ), которые проводят среди работников организации агитационную и разъяснительную работу. Затем созывается общее собрание участников, на котором принимаются решения:

- о создании первичной профсоюзной организации на данном предприятии;

- о выборе руководящих и контрольно-ревизионных органов профсоюза;

- о членских взносах;

- о принятии положения о первичной профсоюзной организации.

Все решения собрания фиксируются в протоколе.

Если профсоюзная организация планирует получить статус юридического лица, чтобы заключать сделки, приобретать и распоряжаться недвижимостью, совершать иные действия в соответствии с ГК РФ, то она должна зарегистрироваться в порядке, установленном законодательством.
К сведению. В силу ст. 8 Закона о профсоюзах государственная регистрация первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке. Заявление на регистрацию профсоюза подается в Минюст, который направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц. При этом налоговые органы не должны осуществлять какие-либо проверки указанных сведений, а только производят регистрацию.
Если первичные профсоюзные организации вступают в межрегиональное или общероссийское объединение профсоюзов, они могут не регистрироваться. В этом случае они не приобретают права юридического лица, а роль налогового агента и выполнение всех финансовых операций будет осуществлять территориальный профсоюз.

Должен ли быть уведомлен работодатель о создании в фирме первичной профсоюзной организации? Такой обязанности ни ТК РФ, ни иными нормативными актами не предусмотрено, поэтому требовать такого уведомления работодатель не вправе, как и требовать список членов профсоюза либо иные сведения о деятельности последнего. Исключение составляет ситуация, когда работодатель обязан перечислять на счет профсоюза членские взносы безналичным платежом из заработной платы работников - членов профсоюза на основании их письменных заявлений (ст. 377 ТК РФ).

Структура, порядок формирования и действия органов профсоюза закреплены в уставных документах (устав, положение). На примере Общественной организации Федерации независимых профсоюзов России, утвержденной Уставом <1>, рассмотрим структуру профсоюза. Итак, высшим руководящим органом Федерации является Съезд. Съезд выбирает единоличный исполнительный орган (Председателя) и коллегиальный руководящий орган - Генеральный Совет, который осуществляет руководство в перерывах между Съездами. По решению Съезда Генеральный Совет в свою очередь выбирает коллегиальный исполнительный орган - Исполнительный комитет, который осуществляет текущее руководство деятельностью Федерации. Кроме этого, в Федерации действует Контрольно-ревизионная комиссия, осуществляющая контроль за финансово-хозяйственной деятельностью профсоюза. Уставом также предусмотрены должности заместителей Председателя.

--------------------------------

<1> Принят Учредительным съездом профсоюзов РСФСР 23.03.1990.
Структура первичной профсоюзной организации проще. Ее высший орган - собрание (совет) членов профсоюза. Выборным руководящим органом является профсоюзный комитет (профком), который руководит деятельностью профсоюза в перерывах между собраниями, а единоличным исполнительным органом - председатель.
Гарантии членам профсоюза
Трудовым кодексом предусмотрены определенные гарантии, предоставляемые работодателем как членам профсоюза, так и работникам, освобожденным от основной работы. Так, работодатель должен:

- учитывать мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора с членами профсоюза в связи с сокращением штата, несоответствием занимаемой должности или неоднократным неисполнением трудовых обязанностей (п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Порядок такого согласования предусмотрен ст. 373 ТК РФ;

- получить согласие вышестоящего выборного профсоюзного органа, увольняя по своей инициативе в соответствии с п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним). При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится в порядке, установленном ст. 373 ТК РФ (ст. 374 ТК РФ);

- освобождать от работы членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций для участия их в качестве делегатов в работе съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профсоюзов, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, - на время краткосрочной профсоюзной учебы (ч. 3 ст. 374 ТК РФ);

- получить мотивированное мнение органа первичной профсоюзной организации в случае привлечения к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевода их на другую работу или увольнения по инициативе работодателя (ст. 25 Закона о профсоюзах);

- предоставить прежнюю работу (должность) работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации после окончания срока этих полномочий. А при отсутствии ее с письменного согласия работника предоставить другую равноценную работу (должность) (ст. 375 ТК РФ).


К сведению. Если работодатель не может предложить работнику соответствующую работу (должность) или организация ликвидируется, общероссийский (межрегиональный) профсоюз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.
Отметим также, что освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором, соглашением. А время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж (ст. 375 ТК РФ).

Гарантии предусмотрены и для бывших членов профсоюза. Так, расторгнуть договор по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации (или его заместителем) в течение двух лет после окончания срока его полномочий можно только с согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа, а при отсутствии такового - с учетом мнения выборного органа первичного профсоюза в порядке, установленном ст. 373 ТК РФ.


Учитываем мнение профкома
Перечислим случаи, когда работодатель, принимая то или иное решение, должен учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:
V Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей

недели ранее срока, на который они были установлены (ст. 74 ТК РФ).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Принятие решения о сокращении численности или штата работников

организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении

трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК

РФ.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────



V Увольнение членов профсоюза по п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Проведение аттестации, которая может послужить основанием для

увольнения работников в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (ст. 82

ТК РФ).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────



V Привлечение к сверхурочной работе без согласия работника в случаях,

не предусмотренных ч. 2 ст. 99 ТК РФ (ст. 99).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Разделение рабочего дня (смены) на части на работах, где это

необходимо вследствие особого характера труда, а также при

производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение

рабочего дня (смены) (ст. 105 ТК РФ).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Размер и порядок выплаты вознаграждения работникам за нерабочие

праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (за

исключением работников, получающих оклад, поскольку для них наличие в

календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием

для снижения зарплаты) (ст. 112 ТК РФ).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Привлечение сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные

дни с их письменного согласия в случаях, не предусмотренных ч. 2

ст. 113 ТК РФ (ч. 5 ст. 113).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Порядок и условия предоставления дополнительных отпусков, не

предусмотренных ТК РФ (ст. 116 ТК РФ).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК РФ).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Принятие мер, направленных на предотвращение массового увольнения

работников (ст. ст. 74, 180 ТК РФ).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для

работников (ст. 212 ТК РФ).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды,

специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих

по сравнению с типовыми нормами защиту от имеющихся на рабочих местах

вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных

условий или загрязнения (ст. 221 ТК РФ).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Расследование несчастного случая (ст. 229 ТК РФ).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Утверждение порядка применения вахтового метода (ст. 297 ТК РФ).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Увеличение вахты на срок от одного до трех месяцев (ст. 299 ТК РФ).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Утверждение графика работы на вахте (ст. 301 ТК РФ).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Установление надбавки за вахтовый метод работы для работников, не

относящихся к бюджетной сфере (ст. 302 ТК РФ).
Говоря о согласовании определенных действий с выборным органом профсоюза, следует отметить, что ТК РФ предусмотрены и иные представители работников. Таким представителем, например, является представительный орган работников. В силу ст. 31 ТК РФ, если в организации отсутствует первичная профсоюзная организация либо ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Трудовым кодексом установлен ряд случаев, при которых работодатель должен учитывать мнение именно представительного органа. К ним относятся:


V Установление порядка проведения аттестации (ст. 81).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Определение перечня работников с ненормированным рабочим днем

(ст. 101).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Составление графиков сменности (ст. 103).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Установление конкретных размеров повышения оплаты труда (ст. 147).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение,

замену и пересмотр норм труда (ст. 162).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Утверждение правил внутреннего трудового распорядка, локальных актов,

устанавливающих систему оплаты труда, формы расчетного листка

(ст. ст. 135, 136, 190).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Установление форм профессиональной подготовки, переподготовки и

повышения квалификации работников, утверждение перечня необходимых

профессий и специальностей (ст. 196).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V Разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда

(ст. 212).


Таким образом, компетенции выборного органа и представительного органа разграничены, и если в организации есть оба таких органа, вопросов не возникает. Но что делать работодателю, если в организации есть профсоюз, но нет представительного органа, или наоборот, или вообще нет ни того, ни другого? Разъяснений по этому вопросу, к сожалению, законодатель не дает, а мнения специалистов расходятся. Мы полагаем, что если есть один из указанных органов, то решения по всем перечисленным выше случаям нужно согласовывать именно с ним, поскольку именно он представляет интересы работников в социальном партнерстве. Если же отсутствует и тот, и другой орган, все решения работодатель принимает самостоятельно.
К сведению. Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора могут создать единый представительный орган (ст. 37 ТК РФ).
Обращаем внимание, что обязанность учесть мнение выборного профсоюзного органа не означает, что работодатель должен безоговорочно принять это мнение. Последнее слово остается за работодателем. Главное, чтобы принятое решение не ущемляло законные права и интересы сотрудников.
Порядок согласования
Порядок согласования - учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ.
Обратите внимание! Поскольку особого порядка учета мнения представительного органа работников в ТК РФ не предусмотрено, на практике следует руководствоваться порядком, определенным в ст. 372 ТК РФ.
Отметим, что данную процедуру необходимо проводить, только когда первичная профсоюзная организация объединяет более половины работников, занятых у соответствующего работодателя, либо этой организации работники на общем собрании поручили представление своих интересов.

Итак, перед принятием решения работодатель направляет проект документа (приказа, распоряжения, локального нормативного акта и др.) и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации. Выборный орган в течение пяти рабочих дней со дня получения проекта документа направляет работодателю письменное мотивированное мнение по данному вопросу - согласие, несогласие либо свои предложения и дополнения к проекту документа. Если выборный орган согласен с проектом, работодатель принимает данный локальный нормативный акт.


Обратите внимание! Если выборный орган профсоюза нарушит пятидневный срок направления своего мнения, то работодатель может его не учитывать.
В случае возникновения разногласий по принимаемому документу работодатель в течение трех дней с момента получения мнения выборного органа первичного профсоюза обязан провести с ним дополнительные консультации в целях достижения согласия. Результаты заносятся в протокол, на чем согласование заканчивается. После подписания протокола работодатель принимает локальный нормативный акт. При этом профсоюз может начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ, или обжаловать принятый акт в инспекцию труда либо в суд.

На основании жалобы выборного органа первичной профсоюзной организации государственная инспекция труда в течение одного месяца со дня ее получения проводит в организации проверку. Если в случае проверки выявятся нарушения трудового законодательства, работодатель получит предписание об отмене указанного локального нормативного акта, которое обязательно для исполнения. Такое постановление может быть обжаловано работодателем в судебном порядке.

При расторжении трудового договора с членом профсоюза на основании п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусмотрен несколько другой порядок учета мнения выборного органа первичного профсоюза - установленный ст. 373 ТК РФ. При принятии решения о расторжении договора работодатель направляет проект приказа и копии документов, являющиеся основанием для увольнения. Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения указанных документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

Если выборный орган согласен с проектом, работодатель принимает решение о расторжении трудового договора. Если не согласен, выборный орган по своей инициативе в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней и не позднее одного месяца со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение независимо от мнения выборного органа. Данное решение может быть обжаловано в государственную инспекцию труда, которая в течение десяти дней со дня получения жалобы рассмотрит вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдаст работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Увольнение может быть обжаловано работником или выборным органом непосредственно в суд. Работодатель со своей стороны также может обжаловать предписание в судебном порядке.
Подведем итог
Профсоюзы независимы в своей деятельности не только от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, политических партий, но и от работодателей (ст. 5 Закона о профсоюзах). Они самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру, организуют свою деятельность, в том числе определяют порядок осуществления тех или иных юридически значимых действий. Работодатель не вправе вмешиваться в деятельность первичной профсоюзной организации. Кроме этого, он должен создать условия для осуществления деятельности ее выборного органа, в частности безвозмездно предоставить помещение для проведения заседаний, хранения документации, оборудование, оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Также работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование здания, сооружения, помещения и другие объекты, базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей.

Кроме этого, в силу ст. 378 ТК РФ лица, нарушающие права и гарантии деятельности профсоюзов, несут ответственность, предусмотренную ТК РФ и иными федеральными законами. Так, согласно ст. 30 Закона о профсоюзах за нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности (вплоть до увольнения) должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательства, предусмотренные коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор с должностным лицом, если оно совершает такие нарушения.

Административная ответственность предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ. Что же касается уголовной, в УК РФ она не установлена.




ПРОФСОЮЗ КАК ПАРТНЕР РАБОТОДАТЕЛЯ
Конституцией РФ установлено право граждан на объединение и даны гарантии свободы профсоюзов, выполняющих представительскую и защитную функции. Поэтому создание профсоюза не зависит от воли и желания работодателя и может произойти в любой момент. Но, может быть, имеет смысл найти общие интересы и отнестись к профсоюзу как к равноправному партнеру? Ведь взаимодействие в рамках социального партнерства даже выгодно работодателю.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон о профсоюзах) профсоюзом называется добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Право человека создавать профсоюзы и вступать в них является одним из фундаментальных и закреплено как международными нормами, так и российским законодательством. Более того, законы предписывают формировать нормальные условия для работы профессиональных союзов. Общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся создания профсоюзов, отражены в ст. 30 Конституции РФ: каждый имеет право на объединение, но никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

На эти конституционные нормы и опирается Закон о профсоюзах. Он устанавливает правовые основы создания и деятельности профсоюзов, регулирует их отношения с органами государственной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами. Кроме того, деятельность профсоюзов регулируется Федеральными законами от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон "Об общественных объединениях"), от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (профсоюз является некоммерческой организацией, созданной в форме общественного объединения), а также нормами ТК РФ.
Как создать профсоюз?
Для создания в строительной компании первичной профсоюзной организации (далее - ППО) формально достаточно всего семи человек: не менее трех членов профкома, до трех членов ревкомиссии, один из которых - ревизор, и "рядовых" членов профсоюза.

Закон напрямую не регулирует порядок создания ППО. Вместе с тем согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона о профсоюзах решение о ее создании, утверждение уставов и положений относятся к компетенции общих собраний, конференций или съездов. Съезд (конференцию) или общее собрание созывают учредители профсоюза, в качестве которых могут выступать как физические, так и юридические лица (ст. ст. 6 и 18 Закона "Об общественных объединениях"). О факте создания объединения обязательно составляется протокол, который должны подписать председатель и секретарь собрания. На собрании необходимо избрать профком, его председателя и заместителей. Численность комитета может быть разной в зависимости от обстоятельств и размера организации, но в него должны входить не менее трех человек. Профсоюз считается созданным с момента принятия вышеуказанных решений. С этого же момента ППО вправе осуществлять свою уставную деятельность, приобретать права и принимать на себя обязанности.

Для учета членов профсоюза (с целью обеспечения их равноправия и подтверждения заинтересованности в совместном решении задач) прием в члены осуществляется на основании индивидуальных заявлений. То есть работник обязан выразить свое желание вступить в профсоюз в письменной форме. Более того, он должен написать заявление об уплате членских взносов. Отметим, что ст. 377 ТК РФ обязывает работодателя при наличии личных письменных заявлений от работников - членов ППО ежемесячно перечислять на счет профсоюза безналичным путем членские взносы из заработной платы работников.

Важно и то, что ППО не нуждается в государственной регистрации (то есть в получении прав юридического лица).

Таким образом, создание ППО не представляет большой сложности и не требует затрат. О том, что на предприятии появилась профсоюзная ячейка, работодателю будет обязательно сообщено, но это случится уже после ее создания.
За и против
В современной России существует большое количество профсоюзных организаций, их объединений и ассоциаций общей численностью около 30 млн человек. Их представители регулярно принимают участие в заседаниях федеральных и региональных правительств, международных симпозиумах, форумах и конференциях. Однако большинство профсоюзов страны, по сути, трудно назвать объединениями работников по интересам. Одновременно с рабочими и инженерно-техническими кадрами в одной профсоюзной ячейке может состоять административный персонал. Кроме того, во многих компаниях под "вывеской" профсоюзных органов и вовсе осуществляется социальное обеспечение трудящихся.

Отношение широкой общественности к профсоюзам наглядно показывают результаты опросов ВЦИОМ. Согласно им 39% опрошенных граждан считают деятельность профсоюзов незаметной, бесполезной и неэффективной, 16% полагают, что профсоюзы борются за интересы работников, выполняя при этом волю властей. Почти половина респондентов (46%) вообще не доверяют профсоюзам.

Однако все это, конечно, не означает, что настоящие профсоюзы в России исчезли. В течение последних 10 лет появилось много новых организаций, которые на деле доказали свою способность защищать права и интересы трудящихся. Некоторые из "старых" профсоюзных организаций тоже сумели завоевать уважение сегодняшних работников.
Профсоюзы в мире
Первые профсоюзы возникли в конце XVIII в. в Англии. Затем по мере созревания экономических и политических предпосылок они стали появляться в США, Франции, Германии и других странах. Пик профсоюзного движения в большинстве государств пришелся на 1960-е г.

Однако в 1980-х численность членов профсоюзов стала неуклонно сокращаться. Мировой показатель охвата трудящихся профсоюзным движением в 1970 г. составлял 29%, а к началу XXI в. упал ниже 13%.

Среди причин кризиса профсоюзного движения эксперты называют рост занятости в малом бизнесе, где профсоюзам сложно работать, упадок "старых" отраслей промышленности, в которых подобные объединения были традиционно сильны, широкое распространение нестандартных форм занятости (неполный рабочий день, временная занятость, надомная работа, разделение рабочих мест и т.д.). Сыграло роль и быстрое изменение этнического состава трудовых слоев населения (привлечение мигрантов, выходцев из стран Африки, Азии, Ближнего Востока, где отсутствуют устойчивые традиции профсоюзного движения). Кроме того, сегодня можно утверждать, что основные цели профсоюзного движения достигнуты - профсоюзы пользуются широкими правами, наемным работникам гарантированы минимальная зарплата, 8-часовой рабочий день, 40-часовая рабочая неделя.

В то же время нельзя говорить о том, что профсоюзы - это явление прошлого и в современном обществе у них нет будущего. Они достаточно сильны в общественном секторе США. Постепенно укрепляется Европейская конфедерация профсоюзов, объединяющая 78 национальных конфедераций профсоюзов, общее число членов которых составляет 60 млн человек.


Российские особенности
В России профсоюзы стали создаваться в начале XX в. Поначалу это были нелегальные объединения, возникающие для организации отдельных акций и распадающиеся после их окончания. Тогда полковник Отдельного корпуса жандармов С.В. Зубатов предложил назначить своих лидеров в рабочие объединения. Так в 1901 г. в Москве было создано Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве, а к 1902 г. огромная сеть уже легальных рабочих организаций охватила всю империю.

Таким образом, первые профсоюзы в России были созданы по указу "сверху", с царского позволения, в целях сохранения монархии и государства, а не "снизу", как это должно было быть.

Отметим, что первая конференция профсоюза строителей России состоялась 8 февраля 1907 г. и на ней присутствовали представители Москвы, Риги, Лодзи и других регионов, в ту пору являвшихся частью империи. Первый профсоюз объединял каменщиков, столяров, сантехников и маляров. На конференции был принят устав, и с этого момента начался отсчет истории отечественных профсоюзов.

Если в 1907 г. профсоюзных объединений в стране насчитывалось 652, а общая их численность составляла 245 тыс. человек (3,5% общего числа рабочих, занятых в производстве), через 10 лет уже было создано более 2 тыс. профсоюзов, которые охватывали свыше 2 млн рабочих. Однако роль отечественных профсоюзов кардинально отличалась от общемировых стандартов. По сути, они оказались социальными подразделениями администрации предприятий.

После распада СССР стали появляться объединения нового типа, так называемые альтернативные профсоюзы, которые начали активно защищать права работников и устраивать забастовки. Сегодня наиболее известные - "Защита труда", "Сибирская конфедерация труда", "Соцпроф", "Всероссийская конфедерация труда". Однако на практике такие профсоюзы показали свою слабость и не смогли составить серьезную конкуренцию традиционным (тем, которые существовали с советских времен), имеющим поддержку со стороны государства.

В свою очередь, традиционные профсоюзы видоизменились. Большинство из них объединилось в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР), в которой сегодня состоит около 25 млн человек - 95% всех членов профсоюзов в стране. Но эти внушительные цифры все же не говорят о популярности профсоюзного движения среди трудящихся. Опросы последних лет свидетельствуют, что лишь треть членов профсоюзных организаций обращалась в них с какими-либо проблемами. В большинстве случаев они, как и в советские времена, были озабочены социально-бытовыми вопросами, возникающими на уровне конкретной компании. И, по их мнению, социальную поддержку оказывали не столько профсоюзы, сколько руководство предприятий.


Социальное партнерство
Поиск решений проблемы выстраивания цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере привел к появлению нового направления - социального партнерства. Его главная цель - достичь баланса между работниками, работодателями и государством. Этот специфический тип отношений регулируется с помощью законов, нормативно-правовых актов, коллективных договоров и соглашений. Его основными принципами являются равноправие сторон, уважение и учет интересов каждой из них, добровольность, согласованность и др. Однако социальное партнерство - механизм развитого, стабильного и демократического общества, поэтому нашей стране предстоит длительный и сложный путь к нему.

Идея социального партнерства реализовалась в 1990-е гг., в период экономических реформ, после издания Указа Президента РФ от 15.11.1991 N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)". В 1992 г. начала работу Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. Образовались ФНПР, "Соцпроф" и др., а также начали появляться объединения работодателей - Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс российских деловых кругов.

Однако на практике система социального партнерства в России пока не получила существенного развития. Уже несколько лет численность "старых" и "новых" профсоюзов не увеличивается. Появились работники по срочному договору, которые не склонны вступать в рабочие объединения. Еще одно слабое звено - утрата связи руководства профсоюза с его членами, неспособность предложить им защиту труда, социальные льготы и услуги. В то же время работодатели (другой незаменимый участник социального партнерства) не готовы подписывать коллективные договоры, брать на себя реальные обязательства в сфере трудовых отношений. Заставить их сегодня действовать в рамках закона и стремиться к взаимной заинтересованности, как в большинстве развитых странах, пока не удается. Да и со стороны третьего участника - государства - существует немало проблем: пробелы в законодательной базе, утрата способности координировать процессы общественного развития, расслоение общества в целом, разлад и разобщенность субъектов социального партнерства.

Между тем в экономически развитых странах подобное партнерство стало необходимым элементом рыночных отношений. С его помощью создаются условия для обеспечения занятости трудоспособного населения, улучшаются организация производства и условия труда, повышается уровень жизни.


Польза для работодателя
Если не рассматривать социальное партнерство в масштабе страны, а сосредоточиться на уровне отдельного предприятия, обнаружится немало качеств профсоюзного движения, полезных для руководителей компаний.

Прежде всего профсоюз - это посредник между работником и менеджментом компании. Благодаря ему можно избежать негативных настроений среди трудящихся, узнать о микроклимате в коллективе, решить проблемы, не допуская социального напряжения. С профсоюзом легче и продуктивнее (чем с самими работниками) урегулировать вопросы в рамках социального партнерства, опираясь на законодательство.

С представителями работников в лице профсоюза необходимо заключить коллективный договор. Так, работодатель защитит себя от необоснованных претензий по использованию средств на обеспечение гарантий и льгот со стороны работников и проверяющих органов. В договоре можно сразу прописать отказ работников от забастовок.

Грамотный работодатель, заинтересованный не только в экономии средств на условиях труда работников, заботящийся о репутации компании, понимает, что профсоюз является его помощником в создании безопасных условий и охраны труда. Сотрудничество с объединениями работников по различным вопросам усиливает авторитет руководителя как в трудовом коллективе, так и за его пределами.



Профсоюзные органы способны своевременно проинформировать руководство компании о недостатках существующей системы охраны труда, что позволит принять соответствующие меры для предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Кроме того, решать вопросы по охране труда можно следующим образом: на предприятии создается комитет (комиссия) по охране труда, куда входят представители работников и работодателя (инициатива создания может исходить от любой из сторон). Цель такого комитета - обеспечить согласованность действий работодателя и работников, направленных на формирование безопасных условий труда в компании.

Используя механизм социального партнерства, работодатели решают широкий спектр вопросов социальной помощи и поддержки своих работников, создают им достойные условия труда, отдыха, медицинской помощи, страхования, предоставления различных льгот и др. Все это повышает не только безопасность рабочих мест, но и уровень корпоративной культуры, а также совершенствует систему охраны труда на предприятии в целом.




Трудно ставить условия условным рефлексам. Лешек Кумор
ещё >>