Приобретения крупных пакетов акций открытых акционерных обществ - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Приложение №3 к ежегодному отчёту мэра городского округа Тольятти 14 1968.55kb.
Открытого паевого инвестиционного фонда облигаций "Северо-западный... 1 57.49kb.
Открытого акционерного общества "oгк-5 Холдинг" 1 24.44kb.
Доля Ростовской области в уставном капитале 1 72.59kb.
Состояние рынка ценных бумаг региона (Республика Алтай, Алтайский... 5 760.84kb.
Раздаточный материал 1 3 395.99kb.
Московская финансово-юридическая академия 12 990.27kb.
Перечень предприятий и акционерных обществ, не разместивших по состоянию... 1 52.84kb.
Программа семинара «Развитие механизма антикризисного государственного... 1 50.56kb.
Акционерных обществ 1 72.74kb.
Выпуск и размещение акций 1 38.77kb.
Особенности и классификация систем подвижной радиосвязи (спрс) 1 287.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Приобретения крупных пакетов акций открытых акционерных обществ - страница №1/1


С.В. Гомцян

Государственный


университет –
Высшая школа
экономики


ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА
ПРИОБРЕТЕНИЯ КРУПНЫХ ПАКЕТОВ АКЦИЙ ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ










Введение
В июле 2006 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208–ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), устанавливающие детальный порядок приобретения крупных пакетов акций ОАО1. Однако, несмотря на то, что эти изменения были внесены в российское законодательство лишь недавно и основываются они на прогрессивном зарубежном опыте, анализ практики применения Закона об АО и сравнительно-пра­вовое исследование норм российского правового режима публичных поглоще­ний выявили ряд недостатков. Поскольку одним из важных условий развития фондового рынка является обеспечение защиты прав и законных интересов ми­норитарных акционеров, необходимость в совершенствовании правового режима приобретения крупных пакетов акций очевидна. Это отвечает цели трансфор­мации российского финансового рынка в современный рынок, базирующийся на мировых стандартах и правилах.

В настоящей статье рассматриваются меры по совершенствованию двух важнейших составляющих российского правового режима приобретения крупных пакетов акций – правила обязательного предложения и правила добровольного предложения.


Необходимость достижения
баланса между целями правового
регулирования публичных поглощений

Развитие института публичных поглощений началось в 60-х гг. XX столетия в Великобритании и США. В США стимулом для этого стала разработка агентской теории корпораций. Эта теория приписывает публичным поглощениям роль дисциплинирования менеджеров и повышения эффективности управления. При этом воздействие публичных поглощений может быть как ex post, так и ex ante [Scharfstein, 1998, р. 190–192; Burkart, 1999, р. 4, 12; Berglöf et al., 2003, р. 191, 194; Капелюшников, 2005, с. 6].

На сегодняшний день теория о дисциплинирующей роли публичных поглощений, несмотря на то, что она часто подвергается сомнению эмпирическими данными – «цикличный» и «секторный» характер публичных поглощений [Bradley et al., 2004, р. 5]; небольшое число стран, где преобладают компании с распыленной структурой акционерного капитала [La Porta et al., 1999, р. 491–497; Капелюшников, 2005, с. 9]; возможность принятия менеджерами защитных мер, направленных на снижение вероятности поглощений и их «окапывание» [Burkart, 1999, р. 12]; большие расходы осуществления публичных поглощений, проявляющиеся в том числе и в убытках, которые несут акционеры поглощающей компании, – продолжает занимать важное место в научной литературе.

В Великобритании изначально компании обладали концентрированной структурой капитала. По этой причине введение в 1968 г. в действие Кодекса Сити о поглощениях и слияниях в большей степени было связано с пониманием того, что в рамках процесса приобретения крупных пакетов акций сталкиваются разные конфликтующие интересы и они требуют урегулирования и защиты [Cheffins, 2001, р. 466–468]2. Речь идет, прежде всего, о правах и законных интересах миноритарных акционеров.

Учащение случаев использования публичных поглощений как способа установления корпоративного контроля в континентальной части Европы стало причиной установления специального правового режима приобретения крупных пакетов акций на уровне ЕС. При этом в данном случае преследовалась не только цель защиты прав и законных интересов миноритарных акционеров, но и цель стимулирования поглощений для укрупнения европейских компаний и повышения их конкурентоспособности на глобальном уровне.

Таким образом, история становления правовых режимов приобретения крупных пакетов акций показывает, что существуют две прямо противоположные цели, между которыми должно быть достигнуто равновесие: с одной стороны, необходимо стимулирование приобретения крупных пакетов акций и, следовательно, корпоративной реструктуризации, а с другой – обеспечение условий защиты прав и законных интересов заинтересованных сторон. Иными словами, правила приобретения крупных пакетов акций должны быть разработаны таким образом, чтобы учитывать интересы как покупателя, так и акционеров поглоща­емого акционерного общества.

Правило обязательного предложения является мерой, которая, с одной сто­роны, значительно усложняет и делает более дорогой процедуру приобретения корпоративного контроля, а с другой – защищает права и законные интересы миноритарных акционеров. Следовательно, его принятие целесообразно лишь тогда, когда взамен на усложнение и удорожание процедуры публичного поглощения может быть достигнута цель защиты интересов большого числа миноритарных акционеров от возможных злоупотреблений со стороны членов совета директоров, контролирующих акционеров или покупателя акций. При этом необходимо достижение равновесия между защитой законных интересов миноритарных акционеров и усложнением приобретения корпоративного контроля.

В то же время следует учитывать, что распространение правового режима публичных поглощений на все ОАО отрицательно отражается на процедурах определения цены приобретения акций в рамках правила обязательного предложения и правила «вытеснения» миноритарных акционеров.

Так, в России при определении цены обязательного предложения о приобретении акций ОАО, чьи акции не обращаются на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг или обращаются менее шести месяцев, привлекаются независимые оценщики. Далее определенная независимым оценщиком цена сравнивается с наибольшей ценой, по которой оферент или его аффилированные лица в течение шести месяцев до направления обязательного предложения приобрели акции общества. Бόльшая из двух цен является ценой обязательного предложения (абз. 2 п. 4 ст. 842 Закона об АО). Очевидно, что, оказывая влияние на оценку, осуществленную независимым оценщиком, оферент может также договориться с крупными акционерами о формальном занижении цены при приобретении акций до направления обязательного предложения. Этому способствует также концентрация акционерного капитала.

Поскольку цена обязательного или добровольного предложения лежит в основе определения цены акций при их принудительном выкупе согласно правилу «вытеснения» миноритарных акционеров (п. 4 ст. 848 Закона об АО), число акционеров поглощаемого акционерного общества оказывает непосредственное влияние на повышение объективности цены выкупаемых акций [Гомцян, 2009, с. 84–85].

Одновременно со снижением эффективности правил защиты прав и законных интересов миноритарных акционеров теряется также стимулирующая функ­ция специального правового режима приобретения крупных пакетов акций и per se снижается вероятность того, что акционеры получат возможность продавать свои акции в рамках обязательного предложения.

По этой причине во многих зарубежных правопорядках объектом публичного предложения о приобретении акций являются акции компаний с большим числом акционеров. В значительном большинстве случаев это публичные компании (компании, чьи акции обращаются на фондовых рынках) (Directive, art. 1 para 1; Securities and Exchange Law, art. 24(1), 27-2-(1)). Закон об АО распространяет правила публичных поглощений на все ОАО и, тем самым, затрудняет процедуру приобретения корпоративного контроля над всеми ОАО.

К моменту завершения массовой приватизации в России сформировалась распыленная структура акционерного капитала [Долгопятова, 2007, с. 84, 86–88]. Процессы концентрации акционерного капитала, наряду с прекращением практики передачи акций при приватизации работникам, привели к снижению доли работников в капитале акционерных обществ [Долгопятова, 2003, с. 16–17; Долгопятова, 2007, с. 89]. К сожалению, отсутствуют точные эмпирические дан­ные о доле работников (без учета менеджеров) в суммарном капитале всех ОАО. Однако ряд исследований позволяют проиллюстрировать тенденцию снижения доли работников в капитале акционерных обществ в целом [Долгопятова, 2003, с. 21–23].

Учитывая вышесказанное, становится ясным, что решение о распростране­нии специального правового режима публичных поглощений на все ОАО при­нималось на фоне отсутствия достоверных данных о доле работников в суммарном капитале ОАО и среднем количестве их акционеров, а также небольшого числа эмитентов акций на фондовых биржах3.

Следовательно, распространение специального правового режима публичных поглощений на все ОАО оправдано исключительно с учетом того, что в ре­зультате приватизации появились акционеры – работники, которые не имеют возможности продавать свои акции на открытом рынке, и на фоне отсутствия достоверной информации об их доле и среднем количестве акционеров ОАО. Если бы не эти обстоятельства, то подход зарубежных правопорядков представляется более предпочтительным и эффективным как в целях защиты прав и законных интересов миноритарных акционеров, так и для стимулирования корпоративной реструктуризации. По этой причине в последующем, после снижения доли акционеров-работников, ставших таковыми в результате приватизации, в капитале ОАО и их среднем количестве следует ограничить действие правила обязательного предложения, в частности, и специального правового режима приобретения крупных пакетов акций акционерными обществами, акции которых обращаются на фондовых биржах, или которые имеют большое число акционеров (например, больше 500).


Правило обязательного
предложения и косвенное
приобретение акций

Согласно российскому законодательству обязанность направления публичной оферты в акционерное общество возникает у лица вне зависимости от конкретного производного основания приобретения права собственности на акции (купля-продажа, мена, дарение, правопреемство при реорганизации юридического лица, национализация, приватизация и др.)4. Таким образом, на первый взгляд, действующая редакция Закона об АО не допускает использования банальных способов обхождения норм закона. Однако формулировки п. 1 ст. 842 Закона об АО, определяющие момент возникновения обязанности направления обязательного предложения, создают значительные риски для ущемления прав и законных интересов миноритарных акционеров, поскольку позволяют структурировать сделки по приобретению акций ОАО таким образом, что обязанность направления в общество обязательного предложения не возникнет. Речь идет о некоторых случаях косвенного приобретения акций, т.е. приобретения не самих акций, а участия в уставном капитале юридических лиц, владеющих этими акциями.

В целях защиты прав и законных интересов миноритарных акционеров необходимо распространить правило обязательного предложения на случаи косвенного приобретения более 30% акций акционерных обществ. Однако распространение правила обязательного предложения на косвенное приобретение крупных пакетов акций не должно чрезмерно затруднить процедуру публичного поглощения холдинговых компаний. Поэтому следует возложить на лицо, которое косвенно приобрело более 30% акций ОАО, обязанность направления в общество обязательного предложения, если целью приобретения доли в капитале промежуточного юридического лица является установление контроля над ОАО и доля акций ОАО в удельном весе активов промежуточного юридического лица превышает 50%.


Проблема пропорционального
приобретения акций
при направлении добровольного
предложения

В добровольном предложении о приобретении акций может быть предусмотрено приобретение части акций ОАО. В таких случаях в соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 843 Закона об АО, если общее количество акций, предложенных к продаже, превышает количество акций, которое намерен приобрести оферент, акции приобретаются у акционеров пропорционально количеству акций, указанному в заявлениях об их продаже. Однако норма, устанавливающая это правило, носит диспозитивный характер: в добровольном предложении или в заявлении о продаже акций может быть предусмотрено иное (абз. 2 п. 5 ст. 843 Закона об АО).

Если предоставление возможности акционеру, продающему акции, предлагать иные условия продажи акций (например, ставить акцепт в зависимость от приобретения минимального количества акций или от приобретения всех ак­ций полностью) является обоснованным шагом, то целесообразность безусловного диспозитивного характера нормы в отношении добровольного предложения представляется сомнительной. В частности, в соответствии с действующей редакцией Закона об АО, оферент вправе указать в добровольном предложении, что акции приобретаются в порядке очередности поступления заявлений об их продаже. Между тем это понуждает акционеров поглощаемой компании к принятию быстрых и, возможно, не вполне взвешенных решений. Иными словами, действующая формулировка Закона об АО не защищает интересы миноритарных акционеров и может использоваться со злоупотреблениями со стороны оферента.

С учетом этого следует изменить абз. 2 п. 5 ст. 843 Закона об АО и сохранить диспозитивный характер нормы о пропорциональном приобретении акций только в отношении заявления акционера о продаже акций. При этом если акционер указывает минимальное количество акций, то он осознано берет на себя риск того, что акции могут и не быть проданы, поскольку после расчета коэффициента пропорциональности полученная цифра может оказаться меньше минимального количества акций, указанного в конкретном заявлении о продаже акций. В целях несоздания тупиковых ситуаций, результатом которых станет полный отказ в удовлетворении заявлений с указанием минимального количества продаваемых акций, расчет коэффициента пропорциональности следует осуществить с учетом всех полученных оферентом заявлений вне зависимости от того, указано ли в них минимальное количество продаваемых акций или нет.

Сроки действия правил
обязательного и добровольного
предложений

После получения ОАО обязательного или добровольного предложения полномочия его совета директоров ограничиваются (правило «невмешательства») (п. 1 ст. 846 Закона об АО). На сегодняшний день серьезной проблемой применения в России правила «невмешательства» является длинный срок его действия, который обусловлен сроками действия обязательного и добровольного предложений. Необходимо учитывать, что правило «невмешательства» может быть использовано в недобросовестных целях. Более того, даже при добросовестности целей оферента правило «невмешательства» затрудняет нормальное функционирование поглощаемого общества. Например, возникает проблема одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

В Директиве ЕС в качестве одного из принципов процесса публичного поглощения назван принцип недопущения оказания предложением о публичном поглощении препятствий в осуществлении поглощаемой компанией своей деятельности на более длительный срок, чем разумный срок [Directive, art. 3 para 1(f)]. С учетом этого принципа в директиве определены сроки действия обязательного предложения: не менее двух и не более десяти недель с даты публикации документов о предложении (Directive, art. 7 para 1). В Великобритании в со­ответствии с основными принципами Кодекса Сити владельцы акций поглощае­мой компании должны иметь достаточно времени и информации для принятия решения по направленной публичной оферте (City Code, General Principle 2). Исходя из этого публичная оферта должна быть открытой по меньшей мере в течение 21 дня после ее объявления (City Code, Rule 31.1).

Закон об АО предусматривает гораздо более длинные сроки для принятия публичной оферты: не менее 70 и не более 80 дней с момента получения ОАО обязательного предложения и не менее 70 и не более 90 дней с момента получения добровольного предложения (абз. 7 п. 2 ст. 842 и абз. 8 п. 2 ст. 841 Закона об АО). На практике эти сроки еще длиннее, поскольку действие правила «невмешательства» прекращается лишь по истечении 20 дней после окончания срока принятия обязательного или добровольного предложения (абз. 8 п. 1 ст. 846 Закона об АО). Более того, в случае, если до этого момента лицо, которое по итогам публичной оферты приобрело более 30% акций ОАО, потребует созыва внеочередного общего собрания акционеров ОАО, в повестке дня которого содержится вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) ОАО, правило «невмешательства» продолжает действовать до подведения итогов голосования собрания акционеров по данному вопросу. Между тем в со­ответствии с абз. 2 п. 1 ст. 51 Закона об АО, если в повестке дня общего собрания акционеров стоит вопрос об избрании членов совета директоров ОАО, дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, должна находиться в рамках периода между датой принятия решения о проведении собрания и 65 днями до даты его проведения (абз. 2 п. 1 ст. 51). Логично предположить, что оферент постарается созвать общее собрание акционеров таким образом, чтобы на дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, акции были переведены на его ли­цевой счет (счет депо). В таком случае действие правила «невмешательства» может превысить 180 дней.

В дополнение к вышеуказанным недостаткам длинные сроки действия добровольной и обязательной оферт могут стать причиной того, что цена оферты перестает соответствовать рыночной цене акций. Эта проблема ярко проявилась в условиях финансового кризиса и стала причиной для отказа некоторых лиц от направления в ОАО обязательного предложения или исполнения уже направленного предложения. Длинные сроки повышают риски оферента и сдер­живают его от направления в ОАО оферты, так как в случае снижения цены он несет риск переплаты, а в случае ее роста – риск того, что в рамках оферты будет собрано малое количество акций. Миноритарные акционеры, в свою очередь, лишаются возможности продавать акции в рамках публичной оферты. Таким образом, установленные законодательством длинные сроки публичной оферты не соответствуют цели стимулирования корпоративной реструктуризации, и предложенная защита прав и законных интересов миноритарных акционеров является непропорциональной и непригодной для достижения преследуемой им цели.

В связи с необходимостью недопущения создания препятствий нормально­му функционированию ОАО фактом направления публичной оферты и стимулирования публичных поглощений представляется целесообразным сокращение сроков действия обязательного и добровольного предложения. Однако это сокращение не может быть большим, если не будут разработаны специальные правила созыва общего собрания акционеров в рамках действия правила «невмешательства». Наиболее оптимальным решением представляется предоставление возможности исполнительным органам ОАО созвать внеочередное общее собрание акционеров на 30-й день после получения обязательного или добровольного предложения. При этом владельцы не менее чем 10% акций ОАО должны иметь право в течение 10 дней после получения публичной оферты внести предложения в повестку дня общего собрания акционеров. Акционеры должны быть уведомлены о проводимом общем собрании акционеров не позднее чем за 14 дней до даты его проведения.

Заключение
Проведенный в статье анализ позволяет выделить четыре основные на­правления совершенствования российского правового режима приобретения крупных пакетов акций акционерных обществ:


  • ограничение действия правового режима акционерными обществами, акции которых обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг или которые имеют большое число акционеров;

  • распространение правила обязательного предложения на косвенное установление корпоративного контроля над акционерными обществами;

  • сохранение диспозитивного характера нормы о пропорциональном приобретении акций в рамках добровольного предложения только в отношении заявления акционера о продаже акций;

  • сокращение сроков действия обязательного и добровольного предложений и, как следствие, правила «невмешательства» и установление специальных правил созыва общего собрания акционеров общества после получения обществом публичной оферты.


Литература
Гомцян С. О принудительном выкупе акций миноритарных акционеров // Хозяйство и право. 2009. № 2.

Долгопятова Т. Концентрация акционерной собственности и развитие российских компаний (эмпирические свидетельства) // Вопросы экономики. 2007. № 1.

Долгопятова Т.Г. Становление корпоративного сектора и эволюция акционерной собственности: препринт WP1/2003/03. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

Капелюшников Р.И. Концентрация собственности и корпоративное управление: препринт WP1/2005/03. М.: ГУ ВШЭ, 2005.

Федеральный Закон РФ от 26 декабря 1995 г. № 208–ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1; 2001. № 33. Ст. 3423.

Berglöf E., Burkart M. European Takeover Regulation // Economic Policy. 2003. Vol. 18. № 36.

Bradley M., Sundaram A. Do Acquisitions Drive Performance or Does Performance Drive Acquisitions? Duke University WP. 2004. (available at [24.03.2008])

Burkart M. Economics of Takeover Regulation. SITE, Stockholm School of Economics, 1999. (available at [03.09.2007])

Cheffins B.R. Does Law Matter? The Separation of Ownership and Control in the United Kingdom // Journal of Legal Studies. 2001. Vol. 30. № 2.

European Parliament and Council Directive 2004/25/EC of 21 April 2004 on takeover bids // OJ L 142, 30/04/2004.

La Porta R., López-de-Silanes F., Shleifer A. Corporate Ownership Around the World // Journal of Finance. 1999. Vol. 54. № 2.

Morck R., Steier L. The Global History of Corporate Governance – An Introduction: NBER Working Paper № 11062. 2005. (available at [22.07.2007])

Panel on Takeovers and Mergers, «City Code on Takeovers and Mergers», Eight ed. (20 May 2006). (available at [12.06.2007])

Scharfstein D. The Disciplinary Role of Takeovers // Review of Economic Studies. 1988. Vol. 55. № 2.

S

ecurities and Exchange Law of Japan № 25 of 1948, as in effect Apr. 1, 2002 (English translation). (available at [20.11.2007])



1 Для обозначения приобретения крупных пакетов акций в целях установления корпоративного контроля над акционерными обществами в настоящей статье ис­пользуется также термин «публичное поглощение».

2 Дж. Фрэнкс, К. Мейер и С. Росси утверждают, что распыленный акционерный капитал начал превалировать в Великобритании с начала XX в. Однако они же отмечают, что принятие правил публичного поглощения в Великобритании стало результатом активного лоббирования со стороны институциональных инвесторов и было направлено на защиту прав и законных интересов миноритарных акционеров [Morck et al., 2005].

3 В октябре 2008 г. на ММВБ более или менее активно обращались акции около 150 эмитентов, на РТС количество эмитентов акций превышает 1000, однако по многим акциям торги не проводятся или проводятся крайне редко.

4 Этот вывод обусловлен тем, что п. 1 ст. 842 Закона об АО связывает приобретение акций с внесением соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) приобретателя либо с моментом, когда приобретатель узнал или должен был узнать о том, что он самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет более 30% голосующих акций ОАО. В соответствии с абз. 5 п. 8 ст. 842 Закона об АО обязанность направления в ОАО обязательного предложения не возникает в случае превышения порогового значения в результате наследования лицом акций общества.








В Голливуде вечный треугольник состоит из актера, его жены и его самого. Неизвестный американец
ещё >>