Продолжаем тему: Бюджет и бюджетная система страны Сбалансированность бюджетов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Бюджетная система рф: проблемы, противоречия, пути их решения 1 65.65kb.
Программа дисциплины Бюджет и бюджетная система для специальности... 1 274.73kb.
Материалы к теме 15. Бюджетная политика. Вопросы 1 273.65kb.
Родионова 20. Казначейская система исполнения бюджетов в рф, понятие... 1 72.9kb.
История Москвы в её названиях 1 57.5kb.
Тема: генералиссимус и адмирал 1 65kb.
Организационные и методологические положения по обследованию бюджетов... 1 152.32kb.
Ответ: Отвечает на вопросы первый заместитель генерального директора... 1 38.98kb.
Рабочая программа по дисциплине «Налогово-бюджетная система» 1 284.43kb.
Наименование показателя 1 259.53kb.
Суворова Елена Николаевна Учитель: Ребята, на факультативных занятиях... 1 43.89kb.
Переход наличности 1 32.74kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Продолжаем тему: Бюджет и бюджетная система страны Сбалансированность бюджетов - страница №1/1

Продолжаем тему: Бюджет и бюджетная система страны
Сбалансированность бюджетов

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. При этом превышение бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. В этом связи, если вдруг впроцессе составления бюджета обнаруживается наличие профицита, необходимо принять меры, чтобы профицит сократить. Последовательность сокращения профицита:



  1. Сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности

  2. Предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств

  3. Увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней

После того, как предприняты все эти шаги. Если эти меры осуществлять нецелесообразно, либо они не помогает, то следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство. Наиболее сложная ситуация — не наличие профицита, а наличие дефицита бюджета. Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.
Приемлемый дефицит бюджета — 3 % ВВП. Дефицит в размерах 3 % ВВП может рассматриваться как временный и некритичный. Если бюджетный дефицит составляет 10 % от суммы доходов, то это допустимый дефицит. Если он составляет 20 % и более, то это критично. Если наблюдается дефицит бюджета, то существует финансирование дефицита бюджета. Его нужно покрывать каким-то образом, при этом существует 2 вида финансирования дефицита бюджета в природе. Виды финансирования дефицита бюджета:

  1. Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты ЦБ или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Опасный путь, во многих странах такой вид запрещен законодательством. Почему не должно государство финансироваться ЦБ: потому что создается пустая денежная масса: идет финансирование бюджета, неподкрепленное товарной стоимостью. При таком подходе ЦБ увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. Получается создание пустой стоимости. Стоимость, не подкрепленная товарами и услугами, — инфляция?????

  2. Долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств. Это государство выпускает свои ценные бумаги и продает их на фондовом рынке, это свободное обращение государственных ценных бумаг. В этом случае пустой стоимости не создается, потому что это обращение на фондовом рынке: это привлечение временно свободных денежных средств. Это финансирование более приоритетно с точки зрения недопущения инфляционных процессов в экономике. Поскольку денежные средства государством получаются от размещение займов на свободном рынке, то прироста денежной массы не происходит. У долгового финансирования есть отрицательные момента: если проецировать на экономику России, то не секрет, что наши государственные ценные бумаги не высоко котируемые, не пользуются спросом. И даже если покупаются государственные ценные бумаги, то идет отток средств из сектора реальной экономики. Деньги вкладываются не в производство, не покупаются акции предприятий, который производят товары и услуги, а деньги вкладываются государством. Перетек денежных средств из реальной экономики в сектор государственного управления. Хотя бы инфляционных процессов за собой не влечет.

В нашем бюджетном кодексе оговорены, регулируются границы дефицитного бюджета.
Границы дефицита бюджета:

  1. Объем источников финансирования дефицита федерального бюджета не может превышать 1 % пронгозируемого валвого внутреннего продукта на очередной финансоыво год ип плановый период

  2. Дефицит бюджета субъекта РФ, не должен превышать 15 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъектов РФ

  3. дефицит местного…

Тем же самым БК регламентируются источники финансирования дефицита бюджета. При этом все источники классифицируются в соответствии с кодами бюджетной классификации…


Внутренние источники: государственные ценные бумаги, кредиты кредитных организаций (банков), бюджетные кредиты от бюджетов других уровней и прочие источники.
Внешние источники: все то же самое, но только в иностранной валюте.
По составу: состав указан в статьях (94—96 БК РФ).
Задачи поддержания бюджетной и макроэкономической сбалансированности положены в основу бюджетной политики РФ. В этой связи: если мы говорим о бюджетной политики, то отдельно говорится о бюджетной политики в области доходов, и в области расходов.
Бюджетная политика в области доходов бюджета:

  1. Увеличение доходов бюджета должно происходить не за счет увеличение налоговой нагрузки на экономику, а за счет расширения налогооблагаемой базы в результате создания благоприятных условий для развития бизнеса. Собственно говоря, этот тезис является приоритетным и основным. Он также актуален и в области налоговой политики государства. Речь идет о том, что до бесконечности увеличивать налоговые изъятия нельзя. В мире существует даже теория: некий американец, Леффер, построил зависимость между налоговым бременем и доходами бюджета.




  1. Дальнейшее укрепление системы налогового администрирования. Это работа по сбору налогов, а также отмена экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот. Продолжить работу по ликвидации (погашению) накопившейся налоговой задолженности.

  2. Жесткий контроль за использование объектов недвижимости, находящихся в государственном собственности (на государственных предприятиях), а также жесткий контроль за условиями сдачи их в аренду, и поступления этих средств в бюджет.

  3. Осуществлять дальнейшую работу по оптимизации государственного участия в капиталах банка инвестиционных и финансовых компаний.

  4. С максимальной выгодой для бюджета проводить распродажу рекомендованных к отчуждению государственных акций, долей и паев.

Политика в области расходов бюджета



  1. Установить жесткие сметы расходов для всех государственных органов и бюджетных учреждений

  2. Овладеть современными методами оценки рациональности и эффективности бюджетных расходов.

  3. Оптимизация перечня (сети) учреждений, финансируемых из бюджета путем направления средств на поддержание наиболее перспективных направлений деятельности. Финансировать из бюджета нужно не само учреждение как таковое, а именно направления деятельности бюджетных учреждений.

  4. Внедрение конкретных форм финансирования учреждений по принципу: выделение денег зависит от результатов работы учреждения (система оценочных показателей, и если показатели не достигаются, то его не финансируют из бюджета).

  5. Реформирование системы социальных льгот и выплат путем замены большинства льгот адресными формами социальной поддержки населения.

Межбюджетные отношения — взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.


Межбюджетные отношения организуются в зависимости от структуры государственного устройства. Есть два типа устройства: унитарные (простые) и федеративное устройство государственное, которому соответствует трехуровневая государственная система, и бюджеты всех уровней самостоятельны. Государства с федеративным устройством, как мы. Каждый из этих уровней является относительно самостоятельным: наделен определенными правами, соответственно, определенными обязательствами: законодательно закрепленные источники формирования бюджета, направления использования бюджетных средств. Что касается федеративной системы государственного устройства, ей как правило присуще: наличие иерархии, четко сформулированные полномочия каждого уровня управления, установленная автономия, регламентированный суверенитет каждого из этих уровней.
Разделение властных полномочий между Федерацией и ее субъектами предполагает разделение бюджетов между уровнями, разделение их доходов и расходов. В то же самое время может возникнуть ситуация, когда для осуществления расходов определенного уровня бюджета доходных источников не хватает. Каждому уровню присущи свои функции, кто из них что делает. У каждого уровня свои доходы и расходы (для осуществления возложенных функций). В практике, в реалиях, возникает ситуация, когда осуществить расходы и функции какого-либо бюджета не хватает доходных источников.
Бюджетный федерализм — система управления публичными (ГиМ) финансами в федеративном государстве, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом.
Модели бюджетного федерализма:

централизованные,

децентрализованные

и комбинированные.


Централизованные – этот тип моделей основан на том, что разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается их наделением достаточными собственными источниками доходов. Есть центральный верхний, и есть нижний. Такой тип характерен для унитарных государств, где двухуровневая система. Функционирование местных бюджетов сведено к минимуму.
Децентрализованный строится на высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов, и финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму.
Комбинированная модель: ей характерны следующие моменты:

  1. Использование механизма горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания. При этом под вертикальным выравниваем понимается процесс нахождения соответствия между объемом обязательства… Когда идут межбюджетные трансферты.

  2. Горизонтальное выравнивание: законодательное закрепление достаточных налоговых источников.

  3. Повышенная ответственность федерального центра за создание условий для социально-экономического развития региона. То есть, не смотря на то, что имеются четко зафиксированные источники доходов, тем не менее федеральный центр несет ответственность за расходные обязательства бюджетов.

  4. Значительная роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим для регулирования и бюджетного выравнивания деятельности региона.

Россия больше склонна к третьей модели. Не важно какая модель используется, существуют условия фукнционирования эффективного любой модели бюджетного федерализма:

  1. однозначное разграниение и законодательное закрепление полномочий между всеми уровнями власти по расходам,

  2. наделение соответствующих уровней власти достаточным…



Основная задача бюджетнго федерализма заключается в выборе наиболее эффективной модели межбюджетных отношений.
Схема межбюджетных отношений (схема).

Распределение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы. Предполагает обязательное распределение источников доходов между уровнями бюджетной системы. И если не хватает, должна быть предусмотрена система межбюджетных трансфертов.


Принципы системы межбюджетных отношений:

  1. Четкое разделение расходных полномочий и обязательств органов власти всех уровней

  2. Автономоия региональных и местных органов власти при формировании расходов…

  3. Закрепление…

  4. Законодательности…

  5. ….

С введением БК в России впервые были закреплены законодателем эти принципы. Законодательно закреплены собственные доходные обязательства и собственные… Четко это определено для федерального уровня и всех местных бюджетов.


Межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. При этом они выполняют следующие функции:

  1. Возмещают бюджетам нижних уровней расходын а услуги общенационального назначения…

  2. Способствуют устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями…

  3. Служат для местных властей…

Формы межбюджетных трансфертов:



  1. Дотации

  2. Субсидии

  3. Субвенции

  4. Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

(Нужно посмотреть в прошлых лекциях: глава 16 БК)
При всем, при том, что существует система межбюджетных трансфертов, и она достаточно развита, и хорошо используется между бюджетами различных уровней, тем не менее необходима самостоятельность бюджетов всех уровней как можно больше ее укруплять. Нужно стремтиься к тому, чтобы межбюджетных трансфертов было как можно меньше. Что для этого необходимо сделать?
Для сокращения зависимости субъектов федерации от финансовой помощи федерального центра, а также для наращивания бюджетного потенциала регионов необходимо:

  1. формирование унифицированных механизмов межбюджетных отношений, не допускающих субъективизма и индивидуальных согласований, то есть, допустим, предоставление межбюджетных трансфертов должно происходить в законодательно закрепленной базе.

  2. отказ от принятия решений, возлагающих на нижестоящие бюджеты дополнительные обязательства без предоставления соответствующих источников финансирования. Принимает федерация закон особенно популистский, например, о кредитах.

  3. Расширение налоговых полномочий субъектов федерации.

  4. Усиление контроля за целевым характером использования предоставляемой финансовой помощи из других бюджетов

  5. Обеспечение единства экономического пространства, гарантий для свободного перемещения товаров, капиталов и населения между регионами.





Я никогда не думаю о будущем. Оно наступает достаточно быстро. Альберт Эйнштейн
ещё >>