Проблема свободы в современном мире - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проблема голода и недоедания в современном мире 1 88.01kb.
«Роль женщины в современном мире» 2 482.01kb.
Художественное образование в современном мире 13 2522.9kb.
Использование детского труда в современном мире и в украине 1 43.07kb.
Сборник «Права человека в современном мире» 1 135.7kb.
Программа международной научной конференциИ «Книга в современном... 1 139.01kb.
Статья из опыта работы подготовлена воспитателем мдоу детского сада... 1 84.54kb.
Коммюнике международной конференции «Традиционные ценности и демократические... 1 55.38kb.
Документы ООН о правах женщин 1 61.14kb.
Философское эссе «Проблема подлинного и неподлинного существования... 1 57.27kb.
Дни философии в санкт-петербурге – 2012 Философия и образование в... 1 267.77kb.
Программа учебной дисциплины свобода и необходимость специальность... 1 91.46kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Проблема свободы в современном мире - страница №1/1

УДК 338.100

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Макова А.Н., Мерзляков А.А.

Научный руководитель д-р филос. наук, профессор Яценко М.П.

Сибирский Федеральный университет
Актуальность проблемы продиктована чрезвычайной значимостью осмысления проблемы свободы в связи с целым рядом других аспектов человеческого бытия: это признание свободы воли человека, проблемы необходимости и детерминизма в человеческой истории, ответственности, возлагаемой на человека за выбор пути, его роли в обществе и норм нравственного поведения, его самоосуществления, самовыражения. Кроме того, проблема свободы - один из наиболее сущностных вопросов во всей истории философии.

Данная проблема является практически неисчерпаемой, ведь как философская, юридическая и нравственная категория она обладает беспредельной глубиной и безгранично многозначными определениями. Особую значимость приобретает проблема свободы в условиях глобализации. В данной связи вполне обоснованным, по нашему мнению, выглядит замечание Понариной Н.Н.: «Свобода – одна из философских категорий, характеризующих человека как многомерного, что определяется возможностью личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего и внешнего принуждения. Каждый народ, каждый регион, каждая культура имеют полноценное право участвовать в формировании глобального мира, его облика».

Итак, можно констатировать, что свобода – это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. Тем не менее, взгляды на понятие свободы различались в различные исторические эпохи. Именно философия дает нам один из самых глубоких анализов данного понятия, что представляется возможным подтвердить при помощи небольшого исторического экскурса.

Обратимся ко временам Античности (Древней Греции), где господствовало положение, по которому свобода признавалась высшей добродетелью, добром, и потому считалась прерогативой богов, которым не были присуще земные страсти. Тогда как человек, будучи во власти своих страстей и необходимости борьбы с внешними угрозами, вынужден был отклоняться с пути добра.

Даже в условиях жизни рабовладельческих государств находились те, кто считали, что по природе все люди рождаются равно свободными. Хотя противоположных взглядов придерживался, например, Аристотель, который проводит четкое различие между человеком свободным и рабом.

В своем труде «Политика» он пишет: «Природа устроена так, что сама физическая организация людей свободных отличается от физической организации рабской части общества: у рабов тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических работ; напротив, люди свободные не способны для выполнения подобного рода работ, зато пригодны для политической жизни, но часто бывает и так, что свободные люди свободны не по физической, а только по интеллектуальной своей организации. И хотя красоту души не так легко охватить взором как красоту тела, во всяком случае, остается очевидным, что одни люди по своей природе свободны, другие же — рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо».

Проблема свободы обсуждалась в средневековую эпоху и в период Возрождения в рамках христианской идеи предопределения и свободы воли. Так, Эразм Роттердамский отмечал: «Свободная воля – это наименование Бога. Поэтому, человеческая воля это крошечная часть божественной благодати, свободно истекающей на человека. Собственно человеческая воля – это его иллюзия, это его гордыня, которая заставляет человека творить зло; человеческая природа слепа, она и не знает собственных сил, и, наконец, по гордыне своей полагает, что она все может и все знает».

В эпоху Нового времени такое противоречивое понятие как «свобода» обрел новое толкование со стороны мыслителей. Она стала рассматриваться как закон природы, человеческого естества, мирового духа, общества, трансцендентных ценностей. Декларировалось право человека быть равным другому, быть свободным в своих решениях и действиях, разрабатывались меры по обеспечению гражданских и политических свобод. Таким образом, философия Нового времени отходит от канонов религии, так свобода – это больше не дарованная богом благодать, а неотъемлемая часть (право) каждого человека.

Теперь свобода – это деятельность человека, выраженная в выборе действия или бездействия, ограниченная нормами закона. Перед философами новой эпохи, встают такие проблемы свободы как: свобода выбора, свобода действия, свобода и ответственность и, конечно же, свобода воли. В философии XIX-XX веков, сразу же в глаза бросается разделения в понимании свободы на позитивную (свобода «от») и негативную (свобода «для»).

Подобный подход к характеристике понятия «свобода» впервые ввёл немецкий, философ, социолог – Эрих Фромм, а потом он был взят на вооружение представителями позитивистского направления в философии. Негативная свобода – это «свобода от», свобода отрицающая, разрушающая зависимость «от» – от сил природы. В этих условиях человек оказывается перед выбором, либо избавиться от этой свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до позитивной свободы. Позитивная свобода – это «свобода для», дающая возможность полной реализации интеллектуальных и эмоциональных способностей, требующая от личности этой реализации, свобода, основанная на неповторимости и индивидуальности каждого человека. Для другого направления – экзистенциализма, характерно внутреннее разделение на: религиозный вариант (Ясперс и Марсель), и атеистический вариант (Хайдеггер, Сартр, Камю). Так, К. Ясперс отмечал: «Основной чертой нашего времени является то, что, хотя все жаждут свободы, многие не переносят свободы. Они стремятся туда, где во имя свободы освобождаются от свободы».

В Русской философии понятие свободы прочно ассоциируется с особым культурным и политическим измерением нашего государства. Наиболее ярко особенности русского менталитета проявляются в учении славянофилов, где свобода понимается, как необычайная свобода выбора человеком жизненной позиции, благодаря заведомому приятию всех возможностей, даруемых жизнью.

«Философ свободы» Н.А. Бердяев писал: «Я изошел от свободы. Свобода для меня первичнее бытия… Я положил в основе философии не бытие, а свободу… Я изначально любил свободу и мечтал о чуде свободы… в свободе сокрыта тайна мира… Но, я всегда знал, что свобода порождает страдания, отказ же от свободы уменьшает страдания».

Некоторые современные философы считают, что человек “обречен” на свободу, т.к. преобразование мира является способом человеческого существования и этим создает объективное условие для свободы. Возникновение же идеи свободы и общественной мысли происходит только тогда, когда наступает сознание.

Прежде всего, это осознание того глубокого по смыслу факта, что пути человека и пути природы различны. Затем – осознание того, что вообще существует многообразие целей и способов их достижения. Поэтому человек, который живет и не знает, что можно жить по-другому, существует как бы вне проблемы свободы и необходимости. Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнает о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать.

Таким образом, мы можем обозначить самые очевидные проблемы свободы: проблему понимания и осознания свободы; проблему ложного понимания свободы; проблему сущности свободы; проблему границ свободы; проблему путей достижения истинной свободы; проблему свободы выбора; проблему свободы действия; проблему свободы воли; проблему свободы и необходимости; проблему свободы и ответственности; проблему нравственного выбора; проблему абсолютной свободы и т.д.

Можно выделить и многие другие аспекты проблемы свободы, как категории философии.



Внутренняя свобода – духовная, идейная свобода, свобода разума, освобождение, согласие души и разума, свобода, связанная со своим Я.

Внешняя свобода – материальная свобода, свобода действия, свобода, связанная с взаимодействием внешнего мира.

Гражданская свобода – свобода, как человека общественного, это свобода, не ограничивающая свободу другого.

Политическая свобода – это свобода от политического деспотизма над человеком.

Свобода вероисповедания – выбор Бога.

Духовная свобода - это власть человека над своим эгоизмом, своими страстями, греховными чувствами, ибо это слово носит смысл Духа, как чистого, доброго, непринуждённого.

Нравственная свобода – это выбор между добром и злом.

Экономическая свобода – это свобода распоряжения всеми видами своей собственности.

Истинная свобода – это устремление человеческого духа к самой свободе.

Естественная свобода – это познании природной необходимости и действии в соответствии с познанными естественно-природными закономерностями.

Свобода действия – это способность действовать в соответствии с сознательным выбором, тела, которое соответствовало цели этого желания.

Свобода выбора – это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события.

Свобода воли – это возможность человека делать выбор вне зависимости от определенных обстоятельств.

Абсолютная свобода — течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подвергалась насилию со стороны воли других действующих лиц или обстоятельств.

Существуют так называемые регуляторы свободы, которые так или иначе её ограничивают:



  • свобода других людей

  • государство

  • культура

  • нравственность

  • воспитание

  • природа

  • законы

  • собственные устои и нравы

  • мораль

  • понимание, сознание и осознание, в том числе тоже является неким регулятором свободы и т. д.

Рассмотрев проблемы свободы, которые выделяют философы, мы пришли к мнению, что эти проблемы существуют и по сей день. Проблема свободы и ответственности, к примеру, проявляется в том, что все мы несём ответственность за свои поступки и решения. Примером проблемы свободы и необходимости может послужить травмирование или убийство насильника в порядке самообороны, или кража матерью для голодных детей продуктов и т.п.

Проблема свободы и нравственности. Когда мы говорим, что нравственные ценности предполагают личность, то мы подразумеваем, что они предполагают свободное личностное бытие; ибо свобода есть отличительная черта личности. Осознав свободу, как необходимость, нравственность, ответственность и другие её проблемы, человек приходит к выводу, что корнем этих проблем, является понимание и осознание различных аспектов этой философской категории, ведь если мы, к примеру, поймём и осознаем ответственность свободы, то для нас эта проблема, больше не будет являться проблемой, как таковой.



Итак, можно заключить, что главная проблема свободы – это ее понимание и осознанание. Разные эпохи наполняют понятие свободы своим смыслом. Как отмечает Е.А. Лукашева: «Важно определить принципы и условия, при выполнении которых возрастали бы позитивные результаты глобализации и снижались, минимизировались ее отрицательные последствия, а для этого следует исходить из основного принципа – человеческого измерения глобализации, которое должно показать весь спектр воздействия ее на человека, его интересы, на народы, их образ жизни. Инструментом такого гуманитарного измерения являются права человека и права народов как главные ценностные характеристики условий их жизнедеятельности, призванные обеспечить свободу, справедливость, достоинство, идентичность нации. Если какие-либо аспекты глобализации не выдерживают проверки правами человека, следует однозначно признать их антигуманными».

Сегодня в эпоху глобализации, которая объединяет человечество под флагом идеи разделения единых универсальных для всех людей и народов ценностей, свобода от их навязывания тоже может стать одним из ракурсов рассмотрения данной проблемы.




Лучший французский поэт? Увы, Гюго. Андре Жид
ещё >>