страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения - страница №1/1
![]() Семеновская бюджетная средняя общеобразовательная школа Камышинского муниципального района Волгоградской области Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения урок географии в 8 классе ![]() Учителя географии Дудниковой С.В. 2011 год
Тема: Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Цель:
1.Ученики смогут объяснять особенности природных ресурсов Восточной Сибири, знать значение богатств Сибири для развития хозяйства России. 2.Развивать память, речь, мышление; умение работать в группе, расширять кругозор. 3.Воспитывать самостоятельность, коллективизм, любовь к Родине, бережное отношение к природе. Оборудование: на доске запись темы урока, высказывание М.В.Ломоносова, картины серии «Сибирь». Книги: М.Аджиев «Сибирь XX век», А.Муранов «Голубые очи планеты», Красная книга, карточки с заданиями. Тип урока: комбинированный Форма работы: групповая Методы обучения: частично- поисковый, исследовательский . -1-
(класс заранее поделен на группы).
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения». На доске вы видите слова: «Богатство российское будет прирастать Сибирью». Их сказал еще М.В.Ломоносов. Что имел в виду великий ученый? Какова наша задача на уроке? (Ответы учащихся: изучить богатства Восточной Сибири, доказать, как сбывается пророчество ученого в наши дни) Учитель: чтобы выполнить задачи урока, каждая группа получает карточку с заданием. В конце урока вы назовете лучшую группу и знатока Сибири. Работа с учебником и заполнение таблицы (таблица дана в конце конспекта урока) на доске и в тетрадях. 1 группа отвечает на вопросы: -Почему Сибирь- край будущего? -Какие из ресурсов Сибири имеют наибольшее значение? (ответы учащихся, заполнение первого столбика таблицы) Итог. 2 группа
-Как используют в хозяйстве водные ресурсы? -Почему леса- великое богатство? (ответы учащихся, заполнение таблицы). Итог.
3 группа -Есть ли в Сибири почвенные ресурсы и каково их использование? -Верно ли утверждение, что Сибирь- рекреационный район будущего России? Учитель: Какой общий вывод можно сделать? (ответ учащегося). Учитель: Чтобы осваивать этот край, его надо изучить. Об этом нам расскажут 4 и 5 группы. -2-
4 группа -каковы главные моменты в истории освоения Таймыра? (рассказ учащихся) Учитель : Запишите имена исследователей этой заполярной территории. 5группа -имена первопроходцев на карте Сибири. -проблемы освоения. (ответы учащихся, имена записаны на доске) Учитель: На какие группы можно разделить проблемы? Ученик: Трудности освоения и экологические. (ответы учащиеся записывают в таблицу) Учитель: Какие проблемы возникли в Сибири, связанные с деятельностью человека? (ответы учащихся, завершение заполнения таблицы). Учитель: Об этом говорится в стихотворении Станислава Куняева. Ученик: «Я люблю тебя, большое время, но прошу – прислушайся ко мне. Не убей последнего тайменя, пусть гуляет в темной глубине. Не губи последнего болота, загнанного волка пощади, Чтобы на земле осталось что- то, от чего щемит в моей груди…». ИТОГ (по таблице) Учитель: Когда же сбылось пророчество М.В.Ломоносова? -Какими природными ресурсами богата Сибирь, а значит Россия? -Что осложняет использование богатств Сибири? (ответы учащихся разных групп). Учитель: Слева на доске картины дикой природы Сибири, нетронутой человеком, а справа – современный облик этого сурового края. -3-
Учитель: Сейчас мы продолжим разговор о Восточной Сибири, вспомним, что узнали об этом крае на предыдущих уроках. Работаем так же в группах (задания на карточках) Задание 1 «Что лишнее?» 1группа «Баргузин, верховик, сарма, бора, култук». 2группа «Енисей, Ангара, Нижняя Тунгуска, Кама, Подкаменная Тунгуска». 3группа «Кузнецкая, Минусинская, Тувинская, Прикубанская, Байкальская». 4группа «Столбы», «Ильменский», «Баргузинский», «Байкальский». 5группа «Белка, соболь, лисица, лось, куница, песец». (ответы учащихся, при необходимости дополнения и исправления)
1группа. Почему в Якутии огромна амплитуда колебания температуры в течение года? 2группа. Почему «полюс холода» северного полушария находится в Восточной Сибири, а не на Северном полюсе7 3группа. Почему Сибирь слабо заселена? 4группа.Почему народные промыслы Сибири не связаны с земледелием? 5группа. Почему близ озера Байкал нецелесообразно строить атомную электростанцию? (ответ: есть гидроресурсы, месторождения угля и сейсмически опасная территория, а озеро является памятником природного наследия ЮНЕСКО)
1группа. В этих местах шахты не нуждаются в креплении, не нужен воджоотлив. Люди используют их как хранилище для скоропортящихся продуктов. Что это? 2группа. На Алтае выращивают этих животных ради целебных пантов. Из них изготавливают лекарство пантокрин, которое излечивает рак на начальной стадии. Кто это животное? 3группа. Здесь наблюдается процесс инверсии – обратное распределение температуры: возрастание ее снизу вверх вместо обычного убывания Что это за место в Сибири? 4группа. В этом месте встречается 1800 видов растений и животных,3/4 которых не встречается больше нигде в мире. Его можно назвать «музеем древностей». Что это? 5группа. У нее полупрозрачное тело белого цвета с розовым оттенком, нет чешуи, большие бесцветные плавники похожи на крылья стрекозы. Кто это? -4-
Учитель: по описанию угадайте о ком или о чем идет речь. 1группа. Живица этого дерева обладает лечебными свойствами, ею лечили порезы, ожоги; хвоей лечили цингу. В посуде из этого дерева долго не скисает молоко, в шкафу не заводится моль, масло лучшее по калорийности и усвояемости, сливки в три раза питательнее коровьих. (кедр и его орехи). 2группа. «Огромное животное, шатаясь, шло по тайге. Шерсть на нем висела клочьями, а шкура, казалось, была одета не по размеру. Сквозь слезящиеся глаза он пытался увидеть что- то съедобное».(медведь- шатун) 3группа. По народному преданию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на Землю. Латинское его название «Сцилла», что в переводе означает морской лук, наверное потому, что цвет его напоминает синеву моря. У народов Сибири существует поверье, что этот цветок исцеляет больных. (пролеска сибирская) Учитель: Пролеска сибирская занесена в Красную книгу. (показ рисунка) 4группа. Другая легенда Сибири повествует о том, что сарана выросла из сердца казачьего атамана Ермака, погибшего при завоевании Сибири. С тех пор цветок придает мужество и стойкость воинам. Сибиряки уверяют: «Кто хоть раз прикоснется к саране, тот всю жизнь будет смелым и сильным. Его название – женское имя.(лилия, показ рисунка) Ученик: Цветы, как люди, на добро щедры, И щедро нежность людям отдавая, Они цветут сердца отогревая, Как маленькие теплые костры. 5группа. Было у старика Байкала 336 сыновей и всего одна красавица- дочь ангара. Сыновья работали день и ночь, топили снега и ледники и гнали хрустальную воду с гор. То, что они добывали с большим трудом, сестра тратила на наряды. Однажды услышала она о богатыре Енисее, о его красоте и силе, и полюбила его. Но суровый старик решил выдать дочь за старого богатого Иркута. Спрятал Байкал Ангару в подводной темнице. Боги сжалились, освободили девушку. Бросилась она бежать по узкому проходу в скалах. Прибежала Ангара к Енисею, обнялись они, и потекли к Студеному морю. Учитель: Что в наше время происходит на берегах озера Байкал? (ответы учащихся). Очень подходят к нашей теме стихи камышинской поэтессы Анны Тарасовой. Ученик: Глаза- озера голубые и жилочки бегущих рек, Степей ладони трудовые доверчивы, как человек. Планете нечем защититься. С орбиты глянуть- так мала. Сумейте, как за дочь вступиться. О, люди, чтоб Земля жила. -5-
Учитель: Предлагаем вашему вниманию презентацию Сиберт Анастасии (ученицы класса) о Байкале (презентация прилагается)
Учитель: Оценим свою работу на уроке. Самооценка. (красный кружок «5», зеленый- «4», синий- «3»). Называем Знатока Сибири? Учитель: Какова главная мысль урока? Ученик: Пророчество М.В.Ломоносова сбывается в наше время. Учитель: Чтобы было будущее у Сибири, что надо делать сейчас? Ученик: Бережно, рационально использовать богатства Сибири и сохранить редкие виды и уникальные места. Учитель: Сибирь – суровая, но щедро одаренная земля. Для освоения её богатств придется затратить ещё немало сил. Но сибиряки всегда отличались мужеством, твердостью, смекалкой. И если раньше Сибирью пугали, то теперь эта земля очаровывает. Сибирь – часть нашей великой Родины России, а чтобы любить свою Родину, ее надо знать. Спасибо, ребята, за урок. Домашнее задание: пар. 40, знать таблицу. По желанию: сообщение о проблемах Сибири. (таблица) Природные ресурсы Восточной Сибири
-6- |
ещё >> |