Проблемы реализации конституционного права на жилище гражданами РФ на современном этапе развития российского общества - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Личные неимущественные права: критерии разделения в предмете гражданского... 1 83.58kb.
Темы рефератов по дисциплине «Социальная политика» 1 17.77kb.
Профессиональное образование в условиях регионализации системы образования 1 69.42kb.
Роль правового просвещения в жизни молодого человека и гражданина... 1 101.28kb.
Векторы развития российского общества и проблемы обеспечения информационной... 1 58.3kb.
Ограничения конституционного права граждан на жилище 1 105.05kb.
«общество «знание» россии» 1 26.25kb.
Источники конституционного права (2 час.) Вопросы темы 1 107.53kb.
[1] Вопрос разделения властей в правовом государстве для российского... 1 143.25kb.
Международно-правовые проблемы геноцида в современном мире 1 162.83kb.
Энергетическая политика кнр на современном этапе 3 390.29kb.
Ограничения конституционного права граждан на жилище 1 105.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Проблемы реализации конституционного права на жилище гражданами РФ на современном - страница №1/1

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ЖИЛИЩЕ ГРАЖДАНАМИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

PROBLEMS OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL LAW TO HOUSING CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN SOCIETY

О.Е. Алексикова

заместитель декана юридического факультета, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ" Орловский филиал
В данной статье рассматривается одно из важнейших социально-экономических конституционных прав граждан РФ – право на жилище. Особое внимание уделено таким формам его реализации как право собственности на жилые помещения и договор социального найма жилого помещения, а также проблемам, связанные с реализацией рассматриваемого права с учетом новшеств российского законодательства в данной области.

Ключевые слова: конституционное право на жилище, право собственности, договор социального найма, реализация права

In article one of the most important social and economic constitutional laws of citizens of the Russian Federation – a right to housing is considered. The special attention is given to such forms of its realization as the property right to premises and the contract of social hiring of premises, and also to the problems, connected with realization of the considered right taking into account innovations of the Russian legislation in the field.

Keywords: constitutional law to housing, property right, contract of social hiring, realization of right

Право на жилище занимает одно из ведущих мест среди многообразия социально-экономических конституционных прав и свобод человека и гражданина и входит в конституционно-правовой статус гражданина России. Конституция РФ, определяя социально-экономические и культурные права, следует закрепленному во Всеобщей Декларации прав человека принципу, согласно которому эта категория прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Общепризнанно, что права человека имеют смысл и ценность, если они реализуются. Лишь возможность практического осуществления прав человека подтверждает реальность законодательных норм, обеспечивает должный уровень жизни каждого члена общества и социума в целом. Однако реализация права на жилище представляет собой одну из самых актуальных и сложных проблем современной России.

До введения в действие Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) одной из самых распространенных на практике форм реализации гражданами конституционного права на жилище было получение жилья по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов социального использования. Однако с введением в действие ЖК РФ в 2005 году социально-жилищная функция государства кардинально изменилась, в результате чего произошел переход от обеспечения всеобщего права граждан на получение жилого помещения по договору социального найма к обеспечению только двух категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях: малоимущих граждан и иных, указанных в Федеральном законе, указе Президента РФ или законе субъекта РФ категорий граждан (ст. 49 ЖК РФ).

B условиях рыночных отношений в России государство отказалось от жесткого государственного управления в жилищной сфере. Современная жилищная политика государства состоит в переходе от практики государственного строительства жилья и распределения квартир среди населения к стимулированию строительства и покупки гражданами домов и квартир, к созданию рынка жилья и удовлетворению жилищной потребности граждан, прежде всего, за счет жилья, находящегося в частной собственности.

Приобретение жилья в собственность – это одна из наиболее приемлемых форм реализации гражданами права на жилище в современной России. Поэтому в действующем ЖК РФ на первое место по сравнению с ЖК РСФСР законодатель поставил такую форму реализации конституционного права на жилище, как право собственности на жилые помещения.

При этом стать собственником жилого помещения гражданин может в силу различных оснований, предусмотренных гражданским и жилищным законодательством. К ним относятся: 1) возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество; 2) приобретение права собственности на основании сделки об отчуждении жилого помещения (договора купли-продажи, мены, дарения и иных); 3) полная выплата членом кооператива своего паевого взноса (п. 4 ст. 218 ГК РФ и п. 1 ст. 129 ЖК РФ)1; 4) договор участия в долевом строительстве2; 5) приватизация3; 6) иные способы приобретения права собственности на жилые помещения, в частности, наследование, в том числе в порядке завещательного отказа, возникновение права собственности в силу приобретательной давности, выкуп освободившихся изолированных комнат в коммунальной квартире и другие. Получает распространение на практике такой способ приобретения права собственности на жилище, как соглашение об уплате алиментов, которое может содержать условие об уплате алиментов "путем предоставления имущества" (п. 2 ст. 104 Семейного кодекса РФ).

Несмотря на то, что законодатель придал праву собственности на жилище первостепенное значение, еще на стадии законопроектной работы многие новые нормы ЖК РФ, касающиеся права собственности на жилое помещение, вызывали пристальное общественное внимание и многочисленные дискуссии. Так, Г.Ф. Шешко, В.Н. Литовкин утверждают, что это некачественный закон, "который противоречит и Конституции, и Гражданскому кодексу РФ, и не оправдывает общественных ожиданий. Уже сейчас видно, что в него надо вносить изменения, связанные не столько с какими-либо уточнениями. Это должна быть работа над ошибками".1

Однако главное отличие нового ЖК РФ от всех предыдущих состоит в том, что он впервые так широко отражает вопросы собственности и направлен на защиту интересов собственника.

Наиболее дискуссионной в праве собственности на жилые помещения оказалась ст. 31 ЖК РФ. Она по-новому определяет членов семьи собственника жилого помещения: из состава членов семьи собственника, исключены не усыновленные собственником дети его супруга (супруги) и родители супруга (супруги). Но при этом ЖК РФ предусматривает возможность признания членами семьи собственника практически любых граждан, делая оговорку о том, что они должны быть "вселены собственником в качестве членов своей семьи". Однако такая формулировка не совсем понятна и законодателем не определена. Поэтому на практике возникает масса вопросов. Как определить, что лицо вселено в качестве члена семьи собственника? Заключать ли соглашение и когда? В этом отношении можно согласиться с точкой зрения Перепелкиной Н. В., которая считает, что "пока не сформируется судебная практика по применению нового ЖК РФ, суды будут учитывать наработки прошлых лет и выяснять, имело ли место совместное проживание и ведение общего хозяйства сторонами".1

Огромный общественный резонанс вызвала новелла, которая существенно изменяет жилищные права бывших членов семьи собственника жилого помещения, вместе с ним проживающих в жилом помещении. В соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным помещением за бывшим членом семьи не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Но при этом опять возникает большое количество вопросов. Кого в данном случае и на каком основании считать бывшим членом семьи собственника жилого помещения, если согласно ч. 1 ст. 31 к ним можно отнести практически любого человека? Во всех ли случаях можно считать родителей совершеннолетнего собственника членами его семьи? Сохраняют ли родители собственника право пользования жилым помещением в силу ст. 31 ЖК РФ, если собственник стал проживать раздельно с ними? Будет ли рассматриваться в качестве члена семьи собственника его несовершеннолетний ребенок, если брак между родителями расторгнут, бывший супруг и ребенок собственника обладали до расторжения брака лишь правом пользования жилым помещением собственника, а после расторжения брака ребенок собственника и бывший супруг проживают с собственником раздельно? П. В. Крашенинников, как и ряд других авторов считают, что "…жена может стать бывшим членом семьи после развода. Ребенок стать "бывшим" не может".1 То же подтверждает и Верховный Суд РФ2.

Таким образом, необходимо внести изменения, уточняющие, на кого конкретно из перечисленных в ч. 1 ст. 31 ЖК РФ членов семьи собственника распространяется данная норма.

Другой проблемный вопрос касается критериев, по которым суд должен будет обязывать собственника обеспечить бывшего члена семьи иным жилым помещением. Почему именно используется критерий алиментных обязательств при разрешении жилищных споров? Нельзя не согласиться с мнением авторов о том, что судебная практика, скорее всего, пойдет по пути срока давности семейных отношений и возраста членов семьи. То есть суд будет обязывать собственника обеспечивать жильем несовершеннолетнего члена семьи, либо нетрудоспособного, либо состоящего в браке значительный период времени (более 10–20 лет). Но это все оставлено на судебное усмотрение.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ право пользования жилым помещением, принадлежащим собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. То есть данный вопрос оставлен на судебное усмотрение. Предоставляя суду право устанавливать срок для проживания бывшего члена семьи собственника в его квартире, закон не устанавливает никаких ограничений срока. То есть, исходя из данной нормы, суд может определить срок и в один месяц, и в десять лет, и, вообще в человеческую жизнь. В проекте ЖК РФ этот срок был четко определен: не более чем на один год. Такое четкое определение в самом Законе представлялось бы наиболее правильным.

Рассматривая содержание данной статьи, некоторые авторы усматривают противоречие между Семейным и Жилищным кодексом, указывая на то, что в Семейном кодексе говориться, что все приобретенное в браке имущество – это совместная собственность супругов, а согласно ЖК РФ собственник квартиры в случае развода может лишить другого супруга права на свою жилую площадь. П. В. Крашенинников поясняет, и мы с ним абсолютно согласны, что "…никакого противоречия здесь нет. В соответствие с Гражданским и Семейным кодексами квартира является вашей совместной собственностью. ЖК РФ не переписывал статьи ГК РФ и Семейного кодекса. Соответственно, без согласия другого участника совместной собственности произвести какие-то сделки с вашей квартирой, а тем более выселить, невозможно".1

Таким образом, ст. 31 ЖК РФ содержит ряд новелл, имеющих прогрессивный характер, однако возникающие на практике проблемы, рассмотренные выше, требуют пересмотра некоторых положений данной статьи и внесения в нее соответствующих изменений.

Несмотря на то, что в ЖК РФ на первое место выдвинута такая форма реализации права на жилище как приобретение жилья в собственность, другая форма реализации данного права в виде предоставления жилых помещений по договору социального найма, не утратила окончательно своего значения. Согласно ст. 40 Конституции РФ российское государство обязано обеспечить достойные условия жизни и необходимое жилье слабозащищенным и указанным в законе категориям граждан. Исходя из этого одним из важнейших правовых средств осуществления социальной политики является институт социального найма жилого помещения.

Приведение нового жилищного законодательства в соответствие с требованиями Конституции РФ, повлекшее за собой радикальное изменение института социального найма жилья, породило немало вопросов и коллизий в его правоприменительной практике, в частности, возникают следующие проблемы: 1) несоответствие норм ЖК РФ с нормами ранее принятых нормативных актов по вопросам очередности; 2) отсутствие информационного обмена между субъектами РФ при учете нуждающихся в жилье граждан, вследствие чего гражданин, сменивший место жительства полностью теряет все годы, проведенные в очереди на жилье на предыдущем месте жительства; 3) нарушение права граждан на жилище в связи с отсутствием регистрации по месту жительства; 4) неопределенность при выборе фондов, из которых осуществляется обеспечение различных категорий граждан жильем.

В новом жилищном законодательстве понятие "очередь на жилье" не применяется, как это делалось в ЖК РСФСР, но де-факто очередность предоставления жилья сохраняется (ст. 57 ЖК РФ). Сохраняется также и внеочередной порядок предоставления жилья, но при этом перечень категорий граждан, имеющих на это право, значительно сужен (ст. 57 ЖК РФ).

Субъектами права на заключение договора социального найма продолжают оставаться граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма1. Таким образом, возникшая ранее очередность предоставления гражданам жилых помещений сохранилась. При этом закономерно возникает вопрос о соотношении прав прежних очередников и прав лиц, подающих заявление о постановке их на учет после 1 марта 2005 года, на основании нового законодательства.

Основания признания граждан нуждающимися в социальном жилье, согласно ст. 49 ЖК РФ, могут устанавливаться и другими федеральными законами и законами субъектов РФ, например, Федеральным законом РФ "Об образовании", "О полиции", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и др. Таким образом, несмотря на отсутствие в ЖК РФ понятий "очередь", "первоочередное предоставление жилья", в законодательстве они фактически остались, равно, как остались почти все категории льготников, предусмотренные ранее в ЖК РСФСР и не упомянутые в новом ЖК РФ.

Решение данной проблемы возможно путем определения в ЖК РФ исчерпывающего перечня оснований признания граждан нуждающимися в социальном жилье, ограничив возможность нормотворчества на различных уровнях по этому вопросу. Данные пробел в жилищном законодательстве, кроме всего прочего, является сферой интересов коррупции в представительных органах государственной власти. В целях предотвращения коррупции целесообразно процедуру постановки на учет, его ведения и предоставления социального жилья сделать более открытой и гласной, путем создания единого информационного фонда России.

Законодательство не приведено в соответствие с ЖК РФ и по вопросу выбора фондов, из которых осуществляется обеспечение различных категорий граждан жильем. Так, ЖК РФ установил, что малоимущим гражданам жилые помещения предоставляются из муниципального жилищного фонда на основании решений органа местного самоуправления. Иным, определенным федеральным законом или законом субъекта РФ, категориям граждан жилые помещения предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. В других нормативных актах такое четкое распределения отсутствует. Так, например, спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований (ст. 30)1.

Для предотвращения ситуаций, когда очереди льготников, обеспечение жильем которых должно происходить из различных фондов, будут постоянно вытеснять граждан, обеспечиваемых лишь из определенного вида фонда, необходимо четко урегулировать в жилищном законодательстве вид фонда, из которого должны обеспечиваться те или иные категории льготников.

Таким образом, анализ жилищного законодательства приводит к выводу, что ЖК РФ, безусловно, постарался закрепить и свести в едином нормативном правовом документе основополагающие и значимые нормы, регулирующие отношения собственности и вопросы обеспечение граждан социальным жильем в РФ, разбросанные по многочисленным нормативным актам различного уровня. Однако, как показывает практика, законодателю до конца не удалось привести в соответствие положения ЖК РФ с уже действующим законодательством, ликвидировать все его пробелы, связанные с реализацией гражданами РФ конституционного права на жилище.

Несомненно, практическая реализация нормы о праве каждого на жилище, закрепленной в ст. 40 Конституции РФ, тесно связана как с необходимостью учета собственных финансовых возможностей граждан, так и с экономическими возможностями государства, политической и правовой ситуацией в стране. Тем не менее, это право является подлинным, а не правовым стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике.



Таким образом, граждане РФ в предусмотренных законодательством случаях вправе рассчитывать на помощь со стороны государства, которое со своей стороны обязано создавать благоприятные условия для приобретения ими жилых помещений в собственность. Это возможно лишь путем достижения разумного баланса между экономическими возможностями государства и объемом, формами реализации социально-экономических прав граждан, в том числе, и конституционного права граждан РФ на жилище.

1 О жилищных накопительных кооперативах [Текст]. ФЗ от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 г.) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 41; 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7040.

2 Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации [Текст]. ФЗ от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ (в ред. от 10.07.2012 г.) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 40; 2012. № 29. Ст. 3998.

3 О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации [Текст]. Закон РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 (в ред. от 16.10.2012 г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 28. Ст. 959; Российская газета. 2012. № 242. 19.10.2012 г.

1 Шешко, Г.Ф. Качество закона, или работа над ошибками [Текст] / Г.Ф. Шешко, В.Н. Литовкин // Закон. 2005. № 6. С. 7.

1 Перепелкина, Н.В. К новому жилищному кодексу [Текст] / Н.В. Перепелкина // Жилищное право. 2006. № 1. С. 20.

1 Крашенинников, П. В. Развод и детские метры. Как решать жилищные вопросы, если семья распадается [беседа с Председателем Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Крашенинниковым П. В./ записала Невинная И.] [Текст] / П.В. Крашенинников // Новые законы и нормативные акты. Приложение к Российской газете. 2005. № 18. С. 123.

2 См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2007 г. (утв. на заседании Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.) [Текст] // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 2.

1 Крашенинников, П. В. Развод и детские метры. Как решать жилищные вопросы, если семья распадается [беседа с Председателем Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Крашенинниковым П. В./ записала Невинная И.] [Текст] / П.В. Крашенинников // Новые законы и нормативные акты. Приложение к Российской газете. 2005. № 18. С. 124.

1 О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации [Текст]. ФЗ от 29.12.2004 г. (в ред. от 02.10.2012 г.) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 15; 2012 № 41. Ст. 5524.

1 Об аварийно-спасательных службах и статус спасателей [Текст]. ФЗ от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ (в ред. от 02.10.2012 г.) // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3503; 2012. № 41. Ст. 5525.






Мы многого не сделали, но все, чего мы не сделали — к лучшему. Михаил Генин
ещё >>