Проектирование современного обществоведческого образования как средство формирования правовой компетентности учащихся - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Использование активных форм обучения как средство достижения правовой... 1 66.17kb.
Обучение иностранным языкам как средство формирования межкультурной... 1 232.53kb.
Правовое воспитание как средство формирования и развития правовой... 1 63.25kb.
Жанровый диалог как средство формирования коммуникативной компетентности 1 34.03kb.
Информатизация психологического образования как средство подготовки... 1 51.01kb.
С. Л. Посмитной. Изменения внесены по количеству часов в соответствии... 1 335.42kb.
Урок как средство формирования межкультурной компетентности 1 56.52kb.
Комплексно – ориентированные задания как средство формирования икт... 1 130.94kb.
Материалы 40 7607.14kb.
Материалы 37 8128.64kb.
Программа информатизации школы на 2006-2010 гг. Основание для разработки 1 79.14kb.
Март Большой зал 1 марта 18. 00 Хор Свято-Данилова монастыря (12+) 1 67.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Проектирование современного обществоведческого образования как средство формирования - страница №1/1

Алфёрова Ирина Николаевна,

учитель права МБОУ СОШ №33

города Смоленска
Проектирование современного обществоведческого образования как средство формирования правовой компетентности учащихся
Теоретическое обоснование опыта работы

В основе опыта лежит педагогическая деятельность и система работы по реализации программы правового образования в условиях средней общеобразовательной школы.

Главная идея представленного опыта – это формирование правовой компетентности учащихся, высокого уровня их воспитанности, ответственности и социальной активности.

Для ее успешной реализации предлагается использование активных и интерактивных форм обучения, позволяющих обеспечить высокую мотивацию к дальнейшему обучению и сформировать, поддержать устойчивый интерес учащихся к праву.

Реализация такой системы правового образования в школе позволяет учащимся:


  • узнать, что такое право, зачем оно создается и каково его место в жизни человека, общества, государства;

  • научиться понимать содержание и смысл законов;

  • освоить навыки правомерного поведения;

  • сформировать основы правового сознания.

Проектирование процесса преподавания права в условиях современной школы осуществляется автором опыта с учётом следующих принципов:

  • практико-ориентированный подход в изложении содержания учебного курса «Право»;

  • опора на социальный опыт школьника, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни;

  • формирование активной гражданской позиции личности;

  • уважение к правам человека и нормам международного права;

  • обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника;

  • решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ученика в дальнейшем.

Внедрение в учебную практику новых технологий позволяет решить важные задачи правового обучения и воспитания. Достижению высокой эффективности образовательных целей во многом способствуют интерактивные методы преподавания.

Одной из воспитательных задач правового образования является формирование уважения к праву, воспитание правовой культуры граждан.

Поэтому концептуальной основой представленного опыта является взаимосвязь между следующими педагогическими действиями:


Осуществление

правового воспитания и обучения

Формирование правового сознания

Формирование правовой культуры

Трансляция правовых знаний, передача опыта правомерного поведения


Создание представления о праве, накопление информации о праве, формирование отношения к праву как ценности



Формирование комплекса представлений о праве, его реализации; понимание осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права

Правовая информированность (компетентность) личности

Объем и качество знаний, владение принципами и нормами права принято называть правовой информированностью (компетентностью) личности. В ней выделяют три уровня:

1-ый – элементарно необходимый: усвоение в основном бесконфликтных правил поведения, составляющих необходимые условия коммуникации и общепринятых социальных связей, реализуемых в значительной степени на уровне интуиции;

2-ой – средний: относительно свободное ориентирование в изменяющихся правовых ситуациях на основе общих принципов и постоянно реализуемых норм права, способность осмыслить содержание нормативно-правовых актов и соответственно сориентироваться в выборе варианта поведения;

3-ий – высокий: постоянный, устойчивый интерес к праву, потребность в получении и расширении количества, углублении качества правовой информации.

Практическая значимость

Представленный мною опыт может быть использован в любом общеобразовательном учреждении, если: 1) в учебном плане предусматривается ведение курса «Право» в 8-9 классах – в рамках предпрофильной подготовки, в 10-11 классах социально-гуманитарного и/или социально-экономического профилей – в рамках реализации программы профильного обучения; 2) в курсе обществознания при изучении политико-правовой сферы.


Структурные компоненты опыта проектирования процесса преподавания права:

  1. Интерактивное обучение как технологическая основа организации учебного процесса – это обучение через опыт, «обучение», погруженное в процесс общения, т.е. основанное на взаимодействии ученика с другими учащимися и с педагогом.

Такое взаимодействие предполагает:



  • переживание участниками конкретного опыта (игра, упражнение, ситуация);

  • осмысление полученного опыта;

  • обобщение (рефлексия);

  • применение на практике.

Используются такие принципы, как 1) опора на имеющиеся у школьников знания, последовательность обучения; 2) принцип наглядности; 3) применение знаний на практике и связь с жизнью.


  1. Алгоритм работы по изучению правовых курсов:




ЗНАКОМСТВО С ПРЕДМЕТОМ

С курсом

С учителем

С юридической лексикой

С правовыми понятиями

С юридическими документами

Первый опыт:

А) использование юридических понятий в речи учащихся;

Б) применение полученных знаний на практике через правовые ситуации.


«ПОГРУЖЕНИЕ» В ПРЕДМЕТ



Изучение пропедевтической части курса – основ теории государства и права:

А) изучение основных правовых понятий, признаков;

Б) применение полученных знаний при работе с тестами, вопросами, задачами.


Изучение отраслей права:

А) источники;

Б) теория;

В) применение знаний на практике при работе с тестами, заданиями, вопросами, при решении задач.



РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ




Текущие и четвертные оценки

Участие во внеурочной работе по праву

Участие в правовых олимпиадах

Решение учеников поступать в юридический вуз



  1. Образовательные задачи курса «Право» (8-9 классы):

  • приобретение базовых навыков, обеспечивающих успешные действия подростка в реальных правоотношениях и ситуациях;

  • передача детям основ правовых знаний, в том числе о правовой системе России и международном праве;

  • формирование способности к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях.

Условия решения образовательных задач:

А) образовательная среда, обеспечивающая детям умения отстаивать свои права, участвовать в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе; возможность реальной пробы себя в социально-правовых ситуациях;

Б) учебные мероприятия двух типов:


  • учебный курс, включающий элементы теории права, обеспечивающие представление о праве как особой предметно-практической области, сведения об основных правах и свободах человека, о различных отраслях права, способах реализации и защиты своих прав;

  • практикумы, способствующие формированию практических навыков правового поведения в реальной жизни.

Образовательные задачи курса «Право» на старшей ступени обучения

(10-11 классы):

  • формирование способности строить собственное правомерное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей;

  • углубление уровня правовых знаний;

  • формирование способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;

  • формирование навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.

Условия решения образовательных задач:

А) образовательная среда, обеспечивающая участие в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе, создании и деятельности общественных организаций, различных социальных проектах;

Б) учебный курс, обеспечивающий расширение и углубление представлений о праве, особенно в экономической сфере.


  1. Варианты проектирования структуры учебного занятия по праву:

1 вариант – дидактический цикл:

    1. формулировка темы, постановка познавательной задачи и создание положительной мотивации к ее решению («погружение» в тему при помощи ситуации из жизни);

    2. предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его первичного усвоения;

    3. организация дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня;

    4. организация обратной связи и контроля;

    5. подготовка учащихся к внеурочной работе.

2 вариант – технология развития критического мышления:

1 стадия – вызов:

Цели:


  • актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений по предлагаемой проблеме;

  • активизация интеллектуальной деятельности;

  • пробуждение (вызов) интереса к изучаемой теме.

2 стадия – осмысление: контакт с новой информацией, усвоение нового знания.

3 стадия – размышление (рефлексия): осознанность изученной информации, выявление самими учащимися ошибок, их анализ с целью самостоятельного нахождения причин неверного решения познавательной задачи, проблемы.



  1. Проектирование педагогических действий

В качестве примера представим описание отдельных приемов обучения:

А) «Большой круг». Состоит из трех этапов:

    1. Группа рассаживается на стульях в большом кругу, ведущий объясняет содержимое юридической задачи.

    2. В течение определенного времени (10 минут) каждый участник индивидуально, на своем месте перечисляет предлагаемые им меры для решения юридической проблемы.

    3. Каждый участник по кругу зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту – включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Примеры возможных тем: 1) «Разработайте подзаконный акт – Постановление органа местного самоуправления о поддержании чистоты на улицах города»; 2) «Познакомьтесь с текстом договора об оказании услуг. Разработайте правила, которые в полной мере гарантировали бы защиту прав и возмещение возможного ущерба потребителя».

Б) «Междусобойчик»: окончательное решение вырабатывается совместными усилиями членов малой группы, которые до этого в результате парных контактов обогащают свое видение задачи. Класс разбивается на малые группы по 4 человека.

1 этап: Индивидуальная работа. Учитель предлагает большое по объему задание. Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.

2 этап: Работа в парах. Цель: нахождение партнерами общего решения. Найденное решение выражает общее мнение двух участников.

3 этап: Продолжение работы в парах. В «четверках» меняются пары, содержание работы остается прежним.

4 этап: Принятие группового решения. Каждая «четверка» собирается вместе. Цель данного этапа заключается в выработке общих положений. При этом уделяется внимание форме исполнения (конспект, рисунок, схема).

Пример возможного задания: Каждая группа получает текст статьи Гражданского кодекса РФ по определенной организационно-правовой форме частной предпринимательской деятельности либо организационно-правовой форме юридического лица. Задача групп – графически изобразить данную форму.



В) «Учимся вместе». Этот прием позволяет: а) направить обучение на уровень понимания, а не простого воспроизведения той или иной информации; б) организовать следующие виды деятельности учащихся: одним предстоит прочитать текст и объяснить прочитанное, другим – прочитать текст и подготовить вопросы к нему. Роль учителя: 1) определить учебный текст, с которым будет идти работа (важно, чтобы он был проблемным по содержанию материала, сложным и позволял развернуть обсуждение, дискуссию); 2) разделить текст на три смысловых фрагмента; 3) дать ученикам четкую инструкцию, как работать с текстом. Класс делится на 6 групп. Одну и ту же часть текста читают 2 группы, но задания у них разные.

Часть задания

Задание А

Задание Б

1 часть текста

Группа 1

Группа 2

2 часть текста

Группа 3

Группа 4

3 часть текста

Группа 5

Группа 6

4) контролировать ход выполнения задания в группах, следить за регламентом; 5) предусмотреть общее задание для всех учеников, которое им предстоит выполнять по ходу урока; 6) необходимо позаботиться о том, чтобы были большие листы бумаги, фломастеры.

Рассмотрим ход урока на примере темы «Права несовершеннолетних по трудовому законодательству».



Вызов. Все ученики читают ситуацию к параграфу, а затем высказывают свои предположения относительно причин отказа 17-летней Ирине в приеме на работу.

Осмысление. Каждая группа получает свое задание по работе с текстом параграфа.

Задание А (для 3-х групп).

Внимательно прочитайте данную часть параграфа учебника.


  1. Попробуйте найти и выделить основные положения и ключевые слова в тексте.

  2. Постарайтесь объяснить своими словами основные положения прочитанного фрагмента.

  3. Попытайтесь представить основной смысл прочитанного в наглядной форме (таблицы, схемы, рисунка), чтобы прочитанное вами стало понятно тем ученикам, которые не читали данный текст.

Задание Б (для 3-х групп).

Внимательно прочитайте данную часть параграфа учебника.



  1. Попробуйте найти и выделить основные положения и ключевые слова в тексте.

  2. Сформулируйте по данному тексту не менее 4-х вопросов разного уровня сложности (от фактологических вопросов, до вопросов оценки), которые позволили бы понять, о чем идет речь в данном фрагменте. Вопросы не должны выходить за рамки текста.

  3. Напишите ваши вопросы от имени группы на отдельном листе бумаги. Выполнение заданий идет по алгоритму: индивидуальная работа – групповое обсуждение – каждая группа знакомит класс с результатом работы.

Общее задание для групп: написать короткий рассказ на тему: «Несовершеннолетний пошел устраиваться на работу» на основе ключевых слов данной темы.

Рефлексия. Представление собственного объяснения или вопросов. Написание рассказов.

Г) Обучающие упражнения: «Живая линия», «Большой круг», «Мозаика», «Аквариум», «Дебаты» и др.



  1. Оценивание как этап проектирования процесса преподавания права

Критерии:

    1. значимость: отобрать для оценивания те ЗУНы, которые являются действительно очень важными в жизни;

    2. адекватность: а) знание прав потребителя или б) умение ими пользоваться;

    3. объективность: тщательная разработка критериев оценивания ЗУНов, деятельности учащихся;

    4. интегрированность: оценивание включено в сам процесс обучения, является его органической частью;

    5. открытость: основные требования и формы оценивания должны быть известны учащимся;

    6. корректность;

    7. простота.

Что подлежит оцениванию?

А) конкретные знания (когнитивный компонент).

Б) умение их применять (практический компонент).

В) умение работать в группах (коммуникативный компонент).



Принцип оценивания: оценки вторичны – знания первичны.

Критерии выставления оценок:

  1. при изучении пропедевтического правового курса:

«5» - знания на уровне переноса;

«4» - за элементарные умения;

«3» - за понимание информации;

«2» - не выставляется.



  1. при изучении основных вопросов курса:

«3» - ученик способен выполнить задание по полученному образцу в соответствии с инструкцией;

«4» - ученик способен увидеть и предложить некоторые пути решения поставленной задачи; различает типы носителей правовой информации, понимает специфику каждого из них; может представить результат своей деятельности в близких заданным формам;

«5» - ученик умеет самостоятельно ставить цель и планировать свою деятельность по выполнению задания; способен освоить и преобразовать информацию, извлеченную из источников различных типов и уровней сложности; может представить результат своей деятельности в формах, предложенных для широкого публичного ознакомления.
Технологическая карта операционного анализа уровней обученности

Ф.И. ученика

знания

Умения

Оценка

Вопросы темы

Ситуация темы

1

2

3

4

5

1

2



























Данная карта используется во время зачетных уроков. Для обозначения результатов по каждому виду операции (вопросу) используются обозначения:



  • выполнено;

  • не выполнено;

  • выполнено частично.

Выделяются 3 этапа проведения анализа:

  • выявление отклонений в уровне обученности отдельных учащихся с целью дальнейшей индивидуальной работы;

  • контент-анализ по классу, предусматривающий выявление отклонений в уровне обученности, их причин, и определение направлений в коррекционной работе с классом;

  • обобщенный (количественный и качественный) анализ уровня обученности.

Результативность авторского опыта проектирования процесса обучения праву измеряется следующими показателями:

  1. уровень обученность;

  2. уровень качества знаний;

  3. соответствие уровня обучаемости уровню обученности;

  4. результаты правовых олимпиад и профильных конкурсов;

  5. результаты диагностики уровня сформированности правовой компетентности обучающихся;

  6. мониторинг поступления выпускников в вузы юридического профиля.





Власть — это наркотик, без которого политики не могут жить и который они покупают у избирателей за деньги самих избирателей. Ричард Нидем
ещё >>