Профилактика саморазрушительного поведения у детей и подростков - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях... 12 1473.36kb.
Профилактика суицидального поведения у детей и подростков 1 32.74kb.
Средства массовой коммуникации как фактор формирования девиантного... 1 73.7kb.
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и... 1 147.9kb.
К вопросу о природе агрессивного поведения детей и подростков 1 176.3kb.
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и... 2 443.18kb.
Дополнительного образования детей биокомбинатовская детская музыкальная... 1 204.94kb.
«Остановись мгновение!» 1 62.32kb.
Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных... 1 107.78kb.
Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных... 1 88.32kb.
Мир детей и подростков 1 155.98kb.
Седьмой класс Фольклор. Былины. «Садко» Из древнерусской литературы 1 13.58kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Профилактика саморазрушительного поведения у детей и подростков - страница №1/1

ПРОФИЛАКТИКА САМОРАЗРУШИТЕЛЬНОГО

ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В последнее время все больше появляется детей другого типа: дети, проявляющие саморазрушительное поведение. В эту категорию внешне не трудных, часто спокойных и углубленных в себя детей относят тех, чьи поведение и активность не приносят вреда другим, но наносит вред им самим, их физическому и психическому здоровью.

Детский и подростковый суицид в основных чертах повторяет взрослый, но у него есть специфика, обусловленная возрастными особенностями.

Так, практически нет самоубийц до 5 лет. В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет около 4% от всех возрастных групп. Однако за последние годы процент подростковых самоубийств и демонстраций возрастает. Риск саморазрушительного поведения возникает чаще всего в возрасте 10-12 лет. Особую опасность представляет пубертатный возраст, когда ребенок — ко всем прочим трудностям — обременен проблемами развития, физически и психически неустойчив. У детей и взрослых общей причиной суицида является социально-пссихологическая дезадаптация в значимых сфер отношений, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций. Однако для детей это чаще не тотальные нарушения (крах жизни, профессиональный провал и т. д.), но объективно нетяжелые нарушения общения в близком окружении (в семье, в школе, в среде сверстников)

Подростковый суицид часто подражателен, имеет черт «героического» или романтического поведения с элемента ми игры и демонстрации. Нередко именно игровой компонент, театрализация и карнавализация суицида являются привлекательными для ребенка.

Психологический смысл подросткового суицида — крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного сна, отдыха от невзгод в ней видится способ наказать обидчиков.

Суициду предшествуют кратковременные, объективно и тяжелые конфликты в разных сферах отношений: бытовых, учебных, личных. Конфликт представляется подростку как крайне значимый, вызывая внутренний кризис и драматизацию состояния. Суицидальное поведение регулируется скорее аффектом, порывом, чем продумыванием и обоснованием.

Таким образом, аутодеструктивные тенденции не проникают в сознание ребенка глубоко, они чаще всего ситуативны и поверхностны. Риск суицида у подростков провоцируется рядом факторов:

Детство, проходящее в неблагополучных семьях: тяжелый психологический климат в семье, утрата родителей, конфликты родителей, алкоголизм. Безпризорность, заброшенность подростка, отсутствие опоры на значимого близкого и уважаемого взрослого, который мог бы заниматься ребенком.



  1. Детство, проходящее в психологически разрушенных семьях: отвержение в семье, назойливая опека, жестокость и требовательность без ласки, критичность к любым проявлениям подростка. Особую опасность представляют скрытые, непроявленные и внешне бесконфликтные ситуации: неадекватные стили воспитания и обращения с ребенком; ненормальное подавление самостоятельности, несвобода; бесконечное морализаторство, поучения; несправедливые наказания и ограничения. Также актуальна проблема насилия над ребенком и жестокость по отношению к нему.

  1. Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе. Отверженные дети занимают низшие ступени в статусной иерархии детской группы, часто подвергаются насмешкам, физическому и психическому насилию и т. п.

  2. Психофизиологическая неустойчивость на фоне трудно протекающего пубертата. Отметим ряд признаков тяжелого течения пубертата: ранний старт, морфологические дисгармонии и анормальности развития организма, психическая неустойчивость и развитие акцентуаций характера. Исследования показывают, что к суициду более склонны подростки со следующими акцентуациями характера: агрессивный тип, эмотивный, сенситивный, истериодный, астенический.

  3. Личностные особенности подростка: напряженность, неумение найти выход из ситуации, импульсивность, низкий самоконтроль, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Суицидальная готовность выше у подростков с пониженным фоном настроения, неудовлетворенности их запросов, с признаками невозможности самовыражения, неудачами в учебе и межличностных отношениях.

Подростки, склонные к суициду, имеют характерные внутренние переживания: безнадежность, опустошенность, ощущение тупика. На этом фоне ребенок не чувствует своей способности справиться с проблемами, найти их решение.

Внутреннее состояние проявляется в характерном внешнем поведении:



  • противоречивости, двойственности намерений. Выказывается желание умереть, но это может быть зов: о помощи;

  • быстрой смене чувств, изменчивость настроения, Надежды быстро вспыхивают и гаснут. Синдром тревожно-ажитированного поведения: внешне — подъем, однако с признаками суеты и спешки;

  • апатия, отсутствие интереса к чему-либо. Бесполезное времяпрепровождение. Депрессия, приступы бессилия, безволия; подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бесполезно проводит время, в поведении оцепенение и сонливость;

  • неспособность планировать и осуществлять текущие дела, паралич действия;

  • внешнее спокойствие с оттенком болезненно мрачной погруженности в себя, зловещее успокоение, отрешенность от забот и тревог. Уход в мир аутических фантазий, признаки бегства из реальности;

  • низкая толерантность к конфликтам, нарастание немотивированной агрессивности. Высокая ранимость и бурные реакции на неудачи;

• выраженное чувство вины, стыд за себя, отчетливая
неудовлетворенность собой. Признаки невротического развития. Может маскироваться нарочитой бравадой, дерзостью, вызывающим поведением;

• употребление алкоголя, наркотиков, токсикомании.


Внутренние формы суицидальной активности:

  • суицидальные мысли, фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться, если бы я умер» и т. п.);

  • суицидальные замыслы: продумываются способы самоубийства, планируются средства и время;

  • суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на определенное действие.

Внешние формы суицидальной активности принято разделять на две группы.

  1. Суицидальные попытки — целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью.

  2. Завершенный суицид — действия заканчиваются гибелью человека.

Профилактическая программа должна включать в себя детей:

  • из семей неблагополучных в социальном и психологическом смысле;

  • с тяжелым течением пубертата;

  • акцентуированных и психологически изолированных и отверженных в различных детских и подростковых группах;

— с признаками замышляемого суицида. Выявление указанных признаков возможно как методом наблюдения, бесед, опроса значимых взрослых, так и при помощи комплекта методик.




Мафусаил жил 969 лет. Вы, дорогие мальчики и девочки, в следующие десять лет увидите больше, чем видел Мафусаил за всю свою жизнь. Марк Твен
ещё >>