Проблемное обучение на уроках литературы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках музыки через... 1 317.09kb.
Проблемное обучение перспективная педагогическая технология 1 97.21kb.
Самаркина Светлана Александровна, маоу «сош №1» г. Нурлат Нурлатского... 1 60.21kb.
Проблемное обучение на уроках географии. Учитель географии гимназии... 1 154.51kb.
Класс: 3 Образовательная программа «Школа России». Учебный предмет... 1 93.68kb.
Уроках литературы в 5 классе 1 148.22kb.
Уроках литературы в 7 классе 1 77.49kb.
Уроках литературы в 6 классе иванова Е. Р, Тюрина Г. А. Моу «Гимназия... 1 70.27kb.
Обучение развития критического мышления на уроках русского языка... 1 172.8kb.
«Драма как род литературы» 1 60.5kb.
Уроках литературы 4 Тема воспитания в произведениях русской литературы... 1 168.97kb.
Литература Дата тестирования: 22. 12. 2010 время 11: 53: 15 Результат... 1 100kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Проблемное обучение на уроках литературы - страница №1/1

Проблемное обучение на уроках литературы.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчёркивает необходимость “ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой 
суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования”

По литературе и русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.

Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения, изложить учащимся свод правил, необходимо научить добывать знания самостоятельно, развивать познавательную мотивацию, творческие способности, индивидуальность мышления учащихся.

Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать факты, интерпретировать, делать собственные выводы.

До недавнего времени было принято считать, что обучение– э то передача учащимся готовых знаний и усвоение определённых умений, навыков . Сегодня окружающий мир меняется с такой скоростью, что за время обучения значительная часть знаний устаревает, так как появляются новые технологии, новая техника, открываются новые явления природы.

Передать знания о неоткрытых явлениях природы или научить использовать несуществующую технику невозможно. Но можно сформулировать поисковый стиль мышления, привить интерес и вкус к решению проблем, развить способность доказательного рассуждения.

Наша жизнь – это большая проблемная книга, в которой каждому приходится решать собственные проблемы, не имеющие аналогичных решений, более того, само содержание наших персональных проблем носит эксклюзивный характер. Находить выход из затруднительного положения учит технология проблемного обучения. Таким образом, решение проблемных задач представляется мне не просто актуальным инновационным процессом в стенах школы, а жизненно необходимым умением.

Наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация  проблема  поиск способов ее решения  решение проблемы.

Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:

-учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

-сталкивает противоречия практической деятельности;

-излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

-побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;

-ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;

-определяет проблемные теоретические и практические задания;

-ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.

Урок возник около четырехсот лет назад и всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Структура урока претерпевает изменения, учитывая современные подходы к обучению. 

Уурок литературы в 10 классе по творчеству ПА.П. Чехова.

Тема урока: «Этапы биографии и творчества А.П. Чехова»(2 урока)

Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехова и рассмотреть идейно-художественное своеобразие его ранних рассказов.

Задачи урока

1. Образовательные:

-дать представление об общественно-политической жизни России 80-90-х гг. XIX в.;

-расширить познания учащихся о жизни и творчестве А.П. Чехова;

-помочь обучающимся увидеть индивидуальность писателя через художественные особенности его произведений.

2. Развивающие:

-развивать навыки самостоятельной работы с текстом;

-развивать способность к самостоятельному мышлению;

-развивать умение высказывать и аргументировать свое мнение;

-прививать интерес к творчеству А.П. Чехова.

3. Воспитывающие:

-воспитывать любовь к русской литературе и родному языку;

воспитывать стремление к совершенствованию устной и письменной речи.

Методические приемы:

-лекция с элементами беседы;

-сообщения учащихся;

-составление таблицы «Жанровые особенности ранних рассказов А.П. Чехова»;

анализ ранних рассказов А.П. Чехова;

Эпиграф к уроку:

А.П. Чехов – один из самых чудесных писателей на земле.

А.Фадеев

1 урок.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного

С рассказами А.П. Чехова вы знакомы со школы. Какие рассказы Чехова вы помните из курса школьной программы? («Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Ванька» и др.)

III. Работа над новым материалом

Сегодня мы приступаем к дальнейшему изучению творчества А.П. Чехова. К его произведениям мы будем обращаться на протяжении трех уроков. Тема сегодняшнего урока: «Творчество А.П. Чехова. Ранние рассказы А.П. Чехова».

Цель урока: дополнить ваши знания о жизненном и творческом пути А.П. Чехова и рассмотреть идейно-художественное своеобразие его ранних рассказов.

Цель на все три урока изучения творчества А.П. Чехова: попытаться отследить, менялся ли духовный мир персонажей чеховских рассказов в разные периоды творчества и если менялся, то как.

Огромное значение в творчестве любого писателя имеет общественная жизнь страны, политическая ситуация, события, происходящие в тот или иной период жизни писателя. Так и в творчестве Чехова большую роль сыграла общественно-политическая жизнь России конца XIX века.

Почему А.П. Чехов основной темой своего творчества сделал изображение потока обыденной жизни? Найдем ли мы ответ на этот вопрос в той общественно-политической жизни, в которой жил великий писатель?

Сообщение заранее подготовленного ученика (индивидуальное задание)

1. Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е гг. XIX в. и ее отражение в литературе

80-е годы открывают новую эпоху в социально-политическом развитии России. Все явственнее заявляет о себе русский пролетариат. Интенсивно развивается капитализм в России, который характеризуется ростом числа заводов и фабрик, строительством железных дорог, вхождением в быт электричества и, вместе с тем, кризисом сельского хозяйства, общим отставанием экономики по сравнению с экономикой развитых западно-европейских государств. Ширится круг студенческих волнений, кульминационный момент которых приходится на весну 1901 г., когда в Петербурге полицейскими была разогнана студенческая демонстрация.

Происходит резкое усиление контроля со стороны правительства: закрыты «Отечественные записки», усиливается влияние «Московских ведомостей» (М. Катков), «Нового времени» (А. Суворин).

В начале 80-х гг. Александр III последовательно осуществляет новый политический курс. В 1882 г. введены «Временные правила о печати» для осуществления контроля над периодическими изданиями. В то же время возрастает роль развлекательной журналистики. Наиболее известные юмористические издания 80-х гг. - журналы «Стрекоза» и «Осколки». В них начинал свою писательскую деятельность А.П. Чехов.

В литературной жизни 80-х гг. видное место занимает творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, развиваются традиции критического реализма в творчестве Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамина-Сибиряка, в эти годы создает свои лучшие произведения Н.С. Лесков.

В литературе того времени происходит обновление тематики - судьбы крестьянина и дворянина уступают место проблемам «среднего человека», интеллигента. Героями произведений становятся врачи, учителя, представители земства.

Значительное место в литературе этого периода занимает творчество Л.Н. Толстого, в центре внимания которого становится судьба народа. В своих произведениях он проповедует нравственное совершенствование отдельного человека, смирение личной гордыни.

Литературная деятельность А.П. Чехова также началась в начале 80-х гг. XIX в. Чехов остро чувствовал переломное состояние мира и человека. Для их воплощения искал и обрел особые художественные принципы. «Никаких сюжетов не нужно, - сказал он однажды. -В жизни нет сюжета, в ней все смешано - глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным... Нужны новые формы, новые формы...».

Таким образом, А.П. Чехов начал печататься в 80-е гг., которые часто называют «эпохой безвременья», или «нервным веком» (Д. Мережковский). И это безвременье, конечно, наложило отпечаток на мировоззрение А.П. Чехова.

Вывод: Художественный талант Чехова формировался в 80-е годы, в эпоху переоценки ценностей. Все его творчество –призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека.

Учащиеся записывают тезисы.

2. Основные этапы жизни и творческого пути А.П. Чехова

Чертим таблицу (табл. 1): «Основные этапы жизни и творческого пути А.П. Чехова».

Для заполнения таблицы 1-2 учащихся, дополняя друг друга, зачитывают приготовленные к уроку доклады о жизни и творчестве А.П. Чехова. По необходимости преподаватель корректирует ответы обучающихся.

Таблица 1

ГОД

СОБЫТИЕ

17(29).01.1860

Родился в Таганроге в купеческой семье

1867

Греческая школа

1868 - 1879

Таганрогская гимназия

1876 - 1879

Учеба, работа, начало творчества.

Самостоятельная жизнь в Таганроге после отъезда родителей

(отец разорился, был вынужден объявить себя банкротом, а чтобы избежать долговой тюрьмы, скрылся из Таганрога и стал жить
в Москве. Позднее туда перебралась мать с младшими детьми).


1879-1884

Московский университет, медицинский факультет. В автобиографии в 1899 г. Антон Павлович напишет: «Не сомневаюсь, что занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность»

1879

Еще будучи студентом I курса университета, на-' чал печататься в журналах: «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Сверчок», «Развлечение», «Зритель» под псевдонимами: Антоша Чехонте, Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата, Чехонте и др. Существует такая история о чуде в жизни, творчестве Чехова, о чуде дебюта в печати: во время острого безденежья, чтобы отметить именины матери, Антон Павлович в один присест написал рассказ «Письмо к ученому соседу», отослал в петербургский ежемесячник «Стрекоза» и на полученный гонорар устроил семейный праздник. За счет литературных заработков А.П. Чехова семья и держалась на первых порах в Москве. 5 лет работы в юмористических журналах явились для Чехова большой школой мастерства. Именно в этот период родились чеховские афоризмы, ставшие крылатыми:

• «Краткость-сестра таланта»;

• «Искусство писать - это искусство сокращать»
и др.


1884

Окончив в 1884 г. университет и получив звание

уездного врача, Чехов некоторое время занимался врачебной практикой |















1884

Подготовленный в печати в 1882 г. сборник рассказов «Шалопаи и благодушные» (затем озаглавленный «Шалость») не вышел в свет (очевидно, по цензурным причинам). Выходит первая книга рассказов «Сказки Мельпомены» * (шесть рассказов о людях театра).

* Мельпомена - муза трагедии в греческой мифологии



1886

Сборник «Пестрые рассказы»

1887

Сборник «В сумерках. Очерки и рассказы» (за этот сборник ему присуждена Пушкинская академическая премия)












1887

Сборник «Невиннные речи»

1888

Повесть «Степь» - итог чеховских исканий 80-х гг.

Вторая пол. 80-х гг.

Много работает для театра:

Пьесы «Свадьба» (1889), «Леший» (1889); пишет водевили



1890

А.П. Чехов становится знаменитейшим писателем России.

Например, сборники его произведений выдержали к тому времени много изданий: «Пестрые рассказы» - 14 изданий, «В сумерках» - 13, «Рассказы» - 13, «Хмурые люди» - 10, «Палата N° 6» - 7, «Каштанка» - 7



1890

Поездка на Сахалин

1893-1894

Книга «Остров Сахалин»

1891 -1901

Поездки за границу

1892

Поселяется в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихово.

Определяется основная тема творчества - равнодушие, символом которого стал «человек в футляре»



1898

Работа для Московского Художественного театра. Пьеса «Чайка»

1899

Пьеса «Дядя Ваня»

1901

Пьеса «Три сестры».

Женитьба на актрисе МХАТа О.Л. Книппер



1902

Вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту

1903-1904

Пьеса «Вишневый сад»

1904

В связи с обострением болезни выезжает на лечение на курорт Баденвейлер (Германия), где скончался 2 (15) июля. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище

3. Периоды в творчестве А.П. Чехова

А.П. Чехов прожил короткую жизнь (44 года), но создал столько значительных произведений, разных по жанру (рассказы, повести, пьесы), эмоциональному настрою, тематике, что его творчество на протяжении не одного десятилетия является интересным и актуальным, а авторитет непререкаемым. Художественные открытия А.П. Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр XX века.

А.П. Чехов «дал слово» представителям всех слоев и сословий -его проза, пожалуй, самая «населенная» в мировой литературе: в ней живут почти 8 000 персонажей (для сравнения: в «Человеческой комедии» О. Бальзака - около 3 000).

В творчестве А.П. Чехова выделяют три периода:

I (или ранний) - 1880-1886 гг.

II (или зрелый)-1886-1896 гг.

III-1896-1904 гг.

Чертим таблицу (табл. 2): «Периоды в творчестве А. П. Чехова»

Таблица 2

ПЕРИОД

ГОДЫ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

I

1880-1886

Рассказы: «Письмо к ученому соседу» (1880), «Суд» (1881), «Смерть чиновника» (1883), «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» (1884), «Унтер Пришибеев» (1885), «Лошадиная фамилия» (1885) и др.
Повесть: «Цветы запоздалые» (1882).
Романы: «Ненужная победа» (1882), «Драма на охоте» (1884)

II







III







Столбцы второго и третьего периода будем заполнять на следующих уроках

Урок 2.(продолжение))

Цель : рассмотреть идейно-художественное своеобразие ранних рассказов.

Всего за первые 5 лет Чеховым было написано около 400 произведений. В своих маленьких рассказах он создал образы людей разных профессий и социальных слоев - актеров, врачей, военных, приказчиков, купцов, учителей, литераторов, священнослужителей, чиновников, музыкантов, ремесленников, дворников, извозчиков, прислуги, аптекарей, гимназистов и др.

В I период творчества А.П. Чехов использует разные жанры:

шутливые сценки («За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»);

анекдоты (они вошли в цикл юморесок «И то и се»);

рассказ-шутку («Жизнь в вопросах и восклицаниях», «Темперамент»);

фельетон («В Москве», «Осколки московской жизни»);

комическую рекламу («Перепутанные объявления»);

рассказ-стимуляцию («Грешник из Толедо»);

рассказ-пародию («Тысяча одна ночь, или Страшная ночь»);

вопросы и ответы («Руководство для желающих жениться»);

рассказ-комедию («Радость», «Неосторожность»).

Пробой творческих сил А.П. Чехова в 1880-е гг. стала юмористика. Он дебютировал на страницах юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник» и др. Таким журналам требовались в первую очередь рассказы-миниатюры, рассказы-сценки, рассчитанные на мгновенный комический эффект. Чехов извлекал смех из хорошо знакомых вещей, искал смешное в обыденном, примелькавшемся. Его юмористические рассказы подобны зарисовкам с натуры, как будто «сняты скрытой камерой».

Обратимся к «Словарю литературоведческих терминов» и посмотрим определение понятия «юмор».

Юмор (от англ. humour - комизм, причуда, нрав < лат. humor -влага; восходит к древним представлениям о том, что четыре телесные жидкости определяют темперамент человека):

понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно- насмешливое отношение к чему-нибудь;

в искусстве: изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде;

насмешливая и шутливая речь.



Постановка проблемы: 1)Как вы думаете, за счет чего достигается комический эффект в рассказах А.П. Чехова? Портреты и речь персонажей способствуют достижению этого эффекта?

Давайте обратимся к раздаточному материалу. Возьмите карточку № 1 «Портретная зарисовка». Подпишите ее и прочитайте задание. Выполните его.

Типичный чеховский персонаж - это человек из толпы, и смех он вызывает не какими-то странностями или причудами, а, наоборот, своими, в общем-то, заурядными поступками.

В своих юмористических рассказах Чехов писал о мелочах повседневного быта, о чиновниках и мещанах, о разных нелепостях в их обыденной жизни, он не высказывал в своих рассказах

возмущения, избегал морали, он смеялся, и только.

2) А как вы думаете, речь персонажей способствует достижению юмористического эффекта?

А.П. Чехов писал: «Мое дело только в том, чтобы уметь отличать важные показания (жизни, натуры) от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком».

Обратимся к карточке № 2 «Речь персонажа». Выполните задание карточки.

Первый период творческого пути Чехова проходит под знаком осмеяния, обличения обывателя. Если обратиться к «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова, то обыватель - это:

В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремесленник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям.

Человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами, мещанин.

Обывательщина (презрительный оттенок) - это косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора.

Вывод:И портрет героя , и его речь способствуют достижению комического эффекта.

Жанровые особенности ранних рассказов А.П. Чехова

Исследовательская работа. Теперь на примере любого из рассказов попытаемся выявить жанровые особенности ранних рассказов А.П. Чехова. Возьмем, например, рассказ «Толстый и тонкий».

Чертим таблицу (табл. 3): «Жанровые особенности рассказов А.П. Чехова».

Таблица 3

Название

Толстый и тонкий

Жанр

Рассказ

Год создания

1883

Тема

Раболепие, чинопочитание, угодничество, приспособленчество

Завязка

Встреча Толстого и Тонкого

Развитие

Друзья радуются встрече, каждый рассказывает о своей жизни

Кульминация

Тонкий узнает о том, что Толстый дослужился «до тайного советника»

Развязка

Тонкий пресмыкается перед Толстым, Толстого раздражает раболепие одноклассника

Фамилии, имена

Тонкий - Порфирий,

Речь персонажей

Речь Тонкого:

1 часть - до кульминации (условно): «Такой же душонок и щеголь», «Помнишь, как тебя дразнили?»



Речь Тонкого:

II часть - после кульминации (условно):

«Я, ваше превосходительство...»,

«Помилуйте... Что вы-с... Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как

бы живительной влаги...»


Роль деталей

«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...»

«Захихикал Тонкий, еще более съеживаясь»

«...на лице у Тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кис-

лоты, что тайного советника стошнило»



IV. Подведение итогов

Итак, подведем итоги:

Какое влияние на формирование мироощущения А.П. Чехова оказала эпоха 80-х гг. XIX в.?

Какие периоды выделяют в творчестве А.П. Чехова?

Каким темам посвящены ранние юмористические рассказы А.П. Чехова?

Каковы герои этих рассказов?

За счет чего достигается юмористический эффект в ранних рассказах А.П. Чехова?

описание внешности;

речь персонажей;

поступки героев рассказов и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод, что , ранний период творчества А.П. Чехова (1880 - 1886) характеризуется следующими особенностями (учащиеся совместно с преподавателем формулируют выводы по уроку и записывают эти выводы в тетрадь):

создано около 400 произведений;

в своих маленьких рассказах он создал образы людей разных профессий и социальных слоев;

3) в ранний период А.П. Чехов формировался как писатель-


юморист, по-новому разрабатывающий жанр маленького рассказа;

тематика большинства ранних рассказов А.П. Чехова - мелочи обывательского существования;

уже в первые годы своего творчества А.П. Чехов смог зарекомендовать себя как талантливый писатель (например, его сборники неоднократно переиздавались);

мастер короткого повествования, А.П. Чехов обладал удивительным даром: он мог вместить в небольшой рассказ события целого романа или пьесы. Чеховская краткость необычайно содержательна;

язык и стиль его героев чрезвычайно выразителен (в нем и заключается секрет чеховских рассказов);

многие его персонажи стали нарицательными:

унтер Пришибеев;

хамелеон и др.

V. Домашнее задание

Сделать и заполнить таблицу «Жанровые особенности рассказов А.П. Чехова». Рассказ берется любой (из тех, что были заданы к сегодняшнему уроку).



Прочитать рассказы А.П. Чехова: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Подумать и объяснить, почему эти рассказы объединяются в «Маленькую трилогию».




Увидев упавший женский платочек, подумай, достаточно ли ты состоятелен, чтобы его поднять. Мечислав Козловский
ещё >>