Проектная работа - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проектная работа 1 329.18kb.
Проектная работа «Модель торпедного катера 1 98.83kb.
Проектная работа: «Деньги в нашей жизни» 1 51.37kb.
Исследовательская работа по истории «Латышские стрелки на территории... 1 253.78kb.
Проектная работа н. Г. Гарин-михайловский- инженер-строитель, писатель... 1 104.5kb.
Проектная работа по Мировой Художественной Культуре 1 189.59kb.
Проектная работа Чудо люминесценции 1 241.39kb.
Проектная деятельность младших школьников 1 65.41kb.
МО: Одаренные дети- работа с ними. В марте прошло мо по этой теме... 1 56.19kb.
Сценарий внеклассного мероприятия (учитель начальных классов Молоткова Л. 1 75.45kb.
Проектная работа «Отчизны верные сыны… Как мои предки служили Родине» 1 63.15kb.
Социально нравственные проблемы в новеллах ги де мопассана «ожерелье»... 1 45.46kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Проектная работа - страница №1/1


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №806




ПРОЕКТНАЯ РАБОТА



(жанровое своеобразие)


Филология

Коновалова Елизавета Александровна

Третьяк Анастасия Александровна

Руководитель проекта: Лозовая Е.В.
Москва - 2013

Оглавление


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №806 1

(жанровое своеобразие) 1

Аннотация 3

Слово о писателе 6

История написания «Attalea princeps» 9

Совсем коротенько 11

Сказка ложь, да в ней намек, 12

Добрым молодцам урок! 12

Исследование 17

Сравнительная таблица жанров 20

Выводы 24

Над проектом работали: 28

Список использованной литературы: 29

29


Интернет-ресурсы: 30

Приложение 31




Аннотация




Тема: В.М. Гаршин «Attalea princeps» (жанровое своеобразие)

Авторы: Коновалова Елизавета, Третьяк Анастасия (5 класс)

Руководитель: Лозовая Елена Васильевна

Актуальность темы: свою работу мы посвятили произведению В.М.Гаршина «Attalea princeps». Несмотря на то, что прошло почти два столетия, это произведение читают как взрослые, так и дети. Дети воспринимают повествование о пальме как сказку. Проблемы, которые волновали автора когда-то, остаются актуальными и сегодня. Читатели старшего поколения расценивают произведение «Attalea princeps» как гимн свободолюбию, как восхищение подвигом, хотя и обреченным заранее на трагический исход.

Проблема: впервые «Attalea princeps» вошла в сборник рассказов В.М. Гаршина для детей. В учебниках по литературе для 5 класса «Attalea princeps» представлена как жанр литературной сказки. В других источниках «Attalea princeps» трактуется как притча, рассказ, новелла. Жанровые границы «Attalea princeps» размыты и нечетки. С каким же жанром можно соотнести «Attalea princeps»? Данная работа посвящена исследованию этой проблемы.

Объект исследования: литературное произведение В.М. Гаршина«Attalea princeps».

Предмет исследования: жанровое своеобразие «Attalea princeps», анализ творческих работ учащихся.

Цель исследования:

Определить жанровое своеобразие «Attalea princeps».



Задачи исследования:

  1. Проанализировать историю написания «Attalea princeps» В.М. Гаршиным.

  2. Выявить личное отношение автора к проблемам, поднятым в произведении.

  3. Установить причины сходства и различия сравниваемых жанров: литературная сказка, притча, новелла, рассказ.

  4. Проанализировать особенности этих жанров.

  5. Установить жанровое своеобразие «Attalea princeps».

Гипотеза: так как «Attalea princeps» в школьной программе рассматривается как жанр литературной сказки, также неоднозначно - различными литературными критиками, то можно предположить, что это литературное произведение – синтез нескольких литературных жанров: новеллы, рассказа, притчи, сказки.

Метод исследования:

  1. Обработка и интерпретация информации на основе изученной литературы и Интернет-ресурсов по теме.

  2. Структурированное наблюдение.

  3. Открытый вопрос в форме письменного творческого задания (учащиеся 5 класса).

  4. Сравнение посредством сходств и различий.

  5. Обобщение данных, полученных в ходе работы (индуктивное обобщение).

Новизна работы заключается в представлении «Attalea princeps» как произведения многопланового, включающего в себя различные литературные жанры.

Исходные данные: основным источником информации стала литература (в том числе Интернет-ресурсы), посвященная изучению данной проблемы.

Структура исследовательской работы определилась логикой исследования и достижения поставленной цели.
План выполнения работы:

  1. Прочтение произведения В.М. Гаршина «Attalea princeps».

  2. Составление исторической справки (жизнь В.М. Гаршина. История написания «Attalea princeps»).

  3. Знакомство со справочной литературой и критическими статьями по теме исследования.

  4. Проведение сопоставительного анализа литературных жанров: сказка, притча, рассказ, новелла.

  5. Оформление сравнительной таблицы.

  6. Анализ творческих работ учащихся.

  7. Создание компьютерной презентации в Power Point.

  8. Выводы, сделанные на основе полученных результатов.

В ходе работы над этой темой мы обращались к Интернет-ресурсам, к специальной литературе, посвящённой изучению различных литературных жанров и их элементов; анализировали и обобщали полученные результаты.

Слово о писателе


Всеволод Михайлович Гаршин, любимый писатель русской интеллигенции 80-х гг. XIX века, - одна из самых трагических фигур эпохи безвременья, черной эпохи правления Александра III. По словам Алексея Максимовича Горького, жизнь Гаршина служила основной темой литературы XIX века, так как его творчество относится к тяжелым годам русской истории, когда народ, порабощенный царским самодержавием, страдал особенно тяжко.

Род Гаршиных - старый дворянский род, который произошел, по преданию, от мурзы Горши или Гаршы, выходца из Золотой Орды при Иване III. Детство свое провёл в военной среде (отец Михаил Егорович Гаршин был офицером). В детстве Гаршин был крайне впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие. Будучи семи лет, он прочел «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго. А в восемь лет читал революционный журнал «Современник».

Семейная трагедия, постигшая Гаршина в детстве, оставила на нем неизгладимый печальный след. Отец и мать не любили друг друга, и сердце мальчика разрывалось от жалости к отцу и любви к своей матери. Чтобы не обидеть родителей, он уверял мать в своем равнодушии к отцу, а отца в том, что мать ему безразлична.

В 1864 г. Гаршин поступил в седьмую петербургскую гимназию. Там он проучился десять лет. Здесь, в реальном училище (так его стали позже называть), были заложены качества его характера и мировоззрения.

В семнадцать лет Гаршин перенес первый серьезный приступ душевной болезни. Сам писатель позже вспоминал о своих переживаниях так: " Однажды разыгралась страшная гроза. Мне казалось, что буря снесет весь дом, в котором я тогда жил. И вот, чтобы воспрепятствовать этому, я отрыл окно, - моя комната находилась в верхнем этаже, - взял палку и приложил один ее конец к крыше, а другой - к своей груди, чтобы мое тело образовало громоотвод и, таким образом, спасло все здание со всеми его обитателями от гибели".

Через десять лет, в 1874 году, Гаршин поступил в горный институт. По происхождению он был дворянином, по положению разночинцем, в душе – настоящим интеллигентом. Гаршин ненавидел существующий строй, торжество грубой силы богатых людей над бедностью и слабостью.

Обучаясь в горном институте, Гаршин начал писать стихи, хотя они казались ему бледными и несовершенными:

Нет, не дана мне власть над вами,

Вы, звуки милые поэзии святой;

Не должен я несмелыми руками

Касаться лиры золотой!

Гаршин с горечью восклицает в одном из своих стихотворений, а затем продолжает:

Но если сердце злобой разгорится

И мстить захочет слабая рука -

Я не могу рассудку покориться,

Одолевает злобная тоска,

И я спешу в больных и буйных звуках

Всю желчь души истерзанной излить,

Чтоб хоть на миг один забыть о муках

И язвы сердца утолить.

Стыдясь своих первых ученических опытов, Гаршин стеснялся кому-либо показать свои первые литературные опыты.

В 1877 году началась русско-турецкая война. 12 апреля 1877 г. Гаршин вместе с товарищем готовился к экзамену по химии. В это время принесли манифест о войне на Балканах. Гаршин, не раздумывая, побежал в институт подавать просьбу об увольнении, и уже через несколько недель был в Кишиневе вольноопределяющимся Болховского полка. 11 августа в одном из сражений под Аясларом «рядовой из вольноопределяющихся В. Гаршин примером личной храбрости увлек вперед товарищей в атаку, во время чего и ранен в ногу». Рана была неопасная, но больше в военных действиях Гаршин участия не принимал. Произведенный в чин офицера, он вскоре вышел в отставку. Полгода пробыл вольным слушателем филологического факультета Петербургского университета. Затем полностью отдался литературной деятельности.

Воспоминания друзей и родных того периода рисуют нам писателя спокойным и оживленным. Сознание исполненного долга, внимание читательской публики благотворно влияли на Гаршина. Однако в глубине души его продолжался томительный процесс осмысления человеческой жизни. Душевное равновесие, которое установилось на фронте под пулями, снова было нарушено. Гаршин настойчиво продолжал искать какой-то высшей правды, смысла жизни и человеческих бед. Он был неутомим в физических нагрузках: ходьбе, плавании, гребле. Шутил и смеялся, сохранял всегда доброе настроение. Однако внутренний мир оставался угнетенным и тревожным. По-прежнему душа продолжала искать ответы на «проклятые вопросы» и не находила их.

Свою литературную деятельность Гаршин начал в то время, когда борьба с царским самодержавием достигла своего пика. Гаршин очень болезненно реагировал на любой террористический акт. В течение трёх лет, с 1877 по 1880 годы, Всеволод Гаршин написал восемь рассказов. В этих произведениях писатель сумел затронуть разные стороны русской жизни конца семидесятых годов девятнадцатого века.

В 1887 году неожиданно у Гаршина сложились такие строки:

Свеча погасла, и фитиль дымящий,

Зловонный чад обильно разносящий,

Во мраке красной точкою горит.

В моей душе погасло пламя жизни,

И только искра горькой укоризны

Своей судьбе дымится и чадит.

И реет душный чад воспоминаний

Над головою, полной упований,

В дни лучшие, на настоящий миг,

И что обманут я мечтой своею,

Что я уже напрасно в мире тлею, -

Я только в этот скорбный миг постиг.

Писатель с грустью подмечал, что не верит в полное излечение от душевного недуга, себя он называет «фитиль дымящий, зловонный чад обильно разносящий».

Жизнь казалась ему тяжелой ношей, бесконечной вереницей страданий. Гаршин постоянно тосковал, мало спал. Будущего не виделось… 24 марта 1888 года страдальческая жизнь русского писателя Гаршина оборвалась. В газете «Правда» появилась заметка: «Он был художник в полном смысле этого слова. Взыскательный, строгий к себе. То, что Гаршин успел создать за свою короткую жизнь, принадлежит к лучшим образцам нашей литературы».

Антон Павлович Чехов в рассказе "Припадок" заметил: "Есть таланты писательские, сценические, художнические, у него же (Гаршина) особый талант - человеческий. Он обладает тонким, великолепным чутьем к боли вообще".


История написания «Attalea princeps»


В начале 1876 года Гаршин томился вынужденным бездействием. 3 марта 1876 года Всеволод Михайлович написал стихотворение «Пленница». В стихотворном наброске Гаршин рассказал историю мятежной пальмы.

Прекрасная пальма высокой вершиной

В стеклянную крышу стучит;

Пробито стекло, изогнулось железо,

И путь на свободу открыт.

И отпрыск от пальмы султаном зеленым

Поднялся в пробоину ту;

Над сводом прозрачным, под небом лазурным

Он гордо глядит в высоту.

И жажда свободы его утолилась:

Он видит небесный простор,

И солнце ласкает (холодное солнце!)

Его изумрудный убор.

Средь чуждой природы, средь странных собратий,

Средь сосен, берез и елей,

Он грустно поникнул, как будто бы вспомнил

О небе отчизны своей;

Отчизны, где вечно природа пирует,

Где теплые реки текут,

Где нет ни стекла, ни решеток железных,

Где пальмы на воле растут.

Но вот он замечен; его преступленье

Садовник исправить велел,—

И скоро над бедной прекрасною пальмой

Безжалостный нож заблестел.

От дерева царский венец отделили,

Оно содрогнулось стволом,

И трепетом шумным ответили дружно

Товарищи-пальмы кругом.

И снова заделали путь на свободу,

И стекла узорчатых рам

Стоят на дороге к холодному солнцу

И бледным чужим небесам.

Образ гордой пальмы, заточенной в стеклянную клетку оранжереи, приходил ему в голову не один раз. В произведении "Attalea princeps" разработан тот же сюжет, что и в стихотворении. Но здесь мотив о пальме, стремящейся вырваться на свободу, звучит еще острее и революционней.

«Attalea princeps» предназначалась для «Отечественных записок». М.Е. Салтыков-Щедрин воспринял её как политическую аллегорию, исполненную пессимизма. Главного редактора журнала смутил трагический финал произведения Гаршина. По словам, Салтыкова-Щедрина, он мог быть воспринят читателями как выражение неверия в революционную борьбу. Сам Гаршин отказывался видеть в произведении политическую аллегорию.

Всеволод Михайлович говорит о том, что на написание «Attalea princeps» его подтолкнул подлинный случай в ботаническом саду.

«Attalea princeps» впервые была напечатана в журнале «Русское богатство», 1880, № 1, с. 142 - 150 с подзаголовком «Сказка». Из воспоминаний Н. С. Русанова: «Гаршин был очень огорчен тем, что его грациозная сказочка «Атталеа принцепс» (которая была помещена позже в нашем артельном «Русском Богатстве») была отвергнута Щедриным за ее недоуменный конец: читатель не поймет и плюнет на все!» (Н.С. Русанов, «На родине». Воспоминания, т. 1, M. 1931, стр. 231).


Совсем коротенько


В большом городе была оранжерея, в ней росли чудесные заморские растения. В оранжерее было очень тесно. Растения переплетались между собой корнями и боролись за каждую каплю влаги и пищи. Они мечтали о синем небе, о свободе, но рамы оранжереи давили их, стесняли, мешали жить и расти.

Среди растений росла здесь красивая бразильская пальма Attalea princeps. Она была выше всех растений и красивей всех. Ее не любили другие растения, так как считали ее гордой и заносчивой, а на самом деле завидовали ей.

Однажды пальма предложила растениям свой план: всем вместе навалиться на рамы, раздавить стекла оранжереи и вырваться на долгожданную свободу. Растения не поддержали пальму: «Глупости! глупости!» - заговорили деревья. «Несбыточная мечта! - кричали они. - Вздор! нелепость! Рамы прочны и мы никогда не сломаем их, да если бы и сломали, так что ж такое? Придут люди с ножами и топорами, отрубят ветви, заделают рамы и все пойдет по-старому».

«Ну, как хотите, - отвечала Attalea princeps. - Теперь я знаю, что мне делать. Я оставлю вас в покое: живите, как хотите, ворчите друг на друга, спорьте из-за подачек воды и оставайтесь вечно под стеклянным колпаком. Я и одна найду себе дорогу. Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решетки и стекла,- и я увижу!»

И пальма одна начала бороться за свободу. Она тянулась ввысь, а когда добралась до потолка оранжереи, ее крона уперлась в раму. Ей было нестерпимо больно, но пальма продолжала начатое дело.

В конце концов, железная решетка лопнула. Посыпались осколки стекол. Пальма с гордостью выпрямилась над стеклянной крышей оранжереи. Теперь она была свободна.

А в это время на дворе уже стояла глубокая холодная осень. Моросил смешанный со снегом дождь. От холода бразильской пальме грозила смерть. Пришли рабочие, спилили пальму и выбросили на двор. Так и закончилась борьба одинокой пальмы…

Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!


Несложно определить, какая это сказка: волшебная, бытовая или сказка о животных. Конечно, бытовая. Проблемы, которые поднимает автор в этом произведении, социального, политического, философского характера.

В «Attalea princeps» нет традиционного зачина «жили были», нет концовки «и я там был…». Это говорит о том, что «Attalea princeps» - сказка авторская, литературная.

Следует заметить, что во всех сказках добро побеждает зло. В «Attalea princeps» о таком понятии как «добро» речь не идет. Единственный герой, проявляющий чувство «добра», это «вялая травка».

События развиваются в хронологической последовательности. Красивая оранжерея из стекла и железа. Величественные колонны и арки переливались при ярком солнечном свете как драгоценные камни. С первых строк описание оранжереи даёт ложное представление о великолепии этого места.

Гаршин снимает видимость красоты. Этим и начинается развитие действия. Место, где растут самые необычные растения, тесное: растения соперничают между собой за кусочек земли, влаги, света. Они мечтают о светлом широком просторе, о синем небе, о свободе. Но стеклянные рамы сдавливают их кроны, стесняют, мешают им полноценно расти и развиваться.

Развитие действия – это спор между растениями. Из беседы, реплик героев вырастает образ каждого растения, их характер.



Саговая пальма - злобная, раздражённая, надменная, высокомерная.



Пузатый кактус - румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью, бездушный.

Корица - прячется за спины других растений («меня никто не обдерёт»), спорщица.

Древовидный папоротник - в целом тоже довольный своим положением, но какой-то безликий, не стремящийся ни к чему.

И среди них королевская пальма—одинокая, но гордая, свободолюбивая, бесстрашная.

Из всех растений читатель выделяет главную героиню. В честь неё и названа эта сказка. Красивая гордая пальма Attalea princeps. Она выше всех, красивее всех, умнее всех. Ей завидовали, её не любили, потому что пальма была не такой, как все обитатели оранжереи.

Однажды пальма предложила всем растениям навалиться на железные рамы, раздавить стёкла и вырваться на долгожданную свободу. Растения несмотря на то, что всё время роптали, отказались от идеи пальмы: «Несбыточная мечта!—кричали они.—Вздор!... Придут люди с ножами и топорами, отрубят ветви, заделают рамы, и всё пойдёт по-прежнему». «Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решетки и стёкла, - и я увижу», - отвечала Attalea princeps. Пальма в одиночку начала бороться за свободу. Травка была единственным другом пальмы.

Кульминация и развязка «Attalea princeps» оказались совсем не сказочными: на дворе стояла глубокая осень, моросил мелкий дождь, смешанный со снегом. Пальме, которая с таким трудом вырвалась на свободу, грозила смерть от стужи. Это не та свобода, о которой она мечтала, не то небо, не то солнце, которое она так хотела пальма увидеть. Attalea princeps не могла поверить, что это всё, к чему она так стремилась долгое время, чему отдала последние силы. Пришли люди и по приказанию директора спилили её и выбросили на двор. Борьба оказалось смертельной.



Отмечая реалистичность манеры писателя, то, что в этой сказке мало метафор, сравнений, можно сделать вывод, что перед нами не столько жанр сказки, сколько рассказа-притчи. Это одна из особенности художественной манеры В.М. Гаршина.

В образе гордой пальмы Гаршин показал судьбу террористов, которые тоже стремились к свободе, хотели сломать самодержавие и разрушить его строй. Но к чему это привело бы? Что за этим стоит? Эти вопросы всегда волновали Гаршина. И он знал ответ, он предсказал это в своём произведении «Attalea princeps». Участь террористов была предначертана Гаршиным. Он не видел светлого будущего. Террористов ожидал крах. А изменить ничего было нельзя!

Таким образом, Гаршин заново ввел в литературу жанр аллегории, придав ей черты лирико-философской новеллы. Аллегории Гаршина предполагают их социально-политическое и конкретно-историческое прочтение. Нетрудно увидеть связь тем и идей «Attalea princeps» с революционным движением 70–80-х гг. XIX века. Аллегория, как жанр, в котором отвлеченная идея изображается с помощью конкретных образов, чаще всего предполагала однозначное прочтение. Гаршин нарушает и обновляет традиции этого жанра. Его образы приобретают характер символов. Аллегорическая форма “Attalea Princeps “ придает не только политическую остроту, но и затрагивает социальные и нравственные глубины человеческого бытия. Вот что писал об аллегории в 1887 г. В.Г. Короленко: «Если форма аллегории взята из природы, - нужно, чтобы природа по возможности нигде не искажалась: данное явление должно развиваться органически стройно, в своей обычной последовательности, и вместе с тем этот процесс должен быть весь проникнут насквозь отвлеченной идеей. Форма, образ и идея должны развиваться каждое по своим законам и все-таки вполне параллельно. Иначе явится или невыдержанность мысли, - если идея будет принесена в жертву образу, - или наоборот - невыдержанность образа».

Гаршин выполняет основные из этих требований. Взятые им образы, развиваются стройно, органично. Описывая оранжерею, Гаршин реально передает её вид. Здесь всё правда, нет никакого вымысла. Затем Гаршин нарушает принцип строгого параллелизма идеи и образа. Если бы он был выдержан, то прочтение аллегории было бы лишь пессимистическим: всякая борьба обречена, она бесполезна и бесцельна. У Гаршина многозначному образу соответствует не только конкретная социально-политическая идея, но и философская мысль, которая стремится выразить общечеловеческое содержание. Эта многозначность и приближает образы Гаршина к символам, причем суть его произведения выражается не только в соотнесении идеи и образа, но и в развитии образов, т. е. сам сюжет гаршинских произведений приобретает символический характер. Примером может служить многоплановость сопоставлений и противопоставлений растений. Все обитатели оранжереи - узники, но все они помнят то время, когда жили на свободе. Однако лишь пальма стремится вырваться из оранжереи. Большинство растений трезво оценивают свое положение и поэтому не стремятся к свободе... Обеим сторонам противостоит маленькая травка, она понимает пальму, сочувствует ей, но не обладает такой силой. Каждое из растений остается при своем мнении, но их объединяет негодование против общего неприятеля. Как это похоже на мир людей!

Существует ли какая-то связь между попыткой пальмы оказаться на воле и поведением других обитателей, которые росли в той же оранжерее. Такую связь можно усмотреть в том, что перед каждым из персонажей стоит выбор: продолжать ли жизнь в месте, которое они называют «тюрьмой», или предпочесть неволе свободу, что в данном случае означает выход за пределы оранжереи и верную смерть.

Наблюдения за отношением персонажей, в том числе и директора оранжереи, к плану пальмы и способу его осуществления позволяет приблизиться к пониманию самой точки зрения автора, которую он не высказывает открыто. Как изображается долгожданная победа, которую одержала пальма в борьбе с железной клеткой? Как оценила героиня итог своей борьбы? Почему вместе с пальмой погибла травка, которая так сочувствовала ее стремлению к воле и восхищалась им? Что означает фраза, заключающая всю историю: «Один из садовников ловким ударом заступа вырвал целую охапку травы. Он бросил ее в корзину, вынес и выбросил на задний двор, прямо на мертвую пальму, лежавшую в грязи и уже полузасыпанную снегом»?

Попытка ответить на эти вопросы приводит любого читателя к выводу, что рассказ о судьбе пальмы – это иносказание. В то же время характер изображенных событий (спор о выборе жизненного пути) и наличие переломного момента в жизни героев позволяет увидеть сходство рассказа В.М. Гаршина с притчей.

Также многозначен и сам образ оранжереи. Это мир, в котором живут растения; он угнетает их и вместе с тем дает им возможность существовать. Смутное воспоминание растений о родине - это их мечта о прошлом. Повторится или нет в будущее, никто не знает. Героические попытки нарушить законы мира - прекрасны, но опираются они на незнание действительной жизни и потому беспочвенны и безрезультатны.

Таким образом, Гаршин выступает и против слишком оптимистической, и против односторонне пессимистической концепций мира и человека. Обращение Гаршина к образам-символам чаще всего выражало стремление опровергнуть однозначное восприятие жизни.

Некоторые литературные критики, расценивая произведение «Attalea princeps» как аллегорический рассказ, говорили о политических взглядах писателя. Мать Гаршина писала о сыне: «По своей редкой доброте, честности, справедливости он не мог пристать ни к какой стороне. И глубоко страдал за тех и за других...» У него были острый ум и чуткое, доброе сердце. Каждое явление зла, произвола и насилия в мире он переживал со всем напряжением своих болезненных нервов. А результатом таких переживаний стали прекрасные реалистические произведения, которые утвердили навсегда его имя и в русской, и в мировой литературе. Всё его творчество проникнуто глубоким пессимизмом.

Гаршин был ярым противником натуралистического протоколизма. Он стремился писать сжато и экономно, а не подробно изображать эмоциональные стороны человеческой природы.

Исследование


Исследуя данную проблему, мы отметили, что «Attalea princeps» в различных литературных источниках трактуется чаще всего как жанр сказки, рассказа, притчи, новеллы.

Мы постарались провести сравнение жанрового своеобразия «Attalea princeps» по сходству и различию и оформить свои наблюдения в виде таблицы:

- определение жанра

- композиция произведения

- идея произведения

- аллегория и символы в произведении

- свойства изображенного пространства по отношению к жизни его обитателей

- «внутренняя» и «внешняя» точки зрения на пространство обитания, субъекты изображения

- «поворотный» момент в ходе событий и отношение персонажей к поступкам и суждениям друг друга

- точка зрения автора и его мнение о «правильном» жизненном пути

На уроке литературы учитель предложила нам самостоятельно придумать развязку к «Attalea princeps». Со слов «Была глубокая осень. Attalea выпрямила свою вершину в пробитое отверстие оранжереи. Моросил мелкий дождик, ветер низко гнал серые клочковатые тучи. Attalea погибала…» мы сами сочиняли концовку.

Большинство ребят придумали добрый сказочный конец. Attalea princeps, достигнув своей цели, оказалась на свободе. Травка тоже была рядом. Да и другие обитатели оранжереи оценили героический поступок пальмы. Те, кто работал в жанре рассказа (30% от числа всех учащихся), тоже рассказали о благоприятном исходе дела, лишь не использовали сказочных элементов.

Некоторые работы наших одноклассников мы поместили в приложении к нашей работе.

Сравнительная таблица жанров







Сказка

Притча

Рассказ

Новелла

Определение жанра

Повествование о вымышленных событиях, используются характерные фантастические приемы. Малое количество действующих лиц; чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме, одна из древнейших форм запечатления сущностной информации посредством метафоры; способна претерпевать трансформации. Малое количество действующих лиц; чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Небольшое по объёму произведение с установкой на единство художественного события. Малое количество действующих лиц; чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.Не способен претерпевать трансформации.


Повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, неожиданная развязка. Малое количество действующих лиц; чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. Не способна претерпевать трансформации. Иногда новеллу рассматривают как разновидность рассказа.


Основная мысль

Все растения чувствуют боль, у всех есть душа.

Героическая смерть еще далеко не поражение

Очень трудно, когда тебя не понимают окружающие, когда они настроены враждебно.

Противоречие мечты и обретённой реальности.

Цель борьбы — свобода и сама борьба — прекрасны, результаты ее — пока что ничтожны. Но несмотря на это, бороться надо.

Композиционная структура

Сюжет "Attalea Princeps" был разработан Гаршиным ещё в 1876 году в стихотворении "Пленница".




В «Attalea princeps» нет зачина «жили были», нет концовки «и я там был…», это говорит о том, что сказка авторская, литературная.

Композиция строится в хронологической последовательности. Расположение и взаимосвязь всех эпизодов построено так, что в произведении автором включены подробные описания внешнего места действия, которое мы видим в экспозиции.


Мало метафор, сравнений, вместо этого - простое обозначение предметов и фактов. Но какой широкий охват мыслей!

Композиция строится в хронологической последовательности. Расположение и взаимосвязь всех эпизодов построено так, что в произведении автором включены подробные описания внешнего места действия, которое мы видим в экспозиции.


Композиция строится в хронологической последовательности. Расположение и взаимосвязь всех эпизодов построено так, что в произведении автором включены подробные описания внешнего места действия, которое мы видим в экспозиции.


Композиция строится в хронологической последовательности. Расположение и взаимосвязь всех эпизодов построено так, что в произведении автором включены подробные описания внешнего места действия, которое мы видим в экспозиции.

Развязка неожиданная.


Аллегория

Русская литература тех лет достаточно успешно использовала аллегории и иносказания. Аллегорическая форма «Attalea Princeps» придает не только политическую остроту, но и, что более важно, затрагивает социальные и нравственные глубины человеческого бытия.

Символы

(авторское отношение)



  1. Символы: оранжерея – царская власть, пальма – революционер, Бразилия – родина = свобода

  2. Вскоре пальму срубили и выбросили во двор. Погибла и доверчивая травка, обвившая ствол дерева. Таков печальный финал произведения, выразивший в символических образах неотвратимый трагизм высокой героики.

  3. Для Гаршина это символы всеобщего счастья, несовместимого с неволей. Одинокие гордые борцы стремятся достигнуть полного и безоблачного счастья и ради этого совершают героические подвиги, но благородные мечтатели не знают реальной жизни, и в этом их трагедия.

  4. Люди, символическим изображением которых была гаршинская пальма, мечтали о голубом небе и вечном ликовании, но они не знали путей к мировой гармонии, как не знал их и сам Гаршин; поэтому отпечаток безысходности лег на произведение. Выход не найден, но свободолюбивый подвиг оправдан. Пусть он не принес плодов, в глазах автора он все же возвышен и свят.

Свойства изображенного пространства по отношению к жизни его обитателей

Особое внимание уделяется описанию оранжереи. Гаршин выделил латинское название дерева, подчеркнув в то же время, что у него есть свое настоящее (данное на родине) имя. Замена родного имени пальмы латинским (латынь – мертвый язык) названием говорит о том, что события рассказанной истории происходят в «чужом» для нее мире. Можно уже в начале чтения предвидеть, что пальма обречена на гибель.

Необычная развязка

«Внутренняя» и «внешняя» точки зрения на пространство обитания, субъекты изображения

Читателю дается представление о мире через переживания растений, связанные с воспоминаниями о родине.

Подтверждением существования прекрасной земли служит появление в оранжерее бразилианца, узнавшего пальму, назвавшего ее по имени и уехавшего на родину из холодного северного города. Прозрачные стены оранжереи, которые снаружи выглядят как «прекрасный кристалл», воспринимаются изнутри как клетка для персонажей-растений.

Этот момент становится поворотным в развитии событий, поскольку вслед за ним пальма принимает решение вырваться на свободу.

Внутреннее пространство рассказа сложно организовано. Оно включает в себя три пространственные сферы, противопоставленные друг другу. Родной для растений край противопоставляется миру оранжереи не только качественно, но и пространственно. Он удален от нее и представлен в воспоминаниях персонажей-растений. «Чужое» для них пространство оранжереи в свою очередь противопоставлено внешнему миру и отделено от него границей. Есть еще одно замкнутое пространство, в котором обитает «отличный ученый» - директор оранжереи. Большую часть времени он проводит в «особой стеклянной будочке, устроенной внутри оранжереи».



«Поворотный» момент в ходе событий и отношение персонажей к поступкам и суждениям друг друга

Перед каждым из персонажей стоит выбор: продолжать ли жизнь в месте, которое они называют «тюрьмой», или предпочесть неволе свободу, что в данном случае означает выход за пределы оранжереи и смерть.

Наблюдения за отношением персонажей, в том числе и директора оранжереи, к плану пальмы и способу его осуществления позволяет приблизиться к пониманию точки зрения автора, которую он не высказывает прямо.



Точка зрения автора и его мнение о «правильном» жизненном пути




Рассказ о судьбе пальмы – это иносказание.

Вывод

1. Композиция строится в хронологической последовательности. Расположение и взаимосвязь всех эпизодов построено так, что в произведении автором включены подробные описания внешнего места действия, которое мы видим в экспозиции (литературная сказка, притча, рассказ, новелла)

2. Характер изображенных событий (спор о выборе жизненного пути) и наличие переломного момента в жизни персонажей позволяет увидеть сходство рассказа с притчей.

3. Необычная развязка говорит о том, что это новелла.




Выводы


Проведя исследование и наблюдения, мы пришли к следующим выводам:

  1. Произведение В.М. Гаршина «Attalea princeps» - это эпическое произведение небольшого объёма, с одной сюжетной линией, одним главным героем, что имеет отношение к любому из четырех исследуемых жанров: сказке, рассказу, притче, новелле.

  2. Композиция «Attalea princeps» строится в хронологической последовательности. Расположение и взаимосвязь всех эпизодов построены так, что в произведении автором включены подробные описания внешнего места действия, которое мы видим в экспозиции. Это характерно для всех четырех жанров. Отличительным является неожиданная развязка. Это характерно для жанра новеллы.

  3. Идея произведения направлена на решение вопросов социально-этического характера:

- все растения чувствуют боль, у всех есть душа (больше характерно для сказочного жанра);

- героическая смерть еще далеко не поражение (действительно, нравственное поучение, премудрость, которые дает притча);

- очень трудно, когда тебя не понимают окружающие, когда они настроены враждебно (поучительный рассказ, нацеливающий читателя на социально-политическое и конкретно-историческое прочтение);

- противоречие мечты и обретённой реальности (краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка говорят об «Attalea princeps» как о новелле).

А в целом, цель борьбы - свобода и сама борьба - прекрасны, результаты ее - пока что ничтожны. Но несмотря на это, бороться надо. Главное, не достижение цели, а путь, которым ты идешь к этой цели. Что ты делаешь, как ты этого достигаешь, для кого и для чего стараешься – в этом и состоит экзамен на прочность.


  1. Аллегорическая (иносказательная) форма «Attalea Princeps» придает не только политическую остроту, но и затрагивает социальные и нравственные глубины человеческого бытия. А символы (что бы Гаршин ни говорил о своем нейтральном отношении к происходящему) передают авторскую сопричастность не только к конкретной социально-политической идее, но и философскую мысль, которая стремится выразить содержание всей общечеловеческой природы.

  2. Читателю дается представление о мире через переживания растений, связанные с воспоминаниями о их родине.

Подтверждением существования прекрасной земли служит появление в оранжерее бразилианца, узнавшего пальму, назвавшего ее по имени и уехавшего на родину из холодного северного города. Прозрачные стены оранжереи, которые снаружи выглядят как «прекрасный кристалл», воспринимаются изнутри как клетка для персонажей-растений.

Этот момент становится поворотным в развитии событий, поскольку вслед за ним пальма принимает решение вырваться на свободу.

Внутреннее пространство рассказа сложно организовано. Оно включает в себя три пространственные сферы, противопоставленные друг другу. Родной для растений край противопоставляется миру оранжереи не только качественно, но и пространственно. Он удален от нее и представлен в воспоминаниях персонажей-растений. «Чужое» для них пространство оранжереи в свою очередь противопоставлено внешнему миру и отделено от него границей. Есть еще одно замкнутое пространство, в котором обитает «отличный ученый» - директор оранжереи. Большую часть времени он проводит в «особой стеклянной будочке, устроенной внутри оранжереи».

Перед каждым из персонажей стоит выбор: продолжать ли жизнь в месте, которое они называют «тюрьмой», или предпочесть неволе свободу, что в данном случае означает выход за пределы оранжереи и смерть.

Наблюдения за отношением персонажей, в том числе и директора оранжереи, к плану пальмы и способу его осуществления позволяет приблизиться к пониманию точки зрения автора, которую он не высказывает прямо. Такое авторское «положение» характерно для всех представленных жанров.

Представленные выводы дают возможность предположить, что «Attalea Princeps» имеет общие признаки со всеми исследуемыми литературными жанрами: сказкой, рассказом, притчей, новеллой. Но так как здесь явна необычная развязка сюжета, то жанр новеллы можно выделить как главный жанр. В основе повествования лежит назидательное поучение, основанное на иносказании и символах. Следовательно, это новелла-притча.



Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму - новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Павловича Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий - характерно для Гаршина. В своих небольших рассказах Всеволод Михайлович показал картины хищничества и страдания угнетённой стороны. Так вырастал замечательный мастер новеллы, один из первых этого жанра в русской литературе второй половины XIX века. Гаршин - автор всего лишь нескольких новелл, он прочно вошел в историю русской литературы как писатель огромной художественной силы и обаяния. Талантливый новеллист, Гаршин оказался мастером новой жанровой формы. Русская литература тех лет достаточно успешно использовала аллегории и иносказания. Такая форма литературных произведений в 1870-1880-х годах воспринималась как единственно доступный способ поставить вопросы острого социально-этического характера.

«Attalea Princeps» - это многоплановое, глубокое по своему содержанию литературное произведение. Именно многоплановость жанрового своеобразия произведения («Attalea Princeps» можно расценивать как литературную сказку, новеллу-притчу) позволяет изучать его, исходя из читательского возраста, интересов и целей обучения.

Произведение можно читать и понимать по-разному. Нам хочется видеть в ней сказку, но только с хорошим, добрым концом. Большинство ребят так и сделали, дописав счастливый конец.

Но мы знаем, что нельзя толковать истинное значение произведения, не познакомившись с жизнью и творчеством писателя. Жизнь Гаршина была трудной и душевно мучительной. Он не примкнул ни к одной политической партии, но очень хотел, чтобы все люди жили счастливо. Знал ли тогда Всеволод Михайлович , что такое явление, как терроризм, дойдёт и до наших дней? Скорее тогда он предсказал свою судьбу и свой исход.

Но в чём можно быть уверенным, так это в том, что судьба террористов XIX века, и судьба террористов наших дней, предсказана им, конец их очевиден. И Гаршин, будучи талантливым писателем, сумел это показать с помощью аллегорий и символов.

Читатель сам вправе трактовать иносказания и делать выводы.

Думаем, что через пару лет, перечитывая это произведение, мы посмотрим на него совсем по-другому. Мы не будем уже относиться к «Attalea princeps» как сказочному жанру, а постараемся найти в ней более глубокий философский смысл. Тогда «Attalea princeps» предстанет перед нами как философская новелла, в основе которой будет иметь место притча о том, что героическая смерть – это еще далеко не поражение.




Над проектом работали:







Елизавета Коновалова








Анастасия Третьяк






Список использованной литературы:


  1. Абрамов Я. Всеволод Михайлович Гаршин. (Материалы для биографии.) "Памяти В. М. Гаршина". Художественно-литературный сборник. - СПБ, 1889 г., стр. 1-60.

  2. Арсеньев К. В. Гаршин и его творчество. - "Вестник Европы", 1888 г., кн. 5-я, стр. 239-258.

  3. Баранцевич К. В.М. Гаршин. (К 25-летию со дня смерти.) -"Путь", 1913 г., кн. 3-я, стр. 32-34. То же в другой редакции: Из воспоминаний о В. М. Гаршине. - "Солнце России" N 13 от 23 марта 1913 г., стр. 8-9.

  4. Бибиков В. Рассказы. - СПБ, 1888 г., стр. 347-381.

  5. Большой справочник школьника 5-11 кл.- М.: Дрофа, 2007.

  6. Броклауз Ф.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: 2007.

  7. Бялый Г.А. В. М. Гаршин и литературная борьба восьмидесятых годов. - Изд. Академии наук СССР, 1937 г.

  8. Бялый Г. «Талант человеческий». Реализм В.М.Гаршина.

  9. Гаршин В.М. Рассказы. – М.: Просвещение, 1989.

  10. Дурылин С.Н. В. М. Гаршин. Из записок биографа. -- Сборник "Звенья" за 1935 г., стр. 571-676.

  11. Коровина В.Я. Литература. 5 кл. Ч.1 -М.: Просвещение,2012.

  12. Короленко В.Г. Критические очерки.

  13. Скабичевский А. Предисловие к собранию сочинений В. М. Гаршина.

  14. Яндекс.Словари › Лит. энциклопедия, 1929-1939

  15. Ясинский Роман моей жизни. - Госиздат, 1926 г., стр. 138-139, 147-148, 150, 170, 172-173, 180, 214-215, 233-236.


Интернет-ресурсы:




  1. http://philology.ruslibrary.ru/default.asp?trID=359

  2. http://az.lib.ru/g/garshin_w_m/text_0340.shtml

  3. http://www.xliby.ru/istorija/literatura_konca_xix_nachala_xx_veka/p3.php#metkadoc13

  4. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/PRITCHA.html

  5. http://www.profistart.ru/ps/blog/5925.html

  6. http://ru.scribd.com/doc/117004010/Дурылин-С-Вс-Гаршин-1935

  7. http://pravaya.ru/govern/391/11946

  8. http://moritc.narod2.ru/talant_chelovecheskiy.html

  9. http://www.bukinistu.ru/rasskaz.html

  10. http://randal.pochtamt.ru/skazka.html

  11. http://stud.ibi.spb.ru/171/solovik/html_files/pritcha.html

  12. http://www.bukinistu.ru/novella.html

  13. http://www.prozakonkurs.ru/articles/article26.php .

  14. http://ru.wikipedia.org/wiki/Притча

  15. http://shpora.net/index.cgi?act=view&id=106985




Приложение


Творческие работы одноклассников

1. Была глубокая осень. Attalea выпрямила свою вершину в пробитое отверстие оранжереи. Моросил мелкий дождик, ветер низко гнал серые клочковатые тучи. Attalea погибала.

Директор приказал спилить пальму. Рабочие обвязали её канатами и хотели спилить, как вдруг один рабочий сказал: «Зачем?! Зачем мы её пилим. Мы можем построить оранжерею выше!» Сначала никто не хотел идти против слова директора.

« Как хотите. Пальму не трогать. Я сам всё построю! Сам!» - сказал рабочий. Он строил день и ночь, ночь и день. Рабочий Родион очень переживал, ведь завтра ночью приедет из отпуска директор. Но вот он видит, к нему идут его друзья с инструментами в руках. Подошли и говорят: «Мы твои друзья и в беде тебя не бросим!»

Строили рабочие целый день. « Всё! Ура! Построили!» - закричали они, - и вдруг вошёл он, директор, и сказал: « Ну, что спилили?» «Нет, - ответил Родион, - мы не будем её пилить!» «Почему?! Вы уволены!» - закричал директор. «Постойте! Мы построили оранжерею намного выше!» - сказали рабочие и повели директора к оранжерее, которая стала заметно больше. «Прекрасно! Молодцы! Я повышаю вам денежное пособие! У меня нет слов! Красота!»

А в это время пальма Attalea стояла, плотно прижавшись к травке. Все растения оранжереи были без ума от новой красоты их дома. Все жители оранжереи стали жить дружно и больше не ссорились. Всё было прекрасно!

2. Была глубокая осень. Attalea выпрямила свою вершину в пробитое отверстие оранжереи. Первые дни осени Attalea мёрзла, ей было холодно… Ветер был сильный. Attalea сдувало, она касалась стволом задней части оранжереи. Но и всем остальным тоже было холодно, ветер обдувал всю оранжерею снаружи и изнутри.

- Это всё ты! - закричал Папоротник. Ты в этом виновата! Пробила оранжерею и нам холодно. Ты даже не подумала, что осень будет суровая и холодная.

- Но я же ни в чём не виновата, я это делала для себя! - оправдывалась Attalea.

- А почему-то мёрзнем мы!

- Извините меня, пожалуйста. Я не подумала.

- Раньше надо было думать.

Спор между Папоротником и Attalea наконец закончился. И неожиданно приехал Бразильянец.

- Вы только посмотрите! - воскликнул Бразильянец. - Как вам не стыдно, почему растения не в тепле? А я-то думал, вы хоть немного уделяете внимание этим растениям!

- В чём я провинился?- возмутился директор, - и вообще, какое право Вы имеете вламываться сюда?

- Как это вы ни в чём не виноваты? Вы держите растения у себя, а они замерзают, это категорически запрещено!

- Им тепло! Это же просто растения! Всё, разговор окончен! Уходите!

Бразильянец посмотрел на растения и понял, что они хотят ему сказать:

- Помоги нам, вытащи нас отсюда! Нам холодно.

Бразильянец, пока не было директора, погрузил всю оранжерею на пароход и отправился в Бразилию.

Прошло несколько часов… Пришёл директор полить растения. Видит, нет оранжереи! Директор очень разозлился! Вдруг он вспомнил разговор с Бразильянцем. Бразильянец тогда был просто взбешен. И директор понял, что именно Бразильянец украл оранжерею, но сделать он ничего уже не мог.

А к этому времени растения и Бразильянец благополучно прибыли в Бразилию. Там у него был собственный участок. Он посадил все растения, полил их водой и добавил удобрения. Все были рады! Начали они жить-поживать, да добра наживать.

3. Была глубокая осень. Attalea выпрямила свою вершину в пробитое отверстие оранжереи. Директор приказал спилить пальму. Бразильянец вскрикнул:

- Что, дереву тут плохо? Мне кажется, ей очень тут хорошо!.

- Немедленно спилить её, - возразил директор.

- Нет, пожалуйста, я не хочу этого! Я хочу жить! - взмолилась Attalea princeps.

- А тебя тут никто и не спрашивал!- ответил ей директор и пошёл в дом. Бедная пальма понимала, что ей осталось жить совсем немного.

- Помоги мне , пожалуйста, - попросила она Бразильянца.

- Не волнуйся, я что-нибудь придумаю, - успокоил он её.

На следующее утро Бразильянец прибежал к пальме и крикнул:

- Я нашёл выход. Я увезу тебя отсюда к своей подруге в Америку, она работает садовником. Её зовут София, и она очень хочет с тобой познакомиться.

- Как это здорово! - воскликнула Attalea.

Не прошло и двух недель, как счастливая пальма была посажена в прекрасном саду Софии. Там она встретила много новых друзей и жила долго и счастливо. И я там была, мёд, пиво пила, по усам текло, да в рот не попало.

4. Была глубокая осень. Attalea выпрямила свою вершину в пробитое отверстие оранжереи. Она сначала испугалась холодного ветра и небольшого дождя.

Она не привыкла к такому климату. Через час её листья начали отмерзать. Директор сначала решил её срубить, но потом ему стало жалко столь чудное дерево. Директор решил построить над пальмой купол.

Строительство началось. Attalea думала, что опять попала в тюрьму. Когда строительство завершилось, над пальмой стали смеяться другие растения. После их слов ей стало одиноко. Но Attalea вспомнила о своей подруге травке. Пальма не могла с ней поговорить, потому что стала настолько высокой, что не видела её.

Шли месяцы. Пальма больше не росла. Ей просто не хотелось.

Наступило лето. Attalea хотела погреться на солнышке, но не могла. В один прекрасный день директор решил сделать подарок растениям. Он придумал перестроить оранжерею. Директор вызвал рабочих, дал им задание разобрать постройку, и они принялись за дело. Когда оранжерея была разобрана, все растения поняли, что если бы не пальма, то они бы так и остались в тюрьме. Всем обитателям оранжереи стало стыдно, и они стали благодарить пальму.

Каждый год, с наступлением лета, оранжерею разбирали. Растениям стало казаться, что это лучшее место на земле. Только одна Attalea понимала, что тюрьма всегда останется тюрьмой. Но время для революции ещё не подошло….








Он сохранил лицо. Изуродованным. Уршула Зыбура
ещё >>