Профилактика суицидального поведения у детей и подростков - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях... 12 1473.36kb.
«Остановись мгновение!» 1 62.32kb.
Профилактика саморазрушительного поведения у детей и подростков 1 46.34kb.
Курсовая работа психологические причины суицидального поведения у... 1 301.52kb.
Средства массовой коммуникации как фактор формирования девиантного... 1 73.7kb.
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и... 1 147.9kb.
К вопросу о природе агрессивного поведения детей и подростков 1 176.3kb.
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и... 2 443.18kb.
Дополнительного образования детей биокомбинатовская детская музыкальная... 1 204.94kb.
Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных... 1 107.78kb.
Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных... 1 88.32kb.
10 сентября Всемирный день предотвращения самоубийств 1 68.7kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Профилактика суицидального поведения у детей и подростков - страница №1/1






10 сентября – Всемирный День предотвращения самоубийств
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО

ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Суицид — это невидимая война, война челове­ка с самим собой. Согласно данным Все­мирной самоубийств погибает больше людей, чем от всех войн и терактов вместе взятых. Во всем мире само­убийство входит в число наиболее распространен­ных причин смерти молодых людей в возрасте от 12 до 24 лет (после травм, инфекционных и онкологи­ческих заболеваний), а в некоторых странах даже возглавляет их.

Большинство потенциальных самоубийц страда­ют от депрессии, причинами которой могут стать неблагополучие в семье, конфликтные ситуации на работе, переутомление, стресс. Заболевание зачас­тую начинается исподволь, постепенно нарастают тревога и уныние. Человек становится подавленным, считает себя «хуже всех», «неудачником», у которого «ничего никогда не получится». Ему кажется, что жизнь теряет смысл, и будущего у него нет, чувству­ет себя невостребованным и никому не нужным. Тяжело в такой ситуации оказаться любому челове­ку, но самыми уязвимыми и беззащитными в ней становятся дети и подростки.

До 12 лет суицидальные попытки возникают чрезвычайно редко, но с 14-15 лет их частота резко возрастает, достигая максимума в возрастной группе 16-19 лет. В то же время, только 10% детей на са­мом деле хотят свести счеты с жизнью. Остальные 90% своим поступком пытаются что-либо «доказать» родителям, друзьям, своей неразделенной любви, «по-шантажировать» взрослых, иногда — просто обра­тить внимание близких людей на собственное суще­ствование.



Распознать суицидальные намерения порою до­вольно сложно. Родители и учителя могут даже не подозревать, что подросток уже находится на грани отчаяния. Чтобы не допустить непоправимой беды, успеть предупредить отчаянный шаг ребенка, необхо­димо знать косвенные признаки суицидальной готов­ности, к которым относятся:

  • утрата интереса к любимым занятиям;

  • необычное снижение активности, апатия, безволие;

  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;

  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова и поступки других людей, беспричинные слезы;

  • внезапное снижение успеваемости;

  • рассеянность;

  • плохое поведение в школе, нарушение дисципли­ны, частые и необъяснимые прогулы;

  • проблемы со сном, ночные кошмары либо бессон­ница;

  • склонность к риску, опрометчивым поступкам;

  • потеря аппетита, жалобы на плохое самочувствие, головную боль и т.д.;

  • безразличное расставание с дорогими вещами или деньгами;

  • стремление «привести дела в порядок», подвести
    какие-то итоги, попросить прощения «за все плохое, что было»;

  • самообвинения либо, наоборот, признания в беспо­мощности, зависимости от других людей;

  • неразделенная любовь;

  • медленная, маловыразительная речь;

  • шутки и иронические высказывания либо «фило­софские» размышления на тему смерти;

  • фразы типа «как все надоело», «устал жить», «когда же это все кончится».

Если наблюдаются хотя бы 1-2 из них, на подро­стка нужно обратить особое внимание. Необходимо:

  • информировать родственников подростка о возмож­ном суициде, непрерывно наблюдать за ним, как в школе, так и дома;

  • обеспечить консультации детского психиатра или психотерапевта;

  • побеседовать с подростком в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, выс­лушать его, внимательно воспринять каждую жало­бу, не пренебрегать тем, что может показаться несе­рьезным;

  • прямо спросить о суицидальных мыслях, намерени­ях, планах, попытках самоубийства в прошлом;

  • определить, чего ожидает ребенок от своего поступ­ка, что хочет изменить в себе, окружающих, сложив­шейся ситуации.

В доверительной беседе ребенку необходимо объяс­нить, что подобные ситуации встречаются достаточно часто, но другие люди находят из них альтернатив­ные выходы. Наладить контакт с родственниками и друзьями подростка, которые могут позитивно по­влиять на его состояние, обеспечить своевременную психологическую поддержку. Важно помнить, что, несмотря на чувство облегчения и удовлетвореннос­ти, которые подростки часто отмечают после первой беседы о суициде, через несколько дней или даже часов они снова могут помышлять о самоубийстве. В связи с этим взрослым нельзя терять бдительность и успокаиваться раньше времени. В конце каждой бе­седы следует проигрывать поведение подростка в возможных будущих кризисных ситуациях или нераз­решенной текущей.

Мы должны научиться слушать и, главное, слы­шать наших детей. Только совместными усилиями родителей, педагогов, психологов и медиков можно достичь положительного результата в профилактике суицидального поведения у детей и подростков.




Английский — простой, но очень трудный язык. Он состоит из одних иностранных слов, которые к тому же неправильно произносятся. Курт Тухольский
ещё >>